Уже в правление архиепископа Антония в городе Сердоболе (ныне – Сортавала) прошёл съезд православного духовенства Финляндии. Жизнь новой епархии, при всей её малочисленности, постепенно обретала плоть и кровь, а само финское православие впервые в новейшей истории стало обозначать себя как организованная патриотическая народная сила, как осязаемый феномен. В 1898 году, после 11 лет трудов на земле Суоми, из-за конфликта с генерал-губернатором Н.И. Бобриковым, не сочувствовавшим широкой программе иерарха, по требованию В.К. Плеве архиепископ Антоний был устранён из Финляндии, но это событие обернулось для него новым возвышением – он был возведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру, продолжив там свои труды и применив, несомненно, тот пастырский и административный опыт, который обрёл во время служения в Финляндии. Одним из преемников его трудов на Финляндской кафедре с 1905 года стал его ученик епископ Сергий (Страгородский), в будущем – Патриарх Московский и всея Руси. Господь призвал к Себе митрополита Антония сравнительно молодым, 66-ти лет, в 1912 году, за два года до начала Великой войны и за пять лет до трагических событий 1917 года. Вскоре Финляндия обрела государственную независимость, а в истории финского православия, благоустроению которого он отдал столько энергии и дарований, открылась новая страница. Со времени этих событий минуло целое столетие, насыщенное множеством разнообразных событий, однако историческая роль митрополита Антония (Вадковского), первого правящего православного архиерея Финляндии, его личность и начинания никогда не утратят своего значения для народа Божия земли Суоми, служа ориентиром для новых поколений архипастырей. Литература 1. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии: К 200-летнему юбилею взятия Выборг. крепости и воссоединения Карелии с православной Россией, 14 июня 1710-1910. Православное карельское Братство во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Выборг, 1910, 32 с. URL: (дата обращения: 08.12.2016).

http://bogoslov.ru/article/5622305

(31) Костомаров Н.И. Указ. соч. - С. 777. (32) См.: 33. - 1614 Июля 11. Отписка Астраханских воевод князя Одоевского и Головина к Казанским воеводам князьям Воротынскому и Ушатому, о поимке Заруцкого и Марины, и об отправлении в Москву стрелецких голов Пальчикова и Онучина//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. - Том третий. - С. 33. (33) Ключарёвская летопись (предисловие). [Васильев К.] История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней бунтах, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах/Отдельные оттиски: из 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за 1887 г. - Астрахань: Типография Губернского Правления, 1887. - С. 14. (34) [Благонравов М.Д.] Архиереи Астраханской епархии за 300 лет её существования, с 1602 до 1902 года. С 39 портретами. Составил Духовник Астраханской Духовной Семинарии, Священник Михаил Благонравов. Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. - Астрахань: Типография П.С. Цейхенштейна, 1902. - С. 9. (35) Так в оригинале. - И.А. (36) См.: [Саввинский И.И.] Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существования. (С 1602 по 1902 год). Составлена по поручению Астраханской Духовной Консистории членом оной священником Иоанном Саввинским. - Астрахань: Типография В.Л. Егорова, 1903. - С. 118. (37) См.: Там же. - С. 95. (38) См.: Там же. - С. 99. (39) Там же. - С. 96. (40) Савенкова А.И. Комплекс Успенского собора Астраханского кремля//Вестник МГСУ. - 2016. - 8. - С. 12. (41) Покровский И. Указ. соч. - С. 634. (42) Там же. - С. 635. (43) См., например: Казанский собор [Электронный ресурс]//GEO Meridian: сайт. - URL: http://geomerid.com/ru/place/1460/ (дата обращения: 08.07.2018); Церковь Казанской иконы Божией Матери [Электронный ресурс]//Love-Astrakhan.ru: сайт. - URL: (дата обращения: 09.07.2018) (44) Церковь Казанской иконы Божией Матери (Астрахань) [Электронный ресурс]//BankGorodov.ru: сайт. - URL: (дата обращения: 09.07.2018)

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

– Schaumburg: GospelLiteratureServices, 1995. 9) Даниель-Ропс, А. Общее введение в Священное Писание . Библия. – Брюссель, 1973. 10) Добыкин, Д. Г. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. – СПб.: Изд-во Санкт–Петербургской православной духовной академии, 2013. 11) Каменский Н, свящ. Изображение Мессии в Псалтири. – Казань, 1878. 12) Максимо, Ю. «Неинтересный» Ветхий Завет (Электронный ресурс)//«Православие и современность» – 2008. – 7. – Православная энциклопедия «Азбука веры». – Режим доступа: http://azbyka.ru/neinteresnyj–vetxij–zavet – Дата обращения (29.05.2016). 13) Петровский С. , прот. О новом построении священной истории Ветхого Завета по идее мессианской. – Одесса, 1909. 14) Платон (Левшин) , митр. Полное собрание сочинений. – СПб., 1913. 15) Смирнов, М. С. Предизображение Иисуса Христа и Его Церкви в Ветхом Завете. – М., 1857. 16) Сове Б. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах (ноябрь 1936 года)//«Альфа и Омега». – 1994. – 2. 17) Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов. Т. I/под ред. А. П. Лопухина . – СПб, 1904. 18) Фаст Г. , прот. Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания. Кн. 1. – Красноярск: Енисейский благовест, 2007. 19) Штаудингер, Р., диак. Зачем читать Ветхий Завет?//«Альфа и Омега». – 2007. – 2. 20) Юревич Д. , прот. Лекции по библейской герменевтике [Электронный ресурс]/сайт «Генпланы монастырей России». – Режим доступа: http://plan–x.ru/lekcii–po– biblejskoj–germenevtike/. – Дата обращения (29.05.2016) D. G. Dobykin Christocentrism of the Holy Scriptures as the teaching the Old Testament basis This article provides recommendations for the teaching of the Holy Scriptures of the Old Testament. The basis of teaching must be Christocentrism – the vision of Christ in the Old Testament and the history of the covenant between God and man. Themes are shown that are better to consider in the process of teaching. Keywords: Old Testament, Christocentrism, covenant theology, the teaching of Scripture, the Orthodox pedagogy.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

20 Cf.: Zizioulas J.D. Biblical aspects of the Eucharist//Eucharistic Communion and the World. P.13–14. 22 В различных русских изданиях работ Зизиуласа и исследователей его богословия приводятся различные переводы этого термина: «коллективная личность» (См.: Вольф М. По подобию нашему. Церковь как образ Троицы. С.87, прим.11), «совокупная личность» (См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость. С.134) и, наконец, «корпоративная личность» (См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С.145, прим.7). Мы решили отдать предпочтение последнему, с одной стороны как наиболее часто встречающемуся, а с другой стороны как филологически более оправданному, т.к. в нем пусть и в заимствованной из латинского форме сохраняется понятие тела (corpus), которое является важным для понимания экклезиологии в целом и богословия владыки Иоанна в частности. 23 Cf.: Zizioulas J.D. The Mystery of the Church in Orthodox Tradition//The Oneand the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today. P.142. 24 Зизиулас ссылается на его работу: Robinson W.H. The Hebrew Conception of Corporate Personality. Berlin, 1936. См.: Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение. С.145, прим.7. 33 Cf.: Brown A. On the Criticism of Being as Communion in Anglophone Orthodox Theology//The Theology of John Zizioulas: Personhood and the Church. P.75. 41 Cf.: Zizioulas J.D. The Ecclesiological Presuppositions of the Holy Eucharist//Eucharistic Communion and the World. P.108–109. 42 См.: Шишков А.В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии. С.31; Вольф М. По подобию Нашему... С.136; McPartlan P. The Eucharist Makes the Church: Henri de Lubac and John Zizioulas in Dialogue. USA, 2006. P.186. 46 Cf.: Zizioulas J.D. Primacy in the Church: An Orthodox Approach//The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today. P.269. 47 Критику этого видения митрополита Зизиуласа можно увидеть в документе, принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25–26 декабря 2013 года. См.: «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви»//Патриархия.ru. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html (дата обновления: 26.12.2013; дата обращения: 01.02.2016). Читать далее Источник: Афанасий (Букин), иеромонах. Христологические основания экклезиологии митрополита Иоанна (Зизиуласа)//Христианское чтение. 2016. 6. С. 128-138. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Четыре воспитанника Витебской Духовной семинарии были прославлены в лике святых: в 2003 г. протоиерей Михаил Околович, выпускник 1910 г.; в 2005 г. протоиерей Василий Малахов, выпускник 1894 В лике святых Белорусской Православной Церкви в 2007 г. был прославлен протоиерей Николай Околович, выпускник 1883 г. и в чине исповедника веры Владимир Еленевский, выпускник 1896     © Горидовец В., свящ., 2016 Автор выражает благодарность сотрудникам Государственного архива Витебской области за помощь, оказанную при написании статьи.   Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за минувшее столетие ее существования (февраль 1807 – февраль 1907). Витебск, 1907. С. 214. Там же. С. 215. Там же. Там же. С. 221. Довгялло Д. И. Витебская духовная семинария (1806–1906 гг.). Заметки и воспоминания. Витебск, 1907. С. 4–5. Там же. С. 5. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 214. Там же. С. 217. Там же. С. 217–218. Там же. С. 218. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 14. Там же. Там же. С. 1. Там же. С. 3. Там же. С. 8. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 222. Там же. С. 223. Горидовец В. В. Судьбы православного и униатского духовенства Витебской губернии в контексте событий 1812 года (Электронный ресурс: http://witebsk.orthodoxy.ru/i2/publ/002.html; дата обращения: 1 февраля 2016 г.). Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 11. Католическая обедня, месса. Шавельский Г. Из былого almamatris. Витебск, 1906. С. 11. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 39–41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219. Там же. С. 247. Там же. С. 219–220. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 41. Богородский Н. Н. Указ. соч. С. 219–220. Там же. С. 224. Там же. С. 223. Там же. С. 224–225. Там же. С. 245–246. Там же. С. 253. Довгялло Д. И. Указ. соч. С. 10. Шавельский Г. Указ. соч. С. 12. В начале ХХ в. епископ Альбетранди упоминался в качестве первого председателя Варшавского общества любителей наук (1800–1832 гг.), активного пропагандиста польской национальной идеи и автора стихотворных произведений в жанре политической сатиры, высмеивающих действия Российской империи на европейской политической арене (Русский архив. 1909. 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

Литература: 1 . Амвросий Медиоланский , свт. Изъяснение 118 псалма//Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011. С. 157. 2 . Афониада – школа на Святой Горе. URL: обращения 08. 01. 2018). 3 . Баришанская M. M. Монастырские школы//Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. Г. Панова. В 2-х т. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588. 4 . Варнава (Беляев) , еп. Дар ученичества. М.: Руссико, 1993. 5 . Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223. 6 . Василий Кинешемский , сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016. 7 . Вишняков С., свящ. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество//Душеполезное чтение. Ч. 1–2. Июнь 1860. С. 138–166; Июль. 1860. Ч. 2. С. 245–284. 8 . Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания//Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52. 9 . Восторгов И. , прот. Подвижничество и монашество//О монашестве. В 2-х т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 405–418, здесь: с. 411. 10 . Восторгов И. , прот. Поучение о том, что такое монастырь для монахов и мирян//Там же. С. 440–455. 11 . В святогорском училище «Афониада» торжественно отметили начало учебного года. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (дата обращения 08. 01. 2018). 12 . Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. М.: Издательство сестричества во имя свт. Игнатия (Брянчанинова) , 2007. 13 . Габидзашвили Э., Крашенинникова Н. Н. Георгий Святогорец (1009–1065)//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 75–78. 14 . Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М. и др.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Например, 2Пет. 3:13–14 в НЗК: «Но мы ожидаем, что явятся, как обещал Сам Христос, новое небо и новая земля – праведности обитель. В чаянии сего живите, дорогие мои, стремитесь к тому, чтобы нашел Он вас в тот День незапятнанными и непорочными, исполненными мира». Синод.: Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире. Таким образом, в данной главе было кратко представлено, что перевод Библии под редакцией М.П. Кулакова, несмотря на свое заявленное качество удобоприемлемости для любой христианской конфессии, является переводом тенденциозным (особенно в новозаветной части) и поэтому не может быть рекомендован для чтения православным христианам. 4 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 2. 5 Библия в современном русском переводе//URL: (дата обращения: 23 марта 2016 года). 6 Десницкий А.С. Современный библейский перевод: теория и методология. М.: ПСТГУ, 2015. С. 252. 7 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 7. 8 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года). 9 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года). 11 Кулаков М.П. Предисловие к первому изданию Нового Завета//URL: http://bible.zau.ru/translation/new_testament1 (дата обращения: 21 марта 2016 года). 12 Участие специалистов разных конфессий в работе над проектами ИПБ//URL: http://bible.zau.ru/ipb/staff (дата обращения: 22 марта 2016 года). 13 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в современном русском переводе. М.: ББИ, 2015. С. 8. 14 Общие принципы перевода, принятые в ИПБ им. М.П. Кулакова//URL: http://bible.zau.ru/translation/concept (дата обращения: 27 марта 2016 года).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/perevod-...

1 Для сравнения: похожее «изложение» истории приведено Бегичев П. Миф о жестокости Елисея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.word4you.ru/interesting/6621/(дата обращения: 30.06.2016) 2 Показательной иллюстрацией тезиса, что и среди современных православных христиан есть сомнения относительно данного отрывка, является вопрос, заданный протоиерею Димитрию Смирнову в эфире программы «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» 11 марта 2012 года. См. Беседы с батюшкой (11 марта 2012 г.). [Электронный ресурс]. URL: обращения: 30.06.2016) 4 Возраст Измаила на момент его изгнания из дома Авраама определяется следующим образом: он был на 14 лет старше Исаака (сравни Быт. 16:16 и 21:5); причиной изгнания Измаила были его насмешки над Исааком; соответственно, к этому времени Исаак уже вышел из младенческого возраста, ему, наверное, было около 5 лет как минимум. 5 Messner R. G. Elisha and the Bears: A Critical Monograph on 2 Kings 2:23–25//Grace Journal, Volume 3.2. 1962. P. 16–17 6 Messner R. G. Elisha and the Bears: A Critical Monograph on 2 Kings 2:23–25//Grace Journal, Volume 3.2. 1962. P. 17 8 Очень хорошо подходит здесь слово «тинэйджер»: хотя оно и нелитературное, но зато оно четко обозначает возраст этих детей и в русском языке более точного аналога нет. 9 Сравни Lange J. P., Schaff P., Bähr W., Harwood E., & Sumner B. A. A commentary on the Holy Scriptures: 2 Kings. Bellingham, 2008. P. 18 10 Ефрем Сирин. Комментарии на 4-ю книгу Царств.//Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет . Том V: Исторические книги (часть 2). Книги Царств (3-я и 4-я), Паралипоменон (1-я и 2-я); Ездры (1-я), Неемии и Есфири/Под ред. Дж. Р. Фрэнки/Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина/Пер. с англ., греч., лат. и сир. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 174 11 Harris R. L., Archer G. L., Waltke, B. K. Theological Wordbook of the Old Testament. Chicago: Moody Press. 1980, P. 801 12 Впрочем, принимая тезис о том, что употреблением породы хитпаель применительно к корню выражается продолжительность действия, следует все же учитывать, что данный глагол встречается слишком редко, потому такие рассуждения все равно остаются гипотезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

4. Отчет о работе Вотского обкома ВКП(б) за период с декабря 1926 г. по ноябрь 1927 г.//Хрестоматия по истории Удмуртии: в 2 т. Т. 2: Документы и материалы. 1917–2007. Ижевск: Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2007. С. 197. 5. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых/сайт Московоской Патриархии www.patriarchia.ru//URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422558.html (дата обращения: 02.05.2023). 6. Вятский исповедник: святитель Виктор (Островидов): Жизнеописание и труды/сост. Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2016. С. 138, 209, 339–344. 7. Копия письма епископа Уржумского Авраамия (Дернова) в Вятку на имя архиепископа Павла (Борисовского). 21 декабря 1927 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 8. Л. 77, 78. 8. Письмо епископа Котельнического Никифора (Ефимова) на имя епископа Авраамия (Дернова) от 13 декабря 1928 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192 9. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009. С. 221. 10. Следственное дело по обвинению Дернова Анатолия (Авраамия) и других. 1937 год//Архив УФСБ РФ по Удмуртской Республике. Ф. 7. Д. 1141. Л. 1, 3, 7, 8 об., 9, 11–12, 15 об., 21–21об., 30–30 об., 32, 40–40 об., 41, 43, 69 об., 74, 104–105 об., 122, 125, 127.   26 июня 2023 г. 15:00 HTML-koд для сайта или блога: Подвиг смиренного воина Христова Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/arhiepiskop_...

Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным образом архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком» ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Кн. 6. M., 1996. С. 78, 85). Скончался ок. 1640 г. в Виленском Троицком монастыре (Строев. С. 6). 1079 Первая дата – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 50. Вторая датадата заключения в кремлевских подвалах. Скончался сщмч. Гермоген от голода 17.02.1612 (Патриархи Московские. M., 2004. С. 52). Память – 17.02 и 12.05. 1082 В грамоте к гетману Сапеге о дозволении освятить оскверненный храм, датированной 11.1608, именуется «Митрополит Ростовский и Ярославский, нареченный Патриарх Московский и всея Руси» (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 136). По-видимому, «наречение» произошло в стане Тушинского вора. Дата избрания – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 66. Вторая датадата кончины (Там же. С. 68). 1083 Первая датадата поставления (Патриархи Московские. M., 2004. С. 74). Вторая датадата кончины (Там же. С. 84) 1085 Первая датадата поставления (Патриархи Московские. M., 2004. С. 88). Вторая датадата кончины (Там же. С. 109). 1086 Первая датадата поставления. Вторая датадата добровольного устранения от управления. Дата соборного осуждения Никона – 12.12.1666. Преставился 17.08.1681 на р. Которосли, подплыв на струге к Ярославскому Спасскому монастырю. Погребен в Ново-Иерусалимском монастыре. 1091 Первая датадата избрания (Патриархи Московские. M., 2004. С. 180). Вторая датадата кончины (Там же. С. 181). 1094 Обе даты – по: Патриархи Московские. M., 2004. С. 197. После упразднения Патриаршества «,..на Патриаршем дворе и в (Успенском. – Сост.) соборе в это время сохранялся еще старый церковный обычай, что при священнослужениях в отсутствие Патриарха творили поклонение, как присутствующему, его месту, на котором всегда стоял и патриарший посох. Само собою разумеется, что для новых порядков Духовного Регламента такое обстоятельство представлялось уже великою несообразностью, и потому Святейший Синод 14 августа 1721 г. определил: «В Москве, в Успенском соборе и в преждебывшем патриаршем доме, в церкви Двунадесяти Апостолов, патриаршим местам поклонения не творить и во оных, в соборе и в церкви, и в Крестовой полате, и в прочих (местах) обретающиеся при патриарших местах посохи, отобрав, отдать в Ризницу». При расспросах по сему предмету ризничий объяснил: «Который де посох в церкви Двунадесяти Апостол, и оный де для того на том месте, что к тому месту, по прежнему обычаю, кланяются они (прихожане. – Сост.) даже и до ныне» (1722 г. )...» (Забелин И. История города Москвы. M., 1905. С. 529–530).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010