1 Р. Зидер. Что такое «социальная история»? Разрывы и преемственность в освоении «социального» //Thesis, 1993, вып. 1. C. 163-181 . http://www.hse.ru/data/108/314/1234/1_4_2Sied.pdf (дата обращения – 29.11.2015) 2 Социальная история // Фонд знаний «Ломоносов» — (дата обращения – 29.11.2015) 3 Леонтьев К. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения / Леонтьев К. Византизм и славянство : сборник статей. М.: АСТ, 2007. – С. 488. 4 Леонтьев К. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения / Леонтьев К. Византизм и славянство : сборник статей. М.: АСТ, 2007. – С. 500. 5 Леонтьев К. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения / Леонтьев К. Византизм и славянство : сборник статей. М.: АСТ, 2007. – С. 555. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 ноября, 2021 2 сентября, 2020 25 августа, 2019 10 июля, 2019 4 апреля, 2019 29 марта, 2019 14 января, 2019 27 июня, 2018 15 марта, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/bratya-slavyane-est-li...

Еще раз о Государе Николае II 19.05.2015 12:59:54 Алексей Пищулин Директор радиостанции «Радонеж» Е.К. Никифоров беседует с  А. Ю. Пищулиным о Николае II. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2014/12/31/22-02.html Евгений Никифоров: Прошло много времени с момента, когда состоялась после бурных дискуссий канонизация, страсти, кажется, улеглись, но споры остаются.  Царь-страстотерпец олицетворял собой страдание всей России и споры о России остались. Успешным или неуспешным было его царствование,  какие уроки нужно вынести, чтобы не повторилась русская трагедия.  Случайно ли дата восшествия Царя Николая II на престол совпадает с датой начала революции. Об этом мы беседуем с писателем и режиссером Алексеем Юрьевичем Пищулиным. А. Пищулин: Первое мое обращение к этому совершенно, на мой взгляд, замечательному и выдающемуся персонажу нашей истории произошло в 1998 году, когда по моей инициативе и при моём активном участии режиссёр Сергей Мирошниченко снял фильм, который назывался «Николай II. Круг жизни». Это был такой пятиэпизодный фильм, на тот момент это было монументальное обращение к теме.  Рассказчиком в этом фильме был Георгий Степанович Жжёнов, который по мере производства этого фильма, прошёл свой путь навстречу государю, это отдельная история, отдельный роман и взаимоотношения. Я очень далёк от беспристрастного отношения к этому историческому персонажу, имею в виду государя-императора. Как это бывает у православных людей, удивительным образом у меня с ним сложились и существуют некие личностные отношения. Это феномен, который вне религиозного сознания трудно объяснить. Почему миллионы людей испытывают такие эмоции по поводу святителя Николая Мирликийского? Ведь про него очень мало достоверно известно, даже его присутствие на Вселенском Соборе подвергается определённым сомнениям у историков. И, тем не менее, огромное количество людей обращаются к нему не как к некой неведомой инстанции, а как к своему близкому знакомому или родственнику. Это то, что существует в христианстве, такая благодать общения с человеком, жившим на земле давным-давно, общения реального, эмоционального и персонального.

http://radonezh.ru/analytics/esche-raz-o...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликовано Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с Международным днем защиты детей 30.05.2016 452 «Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, дорогие во Христе братья и сестры! 1 июня будет отмечаться Международный день защиты детей, который ежегодно проводится по инициативе Организации Объединенных Наций. Эта памятная дата призвана напомнить нам об огромной ответственности за подрастающее поколение, возложенной на нас Создателем», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ Обращении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в связи с Международным днем защиты детей. «Священное Писание неслучайно называет детей наследием от Господа и наградой от Него (Пс. 126, 3), указывая на то, что благодаря сему величайшему Божьему дару человек обретает уникальную возможность почувствовать свою причастность к зарождению новой жизни. Однако, говоря о защите детей, люди нередко забывают о том, что забота о благополучии ребенка – тема не для каких-то отвлеченных философских бесед и размышлений, но один из наиболее актуальных вопросов современности. И первое, что в связи с этим меня особенно волнует как Патриарха, как Предстоятеля Церкви – это проблема абортов», - говорится в обращении. «Даже сухие цифры официальной статистики заставляют внутренне содрогнуться от ужаса: только в 2015 году в нашей стране было совершено 746 тысяч медицинских прерываний беременностей. И трудно даже представить себе, каковы реальные масштабы данной трагедии. Аборты стали поистине национальным бедствием, ежегодно уносящим жизни более миллиона наших соотечественников», - отмечает Патриарх. «Убежден, что одним из важнейших шагов для преодоления данной проблемы является своевременная и комплексная помощь женщинам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации. Церковь принимает в решении этого вопроса самое активное и деятельное участие, устраивая специальные приюты и гуманитарные центры, куда беременные и женщины с детьми могут обратиться в том числе и за материальной поддержкой. Даже небольшая помощь способна убедить женщину отказаться от совершения аборта или решения оставить свое дитя в родильном доме», - сказано в обращении далее.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/30/op...

36. Великая Лавра/сост. иером. Дионисий (Шленов) , А. А. Турилов, С. И. Никитин и др.//Православная энциклопедия. – Т. 7. – С. 380–404.//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 05.12. – URL: http://www.pravenc.ru/text/150059.html (дата обращения: 06.06.2018). 37. Гаген С. Я. Иоанн XIV Калека//Сайт Православная энциклопедия. – 2015. – 31.03. – URL: http://www.pravenc.ru/text/469604.html (дата обращения: 20.01.2020). 38. Гаген С. Я. Иоанн Кантакузин /С. Я. Гаген, Д. И. Макаров//Православная энциклопедия. – Т. 24. – С. 296–309//Сайт Православная энциклопедия. – 2015. – 29.05. – URL: http://www.pravenc.ru/text/471274.html (дата обращения: 25.03.2020). 39. Греческо-русский и русско-греческий словарь/сост. А. В. Сальнова. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Русский язык», 2000. – 586 с. 40. Греческо-русский лексикон Нового Завета с номерами Стронга и греческой Симфонией//Сайт Академик. URL: http://translate.academic.ru/προνοια/xx/ru/(дата посещения: 24.03.2020). 41. Григорий Палама /Бернацкий М. М., Турилов А. А., Асмус В. , прот. и др.//Православная энциклопедия. – Т. 13. – С. 12–41.//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 14.03. – URL: http://www.pravenc.ru/text/168057.html (дата обращения: 26.01.2020). 43. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь в 2 тт./под ред. чл.-кор. Акад. наук СССР С. И. Соболевского. – Москва: ГИС, 1958.//Сайт «Академик». URL: http://greek_russian.academic.ru/(дата обращения: 2018–2020). 44. Джиджора Е. Энергийная сопричастность верующего Творцу в гимнографическом триптихе патриарха Филофея Коккина/Е. Джиджора//Научный альманах «Афонское наследие». – Киев-Чернигов, 2017. – Вып. 5–6. – С. 379–386. 45. Дмитрий Солунский/О. В. Иванова, А. А. Турилов, А. А. Лукашевич, А. С. Преображенский//Сайт Православная энциклопедия. – 2009. – 23.10. – URL: http://www.pravenc.ru/text/178231.html (дата обращения: 25.02.2020). 46. Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина: К вопросу о составе рукописи сборника ГИМ. Син. гр. 429 (Влад. 303)/Э. Н. Добрынина//Россия и христианский Восток. – Москва, 1997. – 1. – С. 38–48.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

51 Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск, 2010. 352 с. Издание, с которого сделан перевод: Mateos J. La Célébration de la Parole dans la liturgie byzantine: etude historique. Roma. Pontificium Institutum Orientalium Studiorum. 1971. 52 Мейендорф И., прот. Византия и Московская Русь... 440 с. Издание, с которого сделан перевод: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. 54 Григорий Палама /Бернацкий М. М., Турилов А. А., Асмус. В., прот. и др.//Православная энциклопедия. Т. 13. С. 12–41.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 14.03. URL: http://www.pravenc.ru/text/168057.html (дата обращения: 06.06.2018). 55 Гаген С. Я. Иоанн Кантакузин /С. Я. Гаген, Д. И. Макаров//Православная энциклопедия. Т. 24. С. 296–309.//Сайт Православная энциклопедия. 2015. 29.05. URL: http://www.pravenc.ru/text/471274.html (дата обращения: 25.03.2020). 56 Великая Лавра/сост. иером. Дионисий (Шленов и др.//Православная энциклопедия. Т. 7. С. 380–404.//Сайт Православная энциклопедия. 2009. 05.12. URL: http://www.pravenc.ru/text/150059.html (дата обращения: 06.06.2018). 57 Лосева О. В. Ираклия Фракийская//Православная энциклопедия. Т. 26. С. 300–304.//Сайт Православная энциклопедия. 2016. 18.02. URL: http://www.pravenc.ru/text/673873.html. (дата обращения: 06.06.2018). 58 Акишин С. Ю. Диатаксис//Православная энциклопедия. Т. 14. С. 628–629//Сайт Православная энциклопедия. 2012. 12.04. URL: http://www.pravenc.ru/text/171941.html (дата обращения: 06.06.2018). 60 Большой французско-русский и русско-французский словарь=Grand Dictionnaire Francais-Russe et Russe-Francais. 2003//Сайт «Академик». URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/fre_rus/(дата обращения: 10.04.2020). 62 Ожегов С. И. Большой толковый словарь. М., 1992.//Сайт «Академик». URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/(дата обращения: 10.04.2020). 64 Греческо-русский и русско-греческий словарь/сост. А. В. Сальнова. 3-е изд., стереотип. М., 2000. 586 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

509 Тексты молитв приводятся в двух колонках на церковнославянском и русском языках, рубрики на русском языке. 520 Часослов для мирян: с параллельным переводом на русский язык/Пер. с греч. иером. Амвросия (Тимрота). М.: Общество «Синхрония», 2015. 521 Людоговский Ф., свящ. [Рец. на:] Часослов для мирян: с параллельным переводом на русский язык/Пер. с греч. иером. Амвросия (Тимрота). М.: Общество «Синхрония», 2015. 256 с.//Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4922459.html (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 527 Не употребляется в богослужении, но до сих пор печатается в начале Часослова (см.: Часослов. М., 2009. С. 5). 533 См.: ερν Προσευχητριον το ρθοδξου Χριστινου//Ψαλτικ [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Яз. греч. 539 См.: ΠΡΟΣΕΥΧΗΤΑΡΙΟ ΚΑΘΕ ΜΕΡΑ ΠΡΩ ΚΑΙ ΒΡΑΔΥ//για Μετωρα – Holy Meteora [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Яз. греч. 544 См.: Daily Prayers for Orthodox Christians: A prayer book following the Tradition of the Russian Orthodox Church/Dr. John (Ellsworth) Hutchison-Hall. St. Eadfrith Press, 2012. P. 14–20. 551 «Систематически диалектическое искусство в целях полемики и положительного определения понятий впервые используется в сочинениях. под именем Леонтия Византийского . Призывая „философствовать“ и в то же время основываясь на святоотеческих текстах IV в., автор остаётся в указанном русле отношения святых отцов к Аристотелю, которое даст зрелые плоды у прп. Иоанна Дамаскина » (Шичалин Ю.А., Михайлов П.Б., Глухов А.А. Аристотель//Православная энциклопедия. Т. 3/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия рук. С.Л. Кравец. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 253). 553 «Мы исповедуем, что самый Сын, рождённый от Бога Отца, и единородный Бог хотя бесстрастен по собственному естеству, однако же за нас пострадал плотью, по Писаниям, и в распятом Теле бесстрастно усвоил Себе страдания собственной плоти» ( Кирилл Александрийский , свт. Послание к Несторию об отлучении [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 16.05.2017). Загл. с экрана).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

117 По журналу посещений кремлевского кабинета Сталина с апреля 1937 года наркомом НКВД Н.И. Ежовым видно, как подготавливался текст приказа план по репрессиям и согласовывались списки. В апреле-июле 1937 Ежов был на приёме у Сталина более 50 раз. Продолжительность каждого посещения 1–3 часа. (см. http://istmat.info/node/165). 118 См.: Приказ наркома внутренних дел СССР 00447/Открытая православная энциклопедия «Древо». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/3915.html (дата обращения: 02.11.2020). На основании этого приказа с августа 1937 года по ноябрь 1938 года было расстреляно 390 тысяч человек, 380 тысяч отправлены в лагеря ГУЛАГ-а, хотя первоначальный «план» был более «щадящим»: репрессировать «только» 269 тысяч, из них 76 тысяч расстрелять (см. сам приказ: http://www.livejournal.com/media/497645.html ; обсуждение его подлинности: 119 См.: Курляндский И. Срочно ликвидировать Церковь . Власть и религия в 1937–38 гг./Журнал «Живая история». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 01.11.2020). 123 Статистика Русской Православной Церкви./Открытая православная энциклопедия «Древо». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/11316.html#b15 (дата обращения: 07.11.2020). 124 Щелкунов А.А, диак. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–1938 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108–120. (Эл. вариант: http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/2877). 125 Головкова Л. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомученников и исповедников Российских. [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – URL: http://sdsmp.ru/smi/2395/дата обращения: 04.11.2020). – Загл. с экрана. 126 Нуйкина Е.Ю. Архивно-следственные дела по обвинению духовенства – информативный источник по истории Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]//Вестник архивиста. – Электрон. ст. – URL: – (дата обращения: 05.11.2020). – Загл. с экрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

По мнению архиепископа Киприана (Зернова), епископ Нестор был перемещен с Ужгородской и Мукачевской на Курскую кафедру в связи с тем, что владыка сочувственно относился к идеям украинства. Вероятно, поэтому церковное священноначалие, действуя в угоду светским властям и опасаясь возрождения Украинского Православия в Закарпатье, решило перевести владыку Нестора подальше от «украинского национализма» на Курскую и Белгородскую кафедру. В последние годы жизни епископ Нестор выполнял достаточно сложные послушания, возложенные на него Патриархом Алексием I Подводя итоги, следует сказать, что Албанская миссия епископа Нестора (Сидорука) и его участие в архиерейской хиротонии Пашко (Водицы) придала новый импульс развитию Албанской Православной Церкви, послужила сохранению ее иерархии, а также способствовала укреплению братских отношений с Русской Православной Церковью. Если бы не безумные устремления Энвера Холила Ходжи к созданию атеистического государства и гонения на Церковь, развязанные им в последней трети своего правления, то история Албанского Православия могла бы быть совершенно иной. Список используемой литературы: 1. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей//Cедмица.RU [сайт]. URL: http://goo.gl/1owoQ6 (дата обращения: 15.05.2015). 2. Буевский А. Албанская Православная Церковь//Журнал Московской Патриархии. 1950. 2. С. 63-64. 3. Шабатин И. Албанская Православная Церковь (краткие исторические заметки)//Журнал Московской Патриархии. 1954. 3. С. 50-56 4. Ведерников А. Албанская Православная Церковь в борьбе за мир//Журнал Московской Патриархии. 1951. 8. С. 32-35. 5. Концевич Н. прот. Епископ Курский и Белгородский Нестор (некролог)//Журнал Московской Патриархии. 1951. 11. С. 7-10. 6. Киприан (Зернов) архиеп. Дневники (рукопись). 1951. 7. Паисий (архиепископ Тиранский)//Википедия, Свободная энциклопедия. 2015. URL: http://goo.gl/xDxtVf (дата обращения: 15.05.2015). Сведения об авторе: Федосеев Александр Николаевич - протоиерей, доктор богословия, доктор философии, настоятель Храма Новомучеников и исповедников Российских Московской Епархии ( Москва , Россия).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

226 Мауро Ф. Семьдесят седмин и великая скорбь. Изучение последних двух видений Даниила и пророчества Господа Иисуса Христа на горе Елеонской. Одесса, 2014. С. 84–86. 228 Хендриксен В.Библия о жизни после смерти//URL: (Дата обращения: 14.09.2014). 232 Уинтерс Г.Комментарии по книге Откровения Иоанна Богослова. Победа христиан – вечная жизнь на небесах. Киров, 1998. С. 269. Подробнее см.: Там же. С. 268–275. 233 Силантьев И.Перевод толкования на Апокалипсис Викторина, епископа Петавского: Дипломная работа. С. Посад, 2013. С. 32. 234 Августин, блж. О граде Божием. Кн. 20, гл. 17//Его же. Творения. СПб.–Киев, 1998. Т. 4. С. 407–408. 236 Гололоб Г.А. Какое же царство ждет нас в будущем? Правда и вымысел о Тысячелетнем царстве//URL: http://arminiantheology. wordpress.com/2012/05/26/kz (Дата обращения: 31.05.2016). В свою очередь, и ортодоксальные лютеране считают первым воскресением «духовное оживление, имеющее место при переходе от неверия к вере». Оно происходит «в момент обретения верою дара Святого Крещения» ( Стивенсон Дж.Р. Эсхатология. М., 2001). 237 «Крещеный верующий, нынешняя жизнь которого основана на произошедшем событии смерти и воскресения Иисуса и тело которого будет воскрешено в будущем, в некотором смысле уже «воскрешен вместе с Мессией " » ( Райт Н.Т. Воскресение Сына Божьего. М., 2011. С. 517). 240 Ср., напр.: Грудем У. Систематическое богословие. Введение в библейское учение. СПб., 2004. С. 1259; Олизаревич Н. Доктрина о восхищении церкви в контексте эсхатологии фундаментализма. Б.м., 2015. С. 17. 242 См., напр.: Коттрелл Дж. Вера, переданная святым//URL: обращения: 7.09.2016). 243 Хендриксен В.Библия о жизни после смерти//URL: (Дата обращения: 14.09.2014). 246 Олизаревич Н.Доктрина о восхищении Церкви в контексте эсхатологии фундаментализма. Б.м., 2016. С. 75. 247 Беляев А.Д.О безбожии и антихристе. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. СПб., 2007. С. 197–207; ср.: Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. Опыт толкования 24–27 стихов 9-й главы книги пророка Даниила. СПб., 1896. С. 184–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010