Равным образом и крещение, совершенное во имя Иисуса Христа, согласно Деяниям апостольским (2:38; 8:16; 10:48), в свете последних стихов Евангелия от Матфея раскрывается в крешальной тринитарной формуле. Надо также напомнить, что троичное Откровение совершается постепенно и что Святой Дух, по свойству Своей Ипостаси, остается как бы в тени, скрывается за Своими дарами, познаётся как сила единства Отца и Сына, является той самой новизной, которой определяется жизнь Церкви и ее членов. Итак, есть некое подразумеваемое присутствие Духа в Иисусе Христе, в Божественной силе, которая в Нем живет, в славе, которая Его покрывает, в послушании Раба Господня, в Воскресении Его человеческого тела, наконец, в плодах Духа в жизни Церкви. «Формальное» изучение явно выраженных троичных текстов нам кажется произвольным, ограничивающим и обедняющим живую реальность новозаветных Писаний. Подводя итоги изучению новозаветного материала, можно выделить следующие пункты: 1 . Единственной перспективой апостольского учения является тайна Спасения, совершенного Иисусом Христом, освящение Духом Святым, усыновление Отцу. Предметом изучения, исповедания и молитвы в Новом Завете является Пресвятая Троица, действующая в Домостроительстве нашего спасения. Итак, Искупление совершается Христом в послушании воле Отца, в силе Святого Духа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр.9:13–14 ; ср. Еф5:2 ). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). Итак, Духом Святым Иисус был явлен прославленным Господом ( Рим.1:1–4 ; Флп.2:9–11 ). 2 . Есть глубокая связь между троичным содействием в Искуплении, совершенном Спасителем, и освящением, поданным Духом Святым. Дух Воскресения Христова действует также в нашем собственном теле, в глубине нашего земного бытия (см. Рим.8:11 ). В Единородном и вечном Сыне мы становимся сынами, чадами Божьими ( Рим.8:14 ). В Духе усыновления мы дерзаем называть Отца именем Авва, Отче, что является знаком глубочайшей близости и нежности ( Гал.4:6 ; Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Что значат слова апостола во втором послании к Коринфянам: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему ( 2Кор. 2:16 )? Изложим это место в целом его виде, чтобы понять его в той связи, в какой оно стоит с предыдущим и последующим. Придя в Троаду, говорит апостол, для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию. Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем как многие, продающие слово Божие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе. Апостол рассказывает Коринфянам, что он сделал, что вытерпел, и как за все благодарит Бога, чтобы собственным примером побудить их к подвигу. Пришел я, говорит он, в Троаду, которая прежде называлась Троей, чтобы проповедовать Евангелие Христово в Азии. Хотя мне и была отверста дверь о Господе, т.е. или уверовали очень многие, или, ради знамений и силы, каким действовал во мне Бог, была надежда на рождение веры и на возрастание ее о Господе, но я не имел покоя духу моему, т.е. не мог найти утешения, которого надеялся: я не нашел брата моего Тита, которого или думал там встретить, или о котором слышал, что живет там, или который говорил, что придет туда. Что же было за утешение такое, и что за покой духа в присутствии Тита, не нашедши которого апостол распрощался с троадянами и отправился в Македонию? Мы несколько раз говорили, что апостол Павел был муж ученейший и получил образование у ног Гамалиила ( Деян. 22:3 ), который, по Деяниям Апостольским, говорит в синедрионе: и ныне, что хочете сотворить с людьми этими? Если это от Бога, оно устоит; если от людей – разорится ( Деян. 5:35–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

248 Так как епископ не имеет никакого апостольского дара учения, то вследствие вступления епископа в заведование Евхаристией делается обычной формулированная евхаристическая молитва . Поэтому-то столь глубоко интересно то обстоятельство, что уже Учение 12-и апостолов (1Х-Х) дает для евхаристического торжества таковую предписанную формулу молитвы, и даже с выразительным добавлением (X, 7): «Пророкам же дозвольте благодарить, сколько они желают». Пророк, одаренный учением, не связан предписанной формулой молитвы. Формула молитвы определена, следовательно, только для не одаренных (по роду апостолов и пророков) учением, т. е. для епископов. Итак, из этого места также следует отношение епископов к Евхаристии (ср. выше, § 9, прим. 178). Сообщаемая Учением 12-и апостолов формула молитвы, как уже замечено другими, – глубокой древности и, вероятно, перенята Учением 12-й апостолов откуда-нибудь из другого источника. Отсюда тоже следует относительно давняя древность епископской должности (ср. с. 117), поскольку с появлением ее весьма вскоре должно было быть связано неподвижное установление формулированной молитвы. Образование епископской должности имело следствием предписанные молитвы (прежде всего для Евхаристии, этой древнейшей сферы епископской деятельности), потому что епископ, хотя и не одаренный (по-апостольски) учением, однако, должен заступать место одаренного учением, – все в точном согласии с раскрытым в тексте. 249 Ср. выше, с. 74, 98, прим. 4; с. 119. Известнейший случай этого рода есть случай в Коринфе, который послужил поводом к римскому Посланию Климента: в пользу одного аскета (или двух, ср. выше, § 9, прим. 204 и 244) избранные епископы коринфской общины были отставлены от своей епископской должности, – управления Евхаристией и церковным имуществом, Клим. 44. 250 Ср.: Флп.1:1 ; 1Клим. 42, 4: «по странам и городам» поставляли апостолы «епископов и диаконов»; 44, 2: несправедливо, если мы «этих» беспорочно приносивших дары сместим с епископской должности. Особенно 1 Клим. 44, 6: коринфяне сместили «некоторых» из беспорочно отправлявших епископскую должность, ср. 54, 2: стадо Христово (в Коринфе) должно иметь мир «с поставленными старейшинами» (ср. выше, § 9, прим. 207). После этого несомненно, что в Коринфе много («некоторых») епископов наряду друг с другом. Но коринфская община вовсе не имеет иного устройства, нежели римская, и не должна иметь никакого иного. – Предыдущему соответствует то, что, по Деяниям апостолов (гл. 20), в Ефесе много пресвитеров поставлено в епископы, и что, по Деяниям апостолов (14:23), Павел и Варнава для каждой экклезии (kat " ekkiesian) поставили «старейшин» (presbyteroi), точно так же Тит.1:5 : «по городам пресвитеров (kata polin presbyterous)», ср. выше, § 9, прим. 226,228–229. Это место Послания к Титу исключает взгляд Hesse, по которому пастырские послания уже предполагают монархический епископат (Hesse. Die Entstehung der neutestamentl. Elirtenbriefe. 1889. S. 323).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Кроме сего и самый тон его послания во многих местах, особенно в увещаниях и предостережениях 625 , соответствует, так свойственной Петру горячности, которая характеризует его личность, и которая так часто обнаруживалась в ранней его жизни, – горячности, естественно в старости проявляющейся в более чистом виде. Наконец 626 надобно присовокупить к сказанному еще и то, что самый способ, каким послание, проникнутое истинно апостольским духом, обходит все личное, имея постоянно в виду лишь общую цель, равно как и ясность, точность и сила речи, так ясно указывающая на дух и сердце Петра, – насколько мы знаем этого Апостола по Евангелиям и Деяниям Апостольским, особенно же по речам его в Деяниях (гл. 2, 3. I. 5.10. 15), все это в свою очередь может для нас ручаться за подлинность послания. Несмотря однако же на это, в недавнее время после того как гипотеза Ейхгорна, что Петр дал содержание посланию, а нанимал его Марк, оказалась ненужною и не основательною, de Wette 627 (во введении § 179) высказал в первый раз сомнение в подлинности этого послания, не выяснив впрочем определительно оснований своего сомнения 628 . Если Баурова школа, ради примиряющего значения, которое она приписывает рассматриваемому посланию относительно разделившихся между собою последователей Петра и Павла, причисляет его к произведениям 2-го века, написанным в этом примирительном направлении: то это есть необходимое следствие лежащей в основе этой школы ложной мысли 629 . II. Второе послание Петра Второе послание Апостола Петра, судя по гл. 3, 1 630 , было написано к тем же самым (по крайней мере ближайшим образом к тем же самым) церквам, к которым написано и первое. Как уже второе (3:1), оно написано в несколько позднее время, незадолго до смерти Апостола 1, 14 631 , и имеет в виду главным образом предостеречь читателей от развратных лжеучителей 632 . Это предостережение составляет средоточный пункт в разнообразному богатом содержанием, послании 633 . Лжеучители второго послания представляются родственными 634 лжеучителям Павловых пастырских посланий, с тою только разницею, что у первых, развиваясь постепенно, гораздо определительнее выразилось грубо-плотское начало, и их дух и направление глубже проникли во внутреннюю область христианских Церквей (подобно сему обозначаются они в Иоанновых посланиях).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Если хочешь, говорит, быть совершенным. Не принуждаю, не приказываю, но предлагаю пальму, показываю награды: от тебя зависит выбор, если в борьбе и подвиге хочешь получить венец. Обратим внимание на то, как мудро сказала мудрость: продай имение твое. Кому это предписывается? Конечно, тому, кому сказано: если хочешь быть совершенным. Продай не часть твоего имения, а все. И когда продашь, что дальше? И раздай нищим. Не богатым, не родственникам, не на роскошь, но на нужду. Священник ли он, знакомый или родственник, принимай во внимание не это, а только бедность. Пусть восхваляют тебя утробы алчущих, а не роскошные застолицы пресыщенных. По Деяниям апостольским, когда еще теплилась кровь Господа нашего и когда горела еще новая вера верующих, они продавали все имения свои и вырученные деньги слагали к ногам апостольским, чтобы показать, что должно попирать деньги; и давалось всякому, сколько кому нужно было. Анания и Сапфира были жертвователи боязливые или, лучше, двоедушные и за то были осуждены, поскольку после обета принесли как бы свое, а не Тому принадлежащее, Кому однажды посвятили оное, и удержали у себя часть чужого имения, опасаясь голода, которого не боится истинная вера. Они заслужили свое наказание не по жестокосердию своему, а для примера наказания. И апостол Петр не просит им смерти, как клевещет неразумный Порфирий, но в духе пророческом возвещает суд Божий, чтобы наказание двоих человек послужило уроком для многих. С того времени как ты посвятила себя всегдашнему девству, твое, что при жизни бабки или матери должно быть роздано по их воле, стало уже не твоим, потому что стало Христовым. А когда они умрут и почиют сном святым (потому что я знаю, что и они желают, чтобы ты пережила их), когда настанет более зрелый возраст, когда серьезнее будет характер и тверже мысль; тогда сделай то, что заблагорассудишь, или лучше – что повелит Господь, сделай в том убеждении, что ты ничего не будешь иметь, кроме того только, что издержишь на добрые дела. Пусть другие строят храмы, украшают стены мрамором, подвозят глыбы для колонн, золотят их капители, не чувствующие драгоценного украшения, пусть разукрашивают двери слоновой костью и серебром, а раззолоченные алтари драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Святой Афанасий призывает подвизаться во всякое время и на всяком месте, везде. «Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по деяниям» (2,10). Искупление наше «определяется временем страдания, ибо, не бездействуя, искупил нас Спаситель наш, но пострадав за нас, упразднил Он смерть». И всем тем, которые искренне Ему служат, с глубокой верой (3, 490), «которые истинно боятся Его» (3,479), сказал ещё ранее: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16,33 ) , – ибо знал, что истинно чтущие Его должны претерпевать гонения и бедствия (3,490). Спасение наше «наступает во время бедствия» (3,479). И важно во время различного рода искушений не отступить от любви к Богу (3, 491), не оказаться немощным, но возложить всё своё упование на Спасителя – нашу Крепость (4,238), на Того, в руках Которого вся наша жизнь. Кто имеет власть и над смертью, «Кто и теперь посрамляет диавола и может даровать помощь угнетенным и взывающим Богу день и ночь» (3,491). «Должно призывать единого только Помощника, то есть самовочеловечившееся Божие Слово, и, во время гонения, в Нем искать всякого для себя пособия – помощи посылаемой с неба, и Ему приносить благодарения за победу, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели, и сверх всего этого исповедаться Господу, Который именуется Каменем, отвергнутым зиждущими, но ставшим во главу угла ( Мф. 21, 42 ) » (4, 363). И тем, которые уготовляют своё сердце для Господа с полным упованием на Него, «не противостанет никакой враг... как написано: «Надеющиися на Господа, яко гора Сион; не подвижится в век живый во Иерусалиме» ( Пс. 124,1 ). Ибо, если иногда коварный дерзает (выступать) против них... то и тогда они имеют Господа на своей стороне... ибо таково обетование Божие: «Господь поборет по вас!» ( Исх. 14,14 ). Если же затем бедствия и искушения отвне (находящие) постигнут их, а они примут за правило Апостольские слова – в бедствии быть мужественными, прилежать к молитве и поучение в Законе противопоставлять всему прилучающемуся; то будут они тогда угодны Богу и могут сказать словами Писания: «Скорби и нужди обретоша мя; заповеди Твоя – поучение мое» ( Пс. 118,143 ) » (3,473–474).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Из этих «двух книг к Феофилу» Евангелие по времени написания предшествовало Деяниям. «Первую мою книгу, Феофил (говорит автор в предисловии Деяний), я написал обо всем, что делал и чему учил Иисус, с самого начала вплоть до дня, в который он вознесся, препоручив через Духа Святого дальнейшее избранным им апостолам.» Содержание Евангелия вполне соответствует этому указанию. Итак повторяем, третье Евангелие написано автором Деяний апостольских и притом раньше последних. А в Деяниях автор, впервые в гл. 16, ст. 10 142 , а затем с гл. 20, ст. 5, почти постоянно говорит об апостоле Павле и его спутниках в первом лице – μες (мы); и эти последние главы, начиная с 16, по необычайной подробности и наглядности рассказа никаких сомнений не оставляют, что действительно говорит очевидец, что перед нами путевой дневник (прочтите, например, описание крушения у острова Мальты корабля, везшего автора и апостола Павла в Рим, гл. 27). Итак, по крайней мере эта вторая половина Деяний составлена спутником апостола Павла и едва ли позже 63 г., каковым годом повествование Деяний оканчивается. А т. к. нет никаких данных, что первые главы принадлежат другому автору, то выходит, что все Деяния писаны в 63 г., и Евангелие, следовательно, еще раньше, т. е. едва ли не раньше нашего Матфея и даже Марка. Так это и принимала христианская древность, видевшая в словах апостола Павла χατ τ εαγγλιον μου ( Рим.2:16 ; 2Тим.2:8 ) ссылку на наше третье Евангелие, и так это принял филолог-эллинист, Фр. Бласс, в самое последнее время подаривший нам прекрасные издания обеих книг к Феофилу в им возобновленной, так называемой римской, редакции 143 . По его мнению обе редакции, римская и антиохийская, принадлежат самому Луке; сначала явилось антиохийское (обычное) издание Евангелия, около 55 г.; затем римское издание Деяний и римское издание Евангелия в 63 или 64 г.; потом антиохийское издание деяний уже после 64 г 144 . Однако большинство ученых находят, что само Евангелие представляет данные, исключающие такое раннее его происхождение; и надо признать, что их доводы вынуждают, если не отказаться от хронологии Бласса, то во всяком случае допустить возможность другой. В предисловии к Евангелию говорится следующее: «Так как уже многие взялись за восстановление (νατξασϑαι) повествования о совершившихся среди нас событиях, как их нам передали те, кто с самого начала были самовидцами и служителями Слова; то и я решил, тщательно проследив все с начала, по порядку описать (их) тебе, державный Феофил, чтобы ты убедился в достоверности повествования, слышанного тобою в виде устной проповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Это показывает и Дионисий Ареопагит в мистическом толковании [чина погребения] усопших, [утверждая], что когда слава восходит к Богу, от этого бывает польза и для слушающих, так как они от слушания становятся лучше и подражают жизни и деяниям святых. Целованием же он показал происходящую от этого близость к святым и благодать, подаваемую ими пишущим это. А положить твою правую руку на его правое бедро [означало] клятву, которую некогда потребовал Авраам от своего домочадца и управляющего, сказав: «Положи руку твою под мое бедро и поклянись мне Богом неба и земли». Он намекал, что берет клятву с тебя о порождениях Духа, которых он зачал во чреве своего разума, в страхе Божием, и родил на земле, среди теперешнего рода человеческого, — я говорю о его писаниях, свыше ему внушенных Духом, — чтобы ты списал их и преподал людям верным, к пользе читающих. Об этом он напомнил тебе через апостольское слово: «Это, — говорит, — преподай верным людям, которые будут способны и других научить»; и показал развернутую и исписанную хартию”.    140. И вот, будучи таинственно научен истолкованию видения отверзшим наш ум к уразумению Писания и “ветхим деньми” мудрейшим старцем, вспомнил я внезапно о некогда мне присланном письме святого мужа и о богодухновенных его сочинениях. И как он тогда, обращаясь ко мне, точно пророчествовал, так все и произошло в свое время, и верю, что еще и дальше будет происходить! Ибо все его сочинения попали в мои руки после того, как обладал ими и хранил их, словно царское сокровище, некий упрямец в течение тринадцати лет, даже и одна небольшая книга из его сочинений, которую [тот человек] продал, была принесена ко мне и обрела место рядом с другими [книгами]. С тех пор, по его пророчеству и по его священному письмецу став наследником богатства его дарований, которым одарил его Бог, как самовидцев Слова через дар Духа, я везде его проповедую и щедро предлагаю всем, предоставляя его богословствование к благу и пользе души, даже если [этого] по своей немощи не желают те, кто завидует добродетельным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3709...

Из этих «двух книг к Феофилу» Евангелие по времени написания предшествовало «деяниям». «Первую мою книгу, Феофил (говорит автор в предисловии «деяний»), я написал обо всем, что делал и чему учил Иисус, с самого начала вплоть до дня, в который он вознесся, препоручив чрез Духа Святого дальнейшее избранным им апостолам». Содержание Евангелия вполне соответствует этому указанию. Итак повторяем: третье Евангелие написано автором «деяний апостольских», и при том раньше последних. А в «деяниях» автор, впервые в гл. 16, ст. 10 6 , а затем с гл. 20, ст. 5, почти постоянно говорит о ап. Павле и его спутниках в первом лице – μες (мы); и эти последния главы, начиная с 16-ой, по необычайной подробности и наглядности рассказа никаких сомнений не оставляют, что действительно говорит очевидец, что перед нами путевой дневник (прочтите, например, описание крушения у о. Мальты корабля, везшего автора и ап. Павла в Рим, гл. 27). Итак, по крайней мере, эта вторая половина «деяний» составлена спутником ап. Павла, и едва ли позже 63-го года, каковым годом повествование «деяний» оканчивается. А так как нет никаких данных, что первые главы принадлежат другому автору, то выходит, что все «деяния» писаны в 63-м году, и Евангелие, следовательно, еще раньше, то есть, едва ли не раньше нашего Матфея и даже Марка. Так это и принимала христианская древность, видевшая в словах ап. Павла ατ το εαγγλιον μου ( Рим. 2:16 ; 2Тим. 2:8 ) ссылку на наше третье Евангелие, и так это принял филолог-эллинист, Фр. Бласс, в самое последнее время подаривший нам прекрасные издания обеих книг к Феофилу в им восстановленной, так назьваемой римской, редакции 7 . По его мнению, обе редакции, римская и антиохийская, принадлежат самому Луке; сначала явилось антиохийское (обычное) издание Евангелия, около 55-го года; затем римское издание деяний и римское издание Евангелия в 63-м или 64-м году; потом антиохийское издание деяний уже после 64-го года 8 . Одвако, большинство ученых находят, что само Евангелие представляет данные, исключающия такое раннее его происхождение; и надо признать, что их доводы вынуждают, если не отказаться от хронологии Бласса, то во всяком случае допустить возможность другой. В предисловии к Евангелию говорится следующее: «Так как уже многие взялись за восстановление (νατξασθαι) повествования о совершившихся среди нас событиях, как их нам передали те, кто с самого начала были самовидцами и служителями Слова; то и я решил, тщательно проследив все с начала, по порядку описать (их) тебе, державный Феофил, чтобы ты убедился в достоверности повествования, слышанного тобою в виде устной проповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Вывод об отношении Святителя к подобного рода деяниям светских писателей можно сделать его же словами: «О духовных предметах надо писать из „знания», содействуемого „духовным действием», т.е. действием Духа. Вот! Этого-то хочется мне дождаться» (325). XII. Благодарение Как часто в своей земной жизни мы забываем благодарить Бога за Его безграничные милости к нам. Бог есть любовь, а любовь не знает зла. И, тем не менее, мы это забываем. Не помним также и благодеяний со стороны наших ближних. А ещё хуже, когда мы принимаем их как должное по отношению к нам, и уже совсем плохо, если мы вместо благодарности кичимся, превозносимся, воздаём за добро злом. Чтобы вызвать в нас христианское чувство благодарности, Святитель показывает её красоту. По суждению Святителя, благодарение Богу отгоняет худые помыслы. От таких помыслов никакой пользы не бывает: они не только не избавляют от расстройства, но, наоборот, вносят яд в тело и душу. Благодарение же постепенно успокоит сердце, утешит, а потом «принесёт и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной. Будете благодарить – венчик примеряете... .„Благодарение» из простеньких и немногих слов, а дела делает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. „Благодарение» – оружие, завещанное христианам Духом Святым чрез Апостола. „Благодарение» – Апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения! И зрятся эти знамения не очами телесными, – несравненно превосходнейшими их очами душевными – и в душевной клети... Благодарение – сильно Богом всесильным, Которому оно приносится! Благодарение – сильно верою, которая одна, решительно одна, способна восприять и объять неограниченную силу Божию» (193–194). Именно от благодарения, от славословия «рождается живая вера», от живой же веры рождается «тихое, но могущественное терпение о Христе» (505), а от терпения – «надежда спасения» (791). За что благодарить Благодарить надо за всё: за труд и покой (53), за добрую память, вливающую в сердце «чувство сладости райской» (48), за милостивое участие кого-либо в судьбах нашей жизни (50), за «любовь, ласки, гостеприимство...» (89).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010