8 Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. 9 За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Жёстко. Подобная жёсткая речь о священстве есть также у Иезекииля и у других великих пророков. Иезекииль говорит (по памяти): «Если ты не скажешь грешнику о том, что он грешит, чтобы он остановился, то он за грехи свои умрёт. Но душу его Я спрошу с тебя. Если ты скажешь грешнику, чтобы он остановился, а он не остановится, то он за грехи свои умрёт. Но ты спас свою душу, потому что ты сказал ему. Если ты сказал ему и он послушался, то вы оба спасли свои души». Священник должен быть проповедником истины даже в целях личной безопасности: если он ничего не говорит, то погибающий от незнания, погибающий от неведения (неведующий правды), рискует переложить ответственность за кровь свою на плечи и голову того, кто его не учил. Об этом говорят все пророки, это некое общее место, по сути, и странно, что оно до сих пор звучит как нечто новое, как будто мы впервые это слышим каждый раз. Пророк перечисляет грехи народа. Пророки смотрят на жизнь народную строгим взглядом нездешнего человека, так скажем, т.е. человека, смотрящего на мир не с точки зрения обывателя, а с точки зрения Бога. И первое, что бросается в глаза — это различные беззакония. И вот что отмечает Малахия, интересное: 13 И вот еще что вы делаете (Из грехов ваших. - о. Андрей) : вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Это значит, что вы делаете нечто такое, благодаря чему Господь больше вас не слушает, Он не слушает ваших молитв. 14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. Этими словами обличается нарушение брачной верности. Вот ещё что ты делаешь: ты обижаешь жену свою, заставляешь её рыдать у алтаря, обливать слезами жертвенник, и её слезы становятся стеной между тобою, молящимся, и ею, обиженной. И Бог больше не хочет тебя слушать, потому что Он был свидетелем между тобой и женой твоей юности, а ты поступил вероломно. Но евреи — хитрые люди, и все мы тоже хитрые: заповедь на заповедь, закон на закон, правило на правило. Они говорят, что Авраам тоже имел несколько жён: имел Сару, имел Агарь, имел Хитуру. Мало ли праведников имели много женщин... И поэтому мысль Малахии уходит дальше к Аврааму:

http://pravoslavie.ru/76787.html

IV. Благодатная сила Божия, действуя в человеке, не только не уничтожает, но и не стесняет его собственной свободы. По учению слова Божия, человек: а) может противиться благодатному призванию Божию, как обличал в этом неверующих иудеев первомученик Стефан: жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ); б) может угашать в себе уже действующую силу Духа Божия, от чего предостерегает верующих св. Апостол: Духа не угашайте ( 1Сол. 5:19 ); в) может оскорблять и удалять от себя Духа Божия, как говорит тот же Апостол: не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления ( Еф. 4:30 ). Тоже доказывают печальные примеры нравственного падения людей, достигавших значительной степени духовного совершенства. И так, хотя человек ничего не может в духовной жизни без благодати Божией, но и благодать Божия никого не спасает невольно. Чтобы достигнуть спасения, каждый из нас должен действовать по мере всех сил и средств своих для духовного исправления и преуспеяния своего. Само собой, впрочем, должно быть понятно, что под самодеятельностью человека в деле своего спасения надобно разуметь не то, чтобы он действовал, так сказать, рядом с Духом Божьим, или чтобы одно делал он для себя сам, а другое делала для него и за него благодать Духа Святого. Благодатная сила Божия служит для него как бы духовным светом и теплотой, при которых собственные его силы возвышаются и расширяются, так что он и видит при этом гораздо яснее и дальше, и чувствует себя несравненно живее и сильнее, чем в обыкновенном естественном своем состоянии. Таким образом, действует он сам, собственнолично, но при таких условиях и с такими средствами, которых у него самого нет, и которые дарует ему только Бог . Потому-то Апостол, говоря о себе: благодатью Божиею есмь то, что есмь, прибавляет: и благодать Божия во мне не была тщетна, но я больше всех потрудился. Потрудился сам Апостол, а не кто-либо вместо него и без него, только потрудился он, оживотворяемый и укрепляемый Духом Божьим, почему тотчас же и присовокупляет: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною, то есть, весь успех моего дела зависит от того, что я действовал благодатной силой Божьей, без чего все усилия мои остались бы бесплодными (ср. Ин. 15:5 ). Потому же и всякий из нас должен заботиться больше всего о том, чтобы благодать Божия не тщетно принята была нами ( 2Кор. 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   И далее Дееписатель характеризует, жизнь первых христиан такими же чертами: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них былообщее... Не было между ними никого нуждающагося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданнаго и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:32—35)).    Что это, как не наглядное исполнение на верующих замечательной, так называемой «первосвященнической молитвы» Господа Иисуса Христа: " да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Иоан. 17:21)?    Такое приискреннейшее, теснейшее единение всех верующих, во образ единства Трех Лиц Пресвятой Троицы, и есть ЦЕРКОВЬ. И тот, кто искренно, всем сердцем, всем внутренним существом своим участвует в таком единении благодатной Истины и Любви, — тот именно и «ЖИВЕТ В ЦЕРКВИ».    Недолго, к сожалению, продолжалась эта, почти идеальная вначале, жизнь первых христиан, и чем дальше, тем все боле и более отходила она от своего идеала — расцерковлялась. Причин этому было много, и не наша задача разбирать теперь подробно все эти причины. Главная из них была — постепенное возобладание в христианах «духа мipa сего, во зле лежащаго» (I Иоан. 5:19), оскудение веры и любви, умножение беззаконий и, вследствие этого, превращение христианского общества в «соль обуявшую» — потерявшую свою силу, от чего так предостерегал Своих последователей Сам Господь Иисус Христос (Матф. 5:13). И в настоящее время жизнь христианского общества настолько «расцерковилась», что большинство христиан нашего времени — «христиане» только по имени: они лишь формально принадлежат к Церкви, но не «живут» в Церкви.    Вот почему для христианских пастырей нашего времени во всей остроте встал, как главный вопрос их пастырской деятельности, — вопрос обоцерковлении своей паствы, а в какой-то мере, быть может, вопрос и об оцерковлении самих себя, поскольку этот процесс «отступления», о котором предрекал св. Апостол Павел (2 Солун. 2, 3) постепенно захватываете все больше и больше не только рядовых пасомых, но и самих пастырей, стремясь и их сделать «солью обуявшей».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

  Как некое древо, упавшее в Божественные воды и дающее плод свой в нужное время, по написанному: «…будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет…» . Богомудрый Иерофей по этим книгам сверял свое направление, правильно ли он шествует в стяжании добродетелей. А добродетели эти следующие: рассудительность, мудрость, мужество, праведность, вера, знание, премудрость и благоразумие, сострадание и милостивость, нищета и бедность . Если все это обобщить, то я бы сказал, дивный Иерофей был своего рода «иконой добродетелей» для остальных монахов и послушников Скита. И все ему удивлялись, прославляя за совершенное послушание, смирение, молчание. Он был как бы чужестранцем для всех отцов, не общаясь ни с кем. Обращала на себя внимание сама готовность молодого монаха хранить все Заповеди Божии, согласно написанному: «…я же всем сердцем буду хранить повеления Твои…» и в другом месте: «Все повеления Твои – все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» .   Старец Скита   Испытания смирения Тем временем Старец, желая смирить Иерофея, чтобы доставить светлейшие венцы за его послушание, дело достойное всякого удивления, не упускал возможности его порицать. Так, духовник однажды сказал ему: – Послушай, чадо, зачем ты сюда пришел?! Для послушания? – Нет, ты пришел, чтобы меня всячески задевать и смущать мое безмолвие! В другой раз Старец закричал на него: – Убирайся отсюда! Я больше не могу тебя выносить! Уходи – куда хочешь… Иерофей же в эти минуты глубоко осуждал самого себя, будучи совершенно уверен, что он дал повод Духовнику выйти из себя. Молодой монах сразу же делал множество поклонов, и, приникнув священной главой к земле, умолял духовника: – Отче мой! Согрешил – прости меня! Я исправлюсь. Больше такое не повторится. Искусный в духовной красоте учитель , чаще всего сразу же прощал его, однако иной раз оставлял его так лежащим на земле лицом вниз и уходил в свою келью, закрыв дверь… Но Пастырь не забывал о послушнике – он садился у двери, чтобы подождать, что будет дальше! Он думал:

http://isihazm.ru/1/?id=266

Баптист: Он в раю или нет? Православный: Да, конечно. Он же обрезанный. Он умер до Пятидесятницы. Способ вхождения еврея в Завет Бог -обрезание. Баптист: А откуда мы знаем, что это еврей? Может быть, это был язычник. Православный: Ну ладно Вам, что Вы! Если он по Писанию… Баптист: Я к тому все веду, что спасение существует и без вхождения в Церковь . Православный: Я услышал. Баптист: Человек напрямую, через веру в жертву Христа, через чтение Евангелия может покаяться и войти в рай. И там будет таких миллионы. А те, которые были воцерковлены, многие будут в аду. Православный: Это понятно. Баптист: И баптисты будут в аду. Те, которые были ложными баптистами, которых мы крестили, а потом оказалось, они не возрожденные. Они будут все в аду. Православный: Так вот, пример с евнухом, все-таки, это пример не иллюзорный, а реальный. Если человек ищет пути спасения, Бог подаст ему спасение. И пожизненно осужденному подаст амнистию или еще что-то. Обязательно, если он ищет, просит об этом. Как Господь говорит? Просите и дастся вам, толкайте и откроется ( Мф. 7:7 ). Если же он прочитал, понял, что он уже спасен, и ничего больше искать не надо, и помер с этой надеждой, то, конечно, он не просил о крещении и не получил крещения. Больше того, смотрите, как дальше получается. А вот вы просите о том, чтобы ваши грехи были прощены? Баптист: В тот момент, когда я каялся, мне было около 16 лет, я попросил прощения у Господа за все грехи, которые я сделал с момента рождения. Православный: Это понятно. Баптист: И сразу же поблагодарил, приняв верою в то, что он меня прощает. Потому что так написано, его обещание: «Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Православный: Я понял. Баптист: А теперь я каюсь за текущие грехи. Православный: Я понял. Хорошо. Но вы понимаете, что грехи нас отделяют от Бога. А вот вы просите, чтобы Господь вас не наказал за эти грехи и даровал бы вам спасение несмотря на грехи? Баптист: Я благодарю за спасение, но сожалею о том, что я еще не всегда послушный сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В притче о талантах, которые господин вверил слугам своим, отправляясь в далекую сторону, с тем чтобы они возвратили ему вверенное с ростом, Он указал, что ждет тех, которые не употребляют на добро данные им от Бога таланты, не увеличивают их внутренней ценности непрерывной деятельностью и не пользуются ими сообразно с целями провидения. Под талантами разумеются, во-первых, душевные силы – ум, воля и т. д.; во-вторых, внешние преимущества, в чем бы они ни состояли, будет ли то сила, власть, обилие имущества и т. д. Горе тем, которые употребляют вверенные им от Бога таланты лишь для себя, на свою личную пользу, а не на благо ближним: не услышат они радостного привета от Судии всех. Дальше Спаситель описывает самый суд всеобщий. Здесь, главным образом, указывает на чрезвычайную важность дел милосердия. Так, основа этих дел – любовь. Значит, чуждый милосердия, чужд и любви к ближним. А не любящий ближних, поэтому самому, не может любить и Бога. Что ж может ждать такого, кроме муки вечной? А чтобы еще больше возвысить значение милосердия, Спаситель сказал, что всякая помощь ближнему, в чем и как бы она ни проявлялась, Он принимает как личную заслугу Себе Самому: «Мне сотвористе»! И заключил Свою беседу следующими словами: «Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие». Великая среда В Великую среду воспоминается женщина, возлившая миро на главу Господа Иисуса. Евангелие на утрени Иоанна с конца 41 до 44 зачала. ( Ин. 12:17–50 ). В нем рассказывается об еллинах, желавших видеть Иисуса, и о беседе Его по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело не только то, что народ так торжественно встретил Господа Иисуса при входе Его в Иерусалим, но и то, что еллины (иностранцы, не евреи), собравшиеся на поклонение в праздник, пожелали видеть Его. Апостолы сказали об этом Спасителю. Он ответил им: «Пришел час прославиться Сыну человеческому», и объяснил необходимость своей крестной смерти. После этой беседы Он отошел и скрылся от народа. «Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него», – замечает евангелист и, в объяснение этого, приводит пророчество Исаии о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которые не может уже действовать ничто! «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, – прибавляет евангелист, – но ради фарисеев не исповедали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В самом деле, солнце одно для всей земли, и луч один, и сияние одно, однако не весь мир одинаково просвещен, но в одном месте свет ярок, в другом слабее, в третьем сильнее, там ярче, а здесь тусклее, не потому, конечно, чтобы солнце уделяло этому дому больше света, а этому меньше, но в зависимости от размера окон: чем больше места отвел строитель дома окнам, тем свободнее для лучей солнца доступ в дом и тем обильнее они туда проникают. Окнами для нашей души служат мысли: если ты шире раскроешь свои мысли, большее получишь благодеяние; если стеснишь доступ к твоей душе, скуднее будут для тебя дары благодати. Открой же свою душу, чтобы озарилась она полным сиянием благодати. " Мы же все, – говорит о себе апостол Павел, – открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор. 3:18 ). По евангельскому рассказу один слепой был исцелен, но это событие должно служить уроком, благодаря которому у многих откроются духовные очи. «По вере твоей да будет тебе». Слепой, говорит дальше евангелист, «пошел за Ним, славя Бога» ( Лк. 18:43 ), и Иисус не препятствовал ему. Это последнее обстоятельство требует объяснения. Когда Господь исцелил бесноватого, то исцеленный умолял Его позволить ему следовать за Ним, потому что хотел быть с Ним. Но Спаситель отклонил его просьбу и сказал ему: «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь» ( Мк. 5:19 ). Ради чего же Господь одного, пожелавшего следовать за Ним, отклоняет, а другого допускает? Почему этому позволяет следовать, а тому не позволяет? И то и другое было полезно. Первому Он не позволил следовать за Собою по той именно причине, что он был бесноватым. Ведь у бесноватого и язык и речь бывают расстроены; вот Господь и посылает его в качестве вестника, чтобы самим восстановлением своей речи он проповедовал о своем Благодетеле. В самом деле, могли ли без удивления те, кто знал этого человека ранее еще бесноватым, слышать его теперь, когда он владел здравою речью? И вот сам язык исцеленного Господь делает вестником об Исцелителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Видимо, чудесным было и то, что при таком количестве сеть не порвалась. Во всяком случае, надо полагать, что эта чудесная ловля произвела сильнейшее впечатление на Иоанна, если он даже запомнил на всю жизнь количество пойманной рыбы. Должно быть, из особого благоговения, пораженные всем происшедшим, апостолы стояли в некотором почтительном отдалении от Господа, почему Он и пригласил их подойти ближе и начать трапезу словами: «Приидите, обедайте.» Должно быть и Сам Иисус находился в некотором отдалении, потому что дальше сказано: «Прииде же Иисус.» Как хозяин, Он стал угощать апостолов, давая им вкушать приготовленный хлеб и рыбу. «Из учеников же никто не смел спросить Его: " Кто Ты? " зная, что это Господь» — нечто необычайное видели ученики в явившемся Господе: Он не был, очевидно, вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть, как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это, несомненно, Он. Восстановление апостола Петра (Иоан. 21:15-25). «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? «— Симон больше всех обещал Господу, перед Его страданиями, свою верность: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матф. 26:33); «Я душу мою положу за Тебя» (Иоан. 13:37); «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Марк. 14:31); «С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Луки 22:33). Несмотря на все эти горячие уверения, Петр трижды отрекся от Господа и этим, конечно, лишился своего апостольского звания и апостольских прав — перестал быть апостолом. Это отмечает, несомненно, со слов ап. Петра, и Евангелист Марк, который повествует, что ангел, явившийся женам-мироносицам, говорит: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...», выделяет Петра, как отпавшего чрез отречение от лика апостольского, ставя его на последнее место, после остальных апостолов. За искреннее и глубокое покаяние Господь милостиво восстановляет Петра в его апостольском достоинстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор Псково-Печерских святых В Евангельском чтении сегодняшнего праздника мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа: «Придите ко мне вси, труждающиеся и обремененные, и Аз упокою Вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Благое иго Христово, Крест Христов — его взяли на себя наши великие святые, прославляемые сегодня Церковью: преподобные мать Васса и Симеон Псково-Печерские. Когда мы сможем пронести этот крест, который возлагает на нас Господь? Пронести без обычных для падшего человека ропота, слабости и попыток сбросить крест, а напротив — с благодарением, с полным пониманием того, что это именно наш спасительный крест? Только тогда, когда над нами исполнятся слова Господа: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Когда Христос откроет нам Бога. Господь открывает для нас Самого Себя. И только это придает нам совершенно особые силы, не сравнимые ни с чем. Только с Господом можно преодолеть все трудности крестного жизненного пути ко спасению, какими бы эти сложности ни были. Если мы ропщем, если в нас противление воле Божией, если мы не понимаем, почему именно этот крест возложен на нас, значит просто мы еще не достигли того состояния, чтобы Господь готов был открыть нам Самого Себя. Именно об этом мы должны молиться. Именно это стяжали наши святые и преподобные Васса и Симеон: Бог открыл им себя — произошло самое главное, что могло совершиться в жизни человека. Этот путь не прост. Начинается он чаще всего с того, что в начале Господь лишь понемногу, насколько мы в состоянии вместить, приоткрывает нам Свое милосердие, Свой спасительный Промысл о каждом человеке и о нас самих. Тогда наша душа начинает исполняться веры и доверия Господу Богу. Дальше это открытие Бога все больше и больше умножается в нас. И наконец достигает такого, когда мы воспринимаем наш жизненный крест как высшее благо.

http://pravoslavie.ru/120366.html

Возьмем дни пророка Иеремии. На его долю выпало, наверное, самое тяжкое из всех пророчествований – возвестить о неминуемой гибели Иерусалима, града Божия, который Иеремия любил больше, чем все его противники вместе взятые. Его обвинили в политическом предательстве и ненависти к народу Божию. Его держали в яме, а потом, уже оплакавшего гибель города, убили. Во дни пророка Даниила отроки Анания, Азария и Мисаил, когда все народы простерлись в прахе, поклоняясь истукану, противостали воле большинства, и этим поступком угодили Богу больше, чем любыми жертвами и всесожжениями. Если бы в наши дни жил праведный Ной, его ославили ли бы сумасшедшим. Если бы в наши дни жил Илия и предал казни 850 лжесвященников и лжепророков, ему дали бы 850 пожизненных заключений за нарушение принципа толерантности, экстремизм и смертоубийство. Если бы в наши дни жил Иеремия, его просто расстреляли бы на шумных стогнах прямо среди бела дня. А Даниила, Ананию, Азарию и Масаила растерзала бы в клочья нынешняя ультратолерантная толпа, исповедающая религию общечеловеческих ценностей. II Сократа осудил на казнь Ареопаг большинством голосов. Но подлинным торжеством народовластия явилась казнь вочеловечившегося Бога. После Тайной Вечери Господь и апостолы «... воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30) . Перед расставанием Спаситель дал ученикам наставление, которое можно назвать отвержением идеалов народовластия и утверждением боговластия: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал. Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мip вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мipa, то мip любил бы свое; а как вы не от мipa, но Я избрал вас от мipa, потому ненавидит вас мip» (Ин. 15, 16-19) . Из последних слов можно выделить три условия, необходимые для осуществления принципа боговластия: 1) послушание Божиим заповедям, 2) взаимная любовь в Боге, 3) неизбежность преследований со стороны безбожного мipa. (Ср.: «Все благочестно жити хотящии гонимы будут»; «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их»). Боговластие есть единение в Святом Духе, почему Спаситель дальше и сказал: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете, потому что вы от начала со Мною» (Ин. 15, 26-27) .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/16/ka...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010