Сорок шесть лет строил царь храм, великолепное сооружение архитектуры, к тому же – главная святыня народа, а Он хочет разломать! Ну что бы сделали сейчас, например, с человеком, который бы решил сломать Кремль в Москве! Казалось бы, что еще нужно, чтобы осудить на смерть?! Но вот «малость» – не могли те двое доказать, что Он говорил: «Я разрушу». Нет! Говорил Он: «Разрушьте, а Я воздвигну» ( Ин.2:19–21 ). И говорил-то о Своём теле. «Но и такое свидетельство их не было «достаточно» ( Мк.14:59 ) даже для Каиафы. И так легко было опровергнуть и, опровергнув, выиграть суд... Но с этим-то желанием выиграть и с безумием клеветы и боролся Иисус... молчанием! Не выдержал сам первосвященник: «Что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?» ( Мф.26:62 ; Мк.14:60 ) «Что?» – и Иисус молчанием Своим как бы отвечает: «Сам знаешь, что они свидетельствуют ложь и говорят неправду». Иисус молчит... Что же молчишь Ты, Подсудимый? Ведь Твоя свобода так близка?! Скажи слово, опровергни, и Ты будешь свободен! Но Иисус молчит. Борется и молчит. Тогда в отчаянии, понимая, что ничего у него не получается, что Иисус снова, как раньше, уйдёт невредим от них, судия–первосвященник Каиафа с клятвою восклицает: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Ну а теперь, Иисус–Подсудимый, промолчи ещё раз, и Ты выиграл суд и на свободе! Не отвечай на этот вопрос, и ни в чём Тебя не осудят! Но Подсудимый больше не молчал. Он даже как бы рад, вот теперь вы говорите то, за что сможете меня осудить. Видя, что у них ничего не получается, Сам спешит им помочь, давая повод против Себя. «Ты сказал, даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ; Мк.14:62 ). Иисус, что говоришь Ты?! Ты губишь себя! Разве Ты не знаешь, что по их закону смерти повинен, кто Себя делает равным Богу?! Но боролся Иисус не за Себя, а за судей, за спасение мира на Божием Суде. Дальше уже больше ничего не нужно было. Сам предал Себя Подсудимый на осуждение. Дальше еще только краткий спектакль иудеев, нужный для формы. Разрывают одежды на себе от негодования мнимого, крики возмущения: «Он богохульствует!» Смакуя победу, Каиафа не сам выносит приговор, а разыгрывает некую коллегиальность решения суда, обращаясь к синедриону: «Как вам кажется? Вот теперь вы слышали» ( Мф.26:65–66 ; Мк.14:63–64 ). Пусть не сам выскажет решение, пусть ласкают его слух их истошные крики «Повинен смерти!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал о истине [Вот Ты ли Тот? И Иоанн посылал. Ты ли Тот, или ждать нам другого? (см. Мф. 11:3 ). Это не сомнение Иоанна Предтечи, а сомнение его учеников. Он никак не мог. Они по слабости человеческой никак не могли преодолеть этого : как это так – от Иоанна, к которому вся страна в пустыню шла, вдруг отхлынул весь народ, отошёл, и все пошли за Иисусом? Так вот они сомневались, а не Иоанн в темнице. Вот он и посылает, чтобы развеять: Ты ли Тот, или ждать нам другого? Он им говорит: Вы посылали к Иоанну; и он засвидетельствовал о истине]. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство [Синедрион посылал вопросить Иоанна: Ты Мессия? – Нет. – Ты Христос? – Нет. – Илия? – Нет. – Так кто же ты? – Я глас вопиющего в пустыне, приготовьте путь Господу. Вот, я видел и свидетельствую, – скажет, – что это Сын Божий (см. Ин. 1:19–28 ). Вот какое его свидетельство. Дальше: Я же имею свидетельство больше Иоаннова А о нём говорит Он:] Он был светильник, горящий и светящий [горящий ревностью. И вот образно говоря, эта ревность его и сожгла-то быстро. Ревность. Действительно ревность. Такая, что у него не было и друзей. Никто по ревности не мог ему со-ревновать. Такие люди обречены в известном плане на духовное одиночество. Почему? Потому что никто не может им подражать в их ревности. Никто. Вот такая ревность была у Антония Печерского. Собралось 12-ть человек – это дружина, я не знаю, как Апостольская. И то, говорит Феодосий, избирайте себе игумена, а я отойду и буду жить один, как и обвык. Не может быть у него друзей, ему все в тягость: он и Бог. Вот и такой Предтеча. Господь говорит: Он был светильник, горящий и светящий, а не фитиль, который коптит. Фитиль. Вот масла нет, и он выжимает последнее и всё это коптит]; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова [Небо имеется в виду. Какое свидетельство? Бога. Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (см. Лк. 3:22 ). Дальше]: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня [Вот ссылается на Свои дела чудесные, и дела, которые яснее слов свидетельствуют, что Христос – Бог и послан Богом ].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Послушаем, что говорит о встречах с женщинами божественное Писание. Так, в Приточнике говорится: От жены напало греха и через нее все мы умираем. И дальше: Не давай воде выхода, ни злой жене — власти (Сир 25,27–28). И еще: Не пожелай красоты ее в сердце твоем [да не уловлен будешь очами твоими] и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из–за жены блудной обнищают до куска хлеба (Притч 6, 25–26). Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой [и как пес — на цепь,] и не знает, что она — на погибель… Да не уклоняется сердце твое на пути ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею; Дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю, чтобы не насыщались силою твоею чужие (Притч 6, 25–26; 5, 8–11). Поучимся и мы у Священного Писания и да удалимся от общения с женщинами. Услышим, что Писание говорит о Самсоне Назорее, которого Дух Господень сопровождал, но из–за женщины он пал в бездну погибели (Суд гл. 13–16). Пророк Давид, неосторожно пленившись красотой женщины, примешал к блуду убийство и из–за этого претерпел тьму бед. А что говорить о Соломоне? Мудрости у него было больше песка морского. Разумения, добросердечия, богатства и великой славы больше, чем у кого бы то ни было из людей. Но этот величайший муж угодил на самое дно пропасти из–за женщины и стал отступником, забывшим Господа. Старейшины, судии народа, неосмотрительно глядя по сторонам и засматриваясь на чужую красоту, только в них с силой вспыхнул жар похотения, покусились на блаженную Сусанну. Когда они не смогли ей овладеть, то выдумали ложное обвинение, и нечестием поправ всякую праведность, утяжелили свое преступление. Будучи уличены, они погибли насильственной смертью. Лучше приблизиться к пылающему огню, чем к женщине. Ведь если ты коснешься огня, то от боли сразу, к счастью, отступишь назад. А если ты приблизишься к женщине, начнешь внимать ее речам и заводить с ней разговоры, едва ли в силах будешь оторваться от нее, особенно если ты юн и помыслом немощен, еще и запутаешься в ее сетях, беспомощный, как муха в паутине.

http://predanie.ru/book/67875-evergetin/

По их слову и молитве они с криком выходили, и человек освобождался от мучительства. Потом этот дух отлетел, потому что стала падать дисциплина, стала слабее жизнь, и поэтому дар тоже утрачивается. И вот эти экзорцисты] стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома [А так бы и вообще мог убить. Поэтому: взялись не за свое дело. Ну вот, давайте определимся: если у нас нет этого дара – изгонять злых духов – так мы посмешищем станем. Посмешищем. Это надо, я не знаю . Вот священники, которые действительно обладают даром отчитывания, – так ведь они какие несут скорби-то? а какую жизнь они высокую ведут? а скорбей у них? Не оберёшься, сколько скорбей. Так, дальше, читаем:]. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса [А вот дальше?]. Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие [но не все], собрав книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их ». Так, следовательно, и у них есть библия своя – белая или чёрная магия. Но дело не в цвете, а дело в демонизме. Поэтому не нужно не только заниматься, а и любопытства-то проявлять не нужно. Вот они сейчас лежат, все эти эзотерические книги, – да не нужно их и покупать. Зачем нам что- то читать по этой линии? Ну, если только преподавателям нужно, где буддизм проходится, и ислам , и другие религии. Но вот нам-то зачем это? Мы должны довольствоваться полнотой Откровения здесь, только здесь. Только Христос – Путь, Истина и Жизнь и больше никто (см. Ин. 14:6 ). И больше никто. Так вот: они сложили и сожгли. Ворочая, я вам говорил, книги Даламбера, Дидро, Вольтера в печке, митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) говорил: «Как книги их горят здесь, так и души их горят там, в аду».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Когда вы внимательно читаете это повествование, то сразу видите, как слепец постепенно прозревал. Враги Спасителя все больше и больше своей злобой ослепляют себя, а бывший слепец прозревает. Когда его первый раз спросили, как он получил исцеление, он на это ответил только: «Человек, нарицаемый Иисус – (имя Которого Иисус) – сказал, чтобы я положил брение на очи и умылся в Силоамской купели, что я и сделал, и вижу» ( Ин.9:11 ). Когда спросили его: кто Он и где Он, он сказал: «не знаю» ( Ин.9:12 ). Но потом, когда враги старались его сделать противником Исцелителя, получилось наоборот: чем дальше они пытались уверить его в том, что его исцелил грешный человек, тем яснее пред ним сияет истина. После того, как он просто назвал Его Имя, он сказал: «это пророк !» ( Ин.9:17 ). Когда они снова и снова к нему приставали перекрестными вопросами, он, сам того, может быть, не зная, нанес им ужасный удар моральный, с их точки зрения оскорбление! Они его снова спрашивают, а он им говорит: «Сказал я уже, вы что не слышали? Почему вы снова хотите слышать? Или и вы хотите быть Его учениками?» Они гневно говорят: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что... Моисею говорил Бог, а Этот откуда – мы не знаем» ( Ин.9:27–29 ). Вот тут бывший слепец их и обличил, он говорит: «о сем бо дивно есть, яко... не весте, откуд а есть, и отверзе ми очи» ( Ин.9:30 ), т.е. вот это-то и удивительно, что Он отверз мои очи, а вы не знаете, откуда Он! Вы же (подразумевается) духовные вожди народа, кому же знать, как не вам? Если вы не знаете, откуда Человек, Который творит такие поразительные чудеса, то куда же вы годитесь, как духовные вожди народа? И дальше им читает лекцию: «А мы знаем, что грешников Бог не послушает , а кто волю Его творит, кто чтит Его, того Он послушает . От века не было случая, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Этот не был от Бога, не мог бы творить ничего» ( Ин.9:31–33 ). Возражать было нечего, и они прибегли к ругательству – это все, что оставалось в их распоряжении, они говорят: «во грехах ты весь родился и тебе ли нас учить ? И выгнали его вон» ( Ин.9:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» ( Ин. 7:7 ). Почему учителя неверия и разврата часто имеют успех, а проповедников истины – гонят и ненавидят люди века сего? Оттого, что многие наши современники больше любят тьму, чем свет, предпочитают валяться в грязных чувственных наслаждениях, чем вести светлую, христианскую, нравственную жизнь... Что же делать нам, апостолам христианской веры и жизни? Показать превосходство веры пред неверием; нравственной жизни пред греховной. Этому отчасти помогает и самое состояние современников-гонителей христианской веры. Спроси искреннего невера: доволен ли он содержанием души своей; удовлетворяет ли его атеизм? Большинство из них просто не хотят останавливаться на критике атеизма, а идут все дальше и дальше по наклонной плоскости. От истин же христианских они прямо отмахиваются, не желают о них и слышать. А ревностных проповедников веры святой они начинают ненавидеть, как говорящих горькую для них истину – о несостоятельности атеизма и низменности разврата. Но кто гонит правду, тот ее не победил. Кто боится истины и всячески уклоняется от нее, тот сам показывает, что истина сильнее его. Потому, нам нужно не ослабевать в проповедании истины христианской, и ее огненными доводами разбивать все ложные и дутые положения атеистической религии и морали. «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» ( Пс. 136:7–9 ). «Доброе дело благословлять Бога, превозносить имя Его, и благоговейно проповедовать о делах Божиих; и вы не ленитесь прославлять Его» ( Тов. 12:6 ). Зачем эти торжественные, продолжительные уставные церковные богослужения? Разве Богу нужны они больше молитвы? Ему нужно наше чистое, доброе сердце. Лучше я помолюсь немного, но с чувством, чем буду в храме по целым часам петь и молиться, иногда с усталым настроением?..

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

О военных слухах и междоусобицах говорил Господь, что люди будут, в конце концов, умирать от одного страха, от ожидания того, что еще придет на вселенную. И в то же самое время, Господь, беседуя со Своими апостолами, говорил как раз о том, о чем пели Ангелы. Господь сказал: «Мир оставляю вам, мир даю вам» ! И тут же добавил: «Не так, как мир дает, – Я даю вам» ( Ин.14:27 ), т.е. тот мир совсем не тот, о котором кричат эти лжемиротворцы! Христос дает мир, прежде всего, мир человека с Богом, с совестью, мир любви исполненный, а не лжи и фальши. И вот этот мир Христос Спаситель действительно принес на землю. И тот, кто исполнен настоящей христианской настроенности, тот знает, что такое мир. Преподобный Серафим Саровский говорил одному из посетителей: «Радость моя, стяжи мирный дух, и не только сам спасешься, а тысячи вокруг тебя спасутся». Истосковалось человечество об этом истинном настоящем мире, потому что во всех этих ложных призывах мира оно не видит! Разве мы не видим, во что превращается жизнь?! Мир все дальше и дальше от нее! А ведь когда-то Господь сказал через пророка, что эти люди обманывают своих слушателей, говорят: «мир! мир!», а мира нет» ( Иер. 6:14 ). И Господь прямо говорит: «Нечестивым нет мира» ( Ис.48:22 )! И не будет его в человечестве, потому что оно все больше и больше предается нечестию. Но да не смущается сердце наше! Свой мир Господь дал всякой душе, которая ищет этого мира и которая покорна Ему. Достаточно человеку встать на добрый путь христианской жизни, и сразу мир полный воцарится в его душе. Сегодняшний праздник, конечно, в особенности, радостно празднуют в далекой Палестине. Вокруг бушуют военные бури, и как оттуда пишут: «У нас, около наших святынь, почти незаметно перемен!» Спокойно молятся люди и вот сюда написали, как ждут они с нетерпеливой радостью, когда наступит великий, радостный праздник и в Вифлееме, действительно, будет торжество из торжеств! Там сегодня радуются и празднуют. И мы причастники этой радости не только в духовном смысле. Добрые люди нам здесь передали часть святого елея, освященного как раз там, у яслей Христовых. И вот здесь, через помазание этим елеем, мы с вами, как бы соприкасаемся с той благодатиею, которая у яслей Вифлеемских. Господь, Князь и Начальник мира, да дарует Свой благословенный мир каждой верной Ему душе. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

«(Семя, упавшее в терние, это те, которые) … наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Не привязывайся к наслаждениям Чем больше в лодке течь, тем труднее плыть. Чем сильнее сердце привязывается к наслаждениям, тем меньше оно понимает смысл жизни. 58. «…Будете искать Меня, и не найдете…» (Ин. 7:34). Поиски Чем дальше зайдешь, тем сильнее заблудишься, Чем больше будешь спрашивать, тем меньше узнаешь, Чем больше будешь искать, тем больше запутаешься, Чем скорее вернешься, тем больше найдешь. 59. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10:10). Два земельных участка Один человек купил себе участок, оказалось – земля плохая. Продал его, купил другой, оказалось – воды нет. Продал и этот участок, купил новый: земля туда-сюда, но очень уж плохая вода. Расстроился человек и забросил землю. Другой человек купил себе каменистый участок, – никто брать не хотел, и было на нем немного воды. Стал он каждый день понемногу выбирать камни, пока все не выбрал. Расчистил родник – воды стало хватать с избытком. Посадил виноград – и сам теперь ест и других угощает. 60. «Облако и мрак окрест Его…» (Пс. 96:2). Персветлый мрак Посмотришь издали – Оно кажется более-менее понятным, Подойдешь поближе – понимаешь Его с трудом, Станешь рядом – вообще ничего не ясно, Войдешь внутрь – и сказать нечего… А Оно живет и живет. 61. «…Не дам сна очам моим и веждам моим - дремания, доколе не найду места Господу…» (131:4). Хорошо найти Хорошо в этом мире найти свой дом, Хорошо в этом доме найти свою комнату, Хорошо в этой комнате найти самого себя, Хорошо в самом себе найти Того, кто все это создал. 62. «…Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца…» (2Кор. 4:6). Дурные мысли и сердце Жить с дурными мыслями в сердце – это словно идти в знойный день по раскаленной дороге, умирая от жажды. Прогнать дурные мысли из сердца молитвой – это словно после знойного пути обрести прибежище в тени густого дерева и обнаружить там родник с чистой и свежей водой.

http://isihazm.ru/?id=133

Так вот, нам надо помнить, что таково положение Бога по отношению к нам. Мы достаточно значим для него, чтобы Он возжелал нас в бытие, чтобы мы стали Его спутниками на вечность. (Боюсь, глядя на самих себя и на окружающих, мало кто из нас пожелал бы иметь своих соседей спутниками в вечности!) И кроме того, ценность, которою Он ценит нас, — это вся жизнь и вся смерть Единородного Сына Божия. Вот что мы значим для Него. И когда мы говорим о Божественном сострадании, у нас есть мера этому состраданию. Это не душевные страдания, которые мы испытываем, а нечто больше. Мы ведь не умираем от этого страдания — Он умер. И солидарность, которая есть между Им и нами, не просто солидарность из чувства симпатии, она идет гораздо дальше. Он стал человеком и принял все ограничения нашей природы. Больше того: Он стал человеком и согласился войти в единственную трагедию человечества, потерю Бога. Мы потеряли Бога и потому умираем, что в нас нет вечной жизни; и весь наш мир мы чудовищно извратили, потому что у нас нет ключа к гармонии. И в словах Христа: Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты Меня оставил? (Мк 15:34) — мы должны видеть их подлинный смысл. Это момент, когда Он согласился настолько полно отождествиться с нами, что опытно пережил полное, убийственное, мертвящее безбожие и умер — потому что разделил с нами нашу обезбоженность, отсутствие Бога. Если это так, то мы можем понять, что Его страдания на кресте, Его смерть не могут быть измерены болью, которую Он испытал, и тем, что Он умер. Мера Его страданий — в том, что Он не мог пройти через гефсиманские муки, через ужас Страстной недели, иначе как облекшись в нашу обезбоженность, отождествив Себя с нами в нашей оставленности. Вот мера Божией солидарности, и это, я думаю, должно показать нам: что бы мы ни претерпевали, Его страдания больше наших — Он страдает в нас, из-за нас и с нами. А раз так, то мы можем вытерпеть гораздо больше, чем обычно терпим. Так что будем просто смотреть в лицо жизни со всем мужеством и всей решимостью, на которые мы способны, больше, чем мы способны, со всей возможной нам открытостью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Что же в действительности происходит? Вся жизнь человека — бегство от Бога в далекую страну, и чем дальше бежит он, тем хуже ему. Но любовь и правда Божия не оставляют человека, стараясь изгнать его из всех им самим созданных убежищ, пока человек не замолчит, оказавшись перед судом Божиим. Этот суд страшен, и сознание вины велико. В какой-то момент страданий мы неизбежно поймем свои ошибки, но что дальше? Неужели себялюбие и страх наказания вновь победят? Две опасности у человека: заблудиться в далекой стране, и вторая, горшая — замкнуться в потерянности своей. Это последнее убежище называется адом. Но когда человек отдаст себя на милость или немилость Божию, тогда встретится он со своим Отцом. И вот что говорит об этом Евангелие: «Когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20). Он уже прощен, он получает в полноте любовь своего отца, прежде чем произносит хоть одно слово раскаяния. Достаточно того, что он снова здесь. Более того, когда он пытается просить прощения у отца, тот даже не дает ему закончить, а сразу же оборачивается к сияющим радостью слугам и велит приготовить пир. Он восстанавливает того, кто ушел из дому, в достоинстве его личности, в сыновнем достоинстве, без всяких условий, без какого-либо напоминания о его грехах и обидах, нанесенных ему. «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Мы будем готовиться с особой серьезностью к исповеди и причастию Великим постом. Достаточно, чтобы я искренно попросил Бога о прощении, и оно мне будет дано. Одним фактом просьбы, только потому, что я обратился к Нему, я получаю исцеление, восстанавливаюсь в своей личности, в даре быть сыном Божиим, поднятым с колен, утешенным Божественным пиром, потому что больше радости на небесах об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Однако не забудем, что этот пир, эта пища, возможны только потому, что Сын Божий заступил место блудного сына — каждого из нас, так что молитва Господня «Отче наш» стала нашей молитвой. Это чудо основано на реальности того, что Он к нам пришел, чтобы разделить с нами все, что с нами происходит, кроме греха. Возлюбил нас до смерти, и вознесшись на небеса, любит нас той же сжигающей сердце любовью, какую явил Он на земле. Он уже заранее взял на Себя все мои грехи на Кресте и в этой уже реально отданной за меня и за всех жизни. В этом всемогуществе любви — Пасха Его и нашего воскресения, всех, кто, как блудный сын, возвращается к Отцу с покаянием, и вечный ад тех, кто не хочет покаяться.

http://moral.ru/чем-питается-человек/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010