От Бога не уйдешь. Нужно жить с Ним; но чтобы жить с Ним, нужно оставить грех, потому что грех есть самое ужасное зло в мире. От него человек терпит всякие бедствия здесь, на земле и лишается вечного блаженства. Христианская исповедь — это лекарство, и Господу угодно даже одно наше понуждение себя к частому покаянию, так как для нас это как бы «ломка самих себя», ломка в жертву Богу, этим мы выражаем свое нерасположение жить в греховной нечистоте. Исповедь — действеннейшее средство в деле духовного совершенствования, ибо Таинство исповеди решительно очищает все согрешения, соделанные словом, делом, помышлением. Покаяние и старание исполнить заповеди Божии — вот верный и вернейший путь к милосердному Господу для каждого.    Отец Иосиф пользовался большим авторитетом у богомольцев. Он пламенно любил Бога и. как пастырь, делал все, чтобы Имя Божие прославлялось среди людей их истинно христианской жизнью.    При закрытии обители о. Иосиф, как инвалид, был переведен в Глуховскую больницу , но затем переехал к сестрам в Курскую область, где и скончался .     Архивные документы     Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л.10 об.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2 об.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 21.    Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 59.    Материалы по религиозным культам за 1959 г.//Там же, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 22, 24.    Документы АСЕУ. АУЛЦ ИЕРОСХИМОНАХ ИСИХИЙ     Иеросхимонах Исихий (в миру Иван Григорьевич Невдачин, в монашестве Исмаил) родился 22 августа 1884 г. на хуторе Раскопы Ахтырского уезда Харьковской губернии в бедной крестьянской семье . Окончив трехклассную сельскую школу, он трудился в крестьянском хозяйстве отца , но, стремясь умом и сердцем к Богу, в 1909 г. оставил родных и поступил в Глинскую пустынь .    Под руководством Глинских старцев Иван прошел суровую школу сосредоточенного внутреннего подвига.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   Дело о посвящении монахов Глинской пустыни во иеродиаконы 14—18 июля 1917 г.//Там же, д. 256, л. 1.    Послужные и формулярные списки монахов Курской епархии за 1919—1920 гг.//Там же, ф. 750, оп. 2л, д. 6, л. 40.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р 2196, оп. 12, д. 6.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//Там же, д. 34, л. 10—10 об.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 9— 11,16.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1956 г.//Там же, д. 43, л. 3—4, 8—9,12.    Материалы о закрытии монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 105.    Документы необработанных архивов: АСЕУ, АУПЦ, АШР, АГР.    Документы личного архива автора. СХИИГУМЕН АНТОНИЙ (†1946)     Схиигумен Антоний (в миру Авксентий Ветер) родился в 1870 г. в семье крестьян Городнянского уезда Черниговской губернии. Окончив двухклассное училище в 1893 г., он поступил в Глинскую пустынь . Проходя общие послушания, обычные для всех новоначальных, он обратил на себя внимание настоятеля игумена Исаии (Гомолко) особенно тщательным отношением ко всем послушаниям. Авксентий совершенно не имел своей воли, всегда исполнял в точности то, что ему говорили, причем запоминал указания дословно, чтоб потом не ошибиться и не делать по своему разумению.    Провидя в нем строгого подвижника, настоятель взял Авксентия в келейники. Под руководством отца Исаии послушник прошел строгую школу иноческого делания и многому научился у своего наставника. Он искренне полюбил своего старца и питал к нему глубокое благоговение. Ему были открыты многие благодатные дарования старца, которые отец настоятель от других тщательно скрывал. Авксентий сподобился быть свидетелем и прозорливости о. Исаии, и благодатных исцелений по его молитвам, и необыкновенной духовной рассудительности старца.    Но при этом мудрый отец настоятель старался, по выражению святого Иоанна Лествичника, «изыскивать случаи для приобретения подвизающимся в деле спасения братиями венцов терпения». Не раз он грозно ругал и укорял Авксентия (без всякой вины последнего) в присутствии других, чем очищалась душа молодого подвижника. Послушник терпеливо переносил искушения, приобретал смирение, послушание, навык молитвы, нестяжательное™ и других добродетелей. Ежедневное внимательное испытание своей совести и чистосердечное откровение помыслов старцу ограждали его от всяких неожиданностей в жизни духовной, от подвигов «не по разуму». Все это вместе взятое способствовало его быстрому духовному возрастанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

К 1 января 1917 г. в состав Смоленского Общества борьбы с алкоголизмом входило 182 члена, из них 1 епископ и 25 священников 57 . Открытие в Смоленске указанного Общества помогло объединить все структуры, как духовные, так и светские, занимавшиеся распространением идей трезвости, привлечь преподавателей и учащихся к борьбе за народную нравственность. А регистрация Устава в реестре общественных организаций губернии и получение Обществом права юридического лица с формированием собственного капитала (чего ранее не наблюдалось у предшествующих ему подобных организаций) поставить работу на иной, более качественный уровень. Например, в июне 1916 г. стало возможным осуществить строительство на средства Общества (10000 руб.) народного дома в с. Светлом Краснинского уезда 58 . Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующие моменты. Важным звеном в борьбе за трезвенническое движение в России являлась Русская Православная Церковь, в том числе и Смоленская епархия. Несмотря на ряд причин, в силу известных исторических обстоятельств (непоследовательность во внутренней политике государства по данному вопросу, революции) борьба за трезвость хоть и не увенчалась полным успехом, но тем не менее определенный оздоровительный эффект проводимой работы очевиден. Опыт рассмотренной деятельности, по мнению автора, может быть востребован и в наши дни в работе православного духовенства епархий Русской Православной церкви в рамках осуществляемой социальной концепции, утвержденной в 2000 году. Иеромонах Рафаил (Ивочкин), член Союза краеведов России, член Союза писателей России, дипломант Макариевского фонда, г. Смоленск Примечания: 1 . О принятии по духовному ведомству некоторых мер в видах содействия правительству к искоренению пьянства в народе//Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1889. - С. 731-734 2 . Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 1. Оп.4. Д. 422 (1859 г.). Л. 6. 3 . Там же. Л. 12-12 об. 4 . Там же. Л. 1 об. 5 . О принятии по духовному ведомству некоторых мер в видах содействия правительству к искоренению пьянства в народе//Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1889. - С. 732.

http://pravoslavie.ru/38062.html

Упадок нравственности в народе требует со стороны Святейшего Синода энергичного воздействия на совесть народную. Второй год крестьяне по наущению врагов государства жгут хлеб у помещиков и друг у друга. Кому, как не Святейшему Синоду, следует выступить с вразумительным и обличительным посланием к народу, объяснив, что уничтожать насущный хлеб – этот величайший дар Божий, основу благосостояния государства, главную потребность человечества, после усиленных молитв самих крестьян об урожае, – страшный, непростительный грех. В виду 40 тысяч убитых революцией, указав на грабежи, нападения, насилия, чудовищные бунты и мятежи и бесконечные пожары, Святейший Синод должен осудить безумие врагов государства, высказать народу свое поучение, призвать его к вразумлению. В селах и деревнях, по примеру городов, совращенные крестьяне начали разводиться с женами, бросать своих детей. Может ли Святейший Синод не обратить свое внимание на это развращение и бедствие? Необходимо пересмотреть вопрос о разводе, но не с целью его облегчения и разрушения семьи, а для укрепления семьи. Святейший Синод в усиленном составе даст твердое руководство для направления вопросов общего церковного и государственного значения, а иначе будет нарушаться единство в Церкви и исчезнет единообразие исполнения и проведения в жизнь тех или других мероприятий во всех епархиях...»//ГАРФ. Ф. 9452, оп. 1, д. 119, л. 57, ГАСО. 1132, оп. 1, д. 73, л. 1-5. Протоиерей Иоанн Кронштадтский, к неудовольствию митрополита Санкт-Петербургского Антония, был назначен присутствовать на заседаниях Святейшего Синода по прошению к Государю епископов Серафима и Гермогена. В составленной специально по этому случаю по просьбе митрополита Антония справке доказывалась невозможность дальнейших вызовов протоиерея Иоанна Кронштадтского на заседания Синода и, в частности, писалось, «что сам отец Иоанн ни разу не был в заседании Синода, и люди, хорошо его знающие, объясняют это тем, что он, как пресвитер, не считает возможным присутствовать в собрании, где должны быть полноправными членами только епископы»// РГИА.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Источник: более подробная статья на сайте Режевская Центральная библиотека Архив ГАСО. Опись 6.фонд 18.дело 599 ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2418 л.80 В.М. Бесова. Мы живем в глубине России. Сайт УИРО, перепись 1710 года, перепись населения 1834г. Список духовенства екатеринбургской епархии 1899год. Книга В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России» Черемисское село (3 благочиние) расположено по обоим берегам маленькой речки, называемой Черемисской, в 90 в. от Екатеринбурга. Первые поселенцы села Черемисскаго были инородцы – Черемисы, поселившиеся в XVI столетии в глухих лесах и занимавшихся грабежем. Первые поселенцы смежнаго села Аятскаго, основание коего относится к 1669 году. Кроме села, в состав прихода входят 5 деревень: Колташева (в 4 в.), Воронина (в 3 в.), Белоусова (в 9 в.), Узянова (в 6 в.) и Маркова (в 8 в.). Ныне существующая в Черемисском приходе церковь, построенная вместо бывшей деревянной, существовавшей до 150 лет и сгоревшей от грозы, - каменная, одноэтажная, трех-придельная. Первый придел построен в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявленский. С увеличением прихода, теплый храм в 1900 году решено расширить боковыми пристройками с северной и южной сторон, к чему уже и приступлено. Стоимость пристроек достигает 10000 руб. В приходе Черемисском – в деревне Белоусовой – есть деревянная часовня, в честь Божией Матери «Утоли моя печали», построенная в 1897 году в память Коронования Государя Императора Николая Александровича. Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Приход состоит из 2327 душ муж. пола и 2337 жен. пола. В Черемисском селе имеются два начальных училища: земское и церковное. Источник: сайт историка Оксаны Корневой В годы Советской власти храм был закрыт, колокольня уничтожена. Сейчас в этом здании трудно даже узнать некогда великолепный храм. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=13333

— Верую, — отвечал молокан. — А воплощению Сына Божия веруешь? — Верую. — А Новый Завет ты признаешь словом Божиим? — Признаю. — Ладно; а там сказано: иже веру иметь и крестится, той спасен будет, а иже не иметь веры, осужден будет (Мк. 16, 16); почему вы не креститесь? — Мы крестимся духом, — отвечал молокан. — Вот как! а Христос-то крестился и водою и Духом. После рассуждения о таинствах Семен Климыч сказал: — Ясно, значит, вы не верите Новому Завету, стало быть, противники-то Христа вы, вы жиды, а мы христиане. Ну а Ветхому Завету веруете? — Веруем. — Коли веруете, то, значит, знаете, как чрез Моисея на горе Синайской дан был закон народу Божию, установлено священство, повелено устроить скинию свидения, Кивот Завета, алтарь, приносились жертвы; как потом был устроен храм Соломонов, отправлялись торжественные богослужения и пр. и пр. — На все это Семен Климыч указывал места из Библии и в заключение спросил: «Так ли?». — Так. — А у вас церковь есть? — Нету. — А священники есть? — Нету. — Ну так вы не верите не только Христу, но и Моисею; стало быть, вы-то прямые идолопоклонники и есть. Смущенный молокан не раз терял хладнокровие и порывался разразиться крупною бранью, но Семен Климыч спокойно удерживал его, напоминая об условии не перебивать друг друга, а выслушивать до конца. Молокан совсем растерялся, краснел и бледнел и не мог уже выговорить ни одного путного слова. Семен Климыч обратился к присутствовавшей толпе молокан: «Ну вот видите, братцы, чему вы веруете, каким лжам!» — сказал он и надолго приковал общее внимание к вдохновенной своей беседе, продолжая объяснять своим слушателям, в чем состоит истина, от которой они отпали. Источники 1. Ревизские сказки VIII ревизии. ГАСО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 812. Л. 599. 2. Два письма о народных суеверных заблуждениях, писанныя простым поселянином, по прозванию Климчонком. М.: Типография В. Готье, на Кузнецком мосту д. Торлецкаго. 1871. 3. М-ский Г. Очерк из современной религиозной жизни русского народа//Православное обозрение. 1860. 12. С. 592–604.

http://pravoslavie.ru/76808.html

1, д. 2, л. 116. Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Путивльской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКЙ, ф. 20, оп. 3 л, д. 174, л. 109. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 3. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 25, 51. Документы АСЕУ, АУПЦ. Документы личного архива автора. МОНАХ ИАКИНФ В Глинской пустыни все сведения о богослужебном уставе передавал поступавшим в обитель опытнейший уставщик монах Иакинф-слепец. Лишенный возможности видеть этот временный мир, очами ума он созерцал Царство Божие Отец Иакинф (в миру Иаков Антонович Резник) родился 23 октября 1888 г. в городе Кролевец Черниговской губернии в семье украинского казака 1310 . От юности он был избран Богом на служение Ему и призван к иноческой жизни. В 1937 г. Иаков поступил в Глинскую пустынь, где проходил послушание при корзинной мастерской 1311 . 12 декабря 1914 г. был пострижен в рясофор 1312 , а в 1920 г. архимандритом Нектарием – в монашество 1313 . Монах Иакинф отличался особенным усердием к молитве и трудолюбием. После закрытия обители он жил на родине. Там он потерял зрение и вынужден был питаться подаянием. В 1944 г. Иакинф вернулся в Глинскую пустынь и проходил послушание на клиросе 1314 Обладая прекрасной памятью, он наизусть читал Апостол, паремии, детально изучил церковный устав и после кончины о. Никодима (Калиуша) стал уставщиком обители. Отец Иакинф был, как огнь. Отличаясь горячей ревностью ко спасению и высокой духовной настроенностью, он скрывал свои подвиги. Когда о. Иакинф выходил читать Апостол на середину храма, то брал с собой зажженную свечу. Иногда, пока он шел, свеча у него гасла, но он этого не мог видеть, читал Апостол, потом начинал гасить свечу. Несмотря на слепоту, о. Иакинф все время был в трудах послушания и не только не роптал на свою участь, но благодарил Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1955 г. он был пострижен в рясофор, а в 1957 г. – в мантию с именем Иов 1355 . Еще через год ему дали послушание на скотном дворе. С любовью и тщательностью ухаживал он за скотом и даже называл животных ласково: «волики, скотинка», следил, чтобы их не перегружали работой, старался всегда хорошо накормить, на ночь постилал солому. Во всех его словах и действиях чувствовалось смиренное, кроткое, любвеобильное ко всему Божьему созданию отношение. Отец Иов очень любил монастырь. О чем бы ни заговорили с ним, всегда в его ответах звучало чувство беспредельной благодарности Богу и Царице Небесной за то, что его приняли в Глинскую пустынь, благодатную атмосферу которой он постоянно ощущал. На богослужениях в храме, стоя позади всех, он часто тихо плакал, благодаря Бога за неизреченную милость к нему, недостойному, каким искренно считал себя. Все в монастыре было для него свято, и чувство величайшего благоговения к этому богоизбранному месту переполняло его душу. Именно поэтому известие о закрытии Глинской пустыни было воспринято им с особой душевной болью. Отец Иов сильно сокрушался, что лишается милости окончить свои дни в Глинской пустыни, не мог представить себе жизни вне святой обители, где душа его получала столько сокровенных благодатных утешений. Он даже кротко, со слезами умолял братию не расходиться, но оставаться в обители по-прежнему. За такие слова в июне 1961 г. управляющий Сумской епархией архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей исключил его из монастыря 1356 , но он оставался в обители до самого закрытия, затем переехал к сыновьям на родину 1357 , где вскоре скончался так же тихо, как и жил. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 2 об,– 3 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22 – 23. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 30,51,71,76. Документы АСЕУ, АУПЦ. МОНАХ КЛИМЕНТ Монах Климент (в миру Карп Романович Григораш) родился 26 мая 1886 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Никандр говорил, что каждому христианину для воспитания себя по заповедям Евангелия необходим телесный и душевный подвиг. Посильные труды приучают христианина отсекать свою греховную волю, приучают к послушанию и способствуют укрощению страстей, гнездящихся в сердце каждого человека. Но первостепенную важность в духовной жизни имеет душевный подвиг, без которого телесный подвиг бесплоден. Душа оживляет тело, а духовный подвиг оживляет телесные труды. По словам о. Никандра, очень часто уверенность христианина, что он идет по пути спасения, не соответствует действительности. Так бывает с тем, кто свое внимание сосредоточивает только на внешнем исполнении установлений Святой Церкви, и это внешнее не соответствует внутренним настроениям сердца, в то время как шествие по пути спасения совершается в сердце и сердцем. Православному христианину совершенно недопустимо ограничиваться лишь внешним знанием истин веры. Непременно надо и сердцем полюбить каждую истину веры. Нельзя ограничиваться чтением молитвословий, не вникая умом в слова молитвы. Все церковное необходимо усовершенствовать в своем сердце. Сердцем любить, смиряться, приближаться к Богу, прощать, молиться, благословлять и т.д. 16 октября 1960 г., по прошению, о. Никандр был пострижен в святую схиму с именем Никита 1175 , а 24 октября 1960 г. схимонах Никита тихо предал свой дух Богу 1176 . Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 21. Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ ИОНА (†1960) (Память 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст.) Иеросхимонах Иона (в миру Иван Дмитриевич Шиховцов, в монашестве Иннокентий) родился 1 мая 1894 г. в с. Преображенка Шарлыкского уезда Оренбургской губернии в семье крестьян 1177 . В 1905 г. он окончил церковно-приходскую школу, затем «занимался сельским хозяйством на родине» 1178 . С 1915 по 1920 г. он был на военной службе, затем вернулся домой. В 1930 г. переехал в г. Чкалов. Здесь он жил до 1945 г., работал на разных работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Как видно из примера, подобное обращение ко Господу от лица верующих способствует упрочению внутренней связи проповедника с паствой, объединяет их и делает равными перед Богом, что приводит их общение к более доверительному тону. Перечисленные в данной статье примеры, конечно же, не отражают всего спектра стилистических приёмов выразительности речи, используемых митрополитом Антонием. Однако даже беглый взгляд на тексты его проповедей позволяет ощутить глубину и богатство их экспрессивно-импрессивного потенциала. Являясь по способу происхождения устными высказываниями, они лишены искусственности, и тем не менее владыке удаётся создать ту эмоциональную окраску речи, которая позволяет говорить о художественной полифоничности его монологических высказываний. При такой организации речи паства оказывается наиболее расположенной к восприятию проповеднического слова владыки, становится способной к внутренней коммуникативной отзывчивости. Раздел V. История Церкви Обновленческий раскол в Саратовской епархии в свете новых архивных документов Протоиерей Кирилл Краснощеков, кандидат богословия, старший преподаватель СПДС «Преступная смута, внесённая в жизнь Русской Православной Церкви так называемыми живоцерковниками, по своему внутреннему ничтожеству представляет собой явление, не имеющее реального значения для истории Церкви. Реален, однако, тот значительный вред, который она причинила Православной Церкви. Только значительностью этого вреда она и вошла в историю Церкви» 497 , – пишет очевидец тех событий, активный церковный деятель Саратова Александр Александрович Соловьев. Значительность вреда, принесённого Церкви обновленчеством, заставляет и меня снова обратиться к этой теме. В предыдущих статьях мною рассматривались истоки обновленчества, связь раскола с голодом в Саратовском Поволжье, отдельные эпизоды сопротивления расколу 498 .Эта работа посвящена водворению раскольников в Саратовской епархии и сопротивлению расколу со стороны православных верующих. Новизна статьи состоит в том, что в ней вводятся в научный оборот материалы из недавно рассекреченного дела Р–521 Оп. 4. Д. 26 из фондов ГАСО (содержащего материалы переписки Саратовского губернского исполнительного комитета и саратовских обновленцев), мемориальной записки А.А. Соловьёва «Саратовская епархия в 1917–1930 гг.» (очевидца и одного из главных участников описываемых событий), архивно-следственных дел ОФ 23478 и ОФ 10269 из архива УФСБ по Саратовской области.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010