Однако основную часть материалов, хранящихся в ГАСО, составляют документы периода 1944–1961 гг. (т. е. после открытия пустыни в 1942 г.). В основном здесь находятся списки монашествующих, сведения о нетрудоспособных, о численности богомольцев, посещавших обитель, о постройках в монастыре и т. п. Отдельное дело составляют материалы о закрытии Глинской пустыни в 1961 году, в том числе акт и опись имущества (с перечнем икон и книг) монастыря при его закрытии. Но наиболее полные сведения о жизни насельников Глинской пустыни периода 1942–1961 годов хранятся в архиве Сумского епархиального управления (АСЕУ) 74 . Здесь находятся указы Святейшего Патриарха Алексия I относительно Глинской пустыни, донесения епархиальных архиереев Святейшему Патриарху о Глинской пустыни, распоряжения архиереев, рапорты в епархиальное управление настоятелей монастыря и благочинного, подробные послужные списки насельников обители, приемо-сдаточные акты имущества монастыря и многие другие документы пустыни. Аналогичные документы хранятся в архиве уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Сумской области (АУПЦ). Автор данной работы выражает глубокую благодарность уполномоченному Виктору Никаноровичу Анатскому и его заместителю Василию Михайловичу Медведеву за любезно предоставленную возможность ознакомиться с документами данного архива. В АУПЦ находятся ежегодно представляемые настоятелем Глинской пустыни отчеты о доходах и расходах монастыря, инвентарные описи имущества Глинской пустыни за ряд лет, договоры о передаче в пользование монастыря зданий, акты проверок паспортного режима и санитарного состояния в монастыре, анкеты всех насельников пустыни и т. п. Эти документы свидетельствуют о тех притеснениях, которые терпели насельники Глинской пустыни от представителей советской власти, и о том строгом контроле, который осуществлял за жизнью обители уполномоченный в 1950–1960-х годах. Следует отметить также материалы Государственного архива Брянской области (ГАБО). Здесь в фонде епископа Севского и Брянского содержатся сведения о Глинской пустыни второй половины XVIII века. Документы Центрального государственного архива Октябрьской Революции (ЦГАОР) (ныне ГАРФ. – Примеч. изд.) использовались в работе при описании периода 1917–1922 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Стефану. Иван писал, что посещение старца «дало положительные благие результаты, сопровождавшиеся спокойствием ума и чувств. Я невольно стал верить ему как посланнику Божию». В 1951 г. настоятель хотел постричь Ивана в монашество, но старец Стефан не благословил, сказав: «Ты после, через несколько лет получишь монашество, а теперь это будет непростительная ошибка, так как ты еще не готов». Иван так и сказал в скиту, но его по-прежнему хотели постричь. Тогда, видимо, по благословению старца Иван подал прошение о переводе в Глинскую пустынь, и в июле 1952 года он был зачислен в Глинское братство. Через два с половиной года архимандрит Серафим (Амелин) постриг его в монашество с именем Илиодор. В обители, кроме послушания библиотекаря, он был еще уставщиком на клиросе. В его послужном списке сказано: «Монах Илиодор Сигида обладает хорошим голосом и умением петь и читать, хорошо знает устав, имеет хороший характер, правдивый, послушный, скромный, трудолюбивый и исполнительный» (АСЕУ. Дело Сигиды Иоанна. Там же. Послужной список монаха Илиодора). Он подвизался в обители до ее закрытия в 1961 г. 1775 Только за 1955 г. доходы Глинской пустыни выросли на 40% по сравнению с 1954 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 6; АСЕУ. Годовой кассовый отчет Глинской пустыни за 1955 г.; Сведения о доходах Глинской пустыни за 1954 г.). 1780 Там же. Сведения о посевах и урожайности в хозяйстве Глинской пустыни Шалыгинского района Сумской области за 1955 г. 1781 Там же. Инвентарная опись имущества, находящегося в ведении монастыря Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 25 апреля 1957 г. 1783 Описание строительства зданий в монастыре составлено автором на основании следующих архивных документов: инвентарные описи имущества Глинской пустыни за 1949, 1952, 1957, 1958 и 1961 гг. (АУПЦ), договоры с исполкомом Шалыгинского райсовета о передаче в пользование монастыря зданий и культового имущества за 1949, 1951 и 1952 гг. (АШР), справки о состоянии монастыря, предоставляемые уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Сумской области за 1944, 1945, 1947, 1952 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Уже в 1955 г. он был пострижен в рясофор, а в 1957 г. – в мантию с именем Павел 1343 . В том же 1957 г. епископом Сумским и Ахтырским Евстратием он был рукоположен в иеродиакона, а затем – во иеромонаха и назначен секретарем канделярии монастыря. Послушанием его также было чтение акафистов. Приняв священный сан о. Павел все более и более укоренялся в атмосфере молитвенности и священнодействия, при этом он постоянно укорял, порицал и обвинял себя во всем. Никаких своих добрых дел не видел, а только слабости сознавал. Молодым инокам, которые спрашивали, как достичь глубокой покаянной настроенности, о. Павел отвечал, что, по учению святых отцов, плач приобретается большим трудом, через поучение в Писании, терпение, размышления о Страшном Суде и стыде вечном и через самоотвержение, которое состоит в том, чтобы отсекать во всем свою волю и почитать себя за ничто. Чтобы восстать от сна греховного, т.е. нерадения и беспечности, говорил о. Павел священнослужителям, пастырю прежде всего нужно принести истинное раскаяние во всех своих грехах и стараться с помощью Божией больше не оскорблять Создателя, который ищет служителей Церкви чистых сердцем и ревностных в доброделании. Чувство своего недостоинства, сознание того, что он не имеет права учить тому, чего сам не исполняет, но по долгу пастырскому обязан это делать, именно это чувство благоприятствует покаянной настроенности пастыря и его горячей молитве о ниспослании благодатной помощи свыше. В 1959 г. епископом Сумским и Ахтырским Иоасафом о. Павел был награжден набедренником 1344 . Отец Павел подвизался в Глинской пустыни до самого ее закрытия. Затем он уехал к сыну в г. Тбилиси 1345 , где и скончался. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 9. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 3 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22–23. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 24,29,69.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Исповедь – действеннейшее средство в деле духовного совершенствования, ибо Таинство исповеди решительно очищает все согрешения, соделанные словом, делом, помышлением. Покаяние и старание исполнить заповеди Божии – вот верный и вернейший путь к милосердному Господу для каждого. Отец Иосиф пользовался большим авторитетом у богомольцев. Он пламенно любил Бога и. как пастырь, делал все, чтобы Имя Божие прославлялось среди людей их истинно христианской жизнью. При закрытии обители о. Иосиф, как инвалид, был переведен в Глуховскую больницу 1326 , но затем переехал к сестрам в Курскую область, где и скончался 1327 . Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л.10 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 21. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 59. Материалы по религиозным культам за 1959 г.//Там же, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 22, 24. Документы АСЕУ. АУЛЦ ИЕРОСХИМОНАХ ИСИХИЙ Иеросхимонах Исихий (в миру Иван Григорьевич Невдачин, в монашестве Исмаил) родился 22 августа 1884 г. на хуторе Раскопы Ахтырского уезда Харьковской губернии в бедной крестьянской семье 1328 . Окончив трехклассную сельскую школу, он трудился в крестьянском хозяйстве отца 1329 , но, стремясь умом и сердцем к Богу, в 1909 г. оставил родных и поступил в Глинскую пустынь 1330 . Под руководством Глинских старцев Иван прошел суровую школу сосредоточенного внутреннего подвига. Старцы направляли его к истинному познанию о Боге, которое составляет истинную жизнь для нашего духа. Они говорили, что в познании Бога участвует не только ум, но и сердце через его постоянную любовь к Богу, участвует и воля через свою преданность Воле высочайшей, через исполнение заповедей Господних. Исполнение же заповедей, по учению старцев, состоит не только в выполнении нравственных норм, но и в получении силы, избавляющей от страстей, соединении в жизни вечной с Самим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Несмотря на строгость, о. Полиевкт всегда принимал самое теплое участие в скорбях ближних, а поэтому он особенно мог утешить приходящих к нему. Он не отчаивался ни в чьем исправлении, умел ободрить и поднять дух у людей нерадивых и малодушных, вселить надежду в унывающих. Старец старался довести до сознания своих духовных детей, что исполнение воли Божией и надежда на Него доставляют не только облегчение в телесных и душевных скорбях, но и утешение, исключающее возможность всякого уныния. В возрасте 80-ти лет, по прошению, он был пострижен в схиму с именем Паисий и с присущей ему ревностью подвизался в схимнических трудах. После закрытия Глинской пустыни о. Паисий перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где также пользовался большим уважением братии. Но в скором времени он почил там о Господе. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 16–17. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22–23. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 23, 28, 51. Списки послушников Оптиной пустыни за 1892, 1904, 1914 гг.//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 2, ед. хр. 3, л. 5. Материалы о послушниках Козельской Введенской Оптиной пустыни//Там же, к. 3, ед. хр. 15, л. 5. Документы, связанные с жизнью и деятельностью Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1917–1919 гг.//Там же, к. 4, ед. хр. 4, л. 105. Документы АСЕУ, АУПЦ. СХИМОНАХ ВАРСОНОФИЙ Схимонах Варсонофий (в монашестве Виталий, в миру Василий Филиппович Середа) родился 28 апреля 1878 г. в городе Ромны в семье украинского казака 1246 . В 1890 г. он окончил три класса народной школы, с 1900 по 1904 г. был на военной службе, с 1905 по 1906 г. участвовал в русско-японской войне. Страдания людей, с которыми он столкнулся в это военное время, недолговечность и суетность человеческой жизни, гибель сослуживцев, очевидцем которой он был, глубоко потрясли его. Размышления о смерти, о ее неизбежности возвысили его душу и породили в ней желание послужить Господу в монашеском звании. Стремясь к жизни подлинно аскетической и совершенно отрешенной от мирской суеты, испросив благословение родителей, Василий в 1910 г. отправился на Афон. Святая Гора покорила душу Василия необыкновенной, как бы специально созданной для иноческой жизни природой, древними обителями, продолжительными торжественными богослужениями. И он со слезами припал к ногам богомудрых Афонских старцев, умоляя принять его в число братства Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Видя искренность и чистоту его намерений, старцы приняли его в обитель. Прежде всего по афонскому обычаю он исповедал духовнику грехи за всю свою жизнь и, обновленный в Таинстве покаяния, приступил к первым монастырским трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Рабство и сыновство Божие заменяются сначала рабством, а потом и сыновством лукавому. Поэтому правило духовной борьбы: всякую страсть побеждать силою Христовой, немедленно, как только она зародилась. Изгнать ее совершенно мы не можем сразу, но можем все время загонять ее «на дно», чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая. Если на какой-либо стороне души намечается или происходит «прорыв», сейчас же все внимание сердца надо обратить туда, и усилием, то есть молитвенной борьбой, надо восстановить мир сердца, души. Это и есть трезвение духовное. Для духовно трезвого человека враг не страшен. Он страшен и опасен лишь для сонливого, ленивого, расслабленного душой. Такого человека никакая праведность не может спасти. Можно сделать множество подвигов на войне, но если все они закончатся изменой – ничего они не будут значить. «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Но если человек будет столько же уделять заботы к охранению своей души, сколько враг употребляет для ее погубления, то, конечно, он может быть спасен. В глубине мирного и свободного своего сердца, он, даже посреди больших испытаний, всегда услышит ободряющий голос: «Это Я – не бойтесь» ( Мф.14:27 ). Отец Георгий неоднократно повторял, что земные пристрастия ослабляют остроту зрения духа. В послужном списке о. Георгия было сказано, что он «примерный монах, способный, весьма скромный, труженик, отличается смирением» 1318 . После закрытия Глинской пустыни о. Георгий переехал на родину к родственникам, где и окончил свой земной путь. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 3 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22–23. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 29,51. Документы АУПЦ, АСЕУ. ИЕРОМОНАХ ИОСИФ Иеромонах Иосиф (в миру Иван Васильевич Ходыревский) родился 20 августа 1896 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Укрощенное постом тело доставляло его духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Отличался о. Климент и редким воздержанием языка. Автор этих строк вместе с ним делал бочки, но крайне редко слышал его речь, смеха же он не допускал никогда. Как строгий блюститель всех иноческих обетов, постепенно он достиг высокого нравственного преуспеяния. В душе его не только укоренились благочестивые чувства и стремления, но и родилась духовная мудрость. В 1959 г. по старости и слабости он был переведен на более легкое послушание переплетчика 1362 , которое исполнял до закрытия обители. После закрытия Глинской пустыни в возрасте 75-ти лет он переехал к сыну в Саратов 1363 . Дальнейшая судьба о. Климента неизвестна. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37, л. 2 об. – 3 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, д. 53, л. 22–23. Материалы по закрытию монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 30, 70, 76. Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОМОНАХ ВЛАСИЙ (†1989) Отец Власий (в миру Василий Михайлович Сумин) родился 1 января в селе Городьково Канышевского уезда Курской губернии. Он вырос в простой крестьянской семье. В 1908 г. окончил четыре класса начальной школы и жил с родителями, занимаясь сельским хозяйством 1364 . В 1933 г. он был арестован и сослан в Челябинские лагеря. Вернувшись в 1953 г., жил в селе Вабля Канышевского района и работал плотником 1365 . Долгим был его путь к монашеству. Лишь в возрасте 56-ти лет сердце его исполнилось непреклонней решимости всецело служить Богу в иноческом чине, и в апреле 1953 г. он поступил в Глинскую пустынь 1366 . С первых же дней Василий проявил такое самоотвержение, послушание и терпение, что старцы убедились в его готовности вести строгую монашескую жизнь 1367 . 27 декабря 1953 г. он был пострижен в монашество, 6 февраля 1954 г. – рукоположен во иеродиакона и 9 февраля того же года – во иеромонаха 1368 . Отец Власий был большим тружеником. Он совершал чредное богослужение, исполнял клиросное послушание, исповедовал богомольцев и, как хороший плотник, строил многие здания в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1948 г. по старости он был освобожден от должности братского духовника, но продолжал принимать на исповедь богомольцев и тем более не отказывал братии в духовной поддержке. В 1951 г. в Великий пост архимандрит Антоний принял постриг в великий ангельский образ с именем Афанасий. На второй день Пасхи, когда он совершал литургию, ему стало плохо. Старца отвели в келлию, где он в тот же день мирно скончался. Похоронен схиархимандрит Афанасий на братском кладбище Глинской пустыни. Архивные документы О пострижении в монашество указного послушника Донского монастыря Андрея Проходы//ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 172. О возведении монаха Донского монастыря Антония в сан иеродиакона//Там же, д. 88. Послужные списки монашествующих Донского монастыря за 1910 г.//Там же, ф. 1629, оп. 1, д. 56, л. 52. Дело с послужными списками монашествующих лиц по ведомству Конторы Святейшего Синода//Там же, ф. 1183, оп. 1, д. 6, л. 125 об,–126 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6. Документы необработанных архивов: АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ НИКОДИМ (†1953) Отец Никодим (в миру Иван Митрофанович Калиуш) родился в январе 1873 г. в городе Конотопе Черниговской губернии в семье мещан. Образование он получил в местном городском училище, которое окончил в 1887 г. 1069 . От юности ум его был обращен к Богу, и в 1892 г. он поступил в Глинскую пустынь 1070 , где после общих послушаний был определен на клирос 1071 . Внимательно следя за богослужением, он стал знатоком древних церковных песнопений, которые только и допускались в Глинской пустыни и в совершенстве изучил устав. Внутренняя жизнь его всецело была сосредоточена в Боге. В Нем заключались все радости и утешения, смысл и цель жизни Ивана. Глубоко восприняв святоотеческое учение о страхе Божием, он постоянно просил Бога ниспослать ему этот дар, ибо только присутствие страха Божия в человеке свидетельствует о его духовности; имеющий в душе страх Божий силою Божией отвращается от всякого зла и направляет свою волю к деланию добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Это подражание следует понимать как внутреннее приобщение к жизни Пастыреначальника для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения. «Аз есмъ Лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит и плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием о. Серафим был награжден саном игумена, в 1949 г. ушел за штат и в 1951 г. поступил в Глинскую пустынь 1090 , где пользовался уважением братии как опытный в духовной жизни, «тихий, кроткий и уступчивый» 1091 старец. У него всегда было много исповедующихся. За долгие годы монашеской жизни и пастырского служения он изучил малейшие движения души, познал все оттенки борьбы, которую враг ведет с человеком, и приобрел духовную рассудительность, руководствуясь которой никогда не поступал опрометчиво. Он не спешил с наставлениями, которые время и терпение могут сделать более плодотворными, а выбирал для них благоприятные минуты, сам подготавливал эти минуты, но никогда не предварял их. Слово свое он направлял по обстоятельствам, приспосабливая к различным характерам, соизмеряя с последствиями, которых желал. Такая рассудительность увеличивала силу его пастырской деятельности. До последних дней своей жизни о. Серафим трудился в святой обители. Скончался он 19 октября 1956 г. 1092 . Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. 10. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 2. Документы АУПЦ, АСЕУ, личного архива автора. ИНОК САМУИЛ (†1957) (Память 28 мая ст. ст./10 июня нов. ст.) Рясофорный монах Глинской пустыни Самуил Иванович Конобаев родился 20 августа 1884 г. в семье мещан города Глухова 1093 . Окончив три класса начальной школы, с 16 лет он начал работать в Глуховской типографии сначала переплетчиком, затем наборщиком. В те годы Самуил часто ездил в Глинскую пустынь на поклонение Чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы. Под руководством мудрых Глинских старцев он знакомился с наукой о духовном делании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Как истинный подвижник, старец всегда чувствовал потребность молитвы. Отец Иов «бегал людей», всей душой стремился к уединению, кроме исповеди ни в какие беседы старался не вступать, но братия и очень многие богомольцы искали у него духовного совета и утешения. Он пользовался большим духовным авторитетом. Сама внешность подвижника влекла к нему людей. В его строгом монашеском облике чувствовалась какая-то необычная простота и святость. В келлии у о. Иова не было ничего лишнего: только несколько икон, четки и самые необходимые книги. Старец имел дар прозрения. Его простые речи были полны духовной силы и священной веры в помощь Божию. Покаяние считал он основой всех видов христианского подвига, и его краткие поучения были горячим призывом к истинному покаянию. В 1945 г. он был награжден набедренником, а в 1946 г. – золотым наперсным крестом 1059 . В этом же году после напутствия Святыми Таинами иеросхимонах Иов тихо и мирно почил о Господе. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1918 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 65. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//Там же, ф. Р2196, оп. 12, д. 6. Документы необработанных архивов: АСЕУ, АУПЦ. АРХИМАНДРИТ АНТОНИЙ, ДУХОВНИК (†1951) Архимандрит Антоний (в миру Андрей Петрович Прохода) родился 1 декабря в селе Суходол Улановской волости Глуховского уезда Черниговской губернии в крестьянской семье, образование получил в сельской школе 1060 . Рано проявилось в нем звание Божие к иночеству, но, как писал сам подвижник «обстоятельствами принужденный оставаться при родителях» 1061 , лишь в он смог поступить в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Афонской Горе. Здесь обрел он то, к чему стремилась его душа: строгий иноческий устав, продолжительные богослужения и руководство опытных старцев. Все внимание иноков обращалось на внутреннее делание, сокровенную жизнь во Христе. С чувством глубокого самоукорения и постоянной памятью смерти, под руководством опытного духовника, занимаясь молитвой Иисусовой, возрастал подвижник в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010