19. Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? – опустошение и истребление, голод и меч: кем Я утешу тебя? 20. Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего. Ст. 19–20. Опустошение и разрушение, голод и кровопролитие, которые угрожают Иерусалиму по этому пророчеству, св. Кир. ал. относит ко времени иудейской войны с римлянами при Веспасиане и Тите, о каковых бедствиях Иерусалима предрек и Христос Спаситель, когда Его вели на Голгофу ( Лк.23:28–30 ). В ст. 20, вместо седяще, следует чит. спяще (αϑεδοντες прочитано за αϑζοντες). Под сынами Иерусалима, спящими на краю всякого исхода, св. Кир. ал. разумеет знатных иудеев, которые, при начале иудейской войны, убежали из Иудеи к пределам страны, чтобы быть готовыми к дальнейшему бегству: ибо, говорит он, одни из них отправлялись к соседним египтянам, другие спешили занять ближайшую местность моавитян, а также другие страны соседних язычников. Следуя еврейско-масор. т , в ст. 20 можно видеть пророческое изображение положения иудеев во время осады Иерусалима Титом, когда они, в изнеможении от голода и исполненные гнева Господня, скрывались по углам всех улиц его, и, запертые отовсюду римлянами, были подобны серне, запутавшейся в расставленные тенета. Относительно слов: свекла недовареная бл. Иерон. пишет, что Ак. Сим. Феод. здесь переводили: орикс, пойманный или запутавшийся в сеть. „Еврейск. имя его, говорит далее он, есть tho, каковой род дикого животного, рождающегося в пустыне, в кн. Лев. и Втор. полагается между чистыми животными [в Лев. 11 по евр. м. т. не упоминается, а во Втор. 14:5 ср. р. син. п.]. Вместо этого, 70, на основании сирского языка, предполагали thoreth, что значит свекла“ (сирск. ?). Следующее за сим слово =в р.-с. в тенетах 70 производили от быть темным, мрачным, каковой цвет имеет недоваренная свекла, почему σευτλον μεφϑον. ”Граждане Иерусалима, продолжает бл. Иерон. сравниваются с недоваренной свеклой, каковой род овощей есть самый дешевый и хрупкий; об этом овоще, по моему мнению, говорится в Пс.36:1–2 ; он составляет пищу подверженных болезням. Совсем неверующий человек называется сырой свеклой; кто, довольствуясь простой верой, без рассуждения и догматического резонерства, творит дела правды, того можно назвать свареной свеклой; а кто расплывается в середине между добродетелью и пороком и с раздвоенным сердцем приступает к служению Богу, тот по справедливости называется недоваренной свеклой. Ему и в Апок. Бог говорит: Апок. 3:15–16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

2031 В. И. Даль («Толковый Словарь живого великорусского языка», 1866 СПБ, Ч. I, стр. 384) дает объяснение иное. Он сближает слово тороки или тороци не с торока или тороко – ремешки позадь седла, для пристежки, – а с торок, что на архангельском наречии значит порыв, удар ветра, шквал. Отсюда у Даля получается, что «тороки и тороци, икнпсн. – ток Божественного слуха, изображенный на иконах в виде излучистой струи, тока, лучей», хотя далее приводится и обычное значение для тороки – тесемка, лента. Можно указать еще, что слово торжеиный или торчеиный (от торчать?) значит поднятый к верху, закрученный (напр, «усы торженые»). (И. Ф. Наумов, – Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля». Прилож. к XXIV т Зап. Имп. Ак. Н. I, СПБ, 1874, стр. 37). 2034 Такова икона Софии, находящаяся в Оптиной Пустыни в келлии у о. игумена М. Икона эта – превосходной, – итальянской, по-видимому, работы (сужу по технике письма и по надписям – греческим и славянским, которые сделаны настолько безграмотно, что показывают полное незнание этих языков иконописцем. – Нечто вроде этой иконы я видел еще в Тифлисском Церковном Музее при Сионском Собор, в Митрополичьих покоях Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и еще кое-где. 2035 Так – на Киевской иконе, на описываемой же не все можно разобрать вследствие мелкости изображений. 2036 Подробности см. у Филимонова, – «Очерки и т. д.» стр. 20; Прот. П. Лебединцева , – «София – Премудрость Божия в иконографии Севера и Юга России» («Киевск. Старина», Т. X, 1884 г. Сентябрь, стр. 556 след.). Прот. Петра Орловскаго, – «Св. София Киевская, ныне Киево-Софийский кафедральный Собор», изд. 2-ое, Киев 1901 г., стр. 50–52; Е. Болховитпиова [Митрополит Киевский Евгений] – «Описание Киево-Софийского Собора и Киевской Иерархии». Киев, 1825, стр. 16 след. Гр. М. Толстого , – «Иконы Софии, – Премудрости Божией» («Душеп. Чтение», 1890 г. Ч. I, стр. 458–460). Сочинитель «Писем о богослужении», – Древности и символичества Софийского Собора («Прибавления к изданию творений святых отцев», ч. 18, т. 1859, стр. 553).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 в пяток, привез Герман архимандрит. В л. 7063 (1555) иные явились еретики, два чернца с Белаозера, а привез их старец Александр, Ивановский человек Умнаго». Эти иные были Феодосий Косой и товарищ его Игнатий (пр. 219). 216 Акт. Арх. Эксп.Т. I. стр. 250–254. Курбский приписывает обвинения Артемия гневу царя и слабости некоторых епископов. Упрёк отчасти справедливый: и Феодорита тогда же обвиняли, но после сам же м. Макарий оправдал его. Курбский говорит, что «Феодорит и Иоасаф славные в преподобстве» обличали в неправде Нектария, главного наветника на Артемия (Ист. Иоанна 135 ). В деяниях Собора свидетельства Иоасафа Белобаева об Артемии заслужили внимание Собора. Впрочем, и Артемий не совсем прав. 217 «Да и на старцев заволжских (Башкин) говорит, что его злобы не хулили, а утверждали его в том». Ник. Лет. 7, 204. 218 Ист. Иоанна 134. По Лет. Ник. 7, 204, Башкин назвал единомышленниками своими Ивана и Григория Борисовых, Исайю Белобаева , монаха соловецкого. По актам Собора, вместе с Артемием подвергались допросу инок Иона и священник Иоанникий как ученики его (Ак. Э. 1, 250–254). По записке о Соборе против Башкина (Чт. Общ. Ист. 1847. 3), когда призван был к допросу Исаак (а не Исаия) Белобаев из соловецкого монастыря и оказывался «нечто от церковных законов развращающим» (след., не вполне уличили его в мыслях Башкина), то Кассиан, епископ рязанский, защищавший и других обвиняемых, особенно защищал Исаака Белобаева, «старца своего», т.е. наставника по иночеству. Это было в 1554 г. Кассиан хулил тогда книгу пр. Иосифа Волок. против новгор. еретиков, но Собор признал её «светилом православию». У Кассиана отнялись тогда рука, нога и язык, и он оставил кафедру. Записка далее говорит, будто Кассиан и после того говорил: «более согрешаем Богу, Христа нарицающе Вседержителя». По актам Кассиан был в числе судивших об Артемии (А. Э. 1, 250). А Курбский говорит, что «некоторые епископы», зная строгую жизнь Артемия, не соглашались осудить Артемия. По всей вероятности, Кассиан был в числе этих епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2436 Казанскому, с 1858 года ордин. проф. м. ак., ск. 13 февр. 1878 г., характер. см. в стат. прот. Смирнова-Платонова (Детск. Помощь за 1885 г. стр. 45 и сл., и IV т. Хрон. стр. 431 пр. 1. 2448 „Верный друг – крепкая защита; кто нашёл его, нашёл сокровище. Верному Другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его“ ( Сир.6:14–17 ; по русскому переводу). 2452 Такой судьбе подверглись, некогда Ваш, Петровский, ограждённый от бульвара мясными лавками и с растворами под кельями на Петровку, Знаменский, Златоустовский. Говорят: „нечем жить, нечем поддерживать церкви“, но отчего же тот же Златоустовский монастырь ранее процветал, а Симонов и теперь процветает? Притом – цель не освящает средства. – Видя, как всё это не только терпится, но ещё видимо поощряется как похвальное „радение о монастырской пользе“, невольно думаешь, нет ли уж тут „задней“ мысли со стороны „власти“: всё-де равно, монастырям в большом городе быть не следует, а потому пускай Московские монастыри, делаясь всё менее благообразными, всё менее похожими на монастыри, сами, бессознательно, в более или менее отдалённом будущем, подготовляют себе участь – обратиться в приходские церкви, на содержание которых, вместе с причтом, и пойдут доходы с домов и лавок, построенных монахами на место ограды. Но этого ли желают домострой? (Примечание автора письма). 2453 Не далее, как нынешней зимой, граф Уваров нашёлся вынужденным, от имени Археологического Общества, донести Св. Синоду, как очевидец, о „реставрация“ Боголюбовской (?) церкви близ Владимира, посредством нескольких штукатуров, без ведома и контроля архитектора, даже без десятника, но с разрешения местного Владыки, которого граф, между тем, предупреждал заранее об археологическом значении этого древнейшего храма. 2462 Iconographie générale et méthodique du costume du IV-e au XlX-e siècle (315–1815). Collection gravée a l’eau forte d’après des documents authentiques et inédits par Raphaël Iacquemin peintre avec introduction et table méthodique. Paris, s. a.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35 Настоль. грам. янв. 10, 1619 г. рязанскому Архиепископу: «благословихом соборне… быти ему третьему Архиепископу, а местом и святительским седанием под суздальским Архиепископом». 37 Грам. Июн. 1667 г. «во всех архиерейских домех быти духовным искуснейшим мужем, судити духовныя лица и духовныя дела, якоже и в патриаршем дому… Весь церковный чин и иных людей мирским людем ни в чем не судити». Собр. зак. 1, 412. стр. 272. 73. 77. 38 Востокова опис муз. Стр. 610. Соборное деяние октября 1666 г.: «велети всем священником держати во всех церквах записные четыре книги, для записывания» крещенных, венчанных, живых прихожан, представившихся. 39 Уложением, гл. 17. ст. 42. подтверждено кафедрам и монастырям не принимать земель без указа. По указ. 2 мая 1673 г. повелено дать из диких полей Украины земли Патриарху, архипастырям и архимандритам. (Собр. зак. 1, 549. 521). В отношении к Сибири подтверждено общее постановление указом 1678 г. (Собр. зак. 2, 73. 11. А. 5, 32). 42 По ркп. Филарета и по чину венчания (Ак. Эксп. 2, 47). Царь Василий, избранный 19 мая, венчан на царство июн. 1, 1606 г. Новгород. Митр. Исидором; по ркп. Филарета Гермоген был тогда в казанском заточении. По грамоте Царя (Акт. Эксп. 2, 48) при внесении мощей Царевича в Москву, 3 июня, были Митрополиты и Архиепископы, по 5 июня, когда мощи вносимы были в архангельский Собор, встречал «Царь – с Патриархом». И далее «Царь и Патриарх – учинили раку». По летоп. о Мятеж. стр. 1, 103. Гермоген поставлен в Патриархии «по воцарении Василия». 43 Жидом называет сего самозванца современный польский историк Кобержицкий. Жидом называл его двор наш при Царе Михаиле в дипломатической переписке с Морицем, принцем оранским. 47 Бутурлин 2, 182–189. 136. 142. 52–54. Акт. Эксп. 2, 57. 58. Акт. Ист. 2, 132. Палицына Ист. гл. 6. 48 Ист. опис. лавры (М. 1342) стр. 80–99. Всего во время осады умерло 547 человек (Синодик лавры 6). 51 Собр. грам. 226. 227. 229. В отписке: «После рождества Христова на пятой неделе писал из Москвы Феодор Андропов, да Михайло Салтыков, что на Москве Патриарх призывает к себе всяких людей явно и говорит о том: буде королевич не крестится в крестьянскую веру… не Государь» стр. 294. Подножная у Карамзина (Т. 12. пр. 684.). «Лета 7119 марта 2, по благословению Святейшаго Патриарха Гермогена… чтобы есте давали чердынскому гончю Ивану Игошему подводу… для всего ратного дела». Ист. Акт. 2, 323.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

366 Попова обзор р. хронографов 11, 15. По мнению г. Попова значительная часть древнего перевода Зонары уцелела в копии XVII в. в рукописи Ундольского. 367 Паралипоменон издан Бодянским в чтениях общ. ист. и др. 1847. 1. Церковно-юридический труд Зонары (толкование церковных правил) еще ранее исторического сделался достоянием славянской письменности. Около 1260 г. русский митрополит Кирилл просил и получил от болгарского деспота Иакова Святослава Кормчую Зонары с следующим подписанием: «написана же бысть сия Зонара в лето 6670-е (т. е. 1262-е) 5 индикта в дни благоверного царя Константина предержаща стол болгарский, повелением же и по цене великого господина Якова Святислава деспот блгарского..» Переписчиком был «худоумный многогрешный Иоанн зовом Дрогослов». Болгарский подлинник кормчей Зонары конечно предшествовал копии, списанной Иоанном Дрогословом, и – быть может – несколькими десятилетиями. – Достойно замечания, что болгарский деспот просил русского митрополита не снимать копию с Зонары, а удерживать ее в одном экземпляре, «понеже тако подобно есть сей Зонаре во всяком царстве единой быть на соборе, якоже св. отцы уставиша и упредаша нам. «(Послание Иакова Святослава к м. Кириллу в известиях ак. наук X. 203–4 и в «историч. хрестоматии Аристова» 268). 369 По хронологии Муральта обмен болгарской принцессы на Феодора Куфару происходил в 844 году, а крещение болгарского князя – хотя и не по тем побуждениям, какие указывает Зонара – в 859 г. Muralt. Essai chronol. byzant. I 428. 436. 371 По хронологии Муральта нападение россов на Византию относится к 865 г., крещение их к 866 г., следовательно оба события – к царствованию Михаила III-ro (Muralt Essai chronol. Bys. I, 439–40; 444). Но у Зонары крещение Руссов отнесено к царствованию Василия Македонянина и конечно в этом случае допущена хронологическая неточность, усвоенная, впрочем, – как увидим далее, – нашими предками. 372 Io. Zonara ed. cit. II р. 162. Слич. Паралипоменон Зонары 101; А. Попова обзор хронографов I, 169. Никон. лет. IX. 13. В русских переделках Зонары Руссы называются Куманами, живущими во Евксинопонте, и русские князья Аскольдом и Диром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

398 «Стоглав», гл. 23, л. 45 об. Снес. «Меч дух.», л. 321. Беседа с Зыковым; Сарат. Епарх. Вед. 1882 г. 2. 407 «Блаженный папа Сильвестр возвещает Троицу в единице и единицу в Троице. Три едино суть. Три убо лица, но едина сила, и едино существо и едино Божество» (л. 2 и 5). Поэтому, хотя папа Лев IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу Керулларию и уверял, что привилегии были даны папе Сильвестру Константином великим в четвертый день по крвщении, и что они были узаконены на первом вселенском соборе, и затем подтверждались на следующих вселенских соборах (см. в сочин. «Михаил Керулларий». Киев 1854 г. стр. 50), но такое уверение не может заслуживать вероятия. Процитованные из грамоты догматические выражения показывают происхождение оной после никейского собора; в правилах же соборных мы видели совсем иного рода подтверждения. 411 Гусс и Лютер, т. 2, стр. 4. Тр. к. д. ак. 1865 г. стр. 47. Христ. Чт. 1862 г. т. II, ст. о священстве, проф. Нильского. 413 Как же попала она, спросят нас, в старопечатную Кормчую? Отвечаем. Она не вошла в состав самой Кормчей, а помещена в конце оной, в прибавлении, под особым счетом листов, наряду с известной статьей «О римском» отпадении, находящейся и в Кирилловой книге; значит руководительного значения – подобно правилам соборным и отеческим» – этой грамоте не усвояли. Далее, в грамоте этой есть один пункт, весьма важный по состоянию русской церкви в XVI и XVII в. – это судные и имущественные права церкви. Вопрос о судных и имущественных правах рассматривался на Стоглавом соборе, и составители «Стоглава» воспользовались известною им мнимою грамотою Константина (гл. 60, стр. 271–272; 273–274), но в измененном виде, применительно ко всем патриаршим престолам и ко всему духовенству. Такое изменение было сделано в Греции. (См. о Кормчей книге Розенкампфа изд. 1-е, стр. 238 в примеч.). Около времени патриаршества Никона вопросы эти снова заняли видное место. В «Уложении» Алексея Михайловича митрополиты, архиепископы, епископы, монастыри и все духовенство были подчинены ведению монастырского приказа во всех исках и тяжбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

454 Стоит заметить, что в Донисиевом служебнике четыре из указанных молитв (две – на очищение церкви и 2-я на освящение Богоявленской воды и молитва над вином) не поправлены, а между тем как некоторые молитвы, не находящиеся в печатном служебнике, поправлены, как это увидим ниже. Не дает ли это права к тому соображению, что исправители в рукописном служебнике старались преимущественно об исправлении тех молитв, которых не находили в печатном, а напечатанные молитвы исправляли в самом тексте печатного служебника. 455 Рукоп. Тр. Лавр. Биб. 700. л. 304–305. Действительно, в служебнике XV в. 79. М. Д. Ак. возглас этот читается так. (л. 38). 456 Рук. Тр. Лавр. Биб. 700. л. 180 об. О молитве в псалтири, конец которой исправители изменили см. выше – в рассуждении о поправках в кн. „Псалтирь». 464 На то возражение, что если Дионисий начал исправление книг без благословения Ионы, только по царской грамоте, то почему же он не мог и потом – при представлении исправлеиных книг – обойти митрополита, следует только ответить, что начать работу и вести ее никому не воспрещается, пока результаты этой работы не предъявили себя, как имеющие общецерковный характер. Но раз эти результаты должны войти в общецерковное употребление, требуется уже для этого санкция высшей церковной власти. 466 Указом царя,след.,предполагалось на соборе рассуждение о поправках, для чего и должны были собраться власти духовные, а из мирских только лица, навыкшия божественному писанию. 468 Деяния собора – Сев. Пчела 1842, 198. Из упомянутых среди обвинителей Филарет и Логин известны как самые заклятые враги Дионисия. Об отношениях Дионисия к этим личностям мы будем говорить далее. Ризничий Маркелл – это Маркелл Колчин, умерший в 1635 г. (См. опис. рук. Лавр, библютеки 206 и 269). 472 Рук.Тр.Лавр.Биб. л.164–165.Что хотели доказать судьи на соборе, приводя упомянутые слова из 9 зачала св.Луки? Прямого отношения к вопросу о прибавке и огнем в молитве на освящение богоявленской воды эти слова,очевидно, не имеют.Можно думать,что они руководились в данном случае следующими соображениями. Освящение воды на день Богоявления и крещение имеют общее в том отношении, что и в крещении совершается освящение воды, а потому освящение первой должно происходить также, как и последней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

—457— печатаны, и где именно, обозначенные на том листке сорок шесть слов преосв. Филарета. А тут начат уже набором хронологический, подробнейший, слово за словом, список всего начертанного великим святителем. Еще две три недели – и выйдет в свет он в февральской книжке «Трудов К.Д. Ак.» Но сорока-то шести слов никак не определю времени: помогите! Велиим гласом вопию: помогите! Обозначьте же годы на сем листе, против каждого слова, и немедленно возвратите его мне. Заклинаю Вась всем милым для Вас – не откажите мне ныне. Что Вы можете помочь, в том я не сомневаюсь ни на едино мгновение; в крайних случаях, у Вас есть к кому обратиться… А я… я здесь… поварите ли Вы, что я едва-едва мог найти здесь слова и речи Филарета, в издании 1848 и 1861 года. Поверите ли, что нет их ни в Военной гимназии (там ни одной строчки Филаретовой нет), ни у настоятеля ее; ни в Университете, ни у настоятеля его (это – у Фаворова!!!) 3081 , ни в… (horresco referens!) ни в Академии Духовной (именно – третьего тома), ни у ректора ее!… Едва-едва нашел я третий том у одной благочестивой старушки, давней жительницы Клева и соседки Лавры; нарочно для этой цели далее поехал и познакомился с нею. Да и кроме этого факта, сколько слышу я, в Клеве не жалуют и крепко не жалуют Филарета. Вот Вам один образчик суждений о нем здешних протоиереев – магистров: «Филарет оставил церковь русскую точно в таком же виде, в каком Император Николай оставил армию. Это был человек, который любил низко-поклонство паче всего. Он был тормозом всякого разумного движения. Он опоздал умереть по крайней мере 15 годами. Церковь и учебные заведения духовных легче вздохнуть после него " … и проч. и пр. И подобные суждения изрекает целая когорта… Я только плечами пожимаю да головой покачиваю. И, что всего печальнее, при подобных отзывах не допускают никаких других отзывов обо всей его жизни и деятельности. «Где добрые следы его?» – кричат мне: «где ученики его, им открытые, или возлюбленные? кому он по- —458— мог? кого образовал? где его влияние? где его подражатели? Он гнал, он преследовал всякую даровитую личность, он притеснял даровитых проповедников, он… и тут уж мои собеседники до того зарапортовываются, что я беру шапку и ухожу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

522 П. С. P. летоп., т. IV, 303; VIII, 295. Стоглав изд. Кожанчикова, 278–279. Тихонравов, Летописи русской литературы и древности, т. V, 1863 г., отд. III. Статья «К материлам для Истории Стоглава.» Жданов, Журн. Минист. м. Просвещ. 1876 г, август, 213–215. 524 Точное, неподлежащее никакому сомнению, известие о времени смерти Даниила найдено мною в одной рукописи Волоколамского монастыря. Рукопись содержит в себе, опись церковного имущества Волоколам. монастыря, составленную в 1545 году (7053 г.) старцем Зосимою и книгохранителем Паисием. В описи на обороте одного чистого листа, которому предшествуют несколько таких же чистых незаписанных листов, находится следующая запись: «лета 7055 (1347) майя 22.го преставися бывший Даниил митрополит всея Руси». Далее следует перечень пожертвованных митрополитом книг. Опись имущества составлена 1545 года за два года до смерти Даниила. Но запись о смерти Даниила сделана на особом листе. Почерк руки, какою написана заметка, одинаков с почерком, каким написана большая часть рукописи, но только более крупный, и запись сделана более отчетливыми чернилами. Переписывал книги инок Зосима, он же, вероятно, внес и запись о смерти Даниила, как очевидец и как должностное лицо, которому необходимо было поместить в составленную им ранее опись вновь поступившие по смерти Даниила в монастырскую библиотеку книги, что он и сделал. – Рукоп. Волоколам. монаст., в монаст. ризнице, (не разборчиво) л. 25 об. – Неизвестно, на основании каких данных некоторые историки указывают на 2-е февраля 1539 г., как на время смерти Даниила. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, ч I, СПБ. 1818, 114–115. Очевидно, здесь смешивается год смерти Даниила с годом его низложения. 525 Выпись о начале Иосифова монаст.; рукоп. Моск. Духов. Академ. (не разборчиво) Ак. Волок., л. 73–74. Строев, Списки иерархов и настоятелей рус. церкви, 182. 527 В описи церковного имущества Волоколам. монастыря 1545 года после записи о времени смерти Даниила находится следующая, относящаяся к нему, заметка: «дал манастырю книг: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010