104 По преданию, церковь Иоакима и Анны была за собором на восток, подле нынешнего Иоакимовского придела, что согласно и с сказанием летописи о перенесении мощей епископа Иоакима в 1699 году в Мартириевскую паперть собора, Новг. III лет. под 207 год. 106 Новг. II и III лет. стр. 121 и 208. Соф. 1 лет. под 6557 год. Летописец прибавляет, что деревянная церковь Софийская была честно устроена и украшена, но в чем состояло это украшение, неизвестно. В Супрасльской летописи (стр. 11) сказано еще о первом епископе Иоакиме, что он, соорудив Софийский храм, «уряди себе монастырь десятинный»; но других известий об этом монастыре не сохранилось. 113 В Новг. летописях о смерти св. князя Владимира новгородского упоминается под 6569 (1152) год. в след за освящением созданной им церкви. Именно, 14 сентября было освящение собора, а 4 октября скончался храмоздатель. 115 В записках Отд. Русск. и Слав. Археол. 1851 год. т. I. стр. 69, мозаика новг. Софийского собора отнесена к ценинному украшению, но без доказательств. А по словам Кеппена, в Киеве и Новгороде мозаика кладена из стеклянных и квадратных и треугольных кубиков, с тою, впрочем, разницею, что в Новгороде она представляет только простое украшение, а не образа, как в Киеве, и состоит из квадратных и треугольных дощечек зеленого, кофейного и желтого цветов. Список Русским памятникам Кеппена. М. 1822 год. N 7 и 12. Ист. обозр. финифт. и ценинн. дела в России, Забелина, 1853 год. стр. 48–50, где дано понятие о мозаике вопреки тем, кои принимают ее за ценину. 117 Новг. I лет. стр. 52 под 6746 год. и стр. 74 под 6835 год. Ист. Госуд. Росс. Кар. т. IX, прим. 35. 120 Летопись о мятежах М. 1788 г. стр. 296. В Новг. III лет. стр. 255 сказано, что «Шведами взят бысть град и Соф. сторона сожжена». Кроме того известно, что Шведами убиты, между прочим, Софийского собора протоиерей Амос, священник Никифор, у коего отнята и сожжена жалованная харатейная грамота Соф. собору 1504 года. А из собора похищены были ими некоторые драгоценности. Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Сборник к 50-летию служения Сигурда Оттовича Шмидта Историко-архивному институту. М., 2000. С. 71–76. ПСРЛ. Т. 8: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 271. См. также: ПСРЛ. Т. 13: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. Ч. 1. СПб., 1904. С. 45; То же. Т. 20. Ч. 1: Львовская летопись. СПб., 1910. С. 403–404; То же. Т. 26: Вологодско-Перм­ская летопись. М.–Л., 1959. С. 313; То же. Т. 6: Софийские летописи. СПб., 1853. С. 264–265. ПСРЛ. Т. 3: Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 148, 185; То же. Т. 30: Владимирский летописец. Новгородская вторая (архивская) летопись. М., 1965. С. 176. ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1: Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 613. Там же. С. 547. Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XVI–XVII вв. о совершении Таинств в Русской Церкви. Казань, 1900. С. 46. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологи­ческого исследования). Каменец-Подольск, 1906. С. 277. См. также Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования Таинства. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884. С. 369. Неселовский А . Указ. соч. С. 278; Дмитриевский А. Указ. соч. С. 370. Неселовский А . Указ. соч. Приложение. 22. С. XVI–XXI. См. Жмакин В . Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 145. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 414, 442, 590, 655, 730, 1030, 1034. См. Игумен Макарий . Берестяные грамоты, как источник русской церковнойистории (К постановке вопроса)//БТ. Сб. 24. М., 1983. С. 314. Антонова В., Мнева Н . Каталог древнерусской живописи. Т. 2. М., 1963. С. 126–127. 518; Диакон П. Веретенников . Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542)//ЖМП. 1978. 8. С. 75. Прим. 6. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 438. Из Жития преподобного Варлаама Хутынского, которого особо почитал Великий князь, известно о видении ему Святого, повелевшего назначить настоятелей в новгородские монастыри — Хутынский, Юрьев и Антониев ( Дмитриев Л.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

В 1642 году митрополит Сильвестр присутствовал на Соборе православного духовенства в Яссах и участвовал в рассмотрении книги митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы , † 1646). Труды: Дидаскалия, альбо наука о седми сакраментах. – 1637; 2-е изд. – 1653. О хиротонии. – 1652. Отчет о православных Киевских и Винницких школах и защита преподавания латинского языка (на польском языке). – 1635. Патерик Печерский. – 1635. (В конце книги имеется хронологический перечень православных митрополитов Киевских.) Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 187. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1490, 1593, 1639–1643, 1674, 1675. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 12. – С. 111–112. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 2. – С. 132–136. Голубев. История Киевской духовной академии. – Киев, 1886, вып. 1. – С. 185–187, прилож. 80–86. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 1. – С. 169–180. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888, пер. 4. – С. 74, 123, 136, 154, 254. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий//Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 т. – СПб., 1903–1906. – Т. 2. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев, 1825. – С. 180–186. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 498, 501, 520, 570. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 493, 498. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853. – С. 180–181; 1859. – С. 539–254. Пекарский П. П. Представители киевской учености в половине XVII столетия. – СПб., 1862. См. также: Отечественные записки. – СПб., 1862. – Кн. 2, апрель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

и уезда, в 10 вер. от Новгорода, вниз по течению, на прав. берегу р. Волхова. В 1-ой Новгород. летописи под 6700 (1192) год. написано: «В тоже лето постави церковь внизу на Хутине Варлаам цернец, а мирьским именем Алекса Михалевиц, в имя святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архиепи- скоп Гаврила на праздник, и нарече монастырь.» Преп. Варлаам, как видно из его жизнеописания, на другой год по основании монастыря скончался 6 ноября, между тем во 2-ой и 3-ьей Новгород. летоп. говорится под 6751 (1243) год.: «Преставися преп. Варлаам чудотворец Новгородский, иже бе на Хутыни.» Это известие ошибочно и относится к другому Варлааму, о котором говорится под тем же 6751 годом: «Преставися раб Божий Варлаам, а мирьскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, месяца мая в 4.“ Мощи преподобного, ознаменовавшие много чудес, почивают под спудом в арке между соборною церковью и Покровским приделом, в богатой серебр. раке, устроенной в 1853 г.; подле раки повешены тяжелые вериги преподобного. Собор во имя Преображения построен в 1515 г.; другая старинная церковь во имя преп. Варлаама с трапезою устроена в 1552 г. От преп. Варлаама сохранились его келия, крест и облачения, отличающиеся необыкновенными размерами и доказывающие, что чудотворец был очень большого роста. В первую пятницу Петрова поста совершается крестный ход в обитель из Софийского собора. В монастыре погребен в 1816 г. знаменитый Державин. “Ист. Росс. Иер.», 608 (с грамотами); Ратшин, 371; Проценко, “М-ри в России», 55; “Словарь ист. о свят.», 50; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 178; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. I, 13, 14; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 45; “Опис. монаст.», 1817 г., 125; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.», 120; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 202, 327, 338; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.», I, 429; II, 19, 40, 45, 46, 88, 114, 150, 157, 174, 177, 179, 184, 194, 196, 198, 201, 241, 257, 263, 279, 283, 305, 322, 334, 335, 336, 340; “Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

559 Г.М. Прохоров считает, что Вельяминов был послан, чтобы способствовать «восстановлению подчинения Руси Орде» (Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 102). Остается неясным, как это мог бы осуществить человек, изменивший московскому князю; очевидно, что посылка Вельяминова была антимосковской акцией. Загадкой остается и другое предположение Прохорова, что Вельяминов «скомпрометировал сторонников церковного обособления и протатарской ориентации Великой Руси» (Там же. С. 104); ведь сам автор констатирует, что с Митяем (которого автор считает сторонником такой ориентации) Вельяминов в Орде не мог видеться (Там же. С. 102–103). 561 Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. С. 29. Этот эпизод вымышлен: в действительности в 1380 г. Киприана в Москве не было, он вернулся туда, примирившись с великим князем, только в мае 1381 г. (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 142). 562 См.: Кучкин В.А. Победа на Куликовом поле//ВИ. 1980. С. 7; Он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы// Церковь , общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 109–114; Клосс Б.М. Об авторе и времени создания «Сказания о Мамаевом побоище»//In memoriam: Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997. 563 Новейшее исследование и издание Жития см.: Клосс Б.М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. 564 Там же. С. 369–370; ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 316; СПб., 1853. Т. 6. С. 94. Упомянутое в Житии Сергия благословение во время поездки Дмитрия в Троицкий монастырь, возможно, имело место перед битвой на Воже 1378 г., а с Куликовской битвой было связано только в «Сказании о Мамаевом побоище» (См.: Кучкин В.А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы; Он же. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. С. 85–87; Это мнение оспорено Б.М. Клоссом: Клосс Б.М. Избранные труды. Т. 1. С. 58–59). В летописной же Повести говорится о присылке Сергием грамоты с благословением на Дон накануне битвы. 565 ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 311–312; Т. 6. С. 90. Остается неясным, посылал ли Олег войска на помощь Мамаю. В рассказе о Куликовской битве Рогожского летописца и Симеоновской летописи говорится, что до Дмитрия дошла весть такого рода (Там же. Т. 15, вып. 1. Стб. 140; Т. 18. С. 130). Повесть Новгородской IV – Софийской 1 летописей более определенно говорит, что Олег начал «силоу свою слати» к Мамаю (Там же. Т. 4, ч. 1, вып. 1.С. 314; Т. 6. С. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Борисова Т. С . Текстология церковнославянских переводов… С. 67–69.   Борисова Т. С . К вопросу о рукописном прототипе… С. 107.  София. Национальная библиотека им. свв. Кирилла и Мефодия. Рукопись Псалтирь с дополнениями. Koh. XIV b. Болгарский языковой извод, тырновская орфография, курсивное «александрийское» письмо.  Наблюдения автора статьи.  Об этом повествуется в отдельной главе «О составлении общего жития», которая во всех редакциях Жития следует за главой о видении птиц: как в ранних редакциях Жития (здесь между указанными главами помещена глава «О видении Ангела, служаща с блаженным Сергием»), так и в пространной редакции (здесь эпизод находится непосредственно после повествования о чудном видении птиц Преподобным, тогда как глава о сослужении Ангела перемещена в конец Жития: перед главой о победе над Мамаем).   Флоря Б. Н., Шлевис Г . Антоний, Иоанн и Евстафий//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 667.  Подробнее об этом см.: Аверьянов К. А . Сергий Радонежский: личность и эпоха. М., 2006. С. 220221.  Не позднее, поскольку прп. Михей, свидетель чуда, преставился 6 мая 1385 г. («лта 6893», мартовский год).  Варианты датировки см.: Аверьянов К. А . Сергий Радонежский: личность и эпоха. С. 367. Сам исследователь вслед за Б. М. Клоссом «назначает» день события – 14 ноября, т. е. непосредственно канун Рождественского поста, хотя ранние редакции Жития говорят об одной из пятниц самого поста: «бяше же 40-ца Рождества Христова, день же пяток б при вечер» (ГИМ. Син. 169. Л. 235). Поэтому совмещение пятницы с 14 ноября в 1382 г. не является опорой для определения года. Тем более, что в 1382 г. в связи с нашествием Тохтамыша (отряды которого взяли в том числе Переславль, по пути к которому находится Троице-Сергиева обитель) сам Преподобный с братией уходил в Тверь (как свидетельствует Софийская 2-я летопись: «от Тохтамышова нахожения бежа в Тферь». ПСРЛ. T. VI. СПб., 1853. С. 122).  Афонский патерик, 10 октября.  См.: Пивоварова Н. В . Акафистная Зографская икона Божией Матери//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 381–382.

http://bogoslov.ru/article/6175771

свт. Иова прибудет архиеп. Варлаам для погребения святителя), но не подверглось тлению. 18 нояб. А. был погребен в Софийском соборе у сев. стены. Со временем у гроба святителя стали совершаться чудеса; в житии описаны 2 чуда, случившиеся в 1598 г.: исцеление бесноватой Дарьи Степановой и девочки Матроны, ослепшей после болезни. О посмертном чуде святителя рассказывается также в 1-й редакции жития прп. Герасима Болдинского. Инок Дионисий из Болдинского мон-ря, бывший учеником А., после многих лет благочестивой жизни впал в хулу и ропот, укорял монастырский устав и предание прп. Герасима, перестал ходить в церковь и на братскую трапезу, крал еду из трапезной, ел тайно в своей келье, за что был наказан помрачением ума. Братия, связав Дионисия железными путами, привели его ко гробу прп. Герасима и отслужили молебен. После молебна, придя в себя, Дионисий рассказал о своем чудесном избавлении: «Пришед ко мне преподобный Герасим со епископом Антонием с Вологодцким... И со многим трудом... едва отъяша мя от темнообразных онех» ( Крушельницкая. С. 265). Время канонизации и составления тропаря и кондака А. неизвестно. А. упоминается в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В 1841 г. имя А. было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В службе Собору А. упоминается в славнике стиховных стихир вечерни, в 1-м тропаре 1-й песни и 2-м тропаре 9-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 460, 464). 9 сент. 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи А. и 26 сент. перенесены из Софийского собора в храм свт. Николая во Владычной слободе Вологды. Ист.: Житие А. [в выдержках]//Вологодские ГВ. 1853. 11 апр. 15. Ч. неофиц. С. 119-120; Описание о российских святых. С. 112; ПСРЛ. Т. 37: Устюжские и Вологодские летописи. С. 195-197; Минея. Май. Ч. 3. Соч.: Житие Герасима Болдинского// Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. литературе.

http://pravenc.ru/text/115856.html

1 . Евангелие (in 4-to) бывшего Межигорского монастыря с подписью 1500 г., имени вкладчика В. Князя Слуцкого Юрия. (По новой описи 7). Впрочем, из подписи же видно, что это Евангелие было повреждено и потом переписано (вероятно, дописано, где было нужно). 2 . Евангелие и вместе Апостол, расположенные по неделям и дням церковного года. По надписи узнаём, что эта книга, весьма тщательно и чётко написанная, принадлежала митр. Иоасафу Кроковскому. По надписи замечательно ещё богословие Дамаскина. На первом листе этой рукописи читается собственноручная надпись митр. Петра Могилы и 1639 год. В особенном месте хранятся Высочайшие грамоты, также грамоты патриаршие, грамоты и указы св. Синода, данные на имя митрополитов Киевских. Старейшие из таких грамот две м. Гедеону, одна – от Царей, другая – от Патр. Иоакима, о посвящении его на Киевскую Митрополию в 1686 г. Есть сверх того митрополичья окружная грамота Иова Борецкого, приглашающая на Киевский собор 1629 г. (печатная), и Гетмана Хмельницкого к Патр. Никону о митр. Сильвестре Косове 1657 г. 101 С грамотами хранятся Высочайшие рескрипты и письма, какими Государыни Елисавета Петровна и Екатерина II, Наследник её В. К. Павел Петрович и супруга его В. Кн. Мария Феодоровна почтили Киевских митрополитов своего времени. Здесь же недавно заведено собрание старинных антиминсов, исключённых из употребления. Они расположены в непрерывном порядке хронологическом от времён митр. Иова Борецкого 102 . § 32. Колокольня Не известно, какой вид имела та вежа, или Колокольня, о которой упоминают летописи, как о древней принадлежности Собора Ярославова (см. выше, § 2 и 5 ad fin). После того как эта вежа разрушилась или от времени, или от руки неприятельской, устроена была близь Собора, вероятно, деревянная колокольня, подобно тому, как деревянная колокольня была и в К.-Печерской Лавре прежде нынешней огромной, каменной колокольни 103 . Потом, во времена уже митр Рафаила, по его мысли и его тщанием, устроена каменная трёхъярусная колокольня, украшена по зелёному полю белыми лепными арабесками, по местам лепными же изображениями святых (Андрея Первозванного, Равноапостольного Владимира, Рафаила Архангела, Тимофея Апостола) и 14 двуглавых орлов, и по этим украшениям названа триумфальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Отделение II. Краткая летопись Собора § 7. Период до-Татарский годы от Р.Х. годы Собора Посвящён в Соборе митр. Иларион из Русских и русскими епископами Апреля 14 погребён здесь же В. Кн. Всеволод Ярославович Скончался и погребён Владимир Мстиславич Июля 23, посвящён Русскими епископами митр. Климент Погребён здесь же Вячеслав Владимирович По взятии Киева Мстиславом Андреевичем и другими князьями, во время трёхдневного разграбления сего города, ограблен был и Собор Разорение Киева Изяславом Мстиславовичем § 8. Период Татарский год от Р.Х. год Собора Разорение Киева Батыем. С сего времени Собор остаётся надолго в запустении. Самый город почти был оставлен, так что путешественники (1247 г.) видели в нём не более 200 бедных домов 27 . Около 10 лет митрополита совсем не было, и едва ли могло быть Богослужение в разорённом Соборе 1250–1280 214–244 Митроп. Кирилл III, хотя жил большей частью во Владимире на Клязме, куда перенесли и престол свой В. Князья, посещал и Киев (особенно в 1274 и 1280), и даже погребён, по завещанию его, в Киевском Соборе 28 . Из сего видно, что разорённый Собор при сем митрополите несколько исправлен и опять совершалось в нём Богослужение 1283–1305 247–269 Митрополит Максим, по причине набегов Татарских, не мог жить в Киеве, и в 1299 г., утвердился во Владимире. Он был и в Орде, и получил Ханский ярлык в пользу церкви и духовенства Св. митр. Пётр, после посвящения жил несколько времени в Киеве, но также перешёл во Владимир, а в 1325 году поселился в Москве 29 § 9. Период Литовский год от Р.Х. год Собора Кн. Литовский Гедимин, овладев Княжеством Киевским, поставлял в нём наместниками своими Князей православного исповедания, при которых не могло быть стеснения Богослужению и в Соборе Киевском 30 . Киевские, впрочем, митрополиты, живя в Москве и имея в Киеве своих наместников, редко посещали его, м. Феогност посещал Киев в 1330, 1331 и 1347 годах 1354–1378 318–340 Это время особенно благоприятно могло быть для Киевской паствы и Собора, потому что в эти 22 года, управляя церковью всероссийской, управлял и Киевской паствой Св. митр. Алексий, бывший прежде митрополичьим наместником Киевским. 1359 г. он обозревал Киевскую епархию. За два года до его смерти, т. е. до 1578 г., посвящён особый митр. Киевский – Киприан

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Оригинальные произведения протоиерея Π. Г. Лебединцева принадлежат, по своему характеру и содержанию, к двум областям: церковной истории и церковной археологии. Особенно многочисленные церковно-исторические исследования его. Из них особенного внимания заслуживают следующие: 1) Описание Киево-Софийского кафедрального собора; 2) Киево-Печерская Лавра в ее прошлом и настоящем состоянии; 8) Киево-Михайловский Златоверхий монастырь в его прошлом и настоящем состоянии; 4) Исследование о св. Софии Киевской: 5) Пределы Киевской епархии в древние и нынешние времена; 6) Михаил Митрополит Киевский XII в.; 7) О возобновлении стенной живописи в великой церкви Киево-Печерской Лавры; 8) Возобновление Киево-Софийского Собора в 1843–1853 гг.; 9) Исторические заметки о Киеве; 10) Любечская чудотворная икона пресв. Богородицы; 11) Виноградский Ирдынский Успенский монастырь; 12) Медведовский Николаевский монастырь; 13) Чигиринский Свято-Троицкий женский монастырь; 14) Состояние православной церкви в Польше, по взятии преосв. Виктора под арест в Варшаву; 15) Виктор, епископ переяславский и бориспольский, архимандрит слуцкого монастыря, коадьютор киевской митрополии; 16) Пояснение касательно постоялого двора в ограде Киево-Софийского собора; 17) Предшественники духовных консисторий в XV и XVU вв.; 18) Димитриевский монастырь, основанный в. кн. Ивяславом Ярославичем; 19) Население Киева в прошлом столетии; 20) Св. Владимир, благоверный и равноапостольный князь киевский (летописное сказание); 21) Где жили первые киевские митрополиты: в Переяславе или в Киеве? 22) Когда и где совершилось крещение киевлян при св. Владимире? 23) О начале христианства в Киеве до торжественного принятия христианской веры при св. Владимире; 24) Баптизм, или штунда в Киевской губернии; 25) Две поправки к статье: „Свадьба Тимоша Хмельницкого; 26) Почему Десятинная в Киеве церковь известна в народе под именем Десятинного Николая? 27) Церковь св. Василия; 28) Спас на Берестове; 29) К вопросу о начале киевской академии (ответ C. Т. Голубеву); 30) Еще одна из древнейших церквей в Киеве; 31) Рассказы старых людей о старых временах с предисловием и примечаниями протоиерея Π. Г. Лебединцева; 32) Шевченко Т. Г. (Некоторые дополнения и поправки в его биографии); 33) Где подлинник Любечской чудотворной иконы Божией Матери; 34) Многолетие, возглашенное в Киеве в начале ХШ в.; 35) Открытие первых школ в киевской губернии и 36) Восстановление подлинного факта (о том же). Все вообще сейчас перечисленные нами церковно-исторические статьи, несмотря на краткость некоторых из них, представляют несомненный интерес, то по новости сообщенных в них сведений, то по критическому разбору и по новому освещению уже известных исторических фактов, установлению более широкого взгляда на них, исправлению исторических ошибок и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010