Софийский собор (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Софийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Софийский собор на гравюре А. Скино по рисунку А. Ушакова, 1853 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

2) РГБ, ф. 304 I, 680 (л. 348 об. – 361). Минея четья на август, 60-е годы XVI в. Филигрань: Кораблик – Лихачев, 3353 (1561 г.). Вероятно, копия списка Унд., 232. 3) ГИМ, Воскресенское собр., 154б (л. 1062 об. – 1069). Воскресенский список Софийской II летописи, 50–60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853. С. 124–128. 4) РНБ, F.IV. 144 – Эттеров список Львовской летописи, 60-е годы XVI в. Опубликован в составе ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910. С. 212– 217. Софийская II и Львовская летописи восходят к общему источнику – Своду 1518 г. 5) ГИМ, Синодальное собр., 808 (л. 1095–1110 об.) Милютинская минея на август, 1654 г. Копия списка Унд., 232 (!). Соловецкий вариант По сравнению с вариантом Ундольского отличается еще большим количеством искажений и пропусков, особенно чудовищен пропуск после слов «помянув послати по икону Пречистыя» (следующий текст начинается словами: «Благолюбивый же Кипреян митрополит Киевьский всея Руси, слышав таковую речь от господина своего»). Показательное чтение – «виждь, смири онаго варвара». 1) РНБ, Соловецкое собр., 804 914 (л. 476–484). Сборник 80-х годов XV в. Филигрань: Голова быка под стержнем с короной и 6-лепестковым цветком – типа: Пиккар, XV, 211 (1479, 1480 гг.). Хотя Второй вид извода А Повести о Темир-Аксаке наихудшим образом отражает текст Пахомиевской редакции, а Соловецкий вариант искажает его до неузнаваемости, тем не менее Соловецкий список был выбран как наиболее «образцовый» и опубликован в Памятниках литературы Древней Руси (XIV – середина XV века). М., 1981. С. 231–242 (естественно, с ошибками). Заголовок: «Месяца августа 26, на память святых мученик Андреяня и Натальи. Повесть полезна от древняго писания сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе Пречистыя Богородица, еже нарицается Владимерьская, како приде от Владимеря в боголюбивыи град Москву, избави нас и град нашь от безбожнаго и зловернаго царя Темирь Аксака». 2) БАН, 21.3.3 (л. 237–243). Сборник 20-х годов XVI в. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 652 (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

320–332. П.С.Р.Л. Том 21, первая половина. СПб., 1908) 12 Житие св. Петра, написанное митрополитом Киприаном. Полное собрание русских летописей. Том 21, первая половина. Книга Степенная. Часть первая. СПб., 1908. С. 323. 21 В. Григорьев. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М.,1842. С. 113. 27 Напечатано в «Памятниках древне-русского канонического права». Часть первая. СПб.,1880. С.159– 164. 28 Напечатано в Прибавлениях к Творениям св. отцев за 1844 г. Часть вторая. С. 85–90. Отрывки из этого поучения, но по более полному списку напечатаны в статье преосвященного Макария «Русская духовная литература в период монгольский». «Духовный вестник». Харьков, 1862. Том I. С. 41–44. 29 Напечатано в «Памятниках старинной русской литературы», издаваемых Г. Кушелевым-Безбородко. Выпуск четвёртый. СПб., 1862. С. 186–188. 33 Житие св. Петра, написанное митр. Киприаном. Полное собрание русских летописей. Т. 21, первая половина. Книга Степенная. Часть первая. СПб., 1908. С. 328. 35 В первой Новгородской летописи под 6833 г. (1325 г.) говорится о том, что новоизбранный во епископа новгородского Моисей отправился «ставитися» к мтр. Петру уже в Москву. П.С.Р.Л., СПб., 1841. Т. 3. С. 73 39 В. Д. Сиповский. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах (с IX по XIV ст.). СПб., 1883. С. 236. 44 П.С.Р.Л. Т. 21, вторая половина. Книга Степенная, часть вторая. СПб., 1913. С. 520. Ср. П.С.Р.Л. Т. 6-й. СПб., 1853. С. 34 56 Темник – у татар начальник над тьмою, т. е. десятком тысяч. Темник состоял под непосредственным начальством самого хана и пользовался в Орде громадным значением. 59 Полное собрание русских летописей. Том XXI. Книга Степенная, часть первая. СПб., 1908. С. 333 62 «Яко мечь обоюдуостр, вооружився страхом Христовым...» – читаем во 2-м тропаре 6-й песни канона 22-го ноября. 64 «Ему же по старейшиньству дошел бяше степень княжения великого». Полное собрание русских летописей. Том пятый. 40;.40;И. Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851. С. 207. 65 В. И. Лебедев, проф. История СССР до XIV века (Лекции, читанные на Историческом факультете МГУ). Изд. 2-е. М., 1945. С. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

А. Ю. Казарян, М. С. Желтов Новгородский А. Единственный сохранившийся древнерус. А. сооружен в 1533 г. при архиеп. Макарии для Софийского собора в Новгороде. Это круглое в плане архитектурное сооружение из сосны, 12 колонок делят его на 12 звеньев, а горизонтальные тяги - на 5 ярусов (высота 2,79 м, длина окружности 6,91 м). По описанию Новгородской летописи, «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят... а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками.- Ред.) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети...» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 291). В Чиновнике новгородского Софийского собора (1626-1634) упоминается, что А. устанавливался напротив царских врат, дверцы его в определенные моменты службы закрывались завесами; для совершения чинов пещного действа , умовения ног , омовения святых мощей А. отодвигали в сторону ( Голубцов. С. 28, 58, 194, 199, 218). Тема духовного восхождения к идеальному Граду, Небесному Иерусалиму, получила развитие в художественном облике новгородского А., по форме напоминающего храм. 12 столбиков, 12 проемов-врат, ярусное членение, изображение родоначальников колен Израилевых над проемами в нижнем регистре и херувимов на столбиках, золочение - все это является аллюзией образа Небесного Града, возникающего в Апокалипсисе (Откр 21. 12-21) и в Книге пророка Иезекииля (Иез 48. 31-35). В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств , откуда в 1898 г. поступил в Русский музей . В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены. Ист.: РГИА. Ф. 786. Оп. 3. Д. 35. Л. 35-43; Голубцов. Чиновник. Лит.: Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 156, 157; Спицын А. А. Пещное действо и халдейская пещь//ЗРАО. 1901. Т. 12. В. 1-2. С. 95-131; Бенешевич В. П. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 97а; Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 73-74; он же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 231-239; Плешанова И. И., Лихачёва В. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л., 1985. С. 17-18; Клюканова О. Новгородский амвон 1533 г.//София. Новгород, 1998. 4. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/114332.html

г) Вяземский П. И. кн. Обзор московских книгохранилищ. СПб, 1877. 82 . Муром. Благовещенский, на Старом Городище, монастырь. Строев И. М. Библиологический Словарь. 33 . Николаевский Вяжицкий монастырь, близ Новгорода. Строев И. М. Библиологический словарь. 34. Николаевский Корельский монастырь, в 34 в. от Архангельска. Строев И. М. Библиологический словарь. 35. Нилов Столбенский монастырь, Бл. Осташкова, Тверской губ. Строев И. М. Библиологический словарь. —22— 36. Новгород. Духовная Семинария. Строев И. М. Библиологический словарь. Софийский собор. а) Куприянов И. К. Исторический очерк Софийской библиотеки. Изв. Акад. Наук, т. V, 1856. б) Куприянов И. К. Обозрение пергаментных рукописей Новгородской Софийской б-ки. Изв. Акад. Наук, т. V, с. 367–71, Т. VI, 1857, вып. I, с. 34–66; вып. VI, 276–320, и отдельно, 1857 г. СПб. в) Куприянов И. Описание замечат. Псалтири. ЖМНПр. 1855, т. LXXXVIII. г) Смирнов Ф. Описание 24-х рукописных сборников Новгородской Софийской Б-ки XVI в. СПБ. 1865 г. Летописи занятий Археографической Комиссии, в. III, с. 1–106 (Описание перечневое). д) Тиханов П. Н. Каталог российских рукописных книг, находящихся в б-ке новгородского Софийского собора. СПб. 1881. Изд. Общ. Люб. Древн. Письмен. XII. е) Куприянов И. Указание на некоторые рукописи Новгородских церквей и монастырей. ЖМНПр. 1853, 12, с. 122–130, и отд. Спб. 1853. ж) Арх. Макарий. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. М. 1861. Чтения ОИДР. 1861, кн. 2, 1–40. 37. Н.-Новгород. Духовная Семинария. Викторов А. Е. Описи… Северной России. Благовещенский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 38. Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 39. Нежин. Историко-филологический Институт. a) Петухов Е. В. Заметки о некоторых рукописях. хранящихся в б-ке Историко-филологического Института кн. Безбородко. Киев, 1895. См. т. XV Известий Историко-филол. Института кн. Безбородко в Нежине. (Неб. собр. ркп. C. П. Шевырева).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 мая 1853 г. Синод назначил М. инспектором и профессором богословского класса Пермской ДС, в том же году - временно присутствующим Пермской духовной консистории. 20 июня 1853 г. М. был возведен в сан игумена и по личному распоряжению митрополита Московского свт. Филарета (Дроздова) назначен членом Синодального комитета, образованного для составления охранных описей церковных древностей монастырей и храмов Российской империи. Для изучения хранилищ церковных древностей М. был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир. В течение года он составлял подробное описание ризниц этих епархий. За усердные труды на этом поприще 16 июля 1854 г. в санкт-петербургском Смольном в честь Воскресения Христова монастыре М. был возведен в сан архимандрита с присвоением степени настоятеля третьеклассного мон-ря. Завершив работу по описанию древлехранилищ, М. был вызван в Синод и назначен членом Особого Синодального комитета по описанию археологических церковных древностей. 18 сент. 1854 г. указом Синода М. был командирован в Новгород, в учрежденную временную Комиссию для разбора и исследования открытого в новгородском Софийском соборе древнего архива. Вскоре митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Никанору (Клементьевскому) он писал, что древности собора осмотрел, но для описания рукописей б-ки Софийского собора требуется «много времени, трудов, знания и книжных пособий» ( Жервэ. 1998. С. 366). Вместе с местными краеведами М. за короткий срок обследовал ризницы и описал наиболее древние новгородские мон-ри и храмы. В результате он собрал большой материал по истории святынь Новгородского архиерейского дома, сделал копии с описей монастырских и церковных имуществ. На основании летописей, печатных и письменных актов М. составил тексты пояснений к работам худож. Ю. П. Львова, который по заданию Синода делал рисунки оформления и настенных росписей древних новгородских храмов. М. не терял связей и с археологическим об-вом. Когда в 1857 г. приступили к изданию «Археологического словаря» и для обсуждения его проекта организовали специальную комиссию, в нее вошел и М.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

22 июня 1860 года переведен в Киев и назначен священником в Успенский собор на Подоле, а также законоучителем 2-й киевской гимназии. Лебединцев был патриотом своей «малой родины», членом Киевской «Старой громады», другом многих деятелей украинского интеллектуального, литературного и общественного движения. Он испросил у духовной власти разрешения отслужить панихиду по Тарасу Шевченко в Киеве во время перенесения тела поэта в Канев. 7 мая 1861 года, совместно с настоятелем подольского храма Рождества Христова Иосифом Желтоножским, Пётр Лебединцев служил панихиду в этом храме над гробом Шевченко. 29 июня 1861 года возведен в сан протоиерея. В 1862 - 1864 годах служил в Преображенской (Спаса на Берестове) Печерской церкви. В 1864 - 1868 годах - в Николаевской церкви при доме генерал-губернатора. С 18 июля 1868 года был протоиереем в кафедральном Софийском соборе. С 1863 года - член Киевской духовной консистории, а также массы других организаций. Известен также как основатель и первый редактор (1862–1874 гг.) «Киевских епархиальных ведомостей», в 1886 - 1896 гг. - редактор официальной части «Ведомостей». В 1870 году он вошел в комитет по сооружению памятника Богдану Хмельницкому, что было поставлено ему в вину Св. Синодом по доносу М. В. Юзефовича, поэтому ему пришлось оставить комитет. Он был сооснователем лучшего историко-культурного журнала второй половины XIX - начала XX вв. - «Киевской старины» (возрожден уже в наше время как украиноязычное периодическое издание). Лебединцев был деятельным членом Исторического общества Нестора Летописца при Университете св. Владимира, а также членом Комиссии по разбору древних актов. С 1874 года и до последних дней он был товарищем председателя Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Кроме того, он был гласным Киевской городской Думы, где инициировал переименование улиц в честь Богдана Хмельницкого, Пантелеимона Кулиша, Николая Костомарова. Главнейшим предметом его научных занятий было изучение местной киевской церковной археологии и истории, а также истории Украины в целом. Его перу принадлежат классические описания Софийского собора, Лавры, Михайловского Златоверхого монастыря. Важным источником знаний очевидца и участника являются его работы о возобновлении стенной живописи «Великой церкви» (Успенского собора) Киево-Печерской Лавры, реставрации фресок и мозаик Софийского собора в 1843–1853 гг., а также исследования о крещении Владимира и Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Помимо сохранившихся икон замечательными памятниками духовного искусства Киевского периода являются стенные росписи древнерусских храмов. Великолепно выполнены мастерами-греками мозаики Софийского собора, великой Успенской церкви Печерской, Михайлова Златоверхого монастыря. Фрески киевского Кириллова монастыря, написаны в 70-х годах XII века; отличаются яркой самобытностью художественного стиля фрески храмов Спаса Нередицы (1199 г.), Св. Георгия в Старой Ладоге (1180г.), Благовещения в Аркатах (1189г.). Замечательные образцы иконографии Суздальской Руси представляют фрески Дмитриевского собора во Владимире, фрагменты древней росписи Владимирского Успенского собора и собора Рождества Богородицы в Суздале (1233г.). Библиография 1 . БИБЛИЯ. Изд. Московского Патриархата. 1988. 2 . Повесть временных лет. М., – Л., 1950 3 . Полное собрание русских летописей (ПРСЛ). т.1: Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846; Л., 1927; М., 1962. т.2: Ипатьевская и Густинская летописи. СПб., 1843; СПб., 1908; М., 1962. т.3: Новгородские летописи. СПб., 1841; т.4: Новгородские и Псковские летописи. Спб., 1848; Пг.– Л., 1915–1925. т.5: Псковские и Софийские летописи. Спб., 1851; Л., 1925. т.6: Софийские летописи. Спб., 1853. т.7: Летопись по Воскресенскому списку. Спб., 1856. т.8: Продолжение летописи по Воскресенскому списку. Спб., 1859. тт.9–12: Никоновская или Патриаршья летопись Спб., 1862–1901. т.19: Степенная книга. Спб., 1912. 4 . Новгородская Первая Летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. 5 . Псковские летописи. М.-Л., 1941, 1955, Вып. 1–2. 6 . Хроника Быховца. М., 1966. 7 . Троицкая летопись.//Присемков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950. 8 . Супрасльская летопись (или летопись Авраамки). Спб., 1899. 9 . Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Спб., 1841–1845, тт.1–5. 10 . Памятники литературы Древней Руси. XI-XVIII вв. М., 1980–1984. 11 . Антоний, архиепископ Новгородский. Книга Паломник.//Православный палестинский сборник. Спб., 1899, Вып.51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XVII веке соборы новгородские хотя несколько изменились, но числом их также было семь: Софийский, Похвальский среди кремлевской площади, Знаменский, Успенский, Предтеченский, Николо-Дворищский и Яковлевский; из них к Софийскому собору принадлежали церкви во всех его приделах, к Похвальскому каменноградские приходские и ружные, а к прочим пяти посадские церкви на Софийской и Торговой сторонах 100 . Из числа соборных и посадских церквей были с давних времен также ружные, даже дворцовые княжеские, пользовавшиеся особенными правами и привилегиями. А кроме улицких или посадских церквей, издавна упоминаются и в новгородском Кремле церкви, принадлежавшие к архиерейскому дому , к Софийскому собору или его придельные и каменноградские. – Таким образом, приступая к описанию древних новгородских церквей, разделяем оное на четыре отделения. В первом отделении будут описаны церкви в новгородском Кремле, во втором – церкви на Софийской стороне, в третьем – церкви на Торговой стороне, в четвертом – церкви в окрестностях Новгорода. 1 Полн. Собр. Русск. Летоп. Т. И. Стр. 25. О пятницах и погост. Новгород. К. Неволина, 1853 г. стр. 70 и сл. 2 Крещение св. Ольги с большею достоверностию относят к 757 году. Временник Имп. Моск. Общ. Ист. И Древн. Росс. 1853 г. кн. 15. Стр. 153 и 1855 г. кн. 21. Стр. 9. 3 Степ. кн. Ч. I. стр. 30. В Истории христианства в России до в. Владим. 1846 г. стр. 169–178, сделаны предположения о построении первой в Новгороде церкви Преображения Господня в конце VIII или в самом начале ИХ века. 6 Сначала Владимир I отдал Новгород Вышеславу; а по смерти Вышеслава Новгород отдан Ярославу I. 7 Степ. Кн. ч. I. гл. 43. Стр. 145. Ср. Никон. Лет. Густ. Лет. в полн. Собр. Р. Лет. т. II. Стр. 258. А в других летописях (Новг. III. Лет. стр. 208. Псков. I. лет. стр. 175. Ср. Ист. Разг. О Древн. В. Новг. 1808 г. стр. 23–33), тоже самое приписывается не самому Владимиру, а посланным о него – дяди его Добрыне и епископу Иоакиму Корсунянину. 8 Что касается до церкви Преображения, существовавшей будто бы в Новгороде еще до прихода туда еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 12 Подробное описание этих икон напеч. в Записках Отдела русской и славянской археологии. Т. 1. Отд. 4. С. 21–24 Крыжановск. Киевские мозаики, в Записках Археолог. общ. 8. 261–270 Изображение последнего креста у Фундукл. Там же. С. 66–67 Сементовск. Киевские пещеры, открытые в мае 1853 г. (Сев. пч. Ч. 2. 1853. 216. С. 863 Срезневск. Пещера Ивана грешного и Феофила, в Изв. Археолог. общ. 2. 1–7. СПб., 1861 Сборник этот в импер. Публ. библ., in Q. 16. См. Л. 376 . Снегирев. Памятн. москов. древн. С. 91 Там же самое изображение оклада Мстиславова Евангелия. С. 33. Снес.: 78. А рисунки святых Бориса и Глеба с того же оклада представлены у Прохорова в Христ. древн. в приложении к книжке 9. СПб., 1863. Об этом кресте в Записках Отдела русской и славянской археологии. 1. Отд. 4. 23 Фундукл. Обозр. Киева. С. 90–91 и 111 Верные изображения этих перстосложений приложены в книге «Обличение неправды раскольническия». Л. 20–21 ]. Беседы к глагол. старообрядцу. С. 120. Изд. 3-е Филар. Истор. Р. Церкви. 1. Прим. 254 Беседы к глагол. старообр. 208–209, 220 Питирим. Пращица. Отв. 100, 107 Стихирарь имп. Публ. библ., in Q. 15. Л. 51 об. ; архим. Савв. Указатель для обозр. Моск. Синод. библ. и ризницы. С. 142. Москва, 1855 Симон. Сказ. о создании Киево-Печерской церкви (рукоп. Патер.): «И мощи святых (семи поименованных) под всеми стенами положени быша, идеже и сами написаны суть над мощьми по стенам...» Чети-Мин. 4 декабря Опис. Киево-Софийского собора. С. 49 Никон. летоп. 1. 192 Нестор в Сказ. о житии и чудес. св. Бориса и Глеба мних Иаков в таком же Сказании П. собр. р. лет. 1. 78; 5. 146 Никон. лет. 1. 165 Степ. кн. 1. 205 Нестор в летописи именует, кроме митрополита, только двух епископов: Переяславского и Юрьевского; но в житии святых Бориса и Глеба сам же выразился: «И събра митрополит вся епископы и вся церковники, идеже беста раце святою, хотя пренесение сътворити». Потому вероятно показание мниха Иакова и позднейших летописей, что при этом находились также епископы Черниговский и Белгородский.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010