93 Папа Евгений IV даже успел направить «архиепископу Русских земель Герасиму» (Gerasimo provincie Ruthenorum Archiepiscopo) свою буллу, содержавшую инструкции о подготовке к предстоящему процессу объединения Церквей (см.: Коцебу А. Свитригайло, великий князь литовский. СПб., 1835. С. 26–28 пагинации]). Это является одним из подтверждений сказанного выше: в униональных планах Папской курии фигура Русского митрополита играла ключевую роль. 94 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею (далее – АИ). СПб., 1841. Т. 1.1334–1598 гг. 41. С. 83–85; 262. С. 492–495. 95 «А что воля о Сидор произмыслитъ, или смертью скончается, или иначее о немъ что ся състанетъ, и ты, Епископъ готовъ благословенъ на той престолъ и всея Руси». См.: Там же. 41. С. 84. 96 Philippides M., Hanak W. Cardinal Isidore, c. 1390–1462: A Late Byzantine Scholar, Warlord, and Prelate. L.; N. Y., 2018. P. 38–78. 98 To есть Тевтонского ордена; в славянских грамотах Исидора его титул указывается как «архиепископ (либо «митрополит Киевский».– Свящ. М. Ж.) Руси, легатос и от ребра апостольскаго сдалища и Литовьскаго и Немецькаго» (см.: Philippides, Hanak. Cardinal Isidore... P. 100–102). 99 Единственный участвовавший в Ферраро-Флорентийском соборе епископ из русских – Симеон Суздальский, который подписал акты собора по принуждению Исидора,– ещё до собора в Москве отрёкся от своей подписи. 100 Вероятно, не без ведома великого князя, который предпочёл избавиться от Исидора именно таким способом; cm.: Ibid. Р. 103–104. Об Исидоре см. также: Акишин С. Ю. Митрополит Исидор Киевский (1385/1390–1463). Екатеринбург, 2018. 101 всть яко царь отъиде въ Римъ на царьство и ста в Латыньскую вру, и пославъ пословъ възвратити воспять». См.: ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. Софийские летописи. С. 167. 102 Митрофан II, пришедший на смену умершему во время Флорентийского собора Иосифу II, скончался в 1443 г. Его преемником стал Григорий III, который из-за неприятия унии большинством жителей Константинополя и из-за скорее негативного отношения к ней со стороны воцарившегося в 1449 г. императора Константина XI Палеолога был вынужден покинуть город в 1450 г.; с 1451 г. он проживал в Риме в статусе титулярного латинского патриарха Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

грекам), научи, уговори и убеди всех, чтобы они сделали так, как мы предлагаем и считаем справедливым. Объясни всем хорошенько, что данное для защиты святого города имеет более цены, нежели данное за совершение литургий, для милостыни бедным и освобождения узников, и что кто принесет жертву в помощь нам, тот обретет у Бога большую награду, нежели воздвигнувший храм и монастырь или оказавший им пособие. Ибо сей святой город есть краса христиан всей вселенной, утверждение, освящение и слава. И каких монастырей не создал бы иной, скольких пленных не освободил бы, чтобы только спасти монастыри святого града и живущих в нем? Таким создателем и освободителем будет тот, кто, вразумленный Богом, подаст милостыню и сделает приношение на помощь нашему городу и христианам. Священство твое, убеждая всех к тому, да явится и ныне главным деятелем» (Acta Patriarch. Const. 2. 359–361 (425)). Справочно-библиографические материалы к книге третьей. Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 4–5 томах «Истории русской церкви». Рукописи 2987 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323; Евангелие. 1325–1359 гг. Софийск. 2. 2 . Евангелие. 1362 г. Софийск. 3. 3 . Канонник. 1411 г. Софийск. 389. 4 . Кормчая. XVI в. Софийск. 1174. 5 . Кормчая. Кон. XV в. Софийск. 1173. 6 . Минея служебная на февраль. 1441 г. Софийск. 196. 7 . Минея служебная на март. 1369 г. Софийск. 198. 8 . Минея служебная на апрель. 1441 г. Софийск. 200. 9 . Минея служебная на июнь. 1439 г. Софийск. 207. 10 . Минея служебная на октябрь. 1370 г. Софийск. 189. 11 . Минея служебная на ноябрь. 1438 г. Софийск. 191; Пролог. XIV в. Софийск. 1325; Паисиевский сборник. 1-я четв. XV в. К.-Б. 41081. 12 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1262. 13 . Сборник. XIV-XV вв. Софийск. 1365. 14 . Сборник. XVI в. Софийск. 1361. 15 . Сборник. XVI в. Софийск. 1389. 16 . Тимоновский сборник, включающий Слова митр. Григория Цамблака.; Кон. XV в. Софийск. 1426. Триодный Торжественник. 1589 г. или XVI в. Софийск. 1356 или Софийск. 1423.; Триодный Торжественник. 2-я пол. XVI в. Софийск. 1284. 17 . Устав. XV в. Софийск. 1140. Библиотека новоиерусалимского Воскресенского монастыря (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва) 18 . Евангелие. Кон. XIV в. Воскр. 1 бум.; Евангелие. Нач. XV в. Воскр. 2 перг. 19 . Минея служебная на июль. 1365 г. Воскр. 17 перг. 20 . Псалтирь. XIV в. Воскр. 6 перг. 21 . Служебник. 1380 г. Воскр. 7 перг. 22 . Служебник. XIV в. Воскр. 8 перг. 23 . Служебник. Сер. XVI в. Воскр. 3 бум. Библиотека Троице-Сергиевой лавры (Научная библиотека Казанского государственного университета, г. Казань: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Приказывает же наше смирение и о Дусе Святем и с нераздрушимом отлучением восем благочестивым князем и прочиим старейшиньствующым тамо, да огребают отинуд у церковных монастырьскых стязаний прочих праведных, ню подобает от святительских судов распустив яве, яко девотлениа, восхищения. Сия бо душевныя сущая соблазны. Архиереем единем повелеваем Божествьнии священнии канони и закон христианский сюдити и справляти. Тем призываемым им, якож рекохом, огребатися от сих» (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 319–320 (44)). Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием В 1–3 томах «Истории русской церкви» Рукописи 2048 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323. 2 . Каталог всех российских архиереев. XVIII в. Софийск. 1417. 3 . Минея Четья на июль. XVI в. Софийск. 1360. 4 . Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5 . Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6 . Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7 . Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8 . Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9 . Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10 . Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11 . Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12 . Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13 . Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14 . Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365. Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15 . Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53. Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986–997. 17 . Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18 . Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19 . Стихирарь минейный, йотированный. Кон. XII в. Син. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неофит II . Из перечней архиереев черниговских в Никоновом списке выше мы видели, что до епископа Иоанна в Чернигове упоминается Неофит один, а не двое. В обоих изданиях Истории росс. иерархии о втором Неофите сказано, что он 1072 года находился при перенесении св. мощей Бориса и Глеба. Между тем в известных списках летописи преп. Нестора перечисляются владыки, бывшие при этом перенесении, но о Неофите черниговском ни слова; однако летопись Воскресенского списка (I, 203) упоминает об этом Неофите: «Бысь при несению святым мучеником Роману и Давиду и митрополит Георгий Киевский, а другой Неофит Черниговский епископ, Петр Переяславский, Никита Белогородский, Михаил Юрьевский» и проч., также в Софийск. Времен. Строева (1, 168); в числе архиереев Неофит при этом перенесении перечисляется и в четии минеи 2 мая. Более нигде его не видим. Это не Неофит ли I Никонова списка, повидимому, более имеющий права на достоверность, чем Неофит Владимирова времени, тем более, что Чернигов с 1054 года имел уже своего удельного князя. Иоанн Он раньше 1080 года упоминается черниговским епископом. В Воскресенской летописи (I, 218) и летописи Переславля Суздальского во Временнике Общ. ист. и древ. росс. (книга 9, стр. 5) сказано: «В лето 6597(1089) священа бысть церковь Печерская, Фе(о)досиева монастыря, митрополитом Иоанном, Исаиею – епископом Ростовским, Лукой Белогородским и Иоанном Черниговским». В летописи Переяславля Суздальского, напечатанной во Времен. Общ. ист. и древн. росс. (IX, стр. 50), при этом освящении Печерской церкви и черниговский епископ назван Иовом. В Никоновом списке (1, 190) это напечатано: «Священа церковь Печерская Иваном митрополитом, Лукой Белогородским, Исаием Черниговским». Очевидно тут опущен Исаия ростовский и ошибкой из Иоанна Черниговского сделан Исаия Черниговский. Иоанн и после сего святительствовал в Чернигове: 1091 августа 14 Иоанн с прочими святителями земли Русской присутствовал при торжественном открытии мощей преподобного Феодосия печерского (летоп. Нестора по Кенигсб. списку, стр. 132;) Воскресен. летоп. I, 220; Софийск. летоп. стр. 139; Софийск. Времен. Строева (I, 175). Вопреки всем сим летописям Никонов список (1,194) обретение мощей преп. Феодосия, а потому и бытность при сем случае Иоанна, отнес не справедливо к 1093 году. То обретение было в четверг, а в четверг 14 августа было 1891 года, а в 1093 г. – в воскресенье; 1091 года вруцелето шло в. Кончина Иоанна во всех летописях единогласно показана 1111 года, в летописях Новгородских попа Ивана (стр. 378) и синодальной харатейной (стр. 10) без означения месяца и числа, в Воскресенской (I, 356) ноября 23, в Кенигсб. списке преп. Нестора (стр. 176) марта 23, только в Никоновом списке (II, 4 2) в лето 6620(1112) марта 23. Карамзин в Истор. Росс. Госуд. (II, прим. 207) говорит, что Иоанн 25 лет за болезнию не отправлял богослужения к огорчению народа и князя, но из какой летописи это занято историографом– неизвестно. Феоктист

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Ярослав же се, якоже рекохом, любим бе книгам, многы написав положи в церкви св. Софьи, юже созда сам; украси ю златом и сребром и сосуды церковными, в ней же обычные песни Богу воздают, в годы обычные». Таким образом он с самого своего основания имел значение кафедрального монастыря, и вскоре был предназначен для погребения киевских князей. В 1054 г. в нем погребен сам основатель Ярославль „положиша в раце мраморяне», которую показывают и ныне. Затем здесь погребены князья: Всеволод Ярославич в 1093 г., Ростислав Всеволодович тоже в 1093 г., Владимир Всеволодович в 1125 г., Вячеслав Владимирович в 1154 г. Замечательно, что нигде не упоминается о монастыре при церкви св. Софии. Вероятнее, что собор сделан кафедральным монастырем Петром Могилою , около 1637 г., а новое устройство получил в конце XVII ст. при митроп. Киевском князе Гедеоне Четвертинском. В 1787 году Киевософийский кафедральный монастырь повелено переименовать в Киевский Софийский собор с учреждением при оном главного народного училища Киевского наместничества. Храм св. Софии заслуживает особого внимания по своей древиости; здесь почивают в серебр. раке мощи св. митроп. Макария, убитого татарами в 1497 г., и части мощей св. Владимира и великомуч. Варвары. Тут же помещаются 2 чудотв. иконы: св. Николая, известного под именем „мокрого», и Купятицкой Божией Матери. Память св. Макария чтится 1-го мая. Митроп. Евгения, “Опис. Киево-Софийск. собора и Киев. иерархии с присовокупл. разных грамот и выписок объясняющих оное, также планов и фасадов Константипопольск. и Киев. Софийск. церкви и Ярославова надгробия”, Киев, 1825 г.; “Краткое онис. Киево-Софийск. собора и монастыря, с планом и фасадом собора и изображением гробницы Вел. кн. Ярослава”, Киев, 1825 г.; “Полн. собр. лет.”, I. 65, 70, 92, 94, 129, 147, 176; II, 266, 267, 303; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 526; Ратшин, 141; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 210; Сементовский, “Киев и его достопамят.”, 114; “Матер. для стат. Росс.”, изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 15 Июля 1853 г. Дело Канц. Об. Прокурора 1853 г. II отд. 2 ст. 28. 105. Письмо Митрополита Филарета об обращении женской общины в г. Темникове в общежительный монастырь 31 Июля. 1853 г. В 1858 году настоятельница Темниковской женской общины подала Обер-Прокурору Св. Синода прошение, в котором писала, что Темниковская община, существующая с 1822 года, в декабре 1885 года была принята под покровительство епархиального начальства. В 1853 году община состояла из 170 сестер, обладала 53 десятинами земли, построила каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и несколько служебных построек, а в недавнее время получила пожертвование 15000 рублей. В виду вышеизложенного, настоятельница Анна (Иванова) просила об обращении Темниковской общины в общежительный монастырь с наименованием его Рождество-Богородицким. По поводу этого прошения Митрополит Филарет писал графу Протасову: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Смиренные и неведущие люди просят от меня напутствия к Вам, а Ваше человеколюбие дает мне на сие свободу. Начальница Темниковской общины с некоторыми сестрами идет просить Вас, чтобы их община, уже взятая Св. Синодом под покровительство духовного начальства, вполне была узаконена и утверждена по примеру общежитий Арзамасского, Дивеевского и пр. Обратите на их дело милостивый взор. Призывая Вам благословение Божие, с совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга и Богомолец Филарет М. Московский . В Москве. Июля 31, 1853 г. Дело Канц. Об. Прокурора 1853 г. II отд. 2 ст. 32. 106. Мнение Преосвященного Филарета на замечание цензора о рукописи: «Описание первого отдела славянских рукописей Патриаршей библиотеки, заключающего в себе книги Св. Писания» 25 Августа 1853 г. В 1853 г. Митрополит Филарет представил в Св. Синод описание славянских рукописей Патриаршей библиотеки, составленное профессорами Горским и Невоструевым, которое было препровождено Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иерей Иосиф Ревуцкий корабль «Силистрия», 1840 г. 96 Протоиерей Прокопий Громов благочинный Камчатских церквей, 1840 г. 97 Протопресвитер Василий Бажанов дворцовая церковь императора Николая I, 1840 г. 98 Иерей Александр Иванов Черноморский линейный 1-й батальон, 1840 г. Иерей Даниил Попруженко Апшеронский пехотный полк, 1843 г. Иерей Иоанн Мешенков Литовский егерский полк, 1844 г. Иерей Василий Виноградов Брянский полк, 1844 г. Иерей Захария Борисов полковой священник, 1845 г. Иеромонах Анастасий флотский священник, 1845 г. 99 Иеромонах Феоктист флотский священник, 1845 г. 100 Иерей Стефан Осташкин пехотный Генерал-фельдмаршала, князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полк, 1846 г. Иерей Михаил Смолянский Егерский Князя Черноморского полка, 1848 г. Протоиерей Платон Менчиц пехотный, графа Дибича-Забалканского полк, 1848 г. Иерей Иоанн Голубев Люблинский егерский полк, 1849 г. Иерей Илларион Бонков Камчатский егерский полк, 1851 г. Иерей Платон Менчиц Сергиевский Всея Артиллерии собор, 1851 г. Иерей Емелиан Покровский Тифлисский егерский полк, 1852 г. Иерей Никита Богомолов Гренадерский ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА полк, 1852 г. Протоиерей Иоанн Санжаревский Егерский генерал-адъютанта князя Чернышева полк, 1853 г. Иерей Николай Иозефович Мингрельский егерский полк, 1853 г. Иерей Павел Пузанов драгунский ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА полк, 1853 г. Иерей Василий Махов 6-й армейский корпус, 1853 г. Иеромонах Полифроний Алексеенко фрегат «Флора», корвет «Уриил», 1853 г. 101 Иерей Иоанн Цветков настоятель Богоявленской церкви, 1853 г. Протоиерей Василий Березин Морской корпус, 1853 г. Иеромонах Никандр линейный корабль «Чесма», участник Синопского сражения, 1853 г. Протоиерей Афанасий Углицкий Егерский полк, 1854 г. Протоиерей Арсений Лебединцев участник обороны Севастополя, 1854 г. Протоиерей Иоанн Пятибоков Могилевский пехотный полк, награжден орденом Св. Георгия за штурм вражеских батарей на Дунае, 1854 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописи Переславля Суздальского, напечатанной в книге 9 Временника Общ. ист. и древ. росс. (стр. 73) под летом 6667(1159) сказано: «В том же лете преставися митрополит Киевский Константин в Чернигове, бе бо в то время выбег из Киева Мстислав Изяславича. Бысть же смерть его сице: яко умирающу ему, призва к себе епископа черниговского Антония и закля его, глаголя сице: яко по умертвии моем не погребеши тела моего, по ужем извергше за нозе мои, извлечете мя из города и поверзета мя псом на расхитание. По умертвии же его, епископ той сотвори вся повеленная ему им. Народи же вси дивишася о смерти его. На утрий же день Святослав князь, думав с мужи своими и с епископом, вземше тело его, похорониша в церкви святого Спаса Черниговского. О сем более или менее пространные сказания в собрании летописей (IV, 10) в Новгородской 4, Воскресенской (II, 51), летоп. Кенигсберг. списка (стр. 234), Русск. Времен. 1790 (I, 67), Никон. списке (II, 166). В Летописи Кенигсб. списка (стр. 237) под летом 6672 сказано: «В тоже лето воста ересь леонтианская. Епископ Леон не по правде поставився Суздалю, Нестору епископу суздальскому живу сущу, и перехватив Несторов стол, поча в Суздале учити не ясти мяс в Господские праздники, ни на Рождество Господне, ни на Крещение, аще случится в среду и пяток. И бысть тяжа про то велика пред благоверным князем Андреем и пред всеми людьми и упрен бысть владыкою Феодором Черниговским и иде на поправление ко Царю граду». И в прочих летописях, как то: в летоп. Переславля Сузд. (стр. 75), в Собрании летописей Новгор. (4, стр. 11), Софийск. летоп. (стр.165), Софийск. Времен. Строева (I, 197) это событие описано под тем 6672 годом, только в Воскресен. летоп. и у Львова под летом 6670, а в Никоновом списке II под 6668; впрочем во всех этих летописях сказано неопределительно: «упре его владыка Феодор», но которой епархии – не сказано. Карамзин в Истор. Росс. Государ. (III, по Эйнерл. стр. 21), утверждает, что этот Феодор есть новый епископ суздальский. Если Феодор по молчанию летописей, кроме Кёнигсбергского списка, не есть черниговский, то потому же нельзя его назвать и суздальским или тоже, что и ростовским. Правда, там был архиереем Феодор, но он святительствовал не прежде, как около 1169 года, как это доказано в поверке моей иерархического каталога Ростовской епархии; а спор Леонтия в мясоястии был не позднее, как в 1164 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

45 «Тоя же весны (1396) за две недели до велика дни князь великий Василий Дмитриевич еде с Москвы в Смоленск, с ним же вкупе и Киприан митрополит… и оттоле иде к Киеву и тамо пребысть полтора года». (Древний летописец ч. II, стр. 285; Новгор. I, 96–98; Софийск. I, 244–246; 249; Софийск. II, 128). 49 «Летопись великих князей Литовских» стр. 40 (Ученыя Записки II отделения Академии наук кн. I). Густин. Лет. 352. 50 Нужно, впрочем, заметить, что известия, сохранившиеся относительно этого наместника, не во всеми согласны. Самое имя его называют не одинаково. По летописи, Скиргайла отравил Фома чернец (Густ. 352); по Стрыйковскому – Авраамий, печерский игумен и наместник (Kronika Stryjkowskiego 1846. XIV, 103), а Длугош говорит только, что Скиргайло умер «ab uno religioso Ruthenorum veneuatus (Hist. Polon. X, 45). С другой стороны мы имеем известие, что Скиргайло был не отравлен, а убит в Вышгородском замке за свое тиранство (Маркевич, История Малороссии, 1842 г. I, 14–15). 51 Из Никоновской летописи видно, что из Москвы Киприан выехал 20 июля 1401 г.; затем «неколико время» был в Литве и имел свидание с Витовтом, после чего поехал уже в Киев. 13-го же февраля 1405 г. Киприан был уже во Владимире Волынском, где поставял в епископы попа Гоголя. Отсюда можно думать, что в самом Киеве Киприан был три или четыре месяца (Никон лет. IV, 312–318). 58 Никоновская же летопись, говоря о прибытии Фотия, замечает: «и прияша его с великою радостию и любовию и со многою честию вси князи рустии и бояре и людие; и бысть радость по всей земли» (V, 32. 34). 61 Это видно из дошедшего до нас послания Фотия, писанного в Киеве в 1411–1412 г. В этом послании Фотий, давая наставления Киево-печерской братии, говорит между прочим так: «и о сем, возлюблении во прешедших летех вашей любви слово наказаньих духовных изрекох» (Дополн. к актам истор. т. I. 180. стр. 315). Выражение «во прешедших летех указывает, вероятно, на время первого посещения Фотием Киева. 62 «Поеха Фотей митрополит в Литву и тамо на Киев постави Савостия на владыку ко Смоленску» (Лит. лет. по изд. Данилов. 234; Ник. лет. V, 33: 51. 53. 106).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010