Будут вкушать и поклонятся все тучные земли: пред Ним припадут все, сходящие в землю, и душа моя для Него живет, И семя мое поработает Ему: возвестит Господу род грядущий, И правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь. 22. Псалом Давида.    Господь пасет меня и ничего не лишит меня. На месте злачном – там Он поселил меня, у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, наставил меня на пути правды ради имени Своего. Посему, если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой – они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу против притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна! И милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей. И поселиться бы мне в доме Господнем на долгие дни! 23. Псалом Давида. В первый день недели.    Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом Его? Тот, у кого руки невинные и чистое сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога – Спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева. Князья, поднимете врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил – Он есть Царь славы.    Таже тропари, глас 3:    Живущи на земли, душе моя, покайся: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет. Возопий Христу Богу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя. Доколе, душе моя, пребываеши в прегрешениих? Доколе приемлеши покаяния преложение? Приими во уме суд грядущий и возопий Господу: Сердцеведче, согреших, прежде даже не осудиши мя, помилуй мя.    Слава: На Страшном судиши без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся, книги бо совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются. Прежде неже во оном всенародном позорищи имаши испытати, яже мною содеянная, Боже, очисти мя и спаси мя.    И ныне: Недоразумеваемое и непостижимое есть, Владычице Богоблагодатная, содеянное о Тебе страшное таинство: Необъемлемаго бо, заченши, родиля еси, плотию обложеннаго от чистых кровей Твоих: Егоже, Чистая, яко Сына Твоего, моли спасти вся поющыя Тя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды. Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб и, раздавая учениками, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело мое . И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов . ( Мф.26:26-28 ). Так впервые Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также называют еще «Чистым» – в этот день христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней. В Великий Четверток вечером в храме совершается «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Верующие назидаются слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. (В этот день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения Плащаницы Господа.) Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

В книге I. Навина 21, 42 и 24, 30 по переводу LXX мы читаем, между прочим, следующее: Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ея, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, котораго он просил, Фимнаф-Сару дали ему, на горе Ефремовой, и построил Иисус город, котораго просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыни; ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре (I. Нав. 21, 42 ).-И положили там (в Фимнаф-Саре) с ним (Иисусом) во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь: и они там же до сего дня (I. Нав. 24, 30 ). По поводу этих мест, не существующих в настоящее время в подлинном тексте, г. Олесницкий, профессор Киевской академии, высказывает следующее мнение: «ни еврейский подлинник библии, ни шаругумы, ни перевод сирский ничего не знают о ножах обрезания... Можно ли думать, что во всех этих текстах произошли намеренные или случайные пропуски? Это было бы тем более странно, что такие пропуски во всех указанных текстах должны были случиться два раза сряду, в двух местах ( Нав. 21, 42 и Нав. 24, 30 ), где LXX имеют не существующее в них (указанных текстах) упоминание о ножах обрезания... Я думаю, что здесь пропуск не мог произойти, и что, следовательно, наоборот, у LXX есть излишек, т. е. что разсказ о ножах есть позднейшая случайная интерполяция. Обратите далее внимание на внутреннюю» невероятность разсказа LXX. Какое значение для личности Иисуса Навина имели ножи обрезания, чтобы он мог, после операции над сынами Израиля в Галгалах, носить их с собою, потом положить на сохранение в своем удельном городе ( Нав. 21, 42 по LXX) и наконец завещать похоронить их с собою в гробнице (I. Нав. 24, 30 по LXX). Последнее обстоятельство, т.е. отношение ножей обрезания к гробнице I. Навина особенно непонятно. Ужели орудия обрезания могли считаться трофеями для Иисуса Навина, или предметами его частной собственности и как такие войти в категорию тех драгоценных и заветных предметов, которые, по еврейскому обычаю, клались в гробницу вместе с их владетелем? Не настояла ли для Иисуса Навина необходимость противоположнаго свойства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В наше время рационализма мир залит равнодушием к вере Христовой. Всюду утверждается безверие, безбожие, атеизм. Но в напоминание нам – верующим, в утверждение колеблющимся и в обличение атеистов, мы укажем на три исторических события, поражающих материалистический мир своими фактами. Первое из них было во дни страданий Спасителя на кресте, а два других – в наши дни. I. Когда Спаситель страдал на кресте, трепетала вся природа, скрылся свет солнечный и «тьма бысть по всей земле» , повествует Святое Евангелие. Это необычайное событие за много веков было предсказано пророком Амосом: «Приспел конец народу Моему Израилю: не буду более прощать ему» ( Ам.8:2 ); «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня... и произведу в стране плач, как о единственном сыне...» ( Ам.8:9–10 ). Затмение солнца во время распятия Иисуса Христа, несмотря на его необычайность против всех законов природы, т. к. было полнолуние – луна не стояла между землею и солнцем, – есть исторический факт, записанный языческими учеными историками в хронике: 1 . Римский историк и астроном Флегонт сообщает, что затмение было такое сильное, что даже были видны звезды на небе. 2 . О затмении сообщает ученый Юний Африкан и греческий историк Фаллос . 3 . Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит , бывший в то время в Египте, в гор. Гелиополе, наблюдая внезапную тьму, сказал: «или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии Дионисий Ареопагит , после проповеди Апостола Павла, принял христианство и был первым афинским епископом. II. Второе событие , поражающее материалистический мир в наши дни, это чудесное появление благодатного огня в Великую Субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме , т. е. на месте погребения и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Появление благодатного огня происходит из года в год, долгие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление святого огня, положительно установить трудно. Церковные историки ссылаются на писания святых отцов Григория Нисского и Иоанна Дамаскина , упоминающих об этом и которые как известно были сами в Иерусалиме. О благодатном огне говорят крестоносцы, и все без исключения паломники на протяжение всех этих веков до настоящих дней, которые сами лично убеждаются в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

В противном же случае они, и особенно фарисеи, не упустили бы случая обвинить Христа во лжи, так как они знали пророчество Его о Своем воскресении и неоднократно ссылались на него ( Ин.2:19 ). Раздел 9 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк.16:5 И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Ин.20:12 При ближайшем сличении всех евангельских повествований о воскресении Иисуса Христа оказывается, что Марк и Лука бывших при гробе воскресшего Спасителя небесных вестников представляют в человеческом образе и называют юношами, а Матфей и Иоанн называют их Ангелами. Говорят, что евангелисты на этот раз расходятся и противоречат друг другу. Но уже из Ветхого Завета нам хорошо известно, что небесные духи, чтобы быть доступными человеку, естественно принимали и должны были принимать какой-нибудь чувственный телесный образ. И так как они нередко являлись на землю в образе людей, то поэтому в Священном Писании Ветхого Завета о них и говорится нередко как о людях, чем указывалось на их временное, моментальное явление, но иногда они являлись на землю и в виде Ангелов, и тогда они и назывались прямо Ангелами, чем обозначалось их собственное существо ( Быт.18:2, 19:1 и Быт.32:24 ). Совершенно согласно с этим способом изображения Ангелов в Ветхом Завете поступают теперь и евангелисты при описании небесных вестников и посетителей гроба Господня. Два из них, сообразно внешнему чувственному явлению этих вестников представляют как людей, как юношей; а два других, указывая на их собственное существо, называют их прямо Ангелами, чем они были на самом деле. Резонно ли после этого указывать на данное обстоятельство, как на нечто странное и противоречивое? Указывают здесь и на другое якобы разногласие, касающееся числа этих Ангелов. Матфей и Марк говорят об одном только Ангеле, евангелисты же Лука и Иоанн упоминают, напротив, о двух. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении дела и это разногласие оказывается скорее кажущимся, чем действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Вера нуждается в удостоверении чудом. И вера в антихриста также будет нуждаться в этом. Сейчас нам говорят: покажите чудо, и мы будем верить. Что ж, великие чудеса будут совершены лжепророком – и поверят. Написано: и творит лжепророк великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле. По своему эффекту и грандиозности чудеса лжепророка названы великими . О такой чудотворной деятельности говорил и Христос: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ). А апостол Павел пишет, что пришествие антихриста «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» ( 2Сол. 2:9–11 ). Какова природа ложных знамений и чудес, определить трудно. Это может быть и обман, и наваждения, и инсценировки, и явления, совершённые с помощью науки, и действительные чудеса, совершенные дьявольской силой, как, например, чародейства, колдовство, магия. Для великого отступления нужны будут и великие чудеса. И вот Иоанн описывает чудо, которое будет совершено лжепророком: огонь низводит с неба на землю . Это чудо всегда было особым знаком Божественности, удостоверением схождения небесного на землю ( Быт. 15:17 ; 3Цар. 18:38 ; 4Цар. 1:10,12 ; Лк. 9:54 ). Совершил это чудо и сатана в Ветхом Завете, когда он по попущению Божию низвел огонь с неба и попалил стада праведного Иова ( Иов. 1:16 ). К тому же и пророки Илия и Енох будут поражать огнем своих противников. Чтобы противостоять им, лжепророк будет совершать подобные знамения ( Исх. 7:11–12,22 ) и низведёт огонь с неба. (Возможно, чудом низведения огня на землю лжепророк будет пытаться противостать явлению схождения благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме – Г. Ф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Верую, Господи, что Ты – Христос, Сын Божий!» – отвечала Марфа. У дома Лазаря стояла большая толпа его друзей, пришедших из Иерусалима высказать своё сочуствие сёстрам его. Вышла навстречу и Мария, упала к ногам Иисуса, плача и повторяя: «Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат мой!» «Где вы положили его?» – спросил Иисус. Иисусу показали пещеру, где похоронили Лазаря. Иисус повелел отодвинуть камень от входа в пещеру. «Господи, – сказала Марфа, – уже четыре дня,как он во гробе». Иисус помолился и воскликнул громким голосом: «Лазарь! Выйди вон!» И тотчас встал умерший, весь обвитый погребальными пеленами, и вышел из пещеры. Многие из присутствующих при этом иудеев уверовали в Иисуса Христа. Некоторые вернулись в Иерусалим и рассказали фарисеям о том, что видели. Те, опасаясь, чтобы народ не веровал в Иисуса Христа, собрали совет, на котором решили убить Его. Один из учеников Христа, Иуда Искариот, пришёл к фарисеям и предложил выдать им Иисуса Христа за тридцать серебряных монет. Они приняли его предложение. В праздники собиралось в Иерусалим много народа, и фарисеи опасались, что народ взбунтуется против них, если они причинят зло Иисусу Христу. Въезд в Иерусалим Вскоре после воскрешения Лазаря Христос отправился в Иерусалим, как всегда, в сопровождении учеников и большой толпы народа. Вблизи Иерусалима Он остановился и сказал двум Своим ученикам: «Пойдите в ближайшее селение, там найдете привязанного молодого осла, на которого ещё никто не садился. Возьмите его и приведите сюда». Ученики привели осла и покрыли его. Иисус Христос сел на него и направился в Иерусалим. Множество народа вышло Ему навстречу. Народ расстилал перед Ним свои дорогие одежды, многие украшали путь цветами и пальмовыми ветвями. Встречали Христа возгласами: «Богославен идущий во имя Господне!». Улицы города были переполнены народом. Не знавшие Иисуса спрашивали: «Кто это?». Знавшие отвечали: «Это Иисус, пророк из города Назарета». Иерусалимский храм в то время был запущен. В нём продавали и покупали, меняли как на торжище. Иисус Христос изгнал торжников из храма. Фарисеи хотели тут же схватить Его, но побоялись, видя, какой любовью народа Он окружён. Тайная вечеря

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ветхозаветное человечество, оставшееся верным среди многих искушений, отступничеств и падений своему Богу, Творцу и Промыслителю, с любовью в простоте сердца принимало всю землю и природу, по повелению Божию приносило Ему начатки плодов земли, возносило Ему жертву от всего, что было самого ценного и дорогого, красивого и насущного в земледельческом быту, ибо Богу это было приятно. От чистого сердца приносилась жертва. Господь принимал ее с любовью в воню благоухания. Золотая пшеница с плодородных, тучных полей и искрящиеся, темные, сочные грозди винограда, первенцы мужского рода от всякого скота – все неслось Богу. И из далеких аравийских пустынь, из финикийских портов, из сказочных сирийских городов неслись Богу в Его храм воскурения фимиама из душистых смол, ладана и смирны, ценнейшие плоды аравийские… И все сие с верою, любовью и страхом Божиим приносилось, и Бог принимал. И когда царь Давид решил построить дом Богу, храм Иерусалимский, и передал святое сие и великое дело сыну своему Соломону, собрал он собрание и всем им объявил об этом и благословили все Господа, и тогда пред всем собранием он сказал: «Благословен Ты, Господь Бог Израиля, отца нашего от века и до века. Твое, Господи, величие и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле Твое; Твое, Господи, Царство и Ты превыше всего как владычествующий… И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое» ( 1Пар.29:10–13 ). И принес Давид Господу для храма Его все, что собрал и имел: тысячи талантов серебра офирского, и золота, и меди, и железа, и драгоценных, самоцветных камней и оникса – все это от чистого сердца принес царь-псалмопевец к Престолу Господню, принес в жертву всесожжения Господу и воскликнул: «От Тебя все, от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (ст. 14). Не напоминает ли это нам ежедневное нами слышимое: «Твоя от Твоих Тебе приносяще…» Наибольшее приближение Творца к твари произошло в момент воплощения, когда Слово стало плотью, Глагол Божий стал человеком, Божия Матерь собрала расстоявшееся естества, «совокупила небесным отринувшееся естество нашего рода» 44 . Тогда точно небо и земля соединились, точно стерлась кажущаяся нашим несовершенным очам тонкая линия горизонта. От момента рождения, встреченного землей лучшими ее дарами с богатейшего Востока и до дня погребения Его в земле, в новом гробе с ароматами – вся жизнь Его была беспредельной любовью к твари, в добровольно принятом облике раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Видя всех скорбящих и плачущих, Иисус прослезился. Христос-Человек плакал об умершем друге, и в то же время Его святые слезы, может быть, были слезами о всём человечестве, пораженном болезнями и смертью. Подавляя в Себе чувство скорби, Господь, сопровождаемый толпой, направился к могиле Лазаря. Вскоре они достигли гроба, который по восточному обычаю представлял собой пещеру, вход в которую был завален камнем. Многие, вероятно, думали, что Иисус пришел сюда оплакать тело умершего, но все были удивлены, когда Христос повелел отвалить камень от гроба. «Господи, — робко запротестовала Марфа, — уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». На это Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Тогда подошли люди и отвалили камень. Наступила тишина. Взоры всех были устремлены в отверстие пещеры, где сгустился сумрак холодной могилы. В предчувствии чего-то великого сестры уже не плакали, а смотрели на Христа. Иисус же, подняв глаза к небу, стал громко молиться Своему Небесному Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Что происходило в эту минуту Господней молитвы в царстве смерти? Что вообще мы знаем о том скрытом от нашего взора мире, где пребывает душа, покинувшая тело? Мы знаем, что тело может оказывать влияние на душу, но умеем ли мы верно определить обратное влияние души на тело? Одно мы можем сказать с уверенностью: для Повелителя и Творца мировых законов нет преграды и необратимых процессов... «Лазарь, иди вон» — громко воскликнул Спаситель, и Его Божественное творческое слово властно прозвучало в царстве смерти и вызвало Лазаря к жизни... Люди с ужасом увидели, как в глубине темной пещеры появился умерший. Он медленно вышел из гроба, весь обвитый погребальными пеленами. Тогда Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет». Так произошло одно из великих чудес — воскрешение четверодневного Лазаря. Это чудо произвело на присутствующих потрясающее впечатление, так что многие из них уверовали во Христа, но некоторые иудеи, затаив свою злобу, поспешили в Иерусалим сообщить синедриону о случившемся. Тайное решение синедриона. Ин. 11: 47-53

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Вместо того, чтобы утвердить для Своих людей право на политическую внешнюю свободу и независимость Он даровал им и всем людям спасение. Он даровал Завет Вечной Жизни. Вместо плотского, политического освобождения Он принес освобождение от греха и смерти, даровал прощение грехов и Жизнь Вечную. Он пришел к своим и свои не «приняли» Его. Он был предан бесславной смерти, «и к злодеям причтен» (Исаия 53:12). В таинстве Креста Сама Жизнь, Божественная Жизнь была предана на смерть людьми. И снова Господь действует. «Сего по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и пригвоздив руками беззаконных убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому, что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:23–24, слова ап. Павла). Вновь жизнь расторгла узы смерти. Христос воскрес. Он вышел из своего гроба, словно Жених из своего чертога. И вместе с Ним воскресло все человечество, каждый человек без исключения. Он — первенец из умерших и за Ним следуют все, каждый в своем порядке (см. 1 Кор. 15:20–23). «Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:21). Пророчество Иезекииля Православной Церковью читается на торжественной утрене в Великую Субботу, когда все верующие призываются ко Гробу Господню, из которого теперь на все творения щедро изливается Жизнь. В прекрасных молитвах и песнопениях, посвященных этому дню (среди которых «Похвалы» — одно из драгоценнейших творений церковной поэзии) так описывается и прославляется это великое Таинство: жизнь была заключена во Гробе и Жизнь воссияла из Гроба. «Се бо в мертвых вменяется в вышних Живый и во Гроб мал странно приемлется» (Канон на утрени Вел. Субботы, песнь 8, ирмос). Верные призываются к созерцанию и поклонению Таинству Жизне–содержащей и Жизне–несущей гробнице. Но древнее пророчество все еще остается пророчеством или, лучше сказать, пророчеством и свидетельством. Да, жизнь воссияла из гроба, но полнота жизни еще впереди. Весь мир, все люди, даже искупленные Христом, сама Церковь все еще в долине смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010