Никто и ничего не одолеет Церкви Божией, ибо Она создана и держится Богочеловеком, а не людьми: здесь необходимое основание всегдашнего нашего духовного оптимизма!.. Не будем унывать, дорогой Друг, но оставаясь всегда верными служителями дома Божьего (Eзд.III:2), постараемся со всем усердием трудиться каждый над своим духовным виноградником, его же насади десница Господня, помня слова великого Апостола: «Кто Павел, кто Аполос. Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполос поливал, но Бог возрастил. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий. Насаждающий же и поливающий суть одно, но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо, мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие Творение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (Kop.III,5—11). Верность женщины-христианки    «Добрый и верный раб! в малом ты был верен,    над многим тебя поставлю: войди в радость    господина Твоего» (Mф.XXV,23).    Светлую весть о воскресении из мертвых Христа Спасителя первыми услышали    не Апостолы, ближайшие ученики и друзья Господни, а смиренные жены мироносицы... Когда Спаситель наш умер на кресте, Его пречистое тело сняли со креста, с разрешения Пилата, благообразный Иосиф и Никодим вместе с женами мироносицами. Тело Спасителя они обвили чистыми плащеницами и положили в новом гробе в саду, принадлежащем Иосифу благообразному. Был канун субботы. Жены мироносицы заметили, куда положили тело Господа и приготовили ароматы, чтобы тотчас после субботнего праздника помазать тело Спасителя ароматами, согласно иудейского закона. Лишь только начался первый день после субботы, еще было темно, уже жены-мироносицы спешили с уготованными ароматами ко гробу Спасителя... Куда вы спешите, дорогие женщины? Разве не знаете, что с согласия Пилата, злые книжники и фарисеи приставили ко гробу Христову стражу? Ведь они вас не пустят к телу Спасителя, а может быть еще оскорбят...Вы бежите в темноте, в такой ранний час. Но разве не могут вас обидеть недобрые люди, пользуясь вашей беззащитностью... Ни о чем этом не думали святые жены, но бегут ко гробу Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Но «ни возраст, ни другое что-либо, способное привязать его к домашней жизни, не послужило ему препятствием, напротив, любовь к Богу победила всё. Так, когда душа бодра и внимательна, то преодолевает все препятствия, вся устремляется к любимому предмету, и какие бы ни представлялись ей затруднения, не задерживается ими, но все пробегает мимо и останавливается не прежде, как достигнет желаемого.    Вот почему и этот праведник, хотя мог быть удерживаем и старостью, и многими другими препятствиями, разорвал, однако ж, все узы и, как юноша, бодрый и ничем не задерживаемый, поспешил и ускорил исполнить повеление Господа. Да и невозможно кому бы то ни было, кто только решится совершить что-нибудь славное и доблестное, невозможно исполнить это, не вооружившись заблаговременно против всего, что может препятствовать такому предприятию. Хорошо знал это и праведник, и оставил все без внимания, не задумавшись ни о привычке, ни о родстве, ни об отцовском доме, ни о гробе (отца), ни даже о своей старости, все свои мысли направил к тому только, как бы ему исполнить повеление Господа».    Что послужило основанием для такого поступка? Упование на милость Господню и Его обещания. Но что лежало в основе этого упования? Вера и собственная воля — ведь невозможно веровать без воли, ведь воля человеческая выбирает — веровать или не веровать, принять в себя некие незримые основания обетований или отвергнуть их.     «И явился ему [Аврааму. — Ред.] Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   По исполнении молитвы, молятся вместе херувимскою песнью, трижды поклоняясь во время произношения её; потом, пятидесятый также псалом, тихо. И, поклоняясь трижды, отходят к предложению, в предшествии диакона с ладаном; и (диакон), окадив святые (дары), молясь про себя: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:13), говорит священнику: «Подними, владыка».    Священник, подняв воздух, полагает (его) на левое плечо диакона, говоря: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» (Пс.133:2, 3), постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Диакон: «Истинно».    Потом диакон со вниманием берёт на свою голову святой дискос, держа в своей правой руке, одним перстом, кадильницу, а священник поднимает только святую чашу. И, проходя чрез храм, оба молятся за всех, говоря: «Пусть вспомнит всех нас 41 Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Хор: «Истинно», И часто это говорят, пока исполнится великий вход. Входя всвятой алтарь, говорят про себя: «Благословен грядущий во имя Господне» (Ин.12:13).    Потом диакон опять, наклонив голову к священнику, говорит: «Вспомни, владыка святой, меня, грешника». И священник: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своём царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно».    Потом и сам поставляет святую чашу на священном престоле, приговаривая также такой тропарь: «Прекрасный Иосиф, сняв с креста Твое чистое тело, положил в новом гробе, завернув в чистое полотно и покрыв благовониями».    Потом священник снимает покровы с святого дискоса и святой чаши; взяв воздух с плеча диакона и окадив его, покрывает им святые (дары). Потом диакон трижды окаждает святые (дары), говоря так: «Облагодетельствуй... по благоволению Твоему Сион» (Пс.50:20). Потом трижды поклоняются пред святым престолом, молясь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» . И священник стоит, а диакон, наклонив шею, говорит священнику: «Помолись, владыка, за меня». Священник говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35). Диакон: «Тот же самый Святой Дух будет служить вместе с вами и нами 42 , постоянно, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно. Вспомни, владыка святой, меня». Священник говорит: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Своем царстве, постоянно, теперь и всегда, и во веки веков». Диакон: «Истинно, истинно, истинно».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3367...

   Суббота, день Творения мира, день «мира сего», стала — во Христе — днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в ту Великую и Святую Субботу, когда Господь «исполнив все дела Свои» почил (уснул) во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из животворящего гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», ученики «от радости еще не верили и дивились» (Лк.24:41), и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит св. Апостол Павел: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:3-4).    Все это объясняет единственное в своем роде место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти в «будущем веке». Богослужебное значение всех суббот годового круга связано с двумя всерешающими субботами: Воскрешение Лазаря, которое произошло в этом мире и было возвещением и «уверением» общего воскресения; и Великая и Святая Суббота Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения.    В течение Великого Поста — это значение суббот выявляется особенно ярко, т. к. цель Поста — именно восстановить христианское значение времени как приготовления и странничества: «...прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11). Эти субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм. С одной стороны, великопостная суббота есть «евхаристический» день, отмеченный совершением Божественной Литургии Иоанна Златоуста, — а Евхаристия всегда означает праздник. Однако, особый характер этого праздника состоит в отнесенности к Великому Посту, как странствию, терпению и подвигу. Это как бы «передышка», цель которой — заставить нас задуматься над конечной целью этого паломничества. На это особенно ясно указывает порядок чтений из посланий апостольских, выбранных для великопостных суббот из Послания к Евреям, центральная тема которого есть путь спасения, странствования, обещания, веры в грядущее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

   Это были дохристианские праведники, все, что «в вере скончались», не дождавшись исполнения Божьего обетования о Спасителе, но «только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят» (то есть гости и странники на земле), «показывают, что они ищут отечества» (Евр. 11:13-14), ибо на земле они не смогли его найти. Но тот «собор и церковь первенцев» (Евр. 12:23) состоял не только из иудеев, ветхозаветных праведников, но изо всех народов и племен под небесами. Ведь ни Авель, ни Сим, ни Енох, ни Ной, ни Руфь, ни Иов не были евреями. По слову апостола Павла: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Все они были спасены из ада благодатью Божией и заслугой Господа Иисуса Христа. И не только известные и прославленные праведники, но и все грешники, которые грешили на земле, но, увидев Иисуса в аду, лицом к лицу, и услышав Его Благую Весть, покаялись и уверовали в Него как в Единого Истинного Человеколюбца и Спасителя.    Тела их давным-давно превратились в прах, смешались с землей, а души горевали и воздыхали во тьме ада преисподнего. Это были души людей от Адама и Вифлеемских младенцев, которых Ирод первый заклал из-за Иисуса, Нового Царя, и до святого Иоанна Крестителя, Предтечи Иисуса Христа Мессии, убитого Иродом вторым.    Одному Господу Всеведущему известно их число. Но о том, как огромен был народ тот, превосходивший числом все народы Римской империи, свидетельствует, и продолжительность времени от Адама до Христа, и святые отцы — очевидцы. Святой Иоанн Златоуст в своей Пасхальной проповеди о Сошествии Христа во ад вдохновенно сказал: «Ад озлобился, ибо опустел… Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе».    Весь этот многомиллионный народ Христос-Человеколюбец вознес в рай, отворив его врата Своей кровью. А раскрыв людям врата райские, удалил Он хранителя тех врат — Херувима с огненным мечом. Так всемогущий Христос за одну ночь сделал Свое царство большим, чем царство кесаря Тиберия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Λ если так, то долг всех людей молиться о своих умерших братиях, да избавит Господь души их от вечного осуждения. «Прошу совершать молитвы, прошения, моления… за всех человеков» писал Св. Апостол Павел ( 1Тим.2:1 ), конечно, молиться нужно не только о живых, но и об умерших. Почему? Да потому, что у Бога нет мертвых, у Него все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» , сказал Христос ( Лк.20:38 ). «А живем ли , писал христианам Святой Апостол Павел, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Таковы Библейские обоснования православного учения о молитвах за умерших. 7. Возражения сектантов против молитв за умерших Отвергая молитвы за умерших, сектанты прежде всего утверждают, будто улучшение участи людей за гробом вообще невозможно. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Священного Писания : 1) Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» . Из приведенного свидетельства сектанты делают вывод, будто молиться за умерших бесполезно. Но в таком случае, зачем праведный Маккавей, помышляя о воскресении, посылал в Иерусалим пожертвования «чтобы принести жертву за грех» воинов, убитых в сражении? Зачем молились об умерших пророк Варух и другие праведники? Как разрешить это противоречие? Дело в том, что, как видно из связи речи, слова Екклесиаста имеют в виду не то воздаяние, какое постигает мертвых в загробной жизни, а то состояние, каким пользуются живые на земле «под солнцем». Разумеется, все то, что составляло удел людей при жизни, прекращается для них со смертью : «и любовь, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Ст.6). Вот о каком воздаянии говорит Екклесиаст, что его нет для мертвых, а совсем не о загробном состоянии душ умерших. 2) Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

  Ветхозаветное человечество, оставшееся верным среди многих искушений, отступничеств и падений своему Богу, Творцу и Промыслителю, с любовью в простоте сердца принимало всю землю и природу, по повелению Божию приносило Ему начатки плодов земли, возносило Ему жертву от всего, что было самого ценного и дорогого, красивого и насущного в земледельческом быту, ибо Богу это было приятно. От чистого сердца приносилась жертва. Господь принимал ее с любовью в воню благоухания. Золотая пшеница с плодородных, тучных полей и искрящиеся, темные, сочные грозди винограда, первенцы мужского рода от всякого скота — все неслось Богу. И из далеких аравийских пустынь, из финикийских портов, из сказочных сирийских городов неслись Богу в Его храм воскурения фимиама из душистых смол, ладана и смирны, ценнейшие плоды аравийские… И все сие с верою, любовью и страхом Божиим приносилось, и Бог принимал. И когда царь Давид решил построить дом Богу, храм Иерусалимский, и передал святое сие и великое дело сыну своему Соломону, собрал он собрание и всем им объявил об этом и благословили все Господа, и тогда пред всем собранием он сказал: «Благословен Ты, Господь Бог Израиля, отца нашего от века и до века. Твое, Господи, величие и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле Твое; Твое, Господи, Царство и Ты превыше всего как владычествующий… И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое». (I Nap. 29, 10–13). И принес Давид Господу для храма Его все, что собрал и имел: тысячи талантов серебра офирского, и золота, и меди, и железа, и драгоценных, самоцветных камней и оникса — все это от чистого сердца принес царь-псалмопевец к Престолу Господню, принес в жертву всесожжения Господу и воскликнул: «От Тебя все, от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» . (ст. 14). Не напоминает ли это нам ежедневное нами слышимое: «Твоя от Твоих Тебе приносяще»… Наибольшее приближение Творца к твари произошло в момент воплощения, когда Слово стало плотью, Глагол Божий стал человеком, Божия Матерь собрала расстоявшееся естества, «совокупила небесным отринувшееся естество нашего рода». [ 44 ] Тогда точно небо и земля соединились, точно стерлась кажущаяся нашим несовершенным очам тонкая линия горизонта. От момента рождения, встреченного землей лучшими ее дарами с богатейшего Востока и до дня погребения Его в земле, в новом гробе с ароматами — вся жизнь Его была беспредельной любовью к твари, в добровольно принятом облике раба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Ангел заградил пасть львам, воспрепятствовал им повредить Даниилу во рве львином ( Дан.6:22 ). Ангел чрез пророка Аввакума доставил пищу пророку Даниилу, когда он был во рву львином ( Дан. 14:34–39 ). Ангел сохранил невредимыми от сильного огня в печи вавилонской трех отроков: Ананию, Азарию, Мисаила ( Дан. 3 гл.). Пророк Захария видел Ангела, просившего Бога о помиловании Иудейского народа и Иерусалима, семьдесят лет бывших под игом вавилонян, и Господь изрек ему слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12–13 ). Архангел Гавриил благовествовал Пресвятой Деве Марии о зачатии Христа и начале нашего спасения ( Лк. 1:26– 25 ). Ангелы несли на лоно Авраама душу нищего Лазаря ( Лк. 16:22 ). Ангел при гробе Господнем утешил жен мироносиц и повелел им возвестить ученикам Господа о Его воскресении ( Мф. 28:1–8 ). По свидетельству Стефана Первомученика и Апостола Павла, чрез Ангелов евреям был дан закон на Синае ( Деян. 7:58 . Гал. 3:19 . Евр. 2:2 ). Ангел привел диакопа Филиппа к евнуху царицы Кандакии для научения о вере во Христа ( Деян. 8:26–40 ). Ангел наставил Корнилия Сотника, что он должен делать для получения спасения ( Деян. 10:1–6 ). Ангел вывел Апостола Петра из темницы ( Деян. 12:1–6 ). Ангел успокоил Апостола Павла во время бурного плавания по морю относительно безопасности этой бури для плывших с ним Деян. 27 гл). Апостол Павел говорит, что все Ангелы суть споспешники спасения людей, что они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр. 1:14 ). В св. Писании есть не мало примеров почитания св. Ангелов и молитвенного обращения к ним. Однажды патриарх Авраам, сидя при входе в свой шатер, увидал Ангелов в образе мужей, стоявших против него и, пошедши на встречу им, поклонился им до земли ( Быт. 18:2 ). От Авраама два ангела отправились в город Содом, пред воротами которого сидел праведный Лот, и Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли ( Быт. 19:1 ). Пророк Валаам на пути к царю Валаку был остановлен Ангелом: открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге, и преклонился и пал на лице свое ( Чис. 22:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Богоглаголивый же Марк и великий Павел, а еще прежде их пророк Давид, говорят, что Христос воссел одесную Бога. Ибо сказал Давид: сказал Господь Господу моему: сиди одесную меня ( Пс. 109:1 ); и Павел: воссел одесную престола величия на высоте ( Евр. 1:3 ). И Евангелист здесь говорит согласно с ними. Но не следует оное сидение и стояние относительно естества премирного и все превосходящего представлять похожим на сидение и стояние в телесных существах. Но под стоянием мы должны разуметь постоянство во всяком добре, а чрез престол или восседание, что Бог неизменно и единственным образом пребывает недвижным в своей благости: так что в сущности оба выражения заключают одну мысль. А они пошли, и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Хотя впрочем, не тотчас после вознесения Господня ученики вышли на проповедь, а уже после принятая благодати Духа чрез огненные языки, когда, облеченные силою свыше ( Лук. 2: 49 ), они один туда, другой к иному народу рассеялись по вселенной, всюду учением своим, отгоняя прелесть дьявольскую и пролагая нам путь к царству небесному. Участниками его да сподобимся быть все мы, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и животворящему Духу слава ныне и во веки веков. Аминь. Беседа на четвертое утреннее Евангелие Так как нынешнее слово имеет быть о жизнеподательном воскресении Христовом, то придите, согласно пророчению Исаии (27:11), и увидим жен, идущих с позорища и проповедующих о том, что они видели. А это были Мария Магдалина и ее другие – мироносицы. Хотя ненависть злочестивых иудеев достигла своей цели, и почивало в гробе тело Того, которого ненавидели, но Он, божественною силою Своею, освободивши пленников ада, воскрес. В первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они к гробу ( Лук. 24:1 ). Это другое шествие священных жен, отличное от тех, о коих записали Матфей, Марк и Иоанн, как можно примечать из времени и лица. Потому что Иоанн говорит, что Магдалина одна только пришла к гробу рано ( Ин. 20:1 ), не миро, нося, но желая, вероятно, воззрением на гроб облегчить тяжесть скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/feofana...

Боль расставания особенно сильна, когда осознаешь его неминуемость и собственное бессилие что-либо изменить. По воле Божией, как бы мы этому ни противились, бывает, что жизнь разлучает нас с духовными пастырями и учителями. Только Господь Иисус Христос, наш неизменный и вечный Наставник, пребывает всегда: вчера, сегодня, завтра и вечно. Как пишет апостол Павел: Иисус Христос вчера, и сегодня, и во веки Тот же. Как и прежде, Господь любит нас всепобеждающей любовью, готов простить и очистить все наши согрешения. В Его руках по-прежнему власть и сила, способная уничтожить всякое зло. Постараемся же всегда помнить, славить и почитать вечного и милосердного небесного Наставника нашего – Господа и Спаса Иисуса Христа, Который научил нас истине, примирил с Богом, даровал бесценное благо и высочайшее право называться сынами Божиими. Как пишет преподобный Ефрем Сирин: «Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем». Аминь. Слово 88. О встрече Мессии. В Неделю ваий, Вербное воскресенье (по Евангельскому чтению) Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Ин.12:1-18 ) повествует о том, как Господь наш Иисус Христос торжественно вошел в Иерусалим накануне Своих страданий. Со времени выхода Спасителя на проповедь, начала Его общественного служения это была четвертая Пасха. Совсем скоро Господу нашему предстояло пострадать за род человеческий, претерпеть распятие и умереть за людей на кресте. Конечно же, Сын Божий знал об этом, говорил о приближающихся событиях Своим ученикам. После того как Он на глазах у множества людей воскресил из мертвых уже четыре дня пребывающего во гробе Лазаря, Своего верного последователя и близкого друга, Спаситель удалился за Иордан. Но вот Он возвращается в Иерусалим, зайдя предварительно в Вифанию, где посещает дорогой для Его сердца дом: Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010