Небо содрогнулось при этом и солнце сокрыло лучи, а Ты, Израиль, не устрашился, но смерти предал Меня. Отче Снятый! оставь им, и сами не понимали они, что делали». После стихов хвалитных читается 10-е Евангелие, в котором благовествуется о снятии тела Христова со креста. Когда Иисус Христос умер, Иосиф Аримафейский, знаменитый член синедриона, осмелился войти к Пилату и просить тела Иисусова. Пилат удивился, что Христос уже умер, и, удостоверившись от сотника в смерти Господа, позволил Иосифу погрести тело Спасителя. Сняв тело Спасителя со креста, Иосиф обвил его чистой плащаницей (полотном). В 11-ом Евангелии благовествуется об участии Никодима с Иосифом в погребении Иисуса Христа. Кроме Иосифа, воздать последнюю честь умершему Спасителю пришел и Никодим и принес состав из смирны и алоя. Взяв тело Иисусово, Иосиф и Никодим обвили его пеленами с благовониями, кои имели силу надолго сохранять тело от тления и не хуже свинца приклеивать пелены к телу, и положили в саду, в новом каменном гробе, близ места распятия Христова. После этого Евангелия, поются 6 стихир стиховных. Две из них мы приведем здесь. 1-я. «Христе! Все созданное содрогнулось от страха, при виде Тебя на кресте: солнце помрачилось, поколебались основы земли; все сострадало по Создателю всего. Господи, добровольно пострадавший за нас, да будет Тебе слава» 5-я. «Господи! Страх и трепет напали на все созданное, когда Ты восходил на крест. Однако же Ты не позволил, чтобы земля поглотила распинателей Твоих; но повелевал аду возвратить узников. Для возрождения людей, Ты, Судия живых и пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбивый! Да будет Тебе слава!» В 12-ом Евангелии благовествуется о приставлении военной стражи ко гробу Господню и запечатании его. Господь Иисус во гробе – казалось, все должно было успокоиться, все страсти стихнуть. Но нет, тревожно на душе у тех, которые устроили все это, до того, что, в утро субботы, они еще раз являются к Пилату и говорят ему: «Господин! мы вспомнили, что Обманщик тот (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Описывая события Великого Пятка: страдания и крестную смерть Христа, и затем снятие Его со Креста и погребение, ев. Лука замечает, что всё это произошло в пятницу: «и день бе пяток”. Но погребение Тела должно было совершиться именно до наступления субботы, ибо закон запрещал оставлять тела повешенных на древе на ночь: «да не переночует тело его на древе, но во гробе погребите его в тот же день» ( Втор. 21:23 ). Из Евангелия мы знаем, что Иосиф Аримафейский, купив плащаницу – тонкое льняное полотно, – пришёл снять Тело Господа с Креста. Предварительно он заходил к Пилату «просить тело Иисусово». Пришёл и праведный Никодим, «князь жидовский», потаённый ученик Христов, и принёс очень много благовонного смешения из смирны и алоэ – сто литров. Солнце всё более и более клонилось к закату. Им нужно было до вечерней зари совершить погребение. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» ( Ин. 19:40 ). На это ушло не мало времени, и, вероятно, Солнце уже заходило. На том месте, где происходило распятие, на Голгофе, был сад, и в саду у Иосифа был новый гроб – пещера, высеченная в скале, – в котором никто ещё не был погребён. И Иосиф решил положить Тело Иисусово в этом своем новом гробе «ради пятницы Иудейской; потому что гроб был близко» ( Ин. 19:42 ). Сбылось предреченное Исаией Пророком: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его» ( Ис. 53:9 ). И когда положили Тело и привалили камень к двери гроба, Солнце зашло и тихо светилась вечерняя заря субботы. И ев. Лука заключает: «День тот был пятница, и светилась суббота». И Церковь всегда в это время поёт вечерний гимн «Свете тихий». Так же ясно и точно обозначено время у ев. Матфея: «В вечер субботный, свитающи во едину от суббот », – то есть на вечерней заре первого дня после субботы. Только, может быть, здесь сказано о времени, немногим более позднем, чем у ев. Луки, и несколько иными словами. Иоанн Златоуст отмечает: «Мария Иаковля (это была Богородица, так называлась Она тогда, как мачеха Иакова, называемого братом Господним) от скорби не могла переждать всю ночь после субботы, но тот час в поздний вечер субботы пришла ко гробу » с. 803].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Помянем Иону, который был в морской глубине, во чреве китовом, три дня и три ночи, прообразуя спасительное воскресение, как сказал Господь в Евангелии книжникам и фарисеям, когда они говорили Ему: учителю, хощем от Тебе знамение видети. Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде ( Мф. 12:38–42 ). А что повелено Аврааму идти три дня до горы, на которой он имел принести жертву, и это прообразовало тридневное воскресение Господне. Итак, после распятия Господня апостолы издалека смотрели по направлению к гробу, где лежало тело Иисусово, но твердо ожидали воскресения, а в третий день нашли, что Христос воскрес. Как Авраам шел три дня до горы, видел ее и шел: так и ученики Господни, подходя ко гробу, ожидали воскресения. А что сказал пророк Исайя – вземлется от земли живот Его ( Ис. 53:8 ), то это предзнаменовало то, что не без тела Господь воскрес, и что Он с телом восшел ко Отцу Своему, где был и прежде. А что Иаков сказал Иуде, что от колена Иудина произошел Христос, то есть леторасл, то это собственно он предрек о Богородице, а выражением: уснул еси яко лев, предрек о распятии на кресте и о том, что тело Его лежало во гробе. Он сказал: яко скимен; кто возбудит Его? ( Быт. 49:9 ), ибо великий патриарх Иаков знал, что Господь наш Иисус Христос воскреснет из гроба, и потому не умолчал о сем, но предрек, сказавши: яко скимен: кто возбудит Его? И Он пострадал распятие, тридневно почивал во гробе, а потом и воскрес. Итак, поскольку знал патриарх Иаков, что все это Он совершит добровольно, то потому и сказал: яко скимен: кто возбудит Его? Итак, скимном он назвал Сына Божия, проповедал Его. А сказавши – кто возбудит его? – он здесь проповедал и все добровольные деяния Его, а не так, как говорят еретики ариане и псы-лютеране.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

После снятия с креста тело Иисуса было просто положено в могилу, не будучи ни обмыто, ни помазано. Это явствует из слова Самого Господа, сказанного в Вифании, когда некая женщина возлила Ему на голову драгоценное миро: «Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению» ( Мк.14,8 ). Далее мы увидим, что только «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» ( Мк.16,1 ). Иосиф же «купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Иосиф просто не имел времени соблюсти обычай надлежащего приготовления тела к погребению: омовения и помазания. Ведь Иисус умер в девятом часу, то есть около трех часов пополудни. А примерно в шесть часов вместе с заходом солнца должна была начаться суббота. Как сказано в Евангелии, «уже настал вечер ... перед субботою». А по закону о субботе запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф спешил. Он должен был дойти до дворца Ирода, чтобы там попросить аудиенции у Пилата. После этого Пилат, чтобы к своему удивлению удостовериться в смерти Иисуса, должен был позвать за сотником отряда, проводившего казнь, – а этот отряд находился в своих казармах, в крепости Антония. Только после всего этого Пилат разрешил Иосифу снять тело Иисуса и предать его погребению. Иосиф же должен был еще пойти купить плащаницу, то есть погребальное полотно, и озаботиться о гробнице, высеченной в скале. Вблизи Голгофы тогда были такие гробницы. В этом может удостовериться сегодня посетитель Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Предположение, будто Иосиф при погребении воспользовался собственной фамильной гробницей, маловероятно. Против этого говорит и сам текст Евангелия и логика: Сказано просто, что он «положил Его во гробе» (буквально «в некоей гробнице»). И действительно, с какой стати уважаемый, почтенный (euvsch,mwn), то есть достаточно богатый собственник и член Высшего Совета стал бы приобретать фамильную гробницу возле места казней? Скорее всего, Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в одной из тех гробниц, которые уже существовали около Голгофы, и которые по прошествии одного года освобождались. Дело в том, что останки ежегодно изымались из гробниц и помещались в оссуарии, в погребальные урны для костей. Положив тело Иисуса в гробнице, Иосиф привалил ко входу в неё камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Поучение при гробе о. протоиерея – А. И. Розова. (20 февраля 1884 г.) Теперь послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль; вы... не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий! ( Иак. 4:13–14 ). Эти обличительные слова апостола Иакова, которые направлял он в свое время против суетливых миролюбцев, беспечных богачей и корыстолюбивых торгашей, все мы, предстоящие братия и сестры, до некоторой степени должны принять на свой счет – именно теперь, стоя возле сего гроба, вмещающего в себе останки собрата нашего, так неожиданно для нас и так внезапно для него самого похищенного смертью . Ибо ежедневная суетливая и мятежная жизнь наша, пополам с грехом переплетенная и движущаяся большею частью к телесным и мелким, а то и прямо к грешным целям, походит действительно на суетливый и шумный базар, а мы все, едва помнящие о своем высшем назначении и почти постоянно забывающие о небе, своем истинном отечестве, ради земли – этой временной наше гостиницы, – все мы, говорю, походим более или менее на хлопотливых торгашей, гоняющихся за мелочами жизни и оставляющих в пренебрежении самое главное и существенное, что собственно и дает цену нашему существованию на земле и чем могли бы мы купить блаженную жизнь в вечности. Теперь послушайте вы, как бы так говорил апостол, вымогающиеся до времени в живых странники и гости земные, случайно столпившиеся в сии минуты возле мертвенных останков внезапно заснувшего могильным сном собрата вашего, вы – постоянно мятущиеся на жизненном поприще своем и вечно волнующиеся то тем, то другим, но всего реже своею будущею великою судьбою за гробом, послушайте этой безмолвной, но красноречивейшей проповеди, идущей из сего гроба и раздающейся из уст, так сказать самой смерти о том, что образ жития вашего на земли не таков, какому бы следовало быть у разумных, непрерывно бдящих и трезвенных рабов Господних, готовых и в полунощи внезапно грядущего Господа своего встретить со светильниками крепкой веры и с обильными делами любви и благочестия. Поймите хоть теперь и объимите сердцем, как тихо и быстро может угаснуть жизнь ваша, подобно пару являющемуся на малое время, – а от ваших суетливых планов и расчетов земных что останется?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Предал, чтобы снова принять его; и, так сказав, испустил дух (ср. Мф.27:50 ); но не на долгое время, ибо скоро опять воскрес из мертвых. 34 . Померкло солнце ради Солнца правды: распались камни ради камня духовного; гробницы открылись, и мертвые воскресли ради Того, вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ). Он испустил узников Своих из рва, в котором воды нет ( Зах.9:11 ). Итак, не стыдись Распятого, но с дерзновением говори и ты: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Не будем неблагодарны Благодетелю. И еще: за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха ( Ис.53:8–9 ). Посему ясно говорит Павел: Христос умер за грехи наши, по Писанию... и погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию ( 1Кор.15:3–4 ). 35 . Мы желаем знать точно, где Он погребен? Руками ли сделан гроб Его? Выше ли земли находится он по примеру гробов царских? Сделан ли памятник из камней? И что возложено на него? Скажите нам определенно, пророки, и о гробе, где положен Он, и где нам искать Его? Они говорят: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ), воззрите и устыдитесь. Слышишь в Евангелии: положил его (тело) в гробе, высеченном в скале ( Лк.23:53 ; Мк.15:46 ). И что далее? Какая дверь у гроба? И на это говорит другой пророк: повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями ( Плач.3:53 ). «Я, камень краеугольный, избранный, честный, лежу внутри камня, не на долгое время; камень претыкания для иудеев, а спасительный для верующих». Итак, посажено на земле древо жизни, чтобы подвергнувшаяся проклятию земля получила благословение и чтобы мертвые освободились. 36 . Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Предвечно от Отца рожденный, , единосопрестольный Отцу, единосущный , как и свет – солнцу, сошел на землю и посетил народ Свой. Не разлучившись и с Отцом, Он воплотился от Девы, чистой, безмужной и непорочной, войдя образом, ведомым Ему Одному. Прияв плоть, Он исшел, как и вошел. Один из Троицы, Он – в двух естествах: Божестве и человечестве, совершенный, а не призрачный Человек – по вочеловечению, но и совершенный Бог – по Божеству. Явивший на земле свойственное Божеству и свойственное человечеству, как человек, Он, возрастая, ширил материнское лоно, – но как Бог исшел , не повредив девства; как человек, Он питался материнским млеком, – но, как Бог , повелел ангелам с пастырями воспевать: «Слава в вышних Богу»; как человек, Он был повит пеленами, – но, как Бог, звездою путеводил волхвов; как человек, Он возлежал в яслях, – но, как Бог, принимал от волхвов дары и поклонение; как человек, Он бежал в Египет, – но, как Богу, поклонились рукотворения египетские; как человек, Он пришел воспринять крещение, – но, как Бога, устрашившись , Иордан обратился вспять; как человек, обнажившись, Он вошел в воду, – но, как Бог, приял свидетельство от Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»; как человек, Он постился сорок дней и взалкал, – но, как Бог, победил искусителя; как человек, Он пошел на брак в Кане Галилейской, – но, как Бог, претворил воду в вино; как человек, Он спал в корабле, – но, как Бог, запретил ветру и морю – и они повиновались Ему; как человек, Он прослезился, о Лазаре, – но, как Бог, воскресил его из мертвых; как человек, Он воссел на осла, – но, как Богу, возглашали : «Благословен Грядущий во имя Господне!»; как человек, Он был распят, – но, как Бог, Своею властью распятого с Ним ввел в рай; как человек, Он, вкусив оцта, испустил дух, – но, как Бог, помрачил солнце и потряс землю; как человек, Он положен был во гробе, – но, как Бог, разрушил ад и души освободил; как человека, запечатали во гробе, – но, как Бог, Он исшел, целыми печати сохранив; как человека, тщились иудеи утаить воскресение , мздовоздавая страже, – но, как Бога, познанием и ведением исполнились все концы земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При входе низкое крыльцо из белого мрамора, с перилами, по обеим сторонам большие серебряные подсвечники со свечами. Войдя в часовню, мы находимся в преддверии Гроба Господня. Гроб Господень есть каменный вертеп, которого отверстие было завалено камнем. «И положил Его в новом своем гробе, который высек он в камне; и привалив большой камень к двери гроба, удалился». Так говорит святой евангелист Матфей ( Мф 27:60 ). В Евангелии святого Иоанна сказано: «Близь же места того, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто положен не был» ( Ин 19:41 ). Это объясняет близость Голгофы от места погребения Спасителя. Преддверие заключает то место, где Ангел Господень был виден сидящим на отваленном от гроба камне; оставшийся обломок от этого камня вделан в большую мраморную вазу; она служит престолом при совершении литургий и освещена 15-ю драгоценными лампадами. Обломок камня – такого же известкового кряжа, как и скала Голгофы. По обычаю иудеев, тела усопших обвивались полотном и полагались в вертепе на высеченном в стене пологе. Таков есть гроб Спасителя. Входя в пещеру, должно нагнуться всею головою; длина пещеры есть то пространство, которое может занять простертое тело усопшего. Промежуток между пологом и стеною вертепа в полтора шага. По измерению г-на Воробьева, площадь вертепа составляет квадратную сажень. Каменный полог, на котором было возложено Пресвятое тело Иисуса, облечен белым мрамором. Верхняя доска переломлена надвое. Тридцать шесть золотых и серебряных лампад, спущенных со свода, горят день и ночь во гробе Иисуса и испаряются сквозь небольшие отверстия купола. Стена, прилежащая к Гробу Господню, украшена мозаическою картиною Воскресения; небольшой, но выразительный образ Пресвятой Богородицы висит на стене против входа. Свежие цветы наполняют благоуханьем воздух. Драгоценнейшие эссенции ароматических вод, а еще чаще слезы грешного человечества беспрестанно орошают трехдневное смертное ложе Искупителя мира. Не должно воображать, будто бы гробовой вертеп Спасителя находился на этом месте так одинок, как он теперь; он входил в общий состав каменистого хребта этого места и примыкал к другим гробовым пещерам; гробы Никодима и Иосифа Аримафейского находились возле; они теперь вошли в стену храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Спасителю наш! Мы знаем, за что Ты, владеющий животом и смертью, восприял смерть и положен во гробе, яко человек; наши грехи и Твоя к нам любовь свели Тебя с неба и подвергли такой позорной смерти! Сыне Божий! Мы и то знаем, что Ты, разоривый церковь тела Своего, воздвигнешь ю в третий день; верим, что Пилатова кустодия утверждена при гробе Твоем только до третьяго дне. Возбуди убо в нас спасительную скорбь, долженствующую быть пред радостью, да эта радость наша будет преисполненною в день славного воскресения Твоего, Аминь. IV. На дни воскресные Поучение в неделю 32-ю о Закхее (Лк.19:1–10) Просто и вместе занимательно для нас, Слушатели, повествование в ныне чтенном Евангелии о Закхее; но это повествование предложено нам Церковью в настоящее время не для любопытства нашего, а для нашего поучения и назидания. Послушайте, какие уроки мы можем почерпнуть отсюда для нашего благочестия. Когда Иисус Христос, пишет Евангелист Лука, проходит чрез Иерихон, то один из мытарей, именем Закхей, слышавши прежде о чудодействиях Иисуса Христа и Его силе, чрезвычайно желал посмотреть на Него; но не имея возможности удовлетворить своему желанию при множестве народа, поскольку был очень мал ростом, он, забежав вперед, взлез на одно дерево, называемое в Евангелии смоковницею, мимо которой надлежало проходить Иисусу Христу. Никем не примечаемый, Закхей усмотрен Иисусом Христом, Который повелевает ему слезть с дерева, потому что Божественный Учитель благоволит посетить его дом. Он слез поспешно и с радостью припали Его в свой дом. Видя это, все стали роптать на Иисуса Христа за то, что он пошел в дом к и человеку, который в общем мнении считался грешным, как мытарь. Ибо всем известно было, что Закхей, будучи сборщиком податей, нажил большое богатство неправедным образом, – вероятно, притеснением бедных, не законными налогами и преступными поборами. Но Закхей, пришед в себя, восчувствовал всю свою греховность, всю свою виновность против ближних. В таком плодотворном раскаянии, он наконец сказал Господу: Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус, видя его искреннее раскаяние и цель благую: решимость к исправлению, сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. Ибо сын человеческий пришел взыскать и спасти погибших. Вот повествование нынешнего Евангелия. Вникнем, к чему оно направлено и как для нас поучительно!

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Тайна! Страшная Тайна! «Великая благочестия Тайна», – говорит Священное Писание. «Бог явился во плоти…, принят верою в мире» 701 , «раздробляемый и неразделяемый». Да не пожелаем мы нашим скудным умом, ограниченным и греховным, исследовать и понять эти небесные истины. Небесный мир, несмотря на то, что он нетленен, неизменяем, вечен и божественен, к тому же он Благодатью, воздействием и силой Святого Духа, приносится всем нам на Таинстве богослужения. Воплощение Божественного Домостроительства, от сотворения мира до второго Пришествия Христа, справедливого Суда и будущих вечных благ, необыкновенным образом представляется на Божественной литургии. Как это происходит, не рассказать и не объяснить человеческим языком. Евангелист Иоанн свидетельствует о следующем: была Великая пятница, около трех. Господь истекал кровью на Кресте. Раздался громкий крик, он «сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» 702 . И наступила суббота, и был великий день (Пасха), Снятие с креста и Погребение. Пришли воины и начали ломать голени двум распятым разбойникам, чтобы быстрее наступила смерть. Затем они подошли к Христу. Полагая, что он уже мертв, не стали ломать Ему голеней: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» – символы двух великих Таинств нашего спасения: Крещения и Божественной Евхаристии – «… да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» 703 О чем нам говорит тот факт, что пресвятые голени и кости Его не были разбиты? Это говорит нам о том, что Тело Господа не подверглось раздроблению, разделению и увечью. Так и теперь святой Хлеб, Тело Господне, Агнец Божий, не разделяется: «раздробляемый и неразделяемый». Мертвое Тело Господа и во Гробе соединено с Божеством и не знает распада и тлена после Его смерти как человека. Поэтому Тело Господа неделимо ни на Кресте, ни во Гробе, ни в Святой Чаше. Итак, Возношение, как говорят святые отцы, показывает дающую жизнь Жертву Господа, а раздробление Хлеба – Заклание Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010