В кон. окт. 1885 г. М. д. В. в сопровождении отца направился в Рим. Для испан. посла визит носил частный характер, но папа Римский Лев XIII (1878-1903) распорядился пригласить его с сыном на неофиц. встречу. В конце аудиенции понтифик поинтересовался жизненными планами М. д. В. и, узнав, что тот приехал для зачисления в Шотландскую коллегию, пожелал, чтобы молодой семинарист продолжил учебу в Папской академии церковной знати, готовящей кадры для церковной дипломатии и служения в Римской курии. Начав учебу в академии в 1885 г., М. д. В. прошел там обязательный 4-летний (богословский) и дополнительный 2-летний курсы. Одновременно он посещал занятия в папском Григорианском университете , где защитил диссертацию и в 1886 г. получил степень д-ра философии. В июне 1887 г. папа Лев XIII назначил его секретарем архиеп. Ф. Л. Руффо-Шиллы, офиц. папского представителя на торжествах в честь 50-летия правления англ. кор. Виктории. В связи с этим назначением 8 июня 1887 г. М. д. В. был возведен в достоинство сверхштатного папского камергера и, не имея даже чина субдиакона, получил право на титулование монсеньером. 29 сент. 1887 г. в кафедральном соборе св. Вита в Праге он был посвящен в субдиаконы Пражским архиеп. Ф. фон Шёнборн-Буххайм-Вольфшталем, близким другом его отца (с 1887 отец М. д. В. был послом Испании в Австро-Венгерской империи, куда входила и Чехия). В марте 1888 г. М. д. В. назначен секретарем архиеп. Л. Галимберти, нунция в Австро-Венгрии, во время его офиц. поездки в Германию. По возвращении М. д. В. в Рим состоялось его рукоположение во диакона (27 мая 1888), его совершил генеральный викарий Рима кард. Л. М. Парокки в ц. Сант-Анна-аль-Латерано. 30 дек. 1888 г. тот же кардинал рукоположил М. д. В. во пресвитера. В дек. 1889 г. М. д. В. был отправлен с краткосрочной миссией в Вену ко двору австро-венг. имп. Франца Иосифа I. В следующем году в Григорианском ун-те он защитил 2-ю диссертацию и летом 1890 г. получил степень д-ра богословия. В кон. 1891 г. также в Григорианском ун-те он получил степень лиценциата канонического права.

http://pravenc.ru/text/2563020.html

Все эти оговорки и условия мешали отрегулировать общецерковную пасхалию вплоть до IX века. А в XV веке, после реформы папы Григория XIII, который заменил юлианский стиль — новым, снова возник календарный разрыв (на этот раз между Восточной и Римской Церквами ). Реформа папы была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года (на одни сутки за каждые 128,2 года) и Пасха должна будет со временем переместиться с весны на лето, а потом и па осень. Григорианский же стиль свел отставание до одних суток в 3300 лет. Вопрос о календаре, в сущности, вопрос научный, входящий в компетенцию математиков и астрономов. Как справедливо указывал проф. Д. П. Огицкий, «канонических правил о календаре не существует» (Д. П. Огицкий. Проблема церковного календаря. — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968, с. 111). Поэтому в XX веке большинство православных церквей, хотя и не приняло западной пасхалии, перешло на григорианский стиль (для «непереходящих» праздников). Была предпринята такая попытка и в Русской Православной церкви. Однако патриарх Тихон, пожелавший в 1923 году ввести новый календарь, столкнулся с упорной оппозицией церковных масс и отменил свое решение . Причин оппозиции можно назвать немало: страх перед новшествами, неприязнь к «гражданскому» стилю, бедствия, вызванные «обновленческими» раскольниками, которые перешли на григорианский календарь. Порядок старого церковного года («индикта») казался незыблемым; в крестьянском быту он тесно сросся с приметами того или иного сезона . Многие люди были уверены, что праздник, сдвинутый на 13 дней, — уже не настоящий праздник. Еще до революции, когда вставал вопрос о календаре, ряд ученых и богословов защищали старый стиль, указывая на стройность и законченность структуры «индикта» (см.: А. Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря. — В кн.: Контекст 78. М., 1978, с. 62–135). В наши дни отказ от григорианского стиля мотивируют тем, что он сам нуждается в реформе. Сейчас международная комиссия работает над новым «Всемирным календарем», и только после его введения будет иметь смысл вплотную подойти к пересмотру и унификации календаря церковного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей — как «гражданских», так и религиозных. У каждого из них — своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения и являются поэтому чем-то абстрактным, представляя интерес лишь для исследователей. Для православных же важны прежде всего юлианский календарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их «реформы»: григорианские календарь и пасхалия, а также т. н. «новоюлианский» календарь. 25 декабря, 2010 В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей — как «гражданских», так и религиозных. У каждого из них — своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения и являются поэтому чем-то абстрактным, представляя интерес лишь для исследователей. Для православных же важны прежде всего юлианский календарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их «реформы»: григорианские календарь и пасхалия, а также т. н. «новоюлианский» календарь. Кандидат богословия, священник Владимир Хулап Источник: www.liturgica.ru В настоящее время по оценкам ЮНЕСКО на нашей планете действует около 40 календарей — как «гражданских», так и религиозных. У каждого из них — своя история возникновения и развития, однако большинство не имеют к нам никакого отношения и являются поэтому чем-то абстрактным, представляя интерес лишь для исследователей. Для православных же важны прежде всего юлианский календарь и александрийская пасхалия, а также те модификации, которые возникли в течение последних четырех столетий в результате их «реформы»: григорианские календарь и пасхалия, а также т. н. «новоюлианский» календарь. Практически никто из нас, желая узнать день праздника Пасхи в том или ином году и открывая для этого церковный календарь, не задумывается, откуда появилась эта дата. Наша пасхалия кажется настолько само собой разумеющейся, что мы не задаемся вопросом о том, как она возникла и развивалась. Может показаться, что календарь и пасхалия  — нечто застывшее и неизменное, однако все упомянутые выше системы возникли не сами собой, а в результате изменения предыдущей практики, т. е. реформы. Слово «реформа» имеет в настоящее время ярко выраженный негативный оттенок, однако не поняв, почему эти изменения осуществлялись, мы не сможем понять сущности той календарной и пасхалической практики, хранителями которой являемся. Для лучшего понимания остановимся вначале на реформе календаря, а затем — пасхалии. В заключении мы коснемся некоторых вопросов современности.

http://pravmir.ru/vse-li-ravno-kogda-pra...

В период Контрреформации на основе средневеково-ренессансного К. появляется 2 типа сборников: церковный К. и песенник. Основой церковного К. остаются одноголосные григорианские песнопения, но в него включены и одноголосные песенные сочинения, а в нек-рых случаях - многоголосные композиции. К этой разновидности К. относится, напр., «Cantionale Catholicum: Régi, és uj, deák, és Magyar aítatos egyházi énekek» (Католический Канционал: Старые и новые венгерские благочестивые церковные песнопения), составленный и подготовленный к печати трансильванским францисканцем Яношем Кайони в Чикшомьо (ныне Шумулеу, Румыния) в 1676 г. (переизд.: 1719, 1805-1806, 1921) и содержащий как григорианские песнопения, так и песенные сочинения на венг. языке. В издании есть также разд. «Ad canmores et musicos» (К канторам и музыкантам), где содержатся описание хоральной линейной нотации (см. в ст. Невмы ) и др. сведения из муз. теории. В XVIII в. рукописные церковные К. стали одной из наиболее распространенных литургических книг. Из монашеских орденов особое предпочтение К. отдавали жен. и муж. ветви францисканцев , бернардинцев , цистерцианцев , бенедиктинцев . Рукописные К. XVIII в. (напр., ряд К. мон-ря бенедиктинок в Станёнтках, совр. Величский повят Малопольского воеводства, Польша) содержали как григорианскую монодию, так и многоголосные сочинения. Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Cantionale catholicum. Титульный лист. Сост. Я. Кайони. Чикшомьо, 1676 Григорианское пение было основой католич. К. и в XIX в. Напр., в изданный свящ. Павлом Римским в 1856 г. в Варшаве «Cantionale ecclesiasticum» входят григорианские процессиональные и другие антифоны, гимны, песнопения заупокойных служб, а также популярные песни на польск. языке; в издании приведены сведения о хоральной нотации и особенностях исполнения григорианских песнопений. К. как разновидность литургических книг издавались до Ватиканского II Собора . В Польше в кон. XIX - 1-й пол. XX в. получили распространение издания с названием «Cantionale ecclesiasticum», подготовленные свящ. Яном Седлецким (Краков, 1882, переизд.: 1922, 1925) и свящ. Вацлавом Гебуровским (Познань, 1926; Познань; Варшава; Люблин, 1950; переработанные изд. на польском яз.: Познань, 1952, 1954).

http://pravenc.ru/text/1470305.html

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы). С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение " григорианский календарь точнее юлианского " далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными. Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты. Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных " видов " года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому. Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

http://pravoslavie.ru/414.html

32 Проф. В.В. Болотов свою мысль о прямой связи между празднованием «в месяце новых» и празднованием «не раньше равноденствия» подтверждает ссылкой на одно из мест в творениях Феофила Александрийского, где последний, по выражению Болотова, ex professo рассуждает о соблюдении дня Пасхи (см. Доклад проф. В.В. Болотова ). Нужно, однако, заметить, что в данном месте говорится о Пасхе ветхозаветной. И остается, во всяком случае, совершенно недоказанным, что и в 7-м Апостольском правиле, где говорится о Пасхе христианскои и запрещается праздновать ее «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями», весеннее равноденствие мыслится якобы лишь как conditio sine qua non «месяца новых». Разве не могло весеннее равноденствие получить, например, и символический смысл, имеющий отношение к существу христианской Пасхи, а не остаться лишь простым (да еще случайным и временным) ориентиром для определения времени празднования Пасхи иудейской? 34 Между тем примеров подобного рода можно было бы привести множество Продолжая ряд названных Глубоковским годов, можно отметить следующие годы в ближайшем будущем: 1981 г – григорианская и еврейская Пасха будет в один и тот же день 6 апреля по ст. ст., 1970, 1978 гг. – григорианская Пасха была (будет) значительно раньше Пасхи еврейской. 35 Доклад проф. В.В. Болотова ... Впрочем, это не бесспорно. Ведь «старинное обвинение» имело в виду практику протопасхитов, иногда допускавшую празднование Пасхи до равноденствия. Но григорианская Пасха раньше равноденствия (истинного) никогда не бывает. 36 См. журнал заседания Комиссии... от 20 сентября 1899 г. – С. 18. Такова запись секретаря Комиссии Л.Г. Малиса, но, по всей вероятности, он приводит собственные слова Болотова. 38 Vischer L. La fete commune de la Ressurection du Christ (Циркулярное письмо (с приложениями) Церквам – членам ВСЦ. – Женева) (см. Conceil Oecumen-ique des Eglises, Division des Etudes, Comission de Foi et Constitution FO65: 25(a). – Septembre, 1965). 39 Другая, но по существу тождественная, форма этого предложения такова: праздновать Пасху во второе воскресенье апреля месяца, за исключением того случая, когда воскресенье падает на 1 апреля. В этом случае Пасху следует праздновать в третье воскресенье апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

6 Правомерно говорить о лунном месяце в юлианском календаре с той точки зрения, что календарь уравнен с циклом Калиппа, содержащим ровно 940 лунных месяцев. 7 Сириус-самая яркая звезда неба, находится в созвездии Большого Пса, у египтян называлась Сотис. 8 Гелиакический восход – первое появление звезды в лучах утренней зари (от греческого λιος – Солнце). 9 Как отмечают историки, было множество различных титулов; «Верховный жрец» – один из самых любимых титулов каждого последовательного римского императора, показывающий, что он был главою религии, как и государства, то есть, по сути, являлся первосвященником. 10 Пасхалия у западных христиан на самом деле следит лишь за весенними полнолуниями, но не за ветхозаветными – 14 нисана. 11 Австралийские христиане, живущие в южном полушарии, празднуют сейчас Пасху осенью; Пасха – вселенский праздник. 12 Если католики будут держаться своего календаря, то к 4200 году (приблизительно) календарная разница возрастёт ещё на 17 дней, и опережение их календаря, по сравнению с нами, составит уже 30 (13+17) дней, – величину, сравнимую с лунным месяцем. И тогда Пасха у них будет почти всегда на месяц раньше нашей. А это означает, что общая продолжительность пасхальных годов, например по индиктионам (532 года), сократится на несколько недель. И они будут «не дослуживать» несколько воскресных богослужений, и как бы потеряют их. Это результат того, что католическая Пасхалия основана на тропическом годе, который не отражает полноту космического времени. Григорианский год опережает звёздный на 0,01386 суток, и за 26 352 полных оборотов Солнца по эклиптике (звёздных лет) григорианский календарь будет опережать звёздное время на целый год. (В юлианском летоисчислении разница в один год, по сравнению со звёздным временем набежит за 57429 полных оборотов Солнца по небесной сфере.) 13 В мае 1923 года в Константинополе состоялся Собор православных восточных Церквей, на нём обсуждался вопрос о календаре, и было решено ввести календарь, названный новоюлианским (автор – проф. Белградского университета Милутин Миланкович (1879–1956). В отличие от григорианского, в нём выбрасывается не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет. При этом за високосные принимаются те вековые годы, у которых число сотен при делении на 9 даёт в остатке 2 или 6. Таковыми, в частности, будут следующие: 2000, 2400, 2900, 3300, 3800. Точность такого календаря приближается к тропическому и ошибка в одни сутки накапливается за 43480 лет с. 73]. Следует, однако, отметить, что на практике Церкви Румынии, Греции и Сербии в месяцеслове применяют григорианский календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Восточный папский институт Является центральным учебным заведением Римокатолической Церкви по изучению Восточного христианства. Институт был основан в 1917 г. Папой Бенедиктом XV. Является центральным учебным заведением Римокатолической Церкви по изучению Восточного христианства. Институт был основан в 1917 г. Папой Бенедиктом XV. Папа передал институт Ордену иезуитов в 1922 г., а энцикликой 1928 г. обязал епископов посылать студентов для обучения и подготовки профессоров восточных наук. В этом же году папа Пий XI объединил институт с Григорианумом и Библейским институтом, вместе образовавшими Григорианский консорциум. В 1971 г. был основан факультет восточного канонического права, который  был присоединен к факультету восточных церковных наук. Факультет восточного канонического права играет ключевую роль в формировании кодексов канонического права для восточных церквей. С 1993 г. ректор Восточного института является одновременно и главой Конгрегации восточных церквей. Сегодня им является Игнас Мусса I кардинал Дауд. Институт располагает обширной библиотекой христианской восточной литературы, которая содержит в себе и редкие славянские рукописи. Институт входит в Григорианский консорциум и является Восточным подразделением Григорианского университета (факультеты изучения восточных церквей и восточного канонического права). Адрес: 00185 Roma, Piazza S. Maria Maggiore, 7 (Tel. 06.447.41.70; fax 06.446.55.76); e-mail: vall@pio.urbe.it Сайт: Периодика: http://www.pio.urbe.it/cat2006.htm Календарь мероприятий: http://www.pio.urbe.it/calendario.htm Библиотека: Информация: http://www.pio.urbe.it/informazioni.htm Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/org/259652

Закрыть Григорианский глобализм Вопрос календаря состоит не в том, когда мы будем отмечать религиозные праздники, а в том: с кем 28.01.2019 1213 Время на чтение 11 минут В эпоху информатики, технологического прогресса космических масштабов, в мире затянутом сетями компьютерных систем, в пору биотехнологического преобразования природы и людей, программирования человеческого прошлого и будущего, чаяний и памяти - создание громоздкого синкретистского суррогата единой мировой религии является ненужным. Ветхозаветный вавилонский проект становится превзойденным, архитекторов нововавилонского проекта не интересуют религии и языки, современный секуляризм свёл культурные и религиозные различия к форме фольклора и к декорации демократических прав человека и различий между людьми. Новое вавилонское нивелирование не есть формальное смешение языков и народов, а вытирание «старой» и программирование новой памяти, изменение исторической памяти - вытирание старых и загрузка новых исторических «истин», однообразной памяти, вплоть до глобального равенства в «памяти», а на самом деле в забвении. Всё это происходит как будто по словам Оруэлла: «Кто контролирует прошлое, контролирует настоящее, а кто контролирует настоящее, создаёт будущее». Все империи в истории претворяли в жизнь свою историческую политику памяти, а тем самым создавали проекты желательного политического будущего. Папское изменение юлианского и установление нового, математически более «точного», григорианского стиля папой Григорием в XVI веке, является единым примером проекта исторического инженеринга, точнее, архетипом современных систем программирования общественно-политического сознания, управления временем и жизнью человека, памятью и будущим. Папский проект памяти, через изменение юлианского календаря под предлогом якобы более точного расчета времени, и сегодня представляет собой парадигму современных проектов исторического инженеринга и ревизионизма, а именно, современных программ вытирания «старых историй и календарей древних народов и религий, и навязывания «новой», глобальной истории. Как в XVI веке, так и сегодня навязывание григорианского календаря представляет собой средство навязывания папского первенства, папской воли «якоже на небеси и на земли», неприкосновенной земной и духовной власти, то есть, папизма как идеологической парадигмы «великого брата» однополярного евроцентричного мира.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010