В то же время, вскоре после своего избрания, митр. Хризостом писал главе Высшего Русского Церковного Управления за границей митр. Антонию (Храповицкому) в ответ на воззвание ВРЦУ против чинимых над Патриархом Московским и всея России Тихоном насилий: «...Эти гонения напоминают нам эпоху первых христианских времен и в то же время непоколебимую веру и горячую любовь ко Христу гонимых христиан. Осуждаем безоговорочно тех русских архиереев и иереев, которые, повинуясь больше человекам, нежели Богу, создали так называемую " Живую церковь " , плод и последствие которой Московский лжесобор, и считаем необходимым объявить Вашему Высокопреосвященству, что Православная Церковь богохранимого Греческого королевства не может иметь никакого общения с лжесобором, именуемым себя " Живой церковью " ...». [xv] 26 сентября 1923 г. в Греции произошел новый военный переворот, и на следующее утро король Георг II отрекся от престола. В декабре того же года был созван Собор Элладской Церкви под председательством митр. Хризостома, который изменил ее устройство, приняв основной закон (устав) автокефальной Церкви Эллады. С этих пор Церковь возглавил не Синод из нескольких постоянных членов, подвластный государственной власти, а автономный от нее Архиерейский Собор под председательством Афинского архиерея с новым титулом «архиепископ Афинский и всей Эллады» (прежний титул экзарха с канонической точки зрения не подходил предстоятелю афтокефальной Церкви). [xvi] Согласно новому уставу Архиерейский Собор должен был собираться ежегодно 1 октября или когда того потребуют экстренные обстоятельства, а в период между заседаниями решения текущих дел предоставлялись более многочисленному чем раньше Священному Синоду (в работе которого периодически стали участвовать все иерархи) под председательством архиепископа Афинского. Кроме того, митрополиты должны были уходить на пенсию в возрасте 65 лет. 14 декабря 1923 г. особым актом греческое правительство утвердило этот закон. [xvii] Под руководством Владыки Хризостома Элладская Церковь (решением Синода от 27 декабря 1923 г.) приняла календарную реформу Константинопольского Патриарха Мелетия IV, согласно которой с 23 марта 1924 г. перешла на новоюлианский стиль: праздники Пасхального цикла отмечались по старому юлианскому календарю, а неподвижные праздники — по григорианскому. Не подчинившимся архиеп. Хризостом грозил отлучением, обвиняя их в расколе. По некоторым сведениям архиепископ впоследствии раскаялся в своей деятельности и в беседе со старцем Филофеем (Зервакосом) сказал: «Напрасно я сделал это. О. если бы я только этого не совершал! Этот проклятый Мелетий держал меня за горло!». [xviii] 25 марта 1924 г. праздник Благовещения был впервые отпразднован архиеп. Хризостомом по новому стилю, и в этот же день революционное правительство без референдума упразднило греческую монархию.

http://bogoslov.ru/article/1029958

- Пожалуй, ты прав. Я теперь тоже озадачился. Да, вполне может быть, что он тайный архиерей. Тогда… тогда он мне самое главное подсказал: как только примиришься, так и молитва пойдёт. Точно, это он главное. Катись-ка ты спать. - Аминь глаголешь. Что такое в первый раз прикоснуться, приложиться к престолу? «Исаие ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Его же величающе…» – то же песнопение в таинстве венчания брака, ведь в таинстве хиротонии священник венчается с паствой. Приход – «чертог брачный», прихожане – «сыны чертога». «Аз, многогрешный Дмитрий, призываемый ныне к служению диаконскому, обещаю и клянусь пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием, что при помощи Божией всемерно буду стараться проходить своё служение во всём согласно слову Божию, правилам церковным...». Стихарь – образ чистой души. «Одежды брачные». «…Учение веры содержать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец, заблудших вразумлять …». Орарь – благодать Божия таинства священства. Аксиос! «…В молитвенное и каноническое общение с лицами, не принадлежащими к Православной Церкви или находящимися в расколе, не входить. Ни в каких политических партиях, движениях участия не принимать…», Поручи – узы Спасителя. Аксиос! «…целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». Рипида – участие ангелов в ритуале. Аксиос! А каково прочитать впервые Ектенью? Для сынов чертога. Что же тогда происходило с кафедральным городом, когда в тысяче девятьсот двадцать седьмом году одновременно четыре архиерея титуловали себя «томскими»? Кто венчаный, кто обручённый, а кто совратитель или насильник? Тихоновский, григорианский, живоцерковный, катакомбный – за каждым клирики, за кем больше, за кем почти никого… «всякое царство раздельшееся на ся запустеет, и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет». И через десять лет совращённый город, разорванный сводящей с ума свободой на враждующие, анафематствующие приходы, в тридцать седьмом остался вдовым – ни одного священника. Ни одной литургии. Ни одного храма…. Плоды свободы: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы». На своей последней проповеди перед арестом отец Илья, и так-то не вдохновенный оратор, вдруг сбился с темы, прошептпв: «Держитесь Православия! В каждом раскольнике сидит бес блудный, хоть тот в пустыне сорок лет проведи, а, всё равно, как только выйдет на люди такой вроде «праведник», так смотри: враг из него вылезет сектантством и ересью. Раскольник – блудник в духе».

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/13/...

В апреле 1926 г. митрополит Агафангел, наконец, был извлечен из сибирской ссылки, но после пересечения Уральского хребта был задержан в пермской тюрьме, куда к нему для переговоров не поленился приехать Тучков. О том, как происходили эти переговоры, повествуется в так называемом «Интервью с митрополитом Агафангелом», записанном в 1926 г. посланным к Ярославскому митрополиту православными епископами Украины священником Николаем Пискановским (его имя устанавливается из секретной сводки ГПУ УССР и из показаний Г. А. Косткевича 926 ). В этом «Интервью» от лица митрополита Агафангела говорится: «Я с ним (Тучковым – свящ. А. М.) говорил откровенно прямо. Он между прочим сказал мне, что в первый раз встречает епископа, который говорит прямо. Другие хитрят, уклоняются и не хотят говорить. А я ведь самый лояльнейший по отношению к власти. При обсуждении послания первым вопросом было восстановление Патриаршего Синода 1917–18 гг. “Это для меня новое, – говорит Т[учков]. – Этого никто не предлагал " ». Тучков, если в «Интервью» точно воспроизведены его слова, по своему обыкновению лгал: незадолго до того Патриарший Синод, правда, не совсем образца 1917 г. предлагал митрополит Сергий, и митрополит Петр, как выше было показано, поддерживал это предложение. Вопрос о Синоде, можно сказать, висел в воздухе. «Я, – говорилось далее в “Интервью» от имени митрополита Агафангела, – указал прежний состав синода и назвал первым митр[ополита] Арсения». Его же, можно заметить, месяцем-двумя ранее предлагали включить в Синод митрополиты Петр и Сергий. «“Приемлемо», – сказал Т[учков]. – Второго – м[итрополита] Михаила». Против Экзарха Украины митрополиты Петр и Сергий тоже ничего иметь не могли. Первый указал его в декабре 1925 г. одним из кандидатов в свои заместители, второй затем вошел с ним в союз в борьбе с лубенско-григорианскими раскольниками. «“И это можно», – ответил Т[учков]. – Третьего – м[итрополита] Сергия. – “Согласен», – был ответ Т[учкова]. Остальные члены Синода: Антоний Храповицкий , Евлогий и другие эмигрировали за границу, но мы с ними считаться не будем. Есть еще кандидаты – м[итрополит] Кирилл. Т[учков] на это пожал плечами и не ответил ничего. Константин Могилевский, но он в расколе ВВЦС. Больше кадровых нет, и остальной состав добавим из округов, которые были распределены в 1917 г. по 10–17 епарх[ий] согласно положению Собора 1917 г. Правда, у меня еще списков нет, и я не знаю теперь новых епископов. [...] После этого будет собран Собор» 927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Общее число григорьевских приходов по стране составляло, согласно оценкам исследователей, всего лишь около 5% от числа приходов Патриаршей Церкви, при этом подчинявшийся ВВЦС епископат уступал по численности епархиальным архиереям, признававшим главенство митр. Сергия, только в три раза (на начало 1929). Такое соотношение иерархов и прихожан придавало расколу «архиерейский» характер. При значительном епископате григорьевские приходы существовали только в отдельных городах и районах в центральной и южной части европейской территории РСФСР, на Урале и в Западной Сибири. Раскол также проник на Украину ( Днепропетровская епархия ) и на Дальний Восток ( Владивостокская епархия ). Большинство григорьевских епархий не превышали по числу приходов размеров обычного благочиния или носили номинальный характер. Реальное значение раскол приобрел лишь в епархиях, которыми руководили влиятельные григорьевские епископы. В наибольшей степени раскол проявился на Среднем Урале, в Среднем Поволжье, в Западной Сибири и в Подонье. В Ульяновской епархии григорианство поддерживало около половины приходов и большинство монашества; больше половины приходов приняли сторону григорьевцев в Томской и Донской епархиях; в Свердловске за архиеп. Григорием пошла большая часть православных общин. Упадок и окончание раскола Усиление с конца 1920-х годов в СССР антирелигиозной борьбы затронуло и григорианство. В начале 1930-х гг. скончались носившие в расколе звание митрополитов Димитрий (Беликов) , Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский) ; принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов) . Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки государственных властей, раскол быстро пришел в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 года, незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана митрополита Виссариона (Зорнина) ; доклад, однако, не был оглашен. В 1933 году Виссарион (Зорнин) был отстранен от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а архиепископ Петр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 году. Многие григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

«Митрополит Сергий Страгородский – законный каноничный Заместитель Патриаршего Место- блюстителя» (Вятка) Две записки о «григорианском расколе» (ВВЦС). Автор неизвестен Послание епископа Воткинского Виктора [Островидова] Письмо «духовного старца» о. Всеволода о нестроениях в Церкви, вызванных «иосифлянской оппозицией» Письмо митрополита Казанского Кирилла [Смирнова] по поводу церковных нестроений, вызванных Декларацией Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. Письмо находящегося в заключении архиепископа бывшего Верейского Илариона [Троицкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с суждением о Временном Патриаршем Священном Синоде, учреждённом при Заместителе Первое письмо митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа) Письмо протоиерея Иоанна Андреевского из ссылки в Средней Азии по поводу письма архиепископа Петра [Зверева] от 3(16) июля 1928 г. 1864. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного Патриаршего Священного Синода об отношении к священнодействиям, совершенным «раскольничьим клиром» Первое письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] (Исход. 3193) Второе письмо («Отзыв») митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому]. Енисейск Разбор митрополитом Литовским и Виленским Елевферием [Богоявленским] постановления группы ярославских иерархов об отложении от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Казанскому и Свияжскому Кириллу [Смирнову] Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским] и его Синодом Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в СССР Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием [Страгородским], данное корреспондентам иностранной печати в Москве 525.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Наконец, они постановлением от сентября 1934 г. обвинили Церковь в расколе с элементами ереси, в результате чего святотатственно переосвящали храмы, перерукополагали клириков, уничтожали Св. Таины и миро, имевшиеся в храмах. Действуя разрушительно, обновленчество готовило путь и к собственному разрушению через созданных им же самим могильщиков, в лице введенских, платоновых и др., которые не занимались исканиями утраченных идей, а планомерно провожали в могилу убогое создание злой воли. По-видимому, для случайных и непрочных явлений истории существует закон неизбежности их гибели. Они в самих себе несут начала разрушения, и, чтобы исчезнуть в апофеозе разрушения, история отдаёт самим «мертвым погребать своих мертвецов». Введенские для того живут и действуют, чтобы сеять зло, видеть его губительные плоды и идти навстречу неизбежному самоуничтожению. Подобно одной из древних ересей или схизм, обновленчество ушло в небытие. «Рассею их и изглажу из среды людей память о них» ( Втор. 32:26 ), – говорит слово Божие. Никто не интересуется его историей, или вспоминают о нём недобрым словом. Как-то, ещё в 1959 году, когда была закончена эта работа, автор поделился своими планами с Высокопреосвященным Питиримом, ныне Ленинградским митрополитом. Владыка Питирим сказал: «Да кто теперь интересуется обновленчеством, кому оно интересно». Приговор безразличия суровее приговора реального наказания, он, конечно, справедлив, и наше горячее желание, чтобы он послужил полезным уроком для всего православного сознания и чтобы каждый священник и мирянин помнил о нём, как о тяжкой болезни, которая могла привести к ещё большим осложнениям. Господь хранил Свою Церковь по Своему неложному обещанию: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, что бы освятить её... банею водною посредством слова» ( Ефес. 5:25–26 ), и вышла Церковь очищенная от раздиравших её раскольничьих течений (обновленческого, возрожденческого, григорианского, иосифлянского, самосвятского и лубенского) и снова, как феникс из огня, стала славною и чистою.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

4 декабря 1943 года к Православной Церкви был присоединен бывший обновленческий «Первоиерарх» Виталий (Введенский), получивший назначение на Тульскую кафедру. Обновленческого архиепископа Звенигородского Андрея (Расторгуева), по принесении покаяния, воссоединили в сане протоиерея, который он имел до отпадения в раскол, и назначили настоятелем московского храма Воскресения в Сокольниках. Обновленческий епископ Сергий (Ларин) был воссоединен простым мирянином, но вскоре после этого получил уже православное по ставление во епископа. К 1944 году в обновленчестве оставалось дишь несколько честолюбцев - пастырей, покинутых своим образумившимся стадом. Не принес покаяния перед Матерью Церковью Александр Введенский. В письме епископу Александру (Толстопятову), написанном за несколько дней до кончины, 20 апреля 1944 года, Патриарх Сергий писал: «А.И.Введенский, по-видимому, собирался совершить нечто грандиозное, или, по крайней мере, громкое. Прислал мне приветственную телеграмму: «Друг Друга обымем!» Меня называет представителем религиозного большинства в нашем Православии, а себя - представителем меньшинства. А закончил какой-то арлекинадой, подписался Первоиерархом, доктором богословия и доктором философии. Я ответил: «Введенскому А.И. Воистину Христос Воскрес! П.С.» А.И.Введенский умер в расколе с Церковью 26 июля 1946 года от паралича. С Православной Церковью воссоединяются и немногочисленные священнослужители из григорианского раскола. Григорианский епископ Фотий (Тапиро) принес покаяние еще до избрания Патриарха, 12 июля 1943 года, и был поставлен после этого на Краснодарскую кафедру. 14 мая 1944 года Патриарх Сергий совершил в Ризоположенском , храме хиротонию во епископа Можайского архимандрита Макария (Даева). Вечером он обсуждал с управляющим делами Патриархии протоиереем Н.Ф.Колчицким вопросы, связанные с предстоящим заседанием Синода. Святейший проснулся 15 мая в 6 часов. Но когда в 6 часов 50 минут его келейник архимандрит Иоанн (Разумов, впоследствии митрополит) вошел в спальню, он застал Святейшего бездыханным. Врач определил смерть от кровоизлияния в мозг.

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Иосифлянские священнослужители в отличие от обновленческого и григорианского духовенства отделялись от митр. Сергия, как правило, не из-за корыстных побуждений, а из-за так или иначе понятых идейных принципов. Среди иереев-иосифлян было много людей, отличавшихся нравственной чистотой, много было монахов. Еп. Мануил (Лемешевский), сторонник митр. Сергия, во время проповеди 29 апр. 1928 г. в ленинградском Троицком соборе сказал, что «отпали, откололись наилучшие пастыри, которые своей непорочностью в борьбе с обновленчеством стояли много выше других». По внутреннему составу И. не было однородным из-за различия взглядов иосифлян в церковных вопросах, прежде всего - по отношению к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и возглавляемой им Церкви. Часть иосифлян видела в митр. Сергии иерарха, превысившего свои полномочия и по этой причине действовавшего неправильно. Представителями умеренного И. руководили митр. Иосиф, еп. Сергий (Дружинин), прот. В. Верюжский. Др. часть иосифлян считала митр. Сергия отступником от Православия, врагом Церкви, общение с к-рым принципиально невозможно. Они были готовы порвать даже с Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром (Полянским), если тот не будет разделять их взгляды, «признает законным послание митр. Сергия и вступит с ним в молитвенное общение». Они готовы были прервать «молитвенное общение с митр. Петром и священниками, возносящими его имя». Жесткую позицию, доходившую до отрицания таинств признающего митр. Сергия духовенства, занимали еп. Димитрий (Любимов; в янв. 1929 возведен митр. Иосифом в сан архиепископа), прот. Феодор Андреев, свящ. Николай Прозоров и Михаил Новосёлов. Во многом как ответ на агитацию крайних иосифлян последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Свящ. Синода от 6 авг. 1929 г., в к-ром объявлялось: «Таинства, совершенные в отделении от единства церковного... последователями бывш. Ленинградского митр. Иосифа (Петровых), бывш. Гдовского епископа Димитрия (Любимова), бывш. Уразовского епископа Алексия (Буй), как тоже находящихся в состоянии запрещения, также недействительны, и обращающихся из этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания».

http://pravenc.ru/text/673719.html

16.12.2014. Прямой эфир. Протоиерей Андрей Ткачёв. 26.12.2014 09:44:51 Протоиерей Андрей Ткачев       Добрый вечер, друзья мои. С вами протоиерей Андрей Ткачёв. Наша встреча посвящена пророку Божию Софонии и его книге.        Память пророка Божьего Софонии празднуется 16-го декабря по григорианскому календарю. Существует правило, что если в литургическом календаре присутствует день памяти святого - автора книги, вошедшей в Библейский канон - допустим, Иов, или Павел, или Моисей, или Давид, или Софония -  то почтить этого священного писателя  лучше всего участием  в Литургии, а также чтением книги, написанной им или записанной с его слов. Таким образом, мы соединяемся с духом этого человека и открываем для себя слова Божии, которые были сказаны через него. Люди Божии, это некие ретрансляторы, если говорить современным языком, они принимают и передают внушения Господни. Софония - один из них. Он - один из малых пророков. Мы приближаемся к Рождеству. Уже была память пророка Аввакума, потом будет Захария, Аггей и т. д. И вот Софония. Его место здесь. Лишний раз я хотел бы подчеркнуть своё всегдашнее желание, обращённый к людям призыв, чтобы мы читали Священное Писание. Потому что оно есть Сила Божия ко спасению всякому верующему.        Итак, мы читаем книгу пророка Софонии, в которой всего лишь три главы. Этот пророк Божий (еврейское произношение его имени звучит как Цфания), современник пророка Иеремии. Он жил в вавилонскую эпоху, когда главным врагом Израиля был Вавилон. В эту эпоху и было пленение. Мы будем читать не все подряд, плотным текстом, а по стихам, и не все стихи; некоторые стихи я буду подвергать остановке, чтобы мы полюбили Писание и почувствовали его вкус.        Итак, первая глава. Начинается книга пророка Софонии словами: «Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского». Перечисляются четыре человека в роду Софонии. Т.е. напоминаются отец, дед, прадед и прапрадед. Таким надписанием характеризуются далеко не все книги Священного Писания.

http://radonezh.ru/analytics/16-12-2014-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010