В настоящее время Пасха, определяемая по Александрийской пасхалии, не имеет уже (в силу её мнемоничности) никакого отношения не только к весеннему равноденствию, но и к следующему за ним полнолунию. Так, в 2022 г. первое полнолуние, следующее за 21 марта юлианского календаря, имело место в субботу 3 апреля. Но Пасху Церкви, руководствующиеся Александрийской пасхалией, праздновали не 4 апреля юлианского календаря, а на неделю позже – 11 апреля. Григорианский и новоюлианский календари К чести Юлия Цезаря и Созигена (греческого астронома, который по существу и изобрёл юлианский календарь) надо сказать, что неточность этого календаря, связанная с его мнемоничностью, обнаружилась очень нескоро. И только в 1582 г. римский папа Григорий XIII решил юлианский календарь реформировать. Однако так же, как и его предшественники, он не понимал, что неточность календаря укоренена в иррациональности отношений основных космических процессов и может быть преодолена лишь путём отказа от самой идеи мнемоничности и перехода к немнемоническому календарю, основанному на некоей исходной дате и постоянных астрономических наблюдениях. В 1582 г. момент весеннего равноденствия приходился уже не на 21 марта, а на 11 марта юлианского календаря. И папа Григорий XIII передвинул весь календарь на 10 дней вперёд, сказав, что сегодня у нас не 11 марта, а 21-е, т. е. что с 21 марта 325 г. прошло не 1256 лет и 355 дней, как получалось по юлианскому календарю, а 1257 лет ровно. Но вот дальнейшее определение дат – перспективное – он задал не с помощью обращения к той же исходной дате (21 марта 325 г.), а с помощью, опять же, мнемонического правила определения високосных годов, лишь несколько модифицировав его по сравнению с правилом юлианского календаря. В юлианском календаре високосными считаются все годы, номера которых делятся на 4. В григорианском же календаре год не считается високосным, если его номер кончается на два нуля, но не делится на 400. Например, 1900-й год по юлианскому календарю был високосным, а по григорианскому календарю – не високосным. Таким образом, между юлианским и григорианским календарями накапливается разница в три дня за каждые 400 лет. С 1582 г. до настоящего времени накопилось три таких дня: в 1700, 1800 и 1900 годах. А если учесть, что при самом введении своего календаря папа Григорий XIII сдвинул его на 10 дней по сравнению с юлианским, то как раз и получается, что сейчас разница между юлианским и григорианским календарями составляет 13 дней.

http://bogoslov.ru/article/6174863

А именно, якобы более точный расчёт времени есть предлог, тогда как целью римско-католической реформы календаря является установление глобального григорианского «исчисления» истории, а не только времени. Сегодня бы мы сказали, массово-информационной монополии планетарных масштабов, навязывание глобальной политики памяти, загрузка прошлого, а тем самым и контроль над настоящим и над созданием будущего. Вопрос изменения календаря состоит в том, перейдем ли мы на чужой, а не на более точный календарь, откажемся ли мы от православной и воспримем ли «новую» историческую «истину», иные религиозные и политические авторитеты истории, а тем самым и будущего? Вопрос календаря состоит в том, с кем, а не когда мы будем отмечать религиозные праздники. Сохранение порядка юлианского календаря - это вопрос истории, но и вопрос соборности Церкви, а также национальной и культурной политики народа и государства, а лишь на последнем месте вопрос точного считывания времени. Соблюдение определённого календарного канона обществом и государством формирует культурно-религиозное сознание, природу и политику памяти, а тем самым и исторического опыта и политического предусмотрения, тогда как перерывание культуры календарной преемственности обозначает и перерывание совокупной культурно-религиозной преемественности и преданием какого-либо народа и религии, из-за чего народ и общество теряют ориентир в пространстве и времени, истории и будущем. Пропаганда нового календарного стиля Современная пропаганда глобалной унификации календаря потворствует низменным вожделениям человека: указывает на законы природы, прогресса, потребительского общества, волю большинства, «всего мира», иноверных, неверующих, а на первом месте религиозно безразличных. Пропаганда «новокалендарства» сводит вопрос церковного календаря ко второстепенному политическому вопросу, с богословско-исторического ниспадает на уровень научного договора и политического решения, а также общественного мнения. Сегодняшняя пропаганда «новокалендарства» среди православных не имеет признака прозелитской пропаганды, навязывания чужих религиозных и исторических «истин», а принципа прагматизма, потребительского выбора более экономичной религиозности, своеобразного экономического экуменизма.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/29/...

В циркуляре генерального уполномоченного по использованию рабочей силы от 30 декабря 1942 г. говорилось, что для повышения удовлетворения от работы у восточных рабочих, как и ввиду ожидаемых благоприятных пропагандистских последствий при дальнейшем наборе рабочих, желательно, чтобы предприятия предоставили остарбайтерам 7 и 14 января (Рождество и Новый год по «русскому календарю») свободное время после обеда. Генеральный уполномоченный также писал о возможности устройства в эти дни богослужений при соблюдении общих определений рейхсфюрера СС и шефа германской полиции, то есть без привлечения православных священников извне 615 . Этот циркуляр оказал лишь частичное воздействие. В сообщении ведомства шефа полиции безопасности и СД от 28 января 1943 г. отмечалось, что впервые почти во всех лагерях восточных рабочих были проведены праздничные вечера 24 декабря – в Рождество по григорианскому календарю, но лишь некоторые руководители производств дали возможность отпраздновать Рождество 7 января, большинство из них оказалось против этого. Ничего в сообщении не говорилось и о проведении православных богослужений 616 . Еще больше внимания генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы в своем циркуляре от 16 апреля уделил устройству «русской Пасхи», которая совпадала в 1943 г. с «немецкой Пасхой»: «Всячески содействовать проведению лагерного праздника своими силами. При этом речь идет главным образом о пении, танцах, музыке, спорте и др. мероприятиях». В документе заметно явное стремление отодвинуть религиозную сущность праздника на задний план. Но позволялось на прежних основаниях устраивать в лагерях богослужения, «насколько такое желание будет выражено восточными рабочими и для этого имеются возможности. При этом необходимо извещать соответствующие органы государственной полиции» 617 . Затянувшаяся война и все большее увеличение роли, которую играло в германской экономике использование труда иностранных рабочих, заставляли идти на дальнейшие уступки. По предложению министра пропаганды Геббельса 15 апреля 1943 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Н. 23 января 2016, 13:05 К сожалению, никто не говорит о конкретных событиях внутри самой России. Например, о совершенно, на мой взгляд, абсурдном ограничении госзакупок жизненно необходимых импортных лекарств, без которых многие тяжелобольные могут просто не выжить. Лариса Воронина 18 января 2016, 12:25 Александр30 декабря 2015, 22:00 /Для Православных Христиан Новолетие 1 сентября по юлианскому календарю!.. В ночь с 31 декабря на 01 января по григорианскому календарю православные христиане забывают Храм и не молятся, а занимаются гозлогласованием и чревоугодием. 31.01.2015 нужно лечь спать до 12 ночи, а 01.01.2016 идти на утреннюю службу./Если новолетие 01.09, тогда чем такие особенные дни 31.12 и 01.01? Мы не ходим в храм ежедневно, тогда почему именно в эти сутки надо непременно идти, не до не после? Если Новый год для вас употребим только в переносном смысле и в кавычках, то к чему столько внимания? И с " козлогласованием " вопрос не ясен: почему вы решили, что все православные христиане как один в Новый год поют нестройно? Может быть стройно и красиво. Может вообще не поют. И про чревоугодие отмечу: да, как не позвоню непостящимся, первая фраза " ой, как мы обожрались " (дословная цитата). А вот постящиеся напротив, бодры и легки! Так что не сгущайте краски, пусть люди отдыхают, жизнь итак не простая, а осознание преимуществ поста (экономических, физических и духовных) со временем придёт. Lyudmila Toll 31 декабря 2015, 04:06 Низко кланяюсь святым отцам очень уважаю ваше мнение все истинно ведь вашими устами САМ Господь говорит Алилуйя Мария 31 декабря 2015, 02:01 Так было бы здорово если прот. Олег Стеняев прочел бы в семинарии лекцию! Во время просветительских курсов или отдельную (например, о мытарствах). :-) АлександрГ. 30 декабря 2015, 22:09 Angel Denis30 декабря 2015, 13:00 " NAROD BEDNEET V ROSII A OLIGARXI ZDOROVEJUT " . Можно подумать, что где-то все происходит ровно наоборот. Так, что спасибо конечно за заботу, но в этом " счастье " , мы не одиноки.

http://pravoslavie.ru/89274.html

Трудами сего Собора явились: Соборный том, изобличающий неправоту и неприемлемость для Православной Церкви римского календаря, и Каноническое Соборное Постановление – Сигиллион, от 20 ноября 1583 г. В этом Сигиллионе все три упомянутые Патриарха со своими Синодами призывают Православных твердо и неуклонно, даже до пролития своей крови, держаться Православного месяцеслова и Юлианской Пасхалии, угрожая нарушителям сего анафемою, отлучением от Церкви Христовой и собрания верных. О таковом решении Константинопольского Собора было сообщено вселенским посланием всем Восточным Церквам, Митрополиту Московскому Дионисию, Церкви Ионийских островов, знаменитому поборнику Православия в Западной Европе князю Константину Острожскому, Венецианскому Дожу Н. Доконте и папе Григорию 13-му, – главному виновнику церковной смуты и соблазна. В то время Александрийский Патриарх Сильвестр/1566–1590/в окружном послании Православным Христианам Западной Европы говорит: «Последуя Отцам и Вождям нашим восточным и западным, по справделивости предпочтем древнее новому, ибо суждено однажды Церковию Православною никакого вообще новшества не принимати и ни от чего древнего не отступати». В течение последующих трех веков: 17, 18 и 19 целый ряд Вселенских Патриархов решительно высказывались против григорианского календаря и, оценивая его в духе соборного постановления Патриарха Иеремии 2-го, увещевали Православным избегать его. Так, нижеследующие Патриархи: Кирилл 1, занимавший вселенский престол шесть раз и приявший от иезуитов в 1639 г. страдальческую кончину; Парфений 1, в 1639–1644 гг.; Калиник 2-ой: 1688–1693, 1694–1702; Паисий 2-ой: 1726–1733; Кирилл 5-ый: 1748–1757 гг.; Агафангел: 1826–1830 ягг.; Григорий 6-ой: 1835–1840, 1867–1871 гг.; и Анфим 6-ой: 1845–1848, 1835–1855 гг., – порицали римское счисление, как враждебное Православному Востоку, расценивая это новшество в духе Патриарха Иеремии 2-го. Так, например, Патриарх Калиник 2-ой совместно с Антиохийским Патриархом Афанасием/1686–1728/разъясняли Антиохийской пастве, что празднование Пасхи одновременно с латинянами есть отречение от установления Православной Церкви о постах и применение уставов церкви римской, – есть измена Православию и отступление от святоотеческих заветов, гибельное для чад Православной Церкви. Поэтмоу всякий истинный христианин должен быть тверд в установлениях Православной Церкви и обязан праздновать Пасху и соединенные с нею праздничные дни и церковные времена применительно к практике Православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Против всего вышеизложенного может быть выдвинуто только одно, последнее возражение неканонического характера: христианская Пасха (вслед за Пасхой иудейской) всегда была весенним праздником, поскольку все связанные с ней евангельские события происходили именно в это время года, а потому неправомочно допускать ее передвижение по сезонам. Но на это можно возразить следующее: да согласно евангельской истории события, связанные с новозаветной Пасхой, действительно падали на время середины первого весеннего месяца нисана, и никак не ранее весеннего равноденствия. О чем может свидетельствовать этот факт? Только о том, что та дата, которая в Палестине и в Северном полушарии вообще является датой весеннего равноденствия, для Южного полушария получает значение равноденствия осеннего. Иными словами, точки равноденствия и солнцестояния обоих полушарий находятся по отношению друг к другу как бы в зеркальном соответствии. Поэтому, если, например, в Англии праздник Пасхи традиционно отмечается весною, то в Австралии он приходится на осень. Эта же «сезонная зеркальность» относится и ко всем непереходящим праздникам. Эту особенность справедливо отметил в своей специальной работе о календаре H.H. Глубоковский: «Иногда указывают, что при постоянном запаздывании юлианских лет через некоторое время весеннее равноденствие (т.е. фактическое астрономическое равноденствие. — А. 3.) но старому стилю будет приходить весьма рано — даже в декабре. Но это означает то, что здесь астрономия не играет существенной роли, ибо и теперь этот астрономический термин бывает в разные времена года в разных полушариях и широтах земного шара». Таким образом, если дата новозаветной Пасхи, которая для христиан есть праздник вселенского, а не местного значения, не может падать на весну одновременно в обоих полушариях земли, то абсолютизация Пасхи, как исключительно весеннего праздника, по-видимому, не имеет под собой никакого реального смысла. Собственно говоря, отправная точка григорианской реформы как раз заключалась именно в этой «абсолютизации», в том, чтобы закрепить за Пасхой навсегда значение весеннего праздника, каких бы жертв ни стоило «закрепление» с точки зрения календарно-астрономического и хронологического счисления времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глаголев считал, что большая астрономическая точность григорианского календаря не искупает его исторической порочности, связанной с наличием «несуществующих дней». Однако православная пасхалия «разошлась с небом и нуждается в исправлении». Канонически такое исправление возможно. Правила предписывают праздновать Пасху независимо от иудеев, а вовсе не обязательно после них – странно было бы для Церкви ставить себя в какую-либо зависимость от иудейской практики. Вместе с тем решение подобных вопросов требует действий, совместных со всеми Православными Церквами и не может быть осуществлено немедленно. Отношение прочих автокефальных Церквей к вопросу календарной реформе подробно осветил в своем докладе проф. Соколов. Он призывал к сугубой осторожности: Реформа неизбежно должна коснуться вековых традиций православной Церкви относительно времени празднования Пасхи Христовой и соединенных с нею других праздников и церковных времен. Реформа (...) может вызвать в народе тревожную смуту с оттенком церковно-религиозного разномыслия и подать повод к неблагоприятному для Церкви схизматическому движению 921 . Григорианский календарь, как папское новшество, уже в 1583 г. был соборно осужден патриархами Константинопольским и Александрийским. Подобные оценки многократно повторялись на греческом Востоке и в последующие века. Вопрос о календарной реформе вновь обсуждался многими Поместными Церквами в 1902 году по инициативе патриарха Константинопольского Иоакима III; при этом выяснилось более или менее негативное отношение Церквей к перемене календаря, что и было отмечено в окружном послании Иоакима III от 12 мая 1904 г. Вместе с тем, проблема несовершенства юлианского календаря все же существует. Однако ее разрешение во многом зависит от характера взаимоотношений между православным Востоком и инославным Западом в целом; при сохранении существующего положения Соколов считал календарную реформу делом «почти безнадежным». Во всяком случае, окончательное решение вопроса может произойти «только по общему церковному суду».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1899-1900 гг. при Русском астрономическом об-ве работала особая комиссия по вопросу о реформе К. в России, в состав к-рой входили представители мн. научных учреждений, ведомств и мин-в. Основными причинами создания комиссии были приближение «круглого» 1900 г. и связанное с ним увеличение разницы между юлианским и григорианским К. еще на один день, появление большого количества различных предложений реформы К. и вызванный ими резонанс в обществе. Задача комиссии, в работе к-рой принимал участие Д. И. Менделеев, заключалась в подготовке реформы юлианского К. с учетом материалов заседаний комиссии при Императорской АН 1830 г. Комиссия рассматривала оригинальное решение календарной проблемы, к-рое предложил А. А. Сапожников, считавший необходимым созвать всемирный съезд богословов, к-рый должен решить все спорные вопросы в пользу григорианского К. или одной из систем, предложенных учеными. Такое решение способствовало бы принятию единой календарной системы во всем христ. мире ( Сапожников А. А. О преобразовании календаря. СПб., 1899). Однако комиссия сосредоточилась на обсуждении второстепенных вопросов, таких как замена языческих названий месяцев христианскими (Постановления комиссии по вопросу о реформе календаря в России/Русское астрономическое общество. СПб., 1900). Изменить предлагалось названия месяцев с января по июнь, исходя из того что они языческие и в реформированном К. неуместны. Так, было предложено заменить название месяца «март», посвященного богу войны у древних римлян, наименованием «мир» ( Наёк. 2009). Обложка старообрядческого календаря. 1915 г. Обложка старообрядческого календаря. 1915 г. Комиссия постановила не принимать григорианский К. и остановиться на одном из проектов, выработанных астрономами. Такому решению способствовала позиция представителя Свящ. Синода В. В. Болотова , считавшего, что «григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения». Он резко выступил против идеи внедрения в стране «чуждой и несовершенной системы исчисления лет» и отмечал: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Зороастрийцы в Иране провели древний праздник огней Садех, знаменующий перелом в зиме от морозов к теплу Название праздника означает «сотня», то есть 50 дней и 50 ночей до весны   ТЕГЕРАН. Зороастрийцы в Иране провели древний праздник огней Садех, знаменующий поворот зимы от морозов к теплу – его название означает «сотня», то есть 50 дней и 50 ночей до весны, сообщает apnews. Зажигая костры под сводом ночного неба, зороастрийское меньшинство в Иране торжественно отметило праздник Садех во многих городах страны, возвещая окончание зимних стуж и поворот к теплу. Ежегодно в десятый день месяца Бахмана по зороастрийскому календарю (в этом году он пришелся на 30 января по григорианскому календарю) жители Ирана встречают праздник Садех. Он славит огненную стихию, считающуюся священной в зороастрийской традиции. В ходе праздничных обрядов зажигают светильники от огня в храме, откуда доносятся молитвенные песнопения, несут его по домам и разжигают огромный костер под ночным небом. В целом Садех считается одним из самых богатых обрядами празднеств в мире. В этот день зороастрийцы собираются после захода солнца, чтобы отпраздновать «50 дней и 50 ночей до прихода весны». Праздник Садех сохранился с древних времен, когда зороастрийская вера главенствовала в могущественной Персидской империи, которая пала лишь в результате арабского вторжения в 7 веке. Изначально обряды в этот день и ночь были призваны охранять участников от злых духов. Как и во многих других зимних празднествах по всему миру, на Садех проводятся древние обряды в помощь «умирающему» солнцу, дабы «оживить» его и помочь светить с новой силой в новом году. Древние зороастрийцы боялись свирепых демонов тьмы и холода во главе со злым духом Ахриманом – вечным врагом милостивого Ахурамазды. Зороастрийцы считают его могущественным главой всех духов, тогда как Ахриман и его злые полчища считают низшими божествами, противостоящие высоким и светлым. Существование двух антагонистических божеств отвечает дуалистическому пониманию мира, в котором идет вечная борьба сил добра и зла, света и тьмы, а ее исход во многом зависит от людей. Потому и праздничные обряды восходят к борьбе противоположных начал. В частности, костер согревает замерзших участников, защищает от холода и гонит злых духов.

http://sedmitza.ru/text/10357893.html

Не согласен с вами полностью. Я использую математику, чтобы разоблачать суеверия. Изучая астрофизику, я нашел подтверждения тому, что Юлианский календарь точнее Григорианского. Более того, существует Архангел Уриил — покровитель тех людей, которые посвятили свою жизнь науке. В теме ниже я привел историю, которая повествует о научном эксперименте “Как проверить существования Бога?”. Но в конце-концов для обретения Царства Небесного нужно всегда стремиться к покаянию, стремиться к исполнению Воли Божьей. Творить дела, ибо “Вера без дел мертва”. Изучать мир вокруг можно, если это не вредит душе: “Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк.8:36)” Занимайтесь, конечно, наукой. Она не противоречит вере и благочестию Разумеется, занятия наукой совместимы с христианством, как и любая полезная для общества деятельность. Верующими христианами были многие выдающиеся ученые, в том числе Д. Менделеев, С. Королев и другие. С уважением, Да. Занимайтесь поисками истинны.  Математикой можно разоблачать суеверия и измерять многие вещи. Через астрофизику я узнал, Какой календарь точный Юлианский или Григорианский? Физика изучает природу — творения Творца, Бога Отца. И другие точные науки очень интересны и могут приносить пользу. — Научным методом даже можна проверить существования Бога на личном опыте! Следующую историю перескажу: Один человек, который по профессии был ученым, задался вопросом по теме существования Бога. Он стал размышлять, существует ли что-то за порогом смерти? Начал распрашивать людей. Атеисты говорили ему, что Бога нет и ничего за порогом смерти нет. Христиане утверждали, что Бог есть и что за порогом смерти существует вечная жизнь для тех, кто исполняет волю Бога Отца, а также существует вечные муки для грешников, которые не раскаялись в течении своей жизни. Человек вел записи в дневнике: “ Я не имею никаких доказательств, которые подтверждают существование Бога, однако, я также не имею никаких доказательств, которые бы отвергали существования Бога. Эту научную теорию следует проверить эмпирическим методом, на собственном опыте. Я внимательно прочитаю Евангелие и попробую постараться два месяца прожить так, как подобает жить православному христианину, как учил жить Исус Христос. Мне следует проверить, есть ли Бог на самом деле? ”

http://azbyka.ru/vopros/sovmestimy-li-za...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010