" Еще не пришло время обсуждать вопрос о григорианском календаре " . Митрополит Крутицкий Ювеналий о праздновании Рождества и милосердии в обществе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_114736.html 01 января 2018 " Еще не пришло время обсуждать вопрос о григорианском календаре " . Митрополит Крутицкий Ювеналий о праздновании Рождества и милосердии в обществе Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5091478.html Официальный сайт Московского Патриархата – Мы беседуем с Вами в разгар подготовки к Новому году. Но из-за того, что Церковь и государство используют разные календари, мы празднуем Рождество после Нового года, а Новый год отмечаем во время Рождественского поста. Какова вероятность того, что Русская Православная Церковь когда-нибудь перейдет на григорианский календарь? – Этот вопрос нельзя рассматривать вне связи с нашей историей в ХХ веке. Когда после 1917 года начались гонения на веру и Церковь, раздававшиеся тогда предложения о переходе на григорианский календарь стали рассматриваться большинством верующих как символ компромисса с безбожной властью, а потому были отвергнуты. Мы до сих пор тяжело переживаем трагические события минувшего столетия, когда тысячи и тысячи новомучеников были жестоко убиты, отдали жизнь за Христа. Думаю, что еще не пришло время обсуждать вопрос о календаре, да и целесообразность изменений в этой области неочевидна. – На недавно прошедшем Архиерейском Соборе в очередной раз обсуждали " екатеринбургские останки " , но решение по ним Церковью пока не принято. И похоже, все сомнения связаны с событиями 20-летней давности. В январе 1998 года Борис Немцов, его советник Виктор Аксючиц и следователь Владимир Соловьев встречались с Патриархом Алексием II и рассказывали ему о работе правительственной комиссии и ее выводах. И Соловьев, и Аксючиц говорят, что Патриарх ответил: " Вы меня убедили " . Но через несколько дней Вы заявили, что результаты исследований " нельзя принять с абсолютной достоверностью " . А потом Синод постановил, что решение комиссии " вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе " . Что произошло в январе 1998-го и почему так резко изменилась позиция Церкви относительно подлинности останков?

http://religare.ru/2_114736_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Станислав Минин Рождественский пикет – лучший подарок " братьям по вере " Или как дьякон Кураев собирался поздравлять католиков с праздником Источник:  НГ-Религии Необычный рождественский подарок начиная с середины декабря готовил " братьям-католикам " известный православный проповедник, дьякон Андрей Кураев. Свежей идеей он поспешил поделиться с посетителями своего интернет-форума на сайте www.kuraev.ru. Отец Андрей – большой оригинал. Пикет возле храма – это же настоящий сюрприз для католиков, идущих на рождественскую мессу! Планировалось следующее: примерно в 12 часов дня 24 декабря, в канун Рождества по григорианскому календарю, православная молодежь с " добрым, а не протестно-возмущенным выражением лиц " должна была собраться в православном храме святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Предполагалось, что борцы за святую Русь подготовят плакаты со следующими лозунгами: " Русское Рождество – 7 января! " , " Прекратить шельмование Русской Православной Церкви! " , " Православная Церковь не отстала! Она верна! " Из храма пикетчики под предводительством самого дьякона Андрея Кураева должны были двинуться в направлении католического собора Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице, здесь же на Красной Пресне. Что это, антикатолическая акция, спросите вы? " Нет! " – заявил Андрей Кураев, логика рассуждений которого понимается с большим трудом. Дьякона, а вместе с ним и православную молодежь, готовую откликнуться на призыв проповедника, беспокоит, что каждый год накануне Рождества по григорианскому календарю российские журналисты " причитают " по поводу " ретроградности " Русской Православной Церкви (РПЦ), которая и сегодня пользуется юлианским календарем. Именно против " шельм-журналистов " и предполагалось выступить. " Хватит тыкать нас примером западной прогрессивной новостильности! " – возмущался Кураев. Возникает вопрос: может быть, всем возмущенным существующими тенденциями в современной российской журналистике стоило бы собраться возле Дома Союза журналистов? Может, пикетировать следовало бы редакцию одного из изданий, позволяющего себе " отказывать " РПЦ в ее праве отмечать Рождество 7 января по григорианскому календарю? В действительности, в прошедшем году никто из журналистов не успел обличить " ретроградный " юлианский календарь, во всяком случае, никто в этом явно замечен не был. Впрочем, может быть, сработал страх прогневить " господствующую Церковь " ?

http://religare.ru/2_24952.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О праве на ошибку Еще раз о юлианском и григорианском календарях 16.01.2023 570 Время на чтение 3 минуты Фото: Предоставлено автором 6 января на РНЛ были опубликованы два материала по традиционной для новогодних дней теме: какой календарь точнее – юлианский или григорианский: перепечатка доклада на Московском Всеправославном совещании 1948 года « О старом и новом стиле » святителя Серафима (Соболева) и ответ А.Д. Степанова на обращённое к нему письмо Д.Е. Боброва из Германии. Этот ответ привёл к довольно оживлённой полемике в комментариях, на которые главный редактор РНЛ отреагировал через неделю статьёй « Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории ». Главное возражение против перехода на григорианский календарь в обоих случаях не в том, что им руководствуются католики, хотя и такой аргумент встречался, а в том, что «если Пасха поздняя, то практически исчезает (или сводится к минимуму) Петров пост, поскольку празднование в честь первоверховных апостолов Петра и Павла празднуется не 12 июля, а 29 июня (по григорианскому календарю). Это очень весомое возражение. Оно неизбежно вытекает из традиции праздновать Пасху не просто в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, но вдобавок только после иудейского праздника Песах. Именно по этой причине поздняя Пасха иногда попадает на майские дни по григорианскому календарю. При этом святитель Серафим ссылается на 7-е Апостольское правило и на 1-е правило Антиохийского собора. Но если вдуматься в оба текста, которые он приводит, там речь идёт не о запрете православным отмечать Пасху в тот же день, в который иудеи празднуют Песах, а о запрете праздновать вместе с ними («прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати», «со иудеями совершати Пасху»). А это далеко не одно и то же, если руководствоваться нормами современного русского языка. Можно представить себе, что во времена Антиохийского собора, а это 341 год от Рождества Христова, на Ближнем Востоке существовала опасность случайного смешивания на улицах празднующих представителей разных религий и проще всего было подстраховаться и развести эти два праздника во времени, если не очень получается в тесных пространствах тогдашних городов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_24952.html 17 января 2006 Станислав Минин Рождественский пикет – лучший подарок " братьям по вере " Или как дьякон Кураев собирался поздравлять католиков с праздником Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии Необычный рождественский подарок начиная с середины декабря готовил " братьям-католикам " известный православный проповедник, дьякон Андрей Кураев. Свежей идеей он поспешил поделиться с посетителями своего интернет-форума на сайте www.kuraev.ru. Отец Андрей – большой оригинал. Пикет возле храма – это же настоящий сюрприз для католиков, идущих на рождественскую мессу! Планировалось следующее: примерно в 12 часов дня 24 декабря, в канун Рождества по григорианскому календарю, православная молодежь с " добрым, а не протестно-возмущенным выражением лиц " должна была собраться в православном храме святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Предполагалось, что борцы за святую Русь подготовят плакаты со следующими лозунгами: " Русское Рождество – 7 января! " , " Прекратить шельмование Русской Православной Церкви! " , " Православная Церковь не отстала! Она верна! " Из храма пикетчики под предводительством самого дьякона Андрея Кураева должны были двинуться в направлении католического собора Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице, здесь же на Красной Пресне. Что это, антикатолическая акция, спросите вы? " Нет! " – заявил Андрей Кураев, логика рассуждений которого понимается с большим трудом. Дьякона, а вместе с ним и православную молодежь, готовую откликнуться на призыв проповедника, беспокоит, что каждый год накануне Рождества по григорианскому календарю российские журналисты " причитают " по поводу " ретроградности " Русской Православной Церкви (РПЦ), которая и сегодня пользуется юлианским календарем. Именно против " шельм-журналистов " и предполагалось выступить. " Хватит тыкать нас примером западной прогрессивной новостильности! " – возмущался Кураев.

http://religare.ru/2_24952_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: «Не стоит искать знамений на пустом месте» Диакон Владимир Василик о совпадении дат православной и католической Пасхи и невозможности сегодняшнего сближения с католиками 19.04.2011 1125 Время на чтение 4 минуты Совпадение григорианской и юлианской Пасхи - не такое уж и редкое явление. В этом можно убедиться, просмотрев график, прилагаемый к этой статье . Но совпадение Пасхи два года подряд – явление действительно довольно редкое. Последний раз такое было почти 70 лет тому назад – в 1942 и 1943 годах (в следующий раз - в 2037 и 2038 годах), в страшные военные годы, когда православный мир в своем большинстве, за исключением Румынии и Болгарии, боролся против фашистской чумы. И не только против фашистской чумы, но, по сути дела, против католическо-протестантской Европы. Как известно, Римский папа во время войны отказался осудить нацизм, хотя позже охотно осудил коммунизм. При формальном совпадении Пасхи происходило отнюдь не сближение, а глубокий раскол христианского мира. Нередкое совпадение григорианской и нашей Православной Пасхи вызвано переносами внутринедельного цикла, которые нивелируют пяти-шестидневную разницу в лунном цикле, на что указал один из выдающихся специалистов в области византологии и хронологии, консультант фильма «Гибель империи. Византийский урок» Павел Кузенков. Думаю, что не стоит искать знамений на пустом месте. Поиск «сходящихся звезд» – болезнь современного человека. Несмотря на свою кажущуюся рационалистичность, он весьма суеверен. И как древнему римлянину, в карканье ворон ему чудится приговор судьбы, в появлении мышей – признак конца света и т.д. Так что совпадение Пасхи ни о чем не говорит. В раннехристианском мире существовало серьезное различие практики малоазийских христиан, которые праздновали Пасху первого нисана, и римской практики, близкой к современной, - празднования Пасхи после первого весеннего полнолуния. Даже Первый Вселенский собор не везде смог навести порядок с единообразием пасхалий. Но это не мешало единоверию и единомыслию христиан. И, напротив, с 1054 по 1583 годы, после т.н. «великой схизмы», ухода римского патриархата из Православия, при едином календаре, единой пасхалии у нас не было абсолютного никакого единства в вере. Его и не могло быть по вине Римо-католической церкви, которая попрала наиболее существенные догматы Христианства. Это и «филиокве», и неверие в то, что смерть Христова была животворящей, и в пребывание Духа Святого в теле Его в смерти. Это и отдача всей власти над Вселенской Церковью папе с приписанием ему вероучительной непогрешимости и непозволительным смешением начала светского и церковного в «теории двух мечей» – соединения в лице папы светской и верховной власти. Католики отсекли себя от Вселенской Церкви. И пока эти и прочие заблуждения преодолены не будут, невозможно говорить о нашем единстве и евхаристическом общении.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/19/di...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74317.html 02 апреля 2010 Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Из Украины готовят «мерзость запустения» Франциск и Варфоломей собираются начать своё объединение на землях Руси? 08.02.2023 2647 Время на чтение 5 минут На днях глава Украинской греко-католической (униатской) церкви Святослав Шевчук сделал два резонансных заявления, которые передают суть того, что будет происходить на Украине, какую судьбу уготовила Украине «мировая закулиса». И судьба эта страшная – древние русские земли, колыбель русского народа, место нашего крещения закулиса намеревается превратить в полигон для подготовки Апокалипсиса. Напомним, что мы уже обращали внимание на заявления Святослава Шевчука 20 января в материале «Украина превращается в полигон для пришествия антихриста» . И всё на ту же тему – об объединении православных и католиков. Похоже Шевчуку в этом процессе отводится важная роль. И вот снова тот же Шевчук сообщил , что с 1 сентября 2023 года униаты переходят на новый календарь – Новоюлианский. Тут стоит напомнить, что униаты до сего дня используют Юлианский календарь наряду с несколькими Поместными Православными Церквями. И этот удивительный парадокс имеет своё объяснение. Это было сделано с целью соблазнения верующих западной окраины Руси, которых пытались убедить, что уния не является отступничеством, поскольку вот и богослужение ведётся не на латыни, а на родном языке, а литургия совершается по православному чину, и даже календарь остаётся юлианским. А поминание за богослужением Папы Римского – это такая, мол, мелочь, которая никак не влияет на спасение души… И надо отдать должное иезуиты добились своего, эта ловкая подмена имела успех для многих простых верующих, которые не воспринимали унию как отступничество от правой веры. И вот теперь маски сброшены: униаты окончательно рвут связи с православной традицией. Для начала они собираются перейти на Новоюлианский календарь, согласно которому все непереходящие праздники (прежде всего, Рождество Христово) отмечаются по Григорианскому календарю вместе с католиками, а праздники, связанные с Пасхалией пока будут отмечаться по Юлианскому календарю.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/iz...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священная русская история Об одном важном принципе методологии изучения отечественной истории 09.06.2012 3247 Время на чтение 7 минут Преодоление марксистской методологии в исследовании общественных явлений и исторических процессов нельзя считать полностью состоявшимся. Конечно, историки и обществоведы перестали к месту и не к месту цитировать «классиков марксизма-ленинизма», а иные дерзают даже ссылаться на Священное Писание, но, к сожалению, в самой методологии исследования мало что поменялось. Применительно к исторической науке это особенно важно и опасно, поскольку изучение истории касается не только профессиональных историков, но и влияет на формирование идеологии и исторической памяти. Нынешнее вопиющее беспамятство как индивидов, так и всего народа - свидетельство, в том числе, неблагополучия в области исторической науки. Я хотел бы остановиться на таком важном методе исторического исследования, как метод хронологический, ибо именно на его примере отчетливо видно, что историческая наука не преодолела еще марксистскую методологию. В результате ученые-историки не только лишены возможности уточнять фактологию, продвигаться в понимании взаимосвязей исторических событий, но теряется понимание самой сути русской истории, которая, без преувеличения, является продолжением Священной истории. Во-первых, нынешнее использование хронологии в исторических исследованиях, а также в государственной идеологии и политике, которая опирается на эти исследования, искажает реальность. Это связано с тем, что в исторических исследованиях и энциклопедических словарях берется за основу западный григорианский календарь, по которому живет с 1918 года наше государство, а не юлианский, по которому живет наша Церковь. Я не буду касаться вопроса, какой календарь точнее (хотя некоторые специалисты утверждают, что точнее именно юлианский календарь). Более того, будем в согласии с принятым ныне мнением считать, что григорианский календарь правильный, более достоверный, поэтому им и пользуются ученые. Но тут мы сталкиваемся с тем, что астрономическая достоверность григорианского календаря входит в вопиющее противоречие с исторической достоверностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Артемий Владимиров Беседа о календаре и Пасхалии Источник:  Русская линия Побеседуем о временах и сроках, о церковном летосчислении, о новом, так называемом григорианском календаре, ставшем календарем гражданским. Прислушайтесь, пожалуйста, к словам угодника Божия, имя которого вы должны узнать, едва лишь слуха вашего коснутся его глаголы: " Что приняла и облобызала Святая Церковь, все для сердца христианина должно быть любезно. Что Церковь положила на семи Вселенских Соборах – исполняй. Горе тому, кто одно слово прибавит к сему или убавит. Хранит Господь яко зеницу ока Своего людей Своих, то есть православных христиан, любящих Его и всем сердцем, и всею мыслию, и словом, и делом день и нощь служащих Ему. А таковые – суть хранящие всецело все уставы, догматы и предания нашей Восточной Церкви Вселенской и устами исповедующие благочестие его преданное " . Многие, наверное, узнали по сладким и верным словам, строгим и определительным в то же время, преподобного Саровского угодника и всея России чудотворца Серафима. Он, истинный сын Православной Церкви, повторяет мысль великой важности, утвержденную вселенским сознанием: никто в Церкви – ни патриарх, ни священник, ни мирянин не должен вводить что-либо новое, противоречащее Святому Писанию Ветхого и Нового Заветов и Преданию писаному и неписаному. О церковном календаре, церковном летосчислении прямо речь никогда не шла в древности. Но о чем подробно рассуждали святые Отцы на I Вселенском Соборе в Никее, равно как и на поместном Антиохийском Соборе, так это о Пасхалии, о времени празднования искупительных страдании Господа и Его Воскресения. Принят был святыми Отцами и юлианский календарь, на который наложена была Пасхалия: чудный дар Церкви александрийских Отцов – изрядных ученых и чистых богословов. По православной Пасхалии нам должно праздновать Пасху в первое воскресенье после пасхи иудейской, после весеннего полнолуния, случившегося в день весеннего равноденствия, или непосредственно за ним.

http://religare.ru/2_74317.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Григорианский календарь приводит к утрате понимания русской истории Календарная реформа Папы Григория знаменовала отпадение католиков от полноты Православия 13.01.2023 2432 Время на чтение 8 минут Фото: slide-share.ru В период новогодне-рождественских праздников между Рождеством Христовым по Григорианскому календарю и Новым годом по Юлианскому календарю, традиционно возникают разговоры и споры вокруг календаря. Так произошло и на сей раз – снова было приковано внимание к календарной проблеме. Высказывались и пожелания, чтобы Российское государство вернулось на юлианский календарь. К сожалению, в дискуссиях нередко звучит немало поверхностных суждений, свидетельствующих о непонимании их участниками календарной проблемы. Поэтому для начала есть смысл немного разобраться в этой теме, провести исторический ликбез. Григорианский календарь был введён в Европе (в Римо-католической церкви) в 1582 году Папой Григорием XIII (уроженец Болоньи, в миру Уго Бонкомпаньи был Папой с 1572 по 1585 гг.), поэтому календарь и именуется Григорианским. Понтифик был известен еще и тем, что повелел отслужить благодарственный молебен после резни гугенотов в Париже. Словом, человек он был готовый пуститься во все тяжкие, решительный и бескомпромиссный. Разговоры о календарной реформе в Римской церкви поднимались и раньше. Уже в начале XVI века католики были готовы перейти на новый календарь. В 1514 году папа Римский Лев X (в миру Джованни Медичи, который был Понтификом с 1513 по 1521 гг., т.е. в разгар религиозного кризиса и зарождения лютеровского протеста) пригласил знаменитого астронома Николая Коперника, чьё имя гремело в европейской науке, принять участие в подготовке календарной реформы. Надо отдать должное Копернику – он вежливо отказался участвовать в этом деле, поэтому не замарал своё имя участием в сомнительном предприятии. Разработчиком Григорианского календаря стал немецкий математик и астроном, как и положено иезуит, Христофор Клавиус (1538-1612). Надо заметить, что провозглашённая Папой Григорием календарная реформа вызвала протесты не только в Православных Церквях, но даже Парижский и Венский университеты, которые в те времена были весьма авторитетными центрами науки, отвергли календарную реформу папы Григория и иезуита Клавиуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/13/gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010