Несмотря на то, что точность григорианского календаря в отношении величины тропического солнечного года довольно высока, она все равно дает ошибку, равную одним суткам за 3280 лет. Это значит, что спустя 3280 лет после григорианской реформы дата весеннего равноденствия уйдет в этом календаре на сутки от его истинного астрономического значения, которое будет принадлежать уже не 21, а 20 марта. Что же касается Луны, то ошибка здесь неизмеримо больше: почти так же как и в еврейском календаре, примерно за каждые 210 лет астрономические пасхальные полнолуния католиков будут уходить вперед от равноденствия на одни сутки. Нетрудно представить себе, что спустя 1000 лет те полнолуния 14 Луны, которые считались первыми после равноденствия, окажутся вторыми, т.е. опять нарушится правило Никейского Собора в том его буквальном понимании, которое было придано ему григорианской реформой. О чем это свидетельствует? Только об одном: о невозможности достичь того, о чем мечтал папа Григорий XIII, т.е. о том, «чтобы в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались». Отдавали ли себе отчет в этих простых выводах составители григорианской реформы? Надо думать, что да, но суть дела не менялась, поскольку они находились во власти целого комплекса культурно-исторических и социально-психологических причин, подготовивших то, что мы называем эпохой «Нового времени». §20. Сакральный календарь средневековья упорядочивал время. Не он зависел от времени, а в известном смысле время зависело от него. Круг церковных праздников, освящая текущее время, одновременно как бы разрывал его своим выходом в вечность. В представлении людей той эпохи «Великая пасхальная седмица» не могла быть функцией времени, а тем более зависеть от точности определения равноденственной точки и правильности лунных фаз. В этом смысле подвижный цикл традиционной христианской пасхалии с особенной силой подчеркивал свою независимость от фиксированного времени. Собираясь, как в фокусе, вокруг центрального праздника Пасхи система переходящих праздников и седмиц как бы спиралевидным движением разворачивалась из него по всему пространству годового круга, чтобы затем снова вернуться к нему в другом месте и времени и вновь разойтись, освещая своим светом ту непроглядную «ночь времени», в которую был погружен мир в сознании средневекового человека. При этом естественно, что сам ритм переходящих и непереходящих двунадесятых праздников, как и ритм всего церковного богослужения, стал за тысячу лет неотъемлемым ритмом многих и многих поколений, включенный в orbis terrarum христианского мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю» (Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 21 февраля 1900 г. СПб., 1900. С. 34). С этим доводом не согласился Менделеев, заявивший, что реформу К. можно проводить отдельно от пасхалии и совершенно ее не касаться. Менделеев, по достоинству оценивший проект Медлера, предложил комиссии рассмотреть вопрос о введении в России этого К., однако проект был отвергнут. В заседаниях комиссии приняли участие филолог А. А. Шахматов, астроном и астрофизик А. А. Белопольский, математик А. М. Ляпунов, метеоролог М. А. Рыкачёв. Итогом деятельности комиссии стали решения о возможности перехода от юлианского К. к григорианскому; решение всех проч. дел, связанных с реформой К., постановили передать в межведомственную комиссию. Однако решения комиссии остались без одобрения со стороны высших органов гос. власти. Революция 1905 г. оттеснила вопрос о календарной реформе на 2-й план. Протоколы заседаний комиссии были изданы только в 1911 г. 30 июня (12 июля) 1902 г. с вопросом о возможности проведения календарной реформы обратился ко всем правосл. Церквам К-польский патриарх Иоаким III . В ответных посланиях 1902-1904 гг. представители 8 правосл. Церквей (в т. ч. Русской) высказались против введения нового К. Получив ответы, К-польский патриарх отправил новое окружное послание (12 мая 1904), в котором отметил преждевременность и ненужность перехода на новый К. В 1910 г. в России была созвана новая межведомственная комиссия по реформе К. На ее заседаниях развернулась острая полемика между историком П. М. Саладиловым и математиком Н. В. Степановым из-за способа осуществления календарной реформы в России.

http://pravenc.ru/text/1319949.html

Из частных изменений, внесенных при последнем чтении, следует отметить вопрос о неприсутственных днях, возникший в связи с тем, что в губерниях Варшавского генерал-губернаторства был принят григорианский календарь, в отличие от остальной России. По примеру остальной Западной Руси, где был установлен, несмотря на большой процент католиков, общероссийский порядок неприсутственных дней, в правительственной редакции законопроекта предполагалась отмена высочайше утвержденного положения Комитета Министров от 15 мая 1881 года об освобождении от занятий в присутственных местах в дни католических праздников, отмечавшихся по новому стилю. Третье чтение законопроекта При обсуждении в Государственной Думе во втором (первом постатейном) чтении это предложение было отклонено, но при третьем чтении епископом Евлогием была внесена поправка, восстанавливающая правительственную редакцию. Докладчик комиссии Д. Н. Чихачев указал, что для устранения неудобств римская курия имеет возможность присоединить новую Холмскую губернию к Луцко-Житомирской католической епархии и тем установить один календарь для Холмской губернии и других губерний Западного края. Однако поправка была Государственной Думой отвергнута. Все, что удалось отстоять противникам законопроекта, было: сохранение кодекса Наполеона, григорианского календаря и права поляков на свободную скупку земель. 26 апреля Государственная Дума большинством 156 голосов против 108 окончательно приняла законопроект об образовании из восточных частей Люблинской и Седлецкой губерний особой Холмской губернии с подчинением ее в общем порядке управления министру внутренних дел и с соответствующими изменениями в ее строе. Так закончилась в Думе трехлетняя борьба за этот законопроект, борьба, в которой такая исключительная роль принадлежала одному человеку – епископу Евлогию. 7 мая бюджетная комиссия Государственной Думы в вечернем заседании, несмотря на упорное противодействие польского коло и оппозиции, большинством 18 голосов против 15 приняла законопроект об отпуске средств на расходы, связанные с образованием самостоятельной Холмской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Цивилизация народа майя зародилась около 2000 года до Р. Х. в Центральной Америке. У них были свои письменность, искусство, архитектура, больших успехов они достигли в математике и астрономии. К приходу на американский материк европейцев цивилизация уже находилась в упадке. И был у этого народа календарь. Долгое время ученые не знали, какой дате григорианского календаря соответствует дата из календаря майя, от которой последние отсчитывали счет лет. Впоследствии долгое время существовали две гипотезы. По одной он начинался 13 октября 3373 г. до Р. Х., по другой – 7 сентября 3113 года. Радиоуглеродные исследования показали, что вторая гипотеза ближе к истине. И согласно этому календарю 21 или 23 декабря этого года заканчивается очередная эра, многотысячелетний цикл. Но это, повторяю, всего лишь гипотеза. И, потом, окончание временного цикла – еще не конец света. Кстати, информационное агентство РБК, ссылаясь в свою очередь на Reuter, в мае этого года сообщило, что найден еще один календарь майя, который дает нам фору еще в 7 тысяч лет. Сандра Нобл, исполнительный директор месоамериканской исследовательской организации FAMSI, заметила, что " для древних майя завершение полного цикла было большим праздником. Интерпретацию декабря 2012 года в качестве конца света она считает " настоящей фальсификацией и возможностью для многих людей обогатиться на этом " . Вероятно, основная масса жителей нашей планеты ни сообщения РБК и Reuter не читают, ни Нобл и других ученых не слушают, а пребывают в ожидании конца света и строят всяческие гипотезы по поводу того, как это произойдет. Рассматриваются различные сценарии, такие как разрушительное гравитационное взаимодействие между Землей и черной дырой в центре Млечного Пути, инверсия магнитного поля Земли как следствие максимума солнечной активности колоссальной мощности или столкновение Земли с Планетой X, например, с мифической блуждающей планетой Нибиру, населенной разумными существами. Словом, на любой выбор. Как показывает история, предсказывать конец света – дело неблагодарное. Только после Р. Х. было более ста предсказаний, так и не сбывшихся. А в XXI веке уже больше двадцати. Так, в 1492 году (7 000 г. от Сотворения мира) на Руси тоже ждали конца света. Даже пасхалию составили только до этой даты. Мол, дальше не потребуется, так как считалось, что " сей мир сотворен на семь тысяч лет " . Однако обошлось.

http://religare.ru/2_98746.html

Владимир Корнилов: «Знал бы хоть немного историю» 27.12.2023 16:41:44 Сегодня ( 25 декабря ) ночью глава киевского режима Владимир Зеленский поздравил украинцев с Рождеством. И в общем-то ничего в этом не было бы особенного — в конце концов, на Украине много католиков, которые и раньше отмечали этот праздник по григорианскому календарю, как это принято в Европе. Но в том-то и дело, что Зеленский сделал упор на другом — на том, что впервые государство обязало отмечать этот день 25 декабря, фактически запретив украинским православным праздновать Рождество по своему календарю 7 января. Причём киевский диктатор демонстративно записал своё праздничное обращение из святыни православной церкви — из Киево-Печерской лавры, которую в этом году украинская власть нагло захватила, поправ религиозные чувства верующих и изгнав оттуда монахов. И представляете, он даже посмел вспомнить, что пережил этот храм: «Надругательство, осквернение, грабежи. Орда, нацисты, советское время. Это место захватывали, сжигали, разрушали…» То есть «забыв», что сам незаконно захватил это святое место, поставил на одну доску нацистскую оккупацию и советскую власть. А тот факт, что православных лишили их праздника 7 января (именно в этом году Зеленский одним росчерком пера исключил традиционное Рождество из перечня праздничных и выходных дней), сей, прямо скажем, не самый христианский авантюрист объяснил «единением с цивилизованным миром». Он заявил: «Все мы встречаем Рождество вместе, в одну дату — как одна большая семья, как одна нация, как одна-единственная страна. И сегодня как никогда сильна наша совместная молитва… без временной разницы в две недели. И будет раздаваться вместе с Европой и миром». А ведь знал бы Зеленский хоть немного историю той страны, которую ему довелось возглавить, — он бы понял, что совершил в своём обращении историческую ошибку. На самом деле в истории Украины уже был период, когда жителей в приказном порядке обязали отмечать Рождество 25 декабря, причём используя чуть ли не те же термины, которые озвучил сегодня киевский комик.

http://radonezh.ru/2023/12/27/vladimir-k...

Хотя христианство является признанной религией, христ. орг-ции должны получить регистрацию. Церкви и др. религ. учреждения могут получать офиц. признание путем обращения к премьер-министру. По всем вопросам, связанным с христ. общиной, включая регистрацию новых Церквей, премьер-министр неофициально консультируется с межконфессиональным Советом духовенства, представляющим зарегистрированные местные церкви. При рассмотрении официальных признаний христ. Церквей правительство ссылается на следующие критерии: вера не должна противоречить природе Конституции И., гос. этике, обычаям, традициям, она должна быть признана Ближневосточным Советом Церквей ; вероисповедание этой конфессии не должно противопоставляться национальной религии, к конфессии должно принадлежать определенное количество граждан И. Признанные немусульм. религ. учреждения не получают субсидий, они финансово и административно независимы от правительства и не подлежат налогообложению. В государственных школах обязательным является религ. обучение для всех учащихся-мусульман, христиане имеют право не посещать курсы по исламу. По Конституции христианские общины имеют право создавать школы для обучения своих членов, при условии что они соответствуют общим положениям закона и подлежат гос. контролю в вопросах, касающихся учебных программ. Религ. гос. праздники: день рождения пророка Мухаммада , вознесение пророка Мухаммада, Ид аль-фитр (праздник по случаю окончания поста в месяц рамадан ), Ид аль-адха (праздник жертвоприношения, проходит в день окончания хаджа - см. в ст. Курбанбайрам ), Новый год по мусульманскому лунному календарю, Рождество и Новый год по григорианскому календарю. Христианам предоставляется выходной день во время христианских праздников, утвержденных межконфессиональным Советом духовенства. Э. Небольсин Дохристианское искусство В результате археологических изысканий на территории Иордании выявлены произведения архитектуры, относящиеся к древнейшим из сохранившихся на земле. Так, на территории поселения Бейда (XIII-X тыс. до Р. Х.), принадлежащего к т. н. натуфийской культуре (названа по находкам в пещере Шукба в Вади-эн-Натуф близ Иерусалима) открыты фундаменты круглых и овальных домов-полуземлянок, более поздние большие «коридорообразные» дома, остатки 3-частной постройки, видимо храма, с необработанной глыбой камня в центре, сооружение неизвестного назначения с бассейном посередине и с пристройками со скругленными стенами. Искусство носителей иерихонской культуры (IX-VII тыс. до Р. Х.; сел. Айн-Газаль на окраине Аммана) представлено лепными 2-головыми человеческими фигурами, видимо связанными с погребальным ритуалом и культом предков, и человеческими черепами со вставленными глазами и следами лепнины (VII тыс. до Р. Х.; Археологический музей в Аммане, Археологические музеи ун-та в Аммане и Ярмукского ун-та в Ирбиде). В мае 2010 г. в Пелле были раскрыты участки городской стены и др. построек сер. IV тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Будем всегда это помнить, а также никогда не будем забывать завещания, которые оставил нам касательно нового и старого стиля наш гениальный ученый Болотов. «Сам я, — говорил он, — отмену стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я попрежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими ка-лендарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от ненужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». О календарных спорах и церковных канонах. Прот.Владислав Цыпин КАК ИЗВЕСТНО, ныне Православные Церкви живут не по единому календарю. Иерусалимская, Русская, Сербская и Грузинская Церкви сохранили древний календарь; большинство же Церквей, начиная с 20-х годов XX столетия, перешли на так называемый новоюлианский стиль, который, в сущности, совпадает с григорианским календарем. Постановление о переходе на новоюлианский календарь было принято на Константинопольском совещании 1923 года. Особенность григорианского календаря, введенного в 1582 году, заключается в том, что одни и те же даты удерживаются в нем в течение значительно более длительного времени, чем при юлианском календаре, в астрономически тождественное время года. Юлианский же календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время. Однако преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности солнечного года. Григорианский календарь не особенно удачен и с астрономической точки зрения. Известно, что хронографы и астрономы предпочитают пользоваться древним юлианским календарем — при пользовании им нет необходимости переводить даты из одного исчисления в другое. Профессор В.В. Болотов говорил «о безумной григорианской мысли о реформе календаря», называя григорианский год «истинным мучением для хронографов». Не одобрял новый календарный стиль и профессор Н.Н. Глубоковский. «С церковной точки зрения, — писал он, — календарь имеет существенное значение только в связи с празднично-богослужебной практикой и не может быть рассматриваем вне ее, ибо тогда он был бы чисто внешней величиной; никакие произвольные новаторства... тут недопустимы, чтобы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих» . Уже в наши дни математик и астроном А.Н. Зелинский отмечал: «Пусть 400-летие григорианской реформы, исполнившееся в октябре 1982 г., реформы, создавшей " календарный вопрос " в христианском мире, послужит- серьезным напоминанием о том, что время не может служить оправданием решения, принятого без соборного волеизъявления всех христианских Церквей» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, обобщим выводы: метеорологическая весна ближе к дате начала весны по старому стилю, а не по новому стилю. И это тоже по промыслу Божию, это тоже доказывает, что старый стиль точнее нового стиля. Вопрос : Почему звездный год точнее тропического года? Ответ : Астрономы подсчитали: земля, двигаясь по орбите своей вокруг солнца, через год (так называемый тропический год) не приходит на прежнее место свое, ибо солнце тоже не стоит на месте и уходит вперед, солнце за год тоже перемещается по орбите своей вокруг центра нашей галактики, а также и вследствие прецессии, которая отсекает от звездного года около 20-ти минут каждый год и тем превращает звездный год в год тропический, – но эти явления требуют очень долгого и тщательного объяснения, и мы опускаем их здесь). Отсюда и появляется эта разность в продолжительности между годом звездным и годом тропическим– это и есть то время, за которое земле нужно пройти до своего места, чтобы замкнулся круг, или, нагляднее сказать, пройти солнцу на небе относительно звезд, а не относительно точек равноденствий, которые, вопреки григорианскому календарю, не стоят на месте, а движутся навстречу солнцу в его годовом движении по небу. Вопрос : Но почему астрономические даты начала весны, лета, осени и зимы разнятся в числах, не начинаются с одного и того же числа (с 21-го, 22-го, 23-го, опять с 22-го)? Ответ : Потому что наблюдаемое годовое движение солнца вокруг земли или, то есть, движение земли вокруг солнца, не является строго круговым: круг растянут в неровный эллипс, – солнце и земля то приближаются друг к другу и движутся быстрее, то удаляются друг от друга и движутся медленнее, отсюда и неравномерность в продолжительности времен года, сезонов, и несовпадение чисел дат по астрономическому календарю. Вопрос : А не произойдет ли смещение дат по старому стилю таким образом, что весенний праздник Пасхи будет праздноваться летом или даже осенью? Ответ : Православная Пасха это не праздник весны, а праздник воскресения Христа, Пасха не местный праздник, а вселенский. В Австралии, которая сегодня находится на другой половине земного шара, на южной его стороне, а также и в Южной Америке, и на юге Африки Пасха ныне празднуется осенью. Ибо, когда у нас весна, то у них осень; когда у нас лето, то у них зима. И наоборот, у нас осень– у них весна.

http://zavet.ru/a/rss_1033804155.html

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия Юлианский и Григорианский календари — в чем разница? 2 ноября, 2016 Юлианский и Григорианский календари — в чем разница? 31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю? Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи. Юлианский календарь Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем , поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем. Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии. Григорианский календарь Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет. Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по Юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о Григорианском календаре.

http://pravmir.ru/yulianskiy-i-grigorian...

«Новостильность» как символ внерелигиозной «научной» позитивистской интерпретации истории и становления мира, символ рационалистических научных идей от Фалеса до Декарта, отрицание религиозного толкования смысла мира и жизни. «Новостильность» как символ разрыва с «прошлым временем» и ценностями; и началом «новой» истории и времени, отвержения богоцентричного и навязывания антропоцентричного и космоцентрического представления о мире, в котором человек является мерой вещей, а Земля пребывает в космическом пространстве, управляемая не Божьей силой и премудростью, но механическими законами. Если падение Константинополя в 1453 году и смерть последнего византийского императора знаменует конец эпохи Средневековья, то смена папой Юлианского календаря в 1582 году символически и практически знаменует собой начало европейской эпохи: римско-католического и рационалистического ревизионизма христианства и общей истории человечества. «Новостильность» как новая интерпретация истории и установка нового взгляда на мир, разрыв со «старым» миром, с христианской традицией и смыслом истории, а также замысел «нового» пути человечества». Римско-католическая реформа юлианского календаря является показателем, а основа «новостильности» является революционной - выражением революционного принципа в истории. Папское изменение календаря в Европе воспринималось не как постулирование христианских ценностей, а как позиционирование папской политико-религиозной власти. Но и как воплощение идеологии Прогресса, который противопоставлялся Традиции. Среднестатистический современный европейский протестант, агностик или атеист не воспринимает григорианский календарь как папскую политическую диктатуру, которая ставит под угрозу «свободную волю личности», либерализм и индивидуализм, неотъемлемые права личности и «естественного человека», но как воплощение тенденций, присущих эпохе Возрождения и Реформации. В секуляризированном мире переход к григорианскому календарю стал синонимом бегства от календаря Церкви, к освобождению «от всякой иерархичности и власти». Папско-протестантская «новостильность» помещает историю в контекст Прогресса, движения к хилиастическому идеалу. При этом эсхатологическая перспектива пренебрегается. В конечном итоге «новостильность» представляет собою парадигму теории о «конце истории», провозглашённой в конце ХХ-го века победой евроатлантического военного альянса в глобальном масштабе - как начале внеисторического времени евроатлантического эона. Григорианский календарь и гринвичский меридиан После османского захвата Босфора и Балкан европейский альянс полагал, что наступил конец Православного Востока и начало установления однополярного религиозного и военного европоцентричного мира. Навязывание григорианского календаря православным церквям и державам после освобождения от османской оккупации - континуитет колониальной программы европейского альанса по отношению к внеевропейским народам и пакет мер решения Восточного вопроса.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/26/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010