Диптих В церковной среде под термином «диптих» чаще всего понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений. На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета. На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В настоящее время диптихи, принятые в разных Церквах, порой отличаются друг от друга. Этот вопрос становится порой камнем преткновения и предметом для полемики. Об истории образования диптиха и о месте в этом списке Русской Православной Церкви рассказывает известный канонист и церковный историк, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин. Диптих Флавия Феликса Первоначально диптихами (от греч. дис – «дважды» и птиссо – «складываю») назывались две продолговатые дощечки из дерева, кости или металла, складывающиеся вместе, подобно книжному переплету. Такие изделия известны были у греков и римлян издревле, но название «диптих» они получили только во времена святого Константина Великого, ранее они назывались у греков пинакес, а по-латыни – tabulae, codices, codicilli. Поверхности дощечек диптиха покрывались воском, и на них удобно было писать или царапать стальной заостренной палочкой – стилем. Подобные диптихи употреблялись древними греками и римлянами в качестве записных книжек. Особым видом диптихов были так называемые консульские диптихи, они отличались значительным размером и делались из слоновой кости. На внутренних поверхностях диптиха помещался список консулов, начиная от первого из них Юния Брута и кончая тем, кто был изображен на внешней стороне, своего рода обложке, диптиха и по чьему заказу такой диптих был изготовлен.

http://pravoslavie.ru/46687.html

Первоначально эти епархии, или митрополии, были автокефальными, но уже во 2-й пол. IV в. складывается иная церковная структура, а именно: епископы столичных городов - диоцезов, каждый из к-рых включал по неск. провинций, приобретают юрисдикцию над М., имея новые титулы архиепископа или экзарха, в Африканском диоцезе - примаса. Позже, в процессе дальнейшего укрупнения поместных образований, появляются Патриархаты, а церковные единицы, возглавляемые М., остаются в границах провинций. Впосл. в Византии их границы сообразуются также с границами фем. Под председательством М. регулярно дважды в год (до Трулльского Собора 691-692 гг.), затем единожды в году проходят Соборы епископов митрополии. М. возглавляли также Церкви, к-рые возникали в результате христ. миссии за пределами Византийской империи и при этом входили в состав К-польского Патриархата. Эти заграничные митрополии (по греч. терминологии визант. эпохи - «у варваров» - 28-е прав. Халкидонского Собора) и по численности паствы и тем более по территории обыкновенно многократно превосходили митрополии в пределах империи. Русская Церковь с самого начала существования представляла собой одну из митрополий К-польского Патриархата, так что титул М. принадлежал в ней одному епископу - Киевскому. Киевский митрополит назначался в К-поле указом императора и патриарха. Когда в 1147 г. на Киевскую митрополию без санкции К-польского престола по указу вел. кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича был поставлен Климент (Клим Смолятич) , это вызвало жесткие прещения со стороны К-польского патриарха и раскол в самой Русской Церкви: Климента М. не признали епископы Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 г. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский просил К-польского патриарха Луку Хрисоверга учредить митрополию во Владимире, но получил из К-поля отказ. Титул М. предстоятель Русской Церкви сохранял и в период, когда его резиденцией был Владимир-на-Клязьме, и затем, начиная со свт. Петра ,- Москва. Титул Митрополита Киевского и всея Руси носил и 1-й предстоятель автокефальной Русской Церкви свт. Иона , а после него существовали уже отдельно автокефальная Русская Церковь во главе с Митрополитом Московским и всея Руси в пределах независимого Русского гос-ва и в границах Польско-Литовского гос-ва (Речи Посполитой) митрополия Киевская и всея Руси, вернувшаяся после свт. Ионы ( 1461) в юрисдикцию К-польского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2563394.html

5 Скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище, благотворительность к бедным, - вот правила, которые преподобный Исидор внушал своей братии и которые подтверждались живым примером его собственной жизни. 6 Евагрий-церковный историк 6-го века. 7 Феодосий 2-й Младший, внук Феодосия Великого, был Византийским императором с 408 по 450 г. 8 Никифор Каллист, живший в 14-м веке, написал " Историю Церкви " . 9 Св. Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский, знаменитый отец Церкви конца -го и начала 5-го века, прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого. Будучи архиепископом Константинопольским, он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдокии, супруги императора Аркадия и упомянутого выше архиепископа Феофила. Кончил жизнь в ссылке в 407 г. Память его 13 ноября и 30 января. 10 Аркадий-сын и преемник императора Феодосия Великого, царствовал с 395 до 408 года. 11 Диптих (от греч. слов: дважды и складываю)-две таблицы, из которых на одной писали имена живых, а на другой - усопших. У нас называются синодиками, или просто поминаньями и помянниками. В, первенствующей цоркви христиане как за честь ставили быть вписанным в диптихе церковном, так, напротив того, было поносительно для тех людей, чьи имена не внесены или исключены из диптиха. 12 Третий Вселенский собор собран был в 431 году по поводу ереси Нестория, патриарха Константинопольского, который смутил церковь ложным учением о Лице Иисуса Христа, утверждая, что в Нем Божество не соединялось с человечеством в самом воплощении, и потому называя Его Богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву -Христородицею, а не Богородицею. Осудив Нестория и его учение, как еретическое, отцы третьего Вселенского собора торжественно подтвердили православное учение о том, что подобает исповедывать в Господе нашем Иисусе Христе единое Лицо и два естества, и Пречистую Его Матерь восхвалять, как единую Приснодеву и истинную Богородицу.

http://pravicon.com/info-2589

Диптих (греч. -дважды складываю) -две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в раннехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой - усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Со времен иконоборческих гонений священные изображения стали помещаться на внутренней стороне диптиха. Присоединением еще одной иконы превратился в триптих (складень), получивший широкое распространение на Руси вплоть до настоящего времени. Дискос - золотое или серебряное богослужебное блюдо, на которое во время литургии кладется священный хлеб. Добрый Пастырь, Христос - символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис. 6.0.11; Ин. 10.11). Изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк. 15.3-7). Особое распространение получил во времена гонений на христианство, поскольку этот образ выражал идею особого покровительства избранным. Был ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства. Со временем уступил место в иконографии историческому типу изображения Христа. Древо Иессеево - символическое наименование родословия Иисуса Христа, который, согласно ветхозаветным пророчествам, должен был родиться в колене Иудином из царского рода Давида, сына Иессеева, что известно из пророчества Исайи (Ис. 11.1-5). Полностью родословие Иисуса Христа приведено в Евангелиях от Матфея (Мф. 1.1-17) и от Луки (Лк. 3.23-38). Икона " Древо Иессеево " представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах. Е Евлогия (греч. - благословенная) - памятный предмет, привозимый паломниками из святых мест.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

( < < back) здесь в глубоком уединении, Исидор с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Он носил одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Отсюда преподобный Исидор путешествовал в Константинополь, чтобы видеть и слышать святого Иоанна Златоустого. То, что видел и слышал Исидор у Златоустого, равно и писания его, остались для Исидора и на последующую жизнь предметом внимательного изучения и удивления, так что ясность ума Златоустого, простота и ревность его соделались собственностью Исидора и отпечатлелись во всех его действиях. По возвращении в Пилусиотскую обитель, он продолжал свою подвижническую жизнь, не стыдясь обличать лицемеров и обидчиков: епископа своего обличил за то, что назначал цену местам, а гражданских властеначальников за пристрастие. ( < < back) в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище, благотворительность к бедным, — вот правила, которые преподобный Исидор внушал своей братии и которые подтверждались живым примером его собственной жизни. ( < < back) Евагрий  — церковный историк 6-го века. ( < < back) Феодосий 2-й Младший, внук Феодосия Великого, был Византийским императором с 408 по 450 г. ( < < back) Никифор Каллист, живший в 14-м веке, написал «Историю Церкви». ( < < back) Св. Иоанн Златоустый, архиепископ Константинопольский, знаменитый отец Церкви конца 4-го и начала 5-го века, прославившийся особенно своими многочисленными проповедническими трудами. За свое необыкновенное красноречие он и получил имя Златоустого. Будучи архиепископом Константинопольским, он претерпел много гонений со стороны императрицы Евдокии, супруги императора Аркадия, и упомянутого выше архиепископа Феофила. Кончил жизнь в ссылке в 407 г. Память его 13 ноября и 30 января. ( < < back) Аркадий  — сын и преемник императора Феодосия Великого, царствовал с 395 до 408 года. ( < < back) Диптих (от греч. слов: дважды и складываю) — две таблицы, из которых на одной писали имена живых, а на другой — усопших. У нас называются синодиками, или просто поминаньями и помянниками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 1920 г., вслед за государственным объединением сербов, хорватов, словенцев и македонцев в единое государство, в единый Сербский Патриархат объединены были и ранее самостоятельные Церкви народов Югославии. Русская Православная Церковь – дочь Константинопольского Патриархата – стала автокефальной в 1448 г. С 1589 г. предстоятели Русской Церкви носят патриарший титул, утраченный в 1721 и восстановленный в 1917 г. Вслед за освобождением части греков от турецкого ига и образованием суверенного Греческого государства в 19 в. учреждается автокефальная Афинская архиепископия, вначале самочинно, но потом признанная в Константинополе. Когда в начале 20 в. в состав Греции вошла часть Македонии и Фракии, а также Крит, Константинопольский Патриархат сохранил в своей юрисдикции эти территории. Румынская Церковь фактически обрела автокефальный статус в 1865 г., после обретения румынским народом государственной независимости. В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон был возведен в сан патриарха. В 20 столетии образованы четыре новых автокефальных Церкви: Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии и Американская. Автокефальный статус Американской Церкви не признается в Константинополе. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных Церквей. Как известно, в 20 в., когда православная диаспора в Америке и Западной Европе многократно возросла как вследствие переселения православных, так и в результате присоединения к Православию инославных христиан, в этих странах возник ряд исторически обусловленных проблем в размежевании церковной юрисдикции. 28. Диптихи 28.1.Исторический очерк Все Автокефальные Церкви равноправны, однако они различаются по рангу чести, составляя определенную последовательность, которая называется диптихом (греч. от δς – «дважды» и πισσω – «складываю». Так первоначально назывались две продолговатые дощечки из дерева, кости или металла, соединенные шнурком, тесьмой или шарниром и складывающиеся вместе подобно книжному переплету. Если соединяли вместе три дощечки, то получался триптих, если четыре – тетраптих, при большом числе дощечек – полиптих. Такие изделия известны были у греков и римлян издревле, но название «диптихи» или «триптихи» они получили только во времена святого Константина Великого , ранее они назывались у греков – πνακς, а по-латыни – tabulae, codices, codicilli. Поверхности дощечек диптиха представляли собой гладкое поле, покрытое воском, и на них удобно было писать или царапать стальной заостренной палочкой – стилем. Внешняя сторона диптиха иногда декорировалась. Подобные диптихи употреблялись древними греками и римлянами в качестве записных книжек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вместо Ивана Терентьева по ево веленью Ивашко Иевлев руку приложил. Якимко Филипов руку приложил. Фадейка Петров руку приложил. Гришка Иванов руку приложил. Вместо Трофима Дмитриева Фадейка Петров руку приложил. Петрушка Бронк руку приложил. Гаврилко Савельев руку приложил, Ивашко Иванов руку приложил. Никифорко Козмин руку приложил. Петрушка хромой руку приложил. Вместо Марка Семенова по его веленью Ивашка Иевлев руку приложил. Матюшка Яковлев руку приложил. Вместо Прошки Силина руку приложил Матюшка Яковлев. Данное произведение представляют собой первую из соловецких апологий древлеправославия: позднейшие воззвания к трону представляют только более подробное раскрытие этого, обладающего програмной важностью документа. Автором является по всей видимости священноинок Геронтий, который по единодушному приговору братии составлял и позднейшие челобитные. 262 Здесь исчислены те именно исправления, о которых говорится в разосланном от собора 1666 г. и доставленном в Соловецкий монастырь «Наставлении благочиния церковнаго» (см.: Материалы для истории раскола... Т. 2. С. 120–144. Современное издание: Московские соборы 1660,1666 и 1667 годов. СПб., 2014. Т. 1. С. 586–599). 265 Перенос божественных даров – большой выход во время литургии, перенесение причастия с жертвенника на престол. 266 Ектинья большая или ектинья великая – напряженное, прилежное моление всех присутствующих на богослужении в храме, делится на ряд кратких прошений, прерываемых пением молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Ектинья великая отличается от других видов ектиний полнотою, возвышенностью и таинственностью содержания. 269 Мантия или палий – верхняя монашеская одежда: длинная, без рукавов накидка с застежкой на вороте, покрывающая собой подрясник и рясу. 270 Параманд – четырехугольный плат с изображением креста и других знаков страдания Христа, носимый монахами на груди и плечах. 271 Аллилуйя (евр. хвалите Бога) – краткое песнопение, прославляющее Творца. До церковной реформы читалось дважды с прибавлением слов: «Слава Тебе, Боже», которые рассматривались как перевод слова «аллилуйя» на русский язык. В итоге складывалось тричастное возглашение славы Творцу. Переход на троичное возглашение «аллилуйи» с добавлением ее русского эквивалента: «Слава Тебе, Боже», рассматривалось старообрядцами как еретическое «четверение» этой «божественной песни». 273 Просфиромисание – церковный обряд совершения проскомидии (вынимания частей просфоры). Просфора или просфира – приношение (греч.). 274 Трисвятое – молитва «Святый Боже», представляющая собой распространение песни серафимов в видении пророка Исайи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Политики нашей страны могут быть дестабилизаторами, нормализаторами или стабилизаторами. Данный политик – нормализатор. Следовательно, он не стабилизатор и не дестабилизатор. Получается бессмыслица, ибо политики исчерпываются двумя основными противоречащими понятиями: «стабилизаторы» или «дестабилизаторы»; «нормализаторы» здесь лишний член. Разделительно-условное суждение. Оно называется иначе еще «дилемма» (от двух греч. слов: dis – дважды, lemma – предположение, посылка). Одна посылка в нем – условное суждение, другая – разделительное. Заключение может быть категорическим или разделительным. В зависимости от направления мысли различаются две основные разновидности дилеммы: конструктивная (созидательная) и деструктивная (разрушительная). 1 . Конструктивная дилемма характеризуется тем, что мысль переходит в ней от утверждения вариантов в основании к утверждению следствия. Например: Если вред причинен личности гражданина, то он подлежит возмещению в полном объеме (лицом, причинившим вред). Если вред причинен имуществу гражданина, то он тоже подлежит возмещению в полном объеме. Но вред может быть причинен или личности гражданина, или его имуществу. Следовательно, в любом случае он подлежит возмещению в полном объеме. Формула: Символически: 2 . Деструктивная дилемма. Она отличается тем, что мысль направляется в ней от отрицания следствий, вытекающих из основания, к отрицанию самого основания. Например: Если у меня будет достаточно свободного времени, то я буду работать над книгой и писать картину. Я не работал над книгой или не писал картину. Следовательно, у меня не было достаточно свободного времени. Формула: Символическая запись Правила, которым подчиняется условно-разделительное суждение, складываются из правил других условных и разделительных умозаключений. Чисто-разделительное умозаключение. Обе посылки в нем – разделительные суждения, заключение – тоже разделительное. Пример: Политические институты бывают государственными или негосударственными. Негосударственные – в свою очередь, это партийные или непартийные (профсоюзы, молодежные, женские и т. д.) организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Алевтина сильная (лат.) Ангелина вестница (греч.) Аполлинария Аполлонова (греч.) Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч.) Афанасия бессмертная (греч.) Варвара иноземка (греч.) Василисса царственная (греч.) Вероника образ верности (греч., лат.) Гликерия сладкая (греч.) Диодора Божий дар (греч.) Ева жизнь (евр.) Евдокия благоволение (греч.) Евсевия благочестивая (греч.) Евфросиния радость (греч.) Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа) Зинаида божественная (греч.) Илария тихая, радостная, ясная Иоанна благодать Божия (евр.); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна; Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч.) Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат.). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь. Иустина дочь Иуста. Касиния служанка (лат.) Кирия Господня (греч.) Клеопатра славная по отцу (греч.) Констанция постоянная (греч.) Лия утомленная (евр.) Лукия светлая (лат.) Мариам их восстание, звезда моря (евр.) Мелания черная (греч.) Павла маленькая (лат.) Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат.) Параскева пятница, приготовление (греч.) Пелагия морская (греч.) Руфина рыжеватая (греч.) София премудрость (греч.) Сусанна белая лилия (евр.) Феодора Божий дар (греч.) Феодосия Богом данная (греч.) Феофания Богоявление (греч.) Харита любезная (греч.) Харитина благодатная (греч.) Христина Христова (греч.) Юния молодая, юная (лат.) Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине. Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах. Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Лидия – культурная [греч.] Любовь – русск. перевод греч. слова “агапи”. Людмила – милая людям [слав.] Максим – величайший [лат.] Мария – любимая, желанная [евр.] Марина – морская [лат.] Марк – родившийся в Марте (?) [лат.] Милица – … [слав.] Митрофан – явленный матерью [греч.] Михаил – Кто как Бог [евр.] Надежда – русск. перев. греч. слова “елпис” – надежда. Наталия – рождественская [лат.] Никита – победитель [греч.] Николай – побеждающий народ [греч.] Никон – побеждающий [греч.] Нина – морская богиня [вавилон.] Нонна – Богу посвященная, чистая, святая [егип.] Олег – как и Ольга от – священный [сканд.] Олимпиада – олимпийская [греч.] Ольга – (Хельга) священная [сканд.] Павел – малый [лат.] Павла – малая [лат.] Пантелеймон – всемилостивый [греч.] Параскева – приготовление, пятница [греч.] Пелагея – морская [греч.] Петр – камень [лат.] Прокопий – опережающий, успевающий [греч.] Пинна – от Дестина – госпожа [греч., болг.] (первоначально мужское имя) Раиса – легкая, готовая [греч.] Римма – от Роман [лат., болг.] (первоначально мужское имя) Роман – римский [лат.] Светлана – святлая от Фотиния [греч.] Серафим – пламенный [евр.] Сергий – от латинск. (римск. родовое имя) Симеон (Семен) – услышание [евр.] София – премудрость [греч.] Стефан (Степан) – венок [греч.] Стефанида венчанная [греч.] Сусанна – водяная лилия [евр.] Таисия – принадлежащая Исиде (египетской богине) [коптск., греч.] Тамара – пальмовая ветвь [евр.] Татьяна – от (имя легендарного Сабинского царя) Тит – почтенный [греч.] Тихон – Бог счастья [греч.] Федор (›еодор) – дар Божий [греч.] Филарет – любящий добро [греч.] Филипп – любитель коней [греч.] Фома – близнец [арамейск.] Хрисанф – златоцветный [греч.] Христина – Христова [греч.] Христофор – христоносец [греч.] О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа – во 2-ом выпуске, монашеский подвиг (преподобные) – в 3-ом выпуске, Христа ради юродивые – в 5-ом выпуске. Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска. Монашеский подвиг

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010