Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять. ЖЕЗЛ - см. посох. ЖЕРТВЕННИК - стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от горнего места. ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником или архиереем в конце литургии, стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы, читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого) ( " Благословляй благословящие Тя... " ), содержащая прошения о Церкви, священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров ( " Владыко Вседержителю, иже всю тварь... " ). ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч. занавес) - занавес, находящийся за вратами царскими со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без них в указанных уставом местах богослужения. ЗАДОСТОЙНИК - песнопение, которое поется в составе евхаристического канона вместо богородичной песни " Достойно есть " . На литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в другие дни, когда совершается литургия Василия Великого - особый Богородичный тропарь " О Тебе радуется " . ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА - 1. Икона " Воскресенье Христово " , расположенная на восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в виде витража. 2. Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на древках и стоящие в алтаре у восточной " стены. Во время крестного хода запрестольные иконы несут впереди шествия. ЗАТВОРНИК - монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении - в затворе ЗАЧАЛО - принятое в православной церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от 10 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. отрезок) сложилось к V в. ЗВЕЗДИЦА - две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко fotor6653 Во время пения священнослужители также читают в алтаре Трисвятое, крестясь и кланяясь, затем отходят на Горнее место. Трисвятое пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» – было внесено в Литургию по указу Константинопольского Патриарха Прокла в середине V века. Как объясняет историю его происхождения монах Иов (VI век), текст Трисвятого составлен из библейского ангельского восклицания «Свят, Свят, Свят…» ( Ис. 6, 3 ) и из 3го стиха псалма 41-го: «…к Богу, Крепкому, Живому». Последнее слово – живой (в греч. ксон), заменили на более звучное и выразительное – бессмертный (греч. афанатос). Первоначально Трисвятое было припевом к псалмам, которые пели во время крестных ходов. Молебное шествие, популярное в древности, совершалось из одного храма в другой в дни праздников или во времена бедствий. Народ в это время пел псалмы и после каждого стиха псалма трижды исполнял какой-нибудь тропарь (как сегодня, на Пасху, мы многократно поем «Христос воскресе из мертвых…»). Любимым припевом древних христиан было Трисвятое. Крестный ход подходил к храму к началу Литургии, верующие ждали прибытия епископа (а может быть, и царя) и с пением Трисвятого заходили в храм. Впереди всех входил епископ, преподавал верующим, заходящим вслед, благословение и начинал Литургию. (Выше мы говорили, что Литургия начиналась с малого входа). И сегодня, когда служит епископ, он первый раз заходит в алтарь именно во время пения Трисвятого, преподает всем благословение и с этого времени остается в алтаре. – Я читал в одной духовной книге, что Трисвятое не люди придумали, а передали им Ангелы… – Это легенда, которая появилась в Византии чуть позже. В этой легенде говорилось о том, как во время мощного землетрясения некий мальчик был восхищен на небеса и слышал там ангельское пение. Мальчик рассказал людям, о чем пели Ангелы, те стали Ангелам вторить, и землетрясение прекратилось. Вот как приводит эту легенду св. Иоанн Дамаскин:

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

  [xv] У греков на приходах редко бывают хоры. Поэтому на клиросе поют обычно один–два человека. Поют по одному и называются псалтами (греч.φλτηθ – «певец», от глагола φλνω – «петь»). Псалтами становятся через хиротесию (чин возложения рук), совершаемую епископом. Псалты для пения на клиросе надевают особые рясы, которые отличаются от священнических красными воротничками. Заслуженные псалты награждаются званием протопсалта и иногда в награду даже получают камилавку красного цвета, которую могут надевать во время службы. Кстати, и в монастырях будничные службы зачастую поет один псалт или же монахи поют не хором, а по очереди.– Перев.   [xvi] Протепистат (греч.πρωτεπιστατηζ – «лицо, пользующееся наибольшим доверием»), или прот Святой Горы, избирается ежегодно из числа антипросопов, то есть представителей, первых пяти (по диптиху) монастырей Афона.– Перев.   [xvii] Говорит старец Иосиф отцу Ефрему Катунакиоту: «Сейчас Великий пост, в субботу у нас литургия: причастимся, потрапезничаем и после можем говорить с отцом Арсением вплоть до самого вечера воскресенья, а в воскресенье вечером положим поклон друг другу и всю неделю уже разговаривать не будем, только знаками будем объясняться. Ты придешь в субботу, причастимся и тогда прервем молчание. И так – каждую неделю» (Старец Ефрем Катунакский. М., 2002. С. 210).– Ред.   [xviii] Афониада – церковная средняя школа для мальчиков, в то время располагавшаяся в бывшем русском скиту святого Андрея Первозванного. Учащиеся ее находятся на полном пансионе. Одежда у них, как у всех греческих семинаристов: подрясник, ряса и скуфья. Бороды, правда, им положено брить, чтобы отличаться от священников и монахов. Каждый из них закреплен за тем или иным афонским монастырем, в который приходит на выходные, праздничные и неучебные дни.– Перев. Комментарии Всего комментариев: 3 2015/04/28, 14:19:43 Дивен Бог Во Святых Своих! Очень интересно и познавательно. Спаси, Господи. 2014/01/25, 21:22:59 Слава Богу сергей 2011/02/21, 01:13:52 Великолепный Труд! Спасибо за публикацию!

http://isihazm.ru/1/?id=1606

159-160 ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) 160-162 ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) 162-168 169-170 ИПОДИАКОН в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей 171-173 173-174 174-175 ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма 175-176 176-180 180-193 193-195 ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 195-196 196-201 201-202 223-224 202-222 ИППОС [Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон], античный город у восточного берега Тивериадского оз. 224-229 ИППЭН ТИСИН (1239-1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин) 229-230 ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 230-231 ИПСИСТАРИАНЕ (ипсистарии, ипсистиане), синкретическая религ. секта, существовавшая в первые века по Р. Х. в вост. регионах Римской империи, а также в Византии до IX в. 231-232 ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 232-233 233-234 ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 234-235 235-268 ИРАКЛ [Иракла], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248) 269-271 271-275 275-276 ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. 277-279 279-280 280-292 292-297 ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

Мощи (греч. Λεψανα) – честные останки тел святых, сохранившиеся после их преставления. Почитание М. существовало с первых веков христианства, в древней Церкви на М. мучеников совершалась Литургия, в настоящее время частицы М. вшиваются в антиминс, на котором совершается таинство Евхаристии. Догматически почитание М. как предпрославленных (ранее всеобщего воскресения) тел святых основывается на вере, что святые и по смерти не вполне оставляют душой свое тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах и даже в их частицах. Мученик ( греч. μρτυς – свидетель) – человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа, засвидетельствовав свою веру кровью. М., имеющий сан иерея или архиерея, называется священномучеником (в определении Архиерейского Юбилейного Собора 2000 г. к лику священномучеников причислены также диаконы), М.-монах – преподобномучеником. Первым М. в высшем значении был Сам Иисус Христос, согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие давший наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом, и пример, вдохновляющий всех Его последователей. Во все века Церковь росла и укреплялась кровью М.; так, в годы богоборчества в России многие тысячи М. и исповедников, пострадавших за Христа, не дали ниспровергнуть Русскую Церковь , искупили отступничество и помрачение соотечественников, своей кровью оросили ниву сегодняшнего духовного возрождения страны. Восхвалением и прославлением М. как прошедших, так и будущих времен является Откровение ап. Иоанна Богослова ( Откр. 7, 14–17 ). Мясоед – так называют период времени между постами, когда по церковным правилам разрешена мясная пища; осенний М. – между Успенским и Рождественским постами (с 15 августа по 14 ноября ст. ст.), зимний – от Рождества Христова до масленицы). Мясопустная Неделя – последний день перед Великим постом, в который по Уставу разрешено употребление в пищу мяса (воскресенье перед сырной седмицей). Н Набедренник – часть богослужебного облачения священника, продолговатый прямоугольный плат с изображением креста, который прикрепляется за два угла к длинной ленте и носится на правом бедре (при наличии палицы – на левом). Символически прямоугольная форма набедренника означает духовный меч пастыря – Четвероевангелие. Право ношения Н. дается священникам в качестве первой по очереди награды за ревностное служение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

650. Как замечают А. Риго и П. И. Скалцис, здесь подразумеваются богомилы, отрицавшие церковные молитвы и песнопения (за исключением молитвы «Отче наш»). Ср., однако, наше предисловие к переводу глав. 651. То есть в сочинениях монахов Дионисия и Феодула (см. предисл.). 652. В своём переводе А. Риго относит τοτους к гимнам, а Церковь считает подлежащим («разве Церковь не принимала их как истинно Божии»), однако личная форма глагола δχ (вместо инфинитива, необходимого в обороте accusativus cum infi nitivo, но не зафиксированного в аппарате Сотиропулоса) препятствует такому пониманию. 653. Х. Г. Сотиропулос отсылает к Мф. 18, 7; 23, 13; 5, 19, но прав А. Риго, указывающий на Ис. 5, 20. Наше понимание начала этой фразы отлично от перевода А. Риго, навряд ли отвечающего грамматике: «Senza dubbio gli insegnamenti dei Padri ch iuderanno la bocca di quelli ch e dimorano nella pigrizia e nella futilita» («Несомненно, учения Отцов затворят рот тех, кто…»). Греч. текст: «μλει, τν τοιοτων ο τοιοτοι κδιδασκμενοι, τ στματα φιμωθτωσαν, τ κνηρ ναπομεναντες κα τ οα πισπμενοι " . 654. Ср., напр.: 2Тим. 3, 1; Деян. 2, 17. 655. См. предисл. 656. Из-за обилия подобных мест конкретных ссылок – в отличие от издателей Фикары – здесь не приводим. 657. Ср.: Пс. 148, 3–4. 658. Ср.: Пс. 148, 11–12 (у издателей Фикары худшая ссылка на Пс. 95, 3). 659. Ср.: Антиох монах. Пандекты Священного Писания, 105 (О псалмопении)//PG 89, 1752 A. 660. Ср.: Евагрий Понтийский (Пс.-Нил Анкирский/Синайский). О молитве, 60//PG 79, 1180 B («Если ты богослов, то молишься истинно; и если ты истинно молишься, то ты богослов»). 661. 72 οκ στι μεζων ργασα τς ργασας τς προσευχς. В таком виде мы нигде более не нашли этой цитаты. Издатели Фикары ссылаются на Великий Патерик (Γεροντικν Μγα. Θεματικ Συλλογ. Τ. Γ. Θεσσαλονκη, 1997. Κεφ. ΙΒ, 3: 1–4. Σ. 358=Изречения святых отцов, систематическое собрание, XII, 2//SC 474, p. 208: 4–5 Guy), где имеются следующие слова аввы Агафона: οκ στιν τερος κματος ς τ εξασθαι τ Θε περισπστως (последнее слово отсутствует в греч. изд. Великого патерика), т. е.: «нет другого [столь тяжёлого, в рус. пер. большего] труда, нежели нерассеянной [в рус. пер. без развлечения] молиться Богу». Хотя совпадение между двумя высказываниями не буквальное, очевидное смысловое сходство говорит в пользу предположения издателей Фикары.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

107 См.: Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1998 (в изд. включены переводы «Разговора богатых и бедных» Макремволита, «Монодии на павших в Фессалонике» и «Слова о пренебрежении к смерти» Кидониса). 108 Некоторые рукописи, содержащие произведения Григория Паламы , в т.ч. фрагменты «Триад в защиту священнобезмолвствующих», его переписку с Акиндином и полемику с «великомнящим о себе» Варлаамом Калабрийцем и «пустеньким мудрецом» и «урожденным невеждой» Григорой, а также Святогорский и соборные (1341,1347 и 1351 гг.) томосы в защиту священнобезмолвствующих (рукопись, переписанную иждивением главного драгомана Порты Николая Маврокордата в 1708 г., а также рукопись 150 глав «физических, богословских, нравственных, практических и очищающих от заразы Варлаама»), обнаружил в афонской Великой Лавре Св. Афанасия («внутренность книгохранилища не обширна и неказиста. Тут две комнаты. ...Рукописи размещены на открытых полках у стен второй комнаты, которая гораздо больше первой. Их не очень много. Списка им нет. Из них я выбрал 60 рукописей, рассмотрел их внимательно в течение 13 дней, составил для себя отчетливый каталог их и выписал из них все, что показалось мне замечательным и новым в области человеческого ведения») Порфирий (Успенский) – см.: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского . М., 2006. С. 232, 235–266 (нижн. паг.). 109 Petit L. Documents relatifs au Concile de Florence. (Euvres anticonciliaires de Marc d’Ephese. T. 15, 17; idem. Marc d’Ephese/Diet. Theol. Cath. Vol. 9; Grumel V. Marc d’Ephese: Vie, dcrits, doctrine/Estudias Franciscanas. Barcelona, 1925. 36; переводы еп. Арсения (Иващенко): Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека/Странник. 1872. Т. 3; Ритора Мануила о Марке Ефесском и Флорентийском соборе/Христ. чтение. 1886. Т. 2. См. также: Каллист Властос Агиорит из Эфеса, монах. Марк Эфесский и Флорентийский собор: Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. М., 2009 (греч. изд.: Афины, 1896; греч. афонское переизд.: 1991); а также работы на греческом яз.: Диамантопулос А. Марк Евгеник и Собор во Флоренции. Афины, 1899; Калогирас Н. Марк Евгеник и кардинал Виссарион. Афины, 1893; Пападопуло–Керамевс А. Марк Евгеник как отец Православной Кафолической Церкви/Byz. Zeit. 1902. Bd. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя само слово «лаик» в Библии редко и неясно, в ней, тем не менее, содержится самое полное и ясное понятие о «народе Божием». Наряду с функциональным священством, священнической кастой левитов, Писание утверждает всеобщее Священство «народа Божия» в целом. Со времени дарования Закона Моисею Господь говорит: «Вы будете у Меня царством священников (евр. mamleket kohanim) и народом святым» ( Исх. 19.6 ). В греч. тексте это переведено как «βασλεοιν ιερτευμα», «царское священство», то есть «народ священников», служащих Царю Небесному. В Новом Завете ап. Петр вновь употребляет это выражение: «Вы народ избранный, царское священство… некогда не народ, а ныне народ Божий (греч. λας Θεο)» ( 1Пет. 2.9–10 ). Отделенный и собранный некогда в Иерусалимском Храме, теперь народ Божий, собранный в Церковь , перестает жить ветхозаветными пророчествами, и входит в саму реальность полученных им Откровений. Отныне он собран во Христе, Который «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» ( Откр. 5.10 ). Сами миряне принижали присущее им достоинство «царственного священства» и потому епископы неизбежно все больше и больше становились средоточием священного, священнического, «посвященного». Дистанция увеличивалась и продолжает увеличиваться прогрессирующим охлаждением, оскудением «лаиката», его страшным отказом от даров Духа Святого. Это настоящее «отпадение лаиков», предательство ими своей священнической природы. Два полюса «лаоса», народа Божия – христианский царь, который защищал Церковь и именовался «епископом внешним» и «вселенским диаконом» (титул византийских императоров), и монах, жизнь которого целиком посвящена духовному деланию, – еще сохраняли харизматическое достоинство «лаиков», но то, что находится между этими двумя полюсами, падает в пустоту действительно профанную; большинство, хотя и крещеное, отождествляется с вещами мира сего, возвращается к ветхозаветному смыслу слова «laic», который прилагался к вещам, и таким образом само становится одной из профанных вещей мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХОВНИК [духовный отец; греч. πνευματικς πατρ], в правосл. Церкви священник или старец-монах (в древности часто не имевший хиротонии, но обладавший духовным авторитетом), регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению молитвой и советами. Хотя Д. в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV в., истоки духовничества восходят к апостольской эпохе. Так, ап. Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «...хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4. 15; ср.: Гал 4. 19). Он подчеркивает свое особое попечение об ап. Тимофее, называя его своим сыном во Господе (1 Кор 4. 17; ср.: Флп 2. 22; 1 Тим 1. 18; 2 Тим 2. 1). На то, что это был распространенный обычай среди первых христиан, указывают тексты Посланий др. апостолов (см., напр.: 1 Петр 5. 13; 1 Ин 5. 21). В отличие от последующих эпох основанием для такого рода отношений служила не столько практика регулярной исповеди (о характере к-рой новозаветные тексты почти ничего не сообщают), сколько участие «отца» в обращении «сына» ко Христу, в его крещении и непрестанном направлении по пути веры. Выражение πνευματικς πατρ впервые встречается в апокрифическом сочинении - греч. Апокалипсисе Варуха - и явно относится к христ. священству (Apoc. Bar. 13. 4). Однако ввиду неопределенности даты написания и вероятных интерполяций этот текст не может служить надежным свидетельством возникновения института Д. Вместе с тем уже в III в. появились указания на существование помимо канонической дисциплины, подразумевавшей публичную исповедь с участием общины, практики тайной исповеди перед епископом или пресвитером (хотя сделать однозначные выводы о ее сакраментальном характере нельзя). Так, сщмч. Мефодий , еп. Патарский, толкуя кн. Левит, говорил о необходимости регулярно «показывать душевную проказу иереям» ( Method. Olymp. De lepra. X 3 (67)), чтобы в случае совершения греха не доводить дело до публичной исповеди и отлучения на длительный срок. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» именуются епископы (Const. Ap. 2. 33), причем акцент, как и в НЗ, делается не на принятии исповеди, а на крещении, наставлении в вере и т. п. В целом в IV в. выражение «духовный отец» употреблялось достаточно широко. Напр., свт. Василий Великий , обращаясь к свт. Афанасию I Великому , называл его духовным отцом ( Basil. Magn. Ep. 82 (78)); вместе с тем так же он называл прор. Давида ( Idem. Hom. in Ps. 33. 12).

http://pravenc.ru/text/180658.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АММОНИЙ ДОЛГИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аммоний Долгий, Длинный, Безухий (2-я пол. IV - ок. 403 ), монах , преподобный Память 10 января (Греч. ) Один из египетских братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). Четыре брата (Аммоний, Евсевий, Диоскор и Евфимий) и две сестры удалились в Нитрийскую пустыню , где стали вести монашеский образ жизни. В " Лавсаике " Палладия Еленопольского об Аммонии Долгом, ученике аввы Памвы , сообщается, что он " достиг высот боголюбия " и не только знал наизусть Священное Писание , но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . Преподобный Аммоний прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его, не считая хлеба, составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как Аммоний. Слава о нём распространилась по всему Египту, и жители одного города просили патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить Аммония епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы патриарха настаивали, преподобный сперва пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда преподобный и получил прозвище Безухий - Παρτης). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: " Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу " . Тогда Аммоний поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата Аммония Диоскора епископом Ермопольским, а двух других " Долгих братьев " , Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви . Однако впоследствии, согласно Сократу Схоластику, они покинули патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. " Долгим братьям " пришлось бежать в Палестину , откуда они вместе с пресвитером Исидором, также отлучённым Феофилом, отправились в Константинополь и представили дело на суд патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Святитель Иоанн, хотя и не принял братьев в общение, однако предоставил им убежище и написал патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинён во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://drevo-info.ru/articles/23290.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010