Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

Монах – дословно с греч. «одинокий», пустынник (анахорет) или член монастыря, живущий по его правилам и посвятивший всего себя Богу. Стать М. мог выходец из любого слоя общества, даже бывшие раб или рабыня. Мужчина, принимающий монашеский обет и совершающий святое таинство пострига, не должен был быть моложе 10 лет, а женщина – 17 лет (см.: схима). Монашество возникло в IV в. в восточных провинциях Римской империи, Египте, Сирии, откуда быстро распространилось на Западе. М. отличает следование концепции одиночного житья (моназеин), уход от мира, отречение от мирских соблазнов, семейной жизни, богатства и соблюдение главных монашеских обетов – послушания, терпения, смирения, бедности и целомудрия (безбрачия). М. могли жить отшельниками (анахоретами) или селились общинами в монастырях (лаврах, киновиях), где царили строгие правила, регулировавшие жизнь братии, однако в Византии они не объединялись в монашеские ордена, свойственные католичеству. Соотношение М. и монахинь, вероятно, соответствовало 1:5. Монашеские степени – низшая (рясофор, дословно с греч. «носящий рясу», повседневное длиннополое одеяние – туника с широкими рукавами и шапочка-камелавкий); средняя (мантия или малая схима – дословно с греч. «форма», «образ»); высшая (великая схима, которая отличается более строгими обетами). Священники из М. называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. М.-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами. Они носят аналав, крест на крест перевязывавший спину и грудь, и прикрывают голову и плечи куколем (кукулием). См.: Антоний Великий , назарей, преподобномученик. Монголы – термин, обозначавший вначале одно из племен, затем стал собирательным, подразумевающим всю монгольскую народность вместе взятую. В XII в. представляли кочевое общество на степных просторах Монголии, базировавшееся на родовых кланах и племенных объединениях – улусах во главе с ханами. Справившись с родо-племенной враждой, М., руководимые Чингисханом, создали в 30-х гг. XIII в. монгольское государство – орду и совершенную систему вооруженных сил. Они начали широкомасштабные завоевания, в ходе которых вторглись в северный Китай, Среднюю Азию, Иран, разбили волжских булгар, пересекли Кавказ, опустошили Грузию, Азербайджан, дунайский регион, разорили Крым, княжества древних русов и надолго покорили Русь. Болгария, Трапезундская империя, Румский султанат селджуков в Малой Азии стали вассалами М. Центр созданного ими государства – Золотая Орда находился в междуречье Волги и Дона. В начале XV в. монгольское владычество распространилось до владений султана османов Баязида, который в 1402 г. был разбит монгольским правителем Тимуром (Тамерланом), подчинившим себе Золотую Орду. Однако Тимур не смог закрепить свои завоевания и Монгольская империя перестала существовать. Правители улусов остались один на один с порабощенными народами, которые со временем покончили с монгольским владычеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кимвал – музыкальное орудие у древних евреев, состоявшее из двух металлических кружков или тарелок, которыми ударяли одну о другую; употреблялось во время праздничных Богослужений в храме. (Странник 1876 г.). От величественного и громогласного звука, издаваемого кимвалами, они назывались кимвалами восклицания, ( Пс.150:5 ). Кимвалами Григорович-Барский, известный паломник, называет церковные колокола (Нов. Скр. стр. 498). Киноник (греч. κοινωνικς – общий, входящий в общение), иначе причастен. Это – стих, заимствованный (большею частью) из пророков, который поется на литургии во время раздробления Агнца и причащения священнослужителей после пропетия Един Свят, Един Господь... (Нов. Скр. ч. II, rл·VII, § 68). Кирие елеисон (греч.) – Господи помилуй. Киот – это или отдельно устрояемые, по возможности, украшенные рамы или вместилища для св. икон или же таковые места, устрояемые в иконостасе. Кладбище – особо отведенное вне города или селения и огражденное каменной, досчатою или плетневою стеной место для погребения умерших. Клепало – тоже, что било (см. это слово). Клир (от греч. κλρος – жребий, надел, часть наследства). Сим именем называется сословие всех служащих в церкви, ибо и самое служение Церкви Христовой в слове Божием называется жребием служения – κλρος τς διακονας ( Деян.1:17,25 ) Слов. Михайловского. Клирос. Так называются места, устрояемые в передней части храма, по обеим сторонам амвона, для помещения чтецов и певцов. Клобук (иначе шлем) – головной убор монахов второго чина (см. слово монах). Это – камилавка, обернутая или обшитая материей черного цвета так, что концы этой материи покрывают грудь и спину носящего этот клобук. (Нов. Скриж.). Клятва. Так называется добровольно сделанное христианином обещание сделать то или другое или не делать того или другого, обещание, соединенное при этом с указанием и назначением себе того или другого наказания за невыполнение того обещания. „Если я не сделаю, то и другое, то да будет со мною такое или другое несчастие!“ говорят многие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея. Уставное А. б. требует участия большого числа клириков: протодиакона, неск. пресвитеров и диаконов, иподиаконов — два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы ) , двум (или четырем) вручаются рипиды, один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий   — выносная свеча; за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы. Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нем благодати. Одно из древнейших свидетельств облачения архиерея в одежды, отличающиеся от одежд проч. клириков, содержится в «Апостольских постановлениях» (VIII 12. 4). В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже преп.  Исидором Пелусиотом (1я пол. V b.) ( Κορκουλα. Σ. 63–65). Вплоть до XI–XII вв. омофор был единственным знаком отличия архиереев и надевался поверх полного священнического облачения, но со временем к архиерейским облачениям добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает архиерейский камисий (т. н. подсаккосник), епитрахиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заменяться фелонью), 2 омофора (большой и малый, из коих 1й надевается во время процессий, 2й — во время собственно тайнодействий), панагию (архиерей за богослужением также носит крест и вторую панагию, если он награжден ею), митру; как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл (в рус. традиции украшается сулком; в поздней греч. практике сулком украшают свои жезлы предстоятели Поместных Церквей; в РПЦ Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук или куколь, у Патриарха — второй параман (Дмитриевский. Ставленник. С. 265—329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. См. в ст. «Облачения церковные».

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

2 мая 1893 Тернер Федор Густавович Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Предложение собраться и обсудить возможность создания философского кружка. Толстой Дмитрий Андреевич, гр., обер- прокурор Св. Синода, мин. нар. просв. Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. На бланке. Писарской почерк. Подпись- автограф. На л. 2 – черновик ответа Янышева. Просьба обратить внимание на статью амери­канского епископа Клевеланда Кокса о законности англиканской церковной иерархии. Упом.: о. Владимир Гетте . 27 февр. 1869 22 июня 1895 K αισαρεí ας Ιωννης, митрополит Письма (4) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Константинополь. На греч. яз. На л. 7 об. черновик ответа И. Л. Янышева на нем. яз. Конв. 1897–1898 M εσολωρας I. Е. Письма (5) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Афины. На греч. и нем. яз. Пометы и черновики от­ветов И. Л. Янышева. 1 письмо на бланке. 2 конв. 1895–1896 и б. д. Νικηφρος ( Καλογερας), архиеп. Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Афины. На греч. яз. 2-е письмо – на визитной карточке. Конв. 19 окт. и [дек. 1892] Angelis, de, Augustine, монах старокатолической миссии в Америке Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Дю­валь (США). На англ. яз. и перевод на рус. яз. неуст. лица. На бланке. Пожелание воссоединения старокатолической и православной церквей; надежда на помощь со сто­роны Русской церкви. Упом.: архиеп. Алеутский и Аляскинский Нико­лай (Зиоров), Хомяков, Döllinger, H. Loyson. 11 мая 1892 Badaire A. E., ред. журн. France et Russie Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Па­риж. На фр. яз. Конв. Отсылка нескольких статей из журнала. 24 мая 1891 Bergman, пастор Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Эссен. На нем. яз. На бланках. На лл. 1–2 черновик ответа И. Л. Янышева. Конв- 29 июня и 9 сент. 1895 Bommer H., пастор Письма (2) Иоанну Леонтьевичу Янышеву. Кёльн. На нем. яз. Письмо 1897 – с припиской Th. Weber. На л. 1 – черновик ответа И. Л. Янышева. Приложение: почтовая квитанция. 17дек. 1897 и 21 янв. 1898 Bromage R. Raikes, приходской священник Письмо Иоанну Леонтьевичу Янышеву. На англ.яз. Отсылка переведенных им на английский язык изданий восточных литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Общее пение шестопсалмия предполагают еще и греч. ркп. и печ. изд. Иерус. устава, судя по выражению: «начинаем шестопсалмие», которое слав. ркп. заменяют уже «начинает предстоятель» (ркп. XIV в., но ркп. XV и XVI в.: † «или екклисиарх»); (если греч. ркп. о чтении молитв говорят, что их священник читает, когда «предстоятель начнет 102 пс», то здесь разумеется запевание). «Чин» патр. Филофея: «предстоятель или учиненный монах говорит шестопсалмие». Старообр. уст.: «начинает игумен или екклисиарх – кротким и тихим гласом и глаголет по ряду ексапсалмы» 2398 . В бытность Арсения Суханова на Востоке шестопсалмие читал патриарх 2399 . – Повторение стихов отмечается в слав. ркп. уставов XIV в. согласно с нынешним Часословом, но по 2 и 5 псалмах стих по дважды 2400 . Это, как и нынешнее повторение в конце последнего псалма «Услыши мя, Господи, в правде Твоей» дважды, – должно быть, след прежнего пения шестопсалмия на два хора. След пения его – и нынешний обычай петь «Слава в вышних Богу» и «Господи устне мои», а также последнего «аллилуиа». Греч. печ. Орологий после 3-х псалмов: «Сл. и н., аллилуиа 3» 2401 . Первопеч. слав. Часословы, например Моск. 1658 г. и старообр.: † «Господи помилуй 3, Сл. и н.»; а в конце 6 пс: «Услыши мя в правде Твоей, Господи, услыши…» и этот стих однажды. Старообр. уст. в конце «Сл. и н. аллилуиа 2, клирицы же 3-ю аллилуию с пением». Утренние молитвы Не довольствуясь собственною молитвою в словах шестопсалмия, верующие посылают на молитву облагодатствованного ходатая за себя, напоминающего небесного Ходатая за нас пред Богом, в лице священника, который во время шестопсалмия, стоя пред царскими дверьми, приносит наши молитвы в таинственной безмолвной беседе с Богом. Этих тайных молитв священника на утрене, сообразно большей длине и значению этой службы в сравнении с вечерней, более, чем на последней, но количество их определено, как и на той, символическим числом – 12, соперничающим с 7 священной знаменательностью. Ближайшим образом число это внушает мысль, что мы все часы ночи, – времени, особенно располагающего к молитве и удобного для нее, – хотели бы провести в ней, напоминая о том, что утреня и возникла из первоначальной всенощной службы (вигилии) под праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Вонмем и прокимен»; немного позднейший список (у Гоара) вместо «тотчас садится» имеет: «И садится архиерей с иереями, тогда как диаконы и служители, и клир и народ стоят» [ 413 ]. Такое сидение священников за прокимном и чтением (Апостола) называется в древних уставах «горе седание», καθδρα νω, или большим сидением, в отличие от сидения всего народа, которое называется доле седанием, καθδρα κτω, или малым, и которое дозволялось на всех чтениях, кроме паремий и Апостола (конечно, и Евангелия) [ 414 ]. Хотя за прокимном на воскресной вечерне не было чтения и в древности, как теперь, но, как мы только что видели, при Симеоне Солунском (XV b.) священнослужители садились на горнем месте на время его; отсюда нынешний (не записанный) обычай стояния их в это время на горнем месте. Исполнение прокимна Кроме предваряющих возгласов, прокимен выделяется из других песнопений и внешней обстановкой пения. В исполнении прокимна принимает самое заметное участие канонарх, выступающий так в богослужении в особо торжественные моменты: на Бог Господь или аллилуиа (см. гл. 27 Тип.). После возгласов пред прокимном «канонарх же, поклонение сотворь к настоятелю, сказует прокимен и стихи, клирицы же поют прокимен — Чтец же (=канонарх), согбене руце имея при персех, среди храма стоя, ожидает конца прокимена; и сотворив поклонение, отходит на свое место». По древним уставам Выступление канонарха на прокимне — остаток прежнего пения его и стихов одним певцом пред пением народа (отсюда и название — канонарх); посему в вышеприведенном месте Евхология VIII–X b. вместо канонарха — певец; см. Вступит. гл., с. 295; ср. ныне на Преждеосв. лит. «Да исправится». О канонархе на прокимне ркп. Иерус. уст. следующим образом: груз. ркп. XIII b. — вместо «канонарх» — «тот, кто должен сказать прокимен»; греч. ркп.: «учиненный (ταχθες) монах»; древ. слав. ркп. «ин (т. е. по сравнению с читавшим «Свете тихий») мних». Вместо «сказует» древ. греч. ркп. ничего; позднейшие (с XIV b.) и печат. греч.: «поет» (ψλλει), так и слав.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Roma, 1974. N 41; и лит. при статьях Архиерей, Иерархия, Дьякон, Священник, Священство. Приложение Инок ИНОК – древнерус. название монаха, иначе – чернеца. В ж. р. – инока, соврем. – инокиня (монахиня, черница). Происхождение названия объясняется двояко. 1. И. – «одинокий» (как перевод греч. monos – «один», «одинокий»; monachos – «отшельник», «монах»). «Инок наречется, понеже един беседует к Богу день и нощь» («Пандекты» Никона Черногорца, 36). 2. Другое толкование выводит название И. из иного образа жизни принявшего монашество: он «иначе должен вести жизнь свою от мирского поведения» ( Дьяченко Г. , свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 223). В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») послушника, – до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. – как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно. Иночество (в старом значении) – монашество, черничество. Иночествовать – вести монашескую жизнь. Мирянин МИРЯНИН – тот, кто живет в миру, светский («мирской») человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству. М. – представитель церковного народа, принимающий молитвенное участие в храмовом богослужении. Дома он может совершать все богослужения, приведенные в Часослове, Молитвослове или ином богослужебном сборнике, опуская священнические возгласы и молитвы, а также дьяконские ектеньи (если они содержатся в богослужебном тексте). В случае крайней необходимости (при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности), М. может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине; 2) схииеродьяконом, если он принял схиму; 3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве; 4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве. К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон». Пресвитер (греч. пресвитерос – старец), либо священник, иерей (греч. иереос – священник)священнослужитель, который может совершать шесть из семи Таинств, за исключением Таинства Священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» 59 . Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению. Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют: 1) иеромонахом (греч. иеромнихос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине; 2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму 60 ; 3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства; 4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов); 5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения); 6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму. К священнослужителям принято обращаться следующим образом. 1 . К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие». 2 . К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексий» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Способ исполнения    Занимая на вечерне аналогичное с великим славословием на утрене положение, «Сподоби Господи» требовало бы и такого же образа исполнения, т. е. пения. Но сообразно меньшей торжественности вечерни по сравнению с утреней эта молитвенная песнь здесь не поется, а читается; ввиду же ее важности, чтение ее Типикон поручает настоятелю, относя ее к числу 10 важнейших молитв, читаемых настоятелем (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя дозволяет чтение ее и чтецу (в этой (2-й) главе, в главе же 7-й такого дозволения не дано).    Чтение «Сподоби Господи», несмотря на его песненно-хвалебный характер и аналогию со славословием великим, – отголосок того, что и для этого последнего славословия в Студийском уставе положено было пение, близкое к чтению (см. Вступит. гл., с. 368; см. ниже, «Великое славословие»). — Ркп. Иерус. Типикона об образе исполнения Сподоби Господи так: груз. XIII в. – «народ: Сподоби Господи»; древнейшие греч. (Моск. Рум. муз. Сев. собр. 491/35 XIII в.) – «мы: Сподоби Господи»; позд. греч. (Моск. Син. б. 381 XIV в.): «учиненный монах»; слав. (например, Киевск. Муз. Аа 194 XVI в.) – «глаголем». ПРОСИТЕЛЬНАЯ ЕКТЕНИЯ    Восполнением молитвы «Сподоби Господи» служит следующая ектения, где прошения этой молитвы и распространяются, и усиливаются тем, что возносятся чрез священнослужителей. Эта ектения называется в просторечии «просительною», а в богослужебных книгах по первому слову ее ектенией «Исполним» (πληρσωμεν). Такое начало ее указывает на то, что она является заключительной в службе. Как выше замечено, она является дополнением сугубой ектении в том отношении, что та заключает в себе прошения о лицах, а эта о предметах, нужных этим лицам. И подобно тому, как прошения великой ектении о лицах в сугубой получают дальнейшее развитие, хотя сосредоточиваются на одних верных, так и краткие прошения великой ектении о нуждах людских здесь становятся подробнее и вместе с тем возвышаются в своем содержании, именно, ограничиваются кругом одних духовных нужд. И по строю своему просительная ектения начинает оттуда, где великая ектения оканчивает («Заступи, спаси»). Начиная свое моление с того прошения, которым ектении великая и малая заканчиваются, просительная ектения делит наши нужды на 6 разрядов, говоря сначала о ближайших нуждах (безгрешном вечере, утре или дне), а затем о постоянных и все более и более важных: просит хранителя безгрешности – Ангела, условия для дальнейшей безгрешности – прощения доселешних грехов, других благоприятных условий для праведности – такого же, как настоящий вечер, и всего вечера («прочее время») нашей жизни, и ее заката – кончины; после общего с великой ектенией обращения к ходатайству святых, ектения залог исполнения молитвы указывает в благости и человеколюбии Божием (ср. выше, с. 569).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010