херсонский, 7 марта.     Капитон муч., с Памфилом, 12 авг.     Карион (Кариец, карийский наемной солдат, малорослой солдат, насмешливое его прозвище) монах, 5 дек.     Карп (плод греч.), ап. из 70, 26 мая. Карп, еписк. фиатирский, 13 окт.     Картерий (терпеливый, мужественный, греч.) священномуч., 8 янв.     Касиния (точнее Касиня — служаночка, лат., у Римлян Карина — дно у водяного судна, киль, корабль, или карийкая плакальщица), мученица анкирская, 7 нояб.     Кассиан (порожний пустой, cassus, лат., илн принадлежащий Кассии — пряная корка, греч.) преп., римлянин, 29 февр.     Кассиан грек, угличский чудотворец, 21 мая.     Касторий (бобровый, греч. и лат.), муч. рижский, 18 дек.     Кастор (блистающий — καζω превосходный, начальник, бобр, греч. и лат.) муч. 18 сент.     Кастрикий, (лагерный? лат.) муч. мелитинский, 7 ноября.     Кастул, (вооруженный, лат.) муч. римский, 18 дек.     Катерий (разрушительный, греч.), Муч. севастийский, 3 нояб.     Катун, из 10 мучеников, пострадавших в Пергии памф., 1 авг.     Квадрат (квадратный, имеюшийющий четыре стороны и четыре утла равные, лат.), 4 марта.     Квинтилиан (от quintus пятый, лат.), муч. доростольский, 28 апр.     Келестин (небесный, лат.), папа римский, 8 апр.     Келсий (высокий, лат.), 14 окт.     Келсий, муч. егип., 8 янв.     Кенсорин (цензорский, лат.), муч. римский, 30 янв.     Керкира (по острову Корцира на ионийском море близ Эпира, кривой — κρκος, греч.) дева, мученица керкирская, 28 апр.     Кесарий (кесарский) диакон, муч. тарракинийский, 7 окт.     Кесарий в Дамаске, 1 нояб.     Кесарий, брат Григориа Богослова 9 марта.     Кесарь от 70 ап. 8 дек. и 30 кар.     Кикилия (Цецилия, слеповатая, близорукая, слепая змея, медяница, лат.), 22 ноября.     Киндей (опасный, подвижный, греч. κινω), из 10 мучч., постр. в Пергии памф., 1 авг.     Киндей, пресв. из Сиды памф., муч. 11 июля.     Киприлла или Кирилла (барышня, греч.), мученица киривейская, 4 июля.     Киприан (с о. Кипра, кипрский), муч. коринфский, 10 марта.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

З Завеса ( греч. καταπτασμα) – занавес, находящийся за вратами царскими со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без них в указанных Уставом местах богослужения. 3. знаменует собой покров тайны, покрывающий святыни Божии; открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения; закрытие завесы на Литургии во время Причащения священнослужителей, символически изображающего Тайную вечерю, напоминает, что это великое событие новозаветной Священной истории совершалось тайно от людей. Запрестольная икона – 1. Икона, находящаяся на восточной стене алтаря над Горним местом; обычно это изображение Воскресения Христова (которое часто делают в виде витража), но на этом месте также изображают Пресвятую Троицу, Божию Матерь или событие, которому посвящен храм. 2. 3. и. называют также выносную икону Богородицы, укрепленную на древке и стоящую в алтаре у восточной стены: во время крестного хода эту икону, а также крест с распятием несут впереди шествия. Зачало – принятое в Православной Церкви богослужебное деление текста Четвероевангелия, Деяний и Посланий святых апостолов. Каждое из 3. является законченным изложением события, их размер – от 4 до 50 стихов. Звездица ( греч. αστερσκος) – две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце проскомидии ставится на дискос для предохранения от смешения частиц при покрытии покровами. Символически Звездица изображает вифлеемскую звезду. И Игумен ( греч. ηγομενος – ведущий) – в древности И. называли начальника монастыря, который не всегда был священником; впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время в Русской Церкви И. – сан, который дается иеромонаху в качестве награды (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и который обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Иерей ( греч. ερες) – священник. Иеродиакон ( греч. ιεροδικονος) – диакон–монах. Иеромонах ( греч. ιερομναχος) – священник–монах. Икона ( греч. εκν – образ, изображение) – изображение Иисуса Христа, Богородицы и святых угодников Божиих, предназначенное для духовного общения с этим лицом, а также изображение какого–либо церковно–исторического события для благоговейного воспоминания о нем. Первой И. считается отпечатленный на убрусе Лик Спасителя, посланный им царю едесскому Авгарю. Хотя иконопись существовала с первых веков христианства (одним из первых иконописцев был евангелист Лука), но догматически почитание И. было утверждено VII Вселенским Собором (787 г.), согласно определению которого «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

ЗВОН - см. колокольный звон. ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ - молитвы, читаемые священником во время богослужения. ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. ИЕРЕЙ (греч. священник) священник. ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) — дьякон-монах. ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах)священник-монах. ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением величания на праздничной утрене. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - общественное богослужение, совершаемое после шестого или девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л. причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания " Единородный сыне " , пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений, молитвы " Отче наш " , тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны называют обедницей. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные дни антифонами. ИКОНА (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - " честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней " . В Русской православной церкви иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Заутреня – см. утреня. Игумен (греч. ведущий, духовный руководитель) – духовный чин настоятелей монастырей. Иеродиакон – диакон, принявший монашество. Иеромонах – священник-монах. Иподиакон – в православной автокефальной (независимой) церкви церковнослужитель, занимающий промежуточную ступень между чтецом и диаконом; заведует в храме священными сосудами и покровами, а также помогает архиерею во время богослужения. Исихасты (гезихасты; греч. – отрешенность, безмолвие, покой) – безмолвники, принявшие обет молчания; последователи мистического учения византийцев и афонских монахов-отшельников, считавших, что они видят божественный свет, отвлекаясь от окружающего. Камилавка – бархатный головной убор белого духовенства; с 1798 г. в русской православной церкви является для священников почетной наградой. Канон – одна из форм богослужебного песнопения: диалог между чтецом и хором или между двумя хорами. Канонарх (от греч. «начинаю») – руководитель канона, провозглашающий, что будет петься и каким голосом. Кануны – дни, предшествующие церковным праздникам; для них предусматриваются особый чин богослужения и поведенческие обряды. Кафизма (от греч. «сидение») – одна из двадцати частей (разделов), на которые поделен Псалтирь – сборник псалмов Ветхого Завета Библии. Клирос (греч. «место на солее») – в русских православных храмах возвышение (солея) перед иконостасом, где во время богослужений находятся чтецы, певцы, священнослужители. Клобук (тюрк.: колпак, шапка) – черный головной убор монашествующих в православной церкви; белые клобуки носят митрополиты и патриархи. Крестное знамение – в христианстве – воспроизведение креста движением руки. Куколь (лат. cucullus – капюшон) – монашеский головной убор. Ладан – ароматическая смола из надрезов дерева босвеллия; в христианских богослужениях применяется для каждения. Литургия (греч. богослужение) – главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения. Разделяется на три части: проскомидию (см.), литургию оглашенных (см.) и литургию верных (причащение христиан).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Исповедь. Так называется видимая, обрядовая принадлежность (часть, сторона), а часто и самое таинство Покаяния, состоящая в том, что христианин пред своим духовником, как уполномоченным свидетелем Сына Божия, единого, имеющего власть отпущать грехи, с сердечным сокрушением и решимостью впредь исправиться, рассказывает свои согрешения и содеянные неправды. Самая полная откровенность и искреннейшее сердечное сокрушение о содеянных прегрешениях с решимостью исправиться – необходимые качества исповеди. Исповедание веры. Чтобы быть не по имени только, a действительно истинным христианином, недовольно одной веры в Бога и Его Единородного Сына, Иисуса Христа и Св. Духа, но необходимо эту веру исповедовать, т. е. обнаруживать ее в своей жизни – в своих словах и действиях, особенно пред неверующими. Исповедник. Таким именем называется особый лик св. преподобных и святителей, которые за твердое стояние, проповедание и защищение правой Веры и учения, заповеданных св. апостолами и их учениками, за обличение еретиков и их последователей потерпели разные преследования – лишение должностей и имуществ, изгнание, заточения в тюрьмы, биения и раны и другие мучения, но не до смерти. Таковы: св. Максим исповедник (13 авг.), св. Харитон (28 сент.) и др. Источники на архиерейской мантии. Это разноцветные полосы, нашитые на архиерейской мантии, или безрукавного длинного плаща, надеваемого архиереями при начале и в конце богослужения. Источники эти означают источники благодати, долженствующие истекать из уст архиерея во время его архипастырства (Катехиз. бес. Стратилатова). Исхода чтение (см. Бытия чтение). Ис-полла-эти-деспота! (греч. на многая лета, господин). Приветствие архиерею, во время благословения им предстоящего народа, поемое клиром или певчими. И Иерей (греч.) священник, пресвитер. Иеромонах (греч.) монашествующий иерей, священникмонах. Иеродиакон (греч.) диакон – монах. Иерархия (греч.)священноначалие. Под именем иерархии разумеется такое учреждение Церкви Христовой, которое начальствующих и подчиненных, учащих и научаемых, пастырей и пасомых соединяет в один священный союз, имеющий целью непрерывное возвышение в духовной жизни и деятельности. От высших первосвятителей Церкви до последних пасомых все члены Церкви суть в тоже время и члены иерархии в том отношении, что первые суть члены священноначальствующие, а последние – священноначальствуемые, – а взаимные отношения тех и других составляют ту систему (порядок) управления Церковью, которая выражается словом иерархия, или священноначалие (Словарь. свящ. В. Михайловског о). Иерархия Церкви христианской, по подобию небесной иерархии, имеет три степени: архиереи составляют первую высшую степень, а собор их – особенную высшую степень церковной иерархии; иереи – среднюю степень, а диаконы – третью низшую степень.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Пономарь (искаж. греч. «приставник») — церковнослужитель, упоминаемый в уставе. Иначе — параэклизиарх или алтарник. В обязанности пономаря входит прислуживание при богослужении в алтаре. Пресвитер (греч. «старейшина, глава общины») — древнейшее каноническое название второй степени священства. В России в большинстве церковных документов и в общеупотребительном обиходе используются слова «священник» или «иерей». Рясофор (рясофорный монах) (греч. «носящий рясу») — монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. Священниксвященнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером. Поставление в священники совершается архиереем через рукоположение. Священнослужители — лица, имеющие благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (диаконы). Делятся на три последовательные степени: диаконы, священники и архиереи; поставляются через рукоположение. Схимонах — монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов. Церковнослужители — вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении — алтарники, чтецы, певцы, канонархи и т. п. Поставляются через посвящение. Экзарх (греч. «правитель») — архиерей, управляющий крупной церковной областью — экзархатом, как правило, лежащим за пределами страны, в которой расположен Патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен центральной церковной власти — Патриарху или Синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. Русская Православная Церковь имеет экзархаты в Белоруссии, в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Исповедь – видимая, обрядовая часть Таинства Покаяния, состоящая в том, что христианин пред своим духовником как облеченным властью свидетелем Сына Божия, Который Один может прощать грехи, с сердечным сокрушением и решимостью впредь исправиться открывает свои грехи. ИерАрхия (греч.священноначалие) – в Христовой Церкви, соединяющее начальствующих и подчиненных, пастырей и паству в один священный союз. ИерАрх – архиерей (то есть епископ, митрополит или патриарх), высший священный чин Христовой Церкви. ИерЕй – священник, служитель Церкви Христовой, который совершает все таинства, кроме рукоположения других священников, и все церковные богослужения. ИеродиАкон – монах в сане диакона. ИеромонАх – монах в сане священника.  К КадИло – металлический сосуд на цепочках, в который на раскаленные угли кладется ладан, дающий при сгорании благовонный дым. КамилАвка – шапка, сделанная из верблюжьей шерсти. В Православной Церкви так называется высокий твердый головной убор монахов и белого священства. Последним дается как награда и знак отличия. КатавАсия (греч. – схождение) – так называется песнопение, для которого певцы с обоих клиросов должны сходиться на середину церкви. КатехИзис – краткое и ясное изложение основ христианского учения. КАфедра (греч. – возвышенное место) – место в алтаре, на котором в положенное уставом время при богослужении сидит архиерей. КафИзма (греч. – сидение) – так называется чтение из Псалтири, во время которого присутствующие в церкви на богослужении могут сидеть. КиОт – украшенные рамы для одной или нескольких святых икон или же места для икон в иконостасе. КлИрик – человек, принадлежащий к клиру или причту храма. КлИрос – (правый и левый) место для чтецов и певцов, устраивается в передней части храма. Клиросы с певчими представляют хоры ангелов, воспевающих славу Богу. КлОбук – в Христианской Церкви так называется покрывало, носимое монахами на голове поверх камилавки. КондАк – священная песнь, содержащая похвалу святому или выражающая сущность праздника. Кондак – краткая песнь; а икос – пространная песнь того же самого содержания. Поэтому икос всегда читается после кондака и никогда не читается один, а кондак представляет собой как бы приготовление к икосу. 

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Викáрий (лат. «заместитель», «наместник») - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Духовéнство - священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство. Диáкон (греч. «служитель») - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епúскоп (греч. «надзирающий», «надсматривающий») - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе - архиерей. Первоначально слово " епископ " обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово " епископ " стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом " архиерей " . Затврник – монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении – в затворе. Игумен (греч. «ведущий») - первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. Иерéй (греч. «священник»)священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства, младший титул белого священника. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи. Иеродиáкон – монах в сане диакона.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

ИгУмен (греч. – вождь, наставни) – в Православной Церкви – настоятель мужского монастыря, монах в священном сане, званием ниже архимандрита, но выше иеромонаха. ИзобразИтельны – богослужение, помещенное в Часослове после службы шестого часа. Соединяется с литургией или совершается вместо литургии, когда ее не бывает. Поэтому в просторечии эта служба называется обедницей. Название изобразительных дано этой службе потому, что она является изображением, то есть некоторым подобием или образом Божественной литургии, когда она по различным причинам не служится.  ИкОна (греч.) – принятое Церковью и освященное изображение Христа, Богоматери, святых и разных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся по строго определенным правилам. Иконы пишутся красками (темперой или маслом) на доске, покрытой паволокой (тканью) и левкасом (грунт). Доска иконы имеет, как правило, ковчег – прямоугольное углубление около 5 мм от поверхности иконы. По краям иконы остаются поля – рамка. Часто на полях пишутся фигуры святых. ИконостАс – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Икос (греч. – дом) – церковное песнопение, прославляющее святого или празднуемое событие. Называются так потому, что пелось в домах, где проводил ночи в молитве преподобный Роман Сладкопевец , первый составитель икосов. Они печатаются в богослужебных книгах после 6-й песни канона утрени. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению, поются на один глас и оканчиваются большей частью (за исключением тех, которые находятся в акафистах) одними и теми же словами. Кондак обычно короче икоса: кондак – тема, а икос – ее развитие. ИлитОн (греч. – платок, обвертка) – так называется плат, который кладется на престол под антиминс. В этот плат заворачивают антиминс после окончания литургии. Инок – монах. Называется так потому, что должен вести жизнь иначе, чем мирские люди. ИподиАкон (буквальное: поддиакон) – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают под ноги орлецы, на которые ему следует становится, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материальную поддержку приходу оказывали рус. путешественники и моряки, прибывавшие в Н. ( Dialektopoulos. 2008. P. 14-18). Проводимые общиной службы посещали не только верующие, но и нидерланд. исследователи греч. культуры и богословы, для к-рых правосл. богослужение и его язык представляли научный интерес. Общиной был заказан перевод правосл. литургии на нидерланд. язык, чтобы приобщить ученых к правосл. культуре. Текст был издан в 1760 г. (1 тыс. экз., в наст. время все утеряны). Этот перевод был предназначен для ученых-нидерландцев и не использовался в богослужении. В 1761 г. свящ. Амвросий Пардзикалас, у к-рого к этому времени возникли разногласия с общиной, покинул Соединённые провинции. На его место в нояб. того же года был приглашен архимандрит Антиохийской Православной Церкви Нектарий, возвращавшийся из поездки в Великобританию. В 1763 г. он обратился в протестантизм и оставил общину. В 1763-1764 гг. общине удалось приобрести постоянное помещение в Амстердаме (в доме 91 на канале Аудезейдс-Ворбугвал). В июле 1764 г. для окормления прихода в Амстердам прибыл афонский мон. Анфим Загорян ( Dialektopoulos. 2008. P. 18-20). К сер. 60-х гг. XVIII в. относится 1-е упоминание о существовании в приобретенном общиной здании домового храма во имя вмц. Екатерины: нидерландский историк Я. Вагенар в «Описании города Амстердама» отметил, что церковь посещали греч. и рус. купцы и моряки, время от времени приезжавшие в Амстердам, и что службы проводил священник, присланный из России ( Wagenaar. Vol. 2. P. 218). С 70-х гг. XVIII в. благодаря развитию торговли между Северными Н. и Смирной греч. община в Амстердаме укрепилась. В 1-й пол. XIX в. настоятелями ц. вмц. Екатерины в Амстердаме оставались греч. священники: свящ. Анфим окормлял общину до 1790 г., затем вернулся на Афон; в 1798-1822 гг. его преемником был др. афонский монах, Макарий Ксидис, в 1822-1849 гг.- Иларион Пасхалидис ( Dialektopoulos. 2008. P. 26-31). Походный иконостас Александра I (ц. св. Марии Магдалины в Гааге) Походный иконостас Александра I (ц.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010