Катехизация (греч. Κατηχσιςпоучение, наставление) – изучение членом церкви, либо человеком, готовящимся стать членом церкви основ христианской веры и вероучения церкви. Катехизические поучения являются самым важным из видов проповеднической литературы, поскольку они разъясняют основы и суть вероучения. Именно эти назидательные тексты позволяют принявшим Православие приобщиться к христианскому учению и не уклониться в ересь. Если в первые века христианства катехизация предшествовала Крещению и могла занимать длительное время, то сейчас в современной России ситуация обратная – многие люди, принявшие Крещение в детстве, живут вне Церкви и, формально причисляя себя к православным, часто относятся к христианству как к некой народной традиции, переплетающейся со множеством языческих суеверий. И чаще всего это происходит по элементарному незнанию, неосведомленности в основах веры. Сегодня особенно важно помнить, что христианство – вера просвещенных, сознательных людей; вера, соединенная со знанием. В нашу информационную эпоху мы зачастую бываем больше осведомлены о космических пространствах и жизни в арктических глубинах, нежели о высотах и безднах собственной души. Поэтому призыв древних – Познай самого себя! – вновь актуален. Познание же себя неотделимо от познания Творца, создавшего человека по Своему образу и подобию. Ведь когда любишь, стремишься узнать предмет своей любви как можно лучше, чтобы, открывая для себя новые его достоинства, полюбить еще сильнее. Путь к этому начинается через изучение основ веры, участие в церковных Таинствах, призванных соединить верующих с их Создателем. Существует всего семь церковных Таинств: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния (исповедь), Таинство Причащения (Евхаристия), Таинство Брака, Таинство Елеосвящения (соборование), Таинство Священства. Данная книга посвящена Таинству Исповеди и покаянию в грехах. На примерах из Священного Писания и творений святых отцов грех определяется как искажение изначально доброй человеческой природы. «Бог сотворил душу, – пишет Василий Великий, – а не грех».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Содержание Предисловие    «Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами». — Святитель Иоанн Златоуст.    Почему необходимо покаяние? Что такое грех, какова природа его происхождения? Какие добродетели помогают бороться с грехами? Как подготовиться к исповеди? — на эти и другие вопросы можно найти ответ в этой книге, составленной на основе сборника «Уроки и примеры христианской веры (под ред. прот. Г. Дьяченко)».    Дьяченко Григорий Михайлович (1850—1903) родился в Витебской губернии, в семье дьякона. В 1877 году окончил Московскую Духовную Академию, в 1885 году защитил магистерскую работу «О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя» и принял сан, а в 1899 — стал протоиереем. Служение проходил в Москве, в храме св. мч. Трифона, где скоро приобрел известность как талантливый писатель и проповедник.    Большинство работ отца Григория носят гомилетический (проповеднический) характер. Одна из самых популярных: «Полный годичный круг кратких поучений» — проповеди на темы Священного Писания (по церковным чтениям), которые служили ценным пособием не одному поколению пастырей. Также известны «Проповедническая энциклопедия», «Уроки и примеры христианской надежды» — опыт катехизаторской хрестоматии.    Катехизация (греч. Κατηχσιςпоучение, наставление) — изучение членом церкви, либо человеком, готовящимся стать членом церкви основ христианской веры и вероучения церкви.    Катехизические поучения являются самым важным из видов проповеднической литературы, поскольку они разъясняют основы и суть вероучения. Именно эти назидательные тексты позволяют принявшим Православие приобщиться к христианскому учению и не уклониться в ересь. Если в первые века христианства катехизация предшествовала Крещению и могла занимать длительное время, то сейчас в современной России ситуация обратная — многие люди, принявшие Крещение в детстве, живут вне Церкви и, формально причисляя себя к православным, часто относятся к христианству как к некой народной традиции, переплетающейся со множеством языческих суеверий. И чаще всего это происходит по элементарному незнанию, неосведомленности в основах веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

Принцип такой: если принято большинством в Церкви, значит это уже догмат. Не поверка Богом, а большинством, которое в католичестве выражается в виде единицы, а именно Папы Римского. Папа является ответственным за внесение или исключение новых догматов Церкви. В протестантизме, наоборот, происходит потеря догматов. Фактически в протестантизме современный догматизм – адогматический, образование без догматов. Они тоже носят название Церкви. Поэтому, хотя Церковь единственная – Церковь Православная, но раз есть такое название и у инославных, то приходится говорить о церквах во множественном числе, это дается как имя. Поэтому мы и говорим о наставлении именно в православной христианской вере. Слово «катихизис» – греческое слово «katecheo» означает «издаю звуки», «оглашаю», «говорю кому-то», «наставляю устно». Приведу два примера из Нового Завета, где это слово употребляется. 1 . «Чтобы ты (обращение к Феофилу) узнал (узнал через специально списанное тебе по порядку) твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк.1:4 ). «Был наставлен» – здесь как раз и употребляется слово «катихизис». 2 . «Он (т. е. Аполлос) был наставлен в начатках пути Господня...» ( Деян.18:25 ). Здесь то же самое – «наставлен в начатках» по-гречески «греческое», т. е. то же «изустное наставление». Отсюда естественное употребление этого понятия у нас, именно «катихизис». Катихизис по переводу с греческого языка значит «оглашение», «изустное наставление», а по употреблению от времен апостольских сим именем означается «первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину потребное». В определении понятия «Пространного катихизиса» стоят слова «...для блага угождения Богу и спасения души». Почему здесь эти слова? Во-первых, самое главное, что требуется, это познание истинного Бога и, конечно, правая вера в Него. Во-вторых, жизнь по вере и блага угождения Богу и для спасения души. Здесь возникают самые серьезные вопросы, но прежде чем эти вопросы поставить, приведу две цитаты: «...без веры угодить Богу невозможно...» ( Евр.11:6 ); «...вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. отвергал молитву за царя). 28 Род. 1721 г., умер 1796. Принадлежал к поморскому согласию. Любопытный превозносит его, как своего единоверца, великими похвалами; впрочем, замечает, что «при конце жизни, со слабости своего ума, он отступил от своей Церкви и сделался суеверным федосианцем». Любопытный исчисляет немало сочинений Федора Аникиева против учения федосеевцев o титле, о молении за царя, о браках и проч. Ему же принадлежит «занимательная, дива и любопытства достойная повесть о восхищении в рай Ильи Алексеева Ковылина». 29 Род. 1726, умер 1792 г. Принадлежал к поморскому согласию. Любопытный ставит ему в похвалу, между прочим, именно то, что он «занимался прилежно в знании антихриста и пророков Илии и Еноха». 30 Род. 1695 г., умер 1735 г. Бил «знаменитый член и у читать поморской Церкви», по словам Любопытного, который превозносит его чрезвычайными похвалами. В каталоге Любопытного указано нисколько сочинений Ивана Федорова, писанных в защиту поморского учения. 31 Фамилия его Коржавин; родом был из села Дунилова, Влад. губ., но жил постоянно в Москве. Принадлежал к секте федосеевцев и, по словам Любопытного, «был председателем на федосеевских соборах, и уважаемый у них на всех церковных советах» (1745–1810). 32 По свидетельству Любопытного, этот Алексей Алексеевич был любимец Ильи Ковылина и остался главным в Москве «пастырем феодосианской Церкви». 35 Имея в виду разные степени гонения во дни антихриста, св. Кирилл говорит: «Посему, зная великую силу противника и дая совет благочестивым, говорит Господь: тогда сущии во Иуиеи да бежат в горы. Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь в силах Церкви) и пусть скажет: кто ны разлучит от любви Христовой? Если мы будем слабы, то будем хранить себя». (Поучен. Огласит. в русск. перев., печ. в 1772 г. в Москве, поучен. 15). 37 Старообрядцы, утверждаясь на Книге о вере (гл. 22, д. 198), полагают, что Цареградский патриарх Михаил Керуларий не одних римских послов за сделанную ими в Цареграде дерзость, но и самого папу и весь костел римский проклял.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Сии же, яко превозшли уже третие небо и высочайше Павла превосходят, не смеют о себе мудрствовати, еже не у себе помышляю достигнувша. Еще же и другим, со смиренномудрием обыскующим и не единем, но во мнозе совете исправляющим, зазирающе, не услышаша дивнии они божественного Златоуста глаголюща, во яже к Римляном послании в беседе 22: темже и в потребу друг друга поставил есть нас Бог; аще бо и мудр будеши, иного требуеши, аще ли же мнишеся не требовати, безумнейши всех был еси и немощнейши, таковый бо и пуста себе составит помощи, и в них же аще согрешит, никоего же восприимет, ниже исправления, ниже прощения, и Бога прогневит гордынею, и многая согрешит. Есть бо, есть многажды и мудрому не сведати потребное, и безумнейшему обрести нечто от подобающих. Еже о Моисеи и его тести бысть, еже о Сауле и отроце его, еже о Исааце и Ревеце. Да не возмниши убо низложен быти, инаго требуя. Сие бо тя наипаче возвышает, сие крепко тя творит, сие же светлейша тя и тверьдейша. И сия убо Златоустово. Что же, они древнии святии мужие не сицевым ли шествоваша смирения путем, совопрошающеся друг от друга? Да аще и с кем приключися, и несрамляхуся, исправляеми когда. Сирин бо он, блаженный и велик муж, иже удостоивыйся свиток Божий ясти, иже провидяй будущая и страшнаго суда тайны прознаменуя, той таковый помолився Богови, дабы с таковым человеком случился, им же бы пользовался, – не блудницею ли поучен быв на землю всегда зрети, из нея же взят бысть и создася, и со всяким смиренномудрием и благодарением к Богу прият поучение. Что же, пречудный Макарий, помолися 20 подобне Ефрему, не единим ли отроком, волы пасущем, такожде поучен бысть, како подобает яди причащатися, да еще и поношен бысть им, рекшим ему: или паки осел еси, авва 21 . Что же, честный презвитер он, иже, великого ради своего беззлобия и чистого жития, сподобивыйся от божественныя благодати ангела 22 выну зрети одесную олтаря стояща и служаща ему: не единым ли диаконом, пришедшим к нему от Константина града и служащем ему, исправление прият, о нем же толика лета от неведения согрешаше, речи некия северианския ереси приглашая над божественными тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

113 Преп. Феодор писал в наставлении ученику своему, игумену Николаю, следующее: «не давай малой, как гонорят, схимы, а потом чрез несколько времени другой, как бы великой; ибо схима одна, подобно крещению (письмо 10, 1, 138 стр.). Сам преп. Феодор держался этого правила. 114 Письмо 9, 1, 134, стр. В ином письме, к сынам Пафнутию и Марию, преп. Феодор также оплакивает бегство из монастыря этих иноков, уже постриженных с произнесением обетов (20, 1, 166 стр.). «Опять искушение, опять соблазн; опять я, бедный, в плаче и сетовании, что отторглись возлюбленные (два брата убежали), что низверглись долу высокожительствовавшие, что мнящиеся быть мудры омрачились», говорил преп. Феодор в одном своем поучении (Большой Катехизис поуч. 85, Добротолюб. IV т. 193 стр. ср. поучен. 47, 116 стр.). 116 Письмо 107, 2, 269 стр. Ср. поучение 70 по Большему Катехизису: «Чего ищу я, или паче чего ищет и что требует от вас Владыка всех Бог наш? Ничего другого, как чтобы вы добре покорствовали и неразмышляющее являли послушание... Сами знаете, что изрекали уста ваши и какие обеты давали, когда я постригал каждого из вас и облекал в одежду веселия и радования... Откуда же у вас несмысленные помыслы, безрассудные суды, бессловесные слова и неуместные пожелания чего-либо кроме заповеданного и установленного во имя Господа нашего Иисуса Христа, чрез посредство отца моего и вашего, с согласия предшественников ваших? Один поститься желает, как хочет, другой безмолвствовать, как ему угодно, этот – учиться тому, что ему нравится, тот – должность занимать, какой домогается, – потом эти планы самовольные, далее – эти предприятия особенные, и отсюда общее разложение!» (165 стр. ср. 104 поучение 222 стр.). 117 «Врач пользуется ланцетом, поучал преп. Феодор, и прижигателем, когда эго пригодно к уврачеванию предлежащей болезни. И у нас есть свои ланцеты и прижигатели, каковы епитимии и слова обличительные: ими и пользоваться нам должно, имея одно в виду, чтобы падший восстал». Но преподобный игумен решительно высказывается против бранных и резких слов по адресу провинившегося брата. (Поучен. 47, Большой Катехиз. Добротол. IV т. 117 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Самый катехизис, или обучение вере, по апостольск. уставам, разделяется на следующие отделы: 1) имеющий огласиться словом благочестия да будет наставлен в познании Нерожденного, Сына Единородного и Духа Святого; пусть изучит порядок творения, действия Промысла, предписание различного (по времени) законоположения; пусть наставлен будет, для чего сотворен мир и человек поставлен в нем гражданином, пусть познает природу свою, какова она есть. Пусть наставлен будет, как Бог в разное время наказывал злых водою и огнем; а праведных во всяком поколении прославлял, разумею Сафа, Еноса, Еноха, Ноя, Авраама и потомков его, Мелхиседека, Иова и Моисея, Иисуса, Халева и Финееса священника и прочих праведных в каждом роде; и как, промышляя, не отвратился Бог от человеческого рода, но от заблуждения и суеты призывал в различные времена к познанию истины, возвращая от рабства и нечестия в свободу и благочестие, от неправды в правду, от вечной смерти в жизнь вечную. Это и сему подобное да изучит в оглашении приходящий к (церкви). И возлагающий на него руку да поклонится с ним вместе Богу, всех Владыке за создание Его, за то, что он послал Сына Своего Единородного Христа да спасет человека, очистив беззаконие, и оставить нечестие и грехи, и очистит от всякия скверны плоти и духа, посвятить человека по благоволению благости Своея, откроет волю Свою, и просветить очи сердца его в познание чудес. Его, скажет ему суды правды да возненавидит всякий путь неправды, шествуют же путем истины, дабы сподобиться ему бани пакибытия в сыноположение во Христе, дабы соделавшись сораслем 116 . Его уподоблением смерти Христа в надежду славного общения, умертвиться греху, жить же Богу, умом, словом и делом и быть сопричисленным в книге живых. 2) и после сего благодарения да наставить его о вочеловечении Господа, и о страданиях Его, и о воскресении из мертвых, и о вознесении.   3) Пред наступлением времени самого крещения оглашаемый изучает форму отрицания от сатаны и всех дел его и исповедания веры – краткий символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

епископ Артемий (Кищенко) Предварительные понятия Слово «катехизис» происходит от греческого глагола κατηχ ω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχ θης) ( Лк.1:4 ) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημ νος) в начатках пути Господня...» ( Деян.13:25 ). Первоначально катехизисом называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, катехизис превратился в жанр христианской вероучительной литературы. Катехизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных, на основании Священного Писания и Священного Предания, то есть на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви. В Православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании. Оно раскрыто и уяснено святыми отцами Церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и его всегда неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению Пространного Христианского Катехизиса, «православный Катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души» 1 . Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела. Необходимость веры и добрых дел для спасения человека Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. «Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.13:6 ), а следовательно, невозможно и спастись. Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что «вера без дел мертва» ( Иак.1:20 ), то есть недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Апостол Павел приводит основные данные о христианской катехизации, когда говорит о покаянии, о вере в Бога, о Крещении, о возложении рук, о Миропомазании (через которое верующий становится причастником благодати Святого Духа), о воскресении мертвых и суде вечном ( Евр. 6:1–2 ). Слово «катехетика» происходит от слов, которые обозначают, прежде всего, передачу учения или информации. В Ветхом Завете (в тексте Септуагинты) встречается лишь простое слово. «В Новом Завете нет имени существительного. Глаголы, которые можно найти уже в сочинениях Иосифа и Филона, используются либо в общем значении (см. Деян. 21:21,24 ), либо для выражения учения и научения религиозным истинам. Иудей «научен из закона» ( Рим. 2:18 ), между тем как христианин «наставлен в начатках пути Господня» ( Деян. 18:25 ), «наставлен» жизни Спасителя ( Лк. 1:4 ) и как «наставляемый словом» должен иметь часть во «всяком добре» ( Гал. 6:6 ; см. 1Кор. 14:19 ). В Новом Завете нигде не говорится о способе учения (катехизации), а употреблением глагола подчеркивается, главным образом, устная передача вести о Божием Откровении и жизни Иисуса Христа. Для возвещения христианского учения используются также слова «приносить добрую весть», «проповедовать», «свидетельствовать». Христианское учение обозначается и при помощи выражений «путь», «учение», «предание», «слово». Из этого следует, что в Новом Завете катехизация понималась как учение пути Господня, т. е. всей жизни Иисуса Христа. В конечном итоге все содержание Нового Завета является катехетическим учением Церкви, цель которого – сделать Божественное Откровение известным всему миру. Этим катехизация соприкасается со всем содержанием Нового Завета, который по существу и есть катехизация. Этимология слова «катехизис» от глагола, который означает «сильно звучать», ведет нас к основному значению церковного термина «катехизис», которое выражает, что слово Божие звучит в ушах человека, которому оно несет завет спасения, призывая принять его в свое сердце. В церковнославянском языке слово было заменено словом «оглашать», что означает «громко ознакомлять кого-либо с чем-либо, обращать чье-либо внимание на что-либо, информировать».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Катехизис. Введение в догматическое богословие «Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания» — пишет о своем «Катехизисе» отец Олег Давыденков. «Катехизис» Даведенкова содержит в себе три отдела: вводные замечания (понятие «катехизис», необходимость знать основы веры и т. п.), понятие о Божественном Откровении и толкование Символа веры («Самый существенный раздел катехизиса»). Иерей Олег Давыденков КАТЕХИЗИС Введение в догматическое богословие Курс лекций ВВЕДЕНИЕ Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катехизиса» имеет целью изучить главные «несущие конструкции» и «соединительные узлы» этого здания, понять основные принципы его устройства и, таким образом, получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. 1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСЛАВНОМ КАТЕХИЗИСЕ» 1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «КАТЕХИЗИС» Слово «катехизис» происходит от греческого глагола κατηχω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. «Достопочтенный Феофил» , к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен (κατηχθης)» (Лк. 1, 4) в учении христианской веры. Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставленκατηχουμνος) в начатках пути Господня» (Деян. 18, 25). Первоначально «катехизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом «катехизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010