Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разделы портала «Азбука веры» Ктитор (от греч. κττωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτζω — основывать, творить, создавать)): 1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства  храм или монастырь . 2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря. 3) Иногда так именуется церковный староста. Этимология понятия Ктитор (от греч. κττωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτζω — строю, созидаю или от др.-греч.  κτομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство/обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь)/роспись/ремонт/восстановление/реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель). История ктиторства Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок.

http://azbyka.ru/ktitor

89 Греческий текст строк 10–11 дает право на несколько иную мысль, соответствующую вышеприведенным словам Ап. Павла, а именно: мы, утвержденные в вере Святым Духом, поклонимся Спасителю душ наших. 94 3 В греческих книгах существует два чтения: διανμων (муж. р.) и διανμον (сред. р.). По строю речи более правильным является первое чтение, причем «раздаяй» (правильнее разделяяй) должно относиться ко Христу, Сыну Божию: Он, разделяя Своим ученикам языки в огненном виде, уверяет тем самым державное наитие Того (т. е. Духа-Утешителя). 95 В греческом тексте слово Χριστο есть определение к слову Апостоли. Явное указание на обетование Спасителя: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). «Ныне облачаются силою свыше Христовы Апостолы». 98 По греч. ν , т. е. – γνσιν . Следует читать: егоже (т. е. разумение, ведение, познание) проповедающе. 99 Соответственно греческому тексту следует прибавить здесь слова: нас научиша ( μς κδιδσκουσι ), почему-то пропущенные в славянском переводе. 100 Греч. πανσφους τος λιες ναδεξας – т.е. рыбарей показавший премудрыми. Премудрыми и мудрецами слыли в мире иудейском книжники и ученые фарисеи, почивавшие на Законе и писаниях. В сравнении с ними «некнижные», т. е. неграмотные рыбари галилейские были, как младенцы, по отсутствию ученого воззрения в деле веры. Однако, учение Спасителя-Христа требовало не научных знаний, а чистоты сердца. И видя чистоту сердца Своих избранников, галилейских рыбарей, простолюдинов, возрадовася духом Иисус, воздав славу Богу-Отцу: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем ( Лк.10:21 ). Теперь, когда этим младенцам по вере и незлобию, этим рыбарям, надлежало сделаться «ловцами человеков», Господь облекает их силою свыше, т. е. силою Святого Духа, и они, наитием Его, соделываются премудрыми, т. е. не только «разумеющими писание» отверстым умом ( Лк.24:45 ), но способными и других научить и привести в познание истины. Это чудо совершилось над ними в великий день Пятидесятницы, при сошествии Св. Духа. «Сей Дух, как премудрый и человеколюбивый, – говорит св. Григорий Богослов , – поемлет ли пастыря, творит его псалмопевцем и указует в нем царя Израилю. Поемлет ли пастыря овец, ягодичия обирающаго ( Амос.7:14 ), делает его пророком. Припомни Давида и Амоса. Поемлет ли остроумного отрока, еще прежде совершенного возраста делает его судиею старейшин. Свидетель Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей, – уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетью слова. Возьми в пример Петра и Андрея и сынов громовых, возгремевших о духовном. Обретает ли мытарей, приобретает в ученики и творит купцами душ. Свидетель Матфей, вчера мытарь, а ныне евангелист» (Творения. ч. IV, 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

34 Святой Иаков Саруга, или Сириец (VI в.), епископ. Ему, кроме других сочинений, принадлежит описание чуда воскрешения семи Эфесских отроков. 36 Митрополит Вениамин в «Записках архиерея» пишет об этом более подробно. «Но особенно ревность по православию епископ Феофан проявил, когда пришлось рассматривать книгу митрополита Антония «Опыт православного христианского катехизиса» на Синоде за границей… 39 Вероятно, митрополит Вениамин говорит здесь о Сергиевском подворье в Париже, на Рю де Криме, устроенном трудами митрополита Евлогия (Георгиевского; 1 1946), временно управлявшею православными русскими приходами в Западной Европе на основании указа 40 Ктитор (греч. «строю», «приобретаю») – человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время – староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. 41 Иподиакон – буквально: поддиакон, т. е. помощник диакона; церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения. При архиерейском служении иподиаконы готовят облачение, облачают архиерея в богослужебные одежды, подкладывают ему под ноги орлецы (специальные коврики, на которых стоит архиерей), подают ему дикирий, трикирий, жезл и т. д. 42 Для проскомидии (греч. – «приношение»), первой части литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии, используются пять служебных просфор: из первой вырезается Агнец; из второй (называющейся богородичной) – частица в память Пресвятой Богородицы; из третьей (девятичиновной) – девять частиц соответственно в память Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память составителя литургии – святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого ; из четвертой просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой – в память умерших. Также при совершении проскомидии может использоваться неограниченное число простых просфор, подаваемых верующими со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии, из которых вынимаются частицы в поминовение живых и усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Для современной женщины, потерявшей веру в евангельское обетование, сейчас указанный способ для достижения свободы посредством освобождения от греха покажется, конечно, неудобоисполнимым, а потому не приводящим к желанной цели. По своему характеру он не соответствует всему строю современной жизни в среде образованного класса, потому что требует совершенного изменения образа жизни, на что опять немногие могут решиться. Жизнь семейная, не допускающая участия женщины в общественных делах и стесняющая частые выезды для увеселений вне дома, для известного класса современных женщин может казаться слишком скучной, пустой. Дома осталось для них, по-видимому, мало дела: там теперь принято все исполнять через наемных людей. Но так ли это? Действительно ли у них дома мало дела? – А забота о воспитании детей? А распоряжение прислугой? На ком лежит этот долг? Не на хозяйке ли дома, не на матери ли семьи? Но и здесь можно предположить возражения: дети наши находятся-де в школе с раннего возраста, а до этого времени нечему их учить: сами учатся или же няни и другие наемные лица учат их. А управление прислугой – это слишком ничтожное дело, чтобы ему отдавать все свое время, все знание, все способности. Притом это занятие не требует столько времени, сколько может оставаться в распоряжении домохозяйки. Куда же употребить этот досуг? Действительно, у некоторых из современных женщин остается много свободного времени, и они употребляют его, к сожалению, почти исключительно то на чтение книг, равнозначащее с празднословием, а иногда и хуже, чем ничегонеделание, то на посещение домов увеселения или на прием гостей, на занятие около игорного стола. Что сказать обо всем этом? Не то ли, что сказано в простом, но мудром народном изречении: «Дела не делает и без дела не сидит»? А между тем сколько пользы она могла бы принести, если бы воспользовалась этим временем так, как пользовались им в древние времена библейские женщины или как у нас бывало на Руси в добрые старые времена. Женщина все приготовляла своими руками – для себя, для детей и для мужа. Она много вещей приготовляла даже для сбыта. Вот как изображает еврейский бытописатель образ жизни доброй жены: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не остается без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. < ...> Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее. ...Весело смотрит она на будущее. < ...> Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности (Причт.31:10–12, 15–16, 18–22, 25, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Полноправные братья суть полноправные хозяева Братства. Живя в пределах владений или аренды Братства и заведуя его имуществом и доходами, они точно согласуют строй своей жизни с уставом Братства, неуклонно стремятся к осуществлению целей Братства и участвуют в установлении уклада жизни Братства. Приемные братья находятся на испытании. Они, наравне с полноправными братьями, живут в пределах владений или аренды Братства, пользуются равным с ними участием в доходах, но не участвуют ни в выборах, ни в установлении уклада жизни Братства, во всем подчиняясь строю жизни, установленному полноправными братьями. Члены-соревнователи, живя на стороне, обязываются, каждый в своем положении, – кто чем может, – содействовать вне Братства христианскому воспитанию детей в духе православия и согласования жизни с учением Св. Православной Церкви. Пожертвования Братство может принимать не только от членов-соревнователей, но и от посторонних лиц; но ни в каком случае эти пожертвования, как бы они ни были велики, не дают права быть избранным даже и членом-соревнователем, если жертвователь не даст обязательство – сообразовать свою личную жизнь с уставом Братства. Братство признается правоспособным – юридическим лицом, имеет право приобретать и отчуждать движимую и недвижимую собственность, брать имущества в аренду, вести торговые и промышленные предприятия. Братство имеет попечение о призрении больных и престарелых братьев, полноправных и приемных, их вдов и сирот, до тех пор, пока, своим дурным поведением или нежеланием подчиняться общему строю жизни Братства, они не заставят удалить их из Братства, или сами его добровольно покинуть; но в таком случае им выдается следуемая, сообразно вкладу и заработку, часть имущества и доходов. На стороне материальная помощь оказывается по усмотрению полноправных братьев, непременно путем личной деятельности членов Братства. Никакие пожертвования с благотворительными целями, с передачею принадлежащих Братству сумм посторонним лицам и учреждениям, не допускаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Столь же странными были процессы лиц, виновных в зверствах во время войны. Когда-то, при Ленине, было принято говорить, что советский закон не мстит за прошлое; его цель — ограждение общества от тех, кто в данный момент опасен советскому строю. Но, собственно, чем могли быть опасны советскому строю старики, провинившиеся за 20 лет до этого, во время фашистской оккупации, и с тех пор уже сидевшие по тюрьмам, по лагерям, сломленные, боявшиеся как огня любого советского офицера, потому их надо было снова судить, устраивать показательные процессы и вешать — этого никто и никогда из советских юристов не объяснял и объяснить не мог. В то же время страшно ухудшилось положение колхозников, рабочих в связи со странными экспериментами, производившимися по воле дилетантствующего агронома, приобретшего среди населения всеобщую кличку «кукурузник». Впрочем, кукурузник не только насаждал свой излюбленный злак, но и отбирал приусадебные участки (желая, видимо, показать, что он «отчаянный рр-революционер»). В 1964 году все эти чудачества привели к кризису. Не было хлеба. Страна глухо, но грозно бурлила. В это время усиливается идеологический нажим. Антирелигиозная истерия достигает апогея. Летом 1964 года она доходит до Москвы. Впервые за 25 лет имеет место наглое разрушение одного из самых популярных московских храмоз — храма «Малое Преображение». Разрушение сопровождалось варварским насилием над верующими, которые в течение двух дней отказывались покидать храм. Несмотря на бездеятельность Патриархии, на этот раз гнусный произвол не мог укрыться от международного общественного мнения. В Париже был создан Комитет по защите прав верующих в СССР. Причем председатель Комитета, известный французский писатель Мориак, обратился к Хрущеву с официальным протестом, а также с большим закрытым письмом, в котором излагал ту программу политических мер, которые должны быть предприняты, если гонения на религию в СССР не прекратятся. Сенсацией дня было выступление по этому поводу известного английского философа и математика лорда Рассела. Лорд Рассел был известен как убежденный, воинствующий атеист. Когда в 1959 году в Москве был открыт антирелигиозный журнал «Наука и религия», лорд Рассел прислал журналу приветствие. И вот теперь 90-летний старик, который всегда имел славу великого гуманиста, выступает в защиту гонимых религиозных людей в СССР и с протестом против смертных казней.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

1200 г.). Много раз привлекавший внимание ученых, этот образ приписывается то Новгороду, то Владимиру, в его датировках также нет единодушия. Между тем исследования последнего времени позволяют связывать икону с новгородской живописью, а её ближайшие параллели находить в стенописи Нередицы. Личное письмо небольшого оглавного образа, вероятно входившего в какой-то чин, сродни хорошо известным синайским чинам XIII в. или Эммануильскому чину из Третьяковской галереи – его отличает необычно светлая и прозрачная карнация, позволяющая видеть подробно проработанный, мягкий подготовительный рисунок. Его широкие линии нарочито выделены и создают основу живописи, но поскольку они сильно растушеваны, то не имеют ничего общего с жесткой графической структурой. Тонкие покрывочные охры лежат прямо на белом грунте: этот традиционный прием бессанкирной живописи благодаря большой прозрачности охрений приобретает новое качество: свет настолько сильно отражается от белой основы, что создает впечатление матового сияния. Сложная система многослойного письма заменена здесь простым сочетанием прозрачных охр с мягким рисунком (им выполнены тени, контуры), однако эта простота – внешняя, ибо используется намеренно, осознана как художественное качество и эстетически весьма совершенна. Интенсивное свечение личного придает образу «ангельские» признаки: материальность плоти, отчетливо проявленная в размерах и других характеристиках, приобретает легкость, становится сияющей, специфически сочетая присущие только ангелам свойства – огромные размеры и «огнезрачность». Ощущение большой величины ангельского лика в иконе создается не за счет абсолютных параметров – икона относительно невелика, а благодаря её пропорциональному строю. Черты нарочито укрупнены; нарочитость сказывается и в том, что изображается не полуфигура и даже не оплечный образ, а лик. Здесь все усилено и гипертрофировано. Конструктивное начало, в такой значительной степени определившее стиль предшествующего этапа, несмотря на всю его динамику, нивелировано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С именем Солона связано осуществление глубоких политических реформ. Он по-иному, чем это было до него, распределил политические права граждан. Ранее доступ на высшие должности открыт был только эвпатридам. По имущественному цензу граждане разделялись на два класса, с которыми связан был характер несения воинской службы – всадников (хиппиев) и воевавших в пехоте зевгитов (от зевгос – упряжка) – это были крестьяне, которые владели по меньшей мере двумя быками, составлявшими упряжку и выполнявшими полевые работы. Солон устранил привилегии эвпатридов и усложнил цензовое деление. Только ценз, или тиме (имущество), стали впредь определять политическую правоспособность гражданина. При этом за основу ценза был положен доход от земельного надела, выраженный в медимнах (греческая медимна составляет 52,5 литра). В этой своей тимотической реформе Солон косвенным образом защитил права эвпатридов, которые были обыкновенно крупными землевладельцами, потому что доход, приносимый помимо земли, от торговли и ремесел, не влиял на причисление к тому или иному разряду, так что капиталисты купцы могли принадлежать к низшему классу, если они не владели землей. А всего введено было четыре класса: пентакосиомедимнов, земельные владения которых приносили доход, превышавший 500 медимнов зерна, масла или других продуктов, всадников с доходом от 300 до 500 медимнов, зевгитов – крестьян с доходами от 300 до 200 медимнов и, наконец, безземельных или малоземельных фетов, чьи доходы были ниже 200 медимнов. На войне пентакосиомедимны и всадники (гиппии) служили в кавалерии, на свой счет приобретая боевого коня и экипировку. Зевгиты, обязанные приобрести тяжелые доспехи, воевали в строю гоплитов, а феты служили в легковооруженной пехоте, на военных судах и несли нестроевую службу в обозе. Налоги в пользу казны начислялись в зависимости от цензового класса, так что граждане высшего разряда платили максимальный налог в 1 талант. Феты совершенно освобождались от податей. Кроме того, на пентакосиомедимнов и гиппиев возлагались и другие повинности, которые называли литургиями, например расходы на устроение государственных празднеств или строительство и оснащение боевых кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 29 отзывах вопрос о приобретении и закреплении за приходом, а не храмом права на имущество решался положительно. При этом многие архиереи полагали, что приход не может простирать своей власти на церковные суммы, поступавшие по действующему тогда порядку в церковную кассу, равно как и на церковное имущество за отсутствием канонических оснований, поэтому и полагали правильным сохранить право распоряжения церковными суммами за причтом и старостой, а церковная касса не должна была смешиваться с приходской. С предоставлением приходу прав юридического лица, по мнению петербургского митрополита, имущество прихода следовало отделить от церковного, однако большая группа архиереев (21 против 14) дала положительный ответ на вопрос о праве прихода не только контролировать, но и распоряжаться церковными суммами и имуществом при соблюдении целого ряда ограничений и условий. Кроме того, признавалось канонически допустимым участие мирян в управлении церковной собственностью. О праве прихода избирать лиц церковного клира мнения разделились: большинство писавших по этому вопросу высказалось против введения принципа выборности. Свой протест архиереи мотивировали тем, что новый порядок приведет среди прочего и к тяжелой зависимости священника от прихода и укрепит власть последнего над клиром. Возникал, естественно, вопрос, куда идти тем клирикам, которые по веским причинам вынуждены будут оставить приход: народ, как справедливо полагали архиереи, не всегда стоит на высоте своего права. Многие желали, чтобы прихожанам было предоставлено право ходатайства о своих кандидатах (при их наличии). Меньшинство архиереев поддержало идею восстановления права выбора клириков приходом: по их мнению, это стало бы возвращением к идеальному церковному строю, поскольку при действии выборного начала реально более тесное единение прихода с клиром, а духовенства – с паствой. Это позволит покончить и с вредной практикой постоянных административных перемещений проштрафившихся священнослужителей. В отзывах намечались основные черты приходской организации: предполагалось, что приходская община сможет действовать через общеприходские собрания и приходские советы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010