35. Властители, которые принуждают делать неуместныя и душевредныя дела, не господствуют над душою, которая создана самовластною. Они вяжут тело, но не произволение, котораго господином пребывает умный человек по дару Создателя своего, сильнейшаго всякой власти и принуждения и всякой силы. 36. Почитающие несчастием потерю денег, или детей, или рабов, или другаго имущества, да ведают, что во первых должно быть довольными тем, что подает Бог; а потом, когда потребуется отдавать, то (обратно) с готовностию и благодушием, не муча себя скорбию по причине лишения того, или лучше, обратнаго возвращения: подобно тем, кои попользовавшись не своим, опять отдают то обратно. 37. Дело человека хороших качеств не продавать свободу свою ради приобретения богатства, хотя бы достающееся ему было очень значительно. Ибо сну подобны житейския блага, и богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный. 38. Люди с истинно–человеческими достоинствами (по значению вышеизложенному) должны столько стараться о боголюбивой и добродетельной жизни, чтоб их добродетельная жизнь сияла между другими людьми, подобно тому, как малая порфира, набрасываемая поверх белых одежд в украшение им, выдается и всем заметна бывает. Ибо таким образом надежнее будет их ревность о душевных добродетелях. 39. Благоразумным людям должно осматривать свою силу (рать) и держать в строю находящиеся в душе добродетели, чтоб таким образом быть всегда готовыми воспротивиться нападающим страстям, с сущею в душе их силою (ратию добродетелей), естественно дарованною им от Бога. Таковы суть: против красоты и всякой душевредной похоти — воздержание; против нужды и бедности — терпение; против досаждения и гнева — незлобие и подобное сим. 40. Добрым и мудрым человеком вдруг сделаться нельзя; но сие достигается внимательным обсуждением, упражнением, опытом, продолжительным подвигом и (главное) сильным желанием добраго дела. Добрый и боголюбивый человек, истинно познавший Бога, покоя себе не дает, делая все без исключения угодное Богу. Но такие мужи редко встречаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Чтобы как будто ничем не было нарушено отправленье ежедневных обязанностей. В саду добивал исчезающий снег – и как всегда на свежем воздухе и от движения настроение улучшалось. Не пропускал ни одной церемонии, где его ждали: подъём штандарта, церемониальное прохождение военных училищ (сам себя зная стройным и лёгким, и ловким), парад с атакой на Дворцовой площади, юбилей кирасиров и парад их в конном строю, полковое учение лейб-гусаров или улан и многие другие смотры и полковые праздники, выпивал традиционную чарку перед фронтом парадов или в столовой нижних чинов, принимал закуски и завтраки в офицерских собраниях, принимал выпускников всех военных академий, присутствовал при надувании воздушного шара, осматривал военно-санитарный поезд имени Ея Императорского Величества, осматривал новую морскую походную амуницию, – и от того, как замечательно она продумана и прилажена, поднимался дух, и веселей представлялось всё будущее вооружённых сил и армии. А ещё укрепляла всякая беседа с контуженными или ранеными, прибывшими с Дальнего Востока и снова туда направлявшимися: от этих касаний Николаю казалось, что он и сам там побывал и поучаствовал. Но особенно поднялся дух, когда Петербург встречал героев “Варяга” и “Корейца”, Николай угощал их в Зимнем. Само собою шла череда субботних и воскресных служб (и пасхальное большое христосование, 700 человек придворных и нижних чинов охраны), которые Николай не пропускал, и где в настойчивых молитвах прилагал те усилия, которых реально физически не мог простереть через Сибирь на далёкую Действующую армию. Как и каждый год, не пропустил апрельский молебен в годовщину своего чудесного спасения в Оцу от японского убийцы: в этом году память того события приобретала символическое значение: в тот день явлена была ему милость Божья – и не без смысла же. Само собою Государь принимал удачно-короткие или тяжеловесные доклады министров, иногда до одурения читал бумаги и писал на них, не упускал множество мелких дел и всяких распоряжений. А когда подолгу не было подбодряющих телеграмм от Алексеева – отводил душу в беседах с генерал-адмиралом дядей Алексеем или с адмиралом Абазой, которого и держал для этого в Петербурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Велизарий и его разведчики провели ночь в Десиме. Ничего особенно серьезного в течение этой ночи не произошло. Вандалы, не пытаясь контратаковать, продолжали отступать в направлении Булла Регии, за Баград. Схватка при Десиме является образцовым примером поражения бумажной схемы при ее столкновении с принятыми на поле боя командирскими решениями крупного тактика. Вандалы имели все преимущества: в численности, индивидуальной доблести воинов и знании местности. Но они действовали по оторванному от реальной боевой обстановки шаблону, в котором король пытался учесть передвижение всех своих сил, и были разбиты наголову полководцем, обладавшим тактическим даром, который приобретается в реальных сражениях. VII Пехота, которой не довелось принять участие в боевых действиях, прибыла вместе с Антониной на следующее утро. Теперь ничто не мешало решительному наступлению на Карфаген. На ночь армия расположилась лагерем у ворот великого города. Прием, оказанный ей, оказался на удивление горячим и восторженным; всю ночь, рассеивая тьму тропической ночи, в Карфагене горели огни. Велизарий решил не рисковать. Ему претила мысль о том, чтобы рассеять армию по улицам Карфагена. Ему очень не хотелось, чтобы гунны и герулы напились до того, как полностью остынут после боя. Итак, войско провело трезвую и спокойную ночь под яркими африканскими звездами. Только 15 сентября римляне во всем своем вооружении верхом, в пешем строю и на обозных повозках вступили в город. Им потребовалось всего тринадцать дней, чтобы взять город Гамилькара и Ганнибала. Занятие Карфагена прошло без всяких эксцессов. Велизарий еще раз строго предупредил своих людей о недопустимости мародерства и насилия; воины очень хорошо знали своего военачальника и отнеслись к его словам с подобающей серьезностью. Когда Велизарий прибыл во дворец, вокруг него было выставлено обычное охранение, а армия разошлась по кварталам. 19 В городе не была закрыта ни одна лавка, не была нарушена обыденная, повседневная жизнь горожан. Флот вошел в Тунисский залив, обеспечив надежную связь с Константинополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Добродетели в своем большинстве, за исключением Божественных, также имеют происхождение от трех сил души, «возрождаются же друг от друга» [ 5 I .§85]. «Начало... добродетелей есть доброе намерение и желание прекрасного» [ 5 I .§83], основанное на краеугольном Камне веры, ради Которого «вступающий в глубину безмолвия... как бы продает все собственные влечения» [ 5 I .§83], чтобы наследовать «лик добродетелей» [ 5 I .§84]. Благоразумие, мужество, целомудрие и правда – родовые среди добродетелей [ 5 I .§85]. Излишество или недостаток их производят в душе восемь пороков: коварство и невежество, наглость и боязливость, распущенность и окаменение, корыстолюбие и обиду [ 5 I .§87]. Подлинная добродетель занимает среднее положение и приобретает силу совершенной непоколебимости посредством благодати, переходя в «существенное внутреннее расположение» [ 5 I .§86]. Для совершения добродетелей недостаточно только «личного рвения», но необходимо присутствие и действие «в членах благодати Духа», без которой все собрание их становится безжизненным и мертвым [ 5 I .§86]. Объединяемые в трех силах души [ 5 I .§87], добродетели, в отличие от страстей, рождаются в ней естественно, а не вопреки природе [ 5 I .§89], проистекая от свободного избрания, либо внутреннего склада, либо благодати Святого Духа и именуясь соответственно деятельными, естественными и Божественными [ 5 I .§88]. Существенные в себе, они действуют «в надлежащий момент, когда, как и сколько хотят» [ 5 I .§92], ибо благодати свойственно «творить и безошибочно преобразовывать добродетели у сильных [духом] применительно к их качествам и свойствам» [ 5 I .§90]. На этом заканчивается цикл повествования о страстях и добродетелях, принципиально важный для ищущих уединенного безмолвия и сугубой молитвы, о которых идет речь в следующем смысловом блоке, под названием per9i +hsuc)iaq ka9i proseuc6hq. Слово о безмолвии и молитве преподобный Григорий Синаит предваряет рассуждением о силе и действенности самого слова в разных его проявлениях. Так слово назидания не при всяком условии способно «деятельно сообщить Христово просвещение» [ 5 I .§93] слушающим. Проистекая от четырех источников: учения, чтения, деятельности и благодати, – устное слово изменяется «соответственно нравственному строю» [ 5 I .§94] проповедника, производя «неодинаковую сладость» в слушателях [ 5 I .§95]. Речь, исходящая от уст Божиих, несет в себе упоение Святого Духа. Но большинство усваивает «одни образы духовных слов», истинный же хлеб будущей жизни, «состоящий в ощущении Бога Слова» [ 5 I .§96], вкушают на земле немногие, чувства которых долговременным опытом обучены «к участию в тайнах Духа» [ 5 I .§97].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Тем же обличениям правых подвергалось поведение наших парламентариев в деле оборудования защиты государства. Искусно затмевая неустанные заботы Самодержца, думцы выставляли себя особыми радетелями об усилении военной мощи России. Правым же известно было, что многие важные начинания этого рода задерживались либералами и только личное вмешательство Государя Императора не раз двигало и спасало дело. Лицемерие это и раскрывалось правыми. И в отношении этого вопроса истина ныне все более выявляется. Даже либеральное «Возрождение» 1585) недавно допустило в статье А. Бенклевского «Кампания 1914 г.» нижеследующие правдивые строки: «Война застала Балтийский флот в тяжелых условиях. Его судовой состав был настолько слаб в сравнении с могущественным германским флотом, что в случае столкновения участь его не оставляла сомнений. В то время как он не имел еще ни одного дредноута в строю, германский флот насчитывал их уже 17. Этою слабостью Балтийский флот всецело был обязан Государственной думе, затянувшей на два года утверждение кредитов на судостроительную программу, вследствие чего ни один новый корабль не поспел вступить в строй к началу войны». Примеров возбуждения правыми основательной тревоги можно было бы привести сотни. И эти примеры, и статья В. А. Маклакова воскресли в памяти по поводу помещенной 19 ноября с. г. в 1631 «Возрождения» статьи С. Волконской «Яков Шифф, враг Царской России». Двадцать пять лет тому назад пришлось имя Шиффа слышать в таком сопоставлении. В разгар русско-японской войны покойный генерал Череп-Спиридович опубликовал данные о помощи, оказываемой Японии ненавидящими самодержавную Россию американскими евреями во главе с Шиффом. В лучшем случае, смешками встретило тогдашнее общество это сообщение. Затрагивать евреев не разрешали либералы, в то время приобретавшие все большую власть над русским общественным мнением. И только правые вдумчиво отнеслись к сообщению генерала Череп-Спиридовича и, убедившись в правильности его, говорили об еврейской опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

73 Она приобретает особенную ценность, когда черпает свое содержание из «видений», из откровений в собственном смысле. 74 Но и это не необходимо. Всякое одушевленное свидетельство есть пророчество, так что всякая свободная речь о духовных предметах подпадает под точку зрения пророческой речи. 75 Во всех этих случаях «вещий» характер придает подобной речи откровение обитающего в христианине Св. Духа. И такая речь всегда со властью. Это речь к общине от имени Бога. 76 Дидаскалия – это раскрытие данного слова Божия. Она устанавливает выводы из сообщенного уже раньше откровения. Она имеет целью только поучение, а не откровение и дает поэтому предписания, содержимые всеми как правила. Дидаскалией в особенности определяется строй общинной жизни. Дидаскалия, равным образом, это и поучение со властью: она поучает общину этому строю в силу божественного авторитета. 77 Наконец, увещание – это применение к отдельным лицам уже ранее сообщенного и раскрытого слова Божия. Это властное пастырское попечение и наложение наказаний от имени Бога (см. § 4). Носители такого троякого дара учительства суть прежде всего апостолы, пророки и учители, стоящие поэтому в первом ряду христианства. 78 Апостолы – это посланные и снаряженные самим Богом (Христом) надело проповеди проповедники Евангелия. 79 Они обладают полнотой даров: дарами пророчества, учительства и увещания. 80 «Дар апостольства» представляет высшую, совершеннейшую степень учительного дара. 81 Под почетным именем «апостолов» имелись в виду также и странствующие проповедники послеапостольского века, «евангелисты», как призванные благодатным даром апостольства к одинаковой с первоапостолами деятельности. 82 Всем апостолам (включая и евангелистов) вместе с их даром учительства по праву принадлежит также и дар духовного правления. 83 Как в первой иерусалимской общине в руках апостолов было сосредоточено все руководительство общиной, так видим мы. согласно пастырским посланиям, и евангелистов Тимофея и Тита, облеченными полнотой авторитета над общиной 84 . Они заведуют назначением на должности 85 , церковной дисциплиной 86 , церковным имуществом 87 ; они дают руководственные повеления. 88 Согласие общины считается относительно них, как апостолов, не подлежащим сомнению. 89 Только во II в. возникло правило, что странствующий «апостол» не должен оставаться в общине дольше двух дней. 90 Этим фактически было исключено участие евангелистов в управлении общиной. Наступило уже время недоверия; сказывается католицизм, указывающий духу непереступаемые определенные пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Но это было бы с полбеды, если бы политика оставила культуру в покое; мудрецы могли бы на время предоставить историческую авансцену бандитам и удалиться «в катакомбы, в пещеры». Однако тоталитарная политика преследует их и под землей, тащит на площадь, требует от них всенародного унижения истины: не только предательства, но и пошлости. Демагоги от интеллигенции изготовления отвратительных помоев, которыми они кормят обращенных в свиней обитателей счастливых островов Цирцеи. Одни ли большевики? Увы, эта духовная болезнь (в Германии она называется «политизацией») оказывается чрезвычайно заразной; идя с Востока, как чума, она захватила пол-Европы. Но, может быть, сама Россия, заразив весь мир и, перестрадав свое, приобретает иммунитет? Может быть, освободившиеся от большевиков поколения отшатнутся от всяких форм тоталитарного насилия над духом, возжаждав свободы? Это большой вопрос, может быть, самый основной вопрос русской судьбы. Не имея на него точного ответа, мы можем искать лишь элементов решения. Оглянемся вокруг нас. Мы живем среди людей, сделавших из отрицания большевизма свое profession de foi. Людей, которые надеются принять участие в строительстве русской культуры – сами или в лице своих детей. И что же? Политизация свирепствует вокруг, быть может, с не меньшей силой, чем в России или в Германии. Люди живут идеей – idee fixe – политической борьбы с большевизмом, подчиняя все остальные ценности, даже самые духовные, этой борьбе. В политическом утилитаризме мы не уступаем шестидесятникам. Какое там! В сущности, многие из нас вполне готовы к тоталитарному строю – только, конечно, не коммунистическому. Для многих важнее не свобода, а символы, во имя которых попирается свобода. Они предпочитают символ нации символу пролетариата, двуглавый орел – серпу и молоту. Вот и все. В этом смысл 1933 года. Пришествие к власти Гитлера было для русской эмиграции суровым испытанием. Приходится сознаться, что в целом она его не выдержала. Тот восторг, с которым многие следят за успехами Гитлера, еще более широкая популярность Муссолини доказывают, что не свобода привела в изгнание сотни тысяч эмигрантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Такое же впечатление от папиной молитвы оставалось у нас после молебнов и панихид, которые регулярно совершались отцом в нашем доме перед учебой или каким-либо путешествием, а также на могилах наших усопших родственников. Понимаю, что вряд ли можно употребить понятие профессионализма к духовному деланию, но именно такое впечатление оставляла в нас молитва отца-священнослужителя, не имевшего, кстати, богословского образования. Дар молитвы и людям он, конечно, получил от Бога, что постоянно чувствовали все окружающие его люди, и выражалось это в их благоговении перед отцом Владимиром. Молитва мамы была иной. Мы, дети, наблюдали ее гораздо чаще. Несомненно, мама имела цель и обязанность – научить детей молитве. Поэтому молитвы утренние, вечерние, перед приемом пищи и после, всегда свершались в ее присутствии. Пока мы не выучили молитв наизусть, их всегда неспешно читала мама, следя, чтобы мы тихонько повторяли за ней. Таким образом все молитвы мы заучили не по печатным текстам, а с голоса, постепенно расширяя наше молитвенное правило, которое никогда не было большим. Полное утреннее и вечернее правило я впервые стал совершать по молитвеннику только в семинарии и тогда же ощутил разницу, которая была (или не была) в душевном чувстве удовлетворения после прослушанных или прочитанных молитв. Как говорят, «что греха таить», ведь бывает, что отстояв продолжительное богослужение и прослушав множество замечательных молитвословий, в конце службы должен себе признаться, что молитвы, как таковой, так и не было в сердце. Поэтому неудивительно для знающих сладость молитвы, что в семинарии, после окончания вечернего правила, которое ежедневно удлиняется студенческой проповедью, многие воспитанники не спешили расходиться по спальням, а еще оставались в храме, заканчивая свое внутреннее молитвенное общение с Богом, которое нельзя назвать «правилом», ибо это потребность души, однажды познавшей близость Бога. Знание наизусть утренних и вечерних молитв очень помогло мне в армии, когда я мог прочитывать их, стоя в строю. Надо сказать, что человек, ежедневно совершающий молитвенные правила, постепенно приобретает особый навык к молитве, некую внутреннюю потребность. И если обстоятельства не позволяют прочесть привычных молитв, то чувствуешь себя неуютно в течение всего дня. Поэтому знание наизусть хотя бы некоторых основных молитв необходимо христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Тем же, кому в силу сложившихся жизненных обстоятельств приходится заниматься самоисправлением и самовоспитанием по святоотеческим книгам 16 – Бог в помощь извлечь для себя какую-либо пользу из здесь написанного, как из «подспорья» к деятельному изучению писаний Святых Отцов. А теперь рассмотрим поставленный вопрос: «Так что ж теперь: лучше и на правило не ходить?» Как это: не ходить на правило?.. «Ведь все равно «не молился " …«. Зря ты так думаешь. Один военный человек (назовем его N.), одевшись в парадную форму, шел в полк на праздничное построение. Но неожиданно на улице наткнулся на драку, которую затеял старый преступник-рецидивист. N. пришлось вступить с ним в схватку. Дело закончилось благополучно – преступника обезвредили и закрыли. Но. мундир-то потерял свой праздничный вид. Да и на праздничное построение N. поспел только к самому концу. Генерал в начале построения по причине отсутствия N. в строю выразил свое негодование. Но, узнав, в чем было дело, переменил гнев на милость, похвалил N. за мужественную борьбу с опытным преступником и даже повысил его в звании. Так что и мы не будем унывать и малодушествовать, ежедневно вступая в борьбу с опытным мысленным преступником, ибо Господь любит мужественных борцов. Да, рассеянная молитва на правиле «не засчитывается» – обманываться не будем. Но засчитывается то послушание монастырскому уставу, которое ты оказываешь, идя на правило. Засчитывается та борьба с дремотой, которую навевает бес уныния (а борьба с унынием доставляет самые большие венцы). Засчитывается борьба с «левыми» помыслами (и, кроме того, приобретается искусство в мысленной брани, что для нас жизненно необходимо). Засчитывается борьба со всеми страстями, какие возбуждает в нас диавол во время молитвы. В частности, победив в себе злопамятность и простив обидчику, ты сама сподобляешься прощения от Господа своих грехов, которыми оскорбила Бога и ближних. И вот, понуждая себя на все это, ты «с горем пополам собрала внимание». Смирившись, видя свою немощь, но и понуждая себя на благое дело чистой молитвы, ты стоишь пред Ним в благоговении и страхе, прося Его милости – дабы Он помог тебе в этой трудной борьбе с собой и сатаной. Такие нуждницы восхищают Царствие Небесное (ср.: Мф.11:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/beseda...

В этой тяжёлой очевидности каждый учитель словесности обязан помнить сказанное чл.-корр. РАН Н.Н.Скатовым : «...Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего» ... Говорить сегодня о развитии образования значит - лгать : разрушенное нельзя развивать, его нужно сначала восстановить . Задача - добиваться восстановления полноценной школы в России, школы, научающей видеть целостно, разуметь главное, чувствовать по-человечески, хранить святыни народа и осознавать себя в историческом строю преемников и защитников великого духовного наследия нашего Отечества. Задача - возвратить отечественной школе уровень знаний , соответствующий учебным заведениям независимой державы . В 2002 году ректор МГУ академик РАН В.А.Садовничий произнёс пророческие слова: " Если мы потеряем ту высокую планку в качестве образования, которая у нас была, то все наши остальные усилия просто не нужны " . Прошло с тех пор 15 лет, но планка качества школьного образования не поднялась. Это в полной мере касается русского языка, литературы и истории. Представители начальствующих верхов, неосведомлённые о реальном состоянии школьного образования, бывает (разумеется, с чьих-то слов) восторженно говорят о достоинствах сегодняшней школы. Это значит, что они не представляют ни действительного положения дел, ни уровня, нормального образования. Несостоятельность иногда провозглашаемых положительных оценок общего состояния современной школы не вызывает никаких сомнений. У иных работников системы образования отсутствуют представления о сущности и значении гуманитарных знаний. Полноценное образование должно обеспечить приобретение учащимися основ " очеловеченного " образно-художественного мышления. Без этого опыта учащийся неизбежно остаётся ограниченным в восприятии действительности. Способность образного мышления развивается в школе по преимуществу при изучении литературы. Грамотное изучение художественной литературы включает в себя предметное видение, то есть способность ощутимо представлять отражённую реальность; также - опыт , познание и сердечное созерцание , то есть умение отзывчиво и по-человечески откликаться на воспринимаемое; живое чувство , а также - духовное видение , то есть дарование бескорыстного сочувствия высокому и прекрасному, наконец - целостное переживание и разумение .

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/26/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010