Она удержала хлопчато-бумажные округи Нидерландской Индии, отдельные острова в Зап. Индии и Иль-де-Франс (о-в Св. Маврикие), на восток от Мадагаскара. Франция вынуждена была уступить герцогство Бульонское, крепости Филиппвиль и Мариенбург – Соединенным Нидерландам; Саарлуи, Саарбрюкен с окрестностями – Пруссии; левый берег Лаутера с городом Ландау – Баварии, часть Савойи и Ниццу – Сардинии. Франции оставили ея завоевания и приобретения до 1790 года. Испания и Португалия остались в прежних границах. Швеция вознаграждена была за отошедшую в 1809 г. Финляндию Норвегией, с тем, чтобы оба государства имели того же монарха. Дания, за свою преданность Наполеону, лишилась некоторых земель. В созданное, под скипетром Оранского дома, королевство Соединенных Нидерландов вошли старинные Бургундские земли, Голландия и Бельгия. Италия разбита была на несколько государств, в число которых входило Ломбардо-Венецианское, ставшее австрийской провинцией. Образован был Германский союз, состоявший из тридцати трех государств разных величин. Палеолог писал: «благодаря вмешательству царя существует еще Франция». В то время, когда в Париже переговоры о мире были еще обостренными, император Александр произвел 10 сент. н. ст. парад своим войскам. Между Шалоном и Монтмирейлем, в долине Вертю, где на Каталунских полях в 451 году вождь вестготов Аэций остановил нашествие орд Атиллы, стояли в строю 150.000 русских победоносных воинов. Присутствовали австрийский император, король прусский, герцог Веллингтон и кн. Шварценберг. Государь лично предводительствовал армиею и салютовал союзным монархам. После смотра состоялся обед, на котором присутствовало 300 приглашенных. Император Александр провозгласил тост за мир Европы и благоденствие народов. На следующий день – 30 авг. память св. вел. кн. Александра Невского – там же совершен был торжественный молебен. Царь, вместе со своим воинством, возносил благодарение Господу. «Это был самый лучший день в моей жизни», говорил государь впоследствии, «никогда его не забуду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Следовательно, они ни в каком случае не означают упадка греческого духа, поворота назад, страдательного подчинения чуждым влияниям, но движение вперед, новый фазис сознания, пережитый греческой жизнью, богатый по своему содержанию и чрезвычайно плодотворный для последующего развития греческой мысли и жизни 26 . То нечистое, что в них еще оставалось, как необделанное художественным духом Гелленства, устранено впоследствии, но зерно – осталось, как важнейшее приобретение не только греческого, но и всемирно-исторического духа. Мистерии не заключали в себе тайного учения в смысле Крейцера, но и не были лишены внутреннего смысла и значения, как полагал Лобек. Нет повода искать в них доктринального содержания, возвышенных нравственных наставлений и глубокой философии; но тем не менее мистический культ в истории своих божеств – в повествованиях о их рождении, изменяющихся состояниях, страданиях и смерти (что в мистериях составляло содержание «священного предания» ερς λγος и составляло собственно апоррета, πρρητα), и в символическом богослужении – в священных процессиях и в мимическо-драматических представлениях, в священных гимнах и вообще в различных образах, – заключал элементы,способные возбудить мысль к постижению высших истин, воодушевить чувство лучшими надеждами на существование за пределами этой жизни и ввести в сознание посвященных идеи лучшего порядка и благоустроения нравственной жизни 27 . Что касается до их таинственности, то она изъясняема была различно. По мнению одних мистерии скрываемы были как установления, прямо противоположные всему строю понятий политеизма 28 . Но более вероятным представляется другое объяснение, по которому повод к этому мог заключаться в самом характере (хтонических, подземных) божеств, которым посвящены были мистические культы 29 . Наконец эта таинственность могла быть следствием уважения к содержащимся в мистериях символическим представлениям, относящимся к важнейшим предметам религиозного почитания. В силу этого уважения эпопты оберегали от профанации то, что считали для себя священным, не отдавая его в жертву обществу, привыкшему свободно и иногда даже насмешливо и презрительно относиться к предметам религиозного культа 30 . Рассматривая греческие мистерии в отношении к нашей задаче, мы остановимся только на элевсинских и орфических мистериях. Те и другие посвящены были хтоническим божествам – Деметре, Персефоне и Дионису, и соприкасаются между собой во многих пунктах, так что составляют как бы один культ. Те и другие отвечали пробудившемуся в Гелленском сознании чувству греховности и потребности в оправдании и очищении. Наконец те и другие направлены были к возбуждению и укреплению в душе веры в будущую жизнь и потому могут быть названы праздниками бессмертия. I) Элевсинские мистерии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Помимо уже указанной схемы, черты сходства с ранними идеями Киреевского видятся здесь и в других моментах. Прежде всего, это касается истолкования различия русской и европейской истории как различия бессмыслицы и смысла. Как в «Девятнадцатом веке» и «Языкове» Киреевского, личностное бытие человека определяется у Кавелина наличием представляемой им мысли, идеи, «во имя» которой личность «отрицает» все связывающие ее узы – прежде всего родовые и семейные с. 48]. В конечном счете, все эти идеи оказываются моментами становления мысли о бесконечном достоинстве человека. Таким образом, мы имеем здесь дело со своеобразным романтическим истолкованием Гегеля, близким Фейербаху и младогегельянцам. Понимание реформы Петра как перехода от исключительной национальности к общечеловеческой жизни – еще один момент пересечения с «Девятнадцатым веком» с. 59–61; 3, с. 96–99]. Любопытны и пересечения мысли Кавелина с «Ответом Хомякову» – связь понятия личности с моментом отчуждения и идеей общественного договора. И у Киреевского, и у Кавелина личность или «лицо» возникает из противопоставленности человека остальному миру, предыдущей среде его обитания – родовому строю и устанавливает новый порядок общественных отношений, основанный на «общественном договоре» с. 21–22, 66; 3, с. 149–150]. Только для Киреевского этот процесс равнозначен торжеству негативных тенденций европейской истории, отождествляемых им с «рационализмом», в то время как Кавелин, наоборот, отождествляет с этим процессом саму историю, понимаемую как прогрессивное движение от рода через личность к человеку. Соответственно, если Кавелин и в своем понимании истории и в своем понимании человека во многом следует Гегелю, то Киреевский, наоборот, занимает по отношению к последнему критическую позицию, хотя, как мы увидим в возражениях Самарина, в середине 40-х гг. славянофилы еще не проводят эту линию достаточно последовательно. Близость первоначальных позиций славянофилов и западников в понимании основных антропологических и исторических категорий, вероятно, объясняет тот факт, что Киреевский в первых работах славянофильского периода избегает употребления слова «личность», из-за чего его воззрения в этот период приобретают оттенок традиционализма, о чем уже было сказано в предыдущем разделе. Именно столкновение Кавелина и Самарина, возможно, приведет его к осознанию необходимости разработки христианского учения о личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Скачать epub pdf ЗВУК ТРУБЫ ВОСЬМОЙ О рассуждении Во введении к этой теме старец говорит: «Итак, во-первых, покажем две рати врага нашего, который яростно борется с нами десными и шуиими...» Человек, находящийся в подвиге и в состоянии становления, является объектом нападок врага, и спасение его зависит, главным образом, от внимания. Враг простирает свою брань на все измерения человеческого существа, ставя себе на службу не только пространство и время, но и самые расположение и произволение человека. Обыкновенно враги ведут как бы правильную осаду, но они нисколько не связаны этим образом действий: им вполне достаточно обнаружить какую бы то ни было зацепку, все равно, естественную или приобретенную, или же брешь, через которую можно вторгнуться и совершить нападение. Если они заметят признак усталости и небрежности, то нападают с помощью тяжкого уныния, желая воспрепятствовать подвижничеству. Если же они, напротив, увидят ревность и достаточный пыл, то содействуют превышению меры в этих вещах. Если монаху не хватает дара рассуждения или совета опытных наставников, то в настойчивом осуществлении неумеренного подвижничества, будто бы проистекающем из Божественной ревности, истощаются его телесные силы и он бросает свое место в строю, ибо уничтожил собственное оружие, которым и являются силы телесные. Люди облагодатствованные, достигшие меры любви, недоступны воздействию этих средств врага, ибо они обезопасили себя, имея полноту благодати. Для них, ставших сынами Божиими по благодати, уже не имеют силы правила и законы, ибо «закон положен не для праведника» ( 1Тим. 1, 9 ). Однако те, кто еще не находится на этой ступени, должны остерегаться. Как пишет старец, «тот, кто пока что не обладает крыльями бесстрастия и высоким состоянием духодвижимого созерцания, чтобы взлететь, пресмыкается по земле». Рассуждение является необходимым условием для проявления снисхождения к телу, особенно при отсутствии наставника. Но и сохранение этого орудия – тела, если отсутствует опыт, опять-таки не замедлит увлечь человека в сторону сладострастия и себялюбия, которая также является пропастью, равноценной поражению на почве излишества и неумеренности. Однако опасность поражения со стороны снисходительности гораздо ближе, поскольку, согласно святым отцам, во время усталости и утомления от подвига человек может с большей легкостью быть окраден снисходительностью к телу. Ведь наша природа, испытывая усталость, действительно всегда ищет покоя. Приснопамятный старец по справедливости называл это борьбой «десными и шуиими». Затем старец указывает три состояния, в которых может находиться падший человек и над которыми возвышаются другие три состояния, на сей раз духовные, которых человек удостаивается по Божественной благодати, если «подвизается законно».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

О том, до какой именно жизни мы дошли или докатились, говорить, я думаю, не стоит. Жизнь наша в общем вполне достаточно ясна и прозрачна: такой жизни у нас со времен Батыя не было. Хотя, вероятно, и во времена Батыя были люди, относившиеся к «новому строю» не без некоторого энтузиазма. В татарском иге наши историки и до сих пор находят кое-какие положительные «достижения». Почему нельзя было находить их семьсот лет тому назад? И семьсот лет тому назад были какие-то «бюрократы», которые были уполномочены татарами на сбор «даней-невыходов». Некоторые основания для энтузиазма у них, вероятно, были. Для тех людей, которые считают сегодняшнюю русскую жизнь раем, хотя бы и только социалистическим, эти очерки, конечно, не предназначены: не стоит и читать. Эти люди, составляющие собой славные орды советской бюрократии, уполномоченной для выколачивания «даней-невыходов» в пользу кремлевской Золотой Орды, довольны нынешним положением вещей. Возможно, что они правы: при всяком ином строе им будет хуже. Возможно, что они ошибаются: при любом ином строе им хуже не будет. Возможно, что им это только кажется, до тех пор, пока они сами не садятся в каталажку всяком случае — это есть слой, социально и материально связанный с существованием данного режима, как связан, например, профессор диамата.   Если завтра Сталин уйдет — что будет делать этот профессор? «Если папа женится — куда мама денется?» Профессору диамата придется подметать улицы. Подметание улиц никакому профессору никакого удовольствия доставить не может. Еще худшие перспективы возникают перед уполномоченным НКВД или председателем колхоза. Если не будет ни НКВД, ни колхоза, то мир для этих людей приобретет действительно совсем уже неуютные очертания. Пожалуй, даже и улиц подметать не удастся? Для этого сорта людей законы не писаны. Не писаны для них и эти очерки.     Этот очерк, как и все мои другие, предназначен для новой русской интеллигенции, для того нового и неизбежного правящего слоя России, который нынче рождается и в СССР, и в эмиграции. При всем различии мест рождения и окружающей обстановки эти две группы будущего правящего слоя России идут все-таки одним путем и приходят приблизительно к одним результатам. Лично я нахожусь в исключительно благоприятном положении для объективной оценки обеих групп.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=495

Фото: Anna Belozerova/Facebook Лично я с больными напрямую не общаюсь, я занимаюсь диагностикой, для этого мне не нужно заходить в «красную» зону. И это правильно: если нас, диагностов, вышибет, работать будет некому. Но, думаю, рано или поздно я столкнусь с этими пациентами, более вероятно на работе. Конкретно сейчас моя работа изменилась в том, что снимков для оценки мне присылают больше, в том числе из специализированного ковид-госпиталя, много коллег обращается ко мне за консультациями. Я сейчас вижу много легких, пораженных ковидом — буквально отовсюду, не обязательно наш регион.  Достаточно много говорят про фиброз легких, возникающий после коронавируса. Но дело в том, что фиброз возникает после любой тяжелой вирусной пневмонии. То есть это явление не связано исключительно с ковидом. Если возник большой объем поражения, у человека будет дыхательная недостаточность.  Когда в 2010 году была эпидемия свиного гриппа, моя двоюродная сестра переболела его тяжелой формой и чуть не умерла. Молодая здоровая женщина, на тот момент ей было 32 года. Она обратилась в поликлинику по месту жительства в Санкт-Петербурге, в среду ей сделали флюорографию и ничего не увидели. В пятницу ее отец привез ко мне в Петрозаводск. И я сразу ее госпитализировала в реанимацию, через полчаса она была на койке с кислородом. Вышла из больницы с легочным фиброзом.  И многие больные, которые переносят тяжелые пневмонии вне зависимости от их природы, выходят с легочным фиброзом. Какой процент людей приобретут фиброз легких после ковида, мы пока не знаем, должно пройти хотя бы полгода после эпидемии. Фиброза может и не быть, это абсолютно непредсказуемо в случае любой вирусной пневмонии. Дома я ухаживаю за фиалками и строю планы на будущее Что касается настроения, у меня есть отличное спасение от любой депрессии — в деревенском доме живут пять кошек и собака. А в городской квартире у меня растет 600 фиалок. Я прихожу домой и начинаю копаться в земле, пересаживаю цветочную рассаду, что меня и переключает. Фиалки — моя любовь практически с детства. У меня есть одно растение, которому около 40 лет. Это бабушкина фиалка, которую я периодически из листа переращиваю. 

http://pravmir.ru/sluchilas-epidemiya-vr...

§ 10. Братство признается правоспособным юридическим лицом, имеет право приобретать движимую и недвижимую собственность, брать имущество в аренду, вести торговые и промышленные предприятия, но не может ни продавать, ни закладывать недвижимую собственность Братства. Примечание 1. Если в собственность Братства переходит посредством покупки, дара или завещания имущество, находящееся под залогом в каком-либо кредитном учреждении, Братство не обязано немедленно его выкупить. По уплате долга, согласно условиям залога, имение это впредь не может быть ни заложено, ни продано. Примечание 2. Недвижимая собственность Братства может быть продаваема по постановлению ¾ голосов Думы под непременным условием немедленного приобретения равноценного имущества. § 11. Братство имеет попечение о призрении больных и престарелых братьев, Полноправных и Приемных, их вдов и сирот до тех пор, пока, своим дурным поведением или нежеланием подчиняться общему строю жизни Братства, они не заставят удалить их из Братства, или сами добровольно его не покинут. § 12. На стороне материальная помощь оказывается по усмотрению Полноправных Братьев, непременно путем личной деятельности членов Братства. Никакие пожертвования с благотворительными целями с передачею принадлежащих Братству сумм посторонним лицам или учреждениям не допускаются. § 13. Братство заботится о благолепии Богослужения и церковного пения в Братской Церкви. § 14. Братство не может сделать постановления о закрытии своем; но если Братство будет закрыто по требованию власти, или изменен настоящий устав, все имущество и все общие капиталы, за исключением частной собственности отдельных членов Братства и пожертвований, относительно которых сделаны жертвователем на этот случай иные распоряжения, становятся частною собственностию Полноправных Братьев. В этом случае всеобщее имущество и все общие капиталы делятся между Полноправными Братьями поровну, причем недвижимое имущество может быть продано для более удобного раздела. § 15. Членами Братства наравне с мужчинами могут быть и женщины, пользуясь во всем равными с ними правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

—67— власти над неодушевлёнными вещами. Это – умычка невесты (насильственный захват или кража чужой собственности), покупка ее у родственников и не нарушаемое противодействием последних фактическое сожительство, превращающее силой привычки и давности простой факт обладания в право 115 . Возникая и существуя первоначально лишь как бытовые явления, эти способы заключения брака приобретают затем значение юридических обычаев и, наконец, закрепляются в положительном законодательстве, как скоро, с развитием общественности, является потребность в точной регламентации правовых отношений. В этом переходе из факта частной жизни в юридический акт, становящийся под контроль общественной власти, бракозаключительные действия неизбежно теряют, конечно, свою первоначальную непосредственность и превращаются в обрядовую форму, имеющую своим назначением – определённо обозначить момент начала супружества и провести ясную грань, отделяющую брак от всех других видов полового общения, не имеющих одинаковых с ним юридических последствий 116 . Общественное правосознание, соз- —68— давая подобные формы, пользуется, таким образом, уже готовыми элементами, возводя обыденную практику в норму положительного права. Но постоянно идущая позади жизни законодательная санкция оказывается бессильной сохранить практическое значение за указанными способами заключения брака, коль скоро они перестанут соответствовать изменившимся понятиям данной общественной среды о взаимном положении мужчины и женщины в составе создаваемой ими семьи. Обычаи и обряды, когда-то выражавшие самую сущность устанавливаемого правоотношения, ещё продолжают некоторое время применяться и после того, но лишь в силу долговременной привычки, постепенно отходя в разряд «культурных переживаний». На смену им из вечно творческих недр жизни возникают иные формы и установления, более отвечающие новой стадии культурного развития и новому строю общественных отношений. Пример этого даёт нам тот же древний Рим в период империи, когда достигнутое в медленном историческом процессе расширение женских прав и установление более высокого взгляда на брак, как свободный союз двух человеческих личностей, привели к признанию бракозаключительной силы за взаимным соглашением (consensus) сторон, вступающих в супружеское сожительство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же, с другой стороны, под оправданием мы понимаем исполнение правосудности, то в таком случае все предписания Закона оправдывают человека, но делают это по-разному. В самом деле, обрядовые предписания в целом содержат нечто само по себе правосудное в той мере, в какой их целью является определение к поклонению Богу, в то время как по отдельности они содержат то, что является правосудным не само по себе, а с точки зрения определения божественного закона. По этой причине об этих предписаниях можно сказать, что они не оправдывали человека иначе, как только в силу преданности и покорности тех, кто их исполнял. Моральные же и судебные предписания, со своей стороны, содержат нечто правосудное как в целом, так и по отдельности. При этом моральные предписания содержат то, что, будучи «общей правосудностью», которая, как сказано в пятой [книге] «Этики», является «полнотой добродетели» 151 , правосудны сами по себе, тогда как судебные предписания относятся к «частной правосудности», связанной с человеческим модусом жизни, а именно обязательствами людей друг перед другом. Ответ на возражение 1. Апостол имеет в виду оправдание посредством исполнения правосудности. Ответ на возражение 2. О тех, кто исполнял предписания Закона, как разъясняет эти слова апостол ((ал. 3, 10, 12), говорят как о живущих ими постольку, поскольку они избегли проклятья смертью , которое налагалось на отступающих от Закона. Ответ на возражение 3. Предписания человеческого закона оправдывают человека посредством приобретенной правосудности, но в настоящее время мы говорим не о ней, а о той правосудности, которая [оправдывает] перед Богом. 132 Polit. IV, 1. Ср.: «Законы следует издавать – да так они все и издаются – применяясь к данному государственному строю, а не, наоборот, подгонять государственное устройство к законам». Читать далее Источник: Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90-114: 978-966-521 -475-5 978-966-521-518-9./Фома Аквинский. - К. : Ника-Центр, 2010.- 432 с. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Он мечтал о династическом возсоединении с Польшей под властью Московского царя или его сына, и в этом он совершал крутой поворот в Московской внешней политике. Нащокин готов был ради союза с Польшей отступиться не только от западной Малороссии, но и восточной. Хотя он устраивал торговыя отношения с Персией и Средней Азией, с Хивой, Бухарой, смотрел на Дальний Восток и на Китай, думал о колонизации Приамурья, но прежде всего он думал о выходе к Балтийскому морю ради народно хозяйственных соображений, а Ливонию приобрести он хотел во что бы то ни стало. Под его влиянием царь Алексей Михайлович хлопотал о возвращении бывших русских владений от Швеции, о приобретении морских пристаней Нарвы, Ивангорода, Орешка и всего течения Невы со шведской крепостью на месте позднейшего Петербурга. Он хотел приобретения Риги ради прямого ближайшего пути в Европу. Он и шел на союз с Польшей, жертвуя чуть ли не всей Малороссией ради отнятия Ливонии, но осуществить его мысль удалось унаследовавшему его идеи Петру. Он вообще во многом предупредил Петра и раньше его высказал идеи, которыя тот осуществил и во внутреннем управлении. Он из наблюдений над западной Европой пришел к сознанию главного недостатка Московского государственного управления – недостатка внимания к развитию производительных сил страны при эксплоатации народного труда. Поэтому он думал о развитии промышленности и торговли и ради этого стремился к освобождению промышленного класса от гнета приказной администрации и в Пскове по примеру Западной Европы ввел городское самоуправление. Его преемник князь Хованский, будучи воеводой в Пскове, отменил его самоуправление ради боярских интересов; впоследствии в 1667 г. он провел Новоторговый устав. Нащокин провел мысль об особом приказе для купцов и создал его, как предшественника учреждений Петра. Он же предложил проект военного преобразования и хотел заменить конную милицию городовых дворян, обученных иноземному строю сплочением пеших и конных даточных людей. Это – идеи регулярной армии, комплектуемой из всех сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010