241 Мадай Мидяне, как это ясно видно из ( Дан.5:28 ), и книги ( Есф.1:3 ). Кер Портер, в превосходном отрывке своего путешествия над развалинами Такт-и-Джемшида, восстановляя в уме своем былое, приходит к заключению, что, по расчету движения кочевых народов от Арарата, потомки Ноя в третьем поколении должны были именно достигнуть тех мест, как они указаны в Библии, а именно: Семит Элам доходил до страны, носившей впоследствии имена Персии и Сузианы, и создавал Такт-и-Джемшид в то время, когда Хамиты создали Вавилон и Ниневию, а Мадай, дойдя до страны, названной Мидией, создал Экватану (Ker Porter’s travels, Vol. II, р. 94 of . London edition 1821). Мы не совсем согласны с этим мнением (см. вступл. в гл. X и главу XI печатного оригинала), но думаем, что основная мысль верна. Потомки Ноя от Арарата действительно двигались массой на юг и юго-восток и достигли, через Персию и Сузиану, Месопотамии в третьем поколении, а отсюда уже, по создании Вавилона и разделения языков, двинулись в различный стороны и стали основывать отдельный поселения. Кроме того, о происхождении Персииян, существует другое мнение. Еламитяне были Семиты и составляли особое воинственное племя, жили между Вавилонией, и Персией: собственно, же Персы были одного происхождения с Яфетидами Мидянами и говорили одним языком – зендским. 242 Иован, равнозначащее слово с Ион или, по греческому произношению, Иаон. Ионяне, по мнению некоторых писателей, были древнейшие обитатели Греции и называли себя, в отличие от вторгнувшихся позднее Дорян, Аутохнонами, туземцами, родившимися из земли. Что под именем Иована разумеются Греки и Греция, можно видеть из того, что ( Дан.8:21 ), упоминая об Александре Великом, называет его в обширном смысле царь Иаван. По мнению Буслаева, опирающегося на авторитет Pictet (les origines indo-europeennes T. I р. 57, 58) от сапскритского корня Иована, имеющего значение молодой, юный, произошло не только название Ионян, но и слово латинское juvenis, старофранцузское jouvin, и наконец jeune.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Приближенный российской императрицы Екатерины II граф Алексей Орлов прославился в Русско-турецкой войне/1768-74 гг./. В Чесменском сражении в июне 1770 года его эскадра блокировала у побережья Малой Азии турецкий флот и уничтожила его, что привело к установлению русского военного господства в восточной части Средиземноморья. Прославленный русский флотоводец Дмитрий Сенявин действовал со своей эскадрой в Адриатическом и Эгейском морях в 1806-1807 годах против французского и турецкого флота. Он нанес поражение турецкому флоту в Дарданелльском и Афонском сражениях/1807 год/. Действия эскадры Сенявина в Эгейском море предвосхитили восстание греков против турецкого владычества в 1821 году, которое привело к созданию современного греческого государства. Были возложены букеты и венки также к памятнику казненных турками святых мучеников митрополита Иоакима и учителя Козьмы. Они были замучены османскими турками в 1770 году за поддержку эскадры прославленного русского флотоводца графа Алексея Орлова, который способствовал обретению Грецией независимости. На церемонии у памятника директор Российского института стратегических исследований, генерал-лейтенант Леонид Решетников отметил, что когда эскадра графа Орлова пришла на Лемнос, митрополит Иоаким и монах Козьма оказали ей большую помощь. " Они стали инициаторами создания греческих добровольческих отрядов, которые бились вместе с нашими моряками против османских турок, - сказал Решетников. - После ухода нашей эскадры, несмотря на все договоры, турки казнили митрополита Иоакима и монаха Козьму, сожгли их храм и уничтожили десятки греческих патриотов. Сегодня мы отдаем им дань памяти, возлагая цветы к их могилам " . После этого состоялась лития и возложение венков к мемориальной стене, установленной в 2009 году на русском кладбище в местечке Калоераки на мысе Пунда в память о казаках и членах их семей, нашедших здесь последний приют в 1920-х годах. Для жителей острова был дан концерт российских артистов и впервые в Греции продемонстрирован фильм «Остров Лемнос. Русская Голгофа» с греческими субтитрами.

http://pravoslavie.ru/49217.html

В период турецкой оккупации Греция оказалась в эпицентре многовекового соперничества между турками и венецианцами в борьбе за контроль над Средиземноморьем. Континентальная Греция и Малая Азия оставались под властью турок до восстания 1821 года, а острова Эгейского и Ионического морей постоянно переходили от одной стороны к другой. Стремление турок к экспансии отчасти объяснялось исламской традицией священной войны — джихада . Начиная с VII века, мусульманские племена прочесывали весь Ближний Восток, истребляя и покоряя местное христианское, еврейское и персидское население путем физического уничтожения, принудительного обращения в ислам или беспощадного социального и экономического давления. Христиан и евреев они называли «людьми Книги» (Коран упоминает о них как о людях одного с мусульманами духовного происхождения) и в целом обращались с ними менее безжалостно, чем с язычниками. Если христиане и иудеи не оказывали захватчикам вооруженного сопротивления (каравшегося массовыми казнями, грабежом и обращением в рабство), они получали дхиммитуд — «защищенный» социальный статус. Необходимость платить солдатам и содержать султана со всем его двором за счет ограбления местного населения заставляла оккупантов постоянно расширять границы захваченных территорий. А поскольку воевать в рядах захватчиков с целью расширения территорий было позволено только мусульманам, покоренные народы использовались в качестве сельскохозяйственных рабочих, налогоплательщиков и поставщиков квалифицированной рабочей силы, способной создавать предметы искусства для повышения уровня цивилизованности исламского государства. Мусульманская традиция дхиммитуда предписывала отказ от насильственного обращения «защищенного» народа; ему было разрешено беспрепятственно исповедовать свою веру до тех пор, пока он мирно подчинялся власти мусульман. 5 Тем не менее, ему навязывали подчиненное, униженное положение, жителей-немусульман часто называли райя , то есть «скот», рабочая сила, пригодная для эксплуатации.

http://pravmir.ru/istoriya-xristianstva-...

Кроме того, Фармакид издал Новый Завет с толкованием Зигадина и других экзегетов и с собственными замечаниями и оставил в рукописи сочинение «О главенстве папы». Вообще Фармакид был весьма выдающийся богослов, прекрасно знавший и историю, любивший больше всего истину, как и подобает учёному, и уважавший свободное исследование. В последующее время он сделался образцом для многих греческих учёных. Но более Фармакида замечателен, как церковный писатель, пресвитер Константин Экономос († 1857 г.), муж весьма образованный, особенно сведущий в патрологической литературе. Он был учителем в смирнской гимназии, а во время греческого восстания состоял иерокириксом великой церкви в Константинополе, откуда бежал в Россию, где и жил долгое время, пользуясь вниманием со стороны русского правительства, которое и поддерживало его до самой смерти. Между прочим, в Одессе он произнёс красноречивое надгробное слово во время погребения патриарха-мученика Григория V; по окончании восстания, он в 1834 году прибыл в Элладу. По своим воззрениям Экономос представлял противоположность Фармакиду, противником коего он всегда был в церковных вопросах. Экономос был строгий блюститель предания церкви и богословия святоотеческого, на котором и был воспитан, требовал, чтобы в церкви оставалось всё так, как было в древности, и считал справедливым то, что утверждали св. отцы. В своих сочинениях – «Περ τς νεοελληνικς νεομρφου κκλησας», «πκρισις ες τν πντησιν το Βμβα» и «πιστολιμαα διατριβ περ τν τριν ερατικν βαϑμν» Экономос критиковал новый порядок церковных дел в Греции. Он восставал и против перевода Священного Писания на простонародный греческий язык и в своём многоучёном четырёхтомном труде «О переводе LXX (Περ τς μεταφρσεως τν Ο´)» доказывает достоинство этого перевода. В сочинении «Τριακονταετηρς κκλησιαστικ», направленном против Фармакида и Маурера, одного из членов регентства, Экономос обозревает все церковные события в Греции с 1821 до 1850 года и находит, что устройство греческой церкви за этот период было незаконно, так как совершилось без ведома константинопольского патриарха, осуждает зависимость синода от гражданской власти, порицает все нововведения в церковном строе и трагически описывает судьбу греческих монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

политике России. Высокой Порте был предъявлен ультиматум, касающийся упорядочения русско-тур. отношений, нарушенных в период восстания. Его результатом стала Аккерманская конвенция (25 сент. 1826), согласно к-рой Высокая Порта обязывалась охранять права христ. населения Молдавии и Валахии, российское правительство получило право наблюдать за соблюдением условий через дипломатических представителей; привилегии устанавливались и для серб. народа. В 1827 г. было заключено соглашение между Россией, Великобританией и Францией, согласно к-рому эти страны приняли на себя посредничество в примирении османских властей с греками. Отказ султана подчиниться требованиям держав имел следствием разгром союзной эскадрой турецко-егип. флота в Наваринском морском сражении 8 окт. 1827 г. Последовавшая затем русско-тур. война 1828-1829 гг. закончилась Адрианопольским мирным договором 2 сент. 1829 г., упрочившим положение христиан Молдавии, Валахии и Сербии и влияние России на внутренние дела Османской империи. Подписание 22 янв. 1830 г. Россией, Великобританией и Францией Лондонского протокола означало офиц. признание Греции независимым гос-вом. В условиях восстания К-польские патриархи Евгений II (1821-1822), Анфим III (1822-1824) и Хрисанф (1824-1826) фактически были лишены возможности управлять Церковью. Им оставалось только посылать по указке тур. правительства увещевательные послания к христианам той или иной области с призывами к спокойствию, к-рые, конечно, не имели никакого результата. Соотечественники еще при жизни обвиняли патриарха Агафангела (1826-1830) в сотрудничестве с турками; ярким проявлением его туркофильской политики было окружное послание к архиереям 1829 г., возлагавшее на них полицейские функции, а на священников - обязанность доносить о появлении бунтовщиков. Из-за того что К-польский патриарх являлся заложником политики османских властей и был вынужден принимать решения под давлением Высокой Порты, стала очевидной необходимость создания на освобожденной от османского господства территории независимой греческой церковной организации.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

     Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.         Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.      Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.       На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.       Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.      Кроме солдат – грабителей на Афоне расплодились и безчинствовали разбойники. И морские, и береговые. А.Н. Муравьев описывает случай, происшедший во время его поездки в обитель Иверскую. Сюда, на престольный праздник,  двигались из Солуни более ста человек. Разбойники, до того ограбив два судна, английское и французское, напали на паломников. Те, сойдя с корабля, двигались один за другим по горной тропе. Всех по одиночке связывали и грабили. Капитан  пиратов собственноручно связал одного диакона, но, видно в нем еще не до конца была погублена совесть, он, пишет Муравьев, «совестился снять с него золотой крест, и просил, чтобы он сам его благословил. Бедный диакон должен был надеть крест свой на шею разбойнику».  

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/28/...

Копию типика, измененную несколько в орфографии, я приобрел. Здесь над церковью святого Саввы находится помещение старца Типикара. Умолив его допустить меня обозреть келию, в нише довольно просторной, но чрезвычайно пыльной, я нашел 45 рукописей и 12 старопечатных славянских книг, которые, распадаясь от времени и небрежения, составляют, по словам старца, неотъемлемую собственность келлии» 141 . Рукописи, осмотренные В. И. Григоровичем во время его краткого посещения Карей, были лишь частью того книжного собрания, которое сохранилось здесь к этому времени. Дело в том, что на протяжении первой половины XIX столетия на Афоне с научными целями побывали исследователи из различных стран Западной Европы, что, в свою очередь, было вызвано особыми причинами. Греческое восстание против турок, в котором приняли участие и афонские монахи, обратило внимание исследователей на судьбу этого оплота Православия, а сообщение о порче и уничтожении многих памятников древности во время десятилетнего пребывания турок в афонских монастырях (1821 – 1831) вызывало у ученых желание осмотреть то, что еще сохранилось, а при удобном случае приобрести и сберечь для науки хотя бы некоторую часть рукописей. Такие известные исследователи XIX века, как Гризебах, Цахарие, Фальме-райер, Кэрзон, Миханович и другие, в течение целого десятилетия занимались изучением афонских древностей. Многие из этих древностей были подробно описаны, сокровища многих монастырских библиотек были обнародованы. Но вместе с тем множество рукописей было вывезено с Афона: ими обогатились как частные собрания, так и многие из европейских библиотек. Покупка афонских рукописей совершалась очень легко благодаря бедственному положению монастырей, разоренных турками. Особенно пострадали при этом важные для истории Русской Православной Церкви собрания славянских рукописей в таких монастырях, как Пантелеимоновский (Рус-сик), святого Павла, Хиландар и Зограф, где жившие там греческие монахи, не имея особого интереса к истории славянских Церквей, не только продавали, но и просто раздавали рукописные сокровища путешествующим иностранцам 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Недоброжелательство Вселенского престола к Болгарам употребляло все возможные способы, чтобы повредить этому народу во мнении России и Турции. Представляя Болгар с одной стороны приверженцами католицизма, Константинопольское духовенство стало с недавнего времени приводить пример Болгарских Павликиян, перешедших более 50 лет тому назад, по беспечности византийских иерархов, в лоно Западной Церкви, – и тем лишает их сочувствия единоплеменной державы; а с другой описывает их турецкому правительству бунтовщиками и агентами России, как поступил в последнее время Филиппопольский митрополит, истребивший в одном селении своей епархии славянские церковные книги, в отношении одного ученого Болгарина, образовавшегося в России. И за что же? За то, что Болгары желают иметь свою собственную иерархию, хотя и подчиненную Вселенскому престолу. Что возмутительного в таком стремлении к национальности? И почему же Болгарам не сравняться в правах церкви с Черногорией, Сербией, Молдавией и Валахией? Этого мало: хитрая политика греческого духовенства изобрела еще два новых средства к отчуждению Болгар от России, именно: 1, стараются внушить им, что эта держава была всегда равнодушна к их положению, и не считая их народом, отдельным от Греков, во время неоднократных войн с Турцией, занимая своими войсками Болгарию, не желала и не хотела озаботиться улучшением участи ее жителей. Распространение таких мыслей не могло однако ж привиться к прямодушной природе славян и Болгары все свои надежды обращают к России. 2, Цареградское духовенство силится доказать, что Болгария еще не созрела для своего возрождения. Но как понимают эту незрелость целого народа, которой, к несчастью, верят в России? Не думают ли, что Болгары хотят устроить особенное государство? Но это было бы предприятие безрассудное, нелепое и этот народ навлек бы на себя всеобщее презрение. К чему же не созрели Болгары? К восстановлению своей иерархии? Но пусть обратят внимание на то, что многие из них, которые еще с 1832 года получили образование в Одесском лицее и семинарии и в духовных академиях Киевской и Московской, доказали, что истинное просвещение, основанное на началах Православной веры, не чуждо их способностям и они могли бы с честью занять болгарские кафедры; тогда как теперь, не имея никакого поприща в своей земле, должны быть простыми учителями или удаляться из своей родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Гривна, гривенник – русская серебряная монета достоинством 10 копеек. Чеканилась с 1701 г. Диван – собрание высших должностных лиц при государе с совещательными, судебными или законодательными функциями. Диптих – список лиц, поминаемых во время церковного богослужения. Драгоман («переводчик») – 1) чиновник в патриархии, ведавший сношениями со светскими мусульманскими властями, организацией паломничества и т.п. 2) «Великий драгоман» Высокой Порты – высокопоставленный чиновник в аппарате службы внешних сношений Османского государства. Вплоть до Греческого восстания 1821 г. на эту должность назначались выходцы из среды греков-фанариотов. 3) В дипломатической практике XIX в. – чиновник консульства или посольства, как правило из местных уроженцев, выполнявший посреднические функции при дипломатическом представителе. Друзы – секта крайних шиитов, сложившаяся в XI века в Ливанских горах. В вероучении друзов сочетаются элементы ислама, христианства, иудаизма и зороастризма. Воспринимались мусульманами-суннитами как еретики. В османскую эпоху друзские эмиры и шейхи контролировали значительную часть Горного Ливана. Ектения – молитвенное прошение, возглашаемое во время церковного богослужения. Ефимок – русское название серебряного европейского талера (28–32 г). С 1655 г. приравнивался к 64 копейкам. Зиммии (араб. ахль аз-зимма, «покровительствуемые») – иноверцы, проживавшие на землях ислама и обладавшие приниженным социальным статусом. Кади (араб.) – шариатский судья. Каймакам (араб. каим макам, «заместитель») – должностное лицо, управлявшее провинцией в отсутствие наместника. Кассис, касс (араб.) – иеромонах или священник без прихода. Ср. хури. Каффар – пошлина, взимавшаяся с христианских паломников за передвижение по дорогам империи и посещение Св. мест. Кирш (араб. от славянского «грош», мн. куруш) – османская серебряная монета достоинством 40 пара. В середине XVII века приравнивалась к 80 акче, в конце XVII века – к 120 акче. Копты – субэтнос, объединяющий автохтонных египетских христиан. Генетически восходят к древним египтянам эпохи фараонов, однако самосознание и культура коптов не имеют отношения к древнеегипетской цивилизации; их идентичность сложилась в первые века н. э. под воздействием христианской религии. В V–VI вв. копты приняли монофизитское исповедание (см.) и создали свою церковную структуру, параллельную византийской православной церкви. На протяжении X–XIV вв. были арабизированы. Коптский язык сохранился лишь в качестве сакрального языка богослужения. В османскую эпоху составляли около 10% населения Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особое внимание они уделили трудам своих предшественников – исихастов. Спрос на эти издания был велик. В письме патриарху Григорию V Никодим Святогорец об одном из таких изданий – книге «Благонравие христианское» – писал: «Многие отдали бы с радостью восемь и десять грошей, только бы заполучить ее. Напечатал тысячу книг преосвященный Янины, но у него осталось только десять из них, как он писал мне, – те, что были переплетены; а другие выхватывали прямо из его рук» . Усилия православный просветителей принесли плоды. К началу XIX века «просвещение распространилось повсеместно, каждый город и деревня соревновались между собой за лучшую организацию и функционирование своих школ» . «От Валахии и Молдавии вплоть до Египта, от города Смирна и до Керкиры нет ни одного города, нет ни одного острова, где вы не найдете школы с бесплатным обучением, функционирующей на средства общины», – писал английский путешественник, посетивший Грецию в 1808 году . Большинство из этих школ были основаны самими традиционалистами или под влиянием их просветительской деятельности. На это указывает бесплатный характер этих учебных заведений, а также тот факт, что они финансировались из средств общины (достоверно известно, что один только Косма Этолийский открыл более тысячи новых школ). Приняв активное участие в полемике с новогреческими просветителями, сторонники традиционных ценностей оказали существенное влияние на мировоззрение греческой образованной интеллигенции. Была сформирована новая церковная элита: архиерейские должности занимали ученики и последователи православных традиционалистов. Колоссальное влияние традиционализм оказал на участников анти-турецкого восстания 1821 года, освободившего Грецию от иноземного ига. Один из лидеров греческого национально-освободительного движения Макриянис не только высоко оценивал роль Церкви, но и подчеркивал необходимость жить в соответствии с ее заветами для достижения социальной и общественной гармонии: «Без добродетели и религии не может состояться ни общество, ни государство», «без боли за родину и религии народы не могут прожить» .

http://pravoslavie.ru/41415.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010