Наконец с первых годов XVIII столетия настали для валашских (равно как и для молдавских) румынов истинно бедственные и несчастные времена. Турецкое правительство, желая пресечь начавшиеся тогда попытки восстаний (по поводу войны с турками нашего государя Петра Великого) и поддаваясь внушениям константинопольских греков – знаменитых фанариотов, решило назначать воевод из своих собственных христианских чиновников, именно из этих сейчас названных фанариотов. Так как воеводы-фанариоты смотрели на свою должность исключительно как на средство к обогащению; так как они были назначаемы не пожизненно, а только на три года, и следовательно должны были стараться и ухитряться обогащать себя в такое непродолжительное время; так как, не быв связаны с своими подданными никаким чувством общей национальности, они питали до отношению к ним только чувство известного греческого презрения ко всему негреческому и следовательно не могли знать никакой меры в своих стремлениях к обогащению: то период их правления был периодом истинного и буквального грабительства, и воеводы или господари, за весьма немногими изъятиями, были не чем иным как истинными и действительными разорителями вверявшегося им несчастного народа. Господство князей-фанариотов продолжалось целое столетие, до 1821 г.; вспыхнувшее в сем последнем году восстание так называемой греческой етерии (приведшее к образованию нынешнего греческого королевства) возбудило в турецком правительстве недоверие к своим греческим чиновникам, и оно снова стало назначать в воеводы княжеств природных румынов, каковые и были до 1856 г. Со времени императрицы Екатерины Великой наше русское правительство принимало живое участие в судьбах обоих княжеств и оказывало им свое самое усердное покровительство. При заключении Кучук-кайнарджийского мира 1774 г. истребовано от Порты обязательство охранять в княжествах совершенную неприкосновенность свободы веры и прав духовенства, – обещание «наблюдать всякое человеколюбие и великодушие в наложении на них (народонаселения княжеств) подати», и между прочим постановлено, что правительство Блистательной Порты «соглашается, чтобы по обстоятельствам обоих сих княжеств министры российского императорского двора, при Блистательной Порте находящиеся, могли говорить в пользу сих двух княжеств, и обещает внимать оные с сходственным к дружеским и почтительным державам уважением» (первого Собрания Законов т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По его настоянию Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали, чтобы Махмуд II прекратил бесчеловечную резню греков, и, когда тот отказался от этого, решились поддержать свое требование оружием. Следствием этого был Наваринский бой (1827 г.), в котором турецко-египетский флот в какие-нибудь четыре часа весь был истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. Султан, обвиняя во всех бедствиях Турции Россию, издал в 1827 году оскорбительную для нее прокламацию, ответом на которую со стороны России было объявление войны. Война (1827–1829 гг.) была в высшей степени несчастна для Турции. Последняя принуждена была заключить с Россией тяжелый для нее мирный договор в Адрианополе (1829 г.), по которому между прочим обязалась признать независимость Греции. Это дело окончательно было решено в 1830 году; восставшие греческие провинции признаны были самостоятельным государством, которому усвоено было название Греческого или Эллинского. В состав его вошли: Морея, Средняя Греция, до реки Аспропотамоса, и некоторые острова. Правление в нем было первоначально республиканское (до 1833 г.), а потом монархическое, которое существует там и в настоящее время. § 8. Основание самостоятельной Эллинской Церкви Основание независимого Эллинского государства повело за собою и основание самостоятельной Эллинской Церкви. Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 году подчинены были Константинопольскому патриарху. Во время восстания, сопровождавшегося страшными беспорядками, сношения элладских епископов с Константинопольским патриархом были весьма затруднительны и потому по необходимости прекратились. В это смутное время каждый элладский епископ управлял церковными делами своей епархии сам по себе, ни от кого независимо, хотя в 1822 году, народным собранием восставших греков, для высшего заведования церковными делами и был назначен церковный министр (епископ). Но в то же время элладские епископы не заявляли той мысли, что они признают себя независимыми от Константинопольского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но известно, чем кончилось это морейское предприятие ее: греки опять подпали под иго турецкое, иго более тяжкое. Посему они, никак не ожидавшие нашей передачи их туркам, с той поры начали охладевать к нам. Это – естественно. В 1786 г. опять вспыхнула война между Россией и Турцией, и Екатерина опять подстрекнула греков к восстанию, но уже не в Морее, а в Епире и опять отдала их туркам, уступая угрозам Англии и Пруссии. Греки помнят это и опасаются нас. В 1821 г. произошло общее восстание греков. Тогда им не сочувствовал и не помогал Александр Павлович. Его равнодушие, замедлившее борьбу еллинов с турками, не забыто ими. Восстание, о котором я сейчас припомнил вам, кончилось освобождением Еллады от турецкого ига после лондонской конференции держав 3 февраля 1830 г. С сей поры греки начали надеяться более на Францию, Англию и на себя, чем на Россию. С 1830 г. наше правительство неизбежно вмешалось в узловатое дело об имениях, принадлежащих Гробу Господню, Синаю, Афону и патриархам Александрийскому и Антиохийскому в Валахии и Молдавии, и настаивало, чтобы владельцы оных имений давали определенную часть огромных доходов своих правительствам валахскому и молдавскому на общественные надобности. Эта настойчивость наша, совершенно справедливая, к сожалению, столкнулась с корыстолюбием, надменностью и упрямством греков и произвела в них охлаждение к нам. Тут мы виноваты без вины. Вдобавок ко всему этому восточные иерархи опасаются, как бы и Болгария не отделилась от Вселенского патриарха по примеру Сербии, Валахии, Молдавии и Еллады, кои все взирают на Россию, давно неподведомую сему патриарху. Таковы политические причины нерасположенности к нам высшего духовенства греческого. Угодно ли вам узнать причины церковные? Посол – Любопытно. Я – У греков и у нас одни и те же догматы и правила святых Вселенских и Поместных Соборов, один и тот же устав богослужения и одни и те же начала церковного управления. Но сие тождество, кроме догматов, существует только в книгах и в воображении, а в действительности оно не цельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В сложившейся обстановке король Греции Константин ратовал за сотрудничество с кайзеровской Германией. Несогласный же с ним премьер-министр и руководитель Либеральной партии Елевферий Венизелос (1864–1936) выступал за союз с Антантой. Несмотря на это разногласие как роялисты, так и венизелисты были сторонниками «Великой Идеи», хотя и расходились в методах ее реализации 73 . Проходившая на протяжении I Мировой войны напряженная борьба двух партий закончилась приходом к власти Венизелоса и вступлением Греции 29 июня 1917 г. в войну на стороне англо-французского блока. Это решение было весьма своевременным, так что уже в 1919 г. Греция оказалась в числе стран-победительниц, что обеспечило ей новое расширение за счет присоединения Фракии, включая Галлиполи, Смирну и ее окрестностей, а также европейский берег Дарданелл. Новая граница Греческого Королевства пролегла в 30 километрах от Константинополя. Еще никогда национальная мечта греков не казалась настолько близкой к своему воплощению в жизнь. В это время своего апогея достигла народная поддержка и популярность Е. Венизелоса. Теперь нация видела свое спасение только со стороны англо-саксонской коалиции. Уже сразу после окончания I Мировой войны страны Антанты обратили свой взор на ослабленную и побежденную Турцию, разрабатывая планы захвата и раздела «османского наследия». В силу своего значительного военного присутствия на Ближнем Востоке, наибольшим влиянием в регионе пользовалась Англия, в планы которой входило разделение Турции на зоны иностранного политического влияния и передача важнейших из них английским сателлитам, в частности Греции 74 . В октябре 1918 г. английские, французские и итальянские войска оккупировали значительные турецкие территории и назначили временную военную администрацию в Стамбул, подчинив ей султанское правительство 75 . В мае 1919 г. англо-французская коалиция, осознававшая военно-стратегические преимущества Греции в деле расширения политической экспансии на Балканы и Ближний Восток и опасаясь усиления итальянского влияния в Малой Азии, способствовала введению греческих войск в Смирну и началу Греко-турецкой войны 76 . Эта война, как казалось грекам, должна была поставить последнюю точку в деле возрождения греческого национального государства и разгрома доживавшей последние дни Османской державы. Поэтому начало турецкой кампании, проходившее в преддверии празднования столетия начала национально-освободительного восстания 1821 г., встретило пик патриотического воодушевления греков и проходило под лозунгами «Малая Азия – эллинам!», «Отомстим за пятисотлетние страдания христиан!», «Вернем Константинополь грекам!» 77

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центральным моментом истории русско-греческих отношений был Греческий проект Екатерины II. Он предусматривал, помимо освобождения Греции и изгнания турок с территории Европы, еще и коронацию второго внука императрицы, Константина, который и именем своим, и воспитанием (он с детства был окружен греческими наставниками и воспитывался в греческом духе) предуготовлялся на греческий престол. Западные историки (в особенности, что характерно, англо-американские) трактуют этот эпизод как непомерные имперские притязания Екатерины и России в целом. На самом деле ничего " имперского " в Греческом проекте не было: ведь речь не шла о подчинении России – напротив, Екатерина была заинтересована в предоставлении внуку максимальной самостоятельности. Русский православный Царь на греческом престоле был необходим как единственный законный правитель православной страны. Россию в деле освобождения Греции, как легко убедиться, всегда интересовал отнюдь не прагматический, но скорее религиозно-исторический, духовный аспект, в то время как страны Западной Европы, прежде всего обновленных революциями Англию и Францию, Греция волновала как потенциальный участник рынка. В духовном же плане эти передовые западные страны выражали все ту же римскую идеологию господства, доминирования и вдохновлялись отмеченным выше римским чувством безусловной правоты перед греками. Повторим: в отношении всего греческого западный мир неизменен в течение всей своей 1200-летней истории (а можно, перепрыгнув еще через несколько веков, говорить об истоках этого чувства у древних римлян по отношению к античным грекам). Историческая новизна здесь проявилась с греческой стороны, поскольку в XIX веке греческий мир впервые признал римскую правоту, согласился с ней. Что из этого вышло – мы увидим дальше. Война за независимость (1821-1829) В 1814 г. в Одессе был создано " Дружеское общество " ( " Филики Этерия " ), ставившее своей целью борьбу за освобождение Греции. Это, как и родственные позднейшие декабристские Союзы, была, масонская организация, о чем свидетельствует уже само ее название. Старший основатель общества, Эммануил Ксантос, незадолго перед тем (в 1813 г.) стал членом одной из лож. Он перенес в общество ряд принципов и ритуалов " свободных каменщиков " . Другой организатор " Филики Этерия " – Цакалов – некоторое время жил в Париже и состоял членом " Гостиницы греческого языка " , близкой к масонству организации. Восстание, организованное тайным обществом, – характерное проявление масонства того времени.

http://religare.ru/2_34100.html

производят суд гласно в присутствии клириков, монашествующих и мирян. По отзыву одного иностранного очевидца, писателя о греческой церкви, и ныне константинопольский патриарх, в качестве епархиального архиерея, производит соборно суд по всем делам лиц, к его епархии принадлежащих, и для отправления правосудия в конце каждой недели держит два публичных заседания 108 . Гласность соборных деяний имела различные основания и цели. Она допущена была с той целью, чтобы народ мог знать о постановлениях архиереев, и чтобы миряне могли подавать здесь свои жалобы на неисправимых клириков. В русской церкви нет примеров гласного церковного суда. Христианство явилось у нас тогда, когда в греческой церкви церковный суд был производим в закрытых заседаниях… В первой четверти настоящего столетия у нас была практикуема гласность другого рода. До 1821 г. был закон оглашать во всеобщее сведение неблагочинные поступки духовных лиц, в церквях учиненные, в страх и предостережение другим 109 . И теперь уже священники подлежать гласному суду в окружных судах. На основании приведенных указаний не допускалось места для каких либо сомнений относительно возможности восстановления в духовных судах начала, заповеданного апостолом, употреблявшегося соборами и введенного в наши светские суды 110 . В том же комитете при обсуждении настоящего вопроса высказывалось и другое мнение, которое, указывая на необходимость разделения двух видов гласности-полной и неполной, доказывало возможность допущения только неполной гласности, и по следующим соображениям. Правосудие в судах достигается не одной гласностью, а другими средствами, особенно в случаях, в которых гласность неудобна. В духовном суде гласность не всегда может быть уместна, потому что этот суд ведомственный, имеющий подобие семейного суда и характер домашний, а потому такой суд, как исключающий уместность оглашения, не всегда должен быть судом общественным, гласным. Допущение полной гласности в духовных судах едва ли будет совместно с сохранением и поддержанием должного уважения к служителям церкви и ее религии, так как оглашение предосудительных поступков служителей церкви, иногда вследствие ложных и неосновательных обвинений, может произвести не малый соблазн, а с тем вместе ослабить и уважение к духовному сану, особенно если в печати будет являться воспроизведение судебных процессов о предосудительных поступках духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

М. Я.: Смысл есть, но в этом решении куда больше политического, чем духовного. И надо сказать, когда после раскольнических действий Константинопольского патриарха Варфоломея на Украине эта проблема вошла в политическое русло, всё встало на свои места. Сейчас в Святой Софии, как в " зеркале русской революции " , отражается вся ситуация и в Православном мире, и в целом, в мусульмано-христианском мире. Посмотрите, Эрдоган, который в своё время очень гнобил Варфоломея, решил построить мечеть в Афинах и тут же временно поменял свою позицию и начал дружить с Константинопольским патриархом. Тот, в свою очередь, надавил на архиепископа Афинского и Элладского, и мечеть была построена. При этом Фанар пытался всячески заигрывать с турецкими властями с тем, чтобы не допустить перевода музея Святой Софии в мечеть, но нарвался на жёсткий отказ. Нам очень важно понимать, и я специально сегодня сделал упор на историю, что для мусульман Святая София – это уже не трофей, а их законное наследство. Потому что те же самые учёные греки XV века говорили приблизившему их султану Мехмету II Завоевателю (а он окружил себя греками, поскольку они были более образованными, чем турки-османы): раз ты взял Константинополь, значит, ты наш новый император, и мы будем тебе служить верой и правдой. Что они исполняли вплоть до первого греческого восстания и революции 1821 года. Здесь отражается суть греков, эллинов, которые всячески выступали против развития " греческого проекта " Екатерины II. Повторюсь, слово " греческий " означало в то время " православный " , но это не означало, что освобождённые земли планировали передать Греции. Да, греческий народ там будет, но царь у них будет русский. А потому они активно, вместе с Великобританией и Францией, выступали против того, чтобы на их престоле сел внук Екатерины или любой русский император или царь. Только потому, что он был не грек. Этот этнофилетизм в греках сквозит постоянно, и ничего с этим сделать нельзя. Патриарх Варфоломей. Фото: Alexandros Michailidis/shutterstock.com

http://ruskline.ru/opp/2020/08/14/mihail...

Именно благодаря русско-турецким войнам XVIII века Турция перестала быть мировой державой, но тем не менее, переступила порог XIX столетия все еще как очень сильное, но уже не судьбоносное для Романо-Германской и Славянской Цивилизаций государство, с возможностями, равными остальным ведущим странам. Однако, под ее оккупацией все еще находились обширные регионы Балкан и Анатолии с подавляющим православным населением. Огромное значение имело то обстоятельство, что к началу XIX века образовался Кавказский фронт. Освободив Южный Кавказ и взяв под защиту единоверное население, Россия получала прямой выход к азиатским территориям Турции, также в значительной степени заселенным христианскими народами - греками, армянами, ассирийцами, езидами, православными сирийцами, а также курдами. В этой ситуации Турция оказывала мощную поддержку мусульманским народам Кавказа, пытаясь превратить их в антирусский бастион, препятствующим связи России с христианами Кавказа и восточных вилайетов Турции. В XIX веке Россия четыре раза воевала с Турцией. Война 1806-1812 гг. была начата Турцией, подстрекаемой наполеоновской Францией. В результате турки потерпели поражения - 2 июня 1807 года под Обилешта и 19 июня на море под Афоном - Агиос Орос, 6 августа 1810 года и 6 июня 1811 гг. они дважды были разбиты под Рущуком и, в конце концов, уничтожены у Слободзеи. На Кавказе в 1807 года русские разбили турок при Арпачае, в ноябре 1809 года взяли Поти, в 1810 году разбили объединенные силы турок и персов при Ахалкалаки, в феврале 1810 года был взят Сухум и властитель Абхазии подал прошение о вхождении в Россию. В 1812 году готовился десант на Константинополь, однако, он не состоялся из-за начавшейся войны с Наполеоном. В состав России на добровольных началах Бухарестским миром от 11 июля 1812 года вошли Бессарабия, а также Абхазия, Мегрелия, Имеретия, а Сербия получала автономию в составе Турции. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. была связана с поддержкой национально-освоботельной борьбы греческого народа 1821-1829 гг. Победа русского оружия в Наваринском морском сражении и взятие Адрианополя 7 августа 1829 года заставило турок, под угрозой потери Константинополя, подписать мирный договор, признавший полную автономию Греции, однако, стоит отметить, что помощь греческому восстанию явно запоздала, ибо против восставшего греческого народа в течение 8 лет воевал практически весь мусульманский мир, в том числе египтяне, в результате население Балканской Греции было наполовину вырезано...

http://pravoslavie.ru/5113.html

В этом ряду находится и работа современного историка, автора нескольких работ о влиянии Европейского Просвещения на Балканах, президента центра по изучению наследия Ригаса Велестинлиса Д. Карамбелопулоса «Ригас и Православие» 134 . Автор сопоставляет взгляды Ригаса с традицией и приходит к выводу о большом влиянии на него православной идеологии. В историографии достаточно прочно утвердилось представление о непосредственном участии Космы Этолийского в подготовке освободительного восстания: он «явился первым глашатаем идеи освобождения греческой нации... и её предтечей» 135 . Это связанно с тем, что долгое время не предпринималось полного издания его наследия и, обосновывая свою точку зрения, авторы ссылались на некие мифические документы, якобы найденные ими в архивах и монастырях. Существует и противоположная версия: придерживающиеся её учёные полностью отрицали контакты Космы Этолийского с клефтами и арматолами 136 . Согласно третьей, компромиссной точке зрения, контакты между святым и клефтами существовали, но он выступал перед ними лишь с проповедью, а не с призывом к немедленной революции. Этой точки зрения придерживался, в частности, К. Сарделис, полагавший, что если бы святой Косма проповедовал восстание, он был бы сразу казнён турками, среди которых многие, напротив, были под впечатлением его проповеди. Сарделис считает его связи с клефтами преувеличенными и «совсем невероятным его участие в восстании Орлова» 137 . Во многих работах греческих историков подвергается сомнению представление, прочно укоренившиеся, в частности, в западноевропейской историографии, в соответствии с которым Косма Этолийский и Никодим Святогорец предстают как греческие националисты, пытавшиеся своими проповедями оказать ассимилирующее влияние на соседние народы 138 . Практически все греческие учёные называют святого Косму «предтечей восстания 1821 года» 139 Все они подчёркивают значение проповеди Космы для национального возрождения. Многие называют его в своих работах «отцом 140 возрождённой греческой нации» 141 . Ведь его проповеди открыли новую эпоху не только в жизни народа, но и в новой истории Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Отзвук исторических событий, происходящих на Западе, достигал порабощенного греческого мира в основном по одному каналу: через просвещенных соотечественников, которые учились в университетах Европы, поддерживали связь с европейскими центрами и имели возможность наблюдать за западными духовными течениями и общественными переменами. Все они без исключения выражали безграничное восхищение тем, что происходит на Западе. В противоположность господствовавшему на Востоке мраку рабства, нищеты и невежества, Европа была «просвещенной»: там был «свет» цивилизации, прогресс, превосходство. Образованные греки того времени чужды не только какой-либо критики, но и сдержанности по отношению к Европе, вызывающей у них чувство признательности и преклонения. Только когда на Западе ясно обнаружились атеистические идеи, проявилась некоторая сдержанность и противодействие — в основном со стороны церковных кругов — по отношению к «новым идеям», а также к наукам (преимущественно точным), порождающим эти идеи. Но это противодействие не было вызвано различением Эллинизма и Запада, церковного православия и ереси. Оно представляло собой типичный симптом идеологического и социального консерватизма, вполне сходного с консерватизмом клира и религиозных фанатиков самого Запада, и не предполагало противопоставления различных критериев и ценностных ориентиров в подходе к достижениям цивилизации. Отношение образованных греков к Западу не ограничивалось безрассудным энтузиазмом и безграничным восхищением «светом» Европы, но проявлялось и в столь же безрассудном заимствовании идей, критериев и всего умственного склада западного человека. Речь идет о феномене всеобщего «озападниваиия» греческого мышления при полнейшем неведении скрытых возможностей эллинской культурной традиции, ключевых различий между греческой и западной онтологией и гносеологией и социально-политических последствий этих различий. «Озападнивание» духовной элиты порабощенной Греции сказалось на исторических событиях XIX столетия: греческое государство, возникшее в результате освободительного восстания 1821 года, создавалось как точная копия институтов и структур западноевропейской жизни и находилось под непосредственным контролем европейских государств. Вместе со всеми прочими институтами — политическими, административными, образовательными — фактически подверглись озападниванию и структуры церковной жизни, а также предпосылки теологического развития. Таким образом, повторилось то же, что ранее, в XVIII веке, имело место в православной России в период реформ Петра Великого: православный народ подвергся давлению западного способа организации церковных структур вместе с сопутствующим ему отчуждением богословия и благочестия. Православие и Запад сегодня

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010