25 марта 1821 года началось освобождение Греции от четырехвекового османского владычества 16 марта. ПРАВМИР. В Москве 25 марта отметят День независимости Греции. В честь этого праздника Московское общество греков организует большое торжественное мероприятие в концертном зале «Известия Hall». Гостями праздника станут представители дипломатических миссий Греции и Кипра, представители греческой диаспоры Москвы, а также все желающие. В честь праздника на сцене выступят известные музыкальные коллективы и исполнители, в том числе дуэт виртуозов понтийской лиры братьев Цахуридис. Помимо концерта в «Известия Hall» состоится награждение победителей конкурса талантов среди школьников и студентов и конкурс национального греческого костюма. 25 марта 1821 году началось восстание греческого народа, которое положило начало освобождению Греции от четырехвекового османского владычества. В честь этого 25 марта в Греции отмечается День независимости. Концерт, посвященный Дню независимости Греции состоится 25 марта в 17.00 ч. в концертном зале «Известия Холл» по адресу: ул. Тверская 18, стр.1 Зарегистрироваться на торжественное мероприятие можно на сайте Московского общества греков.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 января, 2022 20 июня, 2021 28 марта, 2011 24 мая, 2011 21 ноября, 2011 24 декабря, 2023 1 марта, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022 14 января, 2022 20 июня, 2021 28 марта, 2011 24 мая, 2011 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-moskve-otmetyat-den-...

Отсюда зависимость румынской культуры, в лице её наиболее ярких представителей, от России, отсюда и сознательное тяготение к ней, как к источнику света. Когда, в 1821 году, вспыхнуло великое восстание греков против турецкого ига, оно в том же году отразилось и в Дунайских княжествах, где также произошла революция, поднятая греками-фанариотами против турок. Но при этом и обнаружилась вся ненависть румын к грекам, потому что они не только не соединились против общего врага, как на то рассчитывал вождь румынских гетеристов Александр Ипсиланти, а, напротив, в подавлении греческого восстания оказали прямое содействие туркам. В начале 1822 года в Константинополь отправлена была депутация от молдаван и валахских бояр с просьбой о восстановлении права избрания туземных господарей. Просьба была удовлетворена; избранными оказались Иван Стурдза для Молдавии и Григорий Гика для Валахии, оба на 7 лет. Так окончилось господство фанариотов в Дунайских княжествах. 1821 год 165 в румынской истории составляет целую эпоху, потому что с этого времени Молдавия и Валахия фактически освободились от ига фанариотов, и дух румынского народа воспрянул с небывалой дотоле силой. Началось сильное просветительное движение в чисто национальном духе. Немедленно же было обращено внимание на народное образование; обучение в школах, отныне румынских, поведено в строго румынском духе. Точно также стали изгонять греческий язык из богослужения. Воспитанники ясской школы при монастыре Трёх святителей, под влиянием национальной идеи, потребовали у игумена, чтобы службу он совершал на румынском языке. Когда игумен отказал в этом, то произошла даже драка между воспитанниками школы и слугами игумена. Народ принял сторону воспитанников, так что, в конце концов, для улаживания дела понадобилось вмешательство графа Киселёва, стоявшего во главе временного русского правительства (во время 2-й оккупации в 1822–1834 гг.). Киселёв распорядился, чтобы, по крайней мере, часть службы была совершаема на румынском языке. Русское временное правительство вообще очень сочувственно относилось к просветительному национальному стремлению румын. Кроме существовавших доселе школ (Ясской и Букушештской св. Саввы), основаны были и другие высшие народные школы. Основан был румынский театр, где теперь открыто издевались над греками-фанариотами; стал издаваться целый ряд газет и журналов, дан был сильный толчок развитию торгового движения, одним из важнейших центров которого стал Галац. Все эти успехи стояли в зависимости от забот русского правительства, влияние которого в форме политического протектората, с уменьшением влияния Порты на дела княжества, было громадно в последних 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

После кончины Ахмада Джаззара власть над сайдским и тараблюсским пашалыками получил один из его мамлюков Сулейман (1804–1819 гг.), а потом – молодой и амбициозный Абдалла-паша (1819–1831 гг.), не раз поднимавший мятежи против Высокой Порты и ввергавший Сирию и Палестину в пучину смут. В тот же период произошел радикальный сдвиг в османо-православных отношениях. Многовековой симбиоз дал трещину. С рубежа XVIII–XIX вв. в греческую среду начали проникать идеи Французской революции, в том числе националистические воззрения в их нынешней форме. Греческие националисты считали своими врагами не только османов, но и высшую церковную иерархию православного миллета, старую фанариотскую элиту, вполне довольную существующим положением вещей. 366 В начале XIX в. политическая ситуация на Балканах чем-то напоминала положение в Сирии и Палестине. Там сложились полуавтономные княжества, возглавляемые мусульманскими аянами. Эти властители окружали себя греческими советниками и даже войсками, набранными из греков. Централизаторская политика султана Махмуда II (1808–1839 гг.) положила конец процветанию греческих региональных элит и стала непосредственным толчком к Греческому восстанию 1821 года. После этого по всей империи, в том числе и на Ближнем Востоке, начался террор против православных. Города Палестины были заняты турецкими войсками, христиан заставляли обновлять укрепления, чистить рвы и т.п. Их дома и монастыри подвергались обыскам, изымалось оружие, власти облагали православных все новыми поборами. После известия о массовых казнях греческого духовенства в Стамбуле иерусалимская «чернь» и «любители смуты» стали открыто готовить погром греков. Напряжение достигло критической точки 8 июля 1821 года, но в ситуацию вмешался дамасский паша Дарвиш, запретивший убивать райю без своего позволения, и иерусалимский муфтий смог удержать мусульман от погрома. Тот же Дарвиш-паша спас от грозящей казни антиохийского патриарха Серафима. Но если в Дамасском вилайете православных еще спасало заступничество паши, то сайдский паша Абдалла сам был инициатором гонений в своих землях. «Не было того зла, которого бы нам не делали; бесчестие, похищение имущества, обиды, заключение под стражу... плети, все это применяли к нам и к нашим», – жаловались летописцы. 367 Бедствия христиан пошли на убыль лишь в конце 1820-х гг., после окончания русско-турецкой войны и поворота к веротерпимости в политике Махмуда II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Личность старца Порфирия была поистине удивительна, и все, кто его знал, сохранили о нем самые светлые воспоминания. Некоторые  из духовных чад, может быть, впервые взялись за перо только ради того, чтобы почтить память своего дорогого Батюшки. Автор этой книги – тоже не профессиональный писатель и даже не филолог. Он не претендует на литературный талант, а хочет лишь поделиться с нами тем малым, что имеет сам. Его пером движет не жажда славы, а любовь – любовь к Старцу и к людям, которым он ради духовной пользы со всей искренностью открывает свою душу. И эта искренность придает всей книге какую-то необыкновенную теплоту. Его рассказы очень безыскусны и часто по-детски непосредственны. Он иногда неловко выражает свою мысль, и некоторые его рассуждения о духовных вещах настолько простодушны, что могут вызвать улыбку… Ну и пусть! Мы даже не стремились устранить все «погрешности» стиля, чтобы сохранить живое восприятие живого человека. Когда есть такая «живость», то невольно начинаешь переживать вместе с автором волнение, радость, чувство духовного восторга… А по прочтении книги вдруг приходит ощущение, что и Старец, и автор для тебя – родные, близкие люди, что мы – одна духовная семья и у всех нас  - одно великое дерзновение и упование, которым хвалимся - наш Господь Иисус Христос. 10.  Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 246. – Ред. 11.  Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. М., 2002. С. 255. – Ред. 12.  См.: Георгий Крусталакис. Старец Порфирий, духовный отец и наставник. М., 2000. С. 51. Восстание 1821 года – начало Греческой революции 1821 – 29 годов, в ходе которой была провозглашена независимость Греции от Турции. – Ред. 13.  Там же. С. 48. – Ред. 14.  1 Кор. 2, 10. – Ред. 15.  Иеромонах Христодул Агиорит. Избранный сосуд. СПб., 2000. С. 339. – Ред. 16.  См.: Невероятные дары. М., 2003. С. 22. – Ред. 17.  Ср.: 1 Кор. 12, 31. 22. – Ред. 18.  Ср.: Рим. 5, 5. 22. – Ред. 19.  Ср.: Рим. 8, 39. 22. – Ред. 20.  Евр 3, 6. – Ред.

http://isihazm.ru/1/?id=744

Многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 - 1808 годах в Македонии и соседних областях произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821 году. Национальные проблемы В начале XIX в. христианское население Македонии частично входило в Румелию – так называли византийские земли, захваченные Османской империей. Примерно треть населения составляли мусульмане , в основном турецкого происхождения, в городах мусульмане-славяне и албанцы составляли меньшинство, в сельских районах мусульмане-албанцы и мусульмане-славяне расселились в верховьях р.Места. В городах преобладали турки , греки , евреи , армяне и влахи . Евреи иммигрировали во второй половине XV и на протяжении всего XVI в. из Венгрии, Испании и Италии. Славянский элемент приобрел некоторое значение в городах только после 1860 года. Доля славян в населении Македонии снизилась из-за эмиграции славян в 1690 году, иммиграции албанцев на протяжении XVI в. и после 1690 года, а также появления в городах греков и влахов в XVIII–XIX вв. В северной части Македонии во времена Наполеона славяне составляли более половины населения, в южной части - менее трети, и около трети населения составляли греки. Однако доля греческого населения выросла в результате эллинизации многих влахов и некоторых более зажиточных славян. Как в северной, так и в южной частях Македонии власть была сосредоточена в руках турок, тогда как экономическая власть до 1860 года - в руках греков, евреев и влахов. Формирование славянского национального самосознания в Македонии испытало влияние национально-освободительного движения в Греции 1821-1829. В значительной мере на нем сказалось и распространение русского влияния после наполеоновских войн и русско-турецкой войны 1828-1829. Адрианопольский мир (1829) разрушил торговую монополию греков на Восточных Балканах. Враждебно настроенное к греческим иерархам низшее духовенство Македонии первым способствовало распространению славянского самосознания среди македонских славян. Важную роль в этом сыграли монастыри Осогово и Лесново . После 1860 года славянский патриотизм охватил и светские более образованные круги, особенно в Струге и Охриде. Тем не менее значительная часть славянского населения Македонии не прониклась духом национального самосознания даже в переломные годы македонской истории (1900, 1912, 1945), предпочитая союз с Грецией или Болгарией.

http://drevo-info.ru/articles/13671484.h...

Textus Receptus многократно переиздавался и был крайне популярен в Европе, вплоть до второй половины XIX в. В этот период он рассматривался как своеобразный стандарт греческого текста Нового Завета. С него было сделано московское издание греческого Нового Завета 1821 года. 238 До сих пор сохраняют актуальность мысли о значении византийского типа текста, высказанные в статьях профессора Московской (позже, Ленинградской) духовной академии Алексея Ивановича Иванова (18901976). Иванов А. И. К вопросу о восстановлении первоначального греческого текста Нового Завета. Журнал Московской Патриархии. 1954. 3. С. 3850; Иванов А. И. Новое критическое издание греческого текста Нового Завета. Журнал Московской Патриархии. 1956. 3. С. 49−58; 4. С. 49−58; 5. С. 43−52. 256 Глубоковский Н. Н. Славянская Библия; Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе. СПб. «Библиополис», 2002. С. 259−260. 257 С рядом вариантов из западного типа текста. См. Мецгер Б. М., Эрман Б. Д. Текстология Нового Завета. С. 130. 258 Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. Ed. B. and K. Aland and others. 28th Revised Edition. (2012) 890 p. 259 The Greek New Testament. Ed. B. Aland, K. Aland and others. 5th Edition. United Bible Societies. (2014) XV, 996 p. 260 The Greek New Testament According to the Majority Text with Apparatus. Ed. Z. C. Hodges, A. L. Farstad. 2nd Edition. Nashville: Thomas Nelson, 1985. 862 p. 261 Шлейермахер Ф. Д. Э. Академические речи 1829 года. Пер. с нем. Е. М. Ананьевой; Метафизические исследования. Вып. 4. СПб. 1997. С. 147. 266 Осборн Г. Р. Герменевтическая спираль. Общее введение в библейское толкование. Одесса, 2009. С. 12. 271 Гейзенберг В. Физика и философия. III. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М: Наука, 1989. С. 19−20. 273 Обстоятельно ознакомиться с этой темой можно, изучив упомянутую в начале главы основополагающую работу по философской герменевтике: Гадамер Х. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. Прогресс, 1988. 274 Греческое слово αν (эон), стоящее в оригинале, может означать не только промежуток времени определенной длины, но и некое ограниченное пространство; более правильно было бы в данном стихе перевести его на русский как «мир»; тогда, по мысли ап. Павла, мы познаем верою то, что миры сотворены словом Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В 1807 году, во время бунта янычар, султан Селим III был свергнут с престола и заключён в тюрьму. Престол турецкой империи занял султан Мустафа IV, возведённый в достоинство неограниченного повелителя правоверных прямо из заключения. Но Мустафа состоял султаном менее года и ничем не успел заявить себя во внешней истории константинопольской церкви. Преемником его был султан Махмуд II (1807–1839 г.). В начале своего царствования Махмуд держался традиционной политики турецкого правительства и заявил себя ревностным поборником преимуществ правоверных своих подданных, в ущерб и к унижению подданных христианского исповедания. Различными мероприятиями административного порядка Махмуд неоднократно возбуждал фанатизм мусульман против христиан, а сам открыто выражал свою ненависть к гяурам и готов был воздвигнуть против них настоящее гонение со всеми его ужасами. Скоро политические обстоятельства вызвали в Турции период кровавых событий, во время коего во всей силе проявился зверский фанатизм и самоуправство турецкого правительства, а с другой стороны, выяснилось жалкое, беспомощное состояние православного греческого народа. В 1821 году вспыхнуло восстание греков против турок, направленное к свержению мусульманского ига и к восстановлению самостоятельного греческого государства. Это восстание подготовлялось постепенно и создалось как в силу вполне естественного стремления греков освободиться от жестокости и произвола их поработителей – турок, так и вследствие прогрессивного движения среди греческого народа, возникшего в первой половине XVIII столетия и выразившегося в учёно-литературной деятельности и в развитии греческой торговли, причём в конце XVIII столетия на духовный прогресс греков оказали сильное влияние французская революция и общеевропейское преобразовательное движение. Под воздействием национального возрождения греки опять стали называть себя эллинами, мечтали о временах процветания и политической свободы в эпохи классическую и византийскую, рисовали пред собою идеал счастливой гражданской и общественной жизни вне турецкой зависимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Но ясность эта покрылась туманом в предисловии к греческому изданию книги пр. Амоса. Здесь автор говорит уже о восстановлении не древнего вида греческого текста, по возможности дохристианского, но того, какой он имел в православной церкви и у православных – восточных отцов. «Главною целью нашего выбора, говорит он, служило желание указать чтение, принятое в письменности православно богословской» (стр. 2), «применительно к чтению его у отцов церкви и в кодексах, распространенных в православно-восточной церкви» (1 стр.). Эту цель трудно примирить с предыдущей. Текст IXX, употребляемый в православно богословской письменности и у отцов церкви, не предполагает необходимо понятия о его древности и первоначальности. Последнее нужно еще доказать. А доказать этого нельзя, так как достоверно известно, что текст св. отцов во многих случаях есть текст исправленный, а иногда и вновь переведенный. Не понятно также, почему автор думает восстановить древний текст при помощи главным образом восточных кодексов. По отношению к древности текста имеет значение не место происхождения и открытия кодексов, а главным образом древность последних. Все это понятно лишь при мысли, что автор имел своею задачей сделать специальную восточно-православную редакцию греческого текста, независимо от её первоначальности. По-видимому этой задаче соответствуют и употребляемые им критические приемы. В основу своего чтения г. Юнгеров полагает александрийский кодекс в его московском издании 1821 года, как наиболее близкий к святоотеческим чтениям и к нашему славянскому переводу стр. 2). Второстепенное, если не третьестепенное значение признает автор („не оставлял без внимания“) за замечательнейшим кодексом ватиканским и западными изданиями – комплютенским и альдинским (хотя, как известно, последними весьма много пользовались справщики нашей славянской библии). Этим самым автор отказался уже от мысли восстановить по возможности древнее издание греческого перевода, так как для всякого, знакомого с этими кодексами, не может быть теперь сомнения в большей близости александрийского кодекса к гекзапларному тексту, чем ватиканского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Автор обнаружил основательное знакомство с источниками и довольно обширной литературой своего предмета, уменье свести и направить к решению поставленного вопроса изученные факты и выводы исследователей, строго последовательно развить свою мысль и изложить ее ясно и просто. Сочинение может быть признано весьма хорошим». 13) Экстраординарного профессора Анатолия Спасского о сочинении студента Кириако Евстратия: «История учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинском»: «Сочинение г. Кириако своим содержанием вполне отвечает избранной им теме. Оно состоит из введения и четырех глав. В введении (1–81) излагается краткий очерк истории элладских епархий от начала в Элладе христианства до восстания греков в 1821 году и описывается положение греческих церквей в их отношении к Константинопольскому патриарху до учреждения греческого —150— королевства в 1832 году. Вопреки мнению грека Формакидиса автор здесь убедительно доказывает, что хотя во время восстания сношения эллинских церквей с Константинопольской патриархией фактически были прерваны, однако юридическая зависимость первых от последней продолжалась и признавалась греческой иерархией и народом. Поэтому, и историю учреждения автокефальной церкви в королевстве Эллинов он начинает не с года восстания, а со времени утверждения прочного политического порядка в Элладе (1832 г.), тотчас повлекшего за собой провозглашение церковной независимости. Первая глава (81–167) и рассказывает о том, как совершилось это провозглашение в деятельности семичленной комиссии и собора элладских епископов 1833 года. Глава вторая излагает факты, характеризующие отношение к состоявшемуся самовольному провозглашению автокефальности элладской церкви клира и народа греческого, с одной стороны, и Константинопольской патриархии, – с другой (167–194). В третьей главе идет речь об обстоятельствах, содействовавших восстановлению канонических сношений элладской церкви с Константинопольским патриархом, и о Константинопольском соборе 1850 года, законно утвердившем ее автокефальность (194–293). Четвертая глава знакомит с учредительным законом 1852 года, основанном на постановлении Константинопольского собора и определившем окончательное устройство эллинской церкви, и перечисляет некоторые дополнительные законодательные акты (294–335). Сочинение заканчивается кратким выяснением основной причины, побудившей греков добиваться церковной независимости, которую автор видит в сильном развитии в греках национального самочувствия после борьбы за свободу (336–340). Сочинение г. Кириако носит на себе строго документальный характер. Свои положения он везде или подтверждает выдержками из документов, или прямо говорит языком их. В общем его сочинение представляет довольно правильную и полную картину дела об автокефальности элладской церкви. Изложено оно речью удовлетворительной, не смотря на иностранное происхождение автора. По этим своим достоинствам он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем не менее, христианское население империи в XIX веке заразилось националистическими идеями. Многие православные перестали ассоциировать себя с христианством, а стали отождествлять себя по родоплеменному признаку - греки, болгары, албанцы. Фантом национализма затмил разум сначала молодым европейски образованным грекам, которых родители традиционно отдавали на учебу в Падуанский университет и другие престижные вузы Европы. Они начали вооруженную борьбу за создание независимого греческого государства, за свободу от турецкого гнета. Но освобождение от чего-либо негативного вовсе не означает свободы для чего-то позитивного. Эти греческие юноши нередко вступали в масонские ложи, собственно их подпольные организации - этерии и были организованы по образцу масонских лож. Они мечтали о создании светской Греческой республики, пренебрежительно или, в лучшем случае, безразлично относились к Православной вере - вере своих предков. Естественно, это не могло радовать иерархов Церкви. Константинопольский Патриарх Григорий V издал брошюру, в которой объяснил всю пагубность их затеи для греческого народа и для Православной Церкви. Но его лояльность к туркам, продиктованная вовсе не пресмыкательством перед ними (он был отнюдь не из трусливых и мог идти и шел на острые конфликты с султанским двором, но только если это было действительно нужно для защиты Православия), а трезвым политическим видением ситуации, глубоким религиозно-философским анализом хода событий, не спасла этого первосвященника. Все его печальные прогнозы полностью сбылись. Ранним утром 22 апреля 1821 года, после пасхальной заутрени, турки повесили его, а также двух митрополитов и 12 епископов на главных воротах Патриархии. Всего в эти дни было казнено 80 православных епископов. Потом наступил и черед мирян... Как и прогнозировал Патриарх, пострадало фактически все греческое население, большая часть которого не была задействована в восстании, многие были преданы жестоким репрессиям. Все греки были ограничены в правах. При этом Фанар - центральная резиденция Константинопольского Патриарха, объединявшая, кроме высшего духовенства и могущественных православных финансистов, купцов, промышленников, уже постепенно брала под свой контроль и торговлю, и финансы, и многие ведомства. Грандиозные планы фанариотов по возрождению православной Византии уже становились реальностью. Восстание смешало все карты. Образование небольшого греческого королевства не только ухудшило положение всех греков, живущих в Малой Азии и на островах Средиземного моря (а таких было большинство), но и вызвало цепную реакцию национализма (революционного и антиправославного по своей сути) на всей территории страны, приведя в конечном итоге к ее полному развалу меньше чем за 100 лет. Постепенно, в результате кровавых балканских войн от Стамбула " отпали " болгары, албанцы, египтяне, сербы, арабы...

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/28/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010