Остатки святых мощей полагает под престол епископ при освящении храма; эти остатки в ящичке заливаются освященным воском и закрываются крышечкой. Пояснение: Если святая Литургия служится вне храма, например, под открытым небом, или в месте, где нет престола, священник должен положить на стол, на котором будет служить, освященный антиминс со святыми остатками мощей. В таком случае престол заменяется антиминсом. Слово антиминс означает – вместо престола. 908. Откуда получает епископ частицы святых мощей? Епископ берет эти частицы от мощей, находящихся на подобающих местах, обыкновенно в храме, а если таковых в его епархии нет, то получает их от епископа другой епархии. 909. Какое место в алтаре называется горним местом? Горним местом называется такое место в алтаре, которое находится за святым престолом по направлению к востоку. 910. Почему это место называется горним? Это место называется горним потому, что оно часто устраивается выше алтаря; на горнем месте стоит или сидит епископ при чтении апостола. 911. Чем отделяется алтарь от храма? Алтарь от храма отделяется перегородкой с иконами. Находится она на несколько возвышенном месте, называемом солеею. 912. Как называется эта перегородка с иконами? Такая перегородка называется иконостасом. 913. Какие двери ведут из храма в алтарь? Из храма в алтарь ведут трое дверей, находящихся в иконостасе, а именно: 1. Посредине иконостаса широкие двойные двери, называемые святыми или царскими вратами. 2. По обеим сторонам царских врат находятся узкие, одинарные двери, называемые северными и южными вратами. 914. Почему средние двери в иконостасе называются святыми или царскими вратами? Средние двери называются царскими потому, что через них выносятся Святые Дары, то есть Тело и Кровь Иисуса Христа, который есть Царь Славы. 915. Кто может входит в алтарь царскими вратами и ими же выходить? Входить и выходить из алтаря этими вратами может епископ, а при службах Божиих, когда полагается по уставу, также священник и диакон. 916. Какие иконы находятся на царских вратах?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

2) Крест, устроенный в 1161 г. преподобной Евфросинией, княжной Полоцкой, шестиконечный. 1075 3) На серебряной медали св. Владимир в правой руке держит крест четырехконечный. 1076 4) Крест, устроенный в 1224 г. в Юрьеве-польском, четвероконечный, сохраненный и до ныне. 5) На фресках Ярославова Софийского собора в Киеве крест в руке одной мученицы шестиконечный, в руке мученика – пятиконечный. 1077 6) Четвероконечный крест сохранился и ныне в том же соборе, иссеченный на мраморной доске гробницы Ярослава, сына св. Владимира. 7) На найденной в Киеве, до монгольского времени, золотой панагии мученик держит крест в правой руке четвероконечный 1078 и такой же вырезанный из мрамора. 1079 8) На сосудах преподобного Антония Римлянина встречаются кресты четвероконечные. 1080 Из этих и многих других памятников древности можно судить, что в России лобызали крест Христов и поклонялись Распятому на нем Господу, не обращая внимания на форму и вещество, из которого он сделан. Поклонение наших предков кресту Господню было вполне духовное, а не вещественное, какого добиваются старообрядцы. Е) Когда стали полагать на престоле святое Евангелие, как Божественную книгу, определить трудно. В первые времена Христианства оно вместе с священными сосудами хранилось в сосудохранительнице, и в известные только времена Богослужения выносилось отсюда для прочтения народу известного зачала. Впрочем, если взять во внимание то, что на Евангелие всегда смотрели, как на образ самого Иисуса Христа, то, вероятно, вскоре после гонений и наступления мирных времен для Христианства, оно сделалось необходимою принадлежностью святого престола, как символ невидимого присутствия самого Иисуса Христа. Еще 2-й Вселенский собор повелел воздавать Евангелию такое же почтение, как изображению самого Иисуса Христа. У нас Евангелию воздается подобающее ему почтете поклонением и лобызанием в известные часы Богослужения. Симеон Солунский , описывая принадлежности престола, в тоже время упоминает и о Евангелии. 1081 I) В алтаре прямо за престолом у восточной стороны, которая как ныне, так и в древности делалась большею частью полукругом, устрояется священное сопрестолие, которое ныне можно видеть в полном составе только в некоторых церквах. Этим именем называется возвышающийся над полом алтаря на несколько ступеней трон для Епископа с понижающимися по обеим сторонам его седалищами для пресвитеров. Место для Епископа называется в Литургии Златоуста горним местом, горним престолом, а седалища священнические называет Григорий Назианзин вторыми престолами (δετεροι τρνοι). По изъяснении учителей церкви, горнее место образует пренебесную кафедру Иисуса Христа, управляющего своею церковью вместе с Апостолами и их преемниками Епископами. Поэтому на стене за горним местом ныне, по большей части, изображается Иисус Христос в Архиерейском облачении, а по сторонам его святые Апостолы или св. Иерархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

В этом же районе обозначены Фряжской погреб, близ колокольни, 6½х6½х5 1 / 4 аршин, с заграничными винами: Венгерским, Шампанским, Ремитажем, Ренским, Бургонским 1780 , и сушиленные амбары, наполненные всевозможными принадлежностями хозяйства. Здесь хранилась столовая и кухонная посуда, подсвечники, сукно, холст, овчины, веревки, слюда, стекло, масло коровье и постное, мед, воск, вино простое в бочках, водка, соль, хмель, палатки, невода, мережи, фузеи, фонари, паникадило, некоторые части принадлежностей ризницы 1781 . «Внутри Монастыря» было 5 амбаров с зерном, мукой, крупой и солодом 1782 . Под хлебными амбарами 1783 был большой погреб для питей и продуктов, в 8x9 аршин 1784 . Здесь же, по описи 1724 – го года, упоминается каморка, крытая черепицей 1785 . Хлебня, крытая черепицей 1786 . Погреб, «где содержатся овощи», и над ним новый амбар, крытый дранью, в 4x4 сажени 1787 . Здесь же были кузницы, а возле кузниц была келья с сенями, крытая дранью по скале; в келье было 4 окна, муравленая зеленая печь на плитном фундаменте 1788 . В первом по времени основания каменном здании помещались две церкви: нижняя и верхняя. Нижняя каменная церковь была освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По описи 1725-го года, здесь обращает на себя внимание устройство престола. «Престол деревянной, на 4-х евангелистах резных золоченых, вверху по углам 4 херувима, те херувимы и по краям вызолочено, на передней дске в средине ковчег золоченой, на нем 3 херувима по сторонам в середине выкрашено краской лазоревою, наверху доска кипарисная». Облачение из парчи – по красному полю травы золотные, серебряные и разных шелков. Горнее место было обито красным сукном. Над горним местом образ Спасителя на полотне. Несколько иначе описан алтарь в 1724-м году. «Престол выкрашен красками, резьба на нем вызолочена, утвержден на 4– х евангелистах резных золоченых. Над горним местом поставлен Спасителев образ, писан на холсту. Около того образа и горнего места 8 алебастровых херувимов и серафимов штукатурного тела, крылья и сияние вызолочены». По обеим сторонам горнего места в стене 2 деревянных шкафа, «затворы створные столяренной работы с резьбой позолоченной». В двух, «да в глухих, из внутри заделанных с лица в трех» окнах, итого в 5-и окнах рамы, по 4 окончины в каждой раме, по 15-и стекол в каждой окончине. Между двумя окнами «по сторонам» 6 херувимов алебастровых с кадилами штукатурной работы, крылья и кадила вызолочены. По левую сторону престола у северных дверей комел с чугунной, привезенной с Олонца, трубой. «Подле комля на окне поставлен кладезь алебастровый». Завеса в царских дверях лазоревого флера, по краям обложена золотою парчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Когда великий Ярослав вызывал, в XI веке, в Киев иконописцев греческих, для украшения мозаикою созидаемой им Святой Софии, ещё не существовало в Латинской Церкви сего нововведения, т. е. отнятия Чаши у мирян и даже у священнослужителей, кроме старшего, при совершении таинства. Начинался только спор между Востоком и Западом об опресноках, и один из первых митрополитов наших, Иоанн, обличил обычай латинский, которому могла бы служить обличением и сия мозаическая икона: ибо хлеб, а не опресноки, держит в руках Господь, и не только слова Его, но и самое действие повторяется на иконе, чрез приобщение под двумя видами. Вот сколько исторической истины и догматики в мозаиках Софийских! Изящная полоса мозаических арабесков отделяет сию картину литургии, которая занимает весь второй ярус над горним местом, от нижнего яруса, наполненного ликами святительскими, которые уцелели в мозаике только до пояса и дописаны снизу. И здесь опять кроется глубокая мысль: сонм святителей торжествующей на небесах Церкви, как бы видимо сослужительствует воинствующей на земле Церкви при совершении Божественной литургии. В расположении сих ликов столь же строгое соблюдение древнего чина, который может служить для нас утверждением в истине предания Православной Церкви и вместе с тем – обличение для Рима. Три продолговатых окна (несколько расширенных впоследствии), над горним местом, знаменуют свет Богопознания, от Пресвятой Троицы исходящий и с высоты святительской кафедры проливаемый. Не сохранились мозаические изображения между сих окон и весьма странно были написаны тут, при обновлении собора, два святителя Киевские Пётр и Алексий, как предстоятели своей паствы, на том основании, что тут уцелела одна мозаическая надпись: Петр; но она несомненно относилась к апостолу, ибо только верховные апостолы могли предстоять лику верховных святителей, изображённых по сторонам их около горнего места. По правую сторону среднего окна, если смотреть к западу, стоял над кафедрою святительскою апостол Пётр, сохраняя своё неотъемлемое первенство; по левую же от него сторону – другой апостол, вероятно верховный Павел, или, может быть, Первозванный Андрей, как потому что он водрузил первый крест на горах киевских, так и потому что был основателем Византийской Церкви и первоначальником её Патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Нерушимая Стена " Описания иконы Описание иконы Нерушимая Стена Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» выполнена в стиле мозаики на стене над горним местом главного алтаря киевского Софийского собора. Божия Матерь изображена на золотом фоне, стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками. Икона получила свое наименование «Нерушимая Стена» ввиду того, что на протяжении девяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и собор, и город неоднократно подвергались разрушению. Сохранилось старинное описание этой иконы: «Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на [...] Икона Нерушимая Стена - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название иконе дано по словам Канона молебного к Богородице (песнь 9): «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие». В честь иконы Пресвятой Богородицы «Нерушимая Стена» на Кубани назван Апшеронский женский монастырь. Описание иконы Нерушимая Стена из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Сия икона в течение 8 веков оставалась неповрежденной, посему и наречена «Нерушимой Стеной». Изображение Богоматери на сей иконе, пользующейся большим уважением и особым почитанием среди богомольцев, сделано из мозаики; Богоматерь изображена во весь рост и стоит на золотом мозаическом поле с воздетыми вверх руками. Находится эта икона над горним местом главного алтаря Киево-Софийского собора. Вот как описывают эту икону очевидцы: «Рост Ее (Богородицы) исполинский, как и все дела Ее на святой Руси; Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите; Ее хитон небесного цвета, червленный пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез; лазуревые поручи на воздетых к небу руках; золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, в знамение Ее покрова, ширшего облак, по гласу церковных песней; светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах, ибо Она, Сама Матерь Незаходимого Света, была для нас звез[...]

http://pravicon.com/icon-207

Место за престолом, у самой восточной стены алтаря, называется горним (возвышенным) местом. Там обычно помещается икона Воскресения Христова. Между алтарем и горним местом стоит семисвечник. Слева от горнего места находится жертвенник – столик, на котором приготовляются к Евхаристии хлеб и вино. Алтарь и остальное пространство храма разделяются иконостасом – высокой преградой, уставленной иконами. Иконы располагаются и в других местах храма. Они могут храниться в рамах – киотах, лежать на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой. На иконах изображены Господь Иисус Христос, Божия Матерь, святые, а также священные события, в честь которых совершаются церковные праздники. Иконы считаются в Православной Церкви отражением высшей реальности, «окнами, открытыми в Небо». Верующие молятся, взирая на них, почитают их целованием, зажигают перед ними свечи в знак молитвы и благоговения. Впрочем, поклонение воздается не самим иконам, а тем, кто на них изображен. В центре иконостаса – царские врата. Они открываются в некоторые моменты богослужения. Через них, в частности, проходит священник, несущий Евангелие, крест или чашу с Телом и Кровью Христовыми. Справа от царских врат – икона Господа Иисуса, слева – икона Божией Матери. Вторая икона справа изображает святого или священное событие, в честь которого освящен престол данного алтаря. В правой и левой частях иконостаса располагаются «южные» и «северные» двери, через которые в алтарь входят диаконы и церковнослужители. Выше первого ряда иконостаса – праздничный ряд. Там находятся изображения священных событий, положивших начало главным православным праздникам. Еще выше – деисусный ряд, названный так по греческому слову deisis (моление). В нем находятся иконы Христа Спасителя и предстоящих Ему в молитве Божией Матери, Иоанна Крестителя, апостолов, иногда – других святых. Четвертый ряд икон изображает библейских пророков (Илию, Исаию и других), пятый ряд – ветхозаветных праотцов (Авраама, Исаака и прочих). На самой вершине иконостаса устанавливается крест. Полные иконостасы сегодня есть не во всех православных храмах. Однако первый ряд икон и ряд праздничный имеются почти в любом из них.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

В северной части алтаря (слева от престола) располагается жертвенник – небольшой стол, украшенный со всех сторон одеянием. На нем приготовляются дары для таинства Причащения. За престолом находится небольшое возвышение, называемое горним местом. На нем расположен трон епископа, а рядом седалища для священников. Перед горним местом горит семисвещник – светильник с семью лампадами. Он изображает семикратные дары Духа Святого. По слову св. апостола Иоанна «От престола исходили молнии и громы, и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» Откр.4:2–40 . В алтаре также находится кадило или кадильница, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. С правой стороны от алтаря помещается ризница, где хранятся ризы – священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также книги по которым совершается Богослужение. Алтарь отделяется от средней части храма церкви особой перегородкой, уставленной иконами, и называемой иконостасом. В иконостасе трое дверей. Средние из них, большие, называются царскими, потому что ими невидимо проходит Сам Царь Славы 3 . Царские врата украшаются изображением на них икон Благовещения и четырех апостолов евангелистов. Сверху помещается икона Тайной Вечери. Направо от царских врат помещается икона Спасителя, а налево – икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя помещается храмовая икона, то есть изображение праздника или святого, в честь которого освящен храм или придел храма. Двое других врат, боковые, называются одни – южными, а другие – северными (по отношению к частям света). Алтарь обычно находится на возвышении, которое переходит в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солея. По краям солеи около стен храма устраиваются клиросы для чтецов и певцов. В середине солеи против царских врат находится амвон (восхождение). На амвоне дьякон произносит ектении и читает Евангелие. Здесь же на Божественной Литургии преподается верующим святое Причастие. Амвон знаменует собой камень, с которого Ангел благовествовал о Воскресении Христовом. В кафедральных соборах посреди храма ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале Литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воронежской епархии еп. Острогожским Владимиром (Шимковичем) освящена трапезная ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери; в 1910 г. стены ее были выкрашены под цвет кирпича, на барабане написано 16 изображений святых. Комплекс пещерного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с системой ходов в М. Дивах Колокольня. Фотография. 2000 г. Колокольня. Фотография. 2000 г. Время сооружения первых подземных комплексов Дивногорья неизвестно. В 1653 г. при основании Д. м. была «выбита в камени в столбе у горы» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы ( Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32). Впосл. она была расширена и в 1693 г. переосвящена в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, о чем свидетельствовала надпись (ныне утрачена) в подножии мелового креста, над горним местом ( А. М. Дивногорский Успенский мон-рь. 1864. С. 3). В 1846 г. архиеп. Антоний (Смирницкий) освятил в храме Рождества св. Иоанна Предтечи новый престол. Архитектура этого храма ориентируется на зодчество Левобережной Украины 2-й пол. XVII в.; известно, что накануне начала строительных работ, 27 июня 1692 г., мон-рь получил разрешение поселять на монастырской земле «бобылей вольных людей» из-за Днепра. Пещерный комплекс состоит из подземного храма, обходной галереи с примыкающими к ней часовнями и группы келий, расположенных к северу от храма, и находится в меловом береговом кряже М. Див на высоте 40 м над основными наземными сооружениями мон-ря. Неск. выше по склону оврага, в еще одной меловой скале, также были вырублены помещения. Храм отличается достаточно большими для пещерных построек размерами (высота 4,75 м). Он 4-столпный (сев. столбы не сохр.), удлинен по продольной оси. В вост. части пространство расширено 2 клиросами под коробовыми сводами, отделенными меловыми парапетами. Алтарная стена с киотами прорезана 3 арками, ведущими в алтарь, жертвенник и диаконник. Над проемом центральной арки (высота 4 м) сохранились фрагменты росписи XIX в. с изображением Тайной вечери. В арочной нише над горним местом был высечен огромный крест с надписью об освящении храма в 1693 г. Неглубокий нартекс с 3 оконными проемами, расположенными над входом, отделен от основной части 2 столбами; в нем видны следы сооружений более ранних строительных периодов. В XIX в. пещеры были облицованы, над входом в храм на выступающей меловой скале была установлена главка с крестом (не сохр.). Церковь соединена неск. ходами с огибающей ее галереей; возможно, она использовалась при крестных ходах. В настоящее время церковь находится в аварийном состоянии.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Когда великий Ярослав вызывал в XI веке в Киев иконописцев греческих для украшения мозаикой созидаемой им Святой Софии, еще не существовало в латинской церкви сего нововведения, т. е. отнятия чаши у мирян и даже у священнослужителей, кроме старшего, при совершении таинства. Начинался только спор между Востоком и Западом об опресноках, и один из первых митрополитов наших, Иоанн, обличил обычай латинский, которому могла бы служат обличением и сия мозаическая икона: ибо хлеб, а не опресноки, держит в руках Господь, и не только слова его, но и само действие повторяется на иконе, чрез приобщение под двумя видами. Вот сколько исторической истины и догматики в мозаиках Софийских! Изящная полоса мозаических арабесков отделяет сию картину литургии, которая занимает весь второй ярус над горним местом от нижнего яруса, наполненного ликами святительскими, которые уцелели в мозаике только до пояса и дописаны с низу. И здесь опять кроется глубокая мысль: сонм святителей торжествующей на небесах Церкви как бы видимо сослужительствует воинствующей на земле Церкви при совершении божественной литургии. В расположении сих ликов столь же строгое соблюдение древнего чина, который может служить для нас утверждением в истине предания Православной Церкви и вместе с тем обличением для Рима. Три продолговатых окна (несколько расширенных впоследствии) над горним местом, знаменуют свет Богопознания, от Пресвятой Троицы исходящий и с высоты святительской кафедры проливаемый. Не сохранились мозаические изображения между сих окон и весьма странно были написаны тут, при обновлении собора; два святителя Киевские Петр и Алексий, как предстоятели своей паствы, на том основании, что тут уцелела одна мозаическая надпись: Петр, которая, несомненно, относилась к апостолу, ибо только верховные апостолы могли предстоять лику верховных святителей, изображенных по сторонам их около горнего места. По правую сторону среднего окна, если смотреть к западу, стоял над кафедрой святительской апостол Петр, сохраняя свое неотъемлемое первенство; по левую же от него сторону другой апостол, вероятно верховный Павел, или, может быть, первозванный Андрей, как потому что он водрузил первым крест на горах киевских, так и потому что был основателем Византийской церкви и первоначальником ее патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В настоящее время Николо-Дворищская соборная церковь двухэтажная, построена в виде продолговатого четвероугольника, с тремя на восток полукружиями. Высота храма от основания до кровли 7½ сажень, трибун 3 саж., глава с крестом 4½ саж., – всего от основания до оконечности креста 15 сажень. Длина настоящей древней церкви со стенами, но без полукружия, 9 саж., а с полукружиями 11 саж., ширина ее без выступов 7 саж. 1 арш. Длина пристроенного теплого придела 6 саж. без ¼ арш. Полукружия восточные вышиною своею едва не досягают соборной кровли. На них, кроме нескольких фальшивых окон, устроено в верхнем этаже три окна, а в нижнем под ними три просвета. Над горним местом на стене изображение Вседержителя, по правую сторону коего праведные, а по левую грешные. Под горним местом изображение храмовой иконы св. Николая чудотворца с деянием. На южной стене 5 выступов с 4 полукружиями. Вверху изображение Спасителя в облаках с 9ю кизическими мучениками. В верхнем этаж с южной стороны 4 просвета, из коих два в бывшем алтаре на хорах, а два в церкви. В среднем этаже 4 окна и пятое, сделанное вверху над железною решетчатою дверью 669 . Из окон в бывшем диаконике одно в алтаре Евдокиинского придела, а другое у правого клироса. В нижнем этаже один просвет и две двери, ведущие в подвалы. Северная сторона храма в половину застроена в 1822 году папертью, ризницею и угольником, а над ее пристроем по капитальной стене 5 также выступов с 4 полукружиям и три просвета, из коих один из бывшего на хорах придела. Вверху изображение сретения князем Мстиславом чудотворной храмовой иконы св. Николая. Западная стена также застроена приделом. Над пристроем два окна и два просвета, и между ними изображение Иисуса Христа с благословляющими руками, а по сторонам преп. Варлаам Хутынский и преподобномученица Евдокия. Кровля на соборе на четыре ската, по деревянным стропилам покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Такая же кровля, только не на 4 ската, и на восточных полукружиях, и на всех пристройках собора. Трибун на соборной кровле один каменный круглый с 4 окнами и с орнаментами в виде сухариков. Над трибуном шейка с глухими окнами. Глава на ней небольшая в виде фонаря, обита железом и окрашена медянкою, а другая небольшая глава над теплым приделом. На соборе и придельном храме яблоки и четвероконечные кресты с 4 по концам крестиками – позолоченные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010