Облачившись, диакон снимает пелену со святого престола. Затем священник и диакон, встав перед святым престолом и сотворив, с молитвою «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», три поклона, целуют край престола. Когда священнослужители поклонятся святому престолу, пономарь, взяв заранее разожженное кадило, подает его диакону, а диакон подает его священнику. Вложив в кадило фимиам 30 , священник благословляет кадило 31 и тайно творит молитву кадила: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Диакон в это время отверзает катапетасму 32 и царские врата. Затем, приняв от пономаря зажженную диаконскую свечу, взяв ее в левую руку, а в правую взяв орарь, он встает у святого престола, напротив священника, и начинается каждение (рис. 1). Типикон устанавливает практику каждения «крестообразно» 33 , ныне же кадят просто, троекратно 34 . Так же нужно заметить, что когда диакон подает священнику кадило, и когда священник отдает кадило диакону, последний всегда целует руку священника 35 . Итак, помолившись вышеуказанным образом, священник и диакон, молча, начинают каждение святого алтаря. Каждение алтаря Сначала кадят святой престол. Иерей, став перед св. престолом (т. е. у западной его части), троекратно, с поклоном, кадит его, диакон же, стоящий напротив иерея с зажженной свечой (у восточной части престола, т. е. между семисвещником и горним местом), отвечает всякий раз на поклон иерея соответствующим поясным поклоном. Затем иерей переходит к южной стороне престола, а диакон к северной, и вновь троекратно с поклоном окаживают престол (рис. 2). Точно так же иерей кадит святой престол с восточной его стороны (при этом диакон находится с западной стороны престола) (рис. 3) и с северной (диакон стоит у южной части престола) (рис. 4). Затем кадит запрестольный крест и икону, и горнее место (с иконою, находящеюся там) (рис. 5). Потом иерей становится перед святым жертвенником, а диакон возле южной части жертвенника и кадит жертвенник (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Хор: «Аминь». Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» . Священник (во время ектении читает тайно 270 молитву 1-го антифона «Господи Боже наш, егоже держава несказанна…» 271 , по окончании ектении возглашает): «Яко подобает Тебе...». Перед возгласом диакон отходит вправо и во время пения антифона стоит перед иконой Спасителя (так же поступает и во время 2-го антифона). Хор: «Аминь». И поет 1-й антифон (если по Уставу поются изобразительные антифоны, то псалом 102-й). Диакон произносит малую ектению «Паки и паки...» . Священник (во время ектении читает тайно молитву 2-го антифона «Господи Боже наш, спаси люди Твоя…», по окончании ектении возглашает): «Яко Твоя держава…». Хор: «Аминь». И поет 2-й антифон (если положено пение изобразительных антифонов, то псалом 145-й, перед которым по Уставу необходимо спеть «Слава»). «Слава, и ныне» 272 . «Единородный Сыне…». Диакон снова становится против царских врат и произносит малую ектению «Паки и паки миром...» . По окончании ектении уходит в алтарь. Священник (во время ектении читает тайно молитву 3-го антифона «Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы…», по окончании ектении возглашает): «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…». Хор: «Аминь». И поет 3-й антифон (в случае изобразительных антифонов поются заповеди блаженства с тропарями 273 ). §3.4.2. Малый вход В начале пения 3-го антифона диакон открывает царские врата. Во время пения 3-го антифона священник и диакон творят три поклонения перед престолом и священник целует Евангелие и престол, а диакон – престол. Затем священник берет Евангелие и отдает его диакону, диакон принимает Евангелие, держа его орарем 274 . Священнослужители обходят святую трапезу справа; поравнявшись с горним местом, диакон говорит «Господу помолимся», священник читает молитву входа «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел…» (по Уставу эту молитву следует читать на амвоне). После священнослужители выходят на амвон через северную дверь: впереди идут свещеносцы, затем диакон несет Евангелие в обеих руках, последним идет священник. На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, поддерживая его левой рукой, и, взяв орарь правой рукой, указывает на царские врата и говорит: «Благослови, владыко, святый вход».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Примечание 2. Непозволительно никому, кроме священнослужителей, приближаться к святому престолу и ходить между престолом и горним местом 10 , и между престолом и царскими вратами, и также стоять на солее, за исключением тех случаев, когда мирянам, по обрядам Церкви, нужно подходить к святым Тайнам или к святым иконам. 7) В алтарь нельзя вносить ничего, кроме вещества для таинства, свечей, масла и ладана (апост. прав. 3, VI Всел. соб., прав. 99). 8) Запрещается вносить в алтарь оружие, палки и зонтики (VI Всел. соб., прав. 69). 9) Не дозволяется входить в храм: а) еретикам во время богослужения (Тим. Ал. прав. 9), б) жене, находящейся в очищении (св. Дионисия прав. 2); в) юродивым, находящимся в кощунных одеяниях (Ук. 1732 г. 25 июля); г) а равно вводить в храм животных, кроме крайней нужды (VI Всел. соб., прав. 88). Примечание. Исключение делается для путешественника, не имеющего пристанища, в последнем случае ему дозволяется войти в храм и ввести животное свое в ограду, иначе оно погибло бы. 10) Пред святыми иконами стоять так, как святость места и благопристойность требует. 11) Нищие не должны бродить по церкви и просить милостыню, но во всяком случае их не следует выводить из церкви во время службы или брать под арест (ср. ук. Св. Синода 1731 г. 14 авг., 1758 г. 25 мая). 12) На церковного старосту возлагается наблюдение за соблюдением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее во время крестных ходов. Наблюдение за младшими священнослужителями 7. Настоятель наблюдает, чтобы священники неопустительно сами отправляли очередное служение, за исключением случаев болезни и законной отлучки. 8. Настоятель заботится, чтобы в воскресные и праздничные дни неопустительно в храме во время богослужения говорились поучения, а также совершались внебогослужебные беседы, для чего по общему соглашению составляет особое расписание. Труды по проповедничеству настоятель разделяет с прочими священниками, привлекая к сим трудам по своему усмотрению также окончивших курс учения в семинарии диаконов и псаломщиков. Каждый, произносивший поучения или ведший внебогослужебное собеседование, собственноручно записывает краткое содержание поучения или беседы в заведенную для этой цели особливую книгу или журнал, который просматривается еженедельно настоятелем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Пис. Милость и истина сретостася. Правда и мир облобызастася. Пс. 84 . Мин. Дева Мария и Елизавета, обнимая друг друга, лобызаются. Пис. Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой. Уповаю нань. Пс. 90 . Мин. Рождество Христово. Самые замечательные из новозаветных изображений в нашей рукописи, особенно важные для истории иконописи, имеют предметом Тайную Вечерю. Снимки с двух миниатюр этого содержания прилагаются здесь в рисунках 25 и 26. 25. Из Углицкой Псалтыри. 26. Из Углицкой Псалтыри. Одна миниатюра соответствует тексту: Отверзаеши ты руку твою: и насыщаеши всяко животно благоволения. Пс. 144 : Она изображает Спасителя не сидящим, а возлежащим за трапезою со своими учениками. В том же лежащем положении представлен Спаситель на Тайной Вечери в одной из миниатюр, сохранившихся на нескольких пергаменных листах Евангелия, не позже IX века (в Императорской Публичной Библиотеке). Другая миниатюра соответствует тексту: сказати сыновом человеческим силу твою. Пс. 144 . Она изображает Христа, который стоит у жертвенника. К нему подходит один из шести Апостолов, которому он из сосуда преподает кровь. Остальные пятеро, благоговейно ожидая, стоят особою группою. Из древнейших икон, а также и из мозаики над горним местом в Киево-Софийском Соборе, известно, что это только половина изображения. По другую сторону опять изображался Спаситель, преподающий другим шести Апостолам тело. Для истории изображений распятия важны те миниатюры, на которых писан только крест без Распятого Спасителя. Вместо того на самом перекрестии помещен круглый медальон с грудным изображением Спасителя, как например, к Пс. 35 и 131. Перед крестом в первой миниатюре молится Давид, а во второй – с одной стороны Давид, с другой Соломон. Из церковных праздников обращаю внимание на миниатюру, изображающую Воздвижение Честного Креста. Она соответствует тексту: возносите Господа Бога нашего и кланяйтеся подножию ногу его, яко свято есть. Пс. 98 . По необыкновенно-художественному приему в высшей степени замечательна миниатюра, в которой создание человека Господом Богом – сопоставляется работе мастера над сосудом (рис. 27). К стиху: «Руце твои сотвористе мя и создасте мя. Пс. 118 , – на стороне во все поле книги приложена миниатюра, состоящая из двух половин. В верхней мастер работает, по-видимому, изящный сосуд: он желтого цвета – золотой или глиняный. Нижняя половина, в соответствие верхней, представляет Иисуса Христа, который творит Адама. Известно, что на русских миниатюрах от XV и даже до XVIII в. очень обыкновенно изображение Иисуса Христа, вместо Бога Отца, в ветхозаветных сценах из истории первых человеков. Творец по большей части представляется в этих сценах юношей, иногда крылатым. Но в Углицкой миниатюре он имеет свой иконописный тип, с небольшой бородой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

к Истор. Акт. т. 5, стр. 449) 32 . В исправленном Требнике в «Последовании, како священный антиминс положити в новозданнем храме» не указано, откуда именно взято это последование. А в Чиновнике архиерейского священнослужения, после заглавия: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею, на нем же священнодействовати священнику в церкви, идеже не имать святая трапеза» сказано об этом возследовании, что оно «переведено с Греческого письменного Чиновника», с какого же именно – не обяснено. Но есть книжка под заглавием: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею», напечатанная в 4-ю долю листа, – 16-ти листов, без означения года и места издания, в которой упоминается о Патриархе (имя рек, см. ектению) и о благочестивом и богохранимом Государе нашем Царе (имя рек). В ней находятся буквально теже самые чины освящения антиминсов и положения их в храме, какие содержатся и в позднейших изданиях, например в Чиновнике, напечатанном в Москве 1798-го года, и в Большом Требнике, напечатанном в Киеве в 1862-м году. В этой книжке сказано, с какого именно греческого Чиновника перевели оба возследования. Они там так озаглавлены: «Возследование, како освящати антиминсы Архиерею, на них же священнодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей. »Переведено с греческого письменного Чиновника святейшего Кир Паисия Папы и Патриарха Александрийского и судии вселенныя». В упомянутой книжке находится лишь несколько добавлений, против исправленного Требника. Так, после сказанного в Требнике, что приемлют священницы деку трапезы, начальствующий же кропит святою водою столпы или единостолпие, ничто же глаголя, и укрепляется дека трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается. И паки кропится святош водою», в упомянутой книжке прибавлено: «и поливается родостамою (гуляфною водою), аще есть, таже вином, аще ли несть родостамвы, вином точию. Таже начальный Иерей помазует святую трапезу миром». По изложении же псалмов 143-го: Вознесу тя Боже мой; 22-го: Господь пасет мя; и 83-го: Коль возлюбленна селения Твоя Господи, в книжке прибавлено следующее: «помазуется же святая трапеза святым великим миром сице: крест сотворит посреди деки трапезные, и на четырех углех по кресту сотворити». После же слов, находящихся в Требнике: «таже кропит алтарь и храм весь святою водою», в книжке прибавлено: «и помазует святым миром. Первое на восток на алтарной стене, над горним местом, второе над западными дверьми, третие над южными дверьми, четвертое над северными дверьми на стенах крестообразно». После слов Требника: «и пришедшим ко вратам великим, яже к западу, ставше зря на восток», в книжке прибавлено: «полагает святый антиминс на столце» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Нерушимой стеной обороны стальной…» 14.12.2021 14:26:34 Виктор Саулкин К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой   В ноябре 41-го в боевом киносборнике впервые прозвучал «Марш защитников Москвы». Слова марша написал Алексей Сурков, которому Симонов посвятил свое стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Смоленск в то время уже давно был «под немцем» и жестокие бои шли на ближайших подступах к Москве. Враг в буквальном смысле стоял у стен столицы нашей Родины. И в эти дни прозвучали суровые слова защитников Москвы: В атаку стальными рядами Мы поступью твёрдой идём. Родная столица за нами, За нами родимый наш дом. Мы не дрогнем в бою За столицу свою, Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. На марше равняются взводы, Гудит под ногами земля, За нами родные заводы И красные звёзды Кремля. Мы не дрогнем в бою За столицу свою, Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Для счастья своими руками Мы строили город родной. За каждый расколотый камень Отплатим мы страшной ценой. Мы не дрогнем в бою За столицу свою, Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Не смять богатырскую силу, Могуч наш заслон огневой, Мы вырыли немцу могилу В туманных полях под Москвой. Мы не дрогнем в бою За столицу свою, Нам родная Москва дорога. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Нерушимой стеной, Обороной стальной Разгромим, уничтожим врага. Удивительно, но в самые грозные дни Алексей Сурков назвал оборону столицы «Нерушимой стеной». Каждый православный человек знает, что «Нерушимой Стеной и Предстательством» мы именуем Пресвятую Богородицу. Самый древний образ Матери Божией «Нерушимая Стена» выполнен в стиле мозаики над горним местом в алтаре Софийского собора города Киева. Пресвятая Богородица изображена на золотом фоне стоящей во весь рост на четырехугольном золотом камне с воздетыми руками.

http://radonezh.ru/2021/12/14/nerushimoy...

На широкую ниву миссионерской деятельности в Галиции Архиепископ Евлогий в начале сентября призвал епархиального миссионера архимандрита Митрофана с его помощником иереем Аркадием Остальским . О своих поездках по Галиции епархиальный миссионер сообщал на страницах «Волынских епархиальных ведомостей». В одном из таких своих отчётов он писал: «В первой половине сентября я посетил в Галиции ряд приходов, воссоединённых и воссоединяющихся с Православной Церковью. Сейчас, к сожалению, я не имею времени описывать свои наблюдения более или менее подробно; но всё же, хоть кратко, поделюсь вынесенными мною впечатлениями. Прежде всего – сами русские галичане. Кто бывал на праздниках в Почаевской Лавре, тот видел их, наших зарубежных братьев, в больших шляпах, в серых изящного покроя свитках или белых балахонах. Тогда они приходили украдкой, с большими трудностями пробираясь чрез границу; теперь они идут в Лавру смело и открыто, иногда даже с крестным ходом. По характеру своему русские галичане очень приветливы, предупредительны, симпатичны, к русским относятся с большим вниманием и сочувствием. Отличительная черта русских галичан – глубокая религиозность и привязанность к своим храмам. Последние, за редким исключением – очень хорошие, каменные, византийского стиля, высокие, с большими иконостасами. Храмов костёльного типа я пока не видел ни одного. Внутри храмы по большей части расписаны орнаментами и священными изображениями. Встречается часто картина крещения киевлян при св. князе Владимире с русского оригинала. Чисто униатского в храмах прежде всего престолы. Они помещаются часто на возвышении и имеют продолговатую форму как у католиков. На престоле непременно находится семь больших подсвечников со свечами, или стеариновыми белыми или жёлтого воска. Принято ставить на престоле и букеты цветов, большей частью искусственных. Жертвенников не было; проскомидию, собственно приготовление агнца, униатские пастыри совершают в «закристии» рядом с алтарём. Внутри храма находится будка, как в костёлах, в ней священник, сидя, исповедует кающихся чрез небольшое окошечко. Горнее место в алтаре находится не всегда у стены, как у нас, а бывает часто придвинуто к самому престолу, так что между горним местом и стеною бывает проход. Звонницы делаются отдельно от храмов и устроены совершенно по-католически. Колокола приводятся в движение особым механизмом и во время звона качаются из стороны в сторону, а язык свободно болтается и производит беспорядочный звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

По прочтении Евангелия архиерей осеняет народ дикирием и трикирием, при чем певцы поют: «Ис полла эти деспота»; затем осеняет находящихся в алтаре и принимает от протодиакона Евангелие. Второй диакон, поклонившись горнему месту и архиерею, выходит через северные двери пред царские врата и произносит сугубую ектению. Все присутствующие в алтаре, кроме священников, становятся между горним местом и престолом, кланяются к востоку и архиерею, благословляющему их обеими руками. Диакон: «Еще молимся о Святейшем... » 49 Все присутствующие в алтаре, не исключая и священников, поют трижды: «Господи, помилуй», кланяются архиерею, который благословляет их обеими руками, и расходятся по своим местам, архиерей же с двумя старшими священниками раскрывает святой антиминс на три части. Певчие, в свою очередь, поют: «Господи, помилуй», трижды. Диакон продолжает ектению. Архиерей произносит возглас: «Яко милостив...» Лик: «Аминь». Если бывает приношение за усопших, то протодиакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, выходит через царские врата и произносит заупокойную ектению, возглас после которой произносит архиерей, если же заупокойной ектении не будет, то третий диакон, сотворив пред престолом крестное знамение и поклонившись архиерею, выходит на солею и читает ектению об оглашенных, при чем поют певцы на левом клиросе. При прошении «Откроет им Евангелие правды» третий и четвертый священники открывают верхнюю часть святого антиминса и кланяются архиерею, который благословляет их обеими руками. Третий священник делает возглас: «Да и тии с нами...» Лик: «Аминь». Архиерей же во время возгласа творит губою крест на святом антиминсе, целует губу, полагает на правой стороне антиминса и благословляет обеими руками кланяющихся ему священника, произносившего возглас, протодиакона и второго диакона. Архиерей и священники читают молитву о оглашенных: «Господи Боже наш...» Между тем протодиакон со вторым диаконом подходят к царским вратам и, ставши против третьего диакона, возглашают: протодиакон: «Елицы оглашеннии, изыдите», третий диакон: «Оглашеннии, изыдите», второй диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите», и протодиакон со вторым диаконом отходят от царских врат на правую сторону престола, крестятся и кланяются архиерею и, получив благословение, становятся на свои места.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Так как архитектура церковная значительно изменилась на Востоке в течение пяти веков от основания Цареградской Софии в VI столетии до построения Киевской в XI, то должно предполагать, что образцом для нее послужила еще какая-либо из позднейших церквей греческой столицы, менее огромная по своим размерам, хотя и усвоилось ей имя древней патриархии. Чрезвычайную между ними разность составляет уже сам купол, который, как обширный щит, осеняет всю середину квадратного здания Софии Цареградской, тогда как в Киевской главный купол тесен и возвышен, а четыре малых, по сторонам его, дают новому храму позднейший вид византийских пятиглавых соборов. Устройство верхних галерей, необходимых в древности для помещения женщин, имело бы довольно сходства с образцом; но в Киеве хоры сии выступают крестообразно внутрь храма, тогда как в Царьграде они образуют правильный четырехугольник. Одно только углубление горнего места совершенно сходно в обоих храмах; но весь алтарь Киевский стеснен между двумя первыми столбами, поддерживающими купол, тогда как в Византийской Софии алтарь широко выдавался вперед, ибо там четыре основных столба, осеняемых куполом, стоят посреди храма. Иконостас в цареградском соборе состоял из двенадцати серебряных столбов, с богатыми завесами, которые закрывали святилище от взора мирян. В Киевском соборе едва ли можно предполагать подобное устройство иконостаса, ибо, в IX веке, их стали значительно возвышать, вследствие гонений иконоборства: сперва иконоборцы стали приподымать иконы для недопущения к ним людей благоговейных, а потом и сами православные, восстановив первый ряд местных, чествуемых ими икон, пожелали сохранить и верхние ярусы, к которым уже привыкли взоры. Со временем им усвоилось символическое значение трех различных периодов Церкви: патриархальной до закона, ветхозаветной и благодатной Нового Завета. Но во всяком случае, если иконостас Киевской Софии и не состоял первоначально из одних колонн и завес, по образцу византийскому, с расставленными по столбам иконами, то без сомнения был гораздо ниже, для того, чтобы не закрывать великолепных мозаик над горним местом и на боковых арках, так как изображения сии заменяла нынешние образа иконостаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вечерня бывает: а) малая, б) повседневная, в) великая. 5) Великая вечерня в соединении с утреней, т.е. на всенощном бдении, совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (68), причем, предстоятелю, или настоятелю, предоставляется некоторая свобода в расширении этого числа бдений. Так, например, ради чтимой иконы настоятель может заменить полиелейную службу всенощным бдением. Кроме того, местные церкви имеют право предписывать совершение бдения особо чтимым святым. На храмовой праздник всегда должно совершаться бдение, разве кроме редких уставных исключений. (Типикон, гл. 6). Порядок вечерни Согласно указаниям авторитетного журнала «Руководство для сельских пастырей» общий порядок повседневной вечерни составляется следующим образом: Вечерня начинается возгласом: «Благословен Бог наш..». Во время чтения на клиросе предначинательного псалма священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает 7 светильничных молитв. По окончании чтения псалма и молитв он говорит великую, или мирную ектению и возглас после нее, а затем входит южными вратами в алтарь, становится пред престолом. При начале пения стихов «Господи воззвах», священнику подают кадило; священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим..». берет кадило в руку и начитает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре (См. отд. 1.7; II. 4.) и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит чрез эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Став затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010