Следовательно, «строители базилики естественным образом должны были искать возможности устроить алтарь на грани восточной оконечности базилики с подобающим восточному типу горним местом – Такая возможность им, очевидно, представлялась в той Константиновской церкви Обретения Св. Жив. Креста, которую Епископ Евхерий называет Мартирион, и которая имела всегда, имеет и поныне алтарь, обращенный на восток без всякого за ним кружного хода». б)      На стр. 148 «Базилика Константина кончалась церковью Обретения Св. Жив. Креста и именно в этой церкви находила полное выражение всего плана Константиновского сооружения» в)      На стр. 188 «Все существующие данные заставляют думать, что Св. Гробская базилика кончалась тотчас за пещерою Обретения Св. Жив. Креста, т. е. на 13½ саж. (29 метр) далее к западу от угла, образуемого найденными на Русском участке древними стенами». г)      На стр. 156 и 157 При длине 108½ метров (равной длине Вифлеемской базилики) «Св. Гробская базилика вместила бы в себя все пространство (до последней грани даже в нижней подземной части) занимаемое церковью Обретения Св. Жив. Креста». – «Означенная длина 108 ½ метров во всем главном сооружении дала бы строителям возможность дополнить оное недостовавшими в Вифлеемской базилике пропилеями и при этом оставить еще значительное свободное место для торговой площади». д)      На стр. 190 «На сколько вообще можно говорить определительно по отношению к столь отдаленным временам, можно почти с достоверностью сделать заключение, что найденные на Русском участке древние стены и колонны не входили в состав Константиновской Св. Гробской базилики и не принадлежали к пропилеям оной, а базилика вовсе не захватывала нашего места и кончалась гораздо западнее». Система построения базилики по мнению гг. Шика и Хитрово известна из 7-го выпуска Палестинского Сборника и приложенных к нему чертежей. Вытекающее из вышеизложенных соображений воззрение о. Арх. Леонида на спорные вопросы приводится к следующему 1)  о. Арх. Леонид отвергает толкование текста Евсевия, предложенное гг. Шиком и Хитрово, и придерживается той последовательности в расположении частей базилики, которая изложена была мною

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Диакон по окончании 1-й «Славы» произносит малую ектению. Священник, тайно прочитав молитву Господи щедрый и милостивый... возглашает: Яко Твоя держава... Хор: Аминь. Чтец читает 2-ю «Славу» 18-й кафизмы. Священник и диакон по возгласе Яко Твоя держава... дважды земно кланяются перед Святыми Дарами. Затем священник берет кадило и в сопровождении диакона, держащего свечу, совершает троекратное каждение вокруг святого престола 19 . По окончании каждения оба священнослужителя делают земной поклон перед Святыми Дарами. Диакон по окончании 2-й «Славы» произносит малую ектению. Священник, тайно прочитав молитву Господи, да не яростию Твоею... возглашает: Яко благ и человеколюбец... Хор: Аминь. Чтец читает 3-ю «Славу» 18-й кафизмы. Во время чтения 3-й «Славы» священник, положив вместе с диаконом два земных поклона перед Святыми Дарами, ставит дискос себе на главу (в этот момент алтарник или пономарь звонит в колокол 20 , и все молящиеся падают ниц) и, держа его обеими руками, переносит на жертвенник, проходя между престолом и горним местом. Священнику предшествует диакон, держащий свечу в левой руке и совершающий каждение Святых Даров. С благоговением поставив дискос на жертвенник (в этот момент алтарник или пономарь вновь ударяет в колокол, и все встают), священник вливает в чашу вино и воду. Затем он берет звездицу и, покадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв один покровец и покадив его, он покрывает им дискос, а другим покровцом (предварительно покадив его) – чашу; покадив воздух, он покрывает им дискос и чашу вместе 21 . Диакон ставит перед Святыми Дарами свечу. Священник кадит Святые Дары и произносит: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, после чего священнослужители делают земной поклон. Священник отходит к престолу, складывает антиминс и полагает на него Евангелие. Диакон по окончании 3-й «Славы» произносит малую ектению. Священник, тайно прочитав Господи Боже наш, помяни нас... по окончании ектении возглашает: Яко Ты еси Бог наш...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С амвона сходят первые два диакона и вместе становятся рядом с двумя пономарями; первые два священника вместе с первыми двумя диаконами и пономарями молятся и кланяются Архиерею; за сим те же священники, выступив из своих рядов друг к другу, становятся лицом к аналою, а диаконы обращаются к пономарям, принимают трикирии от них, передают священникам в левые их руки, а из правых принимают от них свечи, затем священники сами правою своею рукой берут крест, вкладывают в левую свою руку, прикладывая к трикирию, а диаконы тогда же, приняв от пономарей кадило, подают священникам, идут за аналой; диаконы оттуда, а священники на месте обращаются к Архиерею с приподнятыми кадилами, причём старший священник произносит: «благослови, Преосвященнейший Владыко кадило». Получив благословение от Архиерея, священники с диаконами начинают каждение аналоя спереди аналоя вместе, по бокам друг против друга, позади опять вместе, имея против себя каждый своего диакона. Окадив аналой, священники расступаются, чтобы пропустить вперёд диаконов и идут за последними в алтарь чрез отверстые Царские двери, кадят там престол также как аналой, и окадив его, священники, сходятся по средине между престолом и горним местом, а диаконы по бокам; оттуда кадят горнее место вместе, оттуда – же, не расходясь, правый священник кадит вправо, справа имея своего диакона, а левый влево жертвенник, имея диакона слева; там же, обратившись к западу, кадят вместе иконы над Царскими вратами, засим правый священник предстоящих с юга в алтаре, а левый предстоящих с севера, имея диаконов рядом с собою; затем каждый своей стороной престола и кадят вместе Царские врата, каждый свою сторону; из алтаря царскими дверьми в предшествии диаконов выходят на солею и кадят вместе Царские врата, а затем правый священник с своим диаконом справа икону Спасителя и храмовую, а левый икону Божией Матери и симметричную с храмовой с диаконом слева. С солеи священники вместе посредине с диаконами по сторонам кадят трижды по трижды первенствующего святителя, а затем по трижды остальных архиереев; за сим оттуда же каждый священник кадит сослужащих своей стороны, клирос, народ; окадив всех, сходят на средину в предшествии диаконов, которые с восточной стороны аналоя останавливаются, расступаются и пропускают священников вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Софии, все в него стремятся. В одно время с нами ворвалось в неё и довольно народа, большею частью, из греков и армян, которые с жадностью ожидают такого случая. Все они бродили без всякого благоговения по храму в своих красных фесках, которые носят обыкновенно в комнатах и церквах, и потому не производили на меня столь грустного впечатления, как шляпы бывших с нами посетителей. Надобно видеть Св. Софию пред вечером, когда лучи солнца широко проникают во всю глубину её чрез западное обширное окно верхней галереи. Стены её до самых хор покрыты разноцветным мрамором, ясписом и порфиром, и довершают великолепие мозаиков при солнечном блеске. Колонны, коих считается более 80 по всему храму, собраны были из знаменитейших, капищ языческих, и здесь придают много красоты зодчеству, поддерживая лёгкие аркады хор и углублений алтарных. Восемь древнего зелёного мрамора взяты были некогда императором Аврелианом из капища сирийского Баалбека для украшения Солнцева храма в Риме: на них, собственно, лежат боковые хоры, или гинекион, где стояли женщины. Столько же драгоценных порфировых столбов поставлено по углам собора в его полукружиях; они принадлежали славному капищу дианы ефесской. Не менее драгоценны и прочие меньшие колонны верхних галерей. Рассматривая убранство древнего алтаря, не мог я однако же согласиться с нынешним обновителем Св. Софии. Привыкший к тесноте западного пресбитериума, или алтаря, и судя по римским древним базиликам, он ограничивал алтарь Св. Софии одним горним местом с его сопрестолием, и основывал своё мнение на том, что при оконечностях сопрестолия есть два боковых выхода, а между ними мраморный круг на помосте, теперь уже опущенном, означал будто бы место престола. Но в таком случае весь алтарь не имел бы даже и 5-ти сажень глубины, что не соответствует величию и пространству храма, и самому устройству восточных церквей, в которых алтарь занимает почти третью часть. Если же отнести иконостас к двум основным столбам, которые поддерживают купол, то внутри алтаря будет 13 сажень, и это более соразмерно с протяжением всего храма; тогда взойдут в алтарь и два боковые полукружия с порфировыми столбами ефесскими, а позади их жертвенник и ризница сами собой обозначатся весьма прилично в углах собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При святом со славословием на «Господи, воззвах» стихиры на (6) из Минеи, «слава», святого из Минеи, «и ныне» богородичен воскресный по гласу «славы» (крестобогородичны не входят в состав богослужения со славословием). В субботу при шестеричном святом и при святом со славословием стихиры на «Господи, воззвах» на (6) из Минеи. «Слава», святого, «и ныне», богородичен воскресный настоящего гласа. Диакон после возгласа священника по малой ектении берет кадило и благословение от священника, который благословляет кадило, произнося молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго твоего Духа» и начинает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сначала диакон кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону в иконостасе над Ц. В. в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным дверям, выходит через эти двери из алтаря на солею. Здесь диакон кадит сначала Ц. В., икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Став затем пред царскими вратами лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ стоящий в середине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами. Здесь кадит диакон сначала царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южной дверью в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола и священника, отдает кадило церковнослужителю. (Если нет диакона, то каждение совершает священник). Священник: В алтаре: «Премудрость, прости» (В некоторых храмах не произносится). Хор: «Свете тихий…»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения католицизма от полноты Православия, сформировалась традиция, запрещающая вход в алтарь кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконис, а впоследствии для инокинь в женских монастырях. Где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т.п. На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа или мучивших святых страдальцев за веру и т.п.). Цитаты об алтаре «Наша старая Кормчая в толковании 19 правила Лаодикийского Собора говорит: внутрь жертвенника единым священником достойно причащатися велит правило. То есть оно запрещает мирянину приобщаться Святых Таин в алтаре у престола со священниками. Толкование, стесняя таким образом смысл правила, как будто уклоняется от вопроса, позволительно ли мирянину, кроме причащения Святых Таин, стоять в ограде алтаря, в смиренном месте, в отдалении от престола и священнослужащих. Надобно при сем вспомнить, что, по древнему обычаю, алтарь должен быть с предалтариями и жертвенник в предалтарии должен быть доступен мирянину для приношения. Где сие есть, там советую мирянину не проникать далее предалтария. К сожалению, древнее расположение храма большей частью утрачено и идущий с просфорою к жертвеннику по необходимости идет в общем алтарном пространстве. В таком случае советую, как можно, не приближаться к престолу и не ходить между престолом и горним местом, так же как и между престолом и царскими вратами, ибо это совершенно алтарь и путь Христов. Мне кажется, такое снисхождение необходимым сделали наши предшественники, допустив сокращение алтарей. Или не надобно снисхождения? Или, по опасению погрешности, надо держаться самого обширного смысла правила и изгнать Вас из ограды алтаря? Может быть. Но я боюсь строгости для других, потому что боюсь ее для себя. И зная, что по грехам моим я первый достоин изгнания, боюсь без крайней нужды изгонять других. И признаюсь в том, в чем Вы меня обличаете, то есть что я позволял Вам и даже приглашал Вас быть в пределах алтаря в приличном месте; и думаю, что предстоящие здесь со страхом, с признанием своего недостоинства, но с верою и упованием на милосердие Божие не оскорбляют святости, а моей немощи и недостоинству споспешествуют общением молитвы».

http://azbyka.ru/altar

По совершении проскомидии и прочтении часов все священники становятся у престола по старшинству: 1-й по старшинству (т.е. предстоятель) становится пред престолом, а остальные по правую и левую сторону престола, именно: 2-й по старшинству (1-й после предстоятеля) становится 1-м на правой стороне, 3-й по старшинству становится 1-м на левой стороне, 4-й по старшинству – опять на правой стороне, рядом со 2-м, 5-й – на левой стороне, рядом с 3-м и т.д. Молитвы пред началом литургии с воздеянием рук читает один предстоятель, а прочие священники вместе с ним совершают только троекратное молитвенное поклонение пред святым престолом о ниспослании благодати Святого Духа и помощи при богослужении; обыкновенно предстоятель целует Евангелие, а все прочие иереи 43 и диакон целуют престол; после этого все кланяются предстоятелю и друг другу взаимно. Обыкновенно при совершении литургии двумя или тремя иереями с диаконом старший говорит после первой ектении возглас «Яко подобает...», второй иерей возглас «Яко Твоя держава...», третий иерей возглас «Яко благ...» Если два иерея – оба возгласа произносит второй. Предстоятель, при начале пения песнопения, положенного на «Слава», совершив троекратное молитвенное поклонение пред престолом, целует Евангелие и подает его диакону и идет за диаконом, затем подходят к передней стороне престола второй и третий священники и, поцеловав его, идут за предстоятелем; за ними в таком же порядке следует четвертый или пятый священники и т.д. 44 Благословение рукою на восток, произнесение положенных слов и целование Евангелия совершает только один предстоятель. Входя в алтарь за диаконом, он целует на царских вратах обе иконы, остальные же священники целуют ту, которая находится с их стороны. Предстоятель же благословляет свещеносца; затем он поклоняется престолу, целует его и становится на своем месте; прочие священники также становятся каждый на своем месте, надевают скуфии и камилавки, поклоняются престолу, целуют его и затем кланяются предстоятелю. Во время пения «Трисвятого», после предстоятеля, все священники в порядке старшинства, приложившись к престолу, становятся по обе стороны от горнего места каждый на своей стороне в порядке старшинства, т.е. старшие ближе к предстоятелю. После слов предстоятеля «Бог молитвами...», второй священник говорит: «Премудрость, прости». Предстоятель, стоя пред горним местом лицом к народу, сначала кланяется иереям на правую и левую стороны и затем говорит: «Мир всем». Третий священник: «Вонмем». Если два священника, второй говорит: «Премудрость, прости» и «Вонмем». Во время чтения Апостола предстоятель садится первым от горнего места с правой стороны престола, а остальные сидят в порядке старшинства, каждый на своей стороне, и встают только при каждении им.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Вот мы уже внутри самой церкви. Признаюсь, менее неприятное впечатление произвели на меня самые Турки, нежели наши христиане, и еще называющиеся православными. Хотя мы только двое с почтенным и знаменитым автором нашим Князем П. А. Вяземским хотели взять на свое имя фирман для осмотра Св. Софии, однако, мало-помалу, собралось неприметно большое число посетителей и даже дамы вовсе нам неизвестные; потому что, как только услышат в Константинополе, что есть фирман для входа в храм Св. Софии, все в него стремятся. В одно время с нами ворвалось в нее и довольно народа, большей частью, из Греков и Армян, которые с жадностью ожидают такого случая. Все они бродили без всякого благословения по храму в своих красных фесках, которые носят обыкновенно в комнатах и церквах, и потому не производили на меня столь грустного впечатления, как шляпы, бывших с нами посетителей. Надобно видеть Св. Софию пред вечером, когда лучи солнца широко проникают во всю глубину её чрез западное обширное окно верхней галереи. Стены её до самых хоров покрыты разноцветным мрамором, ясписом и порфиром, и довершают великолепие мозаик при солнечном блеске. Колонны, коих считается более 80 по всему храму, собраны были из знаменитейших капищ языческих, и здесь придают много красоты зодчеству, поддерживая легкие аркады хоров и углублений алтарных. Восемь древнего зеленого мрамора взяты были некогда императором Аврелианом из капища сирийского Баалбека, для украшения Солнцева храма в Риме: на них, собственно, лежат боковые хоры, или гинекионы, где стояли женщины. Столько же драгоценных порфировых столбов поставлено по углам собора в его полукружиях; они принадлежали славному капищу дианы эфесской. Не менее драгоценны и прочие меньшие колонны верхних галерей. Рассматривая убранство древнего алтаря, не мог я однако-же согласиться с нынешним обновителем Св. Софии. Привыкший к тесноте западного пресбитериума, или алтаря, и судя по римским древним базиликам, он ограничивал алтарь Св. Софии одним горним местом с его сопрестолием, и основывал свое мнение на том, что при оконечностях сопрестолия есть два боковые выхода, а между ними мраморный круг на помосте, теперь уже опущенном, означал будто бы место престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

54) Обыкновенно священник перед тем, как отойти к горнему месту, целует престол, а не Евангелие, а за священником то же делает сослужащий ему диакон, т.е., также целует престол; затем священник отходит к горнему месту и благословляет оное (Рук. д.с.п. 1889, 17). – При соборном служении, после предстоятеля все священники, в порядке старшинства; приложившись к престолу, становятся по обе стороны от горнего места, каждый на своей стороне, в порядке старшинства, т.е., старшие ближе к предстоятелю (Рук. д.с.п. 1889, 17). – «Священнику не подобает на горнее место входити, ниже седети на нем; но седети во стране горнего престола, из южные страны» (Служеб.). По постановлению Бол. Московского собора 1666–1667 г., если кто из священников позволит себе сидеть на горнем месте (которое «архиереев место и седалище есть»), то за это «безчиние» и «беззаконие», «да будет чужд священства» (Матер. раск., 225–226 стр.). 55) По разъяснению «Руководства для сел. паст.», диакон должен возглашать: «Вонмем, премудрость», стоя у царских врат, в виду того, что по Чиновнику протодиакон «посреди дверей, зря к чтецу и держай орарий, и к нему показуя, глаголет: Вонмем» (Рук. д.с.п. 1893, 20); в Служебнике тоже сказано, что «диакон пришед (от горнего места) пред св. двери глаголет: Вонмем» (см. также «Краткое излож. литур. для мирян»; ср. Ц.В. 1890, 4). 56) При соборном служении, предстоятель, стоя пред горним местом, лицом к народу, сначала кланяется иереям на правую и левую стороны и затем говорит: «Мир всем». 57) Поются прокимны или «апостола», или «дне», сообразно с указаниями Устава; они печатаются в Апостоле, Служебнике, Ирмологионе, Уставе, Октоихе, Минее и Триоди. Сначала прокимен произносится чтецами, а певцы вслед за ним поют его; затем чтец читает стих прокимна, певцы же снова поют прокимен; наконец, чтец произносит первую половину прокимна, а певцы поют вторую половину. Когда Уставом положено 2 прокимна, то сначала поётся 1-й прокимен, как указано выше, затем чтец произносит 2-й прокимен, а певцы поют его однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вашего Благородия, Милостивого Государя моего, покорнейший слуга Петр Папчинский. Его благородию Пугачевскому 22 апреля 1786 года. (Связка 58, дело 64 –«прошение, Екатеринославского уезда слободы Половицы, поселянина Каплуна о причиненных ему секретарем Папчинским обидах, на 12 листах, апреля 3 дня 1786 года»). V. Яков и Иван Шияны Бывшие запорожцы, братья Яков и Иван Шияны известны, как ктиторы Никопольской Свято-Покровской церкви. Деятельность их, на пользу церкви и населения Никополя, была настолько значительна, что о ней сохранилось, говоря относительно, много сведений. В исторической литературе встречаются указания на то, что сделано этими братьями: они поставили в церкви новый иконостас (в 1782 г.), устроили горнее место, жертвенник и рукомойник (в 1783 г.), пожертвовали колокол в 45 пудов и 15 фунтов (в 1790 г.). Признательное население Никополя увековечило память своих рачительных ктиторов, как только возможно было сделать это по понятиям того времени: надписями на иконостасе и на внутренней стороне восточной алтарной стены, и помещенными в самом иконостасе их портретами. В старой, ныне несуществующей, церкви на иконостасе была такая надпись: «1782 года сентября 20 сей иконостас здешними ктиторами Яковом и Иваном Шиянами собственными их, а не иным другим коштом, написан живописным искусством и за весь живописцу от них заплачено 800 руб.». В алтаре над горним местом была следующая надпись: «1783 года сентября 28 дня сие горнее седалище, жертвенник и рукомойник сооружены, как слесарного, так и живописным искусством собственными трудами здешни(х) ктиторов Иакова и Ивана Шиянов в честь церкви, себе же во спасение; обновлено 1856 г.». Портреты братьев-ктиторов (почти в натуральную величину) были помещены в церкви, в самом иконостасе – один с правой стороны, другой с левой. Под портретом старшего брата Якова помещена надпись такого содержания: «сей портрет снято с ктитора Иакова Шияна и поставлен здесь при том месте, где труды его всему обществу на иконостасе видны 1784 года января 9 числа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010