В двадцати нишах по собору помещены иконы двунадесятых праздников и другие работы гг. Нефа, Штейбена и Мусини. Выбор подписей под иконы сделаны членом св. Синода, преосвященным Евгением, архиепископом Астраханским. По указанию этого же преосвященного устроены надписи и везде по собору. Буквы подписей литые из бронзы и вызолоченные через огонь. За устройство и укрепление их г. Шрейберу уплачено 4 000 руб. серебром. Для аналоя художником Васильевым написано 39 выносных аналойных образов, а художником Заболоцким – 12 месяцев святцев. Первые иконы по 65 руб. серебром каждая, вторые по 200 руб. серебром за месяц, всего же 4 935 руб. Кроме этого, по повелению государя императора, художникам поручено было, для руководства при написании икон Спасителя и Божьей матери, сделать точные копии их ликов с картин знаменитейших художников итальянских, и приготовить в том же смысле икону преподобного Исаакия Далматскаго. За приготовление этих копий уплачено 5 700 руб. Общая стоимость всей иконной живописи 260 538 руб. 20 коп., а иконной и стенной вместе 768 912 руб. 95 коп. серебром. Утварь для Исаакиевского собора изготовлена поставщиками высочайшего двора Никольс и Плинке, фабрикантами Сазиковым и Верховцевым. Вся она сделана из золота и серебра 84 пробы. Золотую утварь по утвержденным рисункам устраивали поставщики высочайшего двора Никольс и Плинке. Ими сделано тринадцать вещей: Потир, Дискос, Звездица; к ним две тарелочки, лжица, копие и ковшик; напрестольный крест с эмалью, Евангелие большое, кадило и венцы для браков. Веса во всех этих вещах 2 пуда 1 фунт и 63 золотника, а за работу их, из казенного золота, уплачено 17 519 руб. От них же – Никольса и Плинке – принято изготовленных из казенного серебра двадцать шесть вещей, именно: семь семисветильников, один больший – над (запрестольным) горним местом в большом алтаре, другие шесть – по сторонам всех трех престолов, в большом и малых алтарях; два огромных подсвечника перед местными иконами Спасителя и Божьей матери в главном иконостасе; шесть паникадил перед прочими местными иконами в том же иконостасе; три рамы для образов над жертвенниками во всех трех алтарях, три дарохранительницы для трех престолов; одна большая чаша для освящения воды, один сосуд для вина; три блюда. Вес всех 26 поименованных вещей 56 пудов 39 фунтов и 5 золотников, а стоимость работы 101 978 руб. 16 коп. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

—490— 1877 г. под описями подписей ни сдатчика и приёмщика, ни присутствовавших при сём лиц, Благочинного и членов причта. В некоторых церквах описи не прошнурованы и не скреплены по листам кем следует. 3) В приходо-расходных книгах не все статьи своевременно очищаются расписками получателей; а если и делаются расписки, то неточные и не всегда определённые, без означения, например, времени и количества полученной суммы. 4) В обыскных книгах не везде имеются расписки за безграмотных жениха, невесты и поручителей; а если и имеются, то иногда эти расписки делаются за всех вместе в конце обыска, а не под подлежащими пунктами. 5) В метрических книгах допускаются неточные, неправильные записи и непростительная небрежность. В одной, например, метрической книге 8-мь страниц написанных перечёркнуты и затем снова написаны. В 3-й части о умерших, не пишут по отечеству отца умирающих младенцев, а только имя и фамилию; в части о родившихся встретилась запись фамилии отца родившегося младенца: Лобода, а в части о умерших отец того же младенца записан по фамилии – Малафиенко. Вероятно, одна из этих фамилий настоящая, а другая, так называемая, уличная. Здесь, при выписи для воинской повинности, неизбежно встретится затруднение. Некоторые священники в шнуровых книгах под статьями подписывают начальную только букву своего имени, или же просто одну фамилию; и притом так неразборчиво, что трудно прочитать. IV. В отношении к женским монастырям и училищам девиц: При посещении женских монастырей, я не раз замечал, что не только манатейные монахини, но и послушницы входят в алтарь и даже проходят между престолом и горним местом, – что возбраняется 11-м правилом Св. Никифора Исповедника, патриарха Цареградского (Кормч. Кн. ч. 2-я, гл. 57). Тоже допускается, вопреки соборных правил (Лаодик. пр. 44. VI. Вселенск. пр. 69), и в некоторых женских училищах. Хотя о всех вышеизложенных беспорядках и опущениях были делаемы мной на месте должные замечания и —491— 1877 г. внушения, тем не менее, поскольку те же опущения и беспорядки, в большей или меньшей мере, могут быть и в других местах, мной ещё не посещённых, почитаю должным учинить следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так же с окроплением святой водою надевают на жертвенник одежды, и на него, по освящении святой водою, ставятся священные сосуды и покровцы, и накрываются пеленою. Освящение алтаря и всего храма. Окончив облачение престола и жертвенника, все священники снимают запоны. Царские врата открывают, и предстоятель с двумя другими старшими священниками совершает освящение алтаря и всего храма. Настоятель в предшествии диакона со свечой кадит алтарь и весь храм; идущие за ним священники – один кропит святой водою алтарь и весь храм, а второй крестообразно помазывает Миром стены храма: над горним местом, над западными, южными и северными дверями храма 107 . В это время певцы поют 25-й псалом. После освящения храма, войдя в алтарь, предстоятель возжигает своими руками свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола. (До сего времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась 108 ). Перенесение антиминса и положение его на престол. В это время износят на середину храма запрестольный крест и хоругви. Священники берут Евангелие, крест и храмовую икону, диаконы – кадила; второй священник берет кропило. Предстоятель возглашает: «С миром изыдем». И исходят все священнослужители на середину храма (впереди младшие, как в крестном ходе). Хор идет за хоругвеносцами. Предстоятель, выйдя на солею, кадит антиминс, лежащий на дискосе пред иконою Спасителя, творит поклон, берет дискос с антиминсом на свою главу и следует за крестным ходом вокруг храма. Второй священник идет впереди крестного хода и кропит святой водою храм и людей. Диаконы же, периодически обращаясь, кадят антиминс, носимый предстоятелем на главе, а также кадят храм на южной, северной и западной его стороне. Во время обхождения певцы поют тропари: «Иже на камени веры», «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже». Когда крестный ход придет к западным дверям, певцы входят внутрь храма, и двери закрываются (или завешиваются завесой). Предстоятель снимает дискос с головы, поставляет его на столе пред церковными вратами и поклоняется мощам трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   История развертывается во времени и остается в памяти. Эта способность становиться выше раздробленности времени лежит в основе литургического “воспоминания”, но его тайна идет гораздо дальше. Во время литургии, ее священной силой, мы переносимся в точку, где вечность пересекается со временем, и в этой точке мы становимся действительными современниками библейских событий от событий книги Бытия до Второго пришествия; мы переживаем их конкретно, как их очевидцы. Во время литургии, когда мы слышим: “Сие есть Тело Мое”, – это слова Самого Христа, звучащие через века. Речь идет вовсе не о человеческом повторении, но о том, что через литургическую современность мы приобщаемся, выходя за пределы времени, к пребывающему раз и навсегда для всех, и тогда служба приобретает значение божественной жизни, местом которой становится храм. Христиане первых веков, со столь свойственным этой эпохе реализмом, естественным образом созерцали невидимый мир, храм, преисполненный горним: “Ныне силы небесные с нами невидимо служат”. Они видели множество ангелов, а в совершающем службу – олицетворенного Христа. Тогда становится понятным этот священный трепет, это бесконечное благоговение, это мощное ощущение того, что “место сие свято есть”, драгоценное предание, передаваемое из поколения в поколение со времени начала христианства.    Когда открываются Царские врата, Царство Божие уже посреди нас. Небо нисходит на землю, и человек соединяется с ангельским хором, чтобы достойно встретить грядущего: “Царь бо царствующих приходит”.    Во время рождественской службы мы не вспоминаем о рождестве, но в действительности присутствуем при этом событии – Христос рождается перед нами; а в Пасхальную ночь воскресение происходит на глазах у верующих, и это сообщает им апостольское достоинство очевидцев. Также и чтение Евангелия во время службы приобретает силу самого события. 5. Драматическое действо    Литургия является мистерией (таинством), которая развертывается на священной сцене храма и вовлекает в свое действо собрание верных. Это – диалогическая драма, руководимая священником в сослужении дьякона, вестника, или глашатая, и χορς, хора верных. В этой “общественной службе”, или “общем деле”, народ приносит свою жертву Богу, и Бог освящает ее Своей благодатью и Своим присутствием. Подвижная перегородка, образуемая вратами иконостаса, устанавливает различные степени доступа к небесному. Находясь между алтарем и нефом, дьякон, словно ангел-вестник, возвещает о том, что готовится, и управляет общим действом, он начинает литургический диалог, управляет общими молитвами и устанавливает образ действия всех и каждого в отдельности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине. К западу от него в полуквадратное углубление - место престола. Алтарь отделялся от наоса алтарной преградой, вырубленной в скале. В настоящее время сохранилось ее основание. В средней части алтарной преграды - порог " царских врат " , по бокам пазы для установки частей деревянного иконостаса, упиравшегося в потолок. В древности апсида была расписана фресковой живописью. Из-под копоти выступает ографление нимба и силуэт поясного изображения Предтечи от Деисуса. Рядом с алтарной преградой в полу вырублены могила и база опорного обломанного столба. Южная и юго-восточная части комплекса проходят вдоль обрыва плато. Рядом со скругленной стеной юго-западной части вырублена скамья. В юго-западном углу в сторону обрыва имеется дверной проем, некогда выводивший на навесной балкончик. Восточная часть южной половины комплекса представляет собой три смежных помещения. Первое со скамьями по северной и южной сторонам скругляется на востоке, где пробита дверь во второе помещение. Здесь также вырублен дверной проем в сторону обрыва. На пороге его видны подрубки для установки еще одного навесного балкона (там же). С площадки последнего вниз шла деревянная лестница. В полу данной пещеры имеются две вырубные гробницы, а на стенах пазы для установки деревянных конструкций. Третье помещение является часовней подпрямоугольной формы, размерами 3 х 2,5 м. В нее ведут две ступеньки. Вдоль длинных сторон расположены скамьи. В восточной части - апсида со скальным порогом, который, вероятно, являлся основанием деревянной алтарной преграды. Престол примыкал к стене. К югу от него вырублена ниша жертвенника. Н.Репников считал, что первоначально на месте современного " Судилища " был трехапсидный храм, появившийся после гибели оборонительных сооружений. Позднее он был расширен к северу за линию колонн, которые возникли при этом из толщи скалы. В южной половине боковой апсиды была пробита дверь. Нам ситуация представляется несколько иначе.

http://sobory.ru/article/?object=14901

Разделы портала «Азбука веры» Алтарь (от лат. alta и ara – возвышенный жертвенник) – восточная, главная часть храма , в которой находятся престол , жертвенник , епископская или священническая кафедра . Обычно отделяется от остальной части храма иконостасом . История алтаря История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полуокружении алтарной абсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу). Устройство современного алтаря В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа, как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется, поэтому Горнее место.

http://azbyka.ru/altar

Малая ектения по кафизме произносится священником пред царскими вратами. После возгласа на малой ектении, при начале пения стихов «Господи воззвах», священнику, вошедшему в алтарь южными воротами, подают кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…», берет кадило в руку и начинает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит чрез эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Ставши затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, при чем обход храма начинает с правой стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику. По окончании стихирь на «Господи воззвах», когда на клиросе вслед за «Богородичным» запоют «Свете тихий», священник выходит северными вратами на солею, становится пред царскими вратами, произносит прокимен дня, предваряя его положенными возгласами: «Вонмем, мир всем, премудрость, вонмем», при чем «мирствуя» обращается лицом к народу. Ектению «Исполним вечернюю молитву», возглас по ней священник поизносит здесь же на солее, затем при пении или чтении стихирь на стиховне входит в алтарь северными вратами и становится пред престолом. После возгласа на «Отче наш», тропаря и богородична, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению «Помилуй нас, Боже…» и говорит полный отпуст, обратившись после пения «благослови» лицом к народу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пред началом вечери а священник, облачившись в фелонь, при благословении и целовании креста на оной с произнесением слов: «Молитвами святых отец...», открывает завесу царских врат, поклоняется святому престолу, целует край его и напрестольный крест, выходит из алтаря северною дверью с Служебником в руках, делает три поясных поклона пред царскими вратами и, встав прямо, полагает начало вечерни возгласом «Благословен Бог наш...» Повседневная вечерня Начало Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь». «Приидите поклонимся» и псалом предначинательный – «Благослови, душе моя...» Священник тайно читает 7 светильных молитв. Великая ектения По окончании предначинательного псалма священник произносит здесь же, пред царскими вратами, великую ектению (где нет диакона), сопровождая поясным поклоном каждое прошение. По возгласе «Яко подобает...» входит в алтарь южною дверью, становится пред престолом, совершает пред ним поясной поклон, целует край престола. Стихословие кафизмы Затем стихословится вся рядовая кафизма обычным порядком, если в тот день не было бдения. По кафизме произносится малая ектения священником, если нет диакона, пред царскими вратами. «Господи воззвах» После малой ектении «Господи воззвах» поется во глас стихир Октоиха и стихиры на 6: 3 из Октоиха и 3 из Минеи. «Слава и ныне»; Богородичен (если на среду или пяток – Крестобогородичен, из Минеи же на ряду). Если в Минее на «Слава» положена стихира святому, тогда на «И ныне» поется Богородичен по гласу этой стихиры. Каждение После возгласа, на малой ектении, при начале пения стихов «Господи воззвах», священнику, вошедшему в алтарь южными вратами, подают кадило; священник благословляет кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим», берет кадило в руку и начинает каждение алтаря и храма. При каждении читается 50-й псалом. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней его стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре 15 , для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит через эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны, и святцы. Ставши затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его, киоты с иконами, причем обход храма начинает с правой его стороны (смотря к алтарю). Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

3) В приходо-расходных книгах не все статьи своевременно очищаются расписками получателей; а если и делаются расписки, то неточные и не всегда определенные, без означения, например, времени и количества полученной суммы. 4) В обыскных книгах не везде имеются расписки за безграмотных жениха, невесты и поручителей; а если и имеются, то иногда эти расписки делаются за всех вместе в конце обыска, а не под подлежащими пунктами. 5) В метрических книгах допускаются неточные, неправильные записи и непростительная небрежность. В одной, например, метрической книге 8-мь страниц написанных перечеркнуты и затем снова написаны. В 3-й части о умерших, не пишут по отечеству отца умирающих младенцев, а только имя и фамилию; в части о родившихся встретилась запись фамилии отца родившегося младенца: Лобода, а в части о умерших отец того же младенца записан по фамилии – Малафиенко. Вероятно, одна из этих фамилий настоящая, а другая, так называемая, уличная. Здесь, при выписи для воинской повинности, неизбежно встретится затруднение. Некоторые священники в шнуровых книгах под статьями подписывают начальную только букву своего имени, или же просто одну фамилию; и притом так неразборчиво, что трудно прочитать. IV. В отношении к женским монастырям и училищам девиц: При посещении женских монастырей, я не раз замечал, что не только манатейные монахини, но и послушницы входят в алтарь и даже проходят между престолом и горним местом, – что возбраняется 11-м правилом Св. Никифора Исповедника, патриарха Цареградского (Кормч. Кн. ч. 2-я, гл. 57). Тоже допускается, вопреки соборных правил (Лаодик. пр. 44. VI. Вселенск. пр. 69), и в некоторых женских училищах. Хотя о всех вышеизложенных беспорядках и допущениях были делаемы мною на месте должные замечания и внушения, тем не менее, поскольку те же допущения и беспорядки, в большей или меньшей мере, могут быть и в других местах, мною ещё не посещённых, почитаю должным учинить следующее: I. Предписать всем о.о. Благочинным, чтобы они: а) Строго наблюдали за точным и неуклонным исполнением всеми приходскими священниками правил и уставов Православной Церкви относительно крещения младенцев и исповеди возрастных, под опасением, в противном случае, строгого взыскания, и о нарушителях означенных правил и уставов немедленно доносили мне;

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

908. Откуда получает епископ частицы святых мощей? Епископ берет эти частицы от мощей, находящихся на подобающих местах, обыкновенно в храме, а если таковых в его епархии нет, то получает их от епископа другой епархии. 909. Какое место в алтаре называется горним местом? Горним местом называется такое место в алтаре, которое находится за святым престолом по направлению к востоку. 910. Почему это место называется горним? Это место называется горним потому, что оно часто устраивается выше алтаря; на горнем месте стоит или сидит епископ при чтении апостола. 911. Чем отделяется алтарь от храма? Алтарь от храма отделяется перегородкой с иконами. Находится она на несколько возвышенном месте, называемом солеею. 912. Как называется эта перегородка с иконами? Такая перегородка называется иконостасом. 913. Какие двери ведут из храма в алтарь? Из храма в алтарь ведут трое дверей, находящихся в иконостасе, а именно: 1) посредине иконостаса широкие двойные двери, называемые Святыми, или Царскими, вратами; 2) по обеим сторонам Царских врат находятся узкие одинарные двери, называемые северными и южными вратами. 914. Почему средние двери в иконостасе называются Святыми, или Царскими, вратами? Средние двери называются Царскими потому, что через них выносятся Святые Дары, то есть Тело и Кровь Иисуса Христа, Который есть Царь Славы. 915. Кто может входит в алтарь Царскими вратами и ими же выходить? Входить и выходить из алтаря этими вратами может епископ, а при службах Божиих, когда полагается по уставу, также священник и диакон. 916. Какие иконы находятся на Царских вратах? На одной стороне находится икона Богоматери, а на другой Архангела Гавриила; эти иконы, дополняя одна другую, являют собою Благовещение Пресвятой Богородицы. 917. Какая икона бывает над Царскими вратами? Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери Спасителя. 918. Какие иконы бывают на южной стороне иконостаса? На южной стороне иконостаса помещаются иконы: возле Царских врат икона Спасителя, потом икона Иоанна Крестителя и, наконец, храмовая икона с изображением священного события или святого, в честь которого посвящен храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010