Наконец, дошли мы и до того подземного храма, который составляет, можно сказать, главную достопримечательность катакомб св. Агнии. Эта крипта, как обычно называется соединение нескольких кубикул, представляет собою в общем узкий и длинный четвероугольник, около семи сажень длиною и более сажени шириною, состоящий из пяти кубикул, которые тянутся все в ряд одна за другою по одной прямой линии. Катакомбная галерея пересекает крипту прямо поперек, разделяя ее на две неравных половины, причем на одной стороне оказываются три кубикулы, а на другой две. Меньшая часть крипты, где нет никаких характерных принадлежностей, по объяснению местных ученых археологов, служила местом стояния женщин при совершении богослужения, а большая составляла главную часть храма с алтарем. Алтарь занимал всю крайнюю кубикулу главного отделения, свод которой много ниже всех остальных, причем от средней части храма он отделялся решеткой. В настоящее время этой решетки, конечно, уже не существует; но место, где была она, обозначается двумя сохранившимися досель полуколоннами, на которых, как думают, она утверждалась. На горнем месте, т. е. в передней стене алтаря, устроена небольшая полукруглая ниша, в которой сохранилась высеченная из камня епископская кафедра, а по обеим сторонам ее тянутся полукружием такие же скамьи для пресвитеров. Престола в настоящее время нет; но, по утверждению археологов, нужно предполагать, что он находился на средине алтарной кубикулы, т. е. на том месте, где и теперь обыкновенно стоят престолы в наших православных храмах. В боковых стенах крипты, между обычными рядами локул, виднеются кое-где маленькие углубления, где ставились во время богослужения горящие лампады, а один особого устройства светильник висит, спускаясь со свода кубикулы. – В стороне от этой подземной церкви, на север от ее алтаря, имеется еще меньшего размера крипта, назначение которой, помимо общей всем кубикулам погребальной цели, доселе остается не достаточно выясненным. Одни думают видеть в ней место для оглашенных, а другие – так называемое предложение (ποθεσς), т. е. то отделение, где приготовлялись св. дары на жертвеннике, который действительно и сохранился в этой крипте доселе. Заслуживает внимания здесь, в полукруглой нише аркосолия, древнее фресковое изображение, происхождение которого ученые археологи относят к первой половине четвертого века. На нем изображена Матерь Божия по пояс с молитвенно воздетыми руками, а на персях ее Предвечный Младенец, т. е. такое изображение, которое напоминает известное у нас под именем „Знамени Божией Матери“. По обеим сторонам изображения видны две монограммы Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

священника, который, приложившись к престолу, отходит к горнему месту, диаконы отдают кадила пономарям и все крестятся иконе на горнем месте и кланяются первенствующему священнику (если присутствует Владыко, то тогда ему кланяются), 1-й диакон занимает место с левой стороны престола и произносит прокимен, 2-й становится на своё место с той же стороны престола; если читаются паремии, то третьему диакону нужно взять благословение у первен. свящ. на чтение паремий во время чтения прокимна и сходит царскими вратами на солею; по окончании чтения входит южными – и также берёт благословение. Первый диак. чит. ект. (Рцем), 2-й – диак. «Исполним». Принимают участие все священнослужители и на входе с Евангелием на литургии. Тогда 1-й диакон несёт св. Евангелие, и второй и третий диаконы идут впереди с кадилами; порядок как и на входе вечерни. И входят в алтарь чрез Царские врата. Первый диакон произносит: «Премудрость прости». На литию выходят все присутствующие священнослужители. Замыкают шествие диаконы, которые, 2-й и 3-й, из самого алтаря выходят без кадил, а идут впереди пономарей с подсвечниками и кадилами. Как только все священники, во главе с старшим из них станут на уготованном месте в два ряда (по чину), диаконы 2-й и 3-й, а если их только два, то первый и второй, – находясь в конце рядов священников, стоящих по старшинству, принимают кадила у пономарей и с места, приподнимая их, просят у старшего священника благословение кадил, – старший из имеющих кадит диаконов говорит негромко: «Благослови Владыко. Получив благословение кадить, эти два диакона направляются к Царским вратам (в алтарь не входят) и кадят вместе Царские врата, потом каждый «свою » половину иконостаса. После иконостаса (можно с солеи, для сокращения времени) оба вместе кадят старшего священника; потом один диакон – один ряд священников, а другой другой ряд священников. (Конечно, не нужно кадить каждого священника в отдельности, а стараться сделать три взмаха кадила на весь ряд их). После этого каждый диакон с места кадит «свою часть молящихся, начав с клироса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Скачать epub pdf Телесные немощи стали одолевать престарелого императора Юстиниана после того, как он переступил порог 80-летия; он, однако, продолжал держать бразды государственного правления в собственных руках. Но душа его, и ранее находившая утешение в помышлениях о горнем и вечном, о «едином на потребу», теперь, в преклонные годы, с особой отрадой и постоянством предавалась богомыслию. Ш. Диль писал об этой его погруженности в богословские размышления с высокомерным предубеждением закоренелого позитивиста: «Им овладела мания богословствования. Уже давно забота о религиозных делах была так дорога его сердцу, что ради них он забывал самые существенные интересы государства; теперь же эта забота охватила его целиком. Примечательно, что последний указ, изданный Юстинианом 26 марта 565 года, относится к церковным делам, и переполнение его цитатами из Святого Писания и отцов Церкви отлично характеризует настроение государя… Естественно, что зараза такого печального примера властвования охватила все ступени управления» 1 . В подтверждение своего приговора Ш. Диль цитирует стихи младшего современника Юстиниана поэта Кориппа, в которых, однако, нет и тени осуждения святого императора: «Старик более ни о чем не заботился; уже холодея, он жил только ожиданием вечной жизни; ум его витал в небесах» 2 . Эдикт, в котором говорится “о нетленности Тела Господа”, упоминает лишь Евагрий За год до кончины, в конце 564 года, Юстиниан, по свидетельству Евагрия Схоластика , издал богословский эдикт, «в котором он назвал Тело Господа нетленным и невосприимчивым к подлинным физическим страданиям» 3 . Этот эдикт не сохранился и известен только из ссылки на него этого историка, поэтому судить о его действительном содержании по несколько туманному, слишком лаконичному и не лишенному внутренних противоречий изложению у Евагрия затруднительно. С одной стороны, Евагрий приписывает эдикту мысль о том, что Тело Господа не было подвержено ни тлению, ни подлинным страданиям, а с другой – излагая этот документ, пишет об упомянутых в нем «естественных или избранных по собственной воле страданиях» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

64. Слово в Великий Четверг 169 «Странствия (гостеприимства) Владычня, и бессмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся (т. е. пришедшего сюда Слова, Христа, познав от Самого Слова), егоже величаем (канон Великого Четверга, ирмос 9-й песни). Ныне любвеобильный Владыка уготовляет нам таинственную вечерю, Тот, «в егоже руце дыхание всех сущих» 170 , приглашает к Своей Божественной трапезе. «С высоким проповедованием» создавшая веки Премудрость Божия, по вечным глаголам Слова Божия, ныне «созывает... на чашу, глаголющи: ...приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам» ( Притч. 9, 2–5 ). Да не будет же, чтобы кто-либо приступил к этой Божественной трапезе с умом пустым и обращающимся долу, с сердцем, занятым лишь земными помышлениями и попечениями! Взойдем мысленно в Сионскую горницу, где устрояет ныне Христос вечерю для учеников Своих и возвысим умы свои видением и слышанием того, что происходит там! Там видим мы училище любви, «связуемые которою» апостолы, предавши себя «владычествующему всеми Христу» 171 внимают Его последней тайноводственной беседе. «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» ( Лк. 22, 15 ), говорит Христос Своим ученикам, – желал потому, что хочу ныне заменить эту сыновнюю ветхозаветную пасху иною, значения которой вы пока не разумеете. Даже в сей час вы заняты еще мыслями о земном царстве, чтобы сесть одному из вас по правую, другому по левую сторону Меня в сем царстве ( Мф. 20, 21 ). Но «не тако бо будет вам, Моим учеником, яко нищий хотя (добровольно) есмь; первый убо вас, да будет всем слуга; начальствуяй же яко начальствуемый, предызящный же яко последнейший». Доселе вы преданы спорам, кто между вами «мнится быти болий», но вот Я Сам «посреди вас, как служащий» ( Лк. 22:24–27 ) и умывающий вам ноги, таковым должен быть желающий иметь часть со Мною ( Ин. 13, 4–17 ). Доселе вы были безопасны в мире, и даже, хотя Я «без мешка, и без сумы, и без обуви посылал вас» на проповедь, вы не имели ни в чем недостатка, потому что Я соблюдал и охранял вас ( Лк. 22, 35 ; Ин. 17, 12 ), теперь наступает иное время, когда исполнится на Мне Самом написанное: «И к злодеям причтен». Вы готовы поднять мечи на Мою защиту ( Лк. 22, 37–38 ; Ин. 18, 10–11 ), душу свою положить за Меня и идти ради Меня в темницу и на смерть ( Мф. 26, 35 ; Ин. 13, 37 ), но вот скоро настанет время, когда вы вместо того «рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного... ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» ( Ин. 16, 32 ; Мф. 26, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Закрыть «По вере вашей да будет вам» Как мы веруем 15.01.2021 927 Время на чтение 10 минут « Не всякий, говорящий Мне: " Господи, Господи! " , войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21) Много говорят теперь и пишут о сложностях, лукавстве и опасностях, подстерегающих нас в современном мире, «мире, сошедшем с ума», несущемся к катастрофе. Всё больше признаков указывают на то, что на наших глазах отыгрываются сцены последнего акта исторического спектакля в «театре абсурда». И нам суждено жить в этом искривлённом злом мире, где утрачены надежды и рассеяны иллюзии, на месте которых разрастается «ничто», открывается «бездна» с её всё подавляющим страхом. Хоть как-то, но жить и не потерять своё человеческое обличие – «претерпеть» то, чему быть суждено. На фоне осуществления запланированного гностическими жрецами и «владыками мира сего» ликвидации остатков Божественного порядка и внедрения тотального подчинения человечества сатанинским силам с их всеобъемлющим цифровым контролем (с целью нашей же якобы «безопасности» и «принуждения к миру») всё больше человек понимают или интуитивно чувствуют, что им остаётся только либо умереть, либо бежать от «благодетелей» и их «умных городов». Вот тут-то и начинает доходить даже до не очень сообразительных, что подразумевалось под настоятельными советами старцев уезжать из крупных городов (Вавилонов) в деревню и создавать там «общинки». Объединяться и жить на земле, если хотите, «спастись». А что такое «спастись»? Это слово имеет двоякое толкование. Так в земном/временном понимании «спастись» означает убежать от несвободы, скрыться от ига поработителей, просто выжить. Иное значение имеет это слово в горнем/вечном толковании. Поговорим об этом. В последние несколько лет призыв «спастись» звучит всё чаще и громче. При этом, как мне видится, что это такое (в смысле «как?») во всей полноте и глубине не понимают ни те, кто с амвонов храмов призывает ко «спасению», ни те, кто им внимает. Да и внимает поверхностно, не задумываясь о сути, а посему исполняет предписания формально, даже если порой и фанатично.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/po...

Систематическое обучение иконописанию в лавре началось в 1746 г. с учреждения Иконописного класса при только что созданной семинарии и продолжалось, с разным успехом, до 1918 г. В процессе становления лаврской иконописной школы как учебной структуры можно выделить несколько этапов, и наиболее яркий из них – это период середины XIX века (с 1846 по 1860–1870 гг.). Это время, когда лаврой управляли митрополит Филарет (Дроздов) и наместник архимандрит Антоний (Медведев). Иконописная школа при них обрела второе рождение, расширилась и стала известна всему православному миру. У истоков этого возрождения стоял и иконописец Иван Матвеевич Малышев. 1. Иван Матвеевич Малышев (1802 – 1880). Снимок сделан не ранее 1861 г. Из семейного альбома. Под непосредственным руководством наместника лавры о. Антония в 1850-х годах Малышев направляет лаврскую иконописную школу на путь возрождения традиционного иконописания. Путь этот получился не коротким и не простым, но именно таким он представлялся в тот период времени и развития. Намеченная цель – «для развития и поддержания Греческого Штиля писания» – четко обозначена в руководстве, которое было дано Малышеву как руководителю, точнее «хозяину школы», о. Антонием. Это руководство представляет собой свод из 16 правил, оговаривающих как нравственные требования к учащимся и учителям, так и художественные приоритеты, коих следует придерживаться при обучении будущих иконописцев Малышев был также основателем большой иконописной мастерской, которую создал в городе. Он был известен царским особам, был удостоен многих наград. Происходя из бедной крестьянской семьи, Иван Матвеевич смог получить хорошее образование в Петербургской Академии Художеств (по-видимому, так же как и его старший брат Николай, архитектор). Творчество Малышева очень высоко оценивалось современниками. Вот, например, какой отзыв был помещен в Иркутских епархиальных ведомостях за 1864 г.: «Иконы в иконостасе, на горнем месте, у жертвенника и некоторые на стенах написаны в Сергиевой лавре художником Малышевым.

http://bogoslov.ru/article/2489669

Кондак 3 Странствия Владычня и Безсмертныя Трапезы на горнем месте Сиона насладився, яко верный друг Христов, вкупе с прочими апостолы узрел еси Господа и Бога твоего, от Негоже и Дух Свят приял еси, во еже вязати и решити грехи людския. И паки, в тойжде горнице Сионстей, обильное бысть на тя излияние обетованнаго Духа во огненных языцех. Темже вся племена удивишася, како языком их глаголал еси величия Божия, поя: Аллилуиа. Икос 3 От Господа заповедь приим проповедати Евангелие всей твари, обтекл еси многия грады и страны, апостоле Андрее, призывая люди к познанию Истиннаго Бога и крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; с нимиже и мы сподобихомся благодати крещения. Сего ради благодарственная восписуем ти: Радуйся, чудес Христовых провозвестниче верный; радуйся, святаго Евангелия проповедниче громогласный. Радуйся, идольскаго служения потребителю; радуйся, истиннаго благочестия насадителю. Радуйся, яко по слову твоему людие водою и Духом возрождаются; радуйся, яко тобою вернии Безсмертныя Трапезы причащаются. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный. Кондак 4 Сила Божия осени тя, апостоле Первозванный, во еже благовестити силу и славу Сына Божия и утверждати вся веровати во Святую Троицу призванныя. Темже убо и нас, покланяющихся Единому в Триех Ипостасех Богу, на злачней пажити веры Христовы соблюди, да благодатию Святаго Духа выну освящаемии, велегласно поем Ему: Аллилуиа. Икос 4 Привед ко Христу брата твоего Симона Петра, Первозванне, с ним изшел еси и на апостольское служение твое, первее во Антиохию и Синоп, и тамо победив демонов полки, от уз темничных спутника твоего апостола Матфия свободил еси, и юзники с ним бывшия крестил, верховному Петру оттуду в западныя страны текущу, ты братнее целование дал еси ему, сам же добре подвизался еси на востоцех. Темже и мы, людие Церкве Восточныя, блажим тя: Радуйся, сило Божия, полки демонов прогоняющая и узы темниц сокрушающая; радуйся, приятелище благодати апостольския, от адовых уз тайнодейственне нас свобождающия. Радуйся, запад и восток с братом твоим богомудрым, проповеди ради слова Божия, жребием разделивый; радуйся, во граде Синопе неверие иудеев силою чудес твоих обличивый. Радуйся, яко тамо от безбожных Христа ради биен был еси; радуйся, яко от Самого явльшагося ти Господа исцеление язв тебе даровася. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

http://ms.pravoslavie.ru/109001.html

Здесь хранится святая вода и благословенные хлебы. Вокруг в алтаре написаны двенадцать апостолов и много святителей, и пониже сводов кругом написано сие: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних». В алтаре множество лампад, более пятидесяти, и многие из них неугасимые. Кругом подле стен возвышено на три ступени; здесь стоят не служащие священники, диаконы и монахи; мирянам же в алтаре стоять не позволяют. На горнем месте стоит мраморная патриаршая кафедра; во время патриаршего служения становят и другие архиерейские кафедры. Из алтаря двое врат: на правую сторону – на гору Голгофу, а на левую страну – в ризницу. Царские врата – резбенные и вызолоченные, с четырьмя Евангелистами и с Благовещением. Наверху стоит двуглавый орел. Клиросы сделаны весьма тесные, потому что мимо их ход в боковые врата. На правой стране, за клиросом к столбу, стоит великая резбенная и вызолоченная патриаршая кафедра. Напротив ее, на левой стране, вторая кафедра, подобна первой, патриаршего наместника, митрополита Петры Аравийской 12 . На обеих странах между столбов сделаны великие резбенные и вызлащенные иконостасы, и в три ряда иконы: внизу святители, повыше пророки и преподобные, а вверху по седьми икон на стране, великих, самого высокого российского писания, на греческий образец; присланы и пожертвованы Российским Императором, Александром Павловичем, после пожара; изображены все страдания Иисуса Христа; пред каждою иконою повешена лампада. Повыше икон стоят по седьми ангелов на стране, резбенных и вызолоченных, и в обеих руках держат по подсвечнику, куда в праздники становятся свещи. Поверх иконостасов поделаны хоры; во время Пасхи много вмещается народа. Кругом подле стен стоят монашеские места (формы), возвышенные против полу на три ступени. В сем греческом храме четверо часов: двое в алтаре, и двое в храме, у задних столбов. Посреди храма висят три великие паникадила, по пятидесяти свечей: одно, среднее, – чистого серебра, а два посеребренные; все пожертвованы Российскими императорами, а более – Николаем Павловичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Заключением истории творения, обнимающей собой всю первую главу кн. Бытия, служат непосредственно примыкающие к ней три начальных стиха второй, здесь в качестве финала к истории мироздания поставляется освящение седьмого дня – «покоя» или, что то же, учреждение «субботы» 190 . Ввиду высокой важности этого предмета, войдем в более подробное его исследование. Быт.2:1 «Таким образом совершены (συνετελσθησαν – LXX. Perfecti sunt-Vulg. Ward vollendet – Лют.) небо и земля и все воинство их» ( Быт.2:1 ). Слова эти представляют самое естественное заключение к предыдущей истории творение неба и земли, несколько непонятным является только последнее слово «и все воинство их», т. е. неба и земли. О каком воинстве идет здесь речь, и что хотел сказать этим библейский автор? В подлиннике читаем здесь так – . Откинув местоименный суффикс 3-го лица множественного числа , мы получаем начало слова в форме , что означает в переводе с еврейского, буквально «толпа, множество». Отсюда в производном значении «толпа солдат, войско» 191 . Соединение же «воинства неба», по библейскому словоупотреблению означает или а) ангелов, окружающих трон Бога Вседержителя, очевидно по аналогии с телохранителями вокруг трона земных владык ( 1Цар.22:6 ; ИсНав.5:14 ), или б) звезды, горящие на небесном своде ( Втор.4:19; 17:3 ). Объединяя оба эти толкования, получаем, что обозначает все, вообще, лучшее и высшее из находящегося на сем видимом и обитающего на дальнейшем, горнем небе, т.е. как звезды, так и ангелов. Так как в данном месте» мы имеем форму , то слово относится, очевидно, не только к , но и к . Следовательно, и нам требуется раскрыть особый смысл подобного соединения. Выражение » « в Св. Писании больше не встречается, хотя некоторая аналогия ему и имеется в выражении ( Ис.34:2 ; Неем.9:16 ), но здесь оно соединено связкой со словами . А так как под последними разумеются звезды или ангелы, словом, лучшие украшения неба, то заключая по аналогии, мы и в первом случае должны разуметь высших представителей земли, т. е. животных и людей. Таким образом, словом обозначены на небе звезды и ангелы, а на земле животные и люди, т. е. лучшие и высшие представители того и другого царства, служащие их украшением. По-видимому, не иное что-либо, как эту самую мысль выражают греческий и латинский переводы, когда слова подлинника «воинство их» заменяют соответствующими синонимами «украшение их» κσμος ατν, ornatus eorum 192 . Особенного внимания заслуживает то, что Самаритянский текст, по изданию Walton " a, к выражению exercitus eorum имеет вариант «creatura eorum», более общего характера и яснее подтверждающий справедливость нашего толкования 193 . «Воинство небес и земли суть величественные твари всего мира, подобные воинству: а) господствующим в них устройством и б) служением Промыслу в защиту праведных и в отмщение грешникам» ( Суд.5:20 ) 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Многие из этих старушек хотели составить о своих домиках духовные завещания. Но я убедил их распорядиться своею собственностью посредством заявления в Генеральном Консульстве; так как духовное завещание может быть изменено когда угодно и в чью угодно пользу, то эти изменения внесли бы в дело большую путаницу, а иногда причинили бы непоправимый вред. По моему мнению, решение вопроса о недвижимости надо предоставить Г. Обер-Прокурору Св. Синода и просить Его Высокопревосходительство о скором и снисходительном утверждении с небольшими изменениями или без оных упоминаемого проекта заявления. Теперь я перейду ко второй главной причине беспорядков. Как и во всяком обществе, порядок немыслим без существования главы и определённых правил. Многоуважаемый о. Антонин не мог или не успел этого сделать. О. Арсений, бывший здесь после него, оставался недолго. Когда Вы пожелали ввести это, то жительницы Места Горнего уже привыкли к жизни без Начальства. Поэтому Вы встретили большое сопротивление. Я могу об этом судить по себе. Недавно, по Вашей просьбе, я приехал туда по сравнительно небольшому делу и рассчитывал его окончить в полчаса. Они должны были указать на 5 кандидаток из числа домовладелиц, из коих Вы утвердили бы одну в качестве старшей сестры. Вместо получаса, я с трудом окончил это в течение 4-х часов. Хотя прежденазначенная Вами мать Рахиль и достойная, насколько я мог заметить, женщина, но против неё образовалась сильная партия. Только поэтому и для всеобщего умиротворения, мне кажется, хорошо было бы заменить её одною из кандидаток. По выборе начальницы Вами, для начала только на один год, ей можно было бы дать, примерно, следующие правила, которые, по моему мнению, Вы могли бы утвердить собственною властью и, донеся о них Св. Синоду, изменить впоследствии, если он это прикажет. 1) Во главе живущих в Месте Горнем стоит старшая сестра, выбранная Г. Начальником Русской Духовной Миссии из 5 домовладелиц, представленных ему сими последними. Она выбирает себе двух помощниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010