Смотри, как Дух сочетавает времена, и устрояет, что это случилось ни раньше, ни позже. « Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться », т. е., в уединении и тишине, в горнем месте. « И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо » (ст. 10, 11). Что такое « исступление »? Произошло, говорит, в нем духовное видение; душа, так сказать, отрешилась от тела. « И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо » (ст. 11–16). 2. Что это значит? Это видение означает всю вселенную. Корнилий был необрезанный и не имел ничего общего с иудеями. Поэтому, имея в виду, что все будут обвинять его, как нарушителя (закона), — а это весьма много значило у них, — (Петр) необходимо располагается сказать: « никогда не ел », не сам возбудив в себе такое опасение, — нет! — но, как я сказал, будучи расположен к тому Духом, чтобы иметь ему в оправдание против обвинителей то, что он даже прекословил; а они весьма заботились о соблюдении закона. Он был посылаем к язычникам. Поэтому, как я выше сказал, и совершается это для того, чтобы иудеи не обвиняли его. А чтобы это не показалось каким–либо призраком, он сказал: « нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым ». Это, по–видимому, говорится к нему, но все относится к иудеям. Если учитель получает такое внушение, то тем более они. Итак, плащаница — это земля; находившиеся в ней животные — язычники; слова: « заколи и ешь » — что должно обратиться и им; троекратное же повторение знаменует крещение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  ЧИН О ПАНАГИИ [Просфора «Пречистая» во время Литургии поставляется на дискосе или блюде (панагиаре) на горнем месте, за престолом.] После окончания Литургии братия попарно исходит из храма, с пением псалма: Псалом 144 Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и буду благословлять имя Твоё вовек и во век века. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё вовек и во век века. Велик Господь, и достохвален весьма, и величию Его нет конца. Род и род восхвалят дела Твои и силу Твою возвестят. О великолепии славы святыни Твоей расскажут, и о чудесах Твоих поведают, и о силе страшных дел Твоих скажут, и о величии Твоём поведают, воспоминание о множестве благости Твоей изрекут, и о правде Твоей возрадуются. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, благ Господь ко всем, и милости Его – на все дела Его. Да прославят Тебя, Господи, все дела Твои, и святые Твои да благословят Тебя. О славе Царства Твоего скажут, и о могуществе Твоём поведают, чтобы явить сынам человеческим могущество Твоё и славу великолепия Царства Твоего. Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё – во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих. Поддерживает Господь всех падающих и поднимает всех поверженных. Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь всякое животное по благоволению. Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполнит, и моление их услышит и спасёт их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех грешников истребит. Хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословляет всякая плоть имя святое Его вовек и во век века. Впереди идет иеромонах, неся панагиар с просфорой. По окончании псалма, войдя в трапезную, произносим молитву трапезы: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Он, бессовестный, принимал Тело, освобождающее от греха, и Божественную Кровь, изливаемую за мир, но не устыдился, когда пил то, что продавал за [обговоренную] цену,и не возмутился [сам задуманному им] злу и не присоединился к восклицанию: «Господа пойте, дела, и превозносите во все веки!» Песнь 9 Ирмос: [Ξ] Странствия Владычня, и без­смертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся, Егоже величаем. Ирмос: (47) Гостеприимства Владыки и бессмертной трапезы на горнем месте (48) при помощи возвышенных размышлений, верные, придите, насладимся, научившись превосходящему [понимание] смыслу (49) от Слова, Которое возвеличиваем. [Α] «Идите, — учеником Слово рече, — Пасху на горничном месте, еюже ум утверждается, и сию тайноводительно (50) уготовите, безквасным истинным словом, твердое же благодати величайте». «Пойдите, — сказало ученикам Слово, — приготовьте Пасху (51) для тех, кого Я посвящаю в тайны, на [том] горнем месте», где водружается ум, при помощи бесквасного слова истины, и твердую пищу благодати возвеличивайте». [Δ] «Содетельницу Отец прежде век Премудрость раждает Мя, начаток путей, в дела созда ныне тайно совершаемая: Слово бо несозданное сый естеством, гласы присвояюся, егоже ныне приях». «Созидающую предвечную Премудрость Отец рождает, начало путей [Своих] (52), Меня Он предназначил для деяний, ныне таинственно совершаемых, — ибо Я, по природе нетварное Слово,усвоил Себе речь тех, чью [природу] воспринял». [Ω] «Яко Человек сый существом, не мечтанием, сице Бог нравом воздаяния, естество соединившееся мне. Христа единаго тем Мя знайте, от нихже, в нихже, яже есмь, спасающа». «Как Я [теперь] — человек по существу, а не в воображении, так и соединенная со Мною природа [человека] (53) [теперь] —Бог по способу взаимообмена [свойств] (54). Так что знайте, что Я — Христос, единый [в двух природах], спасающий тех, из которых Я, в которых Я и которые — Я (55)». 1. В современной Триоди «Сеченое», но это ошибка — в оригинале слово находится в дательном падеже Τμηθεσ, это dativus instrumenti, который должен переводиться творительным падежом. В дониконовской Триоди «Сеченым».

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

§23 . Благословение на «время Трисвятаго» настоятель преподает диакону, произнося возглас «Яко свят…» (см. киевский Служебник). На каждом стихе «Трисвятаго» служащие повторяют его про себя и творят в конце стиха метание, на «Славе» диакон говорит, указуя орарем к престолу: «Повели, Владыко». Настоятель и диакон крестятся единожды, целуют престол (а настоятель пред ним и евангелие), и отходят к горнему месту, настоятель, следуя за диаконом, говорит: «Благословен грядый…» Диакон на горнем месте указует орарем к иконе его (т.е. горнего места – изд.), говоря: «Благослови, Владыко…», и сразу же творит метание, вместе со священником (настоятелем) говорящим: «Благословен еси…» По отшествии настоятеля творят крестное знамение и целуют Престол сослужащие и диаконы и отходят на горнее место, старшие вперёд. Второй диакон берет Апостол и приемлет благословение. Третий, если настоятель митрофорный, становится с южной стороны, за сослужащими (в Лавре это отшествие сослужащих совершается по очереди, попарно, а не все вместе). Придя на горнее место, кланяются иконе и настоятелю. §24 . Священник подходит к горнему месту и творит метание со словами «Благословен еси на Престоле славы…» Явная нелепость бывает, когда священник «благословляет горнее место». Ибо, если он благословляет седалище, то это – уничижение крестного знамения, т.к. на нем невидимо, но несомненно начертанном он сейчас же воссядет, при чтении Апостола. Если – икону Христа Вседержителя, Царя Славы (долженствующую быть на горнем месте), то это – дерзостно и безсмысленно, ибо: «кроме всякого сомнения, меньшее от большего благословляется», и «воздаемое образу восходит на первообраз». А кроме седалища и иконы на горнем месте ничего нет и не должно быть. Некоторые священники (но абсолютное меньшинство) действительно делают так. Но, несомненно, пионеры такой практики, во время оно, пришли к ней по своей безграмотности, неверно понимая приглашение диакона «благословить горний престол», и прочие – по свойству необдуманного подражания. Следует заметить, что ни в каких руководствах, и ни в каких толкованиях литургии об этом не упоминается. И нигде в монастырях не делается, наипаче в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник: В Ц.В. целует икону Спасителя на Ц.В., поворачивается через правое плечо к западу, благословляет свещеносца и целует икону Б.М. на Ц.В. и входит в алтарь, поцеловав престол, идет на горнее место и стоит справа престола лицом к западу. Диакон: Снова выходит Ц.В. из алтаря кадит предстоящих, возвращается в алтарь и кадит переднюю сторону престола. Покадив иерея, отдав кадило, целует престол, кланяется иконе на горнем месте и иерею, и став на левой стороне престола, обратясь к западу, говорит: «Вонмем». Священник: «Мир всем» (благословляет рукой). Хор: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Диакон: «Прокимен, глас …» (дня со стихами. Ц.В. после прокимна закрываются). Вход без диакона совершается так: Во время пения «и ныне», священник отверзает Ц.В., принимает и благословляет кадило, поклоняется св. престолу, целует край его и идет из алтаря, обходя кругом престола и в северную дверь, говоря тихо про себя молитву входа, становится и кадит прямо царских врат, местные иконы Спасителя, Б.М. и храма, становится в Ц.В., благословляет вход и, по окончании догматика, возглашает: «Премудрость, прости». И целовав икону Спасителя на Ц.В., благословив свещеносца, целует икону Б.М. на Ц.В., входит в алтарь, кадит престол спереди трижды. Отдав кадило, поклоняется престолу, целует край его и идет к горнему месту, делает иконе на горнем месте поклон, становится за престолом, против юго-восточного угла его, смотря к западу. Говорит прокимен. По окончании прокимна делает поклон к горнему месту, затем затворяет Ц.В. и становится на своем месте. Слушает паремии, если они есть, возглашая то же, что и Диакон: Диакон: «Премудрость». Чтец: например: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец: читает паремию. Диакон: «Рцем вси…» Священник: «Яко Милостив и Человеколюбец…» Хор: «Аминь». Чтец: «Сподоби, Господи…» (или хор). Диакон: «Исполним вечернюю молитву…» Священник: «Яко Благ и Человеколюбец…» Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой. Так называли его святые отцы и учители Церкви. И в наших Служебниках престол именуется и трапезой, и жертвенником. В древности престолом называлось архиерейское седалище на Горнем месте, что вполне соответствует земному значению этого слова: престол – это царское или княжеское возвышенное седалище, трон. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, а престол стал именоваться Горним местом; собственно жертвенник (трапеза) получил название «престол». При этом имеется в виду, что эта таинственная духовная трапеза является как бы троном (престолом) Небесного Царя. Тем не менее в Уставе и богослужебных книгах по-прежнему жертвенник называется предложением, а престол носит также название трапезы, так как на нем возлежат и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы. И все же прочная традиция чаще всего трапезу именует святым престолом Божиим. В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – абсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине абсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии абсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае это место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. В больших храмах и кафедральных соборах соответственно алтарной абсиде вокруг Горнего места полукружием расположены скамьи для духовенства, сослужащего епископу. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на горнем месте непременно возлагается свеча или лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аллилуиа. Архиерею на горнем месте стоящу, глаголет един (от) диаконов: Господу помолимся, Архиерей прочитает молитву тайно: Возсияй в сердцах. Таже 1-й д. отдав кадильницу приходит ко престолу, и приим св. евангелие от 1-го 321 приходит к Архиерею и приклоняет главу, держа священное евангелие, и глаголет: Благослови преосвященнейший владыко, благовестителя, св. славнаго апостола, и евангелиста, имя рек. Архиерей же сходя полагает десницу свою на главу 1-го д., и знаменав его крестовидно, глаголет: Бог молитвами. И Архиерей восходит паки на горнее место. 1-й д. глаголя: Аминь, творит метание, и целовав руку Архиерея, отходит: предходящу пред св. евангелием единому диаконов, имущу омофорий 322 архиерейский на обеих руках простерт, и два иподиакона предходят держаще, един трикирий, и ин дикирий. Последует им 1-й д., неся св. евангелие, держа и орарий крайними персты. Вне же св. дверей стоят два чтецы с подсвещники возженными, и предходят до амвона, или на учиненное место, и восходит 1-й д. и ин диакон со омофорием, иподиакони же с трикирием и дикирием 323 : и чтецы с подсвещники обшедше аналогий, и возвращается диакон с омофорием в св. алтарь 324 : иподиакони же с трикирием и дикирием стоят пред царскими дверми. И чтецы поставивши подсвещники по обеих странах аналогия отходят, и стоят у амвона. Тогда диакон держай омофорий внутрь св. алтаря, стоит пред св. дверми, зря к народом, глаголет: Премудрость прости. И стоит на уреченном месте у царских врат на правой стране. Архиерей стоя на горнем месте, и осеняя руками, глаголет: Мир всем. Лик: И духови твоему. 1-й д.: От, имя рек, св. евангелиа чтение. Лик: Слава Тебе Господи. Иный диакон из св. алтаря глаголет: Вонмем . 325 [Во св. евангелие Архиерей шапки не отлагает, токмо отлагают архимандрити]. И опустят вси фелони. 1-й же д. прочитает св. евангелие косно, и чисто, крепчайшим гласом, якобы слышати всем предстоящим. Аще же есть и празднуемый святый, прочитает и оного евангелие. И по исполнении евангелиа, поют певцы: Слава Тебе Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вонмем и прокимен»; немного позднейший список (у Гоара) вместо «тотчас садится» имеет: «И садится архиерей с иереями, тогда как диаконы и служители, и клир и народ стоят» 2251 . Такое сидение священников за прокимном и чтением (Апостола) называется в древних уставах «горе седание», καθδρα νω, или большим сидением, в отличие от сидения всего народа, которое называется доле седанием, καθδρα κτω, или малым, и которое дозволялось на всех чтениях, кроме паремий и Апостола (конечно, и Евангелия) 2252 . Хотя за прокимном на воскресной вечерне не было чтения и в древности, как теперь, но, как мы только что видели, при Симеоне Солунском (XV в.) священнослужители садились на горнем месте на время его; отсюда нынешний (не записанный) обычай стояния их в это время на горнем месте. Исполнение прокимна Кроме предваряющих возгласов, прокимен выделяется из других песнопений и внешней обстановкой пения. В исполнении прокимна принимает самое заметное участие канонарх, выступающий так в богослужении в особо торжественные моменты: на Бог Господь или аллилуиа (см. гл. 27 Тип.). После возгласов пред прокимном «канонарх же, поклонение сотворь к настоятелю, сказует прокимен и стихи, клирицы же поют прокимен – Чтец же (­ канонарх), согбене руце имея при персех, среди храма стоя, ожидает конца прокимена; и сотворив поклонение, отходит на свое место». По древним уставам Выступление канонарха на прокимне – остаток прежнего пения его и стихов одним певцом пред пением народа (отсюда и название – канонарх); посему в вышеприведенном месте Евхология VIII-X в. вместо канонарха – певец; см. Вступит. гл., с. 295; ср. ныне на Преждеосв. лит. «Да исправится». О канонархе на прокимне ркп. Иерус. уст. следующим образом: груз. ркп. XIII в. – вместо «канонарх» – «тот, кто должен сказать прокимен»; греч. ркп.: «учиненный ( ταχθες) монах»; древ. слав. ркп. «ин (т. е. по сравнению с читавшим «Свете тихий») мних». Вместо «сказует» древ. греч. ркп. ничего; позднейшие (с XIV в.) и печат. греч.: «поет» ( ψλλει), так и слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

[Л.807] Да писал еси к нам в другой своей грамоте, что к тебе приходил из новгородцкия области от некоей веси мирской священник на Обрезание Господне и на память иже во святых отца нашего Василиа Великаго генваря в I день. А сказывает, случилося ему на праздник чюдотворца Николы декабря в 6 день, литургисая Божественую Службу и уже после стиха Преславноя Богородица, еже «Достойно есть, яко воистинну блажити тя Богородицу», до октении «Вся святыя помянувшее» разболетись и обмертвити; людие же в церкви стоящим его узриша его мертва, изнесша из церкви вне положиша и священныя одежда с него совлекша. Он же, лежав мертв два часа и в память пришедше, не узре на собе священныя одежда, и шед в дом свой. И по некоем времене устробися от болезни и прииде к тебе возвещая сия [Л.807 об.] вся яже о себе. Л Святое Приношение и доныне в той церкви на престоле, и Божественная Служба не свершена, и о сем просит от тебя указания. И ты о том в Правилех не обрел, как ему сотворити разрешение, и нам бы о том к тебе отписати. И мы, во священных Правилех смотрив, о том указу не обретохом же. А ото многих отец в древних повестех обносится: аще случится которому священнику литоргисая Божественную Службу онемети, или умертвити, и невозможно Божественный Службы совершити, и в то время которому священнику прилучится в той церкви быти готову к Божественой Службе, а будет не готовился, и причястныя молитвы не говоре ны, и он церковное правило и причастныя молитвы проговоря и облачится во вся священническая, и от самыя Проскомидия по Служебнику став пред Божественным престолом втайне себе вся изглаголет до тех мест, опгнележе священник престал служити, а не претваряет ничтоже, а оттоле велегласно и втайне вся совершает в того священника место Божественную Службу о всех по священным правилам. Да в техже в древних от отец повестех обносится, а в Правилех о том написано же: некоему священноиноку случись литургисати Божественную Службу, и егда взыде на горнее место, [Л.808] четцу наченшу Апостол чести, он же седе на горнем месте и воздрема втонце, сном обьят бысть, и от диявольския прелести в том часе бысть ему искушение. Он же страхом и трепетом объят бысть, не ведый, что сотворити. И в то время в той святей церкви лучися быти искусным и разсудителным великим старцем; он же воспомянув их, посла по них и сказа им со слезами случшаяся ему вся на горнем месте. Они же, разсудителныя отцы, слышав таковая случшаяся прозвитеру священноиноку, повелеша ему з горняго места со всяким опасением итти в сосудохранилницу и совлещися от священных, и повелевша свету на низ спустити, и чистую возложити, и искусныя молитвы изглаголати, и паки во вся священническая облачитися, и повелеша ему со страхом и трепетом и со многими слезами Божественую службу свершити о всем по священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Если служба совершается соборне, то предстоятель стоит на горнем месте, второй священник подает Евангелие диакону, который несет Евангелие чрез горнее место, дав его целовать предстоятелю, и исходит на амвон. Если служит один священник без диакона, то он читает Евангелие на престоле и по окончании чтения поставляет Евангелие на горней стране престола. Возглашения «Благослови, владыко» и «Бог молитвами...» при этом опускаются. 2 . Слова «силою многою...» заключают моление о ниспослании силы свыше к действительному и благоуспешному принятию в сердцá молящихся евангельского благовестия. 3 . За чтением Апостола следует чтение на амвоне Евангелия, изображающее проповедь Самого Господа Иисуса Христа народу. Зажженная свеча знаменует свет евангельского учения. 4 . На литургии в Великую субботу поется не «Аллилуиа», а на 7-й глас стих 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наслéдиши во всех языцех». (Во время этого пения священнослужители переоблачаются в светлые одежды.) Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: От Матфея Святаго Евангелия чтение (или из другого евангелиста,– смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение). Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Вонмем. 1 . Если служат два диакона, то диакон, который не читает Евангелие, произносит: «Премудрость, прости» и «Вонмем». 2 . Пред чтением Евангелия священнослужители снимают скуфьи, камилавки и митры; надевают же их по прочтении Евангелия и остаются в них до начала Херувимской песни. Затем снова надевают во время произнесения диаконом ектении «Прости, приимше...» и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы). Диакон читает Евангелие. Во время чтения Евангелия священнослужители и народ стоят с преклоненными главами, в знак глубокого благоговения к слову Божию. Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: Мир ти, благовествующему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010