Тропари 1 . Движением головы выражая согласие (на предательство), Иуда предусмотрительно устроял злодеяние, ища удобного времени предать на Суд Судию, Который есть Господь всех и Бог отцев наших. (ср. Мф.26:16 ). 2 . Один из вас, взывал Христос друзьям, предаст Меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Бог отцев наших (ср. Мф.26:23–24 ). 3 . Кто вместе со Мной дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше бы никогда не проходить врат жизни: так указывал того, кто был предатель, Бог отцев наших (ср. Мф.26:23–24 ). Песнь 8. – Ирмос Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творение и превозноситесь во все веки. Тропари 1 . Блаженные апостолы, вечерявшие вместе со Словом в Сионе, неотступно следовали за Ним, как агнцы за пастырем; и соединившись со Христом, – от Которого не отлучались, питаемые божественным Словом, с благодарностью взывали: воспевайте Господа творение и превозносите во все веки (ср. Ин.10:2, 18:1 ). 2 . Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвигнул ноги, которые были омыты; и евши Твой хлеб, божественное Тело, поднял пяту на Тебя, Христе, и не умел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки ( Ин.15:13 ; Пс.40:10 ). 3 . Бессовестный принял тело, очищающее от греха и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не умел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (ср. Мф.26:26–28, 27:6 ; Пс.35:5 ). Песнь 9. – Ирмос Гостеприимством владычным и бессмертной трапезой в горнем месте, придите верные, насладимся обращенными горе умами познав пришедшее (сюда) Слово от Самаго Слова, Которое мы величаем (ср. Лк.22:12 ). Тропари 1 . Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, которым я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    906. Почему кладутся под престолом частицы святых мощей?    Частицы святых мощей кладутся всегда под престол потому, что в первые времена христианства богослужения, в особенности Св. Литургия, совершались на гробах мучеников, за веру пострадавших.     907. Кто и когда полагает частицы святых мощей под престол?    Частицы святых мощей полагает под престол епископ при освящении храма; эти частицы в ящичке заливаются освященным воском и закрываются крышечкой.     Пояснение:    Если Святая Литургия служится вне храма, например под открытым небом или в месте, где нет престола, священник должен положить на стол, на котором будет служить, освященный антиминс со святыми частицами мощей. В таком случае престол заменяется антиминсом. Слово «антиминс» означает «вместо престола».     908. Откуда получает епископ частицы святых мощей?    Епископ берет эти частицы от мощей, находящихся на подобающих местах, обыкновенно в храме, а если таковых в его епархии нет, то получает их от епископа другой епархии.     909. Какое место в алтаре называется горним местом?    Горним местом называется такое место в алтаре, которое находится за святым престолом по направлению к востоку.     910. Почему это место называется горним?    Это место называется горним потому, что оно часто устраивается выше алтаря; на горнем месте стоит или сидит епископ при чтении апостола.     911. Чем отделяется алтарь от храма?    Алтарь от храма отделяется перегородкой с иконами. Находится она на несколько возвышенном месте, называемом солеею.     912. Как называется эта перегородка с иконами?    Такая перегородка называется иконостасом.     913. Какие двери ведут из храма в алтарь?    Из храма в алтарь ведут трое дверей, находящихся в иконостасе, а именно:    1) посредине иконостаса широкие двойные двери, называемые Святыми, или Царскими, вратами;    2) по обеим сторонам Царских врат находятся узкие одинарные двери, называемые северными и южными вратами.     914. Почему средние двери в иконостасе называются Святыми, или Царскими, вратами?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В период Великой Отечественной войны храм не пострадал. С 1948 года в нём разместилась опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты имени В. П. Вологдина. Реставрация интерьера началась в 1954 году. К 1957 году здесь было уничтожено междуэтажное перекрытие и восстановлены готические оконные переплеты. Внешнего вида реставрация не коснулась: второй ярус колокольни и металлический шпиль не были восстановлены. Второй этап реставрации предполагалось начать в 1977 году. Однако большой объём работ в дворцово-парковых ансамблях пригородов Ленинграда не позволил реставраторским организациям приступить к храму. Освобождённое для реставрации здание было снято с охраны, в нём отключили отопление. В результате произошло разрушение кровли, была нарушена гидроизоляция. К концу 1980-х годов здание пришло в руинированное состояние. В 1991 году в таком виде храм был передан Русской Православной Церкви, началась реставрация, в результате которой здание приобрело первоначальный вид. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Храм построен в неоготическом стиле на возвышенном месте парка. При этом А. П. Брюллов отказался от свойственного готике дробного декора и создал строго симметричный «рисунок». Стены здания, расчленённые контрфорсами, кирпичные, облицованы тёсаным светло-жёлтым пудостским известняком. Окна стрельчатые с витражами, заменившими первоначальные работы мастера Рябкова. Башню с колокольней венчает ажурный шпиль, покрытый битой медью. Стены храма внутри с лепниной, восстановленной по старому образцу, выполненному орнаменталистом Е. Балиным; выкрашены в розовый цвет, в алтаре — синий. Резной, ажурный ясеневый иконостас в готическом стиле восстановлен по образцу существовавшего ранее, вырезанного мастером Тарасовым. Ранее на Горнем месте располагалась картина «Распятие», в самом храме находились статуи работы С. И. Гальберга и П. Трискорни. Деятельность прихода [ править править код ] На приходе действуют Православные просветительские курсы . На них преподаются предметы: Священная история Ветхого и Нового Завета, Литургика, Церковно-славянский язык, Новый Завет. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_апп._П...

Во второй половине XIX века храм, как и в прежние годы, оставался вотчинной, усадебной церковью владельцев села князей Юсуповых. В 1859г. ими была построена богадельня во имя св. вмц. Татианы " для призрения дворовых людей " , а в 1863г. - церковно-приходская школа. На плане усадьбы конца XIX – начала XX века под церковью и богадельней значится 1075 квадратных сажений, под постройками причта 1725 кв. сажений (около 7855 кв.м.), под кладбищем 1006 саженей (около 4581 кв. м). В самом начале ХХ века появилась роспись стен церкви: в северо-западном углу четверика - в уровне верхнего света - сохранился фрагмент зеркала с растительным орнаментом. Это можно также наблюдать на фотографии внутреннего убранства Владимирского придела, где на своде и арках видна живопись. Иконостас храма описывается как состоящий из пяти ярусов, без колонн. Возможно, это был первоначальный тябловый иконостас 17 века. Однако, в это время имение Спасское-Котово, вероятно, теряет значение в глазах его хозяев. По воспоминаниям Ф.Ф. Юсупова (последнего владельца), в последний раз посетившего Спасское в 1912г., оно уже находилось в запущенном состоянии. В 1934 году храм был закрыт. С этого времени начинается его активное разрушение. Помимо разграбления церковной утвари, были уничтожены все купола, колокольня от яруса звона, декор окон. Многие двери превращены в окна, окна пробиты в проходы, а в Никольском приделе прямо на Горнем месте появилось окно. Высота помещения разделена на 2 этажа деревянным перекрытием. Все здание снаружи покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской. Храм " утонул " в бетонной отмостке, местами заасфальтированной. С трех сторон храм окружили утилитарного вида пристройки. На месте великокняжеской усыпальницы появилась угольная котельная, из которой в пробитые стены протянулись трубы водяного отопления. С юга выстроено огромное двухэтажное здание, опирающееся прямо на стену Никольского придела. За 60 лет в таких условиях кирпичная кладка местами пришла в негодность на всю толщину (более 1 метра). Церковные помещения занимали поочередно спичечная, пуговичная фабрики, мыловаренная мастерская. Потом здание заняла областная типография.

http://sobory.ru/article/?object=06459

Я взошел в его внутренность и еще большим умилением исполнилось сердце; меня обвеяло нечто родное, как бы кто дохнул на меня древнею святынею Киева и Новгорода; казалось недавно только прекратилось священнодействие, и отголосок гимнов будто звучал еще в пустоте обнаженных сводов. Тремя дверями входят, из западного притвора в трапезную часть, которая осенена хорами, как в лавре Печерской и обеих св. Софиях. Каменный иконостас, весьма низкий, был подобен Сионскому, что в Атенской долине; сквозными арками малых колонн своих он не заслонял глубокого алтаря, и видны были на горнем месте остатки стенной живописи: Влахернская Божия Матерь с архангелами и приобщение под двумя видами. Двенадцать стоящих святителей, окружали высокую кафедру католикоса и сопрестолие епископов и пресвитеров, возвышенное на пять ступеней от помоста. Еще четырнадцать ликов святых, в малых кругах, воскресение Лазаря и умовение ног, слабо видны были на стенах алтаря, и несколько изображений апостольских в купол между окон; вся же прочая живопись стерлась или отбита. Но легкая сферическая форма купола, хотя и треснувшего, производила впечатление отрадное: душа как бы порывалась на молитву, под воздушными сводами сего храма, располагающего к богомыслью. Сколько бы не должна превозмогать духовная природа человека его грубую оболочку, нельзя не сознаться, что внешнее благолепие святилища невольно действует на душу. Достоин внимания престол Пицундского храма, составленный весь из мраморных обломков, с изваянными на них крестами, как будто бы кто нарочно разорил воздвигнутый прежде на этом месте и опять собрал его из разбитых частей. Некоторые полагают, что это воинские трофеи славного воителя Вамека Дадиана, ходившего войною в горы в XV веке, и собравшего там остатки греческих памятников, для храмов Пицунды и Хопи. Невероятно, однако, чтобы Вамек заменил своими трофеями первобытный престол, который конечно не был составлен из обломков, и едва ли подвергался разрушению; это загадка для археологов, но, и при нынешнем обновлении, не должно касаться оригинального престола. Давно ли прекратилась на нем божественная служба? Не знаю; то лишь известно, что и после перенесения кафедры католикосов в Гелат, в половине XVII века, они продолжали приходить для священнодействия в оставленную ими Пицунду, хотя однажды в год, вероятно на праздник успения Богоматери или на память первозванного апостола, ибо предание народное переименовало в честь его святилище. Рукоположение епископов, подвластных католикосу Абхазии, и освящение мира совершалось всегда в храме Пицундском, по древнему уважению к сему месту, как видно из путевых записок патриарха Иерусалимского Досифея.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Главный престол храма имеет в длину два аршина, a в ширину три аршина с лишком; одет он был шелковою синею одеждою, а накрыт шелковой красной пеленою, довольно ветхою. На нем лежали и три служебника, и очки, и их футляр, и носовой белый полотняный платок митрополита. На престоле же лежали узенький, с камнями, крест, шести вершков в длину, употребляемый, как оказалось, для преподания мира народу при возгласе владыки. Св. Евангелие лежало корешком направо, а не налево, как у нас. Были на престоле и четыре трисвечника с горящими желтыми свечами. А дикирий и трикирий всю обедню находились в руках диаконов, которые с ними произносили и ектении. Они представляли из себя металлические палочки с двумя и тремя вместилищами для свечей, расположенных между собою крестообразно и перевязанных белою тесьмою. За престолом, на горнем месте, устроено вроде каменного кресла с ручками, на оконечностях которых висело всю обедню как бы на показ молящимся белое полотенце, служившее при умовении митрополита. Литургия началась тотчас после великого славословия, без часов. Проскомидия совершалась на темном жертвеннике, стоявшем налево от престола, в занавешенном углублении стены. Ризы на служивших священниках были старинного покроя, без вырезки спереди. Такой покрой я видел и в греческих церквах, и в Иерусалиме. Еще особенность: по окончании возгласа священник здесь не делает поклона митрополиту, как это принято у нас. Митрополит в начале литургии стоял посреди церкви на небольшом возвышении в одну ступень; там же стояло его кресло, которое потом после малого входа тотчас же просунули в царские врата вслед за митрополитом. Это кресло поставлено было направо от царских врат, и на нем митрополит сидел лицом к северу во время чтения Апостола; Апостол читал какой-то мальчик, лет 13, на вышеописанном месте, а не против царских врат, как делается у нас на Руси. Литургия шла скоро, обычным священническим порядком; только во время малого входа было провозглашено многолетие митрополиту Василию, «Владыке всей Малой Азии..».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

И эта мать могла спать, когда ночью слышались стоны бедного ребеночка, запертого в подлом месте! Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, еще не умеющее даже мыслить, что с ней делается, бьет себя в подлом месте и в темноте, и в холоде крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими незлобливыми, кроткими слезками к " Боженьке " , чтоб тот защитил его, - понимаешь ли ты эту ахинею, друг ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Да ведь весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к " Боженьке " . Я не говорю о страданиях больших, те яблоко съели, и черт с ними, и пусть их всех черт взял, но эти. Эти! Мучаю я тебя, Алешка. Ты как будто бы не в себе. Я перестану, если хочешь " , - с болью говорит Иван. " Ничего, я тоже хочу мучиться " , - пробормотал Алеша а с ним все, которые мучаются горькой проблемой страдания, все те, кто способен " о горнем мудрствовать и горнее искать " . Страшно быть человеком. Разве не страшно обладать малюсеньким, слабеньким людским разумом и со всех сторон быть окруженным всяческими бескрайними проблемами? Человеку дано пять чувств. Непонятно, почему ни больше, ни меньше. Будучи геометрически закупоренным в своем малюсеньком сознании и в пяти чувствах, человек проявляет свою натуру необычными способами. А когда проблема страдания ударяет по слабому человеческому сознанию, тогда не только страшно, но и фатально быть человеком. Не в этом ли состоит трагическая привилегия быть человеком и выражать свою человечность через мучения других и через причинение мучений другим людям? Но далее для самого слепого человеческого сознания очевиден факт: страдание существует всюду; все, что существует - страдает; вся вселенная утопает в страданиях; страдание - это какая-то роковая необходимость этого трехмерного мира. Наша несчастная планета пропиталась человеческими слезами от коры земной до самого центра. Ее устройство непонятно. У человеческого существа отсутствует такой орган познания, с помощью которого он смог бы понять мистерию мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В Лавре диаконы всегда крестятся к престолу, не выходя далеко вперёд. Если, конечно, практика (надо сказать. Общепринятая) кланяться горнему месту неизбежна, то не нужно утрировать её, превращая поклонение горнему месту в бесконечное, мешающее сослужащим, марширование диаконов к нему и обратно. Достаточно, выйдя несколько вперёд, поклониться зря (взирая – изд.) к горнему месту, или лучше – к востоку, и настоятелю. К горнему месту диакон должен идти только для взятия и отдачи кадила. Если диакон один, то всегда выход совершает в северные двери, за несколькими исключениями, изложенными далее. Если диаконов два и более, то и входы и выходы совершаются ими со своих сторон, в частности первенствующий – из южных дверей, в них и возвращаясь (но также не без исключений на литургии, показанных на своих местах настоящих указаний). «По исполнении же антифона (первого) пришед диакон, и став на обычном месте, не на амвоне уже, но пред царскими враты, и поклонився, глаголет: «Паки и паки миром…» всю до конца, иереи же молитву. И поется подобне от певцев вторый антифон: диакон же подобне творит, якоже и в первой молитве, стоит же – пред иконою Богородицы. Таже диакон: «Паки и паки». Иерей молитву. Возглашение: «Яко благ и Человеколюбец…» и входит диакон в алтарь южною страною». §21 . Перед малым входом священник крестится и поклоняется: вкупе с диаконом, дважды крестится, целует евангелие (а диакон – престол), поклоняются вместе третий раз, и подает евангелие диакону, который целует его и правую руку подающего его. Потом священник (а при соборной службе и все сослужащие) крестится снова, целует вместе с ними престол, кланяется им, а они – ему, и отходит за диаконом, читая про себя молитву входа. При соборной службе прежде взятия Евангелия настоятель благословляет кадило у второго и третьего диаконов, которые после сего отходят к горнему месту и ждут евангелие. По лаврской практике, диакон, получив Евангелие, идет к горнему месту и становится здесь лицом к настоятелю сзади престола. В это именно время настоятель крестится, взирая к Евангелию, а диакон говорит: «Господу помолимся». Отсюда начинается шествие. Никаких остановок и поклонов на горнем месте во время шествия входа не должно быть отнюдь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон облачается (см. стр. 13): подносит к священнику стихарь с орарем и принимает от него благословение; открывает св. престол, отверзает завесу царских врат и ожидает времени произнесения великой ектении. Перед ектенией выходит из алтаря северною дверью к царским вратам и, по окончании псалма и светильничных молитв, делает поклон иерею, становится на амвон и говорит ектению, делая поясной поклон после каждого прошения и держа возвышенно орарь тремя пальцами правой руки во время произнесения каждого прошения. Прошения произносит громко, внятно и неспешно, так, чтобы все молящиеся в храме могли без усилия услышать и понять их; начиная произнесение только по окончании пения. По окончании ектении (см. стр. 22), входит в алтарь южною дверью, делает поклон св. престолу и иерею и становится в правой стороне от священника, несколько позади его. Для произнесения малой ектении диакон выходит из алтаря пред царские врата северною дверью, а входит в алтарь южною. Так и всегда он должен делать, когда выходит из алтаря и входит в него (см. стр. 26). Во время пения стихир на «Господи воззвах» диакон кадит алтарь, весь храм и народ. На входе (см. стр. 30) диакон отверзает царские врата, берет кадило от пономаря, подносит его с правой стороны иерею для благословения. Приняв благословение, целует край св. престола и идет перед иереем, через горнее место, в северные двери. Когда придут пред царские врата, диакон кадит в царские врата, местные иконы Спасителя, Богородицы и храмовую и, обращаясь к иерею, испрашивает благословение входа, указуя правою рукою с орарем в царские врата и говоря: «Благослови, владыко, святый вход». Приняв благословение, возглашает в царских вратах: «Премудрость. Прости». Если же стихира, когда иерей с диаконом приидут пред царские врата, еще будет петься, то диакон, до окончания стихиры, становится к местной иконе Спасителя, а не стоит в это время в царских вратах. Войдя в алтарь, диакон кадит св. престол вокруг крестообразно и настоятеля; отдав кадило, целует престол, кланяется иконе на горнем месте и иерею, становится за престолом, обратясь к западу, и говорит прокимен с его стихами. По окончании прокимна, диакон опять делает поклон на горнее место и иерею, затворяет царские врата и делает возглас при чтении паремии: «Премудрость. Вонмем». По окончании паремии (см. стр. 34), поклонившись престолу и иерею, выходит из алтаря северною дверью и перед царскими вратами говорит ектению. По окончании ектении стоит на своем месте, перед отпустом возгласив: «Премудрость» и, вошедши в алтарь южною дверью, после поклона престолу и иерею, отверзает царские врата для отпуста, после которого опять затворяет их и завесу. Наконец, поклонившись престолу и поцеловав его, покрывает его пеленою, кланяется иерею и разоблачается. При совершении полунощницы и утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Наконец, дошли мы и до того подземного храма, который составляет, можно сказать, главную достопримечательность катакомб св. Агнии. Эта крипта, как обычно называется соединение нескольких кубикул, представляет собою в общем узкий и длинный четвероугольник, около семи сажень длиною и более сажени шириною, состоящий из пяти кубикул, которые тянутся все в ряд одна за другою по одной прямой линии. Катакомбная галерея пересекает крипту прямо поперек, разделяя ее на две неравных половины, причем на одной стороне оказываются три кубикулы, а на другой две. Меньшая часть крипты, где нет никаких характерных принадлежностей, по объяснению местных ученых археологов, служила местом стояния женщин при совершении богослужения, а большая составляла главную часть храма с алтарем. Алтарь занимал всю крайнюю кубикулу главного отделения, свод которой много ниже всех остальных, причем от средней части храма он отделялся решеткой. В настоящее время этой решетки, конечно, уже не существует; но место, где была она, обозначается двумя сохранившимися досель полуколоннами, на которых, как думают, она утверждалась. На горнем месте, т. е. в передней стене алтаря, устроена небольшая полукруглая ниша, в которой сохранилась высеченная из камня епископская кафедра, а по обеим сторонам ее тянутся полукружием такие же скамьи для пресвитеров. Престола в настоящее время нет; но, по утверждению археологов, нужно предполагать, что он находился на средине алтарной кубикулы, т. е. на том месте, где и теперь обыкновенно стоят престолы в наших православных храмах. В боковых стенах крипты, между обычными рядами локул, виднеются кое-где маленькие углубления, где ставились во время богослужения горящие лампады, а один особого устройства светильник висит, спускаясь со свода кубикулы. – В стороне от этой подземной церкви, на север от ее алтаря, имеется еще меньшего размера крипта, назначение которой, помимо общей всем кубикулам погребальной цели, доселе остается не достаточно выясненным. Одни думают видеть в ней место для оглашенных, а другие – так называемое предложение (ποθεσς), т. е. то отделение, где приготовлялись св. дары на жертвеннике, который действительно и сохранился в этой крипте доселе. Заслуживает внимания здесь, в полукруглой нише аркосолия, древнее фресковое изображение, происхождение которого ученые археологи относят к первой половине четвертого века. На нем изображена Матерь Божия по пояс с молитвенно воздетыми руками, а на персях ее Предвечный Младенец, т. е. такое изображение, которое напоминает известное у нас под именем „Знамени Божией Матери“. По обеим сторонам изображения видны две монограммы Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010