4 ноября 2016 года. Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру в Москве   20 ноября 2016 года. Торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в день 70-летия Святейшего Патриарха Кирилла   5 декабря 2016 года. Патриарший визит в Корсунскую епархию. Посещение кладбища Сен-Женевьев-де-Буа   22 декабря 2016 года. Отпевание российского посла Андрея Карлова, убитого в Турции   31 декабря 2016 года Молебное пение на новолетие в Храме Христа Спасителя в Москве   7 января 2017 года. Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Центральной клинической больницы святителя Алексия в Москве   7 января 2017 года Телемост с экипажем Международной космической станции в праздник Рождества Христова   17 февраля 2017 года VII детский турнир по русскому хоккею на призы Патриарха на Красной площади в Москве   23 февраля 2017 года. Отпевание и погребение архимандрита Кирилла (Павлова)   3 марта 2017 года. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве   4 апреля 2017 года. Лития по погибшим в результате теракта в Санкт-Петербургском метрополитене   8 апреля 2017 года. Патриаршее служение в канун праздника Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя в Москве   13 апреля 2017 года. Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в Великий четверг. Божественная литургия, чин освящения мира и чин умовения ног   16 апреля 2017 года. Пасхальная великая вечерня в Храме Христа Спасителя в Москве   4 мая 2017 года. Освящение креста-памятника на месте гибели великого князя Сергея Александровича в Кремле   13 мая 2017 года. Патриаршее служение на Бутовском полигоне в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших   21 мая 2017 года. Патриаршее служение в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в Москве. Принесение мощей святителя Николая Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/god-patriarha-sluzheni...

Однако стоп! Приходится честно признаться: ничего нового для нас в этих словах нет; любой человек, кто хотя бы изредка посещает храм, слышал что-то подобное множество раз во все дни богослужебного года. Христос, Крест, Воскресение, Страсти, Спасение – эти и многие другие слова из церковного обихода мы используем в повседневной жизни как формулы, безликие, ничего не значащие коды. Если кто спрашивает: «Как спастись?» – мы автоматически отвечаем: «Христос должен стать центром нашей жизни», – или нечто подобное. Попробуем задуматься, что это означает на деле – «Христос в центре нашей жизни». Может быть большая икона в красном углу? – это мы делаем. Может почаще и погромче употреблять Его имя? – и это тоже. Список православных культурных стереотипов можно продолжать бесконечно. Но в глубине души мы понимаем, что следование ни одному из этих стереотипов ни на шаг не приближает нас ко Христу и тем более не помещает Его в центр нашей жизни. Но как же нам все-таки приблизиться к Нему? Неужто мы опять вернулись к безнадежному отчаянию?.. Итак, мы успешно приближаемся к концу первой седмицы. Позади 4 повечерия с каноном, две Литургии Преждеосвященных даров. А что впереди? Глаз привычно прыгает на красный день календаря. Воскресенье – Торжество Православия . Торжество?!? Постойте. Мы только что осознали свою глубокую греховность, потом вспомнили о существовании лекарства от нее, которое, как выяснилось, мы не умеем использовать – и вдруг торжествуем победу. Мы уже исцелены? Как и когда это случилось? Может быть это Торжество не для нас, а для избранных святых? Остается чувство глубокого недоумения, которое не рассеется даже после воскресной Литургии. Что за коливо, что за чудо? Увы, большинство мирян, в силу своей загруженности, могут позволить себе зайти всего несколько раз в храм даже в течение такой чрезвычайно важной церковной недели. Приходится выбирать. И из года в год мы скачем из неразрешенных вопросов начала седмицы сразу в торжественность воскресенья. А вопросы так и остаются без ответа. Где же его искать-то? Вернемся к календарю: четверг, пятница… воскресенье. Да-с, что-то мы пропустили… Ага, суббота: «В сий день в субботу первую постов, еже коливами преславное чудо святаго и славнаго великомученка Феодора Тирона празднуем.» Что за Феодор Тирон, что за коливо, что за чудо?

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

«Бог благословит издание диссертации игумена Варсонофия (Веревкина) . Весьма полезный труд для людей, ищущих путей приближения к Богу. Самым главным из них является молитва . Дай Бог, чтобы она нашла своих читателей, которые бы в ней обрели самый правильный путь, основанный на творениях святых отцов. † Михей Архиепископ Ярославский и Ростовский. 27 октября 2001 г.» Диссертация написана простым карандашом на 224-х страницах размером 22 х 33 см. Писал игумен Варсонофий на обеих сторонах бумаги. Листы аккуратно сшиты в семь тетрадей. На многих страницах имеются вклейки с исправлениями и дополнениями. Начиная с двадцатой страницы автор на полях стал писать даты, и первой из них является 28 апреля 1920 года. Анализ проставленных дат, а их всего 95, с точки зрения их связи с непереходящими двунадесятыми праздниками, а также с днями Великого поста и святой Пятидесятницы, показал, что они соответствуют новому стилю. На последней странице написано: «12 часов ночи, 17 марта 1921 года». Это был четверг первой седмицы Великого поста. Работа завершена – на следующий день исповедь, и в субботу причащение святых Христовых Тайн. Работа перед этим была очень напряженной. С 23 ноября 1920 года (45 стр.) даты идут почти непрерывно. За три с половиной месяца выполняется 80% всей работы. Диссертация игумена Варсонофия является торжественным гимном молитве, сотканным из тех слов святых отцов, которые вошли в «Добротолюбие». Много книг написано о молитве. Эта диссертация отличается от них тем, что автор не включил в нее свои личные мысли относительно молитвенного делания. И тем не менее читатель ясно увидит его пламенную любовь к данной теме, почувствует его восхищение глубиной мысли святых отцов, ярко живописующих неизреченную красоту жизни во Христе. В процессе всестороннего освящения темы о молитве автору приходилось для связности изменять обороты речи святых отцов. При этом он эти слова все равно заключал в кавычки, давая соответствующую ссылку на «Добротолюбие». При подготовке первого издания к печати все ссылки были просмотрены и при наличии отклонений от текста кавычки были сняты. Следует заметить, что если имя святого отца отсутствует в тексте, то оно приводится в ссылке. Для более глубокого проникновения в тему игумен Варсонофий предлагает в ссылках сравнивать высказывания по данному предмету нескольких авторов. Чтение труда игумена Варсонофия с «Добротолюбием» в руках принесет боголюбивой душе и пользу, и радость. Радость от отклика в глубине его сердца на пламенный призыв святых отцов иметь постоянную молитвенную связь с живым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Библиотека у него была богатая. В церковь ходил каждодневно, не опуская ни утрени, ни литургии, ни вечерни. Нестяжательность его простиралась до того, что по кончине его не осталось ни копейки денег: ибо каждый день, когда он выходил из церкви, следовала за ним толпа нищих, коих он оделял поровну, сколько бы их ни было; а известным ему нуждающимся давал и помногу. Воздержание его было строгое: в первую и Страстную седмицы Великого поста он принимал пищу однажды в день, и то вечером, вкушая только хлеб с водою. – В обе сии седмицы и во всю неделю Пасхи каждодневно совершал служение сам в продолжение всех тридцати лет; сам же служил и во все воскресные и праздничные дни. Одежду носил очень скромную. По смерти его остались две-три простых ветхих рясы. – Часто любил беседовать о преподобном Пафнутии, почивающем в сем монастыре. За несколько лет перед его кончиной, явился к нему странник из Сибири, за 4.000верст, и объявил, что у него в доме находилась небольшая, весьма древняя икона преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца, и что он не раз во сне слышал голос: «отнеси эту икону в Пафнутиев монастырь и отдай настоятелю; она оттуда, и там должно ей быть»; и потому, разузнав, где город Боровск, немедленно отправился туда и вручил эту икону о. архимандриту. Архимандрит с умилением и верою принял икону, и всегда имел особенное к ней благоговение. Впоследствии, по преклонности лет, силы его заметно стали слабеть; он нередко испытывал боль в груди и ногах; но, несмотря на то, не изменял своим правилам: так же бывал всегда в церкви, служил, исправлял обычное свое келейное молитвенное правило и занимался не только чтением, но и сочинением; так, в 1859 году, он составил и издал в пользу обители полное описание Пафнутиева Боровского монастыря. Последним служением его было совершение преждеосвященной литургии в среду на первой седмице Великого поста 1867 года. В четверг, собираясь идти к утрени, вдруг почувствовал сильное ослабление сил и колотье в груди, – и тогда же слег в постель, с которой уже не вставал более.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

существует только в христианстве. В РПЦ сложилась совершенно разумная и единственно допустимая практика венчать лишь тех лиц, гражданский Б. к-рых уже зарегистрирован, ибо гражданское брачное право в наст. время не знает таких препятствий к Б., к-рые бы ничего не значили в церковном праве. Но такая согласованность норм имеет частичный и односторонний характер и обусловлена крайним либерализмом гражданского брачного права относительно препятствий к Б., ибо во мн. случаях гражданский Б. регистрируется при наличии несомненных препятствий к Б. с т. зр. церковного права: напр., Б. после расторжения 4-го Б., Б. при наличии кровного родства, к примеру, в 4-й степени, при наличии свойства, хотя бы и в 1-й степени. Очевидно, что священник или епископ не могут принимать решение о допустимости венчания во всех тех случаях, когда существует гражданский Б. В отдельных случаях, особенно при близком кровном родстве, и вообще при наличии расторгающих препятствий имеет смысл настаивать на прекращении кровосмесительного сожительства, напр. между двоюродными братом и сестрой (Трул. 54), или сожительства с падчерицей после прекращения Б. с ее матерью, хотя бы и при наличии гражданской регистрации Б., либо Б. с родной сестрой первой жены (Васил. 78). Дни совершения браковенчания Венчание Б. не может совершаться в любое время года и суток. Запрещается совершать венчание ночью. Существуют также календарные ограничения. Браковенчание не совершается по причине поста накануне среды и пятницы (во вторник и четверг), в продолжение постов - Великого, Петрова, Рождественского и Успенского, в течение сырной седмицы, а также в Мясопустное и Сыропустное воскресенья, накануне и в самые дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (28 и 29 авг. (10 и 11 сент.) и Воздвижения Креста Господня (13 и 14 (26 и 27) сент.) и ради святости праздников накануне воскресных дней (в субботу), двунадесятых, великих и храмовых праздников, в продолжение Святок (от 25 дек. (7 янв.) до 7 (20) янв. и в течение Пасхальной (Светлой) седмицы. Однако совершение венчания в день, когда это запрещено церковным уставом, не делает таинство недействительным, независимо от того, было ли допущенное нарушение серьезно мотивировано или нет. Препятствия к заключению Б.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Церковный круг как в нашем, так и в латинском чине Богослужения состоит из дней а) седмичных, б) недельных или воскресных, в) праздничных, г) постных и д) поминальных. а) Дни седмичные В греко-восточном чине Богослужения в каждый день седмичный положена особая церковная служба, именно в понедельник – бесплотным силам или ангелам, во вторник – честному и славному пророку, предтече и крестителю Господню Иоанну; в среду и пяток – честному Кресту Господню, в четверг – св. апостолам и святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, в субботу – мученикам и всем святым и за усопших. В латинском чине Богослужения нет такого последования Богослужения в продолжение седмицы, впрочем, суббота у латинян посвящена в честь Божией Матери, и для сего установлена в этот день (с X века) малая служба Пресв. Девы Марии. 105 Седмичные дни (feriae) в римском чине Богослужения разделяются: а) на большие (majores), каковы: среда пепельная или первый день св. Четыредесятницы, и последние три дни страстной седмицы, которых служба преобладает над всякою другою; б) на меньшие (minores), которые не исключают службы праздника или святого, случившегося в оные, но должны быть воспоминаемы на оной; таковы седмичные дни рождественского поста, Четыредесятницы, четырехвременного поста и понедельник поста пред праздником Вознесения Господня, и в) на простые или обыкновенные, в которые, без воспоминания о них, допускаются всякие праздники, даже малые; таковы все остальные дни седмичные, встречающиеся в продолжение года. 106 б) Дни недельные или воскресные Богослужебный круг или церковный год у латинян начинается с первой недели рождественского поста (за четыре недели до праздника Рождества Христова), и оканчивается последнею неделею по Пятидесятнице. Недели (dominicae) в римской Церкви следуют в таком порядке: недели рождественского поста, неделя в попразднстве Рождества Христова и по Рождестве Христовом, неделя в попразднстве Богоявления, недели по Богоявлении, неделя седмидесятницы (septuagesima), или наша неделя о блудном сыне, неделя шестидесятницы (sexagesima), или наша мясопустная, неделя пятидесятницы (quinquagesima), или наша сыропустная, недели великопостные, неделя Пасхи, неделя Фомы, недели по Пасхе, неделя в попразднстве Вознесения, неделя Пятидесятницы (Pentecoste), и неделя по Пятидесятнице. По важности и торжественности недели в римском чине Богослужения разделяются на привилегированные (privilegiatae) и обыкновенные (ordinariae), или на большие (majores) и меньшие (minores). К первым относятся недели рождественского поста, недели Четыредесятницы, неделя Пасхи, неделя Фомы, Пятидесятницы и Троицы; к последним – все прочие недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Смотрите Киево-Печерский патерик (или “Отечник” святителя Игнатия Брянчанинова) — Прим. редакции. “Под покровительством королевы Марии” — В дальнейшем раскроется смысл этих слов старца — Прим. редакции. В Югославии матушка пребывала под старческим руководством Феофана, архиепископа Полтавского [и Переяславского], духовника царской семьи, который до отъезда во Францию много лет жил в Софии (в миру Быстров Василий Дмитриевич: 1872–1940, с 1920 года жил в Сербии, с 1925 — в Болгарии, а в 1931 отошел от церковных дел, переехал во Францию, где вел аскетическую и отшельническую жизнь. Умер во Франции в 1938 году, или, по другим сведениям, на Святой Горе Афон в 1940 году) — Прим. составителя владыки Гавриила и редакции. В игуменский сан мать Мария была возведена в Югославии. — Прим. сост. Говоря о Святейшем Патриархе Максиме, матушка не раз подчеркивала, что «он монах» — Прим сост. Игумения Михаила, много лет прожившая под руководством матери Марии, управляет Благовещенским монастырем под Крагуевацем (Югославия) — Прим. сост. Это было 8/21 мая — в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. — Прим. ред. Письмо написано в праздник Преображения Господня. Письмо написано и попразднство Рождества Христова. Отрекаясь, мы обретаем опять все в Боге, но уже без пристрастия к тварному, а как благодарение Промыслителю. — Прим. авт. Письмо написано ко дню Ангела епископа Парфения, В этом письме схиигумения Мария убеждает епископа Парфения принять постриг в великую схиму, заменив имя Парфений (греч. «девственный») на имя Макарий (греч. «блаженный»), в честь святого, книга которого была впервые издана на болгарском языке владыкой Парфением. Письмо написано в четверг первой седмицы Великого поста. Отмешуших (ц.-сл.) — отвергающих. В этом письме схиигуменяя Мария поздравляет епископа Парфения с днем Ангела. Письмо написано на первой седмице Великого поста. 1Евр.4:12 — Прим ред. Биография, периоды жизни схиигуменьи Марии (Дохторовой, или иногда пишут Дохтуровой) Дохторова Лидия Николаевна родилась в Киеве в 1896 году.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

О помощи ближнему. Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года. Ил.: В НИИ детской онкологии и гематологии. Москва, Рождество Христово, 7 января 2019. Фото. - С.8; О прощении. Из слова после литургии на соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года. Ил.: По традиции в Великую Субботу Патриарх посещает приходские храмы столицы. На фото: освящение куличей на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. 19 апреля 2014. - С.8-9; О вере. Из проповеди в праздник Преображения Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года. Ил.: Торжества в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев Посад. 16 июля 2014. Фото. - С.10-11; О любви . Из Пасхального послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 30 апреля 2016 года. Ил.: С воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних в Москве. Светлая седмица, 2013. Фото РИА «Новости». - С.11; О служении. Из Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 6 января 2018 года. Ил.: Литургия в праздник Вознесения Господня в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Июнь 2014. Фото. - С.12-13; О пандемии . Из слова в день памяти преподобного Сергия Радонежского после литургии в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля 2020 года. - С.12; О молитве. Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 26 февраля 2015 года. - С.13. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Эксперимент Достоевского [«“Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”. Это высказывание Достоевского порой вызывает у верующих неприятие и сомнение. Мысль, на первый взгляд, действительно неожиданная, даже крамольная, опасная: как может истина быть вне Христа? Но давайте разберемся, кому и зачем адресует ее писатель...». С этого начинает автор череду рассуждений, в конце которых приходит к такому выводу: «Нет истины вне Христа. А если мы боремся за истину, которая нам кажется безусловной, но в которой Христос не в центре, то эта борьба бессмысленна. Вот, что, мне кажется, Достоевскому удалось выразить очень хорошо»]. Фото Алексея Мякишева//Фома. - – ноябрь 2021. – С.14-15. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском монастыре 1 марта 2012 г. 16:00 1 марта 2012 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреподобие, матушка игумения Викторина, дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью я посещаю наши ставропигиальные монастыри на первой седмице Великого Поста, разделяю молитву с братией и сестрами. Для меня это большое духовное утешение, и радуется мое сердце тому, как стройно совершаются наши уставные богослужения, и тому, что народ Божий, несмотря на будние дни, посещает храмы, особенно вечерние службы с чтением Великого канона святого Андрея Критского. Это некий ответ Церкви на вызовы века сего; и чем больше страстей господствует в мире, чем больше неправды, клеветы, злобы, конфликтов, тем убедительнее должен быть наш ответ. Мы не должны уподобляться тем, кто отстаивает свою правоту гневом, злобой, раздражительностью, клеветой. Мы должны идти другим путем и отвечать на все — и на доброе, и на плохое — силой своей молитвы и своим духовным подвигом. Это касается всех людей, всех христиан. В наших силах оберегать наше внутреннее духовное состояние. Почему Господь дал такую, казалось бы, странную заповедь: «кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую» (см. Мф. 5:38-39)? Многие люди до сих пор не могут понять смысл этой заповеди. На самом деле речь идет о сохранении внутреннего мира. Если ты отвечаешь злом на зло, то враг, который причинил тебе это зло, победил тебя. Ты был мирен, спокоен, благодушен, жил своей жизнью, и вот нашелся человек, который оскорбил тебя. И если ты отвечаешь ему тем же, то его злоба, его ад стали твоим адом. Он тебя победил, он разрушил твою внутреннюю жизнь, твое спокойствие. Но если мы не отвечаем злом на зло, то мы побеждаем: наша крепость остается неприступной, враг не проник, он отброшен от ее стен.

http://patriarchia.ru/db/text/2048852.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010