Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Заиконоспасском ставропигиальном монастыре 14 марта 2019 г. 16:55 14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему» — эти слова мы повторяем много раз во время богослужения, читая молитву преподобного Ефрема Сирина. Почему же в этом прошении говорится о терпении? Терпение — это качество, которое помогает человеку, в первую очередь, достигать поставленных жизненных целей. А без терпения невозможно достигать своих целей, больших или малых, потому что всякая цель достигается трудом, а труд всегда требует терпения. Нужно иметь терпение, чтобы дойти до цели. Вот так и устраивается наша жизнь, в значительной мере благодаря этому замечательному человеческому качеству — терпению. Но терпение имеет и духовное измерение. Конечно, преподобный Ефрем Сирин, включая тему терпения в свою молитву, имел в виду именно это духовное измерение. Что же это означает? А это означает, что каждый человек, общаясь с другими людьми, подвергается, в большей мере или меньшей степени, влиянию с их стороны. Влияние может быть положительным, но бывает и отрицательным. И отрицательное влияние чаще всего сопровождаются вторжением злого начала в нашу душу — через людей, через слова, через образы, через жизненные ситуации. И для того чтобы иметь возможность отражать эти искушения, человек должен иметь терпение, а значит, терпение есть сила. Но когда мы говорим об отражении разного рода искушений, злых посылов и вообще опасных влияний на нашу душу, мы имеем в виду не только необходимость иметь терпение в борьбе. Человек не может спасти душу, если он на зло отвечает злом, на неправду — неправдой. Даже самые отрицательные влияния, оказываемые на нас, не должны поколебать нашей веры и нашей верности Господу.  И если требуется ответ на воздействие со стороны окружающего мира, то этот ответ не может нести в себе зло и неправду, потому что только правдой и добром можно победить зло.

http://patriarchia.ru/db/text/5390854.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Донском ставропигиальном монастыре 17 марта 2016 г. 17:43 17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На путях постного поприща верующий человек нередко сталкивается с трудностями и искушениями, и не всегда мы обладаем достаточным навыком, чтобы их преодолевать. Одним из таких искушений является попытка возлагать на себя все большие и большие бремена, ужесточать пост, увеличивать продолжительность молитв. А другое искушение — напротив, перестать поститься, вернуться к обычной жизни. Святые отцы, размышляя об искушениях, связанных с постом, говорят о такой добродетели, как рассудительность. Преподобный Антоний Великий называет рассудительность оком души и ее светильником, а преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что всеми силами и всем тщанием должны мы приобретать рассудительность, которая есть великое благо и дар. И, продолжая свою мысль, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о том, что именно рассудительностью и преодолевается либо желание чрезмерно усилить пост, либо предаться греху чревоугодия. Что же такое рассудительность? Рассудительность — это способность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир. Результатом рассудительности всегда является умеренность. Рассудительностью отметается всякая избыточность, всякий максимализм, то, что называется резкими движениями, — в словах, в жизни, в том числе в жизни духовной. Из собственного опыта мы знаем, как часто отсутствие рассудительности приводит к конфликту с окружающими. Нам непременно хочется настаивать на своем, всеми силами добиваться того, что мы считаем желанной целью, и, сталкиваясь с людьми, которые нас не понимают или не разделяют наших взглядов, мы готовы идти на конфликт, обострять отношения. Чаще всего своей цели мы не достигаем, но очень больно ударяемся.

http://patriarchia.ru/db/text/4403662.ht...

Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен 10 марта, 2013 Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.08 Вторая песнь: Вонми небо — 4.23 Третья песнь: На недвижимом Христе — 3.01 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.55 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 3.48 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу — 3.08 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2,27 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.40 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.29 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 8.04 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.33 Вторая песнь: Вонми небо — 6.30 Третья песнь: Утверди Господи — 4.39 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.19 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 4.23 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедром у Богу — 3.29 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2.16 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.26 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.07 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 6.32 Среда первой седмицы Великого поста. Чтение канона в Московском Сретенском монастыре ( pravoslavie.ru ) Скачать Четверг первой седмицы Великого поста . Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.18 Вторая песнь: Видите, видите, яко Аз есмь Бог — 4.39 Третия песнь: Утверди Господи — 3.22

http://pravmir.ru/velikij-kanon-andreya-...

Архив Пн В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре 29 февраля 2012 г. 20:27 29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка в соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) совершил чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова)  во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох. Затем Святейший Патриарх обратился к насельникам обители и всем молящимся с Первосвятительским словом . 1 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви совершит  великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троице-Сергиевой лавре . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2043532.ht...

Патриарх Кирилл: Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа 24 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для Вечной жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-greh-z...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Борисоглебском Аносином женском монастыре в Подмосковье 21 марта 2013 г. 13:37 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви молился за уставными богослужениями — утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые были совершены в приделе святых страстотерпцев Бориса и Глеба Троицкого собора обители. Среди молившихся были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), насельницы и многочисленнные прихожане. По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью . В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) Святейший Владыка вручил настоятельнице монастыря игуменский посох. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святой праведной Матроны Московской. Сегодня вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое повечерие с чтением заключительной части Великого канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2861376.ht...

В Константинополе этот чин был введен в употребление, вероятно, между 531–536 годами, в правление императора Юстиниана. Это и была древнейшая Литургия Преждеосвященных Даров. Шестой Вселенский Собор (680–681) утвердил повсеместное совершение Литургия Преждеосвященных Даров в дни Великого поста, чтобы не лишать верных Причащения Тела и Крови Христовых и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной Литургии. В это и более позднее время Литургию Преждеосвященных Даров служили во все постные дни – в среду и пятницу – в течение всего года (если в этот день не случится великий праздник и не отменяется пост) и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великим постом ее совершали каждый день, она совершалась и в Великую пятницу. Согласно константинопольскому Студийскому уставу, действовавшему на Руси до начала XV века, эта Литургия совершалась в среду и пятницу Сырной седмицы, во все будние дни Великого поста, в первые три дня Страстной седмицы и в Великую пятницу. Еще в XIX веке в Киево-Печерской Лавре эту Литургию совершали каждый будний день Великого поста, кроме понедельника и вторника Первой седмицы. Сегодня она служится только в Великом посту, и то не каждый день, а в среду и пятницу. Еще: – в дни памяти особо почитаемых святых (например, Сорока Севастийских мучеников, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя); – в четверг Пятой седмицы поста (в день стояния Марии Египетской); – на Страстной седмице: в понедельник, вторник и среду. На фотографии – почти пустой храм. Но справа вышел исповедающий священник, и к нему подтянулись люди, желающие исповедаться, а потом причаститься. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Время освящения Даров как в нашей, 77 так и в западной Церкви возвещается посредством колокольного звона (известного у нас под именем благовеста к достойну). Освященным Св. Тайнам западная 78 Церковь , также как и восточная 79 воздает боголепное поклонение. В Латинской Церкви различаются следующие роды Литургии: 1) Литургия совершенная. По римскому чину она совершается во все дни года, кроме великого пятка. У нас, по узаконению Лаодикийского Собора (пр. 49), совершенной Литургии не бывает во дни св. Четыредесятницы, кроме суббот и воскресных дней и праздника Благовещения, 80 а также, по примеру Благовещения, и царских дней, если бывают в в. пост, но не на страстной седмице. 81 2) Литургия Преждеосвященная. У латинян она совершается только однажды в год в великий пяток; у нас, по древнему обычаю 82 преимущественно по средам и пяткам великого поста, в четверг пятой седмицы и в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; также в память обретения главы Предтечевой (24 февр.), если случится в один из пяти дней какой-либо седмицы Великого Поста, кроме первой, в навечерие и в день 40 мучеников (9 марта), если будет в один из седмичных дней св. Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, в предпразднство Благовещения (23 и 24 марта), если придется также в один из постных дней св. Четыредесятницы, накануне храмовых праздников и в самые сии праздники, если падут на один из постных дней св. Четыредесятницы, кроме первой и последней седмицы. 83 Впрочем, Литургия Преждеосвященных Даров, как великопостная, может быть совершена и в понедельник, вторник и четверг всего В. Поста. 84 Совершение её в св. Четыредесятницу подтверждено VI Вселенским собором (пр. 52). 3) Литургия тайная или частная (Missa lecta, privata), которая совершается одним священником с клириком в полголоса без гласного чтения, без пения, без музыки и без фимиама. Частные Литургии у латинян можно служить всякий день, кроме великого четверга, 85 великого пятка и великой субботы. 86 В Православно-Кафолической Церкви нет тайных Литургий, потому что их не было не только в древней Кафолической, но и в древней римской же Церкви до VII–IX века; 87 у нас всегда совершается Литургия гласная.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Архив Пн В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 13:23 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком соборе обители. Богослужение совершали насельники монастыря. Пел монастырский хор под управлением Г. Сафонова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал наместника обители архимандрита Алексия (Поликарпова) и братию монастыря. Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает и совершает ежедневные богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского Святейший Патриарх Кирилл будет в этом году читать в Храме Христа Спасителя, Донском , Андреевском и Покровском Хотькове ставропигиальных монастырях. Литургии Преждеосвященных Даров будут совершены в Богоявленском кафедральном соборе и Троице-Сергиевой лавре . На уставных богослужениях во вторник, четверг и пятницу первой недели Святейший Патриарх Кирилл будет молиться в Зачатьевском и Новоспасском ставропигиальных монастырях, а также в Зосимовой пустыни. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3999464.ht...

Целостность человека Целостность человека – это залог его жизненного успеха. Не устоит то царство, которое разделится в себе, не устоит та личность, которая внутренне разделена противоречиями, конфликтами, двойной жизнью, ложью. Для того, чтобы сохранить эту целостность жизни, и необходимо воздержание. Вот почему святой Василий Великий называет воздержание матерью целомудрия. А целомудрие – это и есть образ мыслей и жизни, направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности. Из проповеди после богослужения в Троице-Одигитриевском женском монастыре Зосимова пустынь 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста Добрые дела К сожалению, мы меньше всего, начиная постное поприще, думаем о добрых делах. Многие считают, что пост ограничивается только воздержанием от скоромной пищи, но это совсем не так. И не случайно – еще раз хотелось бы подчеркнуть – Исаак Сирин на первое место ставит совершение добрых дел, а затем – бдение, молитвы. Молитва от сердца Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божиего престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не столько умные слова – кстати, умные наши слова Богу не нужны, – сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву. Из проповеди после великого повечерия с чтением Покаянного канона преподобного Андрея Критского в Покровском Хотькове монастыре 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста Душа и тело Когда человек удовлетворяет свой инстинкт, он испытывает наслаждение, и это тоже замысел Божий. Голодный вкушает пищу и получает удовольствие от этого вкушения. А если бы не получал? С голоду бы умер. То же можно сказать обо всех остальных проявлениях человеческой природы. Но если человек только желает получать удовольствие от своего тела, он обрекает себя на гибель, он перестает быть человеком. Душа его погибает, тело более не сослужитель душе, а диктатор, который разрушает всякое доброе внутреннее духовное начало, если оно пытается остановить эту страшную и разрушительную работу, направленную исключительно на удовлетворение потребностей человеческой плоти.

http://pravoslavie.ru/77633.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010