Однако стоп! Приходится честно признаться: ничего нового для нас в этих словах нет; любой человек, кто хотя бы изредка посещает храм, слышал что-то подобное множество раз во все дни богослужебного года. Христос, Крест, Воскресение, Страсти, Спасение – эти и многие другие слова из церковного обихода мы используем в повседневной жизни как формулы, безликие, ничего не значащие коды. Если кто спрашивает: «Как спастись?» – мы автоматически отвечаем: «Христос должен стать центром нашей жизни», – или нечто подобное. Попробуем задуматься, что это означает на деле – «Христос в центре нашей жизни». Может быть большая икона в красном углу? – это мы делаем. Может почаще и погромче употреблять Его имя? – и это тоже. Список православных культурных стереотипов можно продолжать бесконечно. Но в глубине души мы понимаем, что следование ни одному из этих стереотипов ни на шаг не приближает нас ко Христу и тем более не помещает Его в центр нашей жизни. Но как же нам все-таки приблизиться к Нему? Неужто мы опять вернулись к безнадежному отчаянию?.. Итак, мы успешно приближаемся к концу первой седмицы. Позади 4 повечерия с каноном, две Литургии Преждеосвященных даров. А что впереди? Глаз привычно прыгает на красный день календаря. Воскресенье – Торжество Православия . Торжество?!? Постойте. Мы только что осознали свою глубокую греховность, потом вспомнили о существовании лекарства от нее, которое, как выяснилось, мы не умеем использовать – и вдруг торжествуем победу. Мы уже исцелены? Как и когда это случилось? Может быть это Торжество не для нас, а для избранных святых? Остается чувство глубокого недоумения, которое не рассеется даже после воскресной Литургии. Что за коливо, что за чудо? Увы, большинство мирян, в силу своей загруженности, могут позволить себе зайти всего несколько раз в храм даже в течение такой чрезвычайно важной церковной недели. Приходится выбирать. И из года в год мы скачем из неразрешенных вопросов начала седмицы сразу в торжественность воскресенья. А вопросы так и остаются без ответа. Где же его искать-то? Вернемся к календарю: четверг, пятница… воскресенье. Да-с, что-то мы пропустили… Ага, суббота: «В сий день в субботу первую постов, еже коливами преславное чудо святаго и славнаго великомученка Феодора Тирона празднуем.» Что за Феодор Тирон, что за коливо, что за чудо?

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

24 апреля в 2016 году — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим) . На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица. Исповедь Великим постом в 2016 году Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все. В пятницу первой седмицы Великого поста, 18 марта в 2016 году, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья. В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников. Еще одна большая исповедь совершается в среду, 28 апреля в 2016 году, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день. Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди. Страстная седмица В понедельник, 25 апреля , начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 25 и 29 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья и до вторника на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» . 26 апреля в 2016 году, в Великий Вторник, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста. Вечером в среду 27  апреля, на утрене Великого Четверга , читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Великий Четверг, 28 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

При администрации Кавказских Минеральных Вод 19 августа 1994 года создан Попечительский совет по обеспечению поддержки и развития Русской Православной Церкви в регионе. Председатель попечительского Совета глава администрации Кавказских Минеральных Вод Алексей Викторович Кулаковский изыскал средства на строительство собора и призвал руководство городов-курортов участвовать в возрождении православных храмов. По решению главы города Кисловодска В.Г. Бекетова были сняты налоги с выполняемых работ. Объединение тепловых сетей проложило бесплатно 23 м теплотрассы. Строителями СМУ-17 возводилась надземная часть. К лету 1995 года высота стен собора достигала уже 15 метров. Однако, в 1996 году строительные работы стали замедляться. Из-за недостатка средств первоначальные планы о завершении работ к 1998 году пришлось изменить. Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета было прекращено, строительство не останавливалось. 20 мая 1997 года на фасадах храма установлены три большие иконы на медных пластинах в технике эмали соответствующие трем престолам собора: святителя Николая Чудотворца, благоверного великого князя Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского. Избрание святых, во имя которых были освящены приделы, было обусловлено тем, что они являются небесными покровителями патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. В день престольного праздника 22 мая 1997 года впервые с начала возрождения настоятель храма протоиерей Иоанн Знаменский совершил праздничную Божественную Литургию, за которой последовал многолюдный крестный ход. 25 ноября были освящены и установлены на звоннице три больших колокола, а 29 декабря того же года восстанавливаемый храм увенчался первым куполом. В 1999 году 7 февраля была совершена первая Божественная Литургия в нижнем храме собора, освященном во имя новомучеников и исповедников Российских. 25 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, на храм был водружен главный купол с крестом, 22 мая того же года впервые День города был приурочен к престольному празднику собора. Регулярные богослужения в верхнем храме начались с Пасхи 2000 года.

http://sobory.ru/article/?object=00787

О помощи ближнему. Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года. Ил.: В НИИ детской онкологии и гематологии. Москва, Рождество Христово, 7 января 2019. Фото. - С.8; О прощении. Из слова после литургии на соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года. Ил.: По традиции в Великую Субботу Патриарх посещает приходские храмы столицы. На фото: освящение куличей на территории храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. 19 апреля 2014. - С.8-9; О вере. Из проповеди в праздник Преображения Господня после литургии в Храме Христа Спасителя, 19 августа 2020 года. Ил.: Торжества в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев Посад. 16 июля 2014. Фото. - С.10-11; О любви . Из Пасхального послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 30 апреля 2016 года. Ил.: С воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних в Москве. Светлая седмица, 2013. Фото РИА «Новости». - С.11; О служении. Из Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 6 января 2018 года. Ил.: Литургия в праздник Вознесения Господня в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Июнь 2014. Фото. - С.12-13; О пандемии . Из слова в день памяти преподобного Сергия Радонежского после литургии в Троице-Сергиевой лавре, 18 июля 2020 года. - С.12; О молитве. Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 26 февраля 2015 года. - С.13. К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Эксперимент Достоевского [«“Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной”. Это высказывание Достоевского порой вызывает у верующих неприятие и сомнение. Мысль, на первый взгляд, действительно неожиданная, даже крамольная, опасная: как может истина быть вне Христа? Но давайте разберемся, кому и зачем адресует ее писатель...». С этого начинает автор череду рассуждений, в конце которых приходит к такому выводу: «Нет истины вне Христа. А если мы боремся за истину, которая нам кажется безусловной, но в которой Христос не в центре, то эта борьба бессмысленна. Вот, что, мне кажется, Достоевскому удалось выразить очень хорошо»]. Фото Алексея Мякишева//Фома. - – ноябрь 2021. – С.14-15. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Скажем только, что после Отдания Пасхи троекратное «Христос воскресе» уже не совершается, но и молитва «Царю Небесный» тоже не произносится. Все службы с этого дня и до Пятидесятницы начинаются с «Трисвятого». Праздник Boзhecehie Господне празднуется в 40 день по Пасхе и поэтому всегда приходится на четверг 6ой седмице по Пасхе. Отдание этого праздника совершается через 9 дней в пяток 7ой седмицы по Пасхе. На другой день после отдания совершается последование Вселенской родительской Субботы (Троицкая суббота). Об этом последовании мы поговорим особо в свое время. Неделя Пятидесятницы. Это праздник, в который совершается прославление Святыя Троицы в память Сошествия Святаго Духа на апостолов, поэтому его еще называют праздник Троицы. Поскольку это великое событие произошло в 50-ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50-ый день после праздника Пасхи, а потому приходится всегда в день воскресный. В службах этого дня многократно поется и молитва Св. Духу: «Царю небесный». И с этого времени она поется далее в течение всего года на своем месте. 8я неделя по Пасхе или 1ая неделя по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых. Службой этого дня восполняются чествования всех тех святых, бесчисленных ( Откр.5:11 ) и неизвестных, которым не установлены нарочитые отдельные празднества в течение года. Этим праздником и оканчивается период Цветной Триоди. После него начинается обычное, будничное время года, когда годовой Богослужение совершается по Октоиху и Минее. Если вы помните, церковный год делится на два периода: период пения Триоди (подвижный) и период пения Октоиха (неподвижный). Период пения Октоиха начинается в Неделю Всех святых и заканчивается в Неделю о мытаре и фарисее. Период пения Триоди начинается в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивается в Неделю Всех святых. Начиная с первой недели Всех Святых, все недели (воскресные дни), обозначаются числами. До недели Мытаря и Фарисея насчитывается 32 недели. Так что тем для наших занятий еще много! И одного месяца самоизоляции явно будет недостаточно.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу. Рождественский пост в 2024 году С 28 ноября 2024 года по 6 января 2025 года. Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом. В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы в 2024 году Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять: Святки – с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса) Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи Троицкая – неделя после Троицы. Пост в среду и пятницу Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Пречистой Деве, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой. На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша». Подробных сведений об истории создания образа пока не обнаружено. В 1847 году в Москве было опубликована работа П. Казанского, посвященная роду Головиных и селу Новоспасскому с Влахернским монастырем. Автор впервые вводит в оборот версию о том, что данная икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома Феодора Петровича и Натальи Ивановны Дубровских. Позднее историк Высоко-Петровского монастыря архимандрит Григорий (Воинов) в своей книге «Древние и другие замечательные предметы из Высоко-Петровского монастыря» (1875 г.) повторяет данную версию биографа Головиных. В собрании статей «Многоценное сокровище. Иконы Богоматери Одигитрии Влахернской в России» российский ученый Г.В. Сидоренко называет Высоко-Петровский список с иконы Божией Матери «Влахернская» самым ранним. «Даты на иконах, дорогостоящие затраты на их изготовление, особое почитание, которое они обрели впоследствии, дают основание предполагать, что резные образы могли быть выполнены по царскому заказу в одной из московских мастерских скорее всего кремлевской», говорится в исследовании Г.В. Сидоренко. Таким образом, в настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре. Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского. В полном списке православных монастырей, составленном Л.И. Денисовым (1908 г.), среди икон Петровского монастыря указана «чтимая Влахернская икона Божией Матери из воскомастики, в осыпанной дорогоценными камнями серебряной ризе, сооруженной в 1701 году». Это единственное свидетельство о бывшем на иконе окладе, по-видимому, утраченном в революционные годы. После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

в пост они, включая и его супругу, которая была из потомственной священнической семьи, позволяли себе есть скоромное, и как ни странно покажется нам, это не сильно беспокоило о. Иоанна, который, как видно, сам старался соблюдать пост в этом плане, но при этом позволял себе иногда и нарушать уставные нормы. Так, например, в дневнике 1886 года мы находим его запись о том, что в четверг первой седмицы Великого Поста он “выпил рюмку горькой и съел бутерброд с рыбой”, а к вечеру еще” рыбы поел”, что согласитесь, Типикон не предписывает. Я это привожу не в качестве укора, а в качестве примера, как следует относиться к уставным нормам Типикона. Да и потом он так действовал в соответствие с тем, как действовали в его время все. По воспоминаниям Ивана Сергеевича Шмелева (которого вам, я уверен, не нужно представлять) в предреволюционные времена в церковной среде в Великий пост было принято есть рыбу, не выделяя среды и пятницы, и никому даже в голову не приходило переходить на сухоядение. И сегодня разумные священнослужители высказывают твердую убежденность, что постный устав, (т.е. как конкретно поститься) существует только для монастыря. Тогда как для прихода и духовенства не может быть единого устава. Считается даже, что ежели монах служит на приходе, то и его не касается пост по Типикону, так как он не живет в монастыре, для которого устав — необходимый и единственно возможный способ жизни. Для остальных же существуют только календарные постные дни (среда, пятница и многодневные посты), но не более того…. …Знаете, когда я учился в семинарии, нам Великим постом почти каждый день давали рыбу. Причем, рыбу постом ели и наши монахи-преподаватели и при этом никто из них не вспоминал, а тем более не применял к себе следующее прещение Устава: «Аще монах святую Четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника Благовещения, и недели цветоносныя, то да не причастится Святых Таин и на святую Пасху: но другии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300».

http://azbyka.ru/video/83-post-ne-po-tip...

Владимир Легойда . Папины штаны . Фото Владимира Ештокина, Виталия Каплана//Фома. - – октябрь 2013. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера:  Мария Порошина Фильтр веры . Беседовал Константин Мацан . Фото из архива Марии Порошиной, кадр их фильма «Анна Герман» (производство Star Media) и PhotoXpress//Фома. - – октябрь 2013. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются краткая биографическая (« Мария Михайловна Порошина », С.9) и информационная (« Антология христианской поэзии «Круг Лета Господня », С.10) справки. Известная актриса, игравшая во многих «громких» сериалах, участница проекта «Живая поэзия. Круг Лета Господня», удостоенного национальной книжной премии «Книга года – 2013» в номинации «Электронная книга». Реклама : С.13. Тема номера. Осуждение:   «Не суди». Заповедь невыполнима ? Вступление от Редакции. Фото: Petras Gagilas, Martin Sharman//Фома. - – октябрь 2013. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Петр Толстой , телеведущий, член Общественной палаты РФ//Фома. - – октябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Да не судимы будете . Беседа с редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым . Беседовала Дарья Прохорова . Фото Андрея Ципана//Фома. - – октябрь 2013. – С.16-20. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Реклама : С.21. Протоиерей Георгий Бреев , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы. «Фабрика добрых мыслей». Об одной хорошей и одной дурной привычке. Подготовила Валерия Посашко. Фото - – октябрь 2013. – С.22-24. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Осуждение должно быть под запретом . Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста, 21 марта 2013//Фома. - – октябрь 2013. – С.25. - (рубрика « Тема номера. Осуждение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-126...

Патриарх Кирилл. Голос сердца. Из проповеди Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста , 26 февраля 2015 года . Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – ноябрь 2015. – С.25. – (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). Окошко к Богу. Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно ? На вопросы редакции отвечает протоирей Павел Великанов . Беседовала Ольга Андреева . Фото Broo_am, www.flickr.com// Фома. - – ноябрь 2015. – С. 26-31. – (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). Митрополит Сурожский Антоний . Молитва. 5 упражнений для начинающих . Фото: Митрополит Антоний беседует с молодежью. 1980-е гг. и фото Натальи Поморцевой//Фома. - – ноябрь 2015. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Инфляция и молитва »). ВЕРА (раздел). – С.36-51. Протоиерей Дмитрий Струев . Разговор с другом. О сомнениях , деятельной любви, подъеме по едущему вниз эскалатору и советах нарнийского Аслана . Фото Giuliano Maiolini//Фома. - – ноябрь 2015. – С.36-39. – (раздел « Вера »).   Толковый словарь: Христианский эгоизм . Автор – Юрий Пущаев. Ил . : Нарцисс. Последователь Леонардо да Винчи. Около 1490//Фома. - – ноябрь 2015. – С.40. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.41. Марина Журинская. Исцеления: прокаженный и слуга сотника . Читаем Евангелие с Мариной Журинской. Ил.: Исцеление прокаженного. Книжная миниатюра//Фома. - – ноябрь 2015. – С.42-43. – (раздел « Вера »). На врезке к материалу: Евангелие от Матфея, глава 8: 2-17. (С.42). публикации (см. Фома колонок М.А. Журинской (1941-2013) о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Владимир Гурболиков . Покаяние чиновника. Реальная история из Переславля-Залесского . Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – ноябрь 2015. – С.44-45. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечиванию памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Гавриил (Гур) . 1898-19.11.1937. Исповедники и предатели . Документальное фото/Протоиерей Гавриил (Гур). Москва. Таганская тюрьма. 1937/предоставлено автором//Фома. - – ноябрь 2015. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-151...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010