А.А. Завьялов 1868 г. 1. -По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод, по бывшем рассуждении о том, что некоторыми из Епархиальных Начальств как 1) при представлении к ордену Св. Анны по Статуту, так 2) и при представлении, на основании Высочайше утверждённого 31 Июля 1859 года Положения, к наградам за неслужебные по Духовному ведомству отличия, допускаются разного рода упущения и отступления от предписанных в том и другом случае правил, и таким образом по делам того или другого рода возбуждается излишняя переписка, замедляющая самый ход дел, Приказали: Во избежание, на будущее время напрасной переписки и проволочек по делам о наградах как за заслуги, в Статуте ордена Св. Анны определённые, так и за неслужебные по Духовному ведомству отличия по Положению 31 Июля 1859 года о наградах, в следствие несоблюдения, при представлениях, в том и другом случае, существующих по сей части постановлений, предписать подлежащим Духовным начальством указами принять к надлежащему руководству и исполнению следующие правила: I) при представлении к ордену Св. Анны по Статуту: 1) представления об удостоении к ордену Св. Анны, за заслуги, в Статуте этого ордена определённые, вносить в Святейший Синод однажды в год, в назначенный для сего циркулярным указом Синода от 31 Мая 1866 года срок, т. е. к 15 Сентября каждого года. 2) Представлять к награждению орденом Св. Анны по Статуту не иначе, как по самом тщательном и основательном убеждении в том, что заслуги представляемого лица вполне соответствуют, по их сущности, прямому и буквальному смыслу изложенных в Свод. Закон. Т. I учр. орд. ст. 581 и. 19–22 требований Статута. 3) Соответственно сему представления о награждении орденом Св. Анны за означаемые в п. 19 ст. 581 учр. орд. заслуги делать в том единственно случае, если представляемым лицом обращено к Православной церкви именно указываемое в этом пункте число неверующих, или раскольников известных сект. 4) На основании следующего 20 пункта сей статьи и Благочинных представлять к ордену Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Венеция и вся ее область были средоточием греческого иконописного мастерства в эпоху раннего Возрождения. Здесь же мастерство удержалось и доселе в виде кустарного производства, и для нашей задачи особенно важно, что иконники, поныне производящие у Риальто свой промысел и торговлю, имеют там название: madonneri. Вез малого пятьсот лет Венеция работала в византийском стиле, который успел образовать здесь местный, своеобразный пошиб, отразившийся даже в мозаике, несмотря на ремесленную шаблонность этого мастерства. Историки венецианской живописи перечисляют с XII века имена греческих мастеров: Калаяни ок. 1143 г., Исидора ок. 1170 г., хотя также и выбирают из этого списка ряд апокрифических имен и сочиненных Феофанов, Геласиев и пр. 72 . Но все же, как указывает новейший исследователь истории венецианской живописи, посвятивший особенное внимание ее началам – Лаудедео Тести, последние византийские мастера – мозаичисты указываются еще около 1424 года 73 . Правда, те же исследователи ограничивают, повидимому, сферу венецианского пришлого мастерства мозаиками и эмалью, оставляя в стороне греческую иконопись, как область грубо-ремесленных изделий, только мешавшую своими архаическими привычками развитию венецианской живописи. В этом пренебрежительном и почти враждебном отношении венецианские историки заходят настолько далеко, что даже все тонкости письма, ими встречаемые у первых мастеров Венеции, предпочитают относить то к эмали, то к мозаикам, манере которых будто бы подражали иные мастера-живописцы 74 . Между тем, даже ограничиваясь историческими сведениями, можно было бы усмотреть, что, кроме мозаики и эмалей, а равно разных видов золочения, красильного дела и т. д., было еще широко развитое иконописное мастерство, производство тех самых anconas vernicate, которые упоминаются в венецианском статуте живописцев 1271 г. Сравнительно раннее появление этого статута (во Флоренции он относится к 1339 г., в Сиене к 1355) должно объясняться именно пришлым, т. е. этот на раз – греческим мастерством. Именно Венеции принадлежит появление обычая помещать иконы на своих узких улицах, а, по словам хрониста, под 1129 г., со времени учащения убийств в масках, и первый пример освещения улиц особыми cesendeli перед иконами. Иконописные мастерские расписывали хоругви и знамена, и они же составляли промышленные товарищества dalla mariegola (matricola), расписывали миниатюры рукописей и то бесчисленное множество икон, которое наполняет, в разных видах, венецианские документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Малороссийская коллегия везде почти нарядила по доносам и жалобам следствия; но великороссийские члены (коллегии) часто иногда в том обмануты бывают и по незнанию людей, и по рекомендациям своих сочленов определяют следовать дела самых главных иногда в том соучастников. Не худо б через гвардии офицеров учредить комиссии в исследовании всех непорядков, завладениях государственных имений и насильствах: этим пресекутся все сумасбродства, фальшивые и им несвойственные республиканские мысли и ограничится размножающееся здесь вредное государству вельможество и шляхетство. Я в Стародубе и Чернигове больше 300 жалоб получил: большая часть оных в насильном отнятии земель, угодий и других имуществ, в убийствах и несправедливых судах и волокитах. В отсутствии отдаленном генерал-губернатора определить (должно) главного командира, к которому б здешнее начальство и чиновничество весьма надобное подобострастие и послушание имели, а коллежское правление они ни во что не ставят. Например, коллегия требовала и по сенатскому еще указу, чтоб владельцы, кому от бывшего гетмана деревни даны, какие они с них получают доходы, точно показали; некоторые на то отвечали, что они, кроме осьми или десяти яиц с двора в год, ничего не получают, хотя известно, что в случаях ранговых деревень расположения до 14 рублев с двора тяглого за правильный оклад здесь же определяется». В Чернигове выбрали депутатом заочно генерального есаула Ивана Михайловича Скоропадского, о котором Румянцев писал, что он «при всех науках и в чужих краях обращениях остался козаком». По старанию предводителя Безбородко написан был депутату такой наказ от избирателей: 1) Просят об изменении некоторых глав Литовского статута как несогласных с настоящим временем, например если шляхтич убьет простого человека, то наказывается только отсечением руки и очень малым платежом денег; сей закон может быть терпим в Польше, где все бедные и особливо достоинства шляхетского не приобретшие стенают под игом порабощения и мучительства; 2) к отвращению сомнительств о породе каждого из шляхетства и к пресечению впредь простородным похищать без заслуг преимущества шляхетские да будет угодно ее импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Джона Фрита и Андрью Гевета в июле 1534 года 494 . Но самым тяжким для протестантских ревнителей было то время, когда статут шести членов получил своё утверждение. Строго настаивая на чисто католических догматах и обрядах, этот статут определял и беспощадную кару тем, кто осмелится дозволить себе его нарушение. В силу этого, с 1540 года на сторонников реформы воздвигнуто было настоящее гонение. Специальная, установленная вследствие этого статута, комиссия привлекала к суду по подозрению в ереси не только открыто восстававших против утверждённых статутом догматов, но даже и тех, кто напр. не посещал храм для присутствования при совершении мессы, не поднимал рук в момент освящения даров и тпд. Она действовала с таким усердием, что число арестованных ею в качестве еретиков простёрлось до 500 чел. и даже более. Всем этим лицам предстояла весьма незавидная участь; если–бы король не склонился на ходатайство лорда–канцлера и не даровал им прощения. Летописцы свидетельствуют, что статут 6 членов стоил жизни многим лицам и из высших и из низших классов общества. В подтверждение этого достаточно припомнить напр. казнь троих протестантов в июле 1540 г., сожжение пятнадцатилетнего Ричарда Мекинса, сожжение Анны Аскью и нескольких протестантов в последний год правления Генриха и тпд 495 . Первый из приведённых примеров представляется нам всего более характеристичным, так как по нему можно себе составить ясное представление о том странном положении, какое занимало Генрихово правительство в вопросах религии. Тринадцатого июля 1540 года, народу собравшемуся на Смитфилде, представилось оригинальное зрелище. Из Тоуэра приведена была в одной печальной процессии толпа людей, осужденных на смертную казнь. В этой толпе было трое папистов: Абель, Фидерстон и Павел, и трое протестантов: Барнес, Геррард и Джером. Паписты осуждены были за отрицание королевской супрематии и за приверженность к папству, а протестанты за уклонение от удержанных в Англии догматов католицизма. Те и другие осуждены были одним и тем–же правительством и одновременно должны были подвергнуться казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Такими образом высшее управление делами сербской церкви, по венгерскому закону, передано учреждению, похожему на парламент в котором участвуют не одни представители иерархии, но и лица светские, и притом же последние составляют преобладающее большинство. С первого взгляда может показаться, будто в этом узаконении нет ничего нового, будто в нём возобновлено прежнее национальное сербское учреждение в несколько новой форме. Но конгресс, узаконенный венгерской конституцией 1868 года, по своему значению представляет явление совсем отличное от древних сербских конгрессов. В прежнее время сербские конгрессы собирались очень редко, именно для выбора митрополита и для обсуждения при этом случае особых духовных и общественных нужд сербского народа. Они состояли из духовных и светских лиц, но такой состав их был совершенно естествен, так как при выборе митрополита в то время дело шло об избрании не только владыки духовного, но и главы народа сербского 34 , а также и рассуждения конгресса касались не одних церковных нужд, но и общественно-народных потребностей. Притом же рассуждения конгресса и основанные на них представления имели характер совещательный. Представления эти передавались на решение светского и духовного правительства по принадлежности. Не то сербский конгресс по настоящему закону. Теперь он представляет собою постоянный орган высшей церковно-правительственной власти в сербской церкви, регулярно собирающийся в известные сроки, если не помешает правительство. Ему принадлежит право законодательства в сербской церкви, с утверждением его законопроектов светской властью. Ему именно обязаны своим происхождением уставы, на основании которых производится теперь управление сербской церковью, из числа которых следует упомянуть, особенно так называемый императорский рескрипт 1868 года и статута конгресса 1875 г. В первом содержится положение об организации сербского церковного конгресса, о приходах, о содержании духовенства, о школах, о церковных имуществах, а во втором определяется пространство церковно-правительственных полномочий митрополита сербского, епископов и Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

К счастью для страны, главным образом благодаря личному влиянию королевы, суровые законы применялись на практике лишь в очень слабой степени. Католические епископы отказались признать церковное главенство королевы, отречься от папы и принести супрематическую присягу. По смыслу закона, кроме низложения, им грозила конфискация всего имущества, тюремное заключение и даже, в случае упорства, смертная казнь, но в действительности их судьба оказалась далеко не настолько тяжёлой. Побывав в тюрьме лишь на короткое время, почти все они вскоре поставлены были в такие условия жизни, на которые мало имели причин жаловаться, особенно если припомнить недавние дни королевы Марии и гибель на костре протестантских епископов Крамэра, Ридли и Латимэра. Одни из них, как Тёнсталль, Тёрльби, Борн, Уотсон, отданы были под надзор архиепископа Кентерберийского и некоторых других епископов, причём жили в их епископских дворцах, сидели с ними за одним столом, пользовались всеми удобствами, испытывая лишь самые слабые ограничения своей свободы. Некоторые, как Гольдуэлль и Пэйт, воспользовались случаем, чтобы выехать из Англии и доживали свой век на континенте. Многие с течением времени получили полную свободу, как например: Уайт, Тёрберуилль, Пуль и Гит, спокойно проводя последние дни жизни своей в качестве частных людей. Пуль и Гит жили даже в полном довольстве, владея своими имениями, а последний, бывший при Марии канцлером и архиепископом Йоркским, пользовался таким вниманием Елизаветы, что и во время его опального уединения она удостаивала его своим посещением 147 . Такое отношение к низложенным епископам ясно свидетельствовало, что королева совсем не была ревностной сторонницей строгого применения суровых мер. Гуманность Елизаветы в этом случае выразилась не в одних лишь отношениях к низложенным епископам, но и вообще во всём порядке применения сурового парламентского статута. Супрематическая присяга, по смыслу закона 148 , требовалась не от епископов только, а от множества разного рода людей, занимавших официальные должности в клире, в университетах, в школе, в суде, в казначействе, в палате общин и т.д., причём, через три месяца после первого отказа принести такую присягу и после понесённых за то наказаний, лицам, остававшимися упорными в неповиновении требованиям установленной церкви, можно было предложить присягу во второй раз, а за вторичный отказ полагалась уже смертная казнь, как за государственную измену.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Декабря 4.). 37 . По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод, по бывшем рассуждении о том, что некоторыми из Епархиальных начальств как 1) при представлении к ордену Св. Анны по статуту, так 2) и при представлении, на основании Высочайше утвержденного 31 июля 1859 года положения, к наградам за неслужебный по духовному ведомству отличия, допускаются разного рода упущения и отступления от предписанных в том и другом случае правил, и таким образом по делам того и другого рода возбуждается излишняя переписка, замедляющая самый ход дел, приказали: во избежание, на будущее время, напрасной переписки и проволочек по делам о наградах как за заслуги, в статуте ордена Св. Анны определенный, так и за неслужебный по духовному ведомству отличия по положению 31 июля 1859 г. о наградах, вследствие несоблюдения, при представлениях, в том и другом случае, существующих по сей части постановлении, предписать подлежащим духовным начальствам указами принять к надлежащему руководству и исполнении следующие правила: I) при представлении к ордену Св. Анны, по статуту: 1) представления об удостоена к ордену Св. Анны, за заслуги, в статуте этого ордена определенный, вносить в Святейший Синод, однажды в год, в назначенный для сего циркулярным указом Синода от 31 Мая 1866 года (см. § 35) срок, т. е. к 15 Сентября каждого года. 2) Представлять к награждению орденом Св. Анны по статуту не иначе, как по самом тщательном и основательном убеждении в том, что заслуги представляемого лица вполне соответствуют по их сущности, прямому и буквальному смыслу изложенных в свод, закон. Т. 1 учр. орд. ст. 581 п. 19–22 требований статута 19 . 3) Соответственно сему представлению о награждении орденом Св. Анны за означаемые в п. 19 ст. 581 учр. орд. заслуги делать в том единственно случать, если представляемым лицом обращено к православной церкви именно указываемое в этом пункте число неверующих, или раскольников известных сект . 4) На основами следующего 20 пункта сей статьи и благочинных представлять к ордену Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

В 1554 г.. спасаясь от преследований Марии, удалился в Германию. Вернулся в Англию в 1559 г. С 1559 г. до смерти († 1568) занимал чичестерскую кафедру. 75 О непрерывности епископского рукоположения в Английской Церкви. «Православное обозрение», 1866, февр., стр. 92–93. 78 Статут этот, упомянув, что король есть глава Английской Церкви по признанию прелатов и клира (причем об известной оговорке: «quantum per Christi legem licet», сделанной архиеп. Уортэмом в 1530 г.. не говорилось ни слова), предоставлял ему право замещения по своему усмотрению архиепископских и епископских кафедр Англии. Упомянутые в статуте наказания предназначались, главным образом, для того, чтобы сложить всякую оппозицию со стороны еще довольно сильной римско-католической партии. Однако в любую минуту этот закон мог быть обращен и против упорствующих протестантов. С точки зрения Генриха VIII и паписты и протестанты одинаково были достойны казни, если они не хотели подчиняться установленным законам: .паписты, как изменники – за отрицание королевской супрематии, протестанты, как еретики – за уклонение от удержанных в Англии догматов католицизма. 84 В это время Генрих VIII, по совету Кранмера, вел оживленную переписку с германскими протестантами, видя в них союзников в борьбе с Римом. Он приглашал даже Меланхтона приехать в Англию, обещая ему свое содействие в устройстве церковных дел. – Соколов В. Реформация в Англии, стр. 286. 90 Эти два епископа вынуждены были отказаться от своих кафедр ( Соколов В. Реформация в Англии, стр. 400). Латимэр же за порицание кровавого статута попал в тюрьму, где и находился до смерти Генриха (Потех и н А. Очерки..., стр. 15). 92 Так как Генрих VIII лично просматривал каждый пункт документа до утверждения его конвокацией; им же было составлено и предисловие к вероизложению. 100 Соколов В. Иерархия Англиканской Епископальной Церкви, стр. 104. В царствование Марии Барлоу, как видный деятель партии реформаторов, был заключен в Tower. Предвидя неминуемое низложение, а может быть и костер, он сначала добровольно отрекся от занимаемой им кафедры, а затем издал (во 2-й раз) написанную им еще в 1531 году книгу неблагоприятного для протестантов содержания: «Разговор, показывающий подлинную основу нынешних раздоров среди лютеран и их многочисленные злоупотребления».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Но как раз для того, чтобы быть увенчанием и синтезом, оно необходимо требует самостоятельного «статута» для каждой из ведущих с нему дисциплин. Если источниками догматики являются Св. Писание и Св. Предание, то ни то ни другое не могут быть сведены просто к «текстам» и «свидетельствам» — библейским, литургическим отеческим и т. д. При таком упрощенном пользовании своими источниками, догматика зачастую оставляет вне поля своего внимания очень часто существенную часть Слова Божьего и Предания и грешит односторонностью. Чтобы их использовать по настоящему, догматика должна получать свидетельство Писания и Предания не в качестве «текстов», но в полноте и связности их богословского значения. Так, между Писанием, как «текстом» и его использованием в догматике стоит богословие библейское, так, между богослужением, как фактом и его использованием в догматике стоит богословие литургическое. И для того, чтобы быть «полезным» догматике, оно должно, прежде всего, быть самостоятельным и целостным изложением литургического предания. Мы говорим — целостным, потому что при прежнем понимании литургики, ее соотношение с догматикой страдало одним первостепенным недостатком: литургика имела дело с богослужением, а догматика пользовалась одними богослужебными текстами или отдельными священнодействиями. Между тем, как уже сказано выше, богослужение как раз и не может быть уравнено ни с текстами, ни со священнодействиями. Оно есть некое целое, в котором все: молитвословия, чтения, пение, обряды, соотношение всего этого в «последовании» или «чине», . и, наконец, то, что можно определить как «литургический коэффициент» каждого из перечисленных элементов (т. е. то значение, которое он, помимо непосредственного своего содержания, получает от своего места в общей связи или «чине» богослужения), только все это вместе определяет смысл целого, и, следовательно, подлежит изучению и богословской оценке. Поскольку же изучение это требует собственного метода, во многом отличного от метода других богословских дисциплин, литургическому богословию уместно занимать и особое, самостоятельное место в их общей системе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Потом следует статья о записывании вена, сходная с той же статьею старого статута. Если бы кто-нибудь постоянный или временный обыватель Великого княжества женился в Литве и взял за женою недвижимое имущество, то во время войны обязан нести военную службу с имения жены своей и с других, если их приобретет, не отговариваясь тем, что жена ему ничего не записала: в противном случае он и жена его теряют имение в пользу государства. Если бы шляхтянка, девица или вдова, вышла замуж не за шляхтича, то лишается имения своего, как отцовского, так и материнского, которое переходит к другим наследникам, но последние обязаны выдать ей сумму денег, определенную статутом, за каждую службу людей пять коп грошей и т. д.; вдовы шляхтянки, вышедшие замуж за простых людей, теряют записанное им вено. Вдова шляхтянка не может выйти вторично замуж ранее шести месяцев по смерти первого мужа: в противном случае теряет записанное ей вено, если же вена не имеет, то платит в казну 12 рублей грошей. При разводе если духовный суд признает мужа виновным, то жена удерживает вено; если же виновата жена, то теряет и вено и приданое; если же будут разводиться по родству или по другим причинам, где ни муж, ни жена не виноваты, тогда вено остается при муже, а приданое-при жене. В шестом отделе заключается постановление об опеке: совершеннолетие назначается-мужчине 18, девице 15 лет. Отец может быть опекуном малолетних сыновей, которым досталось материнское имение; если во время опеки отец отчудит это имение вечно или временно, то сыновья, достигнув совершеннолетия, имеют право искать имение на том, кто его приобрел, лишь бы только не пропустили давности. Если отец истратит на себя имущество сына и потом умрет, оставя несколько других сыновей, то прежде ровного раздела они должны все поделить между собою отцовский долг, не исключая и того брата, кому отец остался должен, и, когда каждый свою долю долга заплатит последнему, тогда и приступают к ровному разделу наследства. Опекунами бывают: во-первых, тот, кого отец назначит в завещании; если не будет назначен опекун в завещании, то старший брат, совершеннолетний, опекает младших братьев и сестер; если нет брата совершеннолетнего, то дядья по мужскому колену (по мечу); если нет родных дядей, то ближайшие родственники по мечу; если и таких нет, то родственники с материнской стороны (по кудели); если же нет и таких, то назначается опекун от государя или от воевод, или от суда земского, не чужеземец и которого имение равнялось бы тому имению, которое будет иметь в опеке; также и опекун из родственников должен иметь хорошее состояние, кроме тех опекунов, которые назначены отцом в завещании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010