Очень приятно, что подтвердилась догадка о том, что в недрах УПЦ готовится особое определение относительно церковного суда и несогласованности Статута по данному вопросу обусловлены именно этой работой. Но все равно не очень корректно выглядит публикация такой " купированной " версии. К сожалению, большинство современных документов РПЦ по вопросам церковного суда страдают подобной проблемой. Поэтому, как было сказано в выводах, я не теряю надежду что украинские реформы церковно-судебной системы станут стимулом для дальнейшего развития этой системы в масштабах всей РПЦ. Действительно многие положения Статута обусловлены нюансами действующего светского украинского законодательства, а перипетии принятия новых редакций закона " О свободе совести и религиозных организациях " хорошо известны. Будем надеяться что законодательная власть решит данную проблему. Несомненно появление новой редакции Статута вселяет большие надежды на скорейшее преодоление раскола на Украине. Поэтому предложенный анализ преследует всего одну цель, поднять вопрос о дальнейшем совершенствовании данного документа, так необходимого для существования Украинской Православной Церкви. иеромонах Савва (Тутунов), Сергиев Посад 20 января 2008г. 17:54 Прежде всего, в качестве редактора сайта и, в частности, – обсуждаемого материала, хочу заметить, что нельзя говорить об его авторах в множественном числе. Материал развился из постов И.В. Гаслова в упомянутом LJ-cooбщecmbe, то есть речь идет не о «продукте коллективного обсуждения вопроса об Уставе УПЦ в блогосфере», а об авторском синтезе и доведении до ума предварительных размышлений, размещенных им в сообществе «Устав» (что не исключает, конечно, того, что в иных блогах этот вопрос также обсуждался). Таким образом, воздадим должное трудам И.В. Гаслова. Теперь выскажусь как участник обсуждения. Хотел бы всецело поддержать о. Кирилла в его замечании относительно пожизненности епископского служения. Это, действительно, очень важный пункт, основывающийся на принципе «Епископ и Епархия - жених и невеста», из которого следовало бы сделать ещё и вывод о запрете на " перемещение " епископов, от каковой практики сильно страдает наша Церковь где-то с середины XIX века (но более всего, конечно, со времени К.П. Победоносцева). Возвращаясь к пожизненности служения Предстоятеля, поскольку рабочая группа исходила именно из богословского обоснования этого положения, остается лишь пожелать, чтобы в чаемом окончательном варианте Устава, эта норма была прописана для всех епископов (что, кстати, лишит аргумента и политических оппонентов данного предложения). Пока что не видно последовательности в проведении этого принципа.

http://bogoslov.ru/article/269165

Комментарии ( 26): Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 24 июня 2008г. 19:09 " Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины. Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии архиереев Украины, новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем " - из Доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе 2008 г. Александр, Тула 25 июня 2008г. 01:32 Игорю Гаслову Давайте разберемся. Вы сами приводите текст из 8-й главы Устава РПЦ, где сказано, что Устав УПЦ «утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Ни о каком одобрении Священным Синодом РПЦ здесь упоминаний нет. Вполне очевидно, что приведенное место из доклада Святейшего Патриарха Алексия не соответствует Уставу РПЦ. Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 25 июня 2008г. 05:54 В докладе Святейшего процитирована статья 13 8-й главы Устава: " Собор Самоуправляемой Церкви принимает Устав, регламентирующий управление этой Церковью на основе и в пределах предоставляемых Патриаршим Томосом. Устав подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси " . 17-й статьей она лишь корректируется в части утверждающей подписи. Но ни чуть не отменяется в части необходимости одобрения Статута Святейшим Патриархом и возглавляемым им Священным Синодом. Очень жаль, что обвиняя Доклад Святейшего в несоответствии Уставу РПЦ вы не удосужились ознакомиться с самим текстом того самого Устава. Осторожнее надо быть. комментатор, Киев 25 июня 2008г. 14:35 Игорю Гаслову: " 17-й статьей она лишь корректируется в части утверждающей подписи. Но ни чуть не отменяется в части необходимости одобрения Статута Святейшим Патриархом и возглавляемым им Священным Синодом. "

http://bogoslov.ru/article/304770

Сам Филарет так описал свое видение процесса в интервью «Украинскому радио»: «чтобы получить Томос, нам надо провести архиерейский Собор из тех архиереев, которые обратились к вселенскому патриарху по автокефалию. На этом Соборе нужно избрать предстоятеля этой уже объединенной Украинской православной церкви». Комментируя слова митрополита Украинской автокефальной православной церкви Макария о разногласиях между церквям относительно устава и названия единой поместной церкви, он ответил: «Все эти вопросы, которые поднимает митрополит Макарий, — все они будут решены на архиерейском Соборе. Не к Собору, а на Соборе». «Там будет и объединение, там будет и избран предстоятель, там будет и принят Устав. И все это будет проходить открыто, с участием всех архиереев — как Киевского патриархата, так и Московского патриархата и Автокефальной церкви», — заявил Филарет. Он не считает, что Собор затягивается, но дату его не смог назвать: «Я думаю, что Собор готовится, ибо на Соборе представитель вселенского патриарха. Если бы это зависело только от нас, от украинской стороны, мы могли бы сказать, когда это будет. А поскольку это зависит от вселенского патриарха, то мы не можем конкретно сказать». «Слышим, что в ноябре будет. Конкретной даты пока нет», — сообщил глава УПЦ КП. Кто возглавит ЕПЦ? Если вопросы статута и названия единой церкви остаются неопределенными, то с кандидатом на пост главы от УПЦ КП все уже «давно решено». Единым претендентом киевский патриарх выдвигает себя, и альтернативы, по его словам, не будет. Впрочем, новизны в этом заявлении нет — об амбициях Филарета известно давно, и в последнее время он открыто говорит, что станет патриархом по итогам собора. Что интересно, эти заявления предстоятель делает уже чуть ли не от лица новой поместной церкви, рисуя перспективы украинского православного будущего. Так, по словам Филарета, богослужения во всех храмах поместной церкви будут исключительно на украинском языке. УПЦ МП будет носить название «Русской православной церкви в Украине». А такие святыни, как Киево-Печерская и Почаевская лавры, которыми управляет УПЦ МП, сразу после получения Томоса должны перейти под руководство поместного патриарха.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как отмечается в документе, этот процесс начался в декабре 2022 года, когда Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект «о невозможности деятельности на Украине аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации религиозных организаций». Кроме того, Госслужбе по этнополитике и свободе совести было поручено обеспечить проведение «религиоведческой экспертизы Статута об управлении Украинской Православной Церкви (УПЦ) на наличие церковно-канонической связи с Московским Патриархатом» и при необходимости «применить предусмотренные законом меры». Авторы обращения указывают на то, что власти Украины «давно с циничным безразличием наблюдают за тем, как местные начальники в различных регионах страны потворствуют захвату храмов» Украинской Православной Церкви экстремистскими и национально-радикальными активистами, вводят на местном уровне запрет на деятельность ее приходов. «И вот теперь дело дошло до изгнания служителей и монахов УПЦ из их главной святыни — монастыря с почти тысячелетней историей, Киево-Печерской лавры», — подчеркивают члены Постоянной комиссии СПЧ по международному сотрудничеству в области прав человека. Они также напомнили, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к генеральным секретарям ООН и ОБСЕ Антониу Гутерришу и Хельге Марии Шмид, Папе Римскому Франциску, другим международным организациям и религиозным лидерам с призывом «приложить все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать принудительному закрытию монастыря, каковое приведет к нарушению прав миллионов украинских верующих на свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Украины, а также такими документами как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и многими другими актами международного значения». «Призываем все международные правозащитные организации выступить в защиту прав верующих Украинской Православной Церкви и не допустить изгнания священников УПЦ из Киево-Печерской лавры, — подчеркнули со своей стороны правозащитники. — Надеемся, что духовные лидеры различных религиозных конфессий не оставят своим вниманием подобную угрозу на Украине и сделают все возможное, чтобы право прихожан УПЦ на свободное вероисповедание в своей обители оставалось неприкосновенным».

http://radonezh.ru/2023/03/15/v-rossiysk...

Все эти противоречия с новой силой обострились в октябре, когда зашел разговор насчет объединительного собора. Только теперь к ним добавились еще и новые вопросы — выборы главы новой церкви и создание ее устава. «На Покрову я был свидетелем разговора Филарета и Макария. Митрополит Макарий сказал, что нам необходимо разрабатывать проект статута объединенной церкви. Но Филарет ответил, что у него есть свой статут и другого быть не может. Но ведь нужно из трёх статутов сделать один новый. Почему должен быть исключительно статут Киевского патриархата? Если на этом этапе мы не сделаем правильный статут, не сможем упорядочить церковную жизнь, то это может дать непредвиденные последствия. Нам нельзя, чтоб Москва с нас смеялась, у нас сейчас исторический шанс», — сообщил отец Виталий. Что сказано в уставе Филарета, в УАПЦ не знают — им его не показали. Но без этого документа, согласованного «на берегу», открытие собора может сильно затянуться. Дело в том, что автокефальная церковь теперь имеет «золотую акцию» при объединении. Если раньше автокефалы в силу малочисленности не делали большой погоды, то теперь без их согласия процесс по Томосу может забуксовать. В УАПЦ здесь заходят довольно далеко, намекая, что Филарет, который уже примеряет ризы патриарха, может и не возглавить объединенную структуру. При этом сами автокефалы не претендуют на пост главы объединенной церкви, а лучшим кандидатом на эту должность видят «незаангажированную личность». «Вселенский патриарх должен назначить для Украины главу — нейтральную личность. Именно такая модель может объединить верующих УПЦ КП, УАПЦ и самое главное мы должны подумать о том, как подтянуть духовенство УПЦ МП. Нейтральная личность сможет объединить всех. Мне кажется, что в скором времени мы будем знать, какая модель и какая дорожная карта видится Синодом Вселенской патриархии для Украины. Сейчас же нам неизвестно, будет митрополия в Украине или это будет статус патриархии. Но мы находимся в подчинении Вселенской патриархии, так как мы церковь дочка, то мы слушаем церковь-мать — Константинополь» — резюмирует отец Виталий.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ответ Виктору: Уважаемый Виктор, вы попадаете в ту же самую ситуацию, в которой оказался Комитет по делам религий Украины - беретесь судить о " противоречиях Устава РПЦ " не разобравшись в самом Уставе :( Никакой " коллизии " норм 13-й и 17-й статей 8-й главы Устава не существует. Функция одобрения статута Самоуправляемой Церкви относится к вопросам управления Церковью вообще. 4-я статья 4-й главы Устава РПЦ звучит: " Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем " . Далее в пункте " е " 7-й статьи 4-й главы Устава читаем: " Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси: подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом " . Власть в Церкви всегда осуществляется соборними органами! На то наша Церковь и соборная. Читаем далее. 1-я статья 5-й главы Устава РПЦ: " Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами " . И наконец, согласно 25-й статье 5-й главы Устава РПЦ, только в обязанности Священного Синода входит: " г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; о) одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей и Экзархатов " . Кроме того, именно Священный Синод, согласно 32-й статье 5-й главы Устава: " выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава " . Никаких прав, совершать такие действия без участия Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси не имеет. Именно поэтому 15-я статья 8-й главы Устава РПЦ ничуть не отменяется 17-й статьей 8-й главы в отношении УПЦ, а лишь корректируется. И именно поэтому она не отменена и в Определении Архиерейского Собора РПЦ 2000 г.

http://bogoslov.ru/article/304770

Президент Путин наградил орденом Почета Предстоятеля Украинской Православной Церкви Москва, 1 июля 2005 г . Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом Почета Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), сообщает Патриархия.ru. В соответствии с указом президента Митрополит Владимир удостоен этой награды " За заслуги в развитии духовных и культурных традиций и укреплении российско-украинских отношений " . Текст указа размещен в пятницу на официальном сайте президента РФ. 9 июля 69-летний Предстоятель Украинской Православной Церкви отметит 39-ю годовщину архипастырского служения. 27 мая 1992 года в Харькове Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви избрал Митрополита Владимира Предстоятелем УПЦ. Из статута ордена: «Орден Почета учрежден указом Президента РФ от 2 марта 1994 г . Орденом награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социально-культурной, общественной и благотворительной деятельности, позволившей существенным образом улучшить условия жизни людей, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, воспитании подрастающего поколения, поддержания законности и правопорядка». 1 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13961.html

Распоряжением Блаженнейшего митрополита Владимира учреждена должность благочинного Киевской епархии по делам монастырей 2 июня 2010 г. 14:25 Распоряжением Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира вводится должность благочинного Киевской епархии по делам монастырей. В документе от 25 мая 2010 года указывается, что новая должность учреждается на основании статьи VII. Г Статута об управлении Украинской Православной Церковью «в связи с увеличением количества мужских и женских монастырей в Киевской епархии с целью усовершенствования механизма епархиального управления монастырями города Киева и Киевской области». В обязанности благочинного входит: По благословению епархиального архиерея благочинный может созывать наместников и настоятельниц монастырей на братские совещания с целью рассмотрения общих проблем монастырей епархии. Согласно распоряжению Предстоятеля Украинской Православной Церкви благочинному вменяется в обязанность также предоставление епархиальному архиерею ежегодных отчетов о состоянии монастырей по установленной форме. В документе отмечается, что при благочинном Киевской епархии по делам монастырей может быть создана канцелярия и архив, сотрудники которых назначаются благочинным. Указом Блаженнейшего митрополита Владимира благочинным Киевской епархии по делам монастырей назначен архимандрит Феодосий (Снигирев). По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1172606.ht...

Через два с половиной года после разрушения союзного государства Сербии и Черногории и спустя всего 8 месяцев после провозглашения независимости квазигосударства Косово на территории Сербии 15 октября 2008 г. скупщина северного сербского края Воеводины приняла Статут Воеводины (далее – Статут). После принятия Статута председатель Исполнительного веча Воеводины и руководитель тадичевой Демократической партии Боян Пайтич (основная цель жизни которого - в один прекрасный день стать „еврокомиссаром“ 1 ) в эйфории воскликнул: „Доброе утро, Воеводина!“ Однако его эйфория быстро сошла на нет. Общественность Сербии подвергла Статут резкому осуждению. Знаменитый сербский академик Коста Чавошки по этому поводу указывал: „Сам по себе данный проект статута Автономного края Воеводины открывает две пагубные перспективы: создание государства Воеводина в государстве Сербия и сецессию округа Суботица, может, и целой Воеводины“ 2 . Ведущий сербский аналитик проф. Джордже Вукадинович предупреждал, что „вирус“ сепаратизма будет распространяться все дольше и дальше: " " С этим статутом упомянутый вирус получил бы и свое институциональное обоснование, что, тем более при наличии известных внешних импульсов, сделало бы возможным его неконтролируемое распространение в очевидно слабом и изнуренном национальном и государственном организме“ 3 . Один из авторов сербской конституции 1990 г., Ратко Маркович, также обратил внимание на то, что, „вопреки конституционному статусу края Воеводины, проект статута Воеводины является актом, по которому данная территория приобретат самостоятельность от Сербии в положениях о территории, официальном языке и письменности, главном городе и международном субъективитете Воеводины. Статут не ограничивается тем, что он является лишь подзаконным общим актом, который должен быть в соответствии с конституцией и законами Сербии, но в большинстве случаев выходит за пределы и конституции, и законов. Речь идет о правовой узурпации полномочий и вторжении в конституционную и законодательную систему Республики Сербии " " 4 . Принятие Статута в скупщине Воеводины осудили и оппозиционные партии – Сербская радикальная партия и Демократическая партия Сербии. Также большинство граждан Сербии было против Статута. Согласно исследованиям, проведенным агенством „Политикум“ в октябре 2008 г., 45% опрошенных высказалось против принятия Статута, а 33% его поддержало. Тем не менее докладчик Европейского парламента Елко Кацин заявил: " " Голосование о Статуте Воеводины будет истинным тестом для демократии и европейского характера Сербии“ 5 .

http://pravoslavie.ru/38023.html

Они переходят из одной епархии в другую, избегая суда, не являются по призывам епископов и относятся к церковной власти с полным пренебрежением. Вследствие всего этого, парламент теперь определяет, чтобы впредь никто не смел проповедовать где бы то на было без разрешения на то от церковной власти, исключая приходских священников и других привилегированных лиц. Чтобы никто не смел проповедовать, или учить чему либо, противному католической вере и определениям церкви, распространять подобные учения в книгах, собирать собрания, учить в школах. Чтобы никто не смел оказывать какое–либо покровительство и содействие таким еретическим проповедникам, собирателям собраний, писателям книг и т. д. Чтобы всякий, владеющий книгами еретического содержания, выдал их местному епископу в сорокадневный срок со времени обнародования этого статута. Все, виновные в нарушении этих определений, будут ли они явно уличены или только подозреваемы, должны, в силу этого статута, подвергаться аресту и содержаться в тюремном заключении до тех пор, пока они не оправдаются согласно церковным законам или не отрекутся от своих еретических учений. Упорные в своей ереси, а также открывшиеся, но потом снова отпадшие, должны быть выдаваемы светской власти. В этом случае церковная власть должна произнести свой приговор в присутствии местного мэра, шерифов или других чиновников и потом передать обвинённого в их руки. После объявления приговора, светская власть должна вывести обвинённого на возвышенное место и там предать его сожжению на виду всего народа, чтобы тем вселить страх в сердцах других 190 . Следующие царствование Генриха V началось точно также, как и царствование его предшественника. По ходатайству духовенства и Оксфордского университета, парламент 1414 года обсуждает и утверждает новый закон против ереси, известный под именем статута «ex officio». По определению этого нового статута, имения всех лиц, обвинённых в ереси, должны подлежать конфискации; а так как, по мысли статута, в ереси заключается корень всякого рода беспорядков и возмущений, то для лучшего обеспечения интересов государственных теперь постановляется, чтобы лорд–канцлер, казначей, судьи, шерифы, мэры балльи и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010