Достопочтеннейшая о Господе Е. В-на! Похвально ваше намерение в желании спасения и искании к сему путеводства, чему научают нас святые отцы наши, искусившие на деле жизнь духовную. Вы возлагаете сию обязанность на меня. Но сколь похвально ваше желание, столь трудно с моей стороны оного исполнение. Не имея свойств на таковое дело и не видя в себе плодов духовных, чему могу других научить? Это очень нередко меня обличает, и, заключаясь в границах моего неразумия, дает видеть мое ничтожество. Слова Спасителя нашего: врачу, исцелися сам (Лк.4:23) и слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф.15:14) не мало меня устрашают. Привычка моя входить в излишние разговоры и суждения, может быть, нередко и неправильные, но многими непонимаемые, подают повод думать о мне то, чего не имею - и искать через меня душевной пользы. Хотя бы я и должен сего отрицаться, но, будучи столь слаб в моем характере, не могу отказывать и при чувстве моего неразумия, вхожу в их положение, предлагаю от слова Божия и от учения святых отцов; и когда кто получает душевную пользу, то сие происходит действием благодати Божией, не по моему достоинству, но по вере их, им даруемую. Сие написал вам, хотя показать мое ничтожество, впрочем совершенно в малом виде, - и причину, по коей думают некоторые о мне нечто, и дабы вы знали, что я ничего не могу сам собою сделать. Просьба ваша словесная и письменная убеждает меня искать не своих си, а яже ближнего; и, забывая свою худость, по слабости моего характера, не смею вам отказать в вашем прошении; не полагаюсь на свой разум, но на Бога, вразумляющего и бессловесных, к пользе разумного своего создания, и искупленного кровью Сына Его Господа нашего Иисуса Христа, Который, по вере вашей, за молитвами духовного моего отца, силен просветить слепого, показать стезю или предостеречь от стремнин, на пути сем обретающихся; только прошу вас, и ваши молитвы присовокупите к вспомоществованию в сем высоком и важном предприятии. По скудости моего разума не взыскивайте красноречия; и ежели буду что писать, или говорить, не от дел моих и не от разума, но от Писания и святых отцов учения, что Господь подаст помраченному моему уму для пользы вашей, предлагая, по слову святого Иоанна Лествичника, " что некоторые, шедши путем и попавши сами в тину, других предостерегают, дабы опасались и не замарались тою же тиною и грязью; да через сие избавление их и они получат прощение грехов своих " (ст.26, гл.14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1379...

Если будем внимательно рассматривать Священную Библию , то увидим, что первый пост заповедан был ещё первым людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» ( Быт.2:16–17 ). Перед получением скрижалей закона Моисей постился 40 дней, «хлеба не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ). Пост установлен особым законом при Моисее для всех ( Лев.16:29 ). Постом и молитвой Анна испросила себе сына Самуила ( 1Цар.1:7 ). Сорок дней постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился даже нечестивый царь Ахав ( 3Цар.24:27 ). Давид «изнурял себя постом» ( Пс.34:13 ). Евреи долго постились в пустыне, употребляя только манну да воду, и, однако же, «не было в коленах их болящего» ( Пс.104:37 ). Чрез пророка Иоиля Господь прямо требовал назначения поста: «назначьте пост» ( Иоил.1:14 ), «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). Ниневитяне «объявили пост» ( Ион.3:5 ), когда Иона проповедал им, что «Ниневия будет разрушена» ( Ион.3:4 ). Соответственно 4-м нашим постам, у евреев также было установлено 4 поста «в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й месяцы» ( Зах.8:19 ). Постился в пустыне Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ): «сорок дней и сорок ночей постился Сам Господь Иисус Христос» ( Мф.4:2 ). Он не только не отрицал значения постов, а, напротив, указывал, как надо поститься ( Мф.6:16 ), и точно указал время, с которого должны были начаться новозаветные христианские посты ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ). Пост представляется хорошим, а вместе с молитвой единственным орудием для изгнания бесов ( Мк.9:29 ). Савл постился три дня ( Деян.9:9 ). Корнилий перед крещением постился около 4-х дней ( Деян.10:30 ). Рукоположение пресвитеров апостолы сопровождали постом ( Деян.14:23 ). В Деяниях говорится, что «прошло довольно времени и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл» ( Деян.27:9 ); из этих слов ясно видно, что в апостольское время были уже определённые посты, и притом разные: в 13 гл. Деян., стихе 2-м, сказано об одном посте, а здесь о другом, бывшем в то время, когда пристань не способна была к перезимованию» ( Деян.27:12 ), т.е., очевидно, речь идёт о Рождественском или Филипповом посте, существующем в православной церкви до настоящего времени. Апостол Павел говорит, что «подвижники воздерживаются от всего (т.е. проводят строгий пост), для получения венца нетленного» ( 1Кор.10:25 ; 2Кор.6:5 ; 2Кор.11:27 ). И много ещё других свидетельств имеется в ветхом и новом заветах, доказывающих необходимость и пользу постов, а равно и установление их как в ветхозаветной Церкви, так и в новозаветной ещё со времён апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архимандрит Силуан: " Я не предам своей веры " Слово наместника Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря 03.09.2007 2778 Время на чтение 14 минут Теплым и солнечным зимним днем 23 января в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем горадминистрации Ильми Умеровым и председателем районного Совета Александром Таряником, на которое были приглашены представители всех районных и городских структур: архитектуры, земельной, милиции, СБУ, дирекция заповедника, а также настоятель Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря архимандрит Силуан. Речи председателя И. Умерова и всех выступающих сводились к одному - требованию отдать городским властям нижнюю площадку монастыря. Председатель районного Совета А. Таряник официальными фразами выдвинул ультиматум: либо настоятель отдаст 1.3 25 кв. м городскому Совету, либо через суд будет решаться вопрос о легитимности госакта. Архимандрит Силуан, настоятель Свято-Успенского монастыря, г. Бахчисарай: - Уважаемые присутствующие! В Православии существует такая традиция: в последнее воскресенье перед Великим постом (оно называется Прощеным воскресеньем) все христиане приходят в церковь попросить друг у друга прощение. То есть на протяжении всего года до Великого поста, от поста до поста, каждый человек в чем-то согрешает - словом, делом, взглядом, обидами на другого. И в данной ситуации, чтобы разрубить греховный круг, мне хочется именно у Ильми Рустемовича попросить прощения за те хлопоты и беспокойства, которые я вольно или невольно причинил. Потому что Господь наш Иисус Христос сказал нам такие прекрасные слова: " А я говорю вам любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Мф. Гл.5, п.44). В связи с этим я прошу прощения. На меня постоянно пишут всякие клеветнические статьи, обзывают в этих статьях, всячески угрожают. И в данный момент звучит такое отвратительное слово - " конфликт " . Но есть противоположное ему слово " экстремизм " . Я думаю, что эти слова не надо употреблять. Пусть они лучше будут где-то далеко.

http://ruskline.ru/analitika/2007/09/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Важные решения Священного Синода Митрополит Дионисий (Порубай) назначен главой Омской митрополии, митрополит Григорий (Петров) назначен управляющим делами Московской Патриархии, митрополит Тихон (Шевкунов) назначен главой Крымской митрополии 11.10.2023 1716 Время на чтение 12 минут Фото: patriarchia.ru Сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшихся Первосвятительских визитах в епархии Русской Православной Церкви (журнал 88). Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил следующие епархии Русской Православной Церкви: с 23 по 24 августа и с 10 по 12 сентября — Санкт-Петербургскую; с 15 по 17 сентября — Петропавловскую; 24 сентября — Костромскую; 1 октября — Новороссийскую. Члены Синода поблагодарили Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской, Петропавловской и Костромской епархий, выразили митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту, архиепископу Петропавловскому и Камчатскому Феодору, епископу Новороссийскому и Геленджикскому Феогносту, а также губернатору города Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, губернатору Краснодарского края В.И. Кондратьеву, губернатору Костромской области С.К. Ситникову, губернатору Камчатского края В.В. Солодову — признательность за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам. Также члены Синода слушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся избрании Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви (журнал 89). 10 августа 2023 года отошел ко Господу митрополит Токийский и всей Японии Даниил. 28 сентября 2023 года в Токио состоялся Собор Японской Автономной Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран архиепископ Сендайский Серафим. В тот же день, в соответствии с Томосом об Автономии Японской Православной Церкви (п. 1) и Уставом Русской Православной Церкви (гл. XI, п. 5), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, получив рапорт архиепископа Серафима о принятом на Соборе решении, своим Указом утвердил состоявшееся избрание.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/11/va...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли она - угроза «царебожничества»? Статья священника Александра Шумского с послесловием Анатолия Степанова 23.07.2018 3478 Время на чтение 12 минут От редакции : Наш постоянный автор священник Александр Шумский опубликовал на своем личном сайте статью с критикой некоторых идей известного православного ученого и писателя Олега Платонова, предложив редакции опубликовать статью и на РНЛ. Поскольку автор поднимает в статье некоторые принципиальные для православно-патриотического движения вопросы, в том числе касающиеся идеологии, гл. редактор РНЛ и председатель «Русского Собрания», московское отделение которой возглавляет отец Александр, Анатолий Степанов посчитал целесообразным сопроводить публикацию послесловием, в котором полемизирует с некоторыми тезисами статьи нашего известного автора. НЕДОПУСТИМО ПЕРЕРОЖДЕНИЕ МОНАРХИЗМА В «ЦАРЕБОЖИЕ» Прочитал на РНЛ статью известного экономиста, демографа, писателя, директора Института Русской Цивилизации, главного редактора газеты «Русский вестник» Олега Анатольевича Платонова под названием «Самое тягчайшее преступление всемирной истории» . И, признаться, был сильно удивлён. Я, как и все православные, всегда полагал, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории было убийство Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Но из статьи Олега Анатольевича следует, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории является убийство царя Николая II-ro и его семьи. Статья начинается со слов: «Убийство Царя Николая II и его семьи - самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории». Конечно, Олег Анатольевич может мне возразить, сказав примерно следующее: «Но я же уточнил, что речь идёт о всемирной христианской истории!» Но тогда почему нет этого уточнения «христианской» в названии статьи? Ведь название - это самая суть любого печатного материала. Получается некая двусмысленность, сбивающая с мысли и путающая читателя. И попутно возникает вопрос: а когда именно начинается христианская история? По моему мнению, зримая для всего мира христианская история начинается с Распятия Иисуса Христа и Его Воскресения. А сокровенная от большинства Его современников христианская история начинается от Рождества Христова. Не так ли, уважаемый Олег Анатольевич?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Колочский монастырь в рукописи середины XIX века 22.07.2013 715 Время на чтение 17 минут В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы: Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, - населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII . Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. c вященником Иаковом Андреевым.) И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска. Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, - 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 927 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иерусалим Иерусалим – сердце Палестины, центр политической и религиозной жизни иудейского народа. Вся «страна Израиля» была святою, ибо она только одна могла приносить Богу первые плоды, или же первородных, или «постоянные» хлебы предложения. Но окруженные стенами города этой земли были еще священнее, чем она сама. Ни один прокаженный не пропускался в них, а тело, вынесенное для погребения из города, не могло уже быть принесено обратно. Иерусалим же – «святой град» по преимуществу, ибо в нем находились великие святыни: гора со всеми священными зданиями, и храм – в священнейшем месте ее. А в этом священном месте было еще более страшное по своей святости место – именно Святое Святых, где некогда был Ковчег Завета со скрижалями заповедей Божиих и другими священными предметами, где пребывала Шехина видимо. Храм был венцом религиозной системы, славою и утешением Израиля: как растения к солнцу, так и сердца евреев влеклись к храму; в своих синагогах и молитвенных домах, рассеянных по всей земле, они во время каждой службы обращали свои взоры ко храму. Иерусалим и храм были предметом постоянной и пламенной любви евреев. На реках вавилонских, повесив на прибрежных вербах свои органы, евреи плакали, вспоминая о Сионе, и в слезах восклицали: «Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя» ( Пс. 136, 5 ). Со всех концов вселенной, где бы ни жили иудеи, всегда раздавался тот же вопль, который вырвался из груди изгнанников при источниках Иордана. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ( Пс. 41, 1–4 ). Та же самая горячая любовь к Иерусалиму выражается и теперь в безумной надежде, высказываемой в Таргуме (на Песн. песн. VIII, 1), на то, что тела праведных иудеев, умерших на чужой стороне, проложат себе путь под землею к Масличной горе, и воскреснут из мертвых именно там. Иерусалим – град Божий, град Царя Великого, когда прешла сень законная, сделался «Материю Церквей» (воскр. стих. 8 гл.), прообразом Иерусалима небесного, «Церкви первородных, на небесех написанных» ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь совершилась великая искупительная жертва за род человеческий: смерть, воскресение, вознесение на небеса Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Св. Духа на Апостолов, которые, облеченные силою свыше, «изшедше проповедаша всюду, даже до последних земли» благовествование спасения нашего ( Мрк. 16, 20 . Деян. 1. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Избранные толкования из творений свв. отцов на 11-ю главу Евангелия от Матфея Толкование св. Исидора Пелусиота Мф.11:3 . «Ты ли еси грядый, или иного чаем?» Вопрос этот предложил Иоанн Господу, приготовляясь быть усеченным за истину и ко Господу стараясь привести учеников своих, которые после его свидетельства, по причине строгого жития Иоаннова, сомневались еще, точно ли Господь больше Иоанна. И Господь доказал сие тем, что совершил вскоре за сим, многими чудотворениями подтвердив истину Иоаннова свидетельства и неверовавших слышанному после виденного ими отпустив от Себя уверовавшими. Мф.11:8 . Об облекающихся «в мягки ризы». Что носить мягкие, тонкие и доброцветные одежды не значит сохранять правило подвижничества по Богу, спроси об этом Иоанна Богослова, описывающего хитон Господень; и он скажет тебе: «бе же хитон Его не швен, свыше исткан весь» ( Ин.19:23 ). Но кому неизвестна малоценность той одежды, какую употребляли бедные галилеяне, которым особенно нравилось таковое одеяние, сотканное с некоторым искусством? Попроси сведений у святого Матфея, извещающего об Иоанне Крестителе, и даст тебе такой ответ: «сам же Иоанн имяше ризу свою от влас верблужд» ( Мф.3:4 ). Смотри также, как велемудрый и Богоносный Лука изображает кичливость Иродову и порицает одежду, в какую был он облечен ( Деян.12:21 ). «В мягки ризы одеянные, говорит он, живут в домах царских» ( Лк.7:25 ), но не отличаются одеждами, достойными духовного брачного чертога. Посему, если вожделеваешь оного, малоценностью одежды подражай Богу нашему Иисусу; потому что роскошь в одеждах – знак здешней изнеженности, а не горней светоносности. Мф.11:9, 11 . Почему «не воста в рожденных женами болий Иоанна» и что в Иоанне «лишше пророка»? Иоанн «болий в рожденных женами», потому что пророчествовал в самой матерней утробе, и сам, сокрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А «лишше пророка» в нем то, что о Ком пророчествовал и Кого все патриархи и пророки представляли себе только в снах и видениях, узреть же собственными очами не сподобились, Того увидел пришедшим во плоти. Прп. Макария Египетского изъяснение 11 ст. 11 гл. Евангелия от Матфея

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010