23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

XLI. О праздниках Православной Церкви Самим Господом ещё в Ветхом Завете чрез Моисея точно заповедано отличать дни праздничные от непраздничных: Исх.13:3:8–10 ; Лев.23:2:5–6:24–28 . Как в Церкви ветхозаветной в память проявления особых благодеяний Божиих установлены были праздники: Пятидесятницы, в память Синайского законодательства (Исх. гл. 19), праздник Пурим (жребий) – в память избавления иудеев в Персии от Амана ( Эсф.9:20–22:24–28 ), праздник обновления храма при Иуде Маккавее, осквернённого Антиохом Епифаном ( 1Мак.4:36–59 ), и проч., – так и в Церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лк.4:16 ; Ин.5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом не отлагать в праздники вообще дел милосердия: Мф.12:11–12 ; Лк.13:15–16 . По примеру Иисуса Христа, апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу; в ряду таких праздничных дней от времён апостольских ведёт своё начало день воскресный, или недельный. Этот день в новозаветной церкви получает особенное значение: Мк.16:9 ; Ин.20:19 . Так, первый день недели уже при апостолах получает особенное значение и становится истинным праздником для всех учеников Иисусовых: Деян.20:7–8 ; 1Кор.16:1–2 . В день воскресный апостол и Евангелист Иоанн Богослов удостоился слышать голос Божий: Откр.1:10 . Кроме дня воскресного, в православной Церкви празднуются также и другие дни, в которые воспоминаются те или иные события из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых апостолов и святых Угодников Божиих. Важнейший из всех праздников христианских есть праздник Святой Пасхи или Светлого Христова Воскресения, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» ( 1Кор.15:14 ; срав. 1Кор.5:8 ). Празднование Пасхи предписывается также в Постановлениях апостольских (кн. 8-я, гл. 32). Кроме Пасхи, в новозаветной Церкви соблюдаются также праздники, называемые Господними и Богородичными ( Деян.2:1 ). Обо всех праздниках новозаветных – Господних, Богородичных и проч. должно заметить, что они в постепенном порядке раскрывают нам историю нашего искупления и освящения. Подобно тому, как в Ветхом Завете Израиль праздновал дни освобождения от рабства египетского, так и христиане должны праздновать дни событий из земной жизни нашего искупления и дни угодников Его, подражавших своей жизнью, подвигами и смертью Самому Искупителю, Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 11 1–17. Противоположная судьба израильтян и египтян, обнаружившаяся в событиях освобождения израильтян из рабства. 18–23. О Божиих наказаниях и 24–27. Божией любви. Прем.11:1 . Она благоустроила дела их рукою святого пророка: 1–4 . В первых четырех ст. XI гл. говорится о руководстве Божественной Премудрости израильтянами во время их странствования по пустыне. Благодаря помощи Божественной Премудрости евреи благополучно прошли по необитаемой пустыне (2 ст.), успешно отражали нападения врагов (3 ст.) и в безводных местах чудом получали воду из скалы (4 ст.). Премудрость, благоустроя таким образом дела еврейского народа, действовала не непосредственно, а «рукою святого пророка», т.е. Моисея, который, действительно, был посредником между Богом и израильским народом ( Исх. 19:20–21, 20:19–21 ). Моисей назван «святым пророком», чтобы оттенить его превосходство перед прочими ветхозаветными пророками ( Втор. 18:15, 18, 34:12 ). Прем.11:2 . они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры; 2 . Выражения «необитаемая пустыня», «непроходные места», являются, конечно, гиперболическими. «На непроходных местах поставили шатры» – указывается на различные станы израильтян в пустыне ( Чuc. XXXIII гл.). Воспоминание жизни в шатрах в пустыне, полной разного рода опасностей и лишений, было для евреев всегда священным, ибо во всех своих бедах в пустыне они получали видимую помощь Божию. Для сохранения памяти об этом времени в будущих поколениях был учрежден праздник кущей ( Лев. 23:39–42 ). Прем.11:3 . противостали неприятелям и отмстили врагам; 3 . Слова «противостали неприятелям и отомстили врагам…» относятся к борьбе с амаликитянами ( Исх. 17:8–13 ) с Арадой, царем ханаанским ( Чис. 21:1–3 ), с моавитянами ( Чис. 25:17 ), мадианитянами ( Чис. 31:2 ), с Сигоном, царем аморейским ( Чuc. XXI:21–29 ; Втор. 2:32 ) и Огом, царем васанским ( Чис. 21:33–35 ; Втор. 3:1–4 ). Прем.11:4 . томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды – из твердого камня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов. 3Цар.13:1 .  И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение. Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы «и был даже доволен тем, что его Бог , Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему» (см. у проф. Покровского, с 326), то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ( 2Пар.11:13–14 ). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В ( 3Цар.14:1–16 ) содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Ахии, который некогда ( 3Цар.11:29–39 ) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего «человека Божия» – пророка из Иудеи 11 . Иосиф Флавий (Иуд. Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ( ´Ιδων), видимо, отождествляя с Иеддо ( 2Пар.9:29 ), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ( 2Пар.13:22 ). 3Цар.13:2 .  И произнес к жертвеннику слово Господне и сказал: жертвенник, жертвенник! так говорит Господь: вот, родится сын дому Давидову, имя ему Иосия, и принесет на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжет на тебе. «Жертвенник, жертвенник» – метонимия вместо всего культа, об уничтожении которого предсказывает пророк. Пророчество это, в котором назван по имени и исполнитель его – царь Иосия ( 4Цар.22:1 ), сбылось в точности спустя 300 с лишком лет ( 4Цар.23:14–18 ). Впрочем, имя Иосии иные понимают в нарицательном смысле: «помогаемый Иеговою» (Кейль), и весь рассказ XIII гл. понимают как позднейшую обработку народного предания, после времен Иосии (Ewald. Geschichte III, s. 476–480).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если, по неведению, вымыт будет антиминс, то, вследствие этого, он не теряет освящения и не становится нечистым. (Ап. 73; VII Всел. 7). Настоящее и следующие 37 правил составлены, как упомянуто выше (m.I, стр.43) из различных церковных предписаний, изданных патриархом Никифором, самим или соборно О значении св. антиминса мы говорили в толковании 31-го правила Трулльского Собора. Настоящее же правило разумеет случай, когда кто-либо, по неведению, вымоет антиминс, и замечает, что он от этого святости своей не теряет, а потому и не нуждается во вторичном освящении, подобно тому, как не освящаются снова ни св. потир (чаша), ни другие священные сосуды, если в виду долгого употребления их понадобится чистить Примечания 9. Правила Никифора Исповедника (818). Никифор сделался патриархом константинопольским в 806 году и управлял церковию до 815 года, когда был низвержен с кафедры иконоборческим императором Львом Армянином за то, что хотел остаться верным определениям VII всел. собора, и в заточении умер. Некоторые из многих его сочинений имеют значение для церковного права. Нам известны: а) о первых (6) вселенских соборах, б) канонические предписания о разных предметах, в) правила, извлеченные из его типика, и г) правила, извлеченные из церковных постановлений, которые он вместе с другими святыми отцами издал. Из всех правил Никифора Властарь собрал 37 главных, которые вошли в Пидалион, а по другой рукописи 38 вошло в Афинскую Синтагму. Прибавлено в том и другом сборнике еще 7 правил, затем в Афинской Синтагме еще 9 из общих церковных постановлений Никифора, и 17 канонических вопросов и ответов из одного его канонического послания. В Кормчую (57 гл.) вошли 23 правила, собранные Властарем. 10. Некоторые (но не все) из этих правил вошли в нашу славянскую Кормчую (упом. изд., II, гл.5). Ред. 11. Ср. 81-й ответ Симеона Солунского [Migne, s.g., t.155, col.945 и сл. Cp. pyc. перевод в изд. " Писания св. отцев и учителей церкви " и пр., III, стр.218-221]. Правило 2. Второбрачнаго не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистаго таинства на два года, троебрачных же - на пять лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

Как в море утопал человек в одержавшей его болезни, и, подобно в воде олову, он пропал бы, если б не достиг тихого пристанища – Пресвятой Девы. – Всякий, миновав волнение и бурю, хвалится, что пришел, наконец, в место называемое тихой гаванью. Но где еще лучше пристанище, как не у Пресвятой Девы Марии? только Она одна, если придется достигнуть, сохранит целым и невредимым от потопления. Переходил некогда Израиль посуху Чермное море (Исх. гл.14), и что спасло его от потопления? Предполагаю, что ответишь – «Моисеев жезл начертанием креста разделивший воду». Да, но не без содействия Богородицы, ибо море сие считается Ее прообразом. Слышишь, как о сем воспевает сладкопоющая ласточка, Иоанн Дамаскин – В Чермнем мори неискусобрачные Невесты образ написася иногда (Догм. 5 гл.). Сей-то образ и спас Израиля от вод, который с войском потопили Фараона. Думаю, что воды не пощадили бы Иудеев, как оказавшихся впоследствии неблагодарными роптателями, отступниками Божиими и Его врагами, и даже распинателями и убийцами Сына Божия. Видя же в них Пресв. Марии прообраз, морские волны устрашились: море виде и побеже ( Пс.113:3 ). Убеждаешься ли, что еще в Ветхом Завете одним только прообразом Она давала ищущим тихое пристанище?! Обрати также внимание и на то, каким образом в продолжении трех дней Иона оставался невредимым в морской пучине, в утробе водного зверя, среди смрада, тесноты, и в каком вообще месте, где человек не может прожить даже получаса. Что там спасло его? Никто иной, как та же Преблагословенная Дева Мария, Которой и в сем заключается прообраз, как воспевает святая Церковь . Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну (Песнь 6-я кан. на Р. Христ.). Иону сохранило невредимым три дня то, что Слово соизволило нетленно вочеловечиться от Девы; прообразом сей тайны и был Иона. – О сколь удобно и тихо пристанище у Пресвятой Девы, извлекающей своих рабов невредимыми даже со дна морского. Неподдерживаемый Ею утонет и в небольшой луже; надеющийся же, если даже будет среди моря, не замочит ног своих. – О Пресвятая Дева Мария, сохрани и меня, чтобы не потопила буря водная, и не поглотила глубина морская! Нравоучение 23-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

О почитании святых Ангелов I. Православное учение о почитании святых Ангелов и призывании их в молитвах Святая православная Церковь Христова во все времена своего существования признавала святых Ангелов и угодников своими молитвенниками и ходатаями пред Богом, почему всегда почитала и молила их, как и угодников Божиих, о заступничестве пред Богом. Основания к такому почитанию святых Ангелов и человеков указаны в Божественном откровении. Св. Ангелы в свящ. Писании представляются непрестанными посредниками между Богом и людьми, помощниками людям не только в деле душевного спасения, но и в обыденной жизни человеческой, совершителями великих дел Божиих, почему праведные люди и обращались к ним в молитвах. Ангелы избавили Лота и его семейство от сожжения, которому был предан нечестивый город Содом ( Быт. 19 гл.). Патриарх Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорил: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих ( Быт. 48:16 ). Ангелы призвали Гедеона к избавлению евреев от ига мадианитян (Суд. гл. 6). Ангел подкрепил хлебом и водою пророка Илию во время его бегства от нечестивой царицы Иезавели ( 3Цар. 19:1–8 ). Ангел освободил Иерусалим от ассириян, в одну ночь избив сто восемьдесят пять тысяч ассириян ( 4Цар. 19:39 ). Ангел Рафаил сопутствовал Товии в его путешествии для женитьбы и спас его от смерти ( Тов. 5 и 6 глава). Ангел сказал Товиту: Я возносил память молитвы вашей пред Святого... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых, и восходят пред славу Святого. ( Тов. 12:12–15 ). Что значит, что Ангел возносит молитвы святых Богу? Неужели всевидящий Бог не знает наших молитв? Когда ангелы приносят молитвы наши пред престолом Божиим, то сие означает не что иное, как присоединение к человеческим молитвам ангельских молитв к Богу ( Откр. 8:3–4 ). Праведный Иов говорит, что Ангел наставляет человека к умилостивлению Бога ( Иов. 3:23–24 ). Пророк Давид об отношении Ангелов к людям, боящимся Бога, говорит: Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их ( Пс. 33:8 ). В другом месте говорит: Ангелам своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею ( Пс. 90:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Глава I. Пение в апостольском веке Начало христианского богослужебного пения Совершив последнюю в Своей земной жизни пасхальную вечерю и придав ей особый, всецело новый смысл — первого христианского богослужения в связи с установлением таинства Евхаристии — Спаситель, воспевше, восшел с учениками на гору Елеонскую ( Мф.26:30 ). Так положено было начало пению в Церкви Христовой, его богослужебное применение освятил Личным примером Сам Божественный Основатель ее. Святые апостолы закрепили пример, поданный Спасителем: по свидетельству Деяний (16,25), они после вознесения, посвящая 3й, 6й, 9й, а также полуночный час молитве, сопровождали ее псалмопением. Распространяя Христово учение и устрояя юную Церковь , апостолы весьма заботливо относились к тому, чтобы верующие не забывали в своих молитвенных собраниях и о пении. Например: егда сходитеся, кииждо в вас псалом имать ( 1Кор.14:26 ), — наставляет апостол Павел. Он же пишет: исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф.5:19 ). Следы тех же забот о насаждении пения находим и в так называемых Апостольских постановлениях. Так, в кн. II, гл. 57 сказано: “…после двух чтений из (ветхозаветных) книг кто-либо другой пусть поет псалмы Давида, а народ да повторяет голосно концы стихов”. В кн. VII, гл. 24, определено молитву Господню Отче наш петь каждый раз трижды. А в правилах 15, 23–25, 27 и 43 упоминается о певцах как “низшей степени клира”. Таким образом, апостолы нетолько поощряли богослужебное пение, но и узаконивали его обязательность. Ближайшие сотрудники и преемники апостолов продолжали эту миссию. Например, о святителе Игнатии Богоносце, епископе Антиохийском, известно, что он не только усердно насаждал церковное пение вообще, но и ввел особый вид его, именно пение антифонное, то есть попеременное, по группам, выбрав между прочими из псалтыри для служб на великие праздники специальные стихи и составив к ним припевы, распеваемые доныне: Спаси ны, Сыне Божий и Молитвами Богородицы…

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 4 июня 2024 года 22. Вторник 5й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского. Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября) . Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 6я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1й – 3, и мученика, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2й: «Егда пришел еси…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 4й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3й: «Преполовившуся празднику…». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4й: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4й: «Мученик Твой, Господи, Василиск…» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» тропарь Преполовения, глас 8й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50й. Каноны: праздника Преполовения 2й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – кондак мученика, глас 8й; седален мученика, глас 1й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8й (см. в среду Преполовения, по 3й песни канона). По 6й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4й (см. в среду Преполовения). На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй…» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С. Пособия на русском языке Введение I. Задача, метод и план предварительных сведений вообще и о книге пророка Захарии в частности II. Авторитет Св. Писания и Предания и свобода научного исследования Глава первая. Личность пророка I. Имя пророка II. Сведение о жизни и деятельности пророка, почерпаемые из Священного Писания III. Предания о пророке Захарии А В Глава вторая. Эпоха пророка Захарии I. Завоевание Кира, его преемники на персидском престоле II. Окончание плена Вавилонского и первые годы устроения на родине возвратившихся пленников, воссоздание храма А В С D III. Идеи, настроение и надежды, господствовавшие в иудейском обществе данного народа Глава третья. Анализ содержание книги пророка Захарии Часть первая книги пр. Захарии А. Разделение первой части В. Изложение содержание первой части Отдел I (1, 1–6) – вступительное пророческое увещание Отдел II (1, 7–6, 15). Откровение посредством видений и символического действия Видение первое (Зах. 1, 8–7). Всадник между миртами и кони различных цветов Видение второе (Зах. 2, 1–4=Син. 1, 18–21) – четырех рогов и четырех рабочих Видение третье (Зах. 2, 5–9=Син. 2, 1–5). Муж с землемерной вервью Призыв к возвращению из Вавилона и обетования, служащие разъяснением третьего видение (Зах. 2, 10–17=Син. стт. 6–13) Видение четвертое (Зах. 3). Оправдание великого иерея Видение пятое (гл. 4). Светильник и две маслины Слово Господа к Зоровавелю. (Зах. 4, 6b – 10а) Видение шестое (Зах. 5, 1–4). Летящий свиток Седьмое видение (Зах. 5, 5–11) – ефы Видение восьмое (Зах. 6, 1–8) – четырех колесниц Заключительное символическое действие (Зах. 6, 9–15). Венчание первосвященника Иисуса Отдел III (Зах. глл. 7 и 8). Наставления и обетования, данные по поводу вопроса о соблюдении постов а) (Зах. 7, 5–7) b) (Зах. 7, 8–14) с) (Зах. 8, 1–17) d) (Зах. 8, 18–23) Часть вторая книги пр. Захарии (глл. IX-XIV)) А. Разделение второй части В. Изложение содержание второй части Первое пророчество Отдел I (глл. 9–10) а) (Зах. 9, 1–10) b) (Зах. 9, 11–17) с) (Зах. глава 10) Отдел II (гл. 11) а) (Зах. 11, 1–3) b) (Зах. 11, 4–14) с) (Зах. 11, 15–17) Второе пророчество. Отдел I (Зах. 12–13, 6) Отдел II (Зах. 13, 7–14, 21)  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010