11 Ирмос происходит от Греч. слова, значащего связывать а тропарь от слова, коего значение – обращать. 14 Икос, собственно, дом или храмина, а кондак – малый дом. Названия эти выражают, в первом случае, большую, во втором, меньшую обширность песни. 15 В нашей Церкви совершается иногда и Литургия Василия В., а именно 10 раз в году: в пять воскресных дней В. поста, в В. четверток, в В. субботу, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, и в память Василия В. (14 января). О Литургии, называемой Преждеосвященною, скажем в отделении о богослужении св. поста. 16 Желающие полнее изучить Литургию могут читать Новую Скрижаль Пресв. Вениамина и Краткое изъяснение на Литургию, Протоиерея Гр. Мансветова (Спб. 1837, изд. 3). 17 Антифоны суть стихи избранные из св. Писаниия попеременно поемые на клиросах во славу Спасителя. Обыкновенные антифоны (поемые иногда и в простые дни, см. Устав гл. 21) заимствованы из псалмов 91(ст. 2, 3, 16), 92 (ст. 1, 2, 3) и 94 (ст. 1–5), и соединяются с молитвенными воззваниями к Спасителю (напр. молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!). 19 В уставе великие праздники имеют знак креста в полном круге, средние – знак креста или без круга, или с полукругом, а малые означены дугою с трема внутри ее точками. 20 Двунадесятые праздники следующие 12: Рождество пресв. Богородицы, Введение Ея во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, недели Ваий, Вознесение, сошествие св. Духа, Успение и Воздвижение честного креста. Благовещение не имеет ни предпразднества, ни попразднества, если случается на страстной неделе и на Пасхе. Неделя Ваий не имеет попразднества. Предпраздество наибольшее имеют Рождество Христово и Крещение. 21 К преподобному, вместо величаем, говорим: ублажаем тя, т. е. именуем его блаженным, хотя в мире, среди пустынных подвигов, он не знал земного счастья. 22 Это антифон 1-й из 4-го гласа. Он заимствован из Псалма 128-го. Последний стих прекрасно изображает три духовные степени души возраждаемой и освящаемой св. Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Древо Иессеево. Миниатюра из Шеренбергской Псалтири. Ок. 1260 г. (Б-ка земли Баден в Карлсруэ. St. Peter perg. 139. Fol. 7v) Полемическая аргументация развивалась в 2 направлениях: богословское христ. понимание обосновывалось ссылками на другие места Свящ. Писания, свидетельствующие, по убеждению христианских экзегетов, о девственном Рождении Христа (напр.: Дан 2. 34; ср.: Iren. Adv. haer. III 21. 7), либо соседними стихами Ис 7. 14 (напр.: Euseb. In Is. 7. 15-17); филологическое опиралось на анализ слов, о смысле к-рых велись споры. Блж. Иероним описывает дискуссию о евр. словах   и   ( Kamesar. 1990) и опровергает иудейские аргументы о том, что в этом стихе приводится пророчество о рождении царя Езекии ( Hieron. In Is. III 7. 14). Толкователи Ис 9. 6, начиная с мч. Иустина, подчеркивают либо «владычество на раменах» Младенца (Ис 9. 6), понимая эти слова как пророчество о крестных Страданиях (хотя Феодорит видит в Ис 9. 6 исполнение слов гимна Раба Господня Ис 53. 45: «…Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…»), либо мессианский титул «великого совета ангел» (Ис 9. 5 LXX) как знак Его связи с Отцом, к-рую Феодорит объясняет словами из Евангелия от Иоанна: «сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Theodoret. In Is. 9. 5-6). Блж. Иероним считает эти слова предсказанием временного отвержения Израиля и спасения языческих народов ( Hieron. In Is. III 9. 6-7). IV. Отрасль Иессеева (Ис 11. 1-10) - образ Мессии как потомка Давида получает у христ. авторов мессианское толкование. Понятое как пророчество об Иисусе Христе, оно становится доказательством в апологетической полемике (напр., уже Iust. Martyr. I Apol. 32. 12-14). Об этом пишут Тертуллиан и Лактанций. Сщмч. Ириней цитирует текст полностью и уточняет, что «Отрасль» - это Мария, а «ветвь» - Христос ( Iren. Dem. 59; ср.: Ambros. Mediol. In Luc. 2. 24; Hieron. In Is. 11. 1). Климент Александрийский видит в Отрасли Христа, розгу божественного Педагога. Важное место в истории христ. экзегезы занимает толкование Ис 11. 10, обетование о возвращении корня Иессеева как «знамени для народов»,- единственный в гл. 11 стих, к-рый явно цитирует ап. Павел (Рим 15. 12; ср.: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут»). Тем самым создается связь между Мессией, потомком Давида, и ожиданием народов (ср.: Commod. Carmen apol. 291-292), и т. о. подчеркивается, как в Послании к Римлянам, Его призвание собрать все народы для спасения.

http://pravenc.ru/text/674802.html

Чет Минея в Страд. св. великомуч. Георгия. (Act. SS. apr. II. р. 842). Мес. В. Март. Р. 24 Св. муч. Саввы Стратилата, и с ним семидесяти воинов. Готфлыин, трибун саном, пострадал в Риме в царствов. Аврелиана около 272 года, в который возобновлено гонение на христиан. «И в темницах затворяем, и огнем сожигаем, и многими муками гоним, и на древе растягаем, и зимою оскорбляем, и ранами частыми непрестанно бием, и в водах блаженный конец приемля усердно, непоколебим пребыл». Стих. 2. Чет. Минея. (Act SS. apr. III. р. 264.) Мес. В. 23 апр. Март. Р. Имеет службу. Преп. Елисавефы чудотворицы. Подвизалась, вероятно, в одной из цареградских обителей. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr. Ferrarius in Catalogo SS. asserit ejus vitam admirandam in Brev. Romae sub Clemente VIII edito referri. Под Breviarium разумеет νδλγςον). Свв. мучч. Евсевия, Неона , Леонтия , Лонгина и прочих с ними. Пострадали вскоре после великомуч. Георгия; числом их было около 40. Им отсечены главы в 303 г., вероятно, в Никомидии. Чет. Минея. (Act SS. 24 apr.). Мес. В. Март. Р. Свв. мучч. Пасикрата и Валентина. Из Доростола, в Мисии, воины; при игемоне Авсолане усекнуты, первый – 22, второй – 30 лет. Чет. Минея. (Бароний, в примечании к Март. Р. 23 мая, мученичество их относит к 228 г. Act SS. Maii VI. р. 23). Март. Р. 25 мая. Мес. В. Пролог 21 апр. Преп. Фомы юродивого. Инок одной из обителей Келесирийских; юродствовал, когда приходил в Антиохию по делам монастырским. Преставился при патриархе Домнине III (546–567), в царствование Юстиниана. Чет. Минеи из Евагрия (кн. 4, гл. 34), который однако кончину преподобного относит к патриаршеству Ефремия (327–345), названного Евфимием у Никифора (XVII, 23), и из Лимонаря (гл. 88). (Act. SS. Maii V. р. 133). Март. Р. 18 ноября. 25 Св. апостола и евангелиста Марка. Ученик ап. Петра, написавший в Риме, по молению верных, Евангелие. Благовествовал Иисуса Христа в Аквилее и Египте. Скончался мученически в Александрии, в 14-й год царствования Нерона, в 68 г. по Р. Хр. Чет. Минея из разных писателей. (Act SS. 25 apr. Mazoch. Kal. neapol. I. р. 233 sqq). Мес. В. Март. Р. Имеет службу. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Очень странно, что представители харизматического движения с завидным упорством приводят эту цитату из пророка Исаии в подтверждение своих нехристианских практик. При этом они ссылаются и на слова Апостола Павла: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» ( 1Кор.14:21 ), которые являются пересказом Ис. 28:11 . Если бы «пророки» и проповедники «новой пятидесятницы» поинтересовались, по какому поводу Господь обещает израильскому народу эти непонятные языки, то, наверное, не стали бы так самоуверенно на них ссылаться. Во Второзаконии пророк Моисей наряду с благословениями Божьими за соблюдение заповедей народом предупреждает и о наказаниях за их нарушение ( Втор. 28 гл.). Среди многочисленных наказаний и проклятий за нарушение закона, которые являются знамением гнева Божьего (См. Втор. 28: 46 ), есть и такое: «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь» ( Втор.28:49 ). Именно о таком наказании и говорится в книге пророка Исаии ( Ис.28: 11–12 ), более того, исторической науке известно и об исполнении этого пророчества. Оно было произнесено незадолго до нашествия ассирийского царя Синнахерима (Синахериба) на Иудею, которое случилось в 701 году до Р.Х. В результате нашествия было захвачено 46 городов в Иудеи, а иудейский царь Езекия стал данником Синнахерима 44 . По мнению комментаторов Священного Писания, язык ассирийцев, в котором было только три гласных буквы (а, и, у), действительно мог произвести на иудеев впечатление детского лепета 45 . Хотя для того, чтобы понять то, что в этом месте речь идет не о даре Божьем, а о наказании, достаточно лишь внимательно прочитать 28 и 29 главы книги пророка Исаии. Таким образом, говорение на иных языках к народу Божьему является знамением наказания за грех , но никак не успокоением или покоем, на что в свою очередь рассчитывали нечестивые вожди иудейского народа во времена пророка Исаии. Девятый довод в пользу глоссолалии, в исполнении К. Хейгина, не оригинален, он во многом повторяет предыдущие аргументы. По его мнению, говорение иными языками необходимо для того, чтобы благодарить (Причина В 14-ой главе 1-го Послания к Коринфянам, для оправдания своего мнения, Хейгин приводит сразу несколько стихов ( 1Кор.14:15–17 ), главным из которых в его интерпретации является стих 17-й: «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» ( 1Кор.14:17 ). Эти слова, по мнению «пророка», говорят о том, что молитва на языках «является самым совершенным видом молитвы и благодарения», однако, если среди присутствующих есть те, кто языков не понимает, то и тогда языкоговорение не должно оставляться, оно лишь должно совершаться умом, а «ненаученные» языкам и так все поймут.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

6 моря Галилейского или Тивериадского (цит. по переводу Библейских Обществ). Ирод завершил строительство Тивериады в третьем десятилетии по Р.Х., и этот город сразу же приобрел столь важное значение, что по его имени начали называть Галилейское озеро. 6 чудеса. Иоанн сообщает только об одном исцелении, совершенном в Галилее, а именно об исцелении сына царедворца (4,46–54). Но данный стих позволяет предположить, что Иисус сотворил там и другие чудеса (ср. 21,25). 6 Иисус взошел на гору. Этот момент ассоциируется с Моисеем, который восходил на гору Синай (см. ком. к ст. 14). 6:5–15 Насыщение пяти тысяч человек. Здесь Иисус дает пищу множеству людей, как до Него это сделал Моисей в пустыне (Чис, гл. 11). Между этими двумя событиями много общего: дарование хлеба «с небес», жалобы народа и рыба, соответствующая ветхозаветным перепелам. 6 где нам купить хлебов, чтобы их накормить? См. Чис. 11,13 , где Моисей тоже обращается к Богу с подобным вопросом. говорит Филиппу. Поскольку Филипп был родом из Вифсаиды города, ближайшего от того места, естественно было обратиться с подобным вопросом именно к нему. 6 двести динариев. Примерный эквивалент заработка наемного работника за восемь месяцев (обычно работнику платили динарий в день, см. Мф. 20,2 ). 6 около пяти тысяч. В это число не включены женщины и дети ( Мф. 14,21 ; ср. 4Цар. 4,42–44 ). 6 это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Имеется в виду пророк, подобный Моисею (см. Втор. 18,15 ). 6 взять Его и сделать царем. Та царская власть, которая ассоциируется с мессианским титулом «Царь Израилев», является не политической, а духовной. Попытки же сделать Иисуса царем были адекватны искушениям сатаны в пустыне ( Мф. 4,8.9 ; Лк. 4,5.6 ). 6:16–21 Это чудо записано также Матфеем ( Мф. 14,22–33 ) и Марком ( Мк. 6,47–51 ). Его не следует отождествлять с успокоением бури ( Мф. 8,23–27 ; Мк. 4,36–41 и Лк. 8,22–25 ). 6 тотчас. Некоторые комментаторы понимают это слово как указание на дополнительное чудо; по мнению других, оно означает, что после того как Иисус вошел в лодку, находившимся в ней не пришлось больше испытывать никаких затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пишешь: «Сейчас иду к матушке объяснять мой грех против нее», но какой плод принесло твое намерение, мы не знаем. Ты пишешь выше негодуя, что мы отдаем оное на твою волю, а ты хотела бы так сделать, как нам угодно и тебе полезно. Мы на многих испытали подобные случаи и находим, что невозможно без преклонения своей воли на что-либо доброе решиться, ибо враг оному противится и воздвигает брань, коей, не сопротивляясь смирением, ропщут на нас за понуждение. И твои слова: «Я и сама вижу, что действие вражее, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения. Воля Божия Без воли Божией «волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18) Скорбно слушать, а скорбнее видеть и иметь такое нерасположение, но молю Вас – не рыдайте и не стените от глубины сердца своего ни мало. Вы знаете из Евангелия, что «без воли Божией ни влас главы нашея не погибает». ( Лк.21:18 ). Мы все в руках у Бога, как брение у скудельника: «Якоже брение в руку скудельника, тако вы есте в руку Моею», – так Бог говорит у Иеремии пророка, 18 гл., 6 стих. Может быть, Господь предвидел, что полезнее вашему сыну «идти тесным путем, нежели пространным» (Ср. Мф.7:13–14 ), и затем поставляет ноги на нем. Господь обращает все в Свою волю и на пользу нашу, что есть Промысл Божий Однако и о сем да будет воля нашего Создателя и Искупителя! Мы мыслим и судим, яко человецы, да и человецы еще плотские. А Премилосердый Господь вся весть, еще и несодеянное наше. Где воспоследует воля Божия, там никакие препятствия непресильные преодолеют. И так паки реку о сем: буди воля Господня! Вспомните, прелюбезнейший, вспомните нашего всеобщего батюшку о. Феодора, как он всегда предавался воле Всемогущего Попечителя и Промыслителя. Да и не погрешил в своем последовании, но достиг благонадежного пристанища, и нас с тобою поручил всемощному Промыслу. Он нам всегда советовал и увещавал располагаться на промысл нашего Искупителя и нелестного Попечителя. Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя, по-видимому, и противными нам средствами и последствиями. Мы, при помощи Премилосердого Господа Бога, потерпим, да и посмотрим... Даже и печаль о заблудших умерялась в старце верою в Промысл Божий. Ворожба

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Святоотеческие толкования 1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского . 2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807. 3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование? 4) Св. Иоанн Златоуст . Смерть души. «Духовная беседа». 5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833. 6) Преп. Исидор Пелусиот . на тот же стих. «Творения свв. отцов». 7) Св. Григорий Богослов . Гнев позволителен нам на одного диавола. 8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов». 9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36. 10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя. 11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11. 12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению. 13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве. 14) Св. Григорий Богослов . И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду. 15) Св. Василий Великий . Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику. 16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39. 17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29 . 18) Преп. Максим Исповедник . Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821. 19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам. 20) Св. Иоанн Лествичник . О кротости. Лествица, сл. 24. Новейшие толкования в духовных журналах 21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837. 22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825. 23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853. 24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855. 25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

17:22–23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16,21–24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8,20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли ( Лк. 24,25.37.38 ). 17:24–27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом ( Исх. 30,13 ). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны – 22,21). Речь идет о богосыновстве верующих. Глава 18 18:1–35 Это четвертая из пяти основных частей Евангелия от Матфея (см. Введение: Характерные особенности и темы). 18 как дети. Иисус приводит это сравнение не потому, что дети, как считается, невинны, а потому, что они зависимы и не пытаются казаться другими. 18:5–7 кто примет. Поскольку ученики Иисуса должны стать «как дети», слово «дитя» их и обозначает. То, что ответят ученикам Иисуса, ответят Ему Самому, склонять же ученика ко греху – воистину страшно (ст. 6). Человеческая развращенность – причина тому, что «надобно придти соблазнам», однако личная ответственность каждого не отменяется всеобщностью греха. 18:8–9 См. ком. к 5,1 – 7,29. 18 Ангелы их. В Писании говорится, что ангелы охраняют людей Божиих и служат им ( Пс. 90,11 ; Евр. 1,14 ) и что ведению этих духовных существ могут быть поручены те или иные области человеческой жизни ( Дан. 12,1 ). Хотя этот стих порой толкуют в том смысле, что у каждого верующего есть свой собственный ангел-хранитель ( Деян. 12,15 и ком.), это распространенное верование выходит за пределы библейских данных. 18:12–14 Об одной овце пекутся не в ущерб девяноста девяти; Бог заботится о каждом из учеников, но особенно – о заблудшем или находящемся в опасности. Бог избирает и защищает не только Свою Церковь в целом, но и каждого человека внутри нее. Возможно, притча эта связана с Иез. 34,11–16 (см. также 9,36).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сотворение Адама      15 лекция «Человек первозданный» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым , преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия. Лекция посвящена православному учению о создании и предназначении человека, о человеческом духе, душе и теле. После перерыва отец Вадим ответил на вопросы собравшихся. Лекция протоиерея Вадима Леонова (продолжительность: 1:25:26) Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 37:52) Рейтинг: 9.6 Голосов: 189 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии OLGA 13 января 2015, 01:46 Svoevremenno i !3raza.GOSPODI SLAVA TEBE! Дмитрий 3 января 2015, 14:17 Спаси Господи! Мир ВАМ! Это очень интересно, нужно и важно для всех. Читательница (Подмосковье) 27 декабря 2014, 21:33 Спасибо за лекцию. Как умело отец Вадим сочетает аксиомы Евклидовой геометрии (спасибо древним грекам )) с изложением богословских вопросов! Чувствуется техническое образование, которое никогда не бывает лишним. Что касается домашнего задания, то скажу кратко (на «страничку» нет времени): Дано от Бога человеку Владыкой мира пребывать. Но если в душах - грех от века, Мир тварный обречен страдать. Творец ведь власть давал Адаму, Когда тот чистый был душой. Паденья разыгралась драма - Последствий тяжких груз большой. Природа вопиет от боли: «Остановись же, человек!». И Бог жалеет, что дал волю Вершить венцу творенья грех. Елена Шиловская 26 декабря 2014, 13:17 отправила ссылку на лекцию с просьбой прослушать её хотя бы с 31 минуты очень занятым моим друзьям как поздравление с рубежными праздниками и Рождеством, вдохновляет Знанием!!! Татьяна из Краснодара 24 декабря 2014, 22:27 Восхитительная лекция! Душа взлетает, ум насыщается. Варвара 24 декабря 2014, 14:50 Ответ о. Вадиму на его вопрос, который студент задал, а точнее обвинил христиан в экологической катастрофе на Земле. Мне кажется, что заповедь дана Богом не только пользоваться плодами растущими на земле, но и " возделывать и хранить его " (Бытие гл. 2, стих 15). Если человек считает себя хозяином пользоваться всеми благами, но при этом не возделывать и не хранить землю, а относиться только как потребитель, то и получится экологическая катастрофа. Вспомните псалтирь - превратил землю плодоносную в сланость от злобы живущих на ней (увы не помню в каком псалме это сказано). Простите, если что не так сказала, это мое мнение и конечно оно может не соответствовать действительности. Наталия 24 декабря 2014, 12:02 Когда церковь будет и для глухих? Неужели так трудно продублировать речь текстом? Обернитесь, святые, и на грешных! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76058.html

Лишь только Предание получило такое (католическое) значение, как оно немедленно порождает католическое церковное устройство, выдающее себя целиком за непосредственно божественный строй. Но последняя основная мысль всего этого развития – это мысль, что церковный строй представляет строй экклезии как тела Христова. Из этой основной мысли вытекает приведенное в тексте положение, а из него – все дальнейшее. 44 Этот основополагающий ряд мыслей развивает ап. Павел в Послании к Римлянам (12:3–8) и в первом Послании к Коринфянам (12–14). 47 Члены экклезии взаимно нуждаются друг в друге и взаимно служат друг другу, смотря по сообщенному дару, подобно членам тела, 1Кор.12:12–26 . Поэтому отдельные члены обладают в экклезии как различными дарами, так и различными положениями, см. стих 28 сл. 48 1Кор.16:15–16 : семейство Стефаново само посвятило себя на служение святым, чтобы «были и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся». Также 1Фес.12:13; Евр.13:17 . – Первое Послание Климента к Коринфянам, 38:1: «Пусть каждый повинуется ближнему своему сообразно степени, на которой он поставлен харизмой Его (Христа)». 49 Глава 13 Первого Послания к Коринфянам находится между обеими главами, 12 и 14, трактующими о строе экклезии. Она указывает «превосходнейший путь», силу, стоящую выше всего в экклезии, выше благодатных даров, – силу любви. Без любви все дары «ни к чему». Она ведет к правильному употреблению даров и в то же время дает возможность деятельного проявления этих даров в христианстве, как в правильно сложенном теле. 53 Ср.: Евр.13:7 : «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие»: 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим... ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»: 13:24: «Приветствуйте наставников ваших и всех святых» (вся община распадается на два класса: наставников и святых). Деян.15:22. 32 : «пророки» Иуда и Сила, «мужи начальствующие (hegoumenoi) между братьями». Первое Послание Климента Римского . 1, 3: «Подчиняясь наставникам вашим»: 21,6: «Будем почитать предстоятелей наших». Герм. Видения. II, 2, 6: «Ты скажешь предстоятелям экклезии»: III, 9, 7: «Говорю предстоятелям экклезии». Также Harnack. Proleg. S. 94. Anm. 8: S. 111 и в Theol. LZ. 1889. S. 419. Anm. 2: Weizsäcker. Apost. ZA. S. 638–639: Löning. Gemeindeverf. S. 56–57. – Тертуллиан употребляет выражение duces, auctores, как уже равнозначащие c praepositi, clerus, ср.: O бегстве, гл. II: «Но когда спасаются бегством сами наставники (auctores), т. е. сами диаконы и пресвитеры и епископы, то как может понять это мирянин?» – «Итак, когда начальствующие (duces) спасаются бегством, то кто же из стада сможет удержаться?» – «Когда во время гонения Церковь лишается клира». – «Предстоятелям (praepositos) Церкви не следует спасаться бегством во время гонения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010