В результате, высокопоставленные члены общины, по-видимому, отдавали предпочтение такому более искушенному в риторике проповеднику, как Аполлос, и, разделяя представление о благах, которых можно достичь с помощью Евангелия, с теми, кто был равен им по статусу, считали физический труд недостойным занятием для духовного наставника. Члены церкви, занимавшиеся физическим трудом, напротив, ценили такого добровольно принижающего свой статус, трудящегося наставника, как Павел, даже если его манера говорить оставляла желать лучшего (гл. 1–4) Философские воззрения некоторых членов церкви из высших слоев общества„по-видимому, оправдывали сексуальные извращения (гл. 5–7); конфликты возникали также из-за несходства взглядов членов церкви на идоложертвенное мясо и совместные трапезы (гл. 8–11),женские покрывала (11:2–16); учение философского мистицизма (гл. 12–14), природу тела и бессмертия (гл 15). Другими словами, причиной раздоров послужила несовместимость ценностей различных групп общества, которая была привнесена в церковь в качестве решающего вопроса. 1:1–9 Вступительные приветствия Эти стихи – традиционные приветствия, которыми было принято начинать письма в древности, см введение к коммент к новозаветным посланиям и коммент к Рим 11,7 1:1. В древности письма обычно писались одним человеком, без соавторов, таким образом, Павел мог, как автор послания, просто привлечь Сосфена в качестве писца (ср • 16 21), возможно также, что Сосфен внес свои вклад в содержание послания или (чтоболее вероятно) просто высказал свое согласие с вестью Павла. 1:2. «Святым», или «освященным», в Ветхом Завете обычно именовался Израиль; это означало, что Бог отделил Израиль для Себя, когда искупил его, и потому израильтяне должны были жить для Бога, а не так,как соседние народы 1:3. «Благодать» – типичное греческое при-ветсгвие, а «мир» – еврейское Называя Иисуса наряду с Богом-Отцом источником благодати и мира в своей молитве-пожелании (такие молитвы были характерны для начала письма), Павел заявляет тем самым о божественной природе Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:15) Толкование на ст. 17 Состояние духа человеческого без общения с Духом Божиим (Апок. 3:17–18) Библиографический указатель к первым трем главам Апокалипсиса Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Библиографический указатель к 4-й главе Глава 5. Второе видение славы Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия Литургический характер Апокалипсиса (1–5 гл.) Библиографический указатель к 5-й главе Глава 6. Таинственная книга, исписанная извне и внутри, запечатанная семью печатями. Снятие семи печатей Снятие шестой печати, означающее язвы, ниспосылаемые при конце Библиографический указатель к 6-й главе Глава 7. Запечатление святых исповедников веры Христовой Некоторые черты блаженства праведных Библиографический указатель к 7-й главе Глава 8. Молитвы святых, предстоящих пред престолом Божиим в Царстве Небесном (Апок. 8:1–6) Казни Божий, возвещаемые трубными звуками ангелов (Апок. 8:7–13) Библиографический указатель к 8-й главе Глава 9. Продолжение пророчества о казнях Божиих, возвещаемых трубными звуками (Апок. 9:1–19) Глава 10. Дар пророчества Библиографический указатель к 10-й главе Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса» О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7) Из бесед с раскольниками о том же Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19) Учение о святых Божий, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.) Библиографический указатель к 11-й главе Глава 12. Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14) Св.Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис» Низвержение с неба дракона (Апок. 12:7–12) Святой Архангел Михаил – Архистратиг безплотных Сил Небесных Попытки дракона победить жену (Апок. 12:13–17) О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века (Апок. 12:13–16) Апокалипсическое видение жены, бежавшей в пустыню (гл.12) Библиографический указатель к 12-й главе Главы 13 и 17. Толкование на 13 и 17 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Характерные особенности и темы Послание к римлянам наиболее полное, возвышенное и исчерпывающее изложение благовестия Павла. Содержащееся в нем сжатое изложение глубочайших истин подобно сжатой пружине: они охватывают ум и сердце, заполняют мысли и определяют всю жизнь человека. Иоанн Златоуст , величайший проповедник IV в. по Р.Х., каждую неделю слушал чтение этого послания. Августин, Лютер и Уэсли (Веслей) три личности, чей вклад в христианское наследие чрезвычайно велик, утвердились в вере под влиянием Послания к римлянам. Все реформаторы рассматривали Послание к римлянам как Богом данный ключ к пониманию всего Священного Писания, поскольку в нем Павел сводит вместе все наиболее значительные темы Библии: грех , закон, суд, предназначение человека, веру, дела, благодать, оправдание, освящение, избранничество, домостроительство спасения, дело Христа и действие Святого Духа, христианское упование, природу и жизнь церкви, место иудеев и неиудеев в плане Божием, философию церковной и мировой истории, значение и содержание ВЗ, обязанности христианского звания и принципы личного благочестия и нравственности. Содержание I. Приветствие и личное представление Павла (1,1–15) II. Праведность Божия для иудеев и для язычников (1,16.17) III. Греховность всего человечества (1,18 3,20) А. Греховность язычников (1,18–32) Б. Греховность иудеев (2,1 3,8) В. Всеобщая греховность (3,9–20) IV. Праведность Божия для оправдания (3,21 5,21) А. Она даруется Христом через веру (3,21–31) Б. Ее доказывает пример Авраама (гл. 4) В. В ней залог благодатных даров праведнику (5,1–11) Г. Она коренится в послушании Христа нового Адама (5,12–21) V. Благодать воцаряется посредством праведности Божией (6,1 8,39) А. Власть греха сломлена, и его влияние ограничено (гл. 6) Б. Верующие мертвы для осуждения законом, хотя еще не стали безгрешными (гл. 7) В. Живущие Духом доказывают победу над плотью (гл. 8) VI. Бог являет Свою праведность в иудеях и язычниках (9,1 11,36) А. Праведность Божия утверждается в истории (гл. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Будущее Иерусалима и его благополучие как святого города являются сквозной темой всей Книги пророка Захарии. Эта тема развивается в некоторых видениях (см. ком. к 1,7–17; 2,1–13; 5,1–4). В пророчествах Захарии об Иерусалиме отразились ветхозаветные представления об особой роли Сиона ( Пс. 45 47; 131). У Захарии мы находим многочисленные ясные описания образа Мессии Господа Иисуса Христа. Неразрывная связь между Ветхим и Новым Заветами проявляется в том, что Иисус как Мессия исполняет обещанное Господом о Себе в Ветхом Завете. Обещания Бога исполняются через посланного Им Помазанника. Именно этим объясняется частое цитирование в Новом Завете Книги пророка Захарии. Иисус изображается в ней как Царь, въезжающий верхом в Иерусалим (9,9.10). Этот фрагмент цитирует евангелист Матфей, когда говорит о торжественном входе Христа в Иерусалим. О предательстве Христа Иудою и Его смерти говорится в 13,7. Захария раскрывает такой образ Мессии (Отрасль), который соединяет в себе черты священника и царя (см. ком. к 3,8 и 6,12). Содержание I. Ободрение (гл. 1–8) А. Призыв к покаянию (1,1–6) Б. Восемь ночных видений (1,7 6,8) 1 . Человек среди миртовых деревьев (1,7–17) 2 . Четыре рога и четверо рабочих (1,18–21) 3 . Муж с землемерной вервью (2,1–13) 4 . Чистые одежды для великого иерея (3,1–10) 5 . Золотой светильник и две маслины (4,1–14) 6 . Летящий свиток (5,1–4) 7 . Женщина в ефе (5,5–10) 8 . Четыре колесницы (6,1–8) В. Дополнение: Увенчание Иисуса как пророчество о грядущей Отрасли (6,9–15) Г. Социальные проблемы и преображение Иерусалима (7,1 8,23) 1 . Вопрос относительно поста (7,1–7) 2 . Неспособность вершить суд справедливый и являть милость (7,8–14) 3 . Божий благословения будущему Иерусалиму (8,1–15) 4 . Ответ на вопрос о посте (8,16–19) 5 . Распространение Божиих благословений на все человечество (8,20–23) II. Будущее Царства Божия (гл. 9–14) А. Первое пророческое слово (гл. 9–11) 1 . Пришествие Бога-Царя в Иерусалим с северной стороны (9,1–8) 2 . Вход Царя в Иерусалим (9,9.10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Единственное дошедшее до нас сочинение св. Феофила Антиохийского – три книги к Автолику, о которых упоминают Евсевий и Иероним. Достоинство их относительно как содержания, так и изложения заставляют очень сожалеть о потере других указанных нами творений Феофила. Автолик, к которому написаны книги о вере христианской, был очень образованный и, может быть, облеченный властью, язычник, лично знакомый с Феофилом, но исполненный предубеждения и ненависти против христианства. Устные собеседования с ним Феофила были поводом к написанию книг о христианской вере. Эти книги были написаны не вдруг, а порознь в том порядке, в каком они существуют, и были посылаемы к Автолику, и уже после, по однородности своего содержания, собраны в одно целое. После одной из бесед, в которой Автолик смеялся над учением христианским, особенно о Боге и воскресении мертвых, и над самым именем христианина, написана первая книга. В ней св. Феофил на требование Автолика: «Покажи мне твоего Бога», отвечает: «Покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога; покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат» (гл. 2). Он доказывает, что Бог не может быть видим плотскими очами и неизобразим для человека по Его бесконечности; но может быть познаваем из Его Промысла и действий; полное же знание и созерцание Бога сделается возможным тогда, когда мы совлечемся смертного тела и облечемся в бесмертие (гл. 3–7). Так как Автолик не верил воскресению мертвых, то Феофил сперва показывает, что без веры мы не можем обойтись в делах житейских и достигнуть в них успеха, и тем более должны верить Богу, создавшему нас из небытия в бытие (гл. 8–11); и коснувшись имени христиан, которое ничего нелепого не содержит в себе, но означает «людей помазанных елеем Божьим (гл. 12), потом отвечает на требование Автолика показать воскресшего мертвеца» «Я показал бы тебе мертвеца воскресшего, который и теперь жив: но и этому не поверишь». Затем указывает ему в самой природе образы воскресения, например в смене дней и ночей, в произрастании дерев, в выздоровлении больных (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofil_Antiohi...

Единственное дошедшее до нас сочинение св. Феофила антиохского – три книги к Автолику, о которых упоминают Евсевий и Иероним. Достоинство их относительно как содержания, так и изложения заставляют очень сожалеть о потере других, указанных нами творений Феофила. Автолик, к которому написаны книги о вере христианской, был очень образованный и, может быть, облеченный властью язычник, лично знакомый с Феофилом, но исполненный предубеждения и ненависти против христианства. Устные собеседования с ним Феофила были поводом к написанию книг о христианской вере. Эти книги были написаны не вдруг, а порознь в том порядке, в каком они существуют, и были посылаемы в Автолику, и уже после, по однородности своего содержания, собраны в одно целое. После одной из бесед Автолик смеялся над учением христианским, особенно о Боге и воскресении мертвых, и над самим именем христианина, написана первая книга. В ней св. Феофан на требование Автолика: «покажи мне твоего Бога», отвечает: «покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога; покажи, что очи души твоей видят и уши сердца слышат» (гл. 2). Он доказывает, что Бог не может быть видим плотскими очами и неизобразим для человека по Его бесконечности; но может быть познаваем из Его Промысла и действий; полное же знание и созерцание Бога сделается возможным тогда, когда мы совлечемся смертного тела и облечемся в бессмертие (гл. 3–7). Так как Автолик не верил воскресению мертвых, то Феофил сначала показывает, что без веры мы не можем обойтись в делах житейских и достигнуть в них успеха, и тем более должны верить Богу, создавшему нас из небытия в бытие (гл. 8–11); и, коснувшись имени христиан, которое ничего нелепого не содержит в себе, но означает «людей, помазанных елеем Божиим» (гл. 12), потом отвечает на требование Автолика показать воскресшего мертвеца: «я показал бы тебе мертвеца воскресшего, который и теперь жив; но и этому не поверишь». Затем указывает ему в самой природе образы воскресения, например, в смене дней и ночей, в произрастании деревьев, в выздоровлении больных (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

«И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии. И написал на скрижалях слова завета»... Эти библейские источники подтверждаются так же исследованиями известного египтолога, который говорит, что только такой человек, как Моисей, знавший как положение своего народа, так и все обычаи египетского двора, мог написать такую по содержанию книгу. Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства. Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление. Книга делится на следующие разделы: 1 часть: с главы 1 по 12 — «Израиль в Египте». Сюда входят такие темы, как описание рабской жизни, беды Израиля. Вторая тема — рождение и воспитание Моисея, жизнь Моисея после бегства его из Египта, жизнь у его тестя Иофора. Третья тема: возвращение Моисея и встреча его с фараоном, глава 4. Следующая тема — десять казней египетских, главы 7 —10. Последняя тема этого отдела — десятая казнь и заклание пасхального агнца, главы 11-12,36. 2 часть — «Исход из Египта», с главы 12 по 18. Сюда входят исход, переход Израиля через Чермное море, победная песнь Моисея и его сестры Мариам и переход к Синаю. 3 часть — «Израиль у Синая», это центральная часть книги Исхода. Дарования декалога, десяти заповедей, закона и заключение союза — центральная часть всего Пятикнижия, гл. 19. Вторая тема: установления богослужения и священства, гл.25-31. Третья тема: отпадение от Бога, золотой телец, гл.32. Следующая тема — возобновление завета с Богом, покаяние народа, гл.34 и последняя: построение и освящение скинии, гл.35-40. Ключевое слово к книге Исход — избавление. Есть ряд символических мест в книге, которые вам надо знать. Символика книги. Центральный образ и символ этой книги пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Послании к Коринфянам, «агнец должен быть без порока» (ап.Петр), «пролитая и использованная кровь агнца» в Послании к евреям, в 1 Послании Иоанна Богослова.

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства. Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление. Книга делится на следующие разделы: 1 часть: с главы 1 по 12 – «Израиль в Египте». Сюда входят такие темы, как описание рабской жизни, беды Израиля. Вторая тема – рождение и воспитание Моисея, жизнь Моисея после бегства его из Египта, жизнь у его тестя Иофора. Третья тема: возвращение Моисея и встреча его с фараоном, глава 4. Следующая тема – десять казней египетских, главы 7 –10. Последняя тема этого отдела – десятая казнь и заклание пасхального агнца, главы 11–12,36. 2 часть – «Исход из Египта», с главы 12 по 18. Сюда входят исход, переход Израиля через Чермное море, победная песнь Моисея и его сестры Мариам и переход к Синаю. 3 часть – «Израиль у Синая», это центральная часть книги Исхода. Дарования декалога, десяти заповедей, закона и заключение союза – центральная часть всего Пятикнижия, гл. 19. Вторая тема: установления богослужения и священства, гл.25–31. Третья тема: отпадение от Бога, золотой телец, гл.32. Следующая тема – возобновление завета с Богом, покаяние народа, гл.34 и последняя: построение и освящение скинии, гл.35–40. Ключевое слово к книге Исход – избавление. Есть ряд символических мест в книге, которые вам надо знать. Символика книги. Центральный образ и символ этой книги пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Послании к Коринфянам, «агнец должен быть без порока» (ап.Петр), «пролитая и использованная кровь агнца» в Послании к евреям, в 1 Послании Иоанна Богослова. Второй символ ветхозаветный – это манна небесная, который является нам в 16 главе. Указание на Христа, как на «хлеб жизни», так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос это пища для нашего духа. Христос – наша манна небесная, которая нам дана самим Господом, и Бог – податель этого хлеба. Господь говорит «Я – хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

4–6 XII. 20–22 XII. 23–36 XII. 37–43 Главы XIII-XVII XIII. 1–3 XIII. 4–11 XIII. 12–20 XIII. 21–30 Проблема Иуды XIII. 30b XIII. 31 – XVI. 33 Построение беседы XIII. 31–38 Гл. XIV. 1 XIV. 2–3 XIV. 15–17 XIV. 26 Возвращение Христа в Духе XIV. 27–31 XV. 1-XVI. 4 XV. 1–8 XV. 9–17 XV. 17-XVI. 4 XV. 26–27 XVI. 5–33 XVI. 7–15 XVI. 16–22 XVI. 23–28 XVI. 29–33 Гл. XVII. Первосвященническая молитва XVII. 1–3 XVII. 4–10 XVII. 11–19 XVII. 17–19 XVII. 20–23 XVII. 24–26 Главы XVIII. I -XX. 18 XVIII. 1 XVIII. 1-ХХ. 18 в контексте Евангелия XVIII. 1–11 XVIII. 12–28 XVIII. 29-XIX. 16a XIX. 1–5 XIX. 6– 16а XIX. 19–22 XIX. 23–27 XIX. 28–30 XIX. 31–37 XIX. 38–42 XX. 1–10 XX. 11–18 XX. 19–23 Возвращение Христа во Святом Духе Эон Церкви Ин, ХХ и Деян. II XX. 24–29 XX. 30–31 Глава XXI Гл. XXI. Критическая проблема Гл. XXI как эпилог Ее деление XXI. 1–14. История и символ Толкование явления Толкование экклезиологическое Толкование евхаристическое Толкование эсхатологическое Проблема апостола Петра Апостол Петр в Ин Диалог XXI. 15–20 XXI. 15 XXI. 16 XXI. 17 Оценка вопросов Петр – пастырь Примат Петра XXI. 20–25 Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом Только ли символ? ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ТЕКСТ)     Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний Сегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии – многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Апокалипсиса в приложении к идолопоклонствующей Римской империи и к антихристу Толкование на 13 и 17 главы в приложении к антихристу (Апок. 13:1–12; 17:8–14) Почему антихрист и его лжепророк называются зверями? О событиях, имеющих произойти при явлении антихриста (к гл.13) Об антихристе (Апок. 13:11–18) Примечание к слову св.Ипполита об антихристе Свод святоотеческих мнений о продолжительности царствования антихриста (Апок. 11:2; 12:6,14; 13:5) Число имени зверя, или антихриста (Апок. 13:18) Мнение св.Иринея об имени антихриста Об имени антихриста Н.Виноградов. «О конечных судьбах мира и человека» Символическое значение апокалипсических чисел и числа 666 Числовое имя зверя из моря (Апок. 13:18) Опровержение лжеучения раскольников об имени и печати антихриста (Апок. 13:11–18) Библиографический указатель к 13-й главе Глава 14. Анализ и объяснение 14 главы. Состояние истинной Церкви Христовой и брань ее со зверем Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния Третье видение Библиографический указатель к 14-й главе Главы 15 и 16 Анализ и объяснение 15–16 гл. Суд Божий над врагами Церкви эмблемою семи фиалов Библиографический указатель к 15-й и 16-й главам Главы 17 и 18 Толкование на 17 и 18 главы Апокалипсиса. Вавилон, великая любодеица Характеристика неверной части человечества в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (гл.17–18) Суд над Церковью и земными царствами. Явление Господа на облаках небесных (гл.17–19) Анализ 18-й главы (о разрушении духовного Вавилона) Глава 19 Анализ и объяснение 19-й главы (о погибели зверя) Царь царствующих и Господь господствующих Библиографический указатель к 17-й, 18-й и 19-й главам Глава 20 О том, что сатана связан с распятия Христова до конца и о тысяче лет (20:1–3) О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным Что есть первое воскресение и что вторая смерть О Гоге и Магоге О Седящем на престоле и общем воскресении и Суде Связание сатаны (20:1–3) Ложность учения хилиастов Тысячелетнее царствование Господа нашего Иисуса Христа на земле (20:4) Мнение о тысячелетнем царствовании Иисуса Христа со святыми Что должно разуметь под воскресением первым и под смертию второю (ст.4–6)? Война Гога и Магога (20:7) Смерть вторая и вечность мучений представителей и последователей зла в будущем (20:14) Библиографический указатель к 20-й главе Глава 21 О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме О том, что сказал Седящий на престоле Об ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с вратами Что будет с землею? (21:1) Новый Иерусалим (21– 22:5) О новом Иерусалиме Глава 22 О чистой реке, казавшейся исходящею от престола О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию (22– 21:12) Будущее блаженное состояние праведников (22:1–2,4–5) Ей, гряду скоро: аминь (22:20) Библиографический указатель к 21-й и 22-й главам Аннотация

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010