12. Кто соблазном (соблазнительным для другого примером) уязвляет слабую совесть другого, тот против него грешит, а вместе с сим согрешает и против Христа (Бога). 10, 13. Жертвы идольские состоят из мяса; но ни идол, ни приносимая ему жертва ничего не значат: посему мясо не должно служить соблазном для другого, а кто соблазняется, с тем и не есть вместе. Кто знает, что язычники, принося идолам жертвы из мяса, приносили бесам, а не Богу ( 1Кор.10:20 ), отвергнувшему все жертвы (из мяса): тот служа Богу, а не бесам, не жертвами, а в духе и истине, может в память сего не есть мяса во век. Гл. 9. Ст. 6. Всякий имеет право трудиться из награды; следственно всякий имеет право и требовать от людей за труд награды: ибо тому, кто делает, воздаяние дается не по милости, а по долгу ( Рим.4:4 ). 15. Будь верен своим бескорыстным побуждениям, и не изменяй своей чести, удаляясь от того, что может быть вредно для твоего доброго имени ( 2Кор.12:17 – 8:20 и 21 сл.). 16. Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали только должное ( Лк.17:10 ). 18. Господь повелел проповедникам благовествования, жить от благовествования же ( 1Кор.9:14 ), но кто не пользуется сим правом, и благовествует безвозмездно, тому великая от Бога награда. 25, 27. Нет сильнее того, кто воздерживается от всего, и никому так не прилично воздержание, как подвижнику Христову. 25. В телесном упражнении кратковременная польза, а благочестие навсегда полезно; ибо ему принадлежит обетование настоящей и будущей жизни ( 1Тим.4:8 ). 24, 26. Смотрите за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но, чтобы получить полную награду ( 2Ин.1:8 ). Гл. 10. Ст. 3–4. Иисус Христос (для веры) есть (один и) Тот же, вчера и сего дня (в прошедшее и настоящее время), и во веки (до скончания века ( Евр.13:8 ); кто верует в Него, тот вкушает одну и ту же духовную пищу ( Ин.6:31 ), пьет одно и то же духовное питие ( Ин.4:11 – 6:47–51 – 7:38 ). 12. Один падает от неверия, а другой стоит верою; но кто думает о себе (гордится тем), что стоит, берегись, чтобы не упасть ( Рим.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Гл. 9, ст. 9–10. «Она (прежняя скиния) есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Слыша, что апостол считает несовершенными «дары и жертвы», «яства и пития, омовения и обряды», штундисты относят это к таинствам новозаветной Церкви, к жертве и трапезе Евхаристии, к водному крещению. Под «настоящим временем» они разумеют время господства православия, а под «временем исправления» время распространения своего «духовного» христианства. Посему в ответ православным миссионерам, когда последние доказывают несомненно божественное установление крещения и причащения, они говорят, что все подобное установлено до «времени исправления Однако апостол дает нам ясно понять, что под временем исправления он разумеет время пришествия Христова, ибо непосредственно, в ст. 11–12, присовокупляет: «но Христос, Первосвященник будущих блага, – однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление», – и далее, в ст. 14, говорит: «кровь Христа, Который – принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел». В том, что апостол называет вечным («вечное искупление»), мог ли он допускать еще какое-то исправление? Конечно нет, равно как не мог он знать и говорить о штундизме, который явился после него спустя 18 веков. Итак «время исправления» есть время пришествия Христа и с Ним – Нового Завета, сменившего и восполнившего Завет Ветхий. Соответственно этому нужно понимать и «настоящее время», о котором апостол говорит, что образом его была прежняя скиния: это есть время Ветхого Завета, время кровавых жертв, когда оскверненные очищаемы были кровью тельцов и козлов (ст. 13); оно называется здесь «настоящим», потому что при ап. Павле, писавшем это послание, существовал, еще и храм иерусалимский, и ветхозаветная обрядность соблюдалась, а Церковь Христова была в самом начале. Действительно, весь Ветхий Завет изображался в устройстве и расположении частей скинии (или храма), и то, что во Святое Святых («вторая скиния» ст. 7) даже первосвященник мог входить только один раз в год, знаменовало, что ветхозаветные средства очищения и оправдания были недостаточны и не могли открыть людям доступа в небесное царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Глава 31 Египет – гордый кедр Падение Египта здесь изображается в притче, за которою в XXXII главе последует плач над ним, как тоже сделано было относительно Тира, хотя там притча и плач слиты в одно. Сравнение близко к XVII, отчасти к XIX гл. и Дан 4 . Речь имеет поэтическое построение и делится на 3 строфы: ст. 2–9 описывают высоту и красоту несравненного, удивительного кедра; ст. 10–15 его падение и цель Божию при этом; ст. 16–18 следствия падения. Иез.31:1 .  В один­надцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Май 586 г. спустя немного менее, чем 2 месяца после предшествующей речи и за два же месяца до падения Иерусалима; следовательно, может быть, все еще под впечатлением отражения Н-ом фараона, шедшего на выручку Иерусалима. Иез.31:2 .  сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? «Народу его» – слав. точнее «множеству его», букв. сброду, толпе, причем разумеется разноплеменное войско фараона, главную силу которого составляли иностранцы; в дальнейшем тоже различается фараон и войско его: ст. 6, 12. – «Кому ты равняешь себя?» Кому из царств и царей. Далее нет ответа на этот вопрос, который повторяется и опять без ответа в ст. 18; а дальнейшее сравнение фараона с кедром имеет целью показать, что такого ответа и не может быть, что фараон ставит себя выше всех царей. Иез.31:3 .  Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и те­нистою ли­с­т­во­ю, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. «Ассур». Вместо ожидаемой речи об Египте, пророк говорит вдруг об Ассуре. Прежде эту странность объясняли тем, что пророк в судьбе Ассирии хочет дать предостережение Египту: если Ассур, такой воинственный кедр, погиб, то тем более Египет. Но ничем далее пророк не дает понять, что он хочет провести такую мысль; напротив дальше вся притча построена так, что сам Египет сравнивается с кедром. Посему в выражении: «Ассур был кедр», которое букв. с евр. будет «Ассур – кедр», видят теперь название особой породы кедра; действительно, у Ис 60.13 и Иез.27.6 есть название дерева теашур, (буква тав могла исчезнуть от соседства с похожей на нее ге предшествующего слова), которое в первом из указанных мест LXX переводят «кедр», а во втором, просто «дерево» (рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XLIV 1 . А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. 2 . Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся раб Мой, Иаков, и возлюбленный Израиль, которого Я избрал; „Возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион? вопрошает пророк в гл. 66-й (ст. 8). Образование народа Израильского в один день, в пустыне было чудом, совершившимся после прообразовательного крещения „в облаке и в море“ ( 1Кор. 10:2 ), когда беспорядочная толпа почувствовала себя охваченною живительною силою Духа Божия, почувствовала себя единым народом в общности веры и благодарности к Господу, что и выразилось во вдохновенной песни, записанной в XV главе кн. Исход. О чудесном образовании народа говорит и Моисей во Второзаконии ( Втор. 32:10–13 ): „Господь нашел этот народ в пустыне, в степи печальной и дикой.... и вознес этот народ на высоту земли“. К этому народу, созданному не обыкновенным историческим путем 1455 , а возникшему и введенному в число народов, с дарованием ему удела, по особой воле Божией, призывавшей его и к особой высшей духовной деятельности, – к этому народу обращены слова пророчества, напоминающие ему о том, что он создан и образован и избран по особой воле Божией 1456 . 3 . ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. 4 . И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Мы видели в конце 43-й главы (ст. 25), что Господь обещает Сам изгладить преступления человеческие; но народ Израильский лишается священства (ст. 28). От этого времени пророчества обращены ко всему человечеству, хотя чрез Израиля 1457 , из которого, как и прежде указывал Исаия, только остаток спасется 1458 . Поэтому слова ст. 3–4 наст. главы обращены к верующим Израиля, к тому „остатку“, который разнесет по всему миру благую весть о пришествии Еммануила и о спасении. Ст. 3 повторяет мысль, высказанную Исаией XXXII, 15: „Дух излиется на нас свыше“ 1459 . Вода на священном языке символ жизни, как мы видели выше. Очевидно, что это пророчество получило свое исполнение лишь после священной великой тайны Искупления, ниспосланием Утешителя, Духа Святого, на всех верующих в Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Наконец, «обращение народов к Господу» (2:2–4) служит к прямому раскрытию основной мысли пр. Исаии: «спасение Божие» не в силе земной, а в «правде»: сила правды такова, что покорит сильные народы, которые сами придут и обратятся к Господу (ср. напр. 45 кон.). Этого нельзя сказать об отношении пророчества Михея 4:1–3 ко всей его книге. Столь глубокое сходство отдела 2:2–4 с прочими частями книги пророка Исаии весьма странно было бы объяснять чрез чисто внешнее заимствование чужих слов и образов; напротив, такое сходство вполне понятно, если согласно со свидетельством написания, «видение» о «горе дома Господня» было самому пророку Исаии. Вскоре же за первым отделом пророк присоединил к нему вторую пророческую речь – «песнь о винограднике» (5 гл.). – «Воспою возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы», – начинает пророк словами Самого Господа (1 ст.). Господь все сделал для того, чтобы виноградник принес добрые грозди, но виноградник принес дикие ягоды (2). Посему, говорит Господь, «ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (3). Так как виноградник не принес добрых плодов, то он и будет оставлен в «запустении» и «зарастет тернием и волчцами» (4–6). Виноградник – дом Израилев. Господь ждал от Израиля, «любимого насаждения Своего», «правосудия, но вот – кровопролитие, ждал правды, но вот – вопль» (7). Постоянная забота их – о неправедных приобретениях; но за то многочисленные домы их останутся без жителей, и посеянное на полях даст им весьма немного (8–10). Они «с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (11 ст. ср. 23 ст.), «и цитра, и гусли, и тимпан на пиршествах их, а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» (12 ст.). «За то народ пойдет в плен за недостаток ведения (ср. Ос.4:6 ), и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (13 ст.),... в преисподнюю «сойдет слава их, и богатство их, и шум их, и все, что веселит их» (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

9. Благодать Божия есть сила Всевышнего, укрепляющая нас как в телесных, так и в душевных немощах. 9–10. Бог не попускает верующему в Него искушаться сверх сил, но с искушением дает и облегчение; кто чувствует в себе утешение благодати, тот в самых несчастиях и страданиях находит внутреннее удовольствие (выше 2Кор.4:8–9 ). 10. Страдающие за Христа и в немощи бывают сильны: злословят их, а они благословляют, гонят их, они терпят; хулят их, они молятся ( 1Кор.4:12–13 ). 16–17. Если собственным имением твоим помочь другому не можешь, то проси милостыню для других, но сам не пользуйся, и не полагай на себя подозрения (выше 2Кор.8:20 ). Гл. 13. Ст. 4. Как Христос, будучи распят по плоти, ожил Духом (силою Божиею ( 1Пет.3:18 ): так и мы хотя по плоти страдаем с Ним и умираем, но будем с Ним и живы живущим в нас Духом Его ( Рим.6:5 – 8:11 ). 5. Всякий может чувствовать в себе благодать Божию, если только он вовсе не забыл самого себя или есть не то, чем должен быть. Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его; а если Христос в нас, то хотя тело мертво по причине греха, но дух жив, по причине праведности живущего в нас Христа ( Рим.8:9–10 ). 7. Если учишь другого добру, то не ставь себя ему в пример, и не показывай, что ты хорошо знаешь самого себя: но учи его так, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя не тем, чем ты должен быть. Учи другого со смирением, чтобы он делал добро и тогда, когда почитает тебя самого несовершенным. 16 Из Послания Св. Ап. Павла к Галатам Гл. 1. Ст. 1 и 3. Иисус Христос есть Господь и Бог ( Ин.20:28 ); от Него спасение ( Еф.2:8 (благодать) и мир душе нашей. 4. Хотя мы от Бога, но все мы грешишки ( 1Ин.5:19 ), и настоящая жизнь (век) наша есть грешная; по расположению на злые дела мы сделались Божиими врагами ( Кол.1:21 ). Но Богу Отцу благоугодно было примирить нас с Собою смертью Сына Его И. Христа в теле чувственной плоти Его, чтобы представить нас святыми, и непорочными, и невинными пред Собою ( Кол.1:22 ; Тит.2:14 ). 6–9. Евангелие Христово состоит в том, что мы спасаемся благодатью Христовой только по вере в смерть Его за грехи наши ( Гал.1:4 ), и получаем все благодатные дары через наставление в вере, а не делами закона (ниже Гал.3:2 ). Кто смущает верных и хочет превратить сие учение Христово, тот должен быть отлучен от Церкви, кто бы он ни был.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.) Здесь Господь говорит 70-ти Апостолам тоже, что говорил ранее 12-ти. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл. Лк.10:13 . Гóре тебе, хоразине, гóре тебе, Вифсаидо: яко áще в тире и Сидóне быша силы были бывшыя в вáю, дрéвле ýбо во врéтищи и пéпеле седяще покаялися быша: Лк.10:14 . обáче тиру и Сидóну отрáднее бýдет на суде, нéже вáма. (Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.) По еванг. Матфею, такие точно слова были высказаны Господом после речи Его к народу об Иоанне, Его Предтече ( Мф.11:21, 23 ). Хоразин, Вифсаида, это были галилейские города, лежавшие недалеко от Капернаума (Галилея – одна из частей Палестины). Апостолы Андрей, Петр и Филипп происходили из Вифсаиды. Какие именно чудеса явлены были в этих городах, – в Евангелии нигде не сказано: так как о многих из чудес Христовых не сказано в нем, как говорит еванг. Иоанн ( Ин.20:39 ). Тир и Сидон, это были древние, богатые и славившиеся морскою торговлею, города Финикии, области, соседней с Иудеею, главною частию Палестины. Жители их отличались роскошью. Господь говорил, что даже привыкшие к роскоши и порочные жители и этих городов покаялись бы и обратились к вере в Бога и Спасителя, если бы в них сотворены были Иисусом Христом такие чудеса, какие Он сотворил в городах Хоразине и Вифсаиде (быша силы были бывшия в вас). Во вретище и пепле. Вретище, это широкая и грубая одежда бедных людей. Ее надевали и богатые в знак печали: при этом еще посыпали голову пеплом или пылью ( Иов.1:21, 2:12 ). Отраднее будет на суде и дал. Чит. в объясн. 5 ст. 9 гл. Лк.10:15 . И ты, капернаýме, иже до небéс вознесыйся, до áда низведéшися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

10–11. Иисус Христос смертию Своею на земле спас все народы, какие только можно представить в великом Божием творении, или на земном шаре. 13. Всякое доброе дело как начинает, так и совершает в нас Бог ( Флп.1:6 ). Бог усовершает нас во всяком добром деле во исполнение воли Его ( 1Фес.4:3 ), производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ). Гл. 3. Ст. 2–3. Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). 5, 8. Кто последует Иисусу Христу, тот отказывается внутренне от знатности рода и всех внешних пред другими преимуществ ( Мк.8:34 ). 12–15. Не почитай себя совершенным, доколе находишься в сем смертном теле; все совершенные забывают прежние свои добродетели и простираются вперед, доколе не соединятся со Христом в вечности. 16–17. Для Христианина главное правило подражать во всем Иисусу Христу ( Флп.2:5 ; Мк.8:34 ) и Его последователям. 18–19. Все лжеучители, которые вводят пагубные ереси, и отвергаются искупившего их Господа, готовят сами себе скорую погибель: они – враги креста Христова – полагают удовольствие во вседневной роскоши; сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:1, 13, 14 ). 19–20. Кто воскрес со Христом, тот не мыслит о земном; он ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ). 20. Не для сей временной, но для будущей вечной жизни мы созданы. Жизнь наша на небесах есть истинное наше сокровище, а где сокровище наше, там должно быть и сердце наше ( Мф.6:21 ). Гл. 4. Ст. 6. Кто помышляет о смерти, или о близкой кончине мира, тот ни о чем не заботится, во всем поступает благоразумно, и бодрствует в молитвах ( Иак.5:7 – 2Пет.3:8, 9, 11–12 ). 7. Помышление о будущем блаженстве праведных утверждает сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе ( Рим.8:35 ). Блаженное состояние (мир Божий) в будущем веке превышает всякое человеческое помышление ( 1Кор.2:9 ), и всякий имеющий сию надежду быть подобным Богу, очищает себя от грехов, так как Бог чист ( 1Ин.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Гл. 13. Ст. 1. Бог управляет человеками видимо посредством царей земных и поставляемых от них правителей; все существующие Власти от Бога учреждены. И так будьте покорны всякому начальству для Господа: и царю, как верховной власти, и правителям, как от него посылаемым для наказания преступников, и для награждения делающих добро ( 1Пет.2:13–14 ). 4–6. Начальникам должно повиноваться не только из страха наказания по законам, но и по совести, зная, что они Божии служители на добро. 8–9. Гражданские законы или законы общежития, которыми охраняются все права наши личные, и по имуществам, основаны на законах, написанных в сердцах наших ( Рим.2:14 ). Посему лучше тот делает, кто, не боясь никаких положительных наказаний, следует внутреннему закону любви, и чего себе не хочет, того другому не желает ( Рим.2:14, 27 сл.). 14. Любовь к самим себе нам врождена Богом, и никто никогда не имел ненависти к плоти своей, но питает и греет ее ( Еф.5:29 ); только попечения о плоти не должно простирать до похотей ( 2Пет.2:12 . Иуд.1:10, 12 сл.). Гл. 14. Ст. 1–23. Христианину дозволяется всякая пища и питие ( 1Тим.4:4–5 ), только бы эта свобода не послужила к питанию страстей. Но между Христианами есть слабые ( Рим.14:1 ): посему должно остерегаться, чтобы слабых не соблазнить пищей ( Рим.14:15 ). Один уверен, что нет ничего в самом себе нечистого ( Рим.14:14 ), и употребляет все в пищу ( Рим.14:2 ); но другой будучи слабее, ест только овощи ( Рим.14:2 ). Если ты знаешь, что брат твой соблазняется мясом или вином, то не полагай претыкания твоему брату сей пищей и питием ( Рим.14:21 ), кольми паче не укоряй его ( Кол.2:16 ), как слабого. Всякий поступай по удостоверению ума своего ( Рим.14:5 ): ты, например, судишь о всяком дне равно ( Рим.14:5 ), и не разбираешь дней, а постишься всякий день, – хорошо делаешь; а другой отличает день от дня и в одно время ест мясо, а в другое овощи, и он не худо делает ( Рим.14:6 ). Ты когда ешь мясо или пьешь вино, благодаришь Бога, и другой, который ест только овощи, благодарит также Бога ( Рим.14:6 ): следственно каждый из нас сыт ли, или голоден, для Господа сыт и голоден. Одним словом: пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли, ничего не приобретаем от того; не едим ли, ничего не теряем ( 1Кор.8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010