На основании сего умеющие правильно судить, таким образом при­меняясь к нуждам, прекрасно пользуются рамками законов для дел благотворительности, не отменяя эти законы и не порицая установи­телей их; но там, где невозможно было бы согласовать букву закона с данным положением и с разумностью и просто с благом и пользою, они скорее руководствуются тем основанием, что так поступил бы и сам законодавец, если бы присутствовал при этом, и, даже не при­сутствуя, судил бы в пользу поступающего благостно и мудро. Мы же допускаем и здесь преимущество Господа и распорядок обоих законов; вы же никогда не познаете его, меньше всего видимого для таковых, как вы. Итак, вы порицаете таким образом Самого Творца и Хранителя закона; вы же, уцепившись за узкое значение слов, в чем отнюдь нет нужды, обнаруживаете для многих бессмысленную ревность,-хвалящих вашу стойкость, не замечая истинного смысла вещей и питая злобу на совершающих прекрасным образом дела милосердия, держитесь буквы закона; долженствовавшая же польза от закона заключалась в том, что в некоторых случаях следовало строго держаться предписаний, а в других — уступать чувству люб­ви и нужде; здесь же у вас (в отношении Ирода) отвергаются и бук­ва закона, и цель законодавца и теряется сама присущая естеству справедливость, так что она приспособляется к Ироду в том, чтобы он противозаконно взял себе в жены бывшую раньше супругой сво­его брата, хотя и оставившего ей семя, и это не кажется вам ни чудовищным, ни недопустимым, а затем вы, вероятно, радуетесь вместе с безрассудно убивающим Крестителя, к которому он рань­ше благоволил и который не сделал ничего дурного, и к одному злу прибавившим другое зло, еще более тяжкое, — мстя Крестителю, как сочетанному с Христом и родственностью, и своим духовным расположением, и преследуя Самого Иисуса, и боясь Его, и открывая двери для умышленного убийства Его. 8. Таковой они разожгли адский пламень для своих душ и для всего их рода; царь же Ирод огорчился требованием убийства Крес­тителя, по причине же клятвы и совозлежащих гостей не захотел отослать дочь Иродиады ни с чем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

7. Итак, справедливо Владыка наш порицал нарушителей зако­нов, которые лицемерно выдавали себя за хранителей их, за то, что они, «оцеживая комаров, поглощали верблюдов людей простых», и то — будучи в гораздо большей степени виновными, чем те простые люди, потому что и сами во множестве и сознательно согрешали, и другим допускали грешить, когда было возможно воспрепятство­вать им это делать; порицает их и за то, что они, воздавая десятую часть даже от малейших плодов, превосходящими меру штрафами за провинности лишали бедных, вдов и сирот их домов и подобно врагам грабили их. О, «мудрые» блюстители совершенства в от­ношении хранения закона, вы вопите на Христа, обвиняя Его в на­рушении субботнего покоя тем, что Он в субботу очистил (исце­лил) прокаженного, и в субботу дал зрение слепому, и пригвожден­ному в течение долгого времени к одру болезни и расслабленному влил в субботу силу ходить, Ироду же попускаете, льстя ему, чело­веку, до такой степени ужасно нарушающему закон и душевно гу­бящему свою возлюбленную? Признаете ли вы, снисходя, что это сожительство законный брак, или же, несмотря на то, что он не по­слушался вас, вы не вознегодовали на него и не отлучили его от общения с чистыми, но еще и разделяете с ним пиршество и иные вещи? Считаете ли вы, убогие, оказание помощи несчастным за на­рушение закона относительно субботы? Не сам ли Моисей, законоположивший субботний покой, так же поступил бы по милосердию? Потому что в этом понимании он поставил закон и не имел целью делать людей вместо боголюбивых бесчеловечными, потому что в таком случае он не был бы Моисеем, ни вдохновленным Богом; если же, законополагая о субботнем покое, он не присовокупил: «За исключением, если бы кто возмог дать зрение слепому и благодетельствовать подобными великими делами», — то так поступают и все законодавцы, допуская желающим право судить и умеющим, соображаясь с обстоятельствами, приспособлять законы, каковые об­стоятельства невозможно было бы ввиду их множества и неисчис­лимости ни хорошо собрать вместе, ни обозначить их письменами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Приведем пример этого рода из Священного Писания. Нечестивый вавилонский царь Валтасар давал пир своим вельможам и пил вино пред глазами тысячи людей. Выпивши вина, он приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые отец его Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского, приказал принести их, чтобы из них пить... Таковы бывают во все времена выдумки пьяного, у которого в голове не остается здравых мыслей, а есть желание чем-нибудь странным и безумным выказать свой разум. Тогда-то явилась огненная рука и написала пред Валтасаром на стене, что царство его погибнет, что определение об этом Всевышнего уже состоялось (Дан. гл. 5). Другой нечестивый царь египетский Птоломей Филопатор имел в своем царстве многих благочестивых евреев. Он знал, что они сохраняют ему неизменную и совершенную верность. Но во время вечери, опьяненный вином, он изрекает клятву, что немедленно предаст их гибели, всех поголовно. Такова бывает жестокость и безжалостность человека, покорившегося вину... Только явление страшных небесных ангелов спасло невинных евреев (3 Макк. 5-6). Таковы примеры из Писания. Нужны ли еще примеры из жизни, нас окружающей? Сколько убийств, грабежей, краж совершается под действием вина! Дети подымают руки на родителей, мужья на жен, братья на братьев. Сосчитано, что из сотни всех преступлений, за которые люди содержатся в тюрьмах и присуждаются к ссылке, из сотни таких преступлений, по крайней мере, 75 всегда совершаются вследствие пьянства. Вот какие плоды винопития! Вот какая радость врагу рода человеческого доставляется теми, кто упивается вином, кто угощает до опьянения вином и кто торгует вином на погибель душ христианских! Горе миру от соблазнов, но горе, и великое горе, и тому, чрез кого соблазн приходит! Если же подобные пиршества так соблазнительны и могут быть поводом к большим злодеяниям, не лучше ли совсем не заводить их? Нет! Общительность, гостеприимство, взаимные угощения - это добрые качества; они выражают любовь к ближнему. Но зачем при этом угощать друг друга до пресыщения и тем более - неотвязчиво угощать вином, когда видишь, что твой собеседник и без того уже довольно нетрезв! Подобные угощения - уже не добродетель, а очевидное злодеяние. Начиная от хозяина до гостей, все должны заботиться, чтобы собрание их было чинно, разговоры благоразумны, поучительны для младших, самое употребление пищи и вина умеренно. Только такие пиры еще можно допустить, как выражение взаимного согласия и любви. Если же хотите, чтобы ваши пиршества были приятны Богу и душеполезны, угощайте на них бедных, которые нуждаются в нашей помощи; такое угощение не пропадает даром. Егда твориши пир, учит Господь, зови нищыя, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздастжетися в воскрешение праведных; тогда наградит тебя праведный Судия (Лк. 14, 13-14).

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/10/...

Следовало любить обличающего, а не убивать, как полагает Соломон , чтобы тебе не услышать этих слов: « А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду» . Если же, связанный клятвою, ты предпочел убийство, чтобы избежать позора клятвопреступления, все-таки нужно было мыслить по-царски, праведным разумом совершить выбор и предпочесть лучшее, когда тебя смущало безумие. Ибо кто принудил его вначале поклясться? Что связывает страстный танец девушки и убийство пророка? Что объединяет ярость и благоразумие? Если же клятвы были причиной, как он считал, то не следовало пьяному принимать такое решение. Ведь следовало веселиться, а не убивать, что совершенно неуместно и безумно. Требовалась трезвость и рассудительность. Дело не в том, что случилось прежде. Но если твое зло до этого оставалось скрытым, то ты сам показал его через убийство, обнажив свое беззаконие. Зачем, будто для собственного обличения, торжественно вносить голову тайно удерживавшего от блуда? Но, обличаемый в сладострастии, ты убиваешь. О человек, ты нарушил порядок гостеприимства. Вместо угощения ты приготовил гостям огорчение. Что делаешь, несчастный? Вместо пищи приносишь такую приправу – главу Крестителя! Что ты разливаешь гостям это неразбавленное вино? Вот какой напиток царь наливает своим советникам! Или не видишь, сколь великое зло есть пьянство и сладострастная жизнь? Отрезвись, если хочешь, немного и пойми, что, когда в дело вмешивается ярость, нельзя уничтожить внутреннего человека или накормить внешнего. Ты же от изобилия, подчинив ум всему этому, поработил и помышления души. Две самые главные страсти среди всех наших страстей выделяют умудренные в этом: гнев и похоть. Каждая из них в тебе правила с неестественной тиранической силой. Похоть и без всяких ухищрений по правилу осады захватила крепость твоего разума и стала руководить твоей обезглавленной душой. А гнев до такой степени тебя поработил, что вытолкнул в преддверие ада до последней Харибды зол. Разве не таков путь совершающих беззаконие? Или ты думаешь, уловленные правосудием и обреченные на муки наказываются по-другому? Давайте снова послушаем Святое Евангелие: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду» .

http://bogoslov.ru/article/4763356

4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имею­щих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства 11 , он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Пред­течею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже ни­кому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Сво­их учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал со­образен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надруга­тельства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное при­надлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине за­долго таким образом было предсказано), 12 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание про­истекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сего­дняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страда­ния, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыс­лах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нару­шить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против зако­нов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удов­летворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 13 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действитель­но, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имеющих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства, 668 он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Предтечею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже никому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Своих учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал сообразен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надругательства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное принадлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине задолго таким образом было предсказано), 669 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание проистекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сегодняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страдания, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыслах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нарушить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против законов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удовлетворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 670 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действительно, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Таким образом, Божий план в отношении людей не осуществился, по доброте Его, поистине, весьма сущий по сердцу Ему и имеющий снова осуществиться, встречающий же препятствие, как это видится, в порочности людей тем, что, находясь в этой плоти на поприще жизни, они возбуждали негодование Божие к проявлению ими не добродетели, а зла, и всюду выставляли прародительский грех как предлог и начало своих личных грехов, – так, чтобы результат отвечал основному положению и плод – семени; и лишь весьма редкие по всей земле следовали природному закону доброй нравственности, да и после Моисеева закона не многие утвердились в нем, потому что многие среди иудеев, именно огромное большинство их, своими делами бунтовали (φηνιξοντος) против него, хотя и гордились верою, что он – божественный; следовало же, чтобы для тех, которые представлялись усердными, был отменен приговор, вынесенный всем недугом семени, впрочем же – и для «хромающих» (имеющих недостатки) в отношении являемого усердия в жизни: потому что одни, ведя хороший образ жизни, не веровали, а другие хотя и верили, но вели дурной образ жизни. И таковое злостное безрассудство людей, нашедшее сотрудника, а лучше сказать, на свое несчастье бедственно усвоившее для себя лукавство (зло) отступившего от Бога естества, 701 само, в свою очередь, стало сотрудником его в позоре отношения своего к Творцу, и возрадовался лукавый, чтимый несчастными людьми вместо Бога: потому что не небо, не звезды, не стихии стали почитаемы ослепшим человеческим родом, и не твари, которые были ниже их по природе, – потому что даже до таких крайностей дошла слепота людей, – и не радовались оные таким образом чтимые и не знали того, что их почитают, да и не могли чувствовать, оказывается ли им или не оказывается какая честь, – но под видом всей этой твари был почитаем оный (лукавый) и лукавое сборище, отпавшее вместе с ним. Он был радующимся, злостно и достойно его радуясь тому, что такое множество людей принял в общники своего собственного бедствия; потому что эта его радость была радостью злорадства и преизбытком лукавства и всего того, что было к лицу отцу лжи и всякого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать сообразно существу своему и цели бытия своего? Подобные вопросы, которые так неотразимо теснятся в душу в часы уединенной беседы с своею совестию, всегда оставались и всегда останутся неразрешимою загадкою для человеческого разума. Правда, Господь Бог, благоволивший искупить нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он послал нам «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир», открыл нам цель бытия нашего на Себе, указал прямой и верный путь к ней в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, гладких и приятных для вида. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемою завесою смерти, а наслаждения и блага мира всегда перед глазами нашими. Праведники чаще всего проводят жизнь в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при сем обольщении! Сколько потребно мужества, чтоб устоять против сих козней вражиих! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, всею силою духа устремиться к невидимому! И вот, милосердый Господь, для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в жизнь будущую, в нетлении тел св. угодников Своих благоволит являть нам видимое и осязаемое доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, творящих волю Его. Теперь мы не веруем только, а и видим, что не один конец праведному и грешному, что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешников зрят прямо во дно адово. Стоя при гробе праведника, нельзя поколебаться в выборе между путем добродетели и спасения и путем порока и погибели. И неразумный скажет, что лучше блаженствовать вечно, нежели вкушать временную греха сладость. III. Так много милости, любви и снисхождения являет нам Господь, прославляя в церкви Своей благоугодивших Ему праведников нетлением их св. мощей. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. II). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10 . К этому, о, блаженне Христов Крестителю и Предтече, сего­дня мы вместе сходимся, слушатели твоего гласа, и прежде, чем ус­лышать Слово, начавшие взирать на Истину, отражавшуюся в тебе, Светильнике, прежде, чем полностью воссиял свет; потому что не как с давно отошедшими, но как бы со всеми присутствующими в настоящее время мы внимаем тебе, и ныне, как бы при твоей кончи­не, твоем переселении отсюда, и мы теперь присутствуем не вместе с Иродом и его сотрапезниками, не вместе с палачом, не принимая в дар твою священную главу в вечное возмездие (да не будет!), 23 но соединяясь вместе с твоими учениками и последуя им, скрываю­щим под землю твое мертвое тело, скорбя вместе с ними, удручен­ными до последней степени слухом о твоей несправедливой кончи­не; воскормленные твоим крещением и твоими словами о Владыке, слыша и видя тебя, они радовались, имея в тебе руководителя к спасению, явленного от Бога по всей стране той, и теперь справед­ливо скорбели, лишившись такого великого блага; вот, мы вместе с ними и находимся; по правилу же священной любви жалеем убииц, хотя и весьма, весьма дурных людей; а затем мы сорадуемся с то­бою относительно твоих счастливейших уделов и в твоем рожде­нии, и в жизни, и в кончине как сущих во всем по Богу и ставших, поистине, общей сокровищницей благ для человечества, радуемся же и нам самим, получив вместе с ними такого великого наставника и попечителя, и твою кончину признаем за достояние твоих чад, потому что ты не меньше продолжаешь жить ими, хотя и находишься в другом месте, и, как бы присутствуя и будучи с ними, услаждаешь их повествованиями о твоем житии, и направляешь свыше твоим руководством, и окормляешь их, имея возможность умолить Все­могущего в силу твоего благословенного и великого дерзновения. Сообразно сему мы чтим этот день; соответственно сему и было про­изнесено это (наше) слово. 11 . От нас отнюдь не осталось скрытым то, что ты бы желал, что­бы мы, чада твои, воздали тебе с нашей стороны при этих песнопе­ниях и священных гимнах, без наличия чего ты не будешь рад этим приношениям тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

28 И, поистине, потому что отверзлось Царство, Он уже вводит в него кающихся; ты же уготовал их для этого покаяния, так что сразу же для них было отверсто и будущее Царство; потому что в прежнее время покаяние не означало непосредственно следова­ния в Царство и не имело благополучного завершения (потому что путь к нему был закрыт твердейшей преградой вследствие падения Первых Людей), 29 но было как бы некоей масличной ветвью, 30 прино­симой исправившимися в своем образе жизни ради стяжания благо­воления от справедливо наказующего Бога, молящих о том, чтобы не была презрена их личная правда из-за общего греха человечес­кого рода, в каковом грехе, еще и не родившись, они должны были участвовать как имеющие прозябнуть из таких семян; и прекрасно поступая, они таким образом мудрствовали и явились провозвестителями имеющей самим делом последовать милости Божией, которой и обращается Давид, говоря: «Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася», 31 – явления, которые в прошлое время сто­яли в расстоянии друг от друга; когда же преграда была убрана в результате Божиего Воплощения и вместе с тем сильнейших и муд­рейших действий Домостроительства, то уже для кающихся стало близким стяжание Царства, и получение его в каждом отдельном случае принадлежит власти желающих покаяться; и поэтому ты, конечно, обещал всем близость Царства, чтобы с большей готовно­стью люди шли к покаянию, поскольку уже не откладываются блага, проистекающие от него и имеющие принадлежать им; покаяние же сразу в каком-либо падении способно не только освободить от по­винности и отверсти врата спасения, когда правильно совершается все то, что требуется для истинного покаяния, но и делает покаяв­шихся более твердыми на будущее в силу обитания благодати в очи­щенных (покаянием), как и, наоборот, отступающей от человека, когда кто неисправимо пребывает в рабстве злу, и тогда, по необхо­димости, такой человек впадает во многие худшие грехи, что и слу­чилось с Иродом; потому что если бы, убеждаемый твоим советом, он без оглядки убежал от позора своего распутства, то ему, остав­ленному (Божией благодатью), не случилось бы встретиться с таким множеством зол

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010