Но как же это они допустили ему, с пренесением жертвы, торже­ственно праздновать день своего рождения, в таком большом числе будучи гостями на его пиршестве? Почему не запретили ему учас­тие в жертвоприношениях, чтобы в силу этого дать основание пре­любодейке увидеть, что нарушение ею и Иродом закона видится не только возлюбленному Иоанну, но и гораздо большему числу лю­дей, которых не было бы справедливым вводить в заблуждение? Но тем, что они молчали и покровительствовали беззаконию, этим они устраивали засаду для праведного и мудрого хранителя законов, которому и не было такой необходимости, сколько им, бороться за законы, побуждаемому боголюбивым благоволением (к Ироду) и желавшему спасти души заблуждающихся, и Ирод, таким образом, терпел Иоанна, отечески советующего ему, и уважение его к добро­детели мужа в течение долгого времени преимуществовало над раз­нузданной страстью в нем и над благоволением его к общнице стра­сти, побуждавшей его не только не слушаться Иоанна, но и убить его; и под ее более сильным нажимом он, угождая ей, действительно заключил праведника в темницу; заключил, но не убил и не должен был бы убить, если бы позднее не стеклись для этого все обстоя­тельства, когда настал благоприятный день для увенчания правед­ника, а также приключившийся для гибели беззаконствующих, так, что вместе с разнузданным беззаконием они стали повинны и в убие­нии желавшего их спасти и очистить (от греха). И, конечно, Бог был силен, если бы пожелал все это дело сразу же прекратить, как и послать легионы ангелов, и разрушить весь город; но как при затме­нии солнца, которое не терпит от этого никакого ущерба, земля по­гружается в мрак, и это происходит по известным законам и распи­санию, 14 так и то, что произошло с Иоанном, было определено издавна, и единым движением Бог совершил и награды пророку за доброде­тель, и Ироду возмездие, соответствующее его преступлению; и Он не насиловал воли ни первого в отношении благочестия, ни второго в отношении противоположного сему, так что и у того и у другого поступки были по их воле, и то, что они сами избрали для себя, то и определил Он им; так что ни для Иуды не могло послужить в извине­ние то, что Христу должно было пострадать, и не ради спасения лю­дей – каковая была цель у единого Владыки, – но по злобе и завис­ти и любви к славе и деньгам предал он Учителя, и вместе с хлебом принял в себя сатану, вошедшего в него; не тогда, впервые пытающе­гося войти в него, но тогда, впервые вошедшего в него, он утвердил в себе; что вместо того, чтобы принять благодать, случается и со всеми недостойно причащающимися Божественных Тайн, и если кто нахо­дится в числе отвергавших их. Так и здесь то, что должно было Иоан­ну увенчаться за мученичество, не уменьшает вину убийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Удивительно то, что при такой бедности она не скрыла, что именно у нее оставалось. А сколько ныне людей, у которых золото и серебро чуть не валяются, где попало, на приглашения оказать помощь ближним отвечают отказом, ссылаясь на то, что у них нет ничего; если же при неотступных просьбах и согласятся дать, то предварительно составляют записи крепче железа и берут с должника обязательства с ответственностью поручителей и свидетелей? А вот вдова с первого же слова не отказалась, что есть у нее горсть муки. Что же затем пророк? Поскорее, говорит он ей, сделай из этой муки хлеб, но сначала для меня, а для себя с детьми сделаешь уже потом. Искушением было для нее это слово, испытанием для ее сердца, пробным камнем для ее воли. Как будто самое сердце этой блаженной женщины было положено на весы и взвешивалось. Куда склонится чашка весов? Любовь ли к собственным детям возьмет в ней верх, или долг гостеприимства по отношению к пророку? И она предпочла стеснить себя и своих детей, но принять пророка. Как будто знала она, что «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка. ...И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, не потеряет награды своей» ( Мф.10:41–42 ). Но что означает то обстоятельство, что пророк просил ее поспешить, сделать для него хлеб поскорее? Неужели он был настолько голоден, что нуждался в поспешности? Нет, конечно. А эта поспешность должна была свидетельствовать об ее усердии, о доброхотности и теплоте ее гостеприимства, об отсутствии огорчения или принуждения. «Ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор.9:7 ). Поскорее сделай – сначала мне, а потом себе и детям своим. Поспеши, как Авраам при посещении ангелов поспешил к стадам своим, чтобы выбрать ягненка для их угощения, и как Сарра поспешила к своим запасам, чтобы получить (за то) хлеб, скрывавшийся в небесах. Поспеши и принеси, как Авраам, жертву Богу, не себе прежде, а потом – мне, как Каин и Офни и Финеес, сыновья первосвященника Илии, которые святотатственно забирали себе начатки из приносимых Богу даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Песнь 6. Ирмос: Очисти мя, Спасе,/многа бо беззакония моя,/и из глубины зол возведи, молюся,/к Тебе бо возопих, и услыши мя,/Боже спасения моего. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Смилуйся надо мной, Спаситель, –/ибо многочисленны беззакония мои, –/и из глубины зол изведи, молю;/ибо к Тебе я воззвал, – и Ты услышь меня,/Боже спасения моего! О заповедех закона бедствуяй, блаженне,/обличеньми наказуеши беззакононавшаго:/не был бо еси трость, вражиих ветров колеблема дуновеньми. За заповеди Закона бедствуя, блаженный,/ты обличениями наставляешь беззаконие сотворившего:/ибо не был тростником,/ветров враждебных дуновениями колеблемым. Кровию заклания глава каплющи твоя,/принесеся блудным повигом вместо мзды,/Ирода обличающи и по кончине, яко естество смесивша. Крови заклания капли/источающая глава твоя,/принесена была за блудные подвиги в награду,/и по кончине обличая Ирода,/как естество замутившего. В пустынях ходя, власы велбужи покрываемь,/во овех убо яко светосиянно жил еси царски,/во овех же, яко царску обнося красоту,/над страстьми воцарился еси. В пустынях скитаясь,/шерстью верблюжьей покрываемый,/ты обитал там как в чертоге светозарном,/власяницу же носил как царский наряд,/над страстями своими воцарившись. Богородичен: Да избавимся от лют прегрешений молитвами Твоими, Богородительнице Чистая,/и да улучим, Пресвятая, Божественное сияние/из Тебе неизреченно воплощеннаго Сына Божия. Богородичен: Да избавимся от тяжких согрешений/мольбами Твоими, Божия Родительница Чистая,/и достигнем, Всесвятая, Божественного озарения/из Тебя неизреченно воплотившегося Сына Божия! Ин. Ирмос: Якоже пророка избавил еси/из глубины преисподния, Христе Боже,/и мене от грехов моих избави, яко Человеколюбец,/и управи живот мой, молюся. Канон 2. Ирмос: Как пророка избавил Ты/из бездны глубочайшей, Христе Боже,/и меня от грехов моих избавь, как Человеколюбец,/и направь жизнь мою, молю! Усечение честныя и всехвальныя твоея главы, Предтече Христов, почитающе,/славим твою приснохвальную и всемирную память, преблаженне.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Отсечение почитая священной и всехвальной/главы твоей, Предтеча Христов,/мы славим твою всегда хвалы достойную/и всемирную память, преблаженный. О, сквернаго гощения! О, горькаго рождения!/О, пиянства сквернаго Ирода беззаконнаго!/Содержим бысть к беззаконию и обличаемь,/Пророка убити поучавается. О, скверное угощение!/О горький день рождения!/О пьянство Ирода распутного, беззаконного!/Он, державшийся беззакония и обличаемый,/убить пророка замышляет. Плясавши новая египтяныня посреди пира сквернено, главу испроси,/сея обличившую родительницу и Иродову наложницу. Сплясав среди пира непристойно,/новая египтянка испросила главу,/обличившую ее родительницу/и Ирода наложницу. Богородичен: Иже ныне Сын Девы, первее Сын Отеч показася,/не ин разумеваемь, от видимаго,/аще и пребысть един во обою совершен. Богородичен: Ставший ныне Сыном Девы/прежде того Сыном Отца явился,/познаваемым не как отличный от Видимого:/ибо Он пребыл единым/и в двух естествах совершенным. Катавасия: Воднаго зверя во утробе/длани Иона крестовидно распростер,/спасительную Страсть проображаше яве./Тем, тридневен изшед,/премирное Воскресение прописаше/Плотию пригвожденнаго Христа Бога/и тридневным Воскресением мир просвещшаго. Катавасия: Во утробе морского зверя/Иона крестообразно руки распростер,/ясно прообразовав спасительное страдание;/выйдя же оттуда спустя три дня,/предначертал сверхъ-естественное воскресение/Христа Бога, пригвожденного плотию/и восстанием в третий день мир просветившего. Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродия,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Что за безумие? Кто научил тебя так оскорбить Бога и омрачить веселие убийством? Погубив Крестителя, ты думал устранить вместе с ним и обличение, но Предтеча, вселившись в могилу и скрывшись под землей, ничуть не меньше прежнего дважды обличает твой двойной грех. Ты думал, что после этого убийства твоя страсть усилится, еще сильнее воспламенится нечистая похоть, разжигающая постыдное удовольствие. Это доказывает то, что ты не сразу отверг эту нечестивую просьбу и не воспрепятствовал ей, и не возмутился, оскорбившись бесстыдным требованием танцовщицы, и не возопил: «Горе мне, если за краткое и ничтожное удовольствие дам столь великую награду, которой нет ничего равного в царской сокровищнице». Почему ты, царь, воспрянув духом, не отказал девице, говоря: «Клянусь Богом Моисея, не дам! Не уплачу такой цены за краткое ничтожное зрелище». Согласно книге Притчей, « цена блудницы равна цене одного хлеба» . Итак, не отказав, ты согласился. А следовало громко и скорбно воскликнуть. Отказавшись от клятвы, ты без труда устранил бы и опасность клятвопреступления. Каким образом? Отказавшись от принесенной клятвы! Не исполнять такой клятвы ценой крови Предтечи и Пророка, не взирая на обличения, есть признак мужа трезвенного, но ты не опечалился и, что еще хуже, согласился. Это показывает, что, клявшись, ты страстно желал смерти Пророка. Не будучи в силах, а лучше сказать, не пожелав осознать совершаемое, он немедленно приказал отсечь мечем главу, доныне обличающую его в величайшем беззаконии. Следовало не клясться поспешно и под действием вина, но грозно и строго взглянуть на наглую соблазнительницу и выражением лица испугать злую девицу так, чтобы у нее в глазах помрачилось, и эта бесстыдница не совершила дурного. Но ты поступил иначе, охотно предоставив свой слух бесноватой, чтобы она, а лучше сказать, другая через нее, попросила плату за позор. Так был уловлен царь Иудейский. Так был сражен его нетвердый разум. Демон пьянства довел его до такого жалкого бесчувствия, что заставил отсечь голову, которую не смогли долго содержать земные недра и которой, еще источающей кровь, не устрашился Ирод, когда видел ее, положенную, как пищу, на блюде.

http://bogoslov.ru/article/4763356

Слава, и ныне, Богородичен: Яко Деву и едину в женах, Тя, без семене рождшую Бога плотию,/вси ублажаем, роди человечестии:/огнь бо вселися в Тя Божества,/и яко Младенца млеком питаеши Зиждителя и Господа./Тем, ангельский и человеческий род, достойно славим пресвятое рождество Твое/и согласно вопием Ти:/моли Христа Бога согрешений оставление даровати/покланяющимся верою пресвятому рождеству Твоему. Слава, и ныне, Богородичен: Тебя, как Деву и единственную среди жен/без семени родившую по плоти Бога,/мы все, племена человеческие, блаженной именуем:/ибо вселился в Тебя Огонь Божества,/и Ты как Младенца молоком питаешь Творца и Господа./Потому сонм Ангелов и мы, человеческий род,/достойно славим пресвятые роды Твои/и согласно взываем Тебе:/“Моли Христа Бога согрешений отпущение даровать/поклоняющимся с верою пресвятому Его рождению от Тебя!” Песнь 4. Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. Песнь 4 Канон 1. Ирмос: Ты – моя крепость, Господи,/Ты – и моя сила,/Ты – мой Бог, Ты – моя радость,/не оставивший недр Отеческих/и нашу нищету посетивший./Потому с пророком Аввакумом возглашаю Тебе:/“Слава силе Твоей, Человеколюбец!” Не могий терпети обличения дерзости,/иже закона томлением повинный,/ни дерзость благочестия, иже скверными сластьми растленный,/связав, блюдяше невещественно Горним прежде конца ликом совокупляемаго. По закону повинный наказаниям,/в распутных наслаждениях погрязший,/не вынеся ни строгих обличений,/ни дерзновения благочестивого,/связав, держал в темнице того,/кто с невещественными вышними хорами/еще до кончины сочетался. Душевредным пиянством и разжжением блудным поболев,/отдан окаянный, отроковицы плясанием ножным связан,/убийца Пророка бывает./Зачат бо пиянство блуда матерь и лютое беззаконие породи. Душегубительным пьянством/и разнузданной страстью заболев, злосчастный,/оказался плененным шумом пляшущих ног/и стал убийцею пророка./Ибо зачал он пьянство – мать распутства/и страшное беззаконие родил.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

И столь прекрасного, столь сильного и столь святого мужа его собственная жена, связав как врага, предала иноплеменникам. Но как же женщина могла одолеть столь сильного мужа? Она воспользовалась его добротою, ночью выведала от него его силы и затем нагого связала его крепкими ремнями. Не даром Премудрость возвещает тебе: «от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» ( Мих.7:5 ). Какой, скажи мне, зверь и когда замышляет что-либо подобное на своего самца? Какая змея ищет погубить своего супруга? Какая львица готовит смерть своему самцу? Видишь, как истинны слова Премудрости: «нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости» женской ( Сир.25:17 )? Одним словом, кто имеет злую жену, пусть так и знает, что это ему награда за беззакония. Это опять подтверждается Премудростью: жена злая мужу беззаконному дана будет за его злые дела. Закончим же этим свою речь о злой жене. 2. Мы должны вспомнить и о добрых женах, особенно ради присутствующих здесь. Ведь добрые женщины смотрят на добродетели добрых, как на свои, и труды их почитают достойными увенчания наравне с собственными. Как на образец доброй и страннолюбивой женщины укажем на блаженную Сонамитянку. Она, с согласия мужа своего, устроила в своем доме приют для Елисея, где он мог беспрепятственно отдыхать после своих странствований ( 4Цар.4:8–10 ); здесь для него была приготовлена постель, поставлены светильники стол: постель не без покрова, но с приличным для пророка одеянием; светильник не без света, но с елеем, поддерживавшим свет; стол не без хлеба, но с обильным угощением. А что сказать о той блаженной вдовице, которая приютила у себя пророка Илию? Ничто не помешало ей оказать гостеприимство пророку, так как при своей бедности она была богата добрым расположением. А она была столь бедна, что у ней не было ни хлеба, ни вина, ни похлебки, ничего решительно из произведений земных: ни плодоносное поле не приносило ей семян хлебных, ни виноградник не производил для нее своих сладких гроздий, ни плодовое дерево не доставляло ей осенью своих сочных плодов; да и чего же можно было ожидать, когда у нее не было ни пяди возделанной земли, ни локтя почвы, годной для произрастания винограда? Все средства для пропитания заключались у нее в том, что во время жатвы она ходила по следам жнецов и подбирала оброненные ими колосья; так заготовляла она себе пропитание на целый год! К ней-то пришел Илия, и притом во время ужасного голода, когда вся земля высохла от бездождия, когда небо пылало огнем, воздух был раскален как медь и облака взнузданы; когда не было ни травы, ни цветов, ни утренней росы, деревья не давали побегов, колосья не колебали своих верхушек; когда реки обмелели, и источники едва питались из недр земли, а море огустело от соли, так как не было притока пресной воды и не падало дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

12 . Итак, поскольку Божие Слово является Творцом нас и всего этого мира, и все сущее пришло в бытие посредством Его, и Он – в понятии единства согласно естеству – является единым Творцом вместе с Отцом и Духом, хотя действие творения несколько более лично приписывается Ему и выражается это особыми выражениями (в Священном Писании ), то следует благоразумно заключить, что Им имеет и воссоздаться человеческое естество; и посылает Его Бог и Отец как Имеющего совершить это воссоздание; тем не менее, приходит Он, имея совершить это, с той же властью, которая присуща Посылающему Его, лучше же сказать – приходит, имея совершить это во времени, Божественным же предопределением Он уже и от вечности совершил это, как и весь мир Он от вечности в Себе Самом создал умственным начертанием, вне же Себя сотворил его тогда, когда возжелал, вместе с этим сотворив и время; приходит же, не меняя место (потому что Он – везде, как это приличествует беспредельному Естеству), 704 но – в снисхождении к нашему смирению, 705 и то – тогда, когда мы его растлили и отвратились от Бога, и в явлении Себя, неизвестном в прежнее время, и Он приходит, не отделившись от Отца и Духа, но как пребывает Он вместе с Ними в беспредельном естестве, личным же свойством Ипостаси различался и в вечности от Них, так и теперь Он находится на небе и всегда пребывает вместе с Отцом и Духом, единственный же принимает человеческое естество, причем ни Отеческая Ипостась, ни Ипостась Духа не участвуют с Ним в этом, и не предполагалось, что будут участвовать с Ним; и принимает Он поистине человеческое естество, чтобы добровольными страданиями за Истину уплатить в Своем лице долг, который долженствовали люди, и открыть путь, некогда заключенный, ведущий к совершенству, для этого сначала Сам став путником по нему и чистейшим Семенем духовно возрождающихся чрез Него и очищенных верою и крещением, вместо оных злополучных семян, 706 и взойти на небо, как предтеча истинных Его плодов, и совершить и иные дела сего всемудрого Домостроительства, которые нам возможно разуметь из Божественного Писания и из самих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

10 . Итак, человечество нуждалось в таковых средствах помощи от Бога, и, таким образом, было необходимо для него воспользоваться для этого орудием (своего спасения). Итак, когда налаживались тако вые пути для будущего и предназначенного воззвания человеческого естества, человечество коснело по немощи у некоторых в отношении ума и воли и вследствие злых умыслов со стороны зла, и все не возмогло приготовиться к чудесным этим вещам, когда даже и теперь, когда они явились светлее света, не все становится причастными им; Бог же, и зная это, не обошел людей Своей заботой и, по причине имеющих не принять лекарств, не счел должным презреть тех, которые с готовностью устремляются к ним; но Могущий и иными способами приготовить людей к принятию этих величайших вещей, и об этом весьма любвеобильно позаботился: именно поэтому и Моисея вдохновил Он видеть относящееся к грядущему ради спасения людей, и Моисей предсказал пришествие Грядущего ради спасения мира и имеющее последовать убиение Его со стороны тех, кто преслушают Его; и другим пророкам после Моисея Бог открыл это, и они писаниями и устно предсказали Его пришествие, и Он устроил, чтобы каждый в свое время и разными способами предсказал это, коих невозможно ныне перечислить и это потребовало бы много слов. 11 . Итак, когда завершились в достаточной мере приготовления сего Домостроительства Божиего для принятия (Его пришествия) и веры, прекрасно следовавшие по мере течения времени, возросла и греховность людей, так что они и своим образом жизни и учениями совершенно отвратились от Бога, так что благовременно тогда было и лекарства приготовить для них и чтобы более объявила себя Сила Божия и благость Его, желавшего и вместе с тем возмогшего при избытке болезни человечества произвести исцеление его; содействовало же сему и благоприятное в то время положение вещей на земле, потому что тогда впервые вся вселенная оказалась под одним начальствованием, – дабы, конечно, легче было бы таким образом апостолам совершить ее (вселенной) обход, иначе они не могли бы продвигаться; сущая же среди людей видимая и материальная монархия является знамением и предначатком имеющего наступить подчинения людей Единому Богу и того, что Богопочитание уже будет единым и единодержавным среди людей, которые в прежнее время совершали его в отношении различных тварей, а также – чрез них – и различным бесам; и во всех отношениях внешние благоприятные обстоятельства прекрасно сошлись вместе как имеющие послужить Божественному человеколюбию; тогда Бог сразу же осуществил Свое человеколюбие и очищение нашего естества и совершил Свой замысел (план) в отношении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Что же касается подобия Божия, то, насколько это было возможно, душа человеческая была сотворена таковой, и в силу этого можно сказать, что человек был создан по образу Божиему, и это утверждается священными книгами и является истиннейшими словами, и на основании сего естественно, что в те времена, когда свет веры еще не воссиял, некоторые на основании сущего в них образа Божия были возведены к познанию Небесной Троицы, хотя и смутному, а также к пониманию того, что пределом такой души является общение с Богом и непосредственное познание Его; потому что невозможно, чтобы душа была сотворена «как-нибудь», но, конечно, она была сотворена ради определенной цели; и невозможно, чтобы у ума была бы иная какая цель, кроме умозрительного и духовного наслаждения; лучше же сказать – знание истины является пределом, который сопровождает таковое наслаждение, и нет ничего иного, что остается старательной душе для такого совершенства, как то, чтобы помышлять о Боге и посредством сущей в ней трехчастности 697 сочетаться с Первой и Превосходящей естество Троицей, здесь – как бы в зерцале, а там – непосредственно и лицом к лицу; и эта цель для нее как духовной естественна, впрочем же – вышеестественна, как имеющей помышлять от себя и по своему положению о вещах худших по своей природе и которые, конечно, ниже ее, вокруг чего, по заслугам, вращается природное человеческое мышление, восприятие Божиих тварей и того, что стало в ряду с ней, не могущей же возвыситься к восприятию умозрительной Беспредельности и сущей в Ней троичности личных свойств, как только при водительстве ее Богом, а Божие водительство она не могла получить иначе как только путем своего усердия и устроения себя быть достойной водительства Божиего; и посему была нужда поместить ее на некое поприще состязания, и как упражнявшуюся и подвизавшуюся явить ее достойной таких великих наград и венцов, и справедливо и вместе с тем сверхблагостно получившей от Творца счастье, и посему она была соединена с телом и с различными связанными с ним ощущениями, чтобы в течение краткого времени прожив в нем и использовав его как раба для более возвышенного образа жизни и пользуясь им как слугой и сущими в нем прекрасностями, а также и сущими в нем тягостностями, которые естественно связать со всеми подвигами и без наличия которых невозможно ни одолеть, ни увенчаться, и, таким образом, доблестно противясь таковым тяготам, а также проистекающим от него (от тела) засадам и страстям, имеющим цель привести человека к отступлению от духовной жизни, она (душа) перемещается в небесную область, воспринимая там награду за проявленное ею здесь усердие и предельное счастье; если же она использует дар свободы воли на противоположное сему и на страстный образ жизни, то сама она явится виновницей всему тому, что имеет последовать ей

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010