Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «…Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле? » (Лк. 18:8). Аминь. Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите… вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда–либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и та и нник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына.  «…жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; …он будет велик пред Господом… и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии… » (Лк. 1:13—17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. Источник: www.mpda.ru Обретши главу Иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся? Подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах. Что мы видим, и что ищем видеть? Не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей (1 Ин. 1:16) Больны, конечно. Господи помилуй! Что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? К каким речам мы жадно прислушиваемся? Господи помилуй! Если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал Иеремия: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» (Иер. 9:21) Что мы говорим? Каким речам позволяем подниматься со дна сердца и слетать с кончика языка? Не есть ли наш язык источник яда, смешанного с медом? Языком «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братии мои, сему так быть» (Иак. 3:9-10) О чем мы думаем? В какую барахолку, в какой склад секонд-хенда мы превращаем свой ум и память, унижая их царственное достоинство! Когда еще и увидеть немощь свою, как не в постные дни . В воздержании языка, в очищении ума с какой еще главы брать пример, как не с главы Предтечевой? Читайте также — Иоанн Предтеча — где помолиться святому? Возьми, Иоанне, и нас за руку Иоанне святый, приклонивший главу под меч, приклони к земле смирения вознесенную нашу гордыню. Вкусной пищи не евший, поддержи нас в посте, чтобы подсушив чрево и не услаждая гортань, могли мы ощутить сладость Слова Божия. Звавший людей к исправлению и изменению, голос твой и к нам обрати. Позови нас на правые пути, и да услышит сердце наше тебя, вопиющего: «Покайтесь». Приводивший людей к Агнцу, словно Невесту к Жениху, возьми, Иоанне, и нас за руку. Доведи нас до Сладчайшего Иисуса, да и мы пред Ним до земли поклонимся, да и мы принесем Ему покаяние, да и мы услышим от Него: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11) Читайте также:

http://pravmir.ru/obretenie-glavy-ioanna...

Все мы хорошо помним потрясающие подробности его смерти. Иоанн уже сидел в темнице, куда был посажен Иродом четвертовластником за то, что обличал того за женитьбу на жене родного брата Иродиаде. Тем временем Ирод устроил пир по случаю дня своего рождения. Во время пира дочь Иродиады так угодила Ироду своею пляской, что он с клятвою обещал дать ей, чего ни попросит. Она же, но наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь: он знал, что Иоанн муж праведный и святой, и берег его, – многое делал, слушаясь его, и в сладость беседовал с ним ( Мк. 6:20 ), что, впрочем, не мешало ему в минуты раздражения против Иоанна желать его смерти, и если бы он не боялся народа, среди которого почитали Иоанна за пророка, то, может быть, Иоанна давно бы уже не было в живых ( Мф. 14:5 ). Как бы то ни было, но теперь, когда нужно было произнести страшное слово, которое бы окончательно решило участь Иоанна, царь опечалился: даже и его развращенному сердцу не легко было помириться с насильственною смертию праведника и притом из-за изысканно-жестокой прихоти изысканно-жестокой женщины, но, – повествует евангелист, – ради клятвы и возлежащих с ним не решился отступить от своего безумного слова: послал отсечь Иоанну голову в темнице. Как прежде из-за страха перед народом удерживался от убийства Иоанна, так теперь, из-за того же страха, но только уже не перед народом, а перед гостями, приказал отсечь голову человека, которого сам же считал мужем праведным и святым. Так, бр., в обоих потрясающих событиях – и в предании на смерть Христа, и в усекновении главы Его Предтечи, страх перед тем, что скажут, в первом случае – кесарь, во втором, – народ или гости, собравшиеся на пир, оказался тяжестью, окончательно и бесповоротно определившей наклон воли тех лиц, в руках которых находилась земная судьба Христа Спасителя и Иоанна Предтечи, в сторону злого дела: что скажет кесарь? как бы из-за оправдательного приговора не лишиться места? что скажет народ? как бы своими действиями не вызвать возмущения в народе? что скажут гости? как бы не осудили за нарушение клятвенного слова? Что скажут, как бы не осудили, как бы не лишили места – и эти мелкие, недостойные побуждения оказываются могущественною силой в душе людей, созданных по образу и подобию Божию, призванных украшать землю своим богоподобным достоинством! Больно и страшно, – за человека страшно...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей. Π. Ф. де Греббер. 1640 г. Таким был конец человека, к которому еще недавно стекались тысячи людей, чья проповедь гремела на всю Иудею. Судьба Иоанна стала прообразом судьбы Иисуса – Сына Человеческого, Чье служение на земле тоже станет путем умаления даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Казнь Иоанна предшествовала казни Иисуса. Параллелизм двух жизней, начавшийся со встречи их матерей – Марии и Елисаветы ( Лк. 1:39–56 ), продолжившийся их собственной встречей на берегу Иордана и параллельной миссией в течение некоторого времени, завершился тем, что каждый взошел на свой крест – сначала Предтеча, а потом Тот, о Ком он предсказывал. Церковная традиция говорит о том, что после своей смерти Иоанн Креститель сошел во ад, чтобы и там приготовить путь Иисусу, Который сойдет туда после Своей смерти на кресте. Евангелие от Матфея как бы намеренно и сознательно подчеркивает параллелизм жизней Иоанна и Иисуса, употребляя одни и те же выражения применительно к одному и Другому. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Икона. XVIII в. О желании Ирода убить Иоанна говорится: и хотел у бить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка ( Мф. 14:5 ). А об Иисусе: и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка ( Мф. 21:46 ). Слова взять и связать употребляются применительно и к Иоанну, и к Иисусу ( Мф. 14:3; 21:46; 27:2 ). Ирод приказывает казнить Иоанна как бы против своей воли ( Мф. 14:9 ), и Пилат выносит смертный приговор Иисусу вопреки своей воле ( Мф. 27:24 ). Сцена погребения Иоанна (мф. 14:12) по содержанию и используемому словарю является как бы предвестием сцены погребения Иисуса ( Мф. 27:57–60 ). Повествование евангелиста Матфея о смерти Предтечи завершается словами: Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один ( Мф. 14:12–13 ). Далее следует рассказ о насыщении пяти тысяч пятью хлебами, после чего понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один ( Мф. 14:23–24 ). Почему евангелист так акцентирует внимание читателя на том, что Иисус дважды в течение короткого времени удаляется от учеников, чтобы побыть наедине? И почему это происходит сразу после того, как Он слышит о смерти Иоанна Крестителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда они ушли, Господь сказал народу об Иоанне: – Он пророк и больше пророка. Он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший (по возрасту – то есть Сам Христос – прим. авт.) в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Все пророки и Закон прорекли до Иоанна. Он есть Илия, которому должно прийти. (Ибо Иоанн исполнил служение пророка Илии, обличавшего нечестие народа – прим. авт.) Между тем настал день рождения Ирода. Он устроил большой пир своим вельможам. И когда все напились вина, дочь Иродиады Саломея плясала и угодила царю. Он поклялся, что исполнит любую ее просьбу, даже даст полцарства. Она посоветовалась с матерью и сказала: – Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить клятву (хотя только так он мог сохранить Закон Бога). Он повелел дать ей просимое. Воин отсек голову пророка в темнице, ее принесли Саломее, а она отдала ее своей матери. Иродиада в ярости исколола язык Предтечи и желала утопить голову в нечистом месте. Но тайные ученики Господа похоронили ее на Елеонской горе, где она была обретена в IV веке. Ученики Иоанна похоронили его тело в гробнице. Так умер за правду Божию величайший пророк, крестивший Господа. Душа Иоанна Крестителя сошла в ад, и там он также стал Предтечей Христа. В аду он возвестил умершим приближающееся спасение. Память усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 11 сентября. Умножение хлебов (Мф. 14, 13–21; Мк. 6, 30–44; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–14) Незадолго до Пасхи Господь учил народ недалеко от Тивериады. День склонялся к вечеру, а до города было далеко. Тогда Христос, испытывая Филиппа, спросил: – Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? – Им и на двести динариев не хватит, чтобы каждому досталось хоть понемногу, – отвечал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. 11 сентября. ПРАВМИР. Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии и праведной Елизаветы. Он приходился по материнской линии родственником Господу Иисусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Господа. По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

История христианской Церкви знает много случаев, когда по молитвам святых мучеников их мучители обращались к Богу и сами через некоторое время становились мучениками за веру в Иисуса Христа. Но этого не произошло в случае царя Ирода Антипы. И мы читаем далее: Мф.14:11 . «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». Итак, в жизни царя Ирода произошло смешение похоти и человекоубийства. Итак, пророк Божий убит! Теперь блудливая мать и ее дочь могут быть спокойны: никто не потревожит их своими нравоучениями, уста мертвой головы сомкнуты, и Ирод надеется, что более никто не решится оскорбить его своим обличением. Но тревога не покидает всех этих людей – голову Иоанна Крестителя на блюде вносят в зал, где пируют царь Ирод Антипа и весь его «бомонда». Как учит древнее предание, неожиданно для всех мертвые очи и уста отверзаются, мертвая голова смотрит на царя Ирода, и, как приговор вечности, звучат страшные для Ирода слова: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!» И мы читаем далее: Мф.14:12–13 . «Ученики же его (то есть ученики Иоанна Крестителя) , придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком» . Господь Иисус Христос, узнав о смерти Иоанна Крестителя, удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Господь Иисус любил Своего пророка и Предтечу, связанный с ним детской дружбой и служением Богу Отцу. Иисус всегда удалялся от людей для молитвы. Это была молитва о Друге Жениха. Именно так Сам Господь Иисус Христос в Своих притчах называет Иоанна Крестителя – «Другом Жениха». Сказано: «Имеющий невесту (то есть Церковь ) есть жених…» Небесный Жених Церкви есть Сам Господь Иисус Христос. «…а друг жениха (то есть Иоанн Предтеча), стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» ( Ин.3:29 ). Друг Жениха, Предтеча и Креститель Господень, и ныне в Небесном Царстве Божием предстоит ошую Сына Божия и «радостью радуется, слыша голос жениха».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Азбука веры Православная библиотека святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Пожертвовать Вход святитель Димитрий Ростовский (Туптало) Поучения и слова Источник Поучение 13 Поучение 15 Скачать epub pdf Оригинал: 18 Мб Поучение на усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи, месяца августа, в 29 день в 1701 г. («При окончании же поприща своего Иоанн говорил: «За кого почитаете вы меня?» (Деян. 13:25)) Возлюбленные слушатели! Честного и славного пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, коего усекновение честной главы ныне мы вспоминаем, спросили некогда: кто он? «Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?» ( Ин. 1:19 ). Ныне же сам Иоанн, кончая жизнь свою, запечатлевая свою проповедь своей кровью и преклоняя честную главу свою под меч Иродов, спрашивает о себе: как каждый о нем думает? «За кого почитаете вы меня?» Пусть всякий мыслит о нем, как хочет, я же, имея в виду нынешний пятничный день крестный, день вольного страдания Господня, и видя в этот день две смерти: смерть Христа Господа – крестную, и смерть Предтечи Его от меча, скажу, что святой Иоанн был подражатель Христу, согласно тому, что говорит нам тот, кто носил язвы Господа своего на теле своем: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). И если о ком-либо, то о святом Иоанне Предтече прежде всего могут быть сказаны слова Послания к евреям: «Уподоблен Сыну Божию» ( Евр. 7:3 ), ибо он был первым из святых, о которых говорит апостол: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8:29 ). Посмотрим, как и в чем святой Иоанн был сообразен, подобен Сыну Божию, Христу Спасителю нашему? Толкователи Божественного Писания, рассматривая вышереченные апостольские слова: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего», – объясняют, как можно сообразоваться Христу: «Крестом, – говорят они, – сообразуемся мы Сыну Божию, Христу распятому, и в том великая честь и польза наша. Ибо как здесь мы сообразуемся Христу в скорбях, так сообразны будем Ему в блаженной жизни. А потому кто не захочет нести крест со Христом? Чтобы быть сообразными и подобными Христу, Господу нашему, мы должны быть Его подражателями не в творении чудес, не в воскрешении мертвых, а в духовном ношении креста, то есть в терпеливом перенесении всех бед, скорбей, гонений и самой смерти ради Бога. Этим именно крестом, если мы хорошо несем его, мы сделаемся сообразными, подобными Сыну Божию и сопрославимся с Ним, по словам апостола: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Прокимен, глас 4 Дорога пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 57: Евангелие от Матфея, зачало 57 Во время оно, услышав Ирод четвертовластник слух Иисусов, рече отроком своим: Сей есть Иоанн Креститель, той воскресе от мертвых, и сего ради силы деются о нем. Ирод бо есмь Иоанна, связа его, и всади в темницу, Иродиады ради жены Филиппа брата своего. Глаголаше бо ему Иоанн: не достоит ти имети ея. И хотяше его убити, убояся народа, зане яко пророка его имеяху. Дни же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродиадина посреде, и угоди Иродови. Темже и с клятвою изрече ей дати, егоже аще воспросит. Она же наваждена материю своею, даждь ми, рече, зде на блюде главу Иоанна Крестителя. И печален бысть царь: клятвы же ради, и за возлежащих с ним, повеле дати ей. И послав усекну Иоанна в темнице. И принесоша главу его на блюде, и даша девице, и отнесе матери своей. И приступльше ученицы его, взяша тело его, и погребоша е, и пришедше возвестиша Иисусови. И слышав Иисус отыде оттуду в корабли, в пусто место един. И слышавше народи, по Нем идоша пеши от градов. В то время дошел до Ирода тетрарха слух об Иисусе. И сказал он слугам своим: “Это Иоанн Креститель; он восстал из мертвых, и потому силы действуют в нем”. Ибо Ирод, схватив Иоанна, заключил его в узы и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; ведь говорил ему Иоанн: “Не должно тебе иметь ее”. И хотел убить его, но убоялся народа, потому что его почитали за пророка. Но когда настал день рождения Ирода, дочь Иродиады сплясала посреди гостей и угодила Ироду; потому он с клятвою обещал ей дать, чего бы она ни попросила. Она же, по наущению матери своей, говорит: “Дай мне здесь же на блюде голову Иоанна Крестителя”. И опечалился царь, но ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать. И послал обезглавить Иоанна в темнице; и принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла ее матери своей. И пришли ученики его, взяли тело и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И услышав Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; и народ, услышав, последовал за Ним пешком из городов.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010